Научная статья на тему 'Оценка вероятности банкротства ПАО «Аэрофлот»'

Оценка вероятности банкротства ПАО «Аэрофлот» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банкротство / прогнозирование / модель Таффлера / модель Беликова-Давыдовой / анализ / bankruptcy / forecasting / Taffler model / Belikov-Davydova model / analysis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дарья Александровна Лагунова, Екатерина Вадимировна Романенко

Ни одна компания, даже в период роста, не может окончательно быть уверенной в своём будущем. Поэтому проблема прогнозирования и оценки риска банкротства организации сегодня чрезвычайно актуальны в Российской Федерации. Проводится анализ банкротства компании ПАО «Аэрофлот».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the probability of bankruptcy of «Aeroflot»

No company, even in a period of growth, can be completely confident in its future. In this regard, the problem of forecasting and assessing the risk of bankruptcy of an organization is extremely relevant in the Russian Federation today. This article analyzes the bankruptcy of Aeroflot.

Текст научной работы на тему «Оценка вероятности банкротства ПАО «Аэрофлот»»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Аналитическая статья УДК368.025.61

Оценка вероятности банкротства ПАО «Аэрофлот»

Дарья Александровна Лагунова1 Екатерина Вадимировна Романенко

1 2Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия 1 lagunova. dasha@gmail. сот

Аннотация. Ни одна компания, даже в период роста, не может окончательно быть уверенной в своём будущем. Поэтому проблема прогнозирования и оценки риска банкротства организации сегодня чрезвычайно актуальны в Российской Федерации. Проводится анализ банкротства компании ПАО «Аэрофлот».

Ключевые слова: банкротство, прогнозирование, модель Таффлера, модель Беликова-Давыдовой, анализ.

ECONOMICS AND QUALITY MANAGEMENT Analytical article

Assessment of the probability of bankruptcy of «Aeroflot»

Daria A. Lagunova1 Ekaterina V. Romanenko2

Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia 1 lagunova.dasha@gmail.com

Abstract. No company, even in a period of growth, can be completely confident in its future. In this regard, the problem of forecasting and assessing the risk of bankruptcy of an organization is extremely relevant in the Russian Federation today. This article analyzes the bankruptcy of Aeroflot. Keywords: bankruptcy, forecasting, Taffler model, Belikov-Davydova model, analysis.

В настоящее время для прогнозирования финансового положения и оценки вероятности банкротства предприятий используют различные математические модели и методы, основанные на расчёте отдельных финансовых коэффициентов и их комбинаций.

Наиболее известными многофакторными моделями прогнозирования несостоятельности предприятий являются как зарубежные модели (четырёхфакторная модель Таффлера и Тишоу, двухфакторная модель Альтмана, пятифактор-ная модель Альтмана, четырёхфакторная модель Лиса), так и отечественные (Модель диагностики банкротства Беликова-Давыдовой, пя-тифакторная модель Савицкой) [2].

© Лагунова Д. А., Романенко Е. В., 2022

Аэрофлот (юридическое название - ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии») - лидер воздушного транспорта России, член глобального авиационного альянса SkyTeam. Аэрофлот входит в число мировых лидеров по обеспечению безопасности полётов[4].

Основным направлением деятельности группы «Аэрофлот» являются пассажирские авиаперевозки. По итогам 2020 года компания заняла лидирующую позицию на рынке, набрав более 20% российского рынка авиаперевозок по пассажиропотоку.

Для прогнозирования вероятности банкротства ПАО «Аэрофлот» используем Модель диагностики банкротства Беликова-Давыдовой и Факторную модель Таффлера. Это позволит наиболее объективно определить вероятность банкротства. Данные используются с 2019 по 2021 год.

Одна из первых отечественных моделей прогнозирования банкротства предприятия была предложена А.Ю. Беликовым в своей диссертации в 1998 году. Научным руководителем у него была Г.В. Давыдова. Поэтому более правильно называть эту модель оценки финансовой устойчивости предприятия - модель Беликова. Зачастую эту модель называют моделью ИГЭА[2].

Проведём оценку вероятности банкротства посредством российской методики - Четырёхфак-торной модели Беликова-Давыдовой (табл. 1).

Регрессионная формула модели выглядит следующим образом:

2= 8,38 х К! + 1 х К2 + 0,054 х К3 + 0,63 х К4, где К! - отношение оборотного капитала к активам; К2 - отношение чистой прибыли к собственному капиталу; К3 - выручка, делённая на активы; К4 - чистая прибыль, делённая на себестоимость.

Таблица 1

Данные для расчёта четырёхфакторной модели

Показатель 2019 год 2020 год 2021 год

Ki 0,626 0,640 0,647

K2 0,076 -1,812 -0,786

K3 2,774 0,848 1,056

K4 0,010 -0,291 -0,079

Проведём расчёт показателя вероятности банкротства за 3 года:

22019= 8,38 х 0,626 + 1,0 х 0,076 + 0,054 х 2,774 +

+ 0,63 х 0,010 = 5,482 22020= 8,38 х 0,640 - 1,0 х 1,812 + 0,054 х 0,848 -

- 0,63 х 0,291 = 3,415 22021= 8,38 х 0,647 - 1,0 х 0,786 + 0,054 х 1,056 --0,63 х 0,079 = 4,639

При анализе банкротства по модели Беликова-Давыдовой максимальная вероятность банкротства наступает, если 2<0, а минимальная степень банкротства, если 2<0,42. Исходя из наших результатов, за весь рассматриваемый период вероятность банкротства минимальна.

Далее проведём оценку вероятности банкротства с использованием факторной модели Таф-флера.

Модель Таффлера - методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учёными Р. Таффлером и Г. Тишоу. Данная модель была разработана ими по результатам тестирования более ранней модели Альтмана на данных отчётности британских компаний как более соответствовавшая новым экономическим реалиям [1].

Четырёхфакторная модель Таффлера имеет следующий вид:

2 = 0,53 х Х1+0,13 х Х2+0,18 х Х3+0,16 х Х4, где Х1 - отношение прибыли от продаж до уплаты налога к сумме текущих обязательств; Х2 -отношение суммы текущих активов к общей сумме обязательств; Х3 - отношение суммы текущих обязательств к общей сумме активов; Х4 -отношение выручки к общей сумме активов.

Таблица 2 Данные для расчёта модели Таффлера

Показатель 2019 год 2020 год 2021 год

X1 0,044 -0,686 -0,190

X2 0,965 0,797 0,730

X3 0,602 0,519 0,472

X4 2,774 0,848 1,056

Проведём расчёт показателя вероятности банкротства за 3 года:

22019= 0,53 х 0,044 + 0,13 х 0,965 + 0,18 х

х0,602 + 0,16 х 2,774 = 0,701 22020= -0,53 х 0,686 + 0,13х0,797 + 0,18 х

х 0,519 + 0,16 х 0,848 = -0,031 22021= -0,53 х 0,190 + 0,13 х 0,730 + 0,18 х х 0,472 + 0,16 х 1,056 = 0,248.

Нормативное значение данного показателя показывает, что при 2<0,2 у компании высокая вероятность банкротства, а при 2>0,3 низкая вероятность.

В 2019 году наблюдается низкая вероятность банкротства. В 2020 году была высокая вероятность, а в 2021 средняя (табл. 2).

Проведённый анализ показывает, что последние два года ПАО «Аэрофлот» находится на ступени высокой вероятности банкротства, что говорит о снижении платёжеспособности и ликвидности компании, что негативно сказывается на финансовой устойчивости компании.

Однако благодаря мероприятиям, проводимых компанией, финансовые результаты в 2021 году улучшились в сравнении с прошлым годом. Благодаря росту спроса на авиаперевозки в летний период, а также развитию производственных программ на рынке внутренних перевозок, компания получила чистую прибыль[3].

Стоит отметить то, что итоговые показатели ПАО «Аэрофлот» по модели Таффлера не совпадают с итогами по четырёхфакторной модели Беликова-Давыдовой. Согласно модели Беликова-Давыдовой, в период с 2019 год до 2021 год компания находится в стабильном состоянии и вероятность банкротства минимальна. В тот

момент как в расчётах по модели Таффлера отчётливо видно негативное влияние Covid-19 на авиаперевозки.

Общеотраслевую ситуация ещё нельзя назвать устойчивой, однако ПАО «Аэрофлот» использует все возможности и ресурсы для улучшения финансовых результатов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Модель Таффлера (2-счёт Таффлера) https://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/analysis/ model_tafflera_z_schet_tafflera.html (дата обращения: 10.02.2022).

2. Модели прогнозирования банкротства предприятия (MDA-модели) https://finzz.ru/ modeli-prognozirovaшya-bankrotstva-rossijskix-predpriyatij-mda-modeli.html (дата обращения: 11.03.2022).

3. Публичное акционерное общество «Аэрофлот - Российские авиалинии». Сведения об организации из БФО. https://bo.nalog.ru/ organizations-card/4444528 (дата обращения: 10.02.2022).

4. Публичное акционерное общество «Аэрофлот» https://cargotime.ru/airlines/pao-aeroflot/ (дата обращения: 12.03.2022).

Информация об авторах

Д. А. Лагунова - студент гр. ФКбд-41, бакалавр инженерно-экономического факультета УлГТУ;

Е. В. Романенко - старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» УлГТУ.

REFERENCES

1. Model' Tafflera (Z-schyot Tafflera) [The Taffler model (Taffler's Z-score)] https://www. au-dit-it.ru/finanaliz/terms/analysis/model_tafflera_ z_schet_tafflera.html (accessed: 10.02.2022).

2. Modeli prognozirovaniya bankrotstva predpriyatiya (MDA-modeli) [Enterprise bankruptcy forecasting models (MDA models)] https://finzz.ru / modeli-prognozirovaniya-bankrotstva-rossijskix-predpriyatij-mda-modeli.html (accessed: 11.03.2022).

3. Publichnoe akcionernoe obshchestvo «Aero-flot - Rossijskie avialinii». Svedeniya ob organizacii iz BFO [Public Joint Stock Company «Aeroflot-Russian airlines». Information about the organization from the PFD]. https://bo.nalog.ru / organiza-ti ons-card/4444528 (accessed: 10.02.2022).

4. Publichnoe akcionernoe obshchestvo «Aero-flot» [Public Joint Stock Company «Aeroflot»]. https://cargotime.ru/airlines/pao-aeroflot / (accessed: 12.03.2022).

Information about the authors

D. A. Lagunova - student of gr. FCbd-41, baka-lavr of the Faculty of Engineering and Economics of UlSTU;

E. V. Romanenko - senior lecturer of the Department of Finance and Credit of UlSTU.

Статья поступила в редакцию 21.03.2022; одобрена после рецензирования 30.03.2022; принята к публикации 01.04.2022.

The article was submitted 21.03.2022; approved after reviewing 30.03.2022; accepted for publication 01.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.