Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА РИСКА БАНКРОТСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ»)'

ДИАГНОСТИКА РИСКА БАНКРОТСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕРОЯТНОСТЬ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ / ОЦЕНКА / ПЯТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штурмина О. С., Колоколова В. В.

Анализ диагностики банкротства является важнейшим условием успешного управления компанией, так как результаты экономической деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. Изучение института банкротства является необходимым для качественного ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF BANKRUPTCY RISK (ON THE EXAMPLE OF PJSC AEROFLOT»)

Analysis of bankruptcy diagnostics is the most important condition for successful management of a company, since the results of economic activity depend on the availability and efficiency of financial resources. Studying the Institute of bankruptcy is necessary for high-quality business management.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА РИСКА БАНКРОТСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ»)»

УДК 347.736

О. С. ШТУРМИНА, В. В. КОЛОКОЛОВА

ДИАГНОСТИКА РИСКА БАНКРОТСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ»)

Анализ диагностики банкротства является важнейшим условием успешного управления компанией, так как результаты экономической деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. Изучение института банкротства является необходимым для качественного ведения бизнеса.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, вероятность кризисной ситуации, оценка, пяти-факторная модель, отечественная модель.

В условиях рынка любое предприятие может оказаться банкротом, однако умелая экономическая стратегия, рациональная политика в области финансов, инвестиций, цен и маркетинга позволяют предприятию избежать этого и сохранять в течение многих лет деловую активность, прибыльность и высокую репутацию надёжного партнёра и производителя качественной продукции или качественных услуг.

ПАО «Аэрофлот» является лидером гражданской авиации в России. Основное направление деятельности Группы «Аэрофлот» - это пассажирские авиаперевозки. По итогам 2017 года корпорация заняла более 40% российского рынка авиаперевозок по пассажиропотоку. В настоящее время ПАО «Аэрофлот» делает особую ставку на новые информационные технологии как мощное средство повышения качества обслуживания клиентов. Учредителем ПАО «Аэрофлот» является Правительство РФ, оно владеет 51,17% акций ПАО «Аэрофлот», около 41% принадлежат юридическим и физическим лицам, в том числе сотрудникам компании [2].

Для прогноза возможного банкротства ПАО «Аэрофлот» используем зарубежную пятифак-торную модель Э. Альтмана и отечественную модель О. П. Зайцевой.

Исходные данные, необходимые для диагностики вероятности банкротства по пятифактор-ной модели для ПАО «Аэрофлот», представим в таблице 1.

Определим вероятность банкротства ПАО

© Штурмина О. С., Колоколова В. В., 2020

«Аэрофлот» с помощью пятифакторной модели:

22017 = 1,2*0,73 + 1,2*0,42 + 3,3*0,19+ 0,6*0,74 + + 2,42 = 4,87,

22018 = 1,2*0,61 + 1,2*0,38 + 3,3*0,02 + 0,6*0,54 + + 2,94 = 4,52,

22019 = 1,2*0,63 + 1,2*0,34 + 3,3*0,01 + 0,6*0,54 + + 2,77 = 4,29.

На основании пятифакторной модели Э. Альтмана, можно заключить, что компания ПАО «Аэрофлот» является финансово устойчивой. Однако, как можно заметить, наблюдается тенденция к снижению показателя 2, что не может не насторожить.

Далее необходимо провести оценку вероятности банкротства посредством российской методики, разработанной О.П. Зайцевой. Исходные данные для расчёта представим в таблице 2.

На основании полученных результатов рассчитаем фактический показатель вероятности банкротства ПАО «Аэрофлот»:

Кфакт2017 = 0,25*0,45 + 0,1*0,89 + 0,2*2,72 + + 0,25*0,08 + 0,1*1,34 + 0,1*0,41 = 0,94

Кфакт2018 = 0,25*0,07 +0,1*1,14 + 0,2*9,42 + + 0,25*0,01 + 0,1*1,85 + 0,1*0,34 = 2,24

Кфакт2019 = 0,25*0,03 + 0,1*0,2 + 0,2*13,45 + + 0,25*0 + 0,1*1,85+0,1*0,36 = 3,01

Нормативным значением данного показателя является значение в пределах 1,57-1,59. В случае, когда фактическое значение больше нормативного, то у предприятия достаточно большой риск банкротства. Из этого следует, что в 2018-2019 гг. у ПАО «Аэрофлот» высокий риск банкротства. Полученные результаты в динамике представим на рисунке 1.

Таблица 1

Исходные данные для расчёта пятифакторной модели

Показатель 2017 2018 2019

Оборотные активы, тыс. руб. 134 616 278 105 434 016 124 624 352

Сумма активов, тыс. руб. 184 506 224 171 651 899 198 931 740

Нераспределённая прибыль,

тыс. руб. 77 271 364 65 848 670 68 284 001

Операционная прибыль (прибыль

до НО), тыс. руб. 35 224 139 4 082 708 2317 013

Задолженность 105 784 639 111 395 721 129 205 508

Рыночная стоимости акций

(акционерный капитал), тыс. руб. 78 721 585 60 256 178 69 726 232

Выручка, тыс. руб. 446 649 442 504 696 789 551 767 420

Х1 (соотношение оборотного

капитала и суммы активов) 0,73 0,61 0,63

Х2 (соотношение нераспределённой

прибыли и суммы активов) 0,42 0,38 0,34

Х3 (соотношение операционной

прибыли и суммы активов) 0,19 0,02 0,01

Х4 (соотношение рыночной стоимо-

сти акций и задолженности) 0,74 0,54 0,54

Х5 (соотношение выручки и суммы

активов) 2,42 2,94 2,77

Таблица 2

Исходные данные для диагностики банкротства ПАО «Аэрофлот» по методике О. П. Зайцевой

Показатель 2017 2018 2019

Куп 0,45 0,07 0,03

Кз 0,89 1,14 0,92

Кс 2,72 9,42 13,45

Кур 0,08 0,01 0

Кфр 1,34 1,85 1,85

Кзаг 0,41 0,34 0,36

6 5 4 3 2 1 0 -1 -2 -3

2

2017

2018

2019

1 - Двухфакторная модель ; 2 - Пятифакторная модель; 3 - Модель Зайцевой

Рис. 1. Динамика показателей вероятности банкротства ПАО «Аэрофлот»

Проведённый анализ показал, что ПАО «Аэрофлот» имеет тенденцию к снижению степени своей платежёспособности, что сказывается на финансовой устойчивости компании. Ввиду этого необходимо определить мероприятия, которые будут направлены на снижение вероятности банкротства и повышение платежёспособности.

Вероятность банкротства ПАО «Аэрофлот» не является высокой, однако на сегодняшний день существует тенденция к её повышению, поэтому необходимо предпринимать следующие активные действия, ориентированные на предотвращение наступления банкротства:

-ускорение оборачиваемости капитала за счёт сокращения сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей;

-рассмотреть возможности сокращения штата управленческих служб, что повлечёт экономию фонда заработной платы и отчислениях во внебюджетные фонды;

-рассмотреть изменения формирования инвестиционного портфеля, что должно улучшить инвестиционную ситуацию и снизить возможность неоправданных рисковых вложений;

-осуществлять постоянный контроль за своевременностью и качественностью предоставляемых услуг;

-организовать рекламные кампании для привлечения новых клиентов, провести маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения.

Таким образом, на основании анализа ПАО «Аэрофлот» было заключено, что компания всё же является финансово устойчивой, однако наблюдается тенденция к повышению вероятности банкротства. С целью устранения выявленных проблем были предложены к практической реализации мероприятия, связанные с экономией фонда заработной платы, снижением стоимости оборотных активов и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ревякина И. А. Пятифакторная модель Альтмана. Прогнозирование риска банкротства предприятия // Наука среди нас. - 2018. - №1(5). - С. 355-359.

2. Официальный сайт ПАО «Аэрофлот». Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ (дата обращения: 10.11.2020).

3. Отчётность ПАО «Аэрофлот». Режим доступа: https://ir.aeroflot.ru/reporting/financial-results/ras/ (дата обращения: 10.11.2020).

REFERENCES

1. Revyakina I. A. Pyatifaktornaya model' Al'tmana. Prognozirovanie riska bankrotstva predpriyatiya [Altman's five-factor model. Forecasting the risk of bankruptcy of the enterprise] // Nauka sredi nas [Science among us]. 2018, no 1(5), pp. 355-359.

2. Oficial'nyj sajt PAO «Aeroflot» [Official website of PJSC «Aeroflot»]. Rezhim dostupa [Access mode]: https://www.aeroflot.ru/ (accessed: 10.11.2020).

3. Otchyotnost' PAO «Aeroflot» [Reporting of PJSC «Aeroflot»]. Rezhim dostupa [Access mode]: https://ir.aeroflot.ru/reporting/financial-results/ras/ (accessed: 10.11.2020).

Штурмина Ольга Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет. Колоколова Валерия Владимировна, студентка 4-го курса, Ульяновский государственный технический университет.

Поступила 14.12.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.