Оценка утраченного социально-экономического потенциала Чеченской Республики и задачи его восстановления Estimation of the lost social and economic potential the Chechen Republic and problem of its restoration Садыков Х. С-С, к.э.н. доцент ГГНТУ Бетилгириев М.А., д.э.н., профессор ГГНТУ Бетилгириев Иса Маулаевич, студент 3 курса ГГНТУ
В статье проводится и анализируется состояние социально-экономического потенциала республики до 1991 г. Рассмотрено положение в отраслях экономики и социальной сферы, выявлены основные проблемы и определены задачи и приоритетные направления восстановления воспроизводственного цикла
Ключевые слова: социально-экономический потенциал, индустриально-
аграрный тип экономики, занятость населения, дезурбанизация, особая экономическая зона, системный и комплексный подход, уровень стандартов, общесистемные проблемы, целевая комплексная программа.
In article the condition of social and economic potential of republic till 1991 is spent and analyzed position in branches of economy and social sphere Is considered, the basic problems are revealed and problems and priority directions of restoration воспроизводственного a cycle are defined
Keywords: social and economic potential, industrially-agrarian type of economy, population employment, дезурбанизация, a special economic zone, the system and complex approach, level of standards, общесистемные problems, the target complex program.
Чеченская Республика (ЧР) в советское время являлась частью единого народнохозяйственного комплекса страны. За годы советской планово-централизованной системы хозяйствования сформировался индустриально-аграрный тип экономики региона. На ее территории был создан мощный многоотраслевой производственный комплекс, основу которого составляли базовые отрасли промышленности (нефтедобыча и нефтепереработка, нефтехимия, машиностроение), транспорт, строительная индустрия. Большое развитие получила отраслевая наука, и самые высокие ее достижения были: крекинг нефти, газобензиновое производство, авиационные масла. Готовились высококвалифицированные кадры для всего нефтехимического комплекса СССР и ряда зарубежных стран. Вместе с тем, на высоком уровне были развиты и сельское хозяйство и обслуживающие его отрасли, прежде всего, пищевая промышленность.
Научно-образовательный комплекс ЧР сложился в 60-80-ые годы, и был ориентирован на развивающийся нефтегазовый комплекс.
Середина 80-х годов - период наибольшего расцвета республиканской науки: в
14 научных, научно-исследовательских и проектных учреждениях Чечено-Ингушской Республики (ЧИР) работало около 3000 человек, или 2,2% всех занятых в экономике. В этот период укрепляется материальная и экспериментальная база, складываются научные коллективы со своими традициями. На грозненских заводах действовали опытно-промышленные установки, на которых отрабатывались новые технологии, разработанные в НИИ.
ЧИР давала новые технологии и кадры и для всего нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса СССР. Помимо НИИ, вузов и техникумов, в республике существовала разветвленная сеть профессионально-технических училищ, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих (и не только в Грозном и других городах, но и в сельской местности).
За годы драматических событий научная база республики понесла значительные потери. Многие ведущие специалисты, в т.ч. известные ученые, покинули республику. Разрушена материально-техническая база отраслевой науки, в том числе НИИ «Промавтоматика», СПКБ «Промавтоматика», СПКБ «Оргтехника», ПКБ «Минпромнауки».
Уничтожена огромная накопленная научно-информационная база во всех сферах деятельности (например, по земельным ресурсам, недрам, развитию горного края, и др.). Разрушена национальная библиотека, музей и памятники истории и архитектуры и другие носители информации материальной культуры и духовной сферы.
При этом следует отметить, что республике удалось в определенной степени сохранить национальные научные кадры.
Структура совокупного общественного продукта в 1991 г. выглядела следующим образом (%): промышленность - 41,4; сельское хозяйство - 34,1; строительство - 11,2; транспорт, связь - 4,3; другие отрасли - 3,0.
Особенностью экономики советской ЧИР была высокая концентрация производительных сил в городе Грозном и, как следствие - недостаточное развитие сети городских поселений, относительно низкий уровень урбанизации [4].
ЧИР исторически являлась одним из ведущих центров Северо-Кавказс-кого региона по добыче и переработке нефти, что в первую очередь предопределило ее хозяйственную и промышленную специализацию. В период активной эксплуатации
месторождений нефтяной комплекс насчитывал 33 подразделения по добыче и 18 - по переработке нефти. В 1991г. в общем объеме промышленного производства топливная промышленность составляла 41%. На предприятиях нефтяной промышленности работало примерно 30000 человек, или около 30% всех работающих в промышленности.
Самый высокий уровень добычи нефти за время существования нефтяной промышленности приходится на период 1960 - 1991 гг. С освоением глубокого бурения добыча нефти увеличилась с 3,3 млн. тонн в 1960 г до 21,6 млн. тонн в 1971году. Но с 1972 года она стала быстро сокращаться, и в начале 90-ых годов добывалось уже 4,1 -4,2 млн. тонн, а в 1994 году - добыча нефти упала до 1,2 млн. т. Последующие драматические события привели к сокращению объемов добычи с 0,63 млн. т в 1995 до
0,33 млн. т в 2000 году. В последующие годы ОАО «РОСНЕФТЬ» увеличило годовой объем добываемой нефти в республике - до 1,5 млн. т в 2002, 1,8 - в 2003 и 1,9 - 2009 г.
В результате боевых действий была значительно подорвана материальная база нефтяной промышленности. За период с 1991 по 2000 годы эксплуатационный фонд нефтяных скважин сократился с 1524 ед. до 924 ед. (на 40%), а фонд действующих скважин - с 1501 до 213 , или на 85 %. С 1994 года в республике не ведется эксплуатационное бурение.
В республике была создана сильная нефтеперерабатывающая отрасль, которая превосходила объемы местной добычи нефти. Основная часть перерабатываемой нефти транспортировалась по нефтепроводу из Поволжья. ЧР специализировалась на производстве авиационного керосина и реактивного топлива, а также авиационных смазочных масел. Высокое качество местной нефти позволяло получать качественные светлые нефтепродукты зимних сортов.
В настоящее время ЧР (с 1992 г.) практически осталась без собственной нефтепереработки. В 1990 году на предприятии “Грознефтегоргаз” было переработано 16,3 млн. тонн нефти, в 1991 - 14,9 , в 1992 - 9,7, в 1994 - 2,1 млн. тонн. С 1995 г промышленная переработка нефти прекратилась, стала производиться ее перегонка на многочисленных мелких примитивных кустарных установках, на которых получают низкокачественный автобензин и дизтопливо.
За 1928-1990 годы на территории нынешней ЧР и Республики Ингушетия было добыто около 80 млрд. кубических метров газа. В среднем за год за 1992-1993гг Чечня добывала около 6 млрд. м3. газа, за 2002 год добыто 267,1 млн. м3 и за 2009 - 613,7 млн. м3 природного и нефтяного газа.
В результате военных действий на территории ЧР выведена из строя часть промысловых газопроводов, компрессорных станций и других сооружений.
В промышленном комплексе Республики ведущую роль играла также химическая и нефтехимическая промышленность, - она имела 5 предприятий (химический завод им.50-летия Октября, газоперерабатывающий завод, опытный завод НПО “Грознефтехим” и др.), на которых работало порядка 14000 человек (около 14% всех занятых в промышленности). В отраслевой структуре промышленности за 2003 г. в этой отрасли числилось всего 16 человек, что само по себе говорит о ее современном состоянии: ЧР осталась без нефтехимии.
ЧИР являлась частью единой Северо-Кавказской энергетической системы. Ее энергетическая промышленность возникла и развивалась в связи с наращиванием мощностей высокоэнергоемкого нефтехимического комплекса. Все отрасли экономики были электрифицированы, постоянно росло потребление электроэнергии в сельском хозяйстве. Отрасль имела 4 крупных электростанции: в Грозном - ТЭЦ-1 (имени Коминтерна,1929 год), ТЭЦ-2 (Новогрозненская,1952 год), ТЭЦ -3 (1959 год) и в г. Аргун - Шалинская ТЭЦ. В 1991 г. численность работающих в отрасли составляла 2000 человек (около 2% от общего числа работающих в промышленности).
В результате боевых действий и хищений были полностью разрушены и разграблены три теплоэлектроцентрали в Грозном. В городе Аргуне электростанция может работать только на треть своей потенциальной мощности. Кроме того, было расхищено 5 тысяч тонн проводов, выведено из строя технологическое оборудование на трансформаторных подстанциях, уничтожены здание “Грозэнерго”, инфраструктура сетевых предприятий восточных и западных сетей республики.
На начало 90-ых годов в составе отрасли было 19 предприятий машиностроения и металлообработки, с общей численностью работающих примерно 15000 чел. (около
15 % от общей численности работающих в промышленности). В структуре промышленного производства машиностроение занимало 13% общего объема. В 2003 году численность занятых - 291, а в 2009 - 555 чел.
По характеру довоенной специализации можно выделить три типа предприятий (большинство предприятий разрушены):
- обслуживающие нефтяную промышленность предприятия: “Северокавказнефтесервис”, “Автоспецоборудование”, “Нефтехимзапчасть”, Грознефтемаш”, ”Нефтепродуктооборудование”;
- предприятия приборостроения и производства средств автоматизации технологического процесса: “Электроприбор”, “Мединструмент”, “Промавтоматика”, “Оргтехника”, “Синтар”;
- ремонтные заводы, заводы по производству металлоизделий, сельхозинвентаря, запасных частей и другой простейшей продукции.
Промышленность строительных материалов относилась к числу развитых и развивающихся отраслей хозяйства республики: она располагала необходимыми природными ресурсами и возможностями для развития производства всех основных видов строительных материалов, особенно цемента и кирпича, а также облицовочного природного камня. В республике производили силикатный стеновой материал, красный кирпич, сборный железобетон, инертные материалы, щебень, гравий и др. На предприятиях отрасли в 1991г было занято около 5400 человек, или примерно 5% от общей численности работающих в промышленности, а в 2003 г. - всего 640 человек.
Важнейший объект отрасли - Чири-Юртовский цементный завод (1974г), основная продукция - цемент марки М 500, численность персонала - 645 человек (1992г), выпуск цемента - 216,2 тыс. т (1993г). 1993 год - последний год работы завода. В разной степени в восстановлении нуждаются все существующие объекты, внеплощадочные и внутриплощадочные сети и сооружения, а также автодороги и железнодорожные пути.
На начало 1991г. площадь лесов в пределах Чечено-Ингушской Республики (ЧИР) составляла 285 тыс. га; общий запас лесонасаждений оценивался в 41,5 млн. куб. м; запас спелой и перестойной древесины - 8,6 млн. куб м; расчетная лесосека по главному пользованию - 88 тыс. куб м. В общем составе лесов 70% представлены твердолиственными породами (преобладают бук, граб, ясень). Во фруктовых садах и в лесах имелись значительные запасы ценнейшей мебельной и поделочной древесины.
В результате военных действий нанесен большой ущерб лесному фонду: повреждены (до степени прекращения роста), леса на площади 10,6 тыс. га, примерно 16% лесов, находящихся на балансе лесопромышленного комплекса. Более половины лесов и лесополос на территориях, где дислоцировались федеральные войска, вырублены. В зоне Черных гор леса частично уничтожены обстрелами, а также населением (на топливо). Древесина на территории ЧР вырубалась также для коммерческой продажи, для нужд минизаводов. По оценке Министерства природных ресурсов Российской Федерации, около 12 тыс. га лесного фонда был нанесен ущерб последним видом деятельности.
Ведущие предприятия деревообрабатывающей промышленности:
“Алхан-Калинский деревообрабатывающий комбинат ”.
1991год. Специализация: производство ДСП, строганного шпона, синтетической смолы, заготовка и переработка древесины. Производственные площади: 13900 кв.м. Объем выпуска товарной продукции: 2,8 млн. руб. Число работающих: 140 человек.
“Грозненская экспериментальная мебельная фабрика”
1991год. Специализация: производство офисной и мягкой мебели. Объем выпуска товарной продукции: 3 млн. руб. Число работающих: 150 чел.
“Грозненский мебельно-деревообрабатывающий комбинат”
1991год. Специализация: производство мягкой мебели. Объем выпуска товарной продукции: 2,6 млн. руб. Число работающих: 130 человек.
В 1991 году во всей отрасли было занято 4500 человек (4,5% от всех работающих в промышленности), в 2003 году - 275, в 2009 году - 144 чел.
Численность населения, занятого в легкой промышленности, в 1991 году составляла около 15000 чел. в 2003 году - 430 чел., 2009 - 101 чел.
Для ЧР были характерны предприятия крупные по численности занятых: производственное швейное объединение (4300чел.), ПО “Силуэт” (2000 чел) [2].
Пищевая промышленность, имея широко развитую местную сырьевую базу, определяла, наряду с добычей и переработкой нефти, промышленную специализацию ЧР и являлась ее ведущей отраслью. В ее состав входили крупные мукомольные производства, консервные заводы, кондитерская фабрика, винодельческие заводы, сахарный завод, мясокомбинат и др.
В 1991 году численность работающих в отрасли была одного порядка с нефтяной промышленностью - 25000 человек, или 23% общей численности занятых в промышленности, в 2003году - 614 чел., в 2009 году существенного увеличения не произошло.
В медицинской и полиграфической отрасли, в настоящее время работает 32 и 123 человек соответственно.
Республика имела высокоразвитое сельское хозяйство, с разнообразным составом сельскохозяйственных культур, развитым садоводством, виноградарством, животноводством различных направлений.
В результате военных действий почвенное плодородие было нарушено на площади 150 тыс. га, в т.ч. уничтожены посевы сельскохозяйственных культур на 116 тыс. га. Заминировано более 20 тыс. га.
Значительный ущерб сельскому хозяйству нанесен в результате военных действий от гибели урожая и скота (по ориентировочным оценкам - 460 млн. руб.).
Полностью исчезла такая доходная отрасль как табаководство, получившее в свое время широкое распространение в горных зонах республики (около 4 тыс. га).
Вышла из строя практически вся гидромелиоративная система, от которой полностью зависит функционирование самых плодородных земель республики и самых рентабельных отраслей сельскохозяйственного комплекса, а также возможность трудовой занятости значительной части сельского населения - из 138 тыс. га мелиорированных земель более 100 тыс. га выведено из строя.
Сильно пострадало виноградарство и виноделие. В отдельные годы виноградарство республики, занимая, всего 4% пашни, обеспечивало до 46% прибыли, получаемой от сельскохозяйственного производства, а вместе с виноделием, дающим подакцизную продукцию, давало до 30% доходной части бюджета, ставя в этом плане отрасль на второе место после нефтяной промышленности.
Перестала существовать как общественный сельскохозяйственный сектор отрасль «животноводство». Были загублены сотни гектаров горных пастбищ, что привело к резкому сокращению поголовья овец в горной Чечне, а овцеводство, разведение яков являлось как традиционной, так и высокодоходной отраслью сельского хозяйства ЧР. Его развитие, в силу сложившихся естественно-географических и почвенно-климатических условий, характерно для высокогорных районов.
Кризис в агропромышленном производстве республики связан не только с физическим разрушением объектов агропромышленного комплекса, но также с поспешностью в выборе приоритетов при проведении реформ, а также с резким ослаблением государственного регулирования и поддержки АПК в условиях формирования рыночной экономики.
В результате военных действий целое поколение детей не получили не только среднего и производственно-технического, но даже начального образования. Уже сейчас ощущается острая нехватка в квалифицированных рабочих, которая по мере восстановления экономики будет непрерывно возрастать. Произошла дезурбанизация территории,была разрушена столица республики, главный региональный центр и ядро урбанизации, существенная часть городского населения переселилась в сельскую местность. Обезлюдели сельские населенные пункты в горной части республики. Социально-экономический потенциал ЧР оказался практически разрушенным.
Значительно разрушен жилой и другой непроизводственный фонд города Грозного, сильно пострадали другие города и районы, особенно горные районы Республики. Система водоснабжения и канализации, инженерная инфраструктура территории пришли в полный упадок или разрушены.
Среди существующих проблем самыми острыми являются:
- проблема занятости населения и снижения уровня безработицы;
- проблема обучения контингента учащихся, не получивших образования за годы военных действий;
- проблема профессионального обучения и подготовки квалифицированных кадров для объектов нефтегазового комплекса, других отраслей промышленности, строительства, АПК;
- проблема сохранения и улучшения здоровья жителей республики;
- улучшение экологической и эпидемиологической обстановки.
Учитывая, что у республики есть все необходимые предпосылки для успешного развития бизнеса всех уровней, целесообразно рассмотреть вопрос о создании на ее территории специального экономического режима, (или особой экономической зоны), при котором были бы сведены к минимуму существующие угрозы и риски и усилена инвестиционная привлекательность региона.
Для успешного решения этих задач необходима четкая стратегия социальноэкономического развития ЧР, определение места и роли промышленности (в том числе приоритетов отдельных ее отраслей), агропромышленного комплекса и поэтапного решения стратегических задач.
За прошедший период восстановительного процесса практика показывает, что проводимая политика оказалась неэффективной: большая часть инвестиций не доходила до ЧР, значительная часть осталась в незавершенном строительстве, массовых рабочих мест не создано.
Несмотря на то, что за период 2001-2009 гг. разрабатывался ряд программ восстановления экономики республики, достигнутые результаты вряд ли можно рассматривать достаточно успешными с экономической точки зрения. В значительной степени они относились к восстановлению жилищного хозяйства и экономики столицы. Восстановление экономики и социальной сферы республики, начиная с 2002 г. осуществлялось по Федеральной целевой программе. За период 2005-2006 гг. на ее реализацию выделено 17,26 млрд. руб., восстановлено и введено 542 объекта, включая:
- 70 жилых домов площадью 259,8 тыс. м ;
- 128 объектов коммунального хозяйства;
- 175 км магистральных водоводов;
- 33 км водопроводных сетей;
- 12 общеобразовательных школ;
- 24 учреждения здравоохранения;
- 3 предприятия сельского хозяйства;
- создано 4200 рабочих мест.
За период 2007 года объем финансирования составил 11,8 млрд. руб., что позволило восстановить 96 муниципальных жилых домов, расчистить территорию Грозного от завалов, восстановить 30 учреждений здравоохранения, 26 школ, 4 профтехучилища и лицей, государственный театрально-концертный зал и другие объекты. Однако системного подхода к восстановлению республики достичь не удалось, поскольку велось точечное достижение результатов.
Системный и комплексный подход к решению актуальных проблем восстановления воспроизводственного цикла, включающего производство, распределение, обмен и потребление, должны быть обеспечены разработкой и реализацией комплексной целевой программы ЧР, содержащей не только стратегию социально-экономического развития на дальнюю перспективу (2020 г.), но и конкретные методы и формы ее реализации. Разработанная Стратегия социальноэкономического развития ЧР до 2020 года - на наш взгляд, нуждается в существенной корректировке в силу ряда причин [3].
1. Не совсем ясно поставлены цели реализации упомянутой стратегии. Соответствие социально-экономических условий проживания комфортным условиям жизни наиболее развитых республик, а также зарубежных населенных пунктов, должно выступать не исходным пунктом, а итогом реализации программ. Комфортная среда обитания выступает как основной потребительский мотив стремления населения, а не итог напряженного, профессионального труда, прежде всего, основной массы населения, создающей этот комфорт. В условиях очень высокого уровня безработных нетрудно сформировать философию потребительства и необоснованных ожиданий.
2. Из «Стратегии» неясно, как и кем должен быть обеспечен рост финансовых ресурсов и полномочия муниципалитетов в муниципальных центрах роста.
3. Совершенно неясно, что именно должно обеспечить функции и возможности самих центров роста.
4. В чем заключается поиск путей повышения эффективности муниципального хозяйства?
5. Почему «окружающие территории» получают «развитие», а в городах обеспечивается «разнообразие и комфортность городской архитектурной и обеспечивающей среды»?
6. В чем заключается новый современный облик сельских территорий?
Но, на наш взгляд, принципиально наиболее важные критические значения целевых индикаторов заключаются в следующем.
Развитие социальной сферы и досугового комплекса предполагается на двух уровнях. Первый имеет в виду более высокий уровень стандартов проживания в крупных городах (а он один - столица Грозный), где будут сконцентрированы высококвалифицированные кадры (а в других населенных пунктах они не нужны?), а второй уровень (пониже стандарты) для крупных населенных пунктов, расположенных в зонах сырьевого развития (?). Эта программная установка вряд ли обоснована.
Республика из 403 поселений включает (2002 г.) следующие группы поселений по численности:
- без населения - 26 (6,5 % общей численности),
- 5 - 10 тыс. чел. - 39 (9,7 %),
- свыше 10 тыс. чел. - 13 (3,2 %).
Второй уровень стандартов должен обеспечивать параметры жизни в большей части населенных пунктов, соответствующие «наиболее привлекательным для проживания территориям Российской Федерации». Нетрудно видеть, что ЧР, имея горную зону, предгорье и степную зону (каждая примерно по трети территории) не может иметь «одинаковую привлекательность». А вот создание условий по высоким уровням стандартов в г. Грозный, да еще и обеспечиваемым экономически и социально, приведет к оттоку квалифицированных кадров из городов и весей в столицу, где правдами и неправдами многие окажутся «квалифицированными специалистами», учитывая родственные и теневые связи, кумовство, протекцию, взятки и т.д. Всему этому очень трудно поставить барьеры.
В стратегии речь идет в самом общем плане о согласовании программ развития транспорта и инвестиционных проектов в региональных центрах роста, формирования
- до 1000 чел.
- 1 - 5 тыс. чел.
- до 300 чел.
80 (19,8 %), 141 (35,0 %), 104 (25,8 %),
новой транспортной системы, включая высокоскоростные магистрали развития, транспортные, логистические и производственные узлы, а также о повышении мобильности населения, развития сырьевых ресурсов и т.д. Речь идет также о генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики и создании международной энергетической инфраструктуры на базе энергоресурсов ЧР (в какой степени сейчас это важно для республики?). Ориентиром развития является обеспечение занятости и повышение уровня и качества жизни. Но, на наш взгляд, обеспечение занятости и эффективное использование трудового потенциала как раз выступает не ориентиром, а инструментом реализации стратегии развития ЧР. Подводя итоги изложенным положениям преамбулы «Стратегии», можно сказать, что она в отдельных положениях имеет скорее характер некоторых деклараций и общих предложений слабо ориентированных на актуальные нужды и потребности республики.
Рассматривая приоритетные направления развития регионов и отраслей республики, необходимо сделать следующие замечания.
1. Реализация направлений развития должна обеспечить решение общесистемных проблем республики, среди которых:
- последовательное создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;
- последовательное формирование профессионально-квалификационного уровня населения в соответствии с целями и задачами восстановления воспроизводственного цикла в отраслевом и региональном плане;
- формирование трудовой мотивации, организация деятельности трудовых коллективов с учетом национальных обычаев, традиций, этнонациональных особенностей;
- формирование социокультурного пространства с учетом региональных особенностей, включая диффузные (приграничные) регионы.
2. Стратегия не учитывает последовательность исторической (временной) смены приоритетов отраслевого и регионального развития и имеет общий характер перечисления отраслей для всего временного отрезка, тогда как само обоснование приоритетов является отдельной самостоятельной проблемой, поскольку определяет последовательность логики ее реализации.
Итак, совершенствование социально-демографической структуры населения, обеспечение рационального трудоустройства с учетом реальных и перспективных потребностей региона, необходимости его интеграции в федеральный округ и страны в
целом должен выступать в качестве целезадающей функции «Стратегии», региональной комплексной целевой программы. Именно этим требованиям (целям) должен соответствовать полный набор комплекса мероприятий, решая отдельные задачи программы («Стратегии»).
Для решения задач в области обеспечения стратегической цели необходимо выбрать «локомотивы» отраслей и регионов, на которые возлагается основной центр тяжести программы. Какие обстоятельства обусловливают выбор этих «локомотивов»?
1. Высокий уровень длительной, вынужденной безработицы, который во многом снизил потребность безработных в трудовой мотивации, ответственность за результаты труда.
2. Значительную долю безработных составляют молодые люди с недостатком жизненного опыта и практическим отсутствием определенных навыков и поэтому пониженным чувством ответственности за результаты.
3. Возрастающее противоречие в восприятии реалий и произносимыми лозунгами и призывами, не подкрепленными соответствующими морально-этическими нормами и материально-технической базой производственной деятельности.
4. Недостаточное понимание ответственности за дальнейшие судьбы своего народа, республики, родных мест, будущих семей в преемственности поколений.
5. Необходимость массового вовлечения безработных в трудовой процесс, переквалификация и повышение квалификации многих профессионалов, утративших свои профессиональные качества, в связи с разрушением промышленных предприятий, агропромышленного комплекса, научных учреждений, системы образования требует эффективных поисков рационального трудоустройства, возможно, временной переориентации (временной работы) не всегда по специальности. Этим требованиям в значительной мере соответствуют следующие первоочередные отрасли (комплексы):
а) промышленность строительных материалов;
б) инвестиционно-строительный комплекс, включая промышленное и гражданское строительство;
в) агропромышленный комплекс, включая развитое сельскохозяйственное производство и животноводство.
При этом важно исходить из следующих принципов:
- перечисленные отрасли (комплексы) должны быть не только потребителями основной массы безработных и частично занятых, но и формировать новые подходы в организации и стимулирования труда. Именно в этих отраслях капиталоемкость
(фондоемкость) рабочего места сравнительно мала, что позволяет обеспечить максимальную занятость населения (Строительство современного автоматизированного нефтеперерабатывающего завода в г. Грозном стоимостью 20-50 млрд. руб. и численностью занятых 80-100 чел. создает рабочие места стоимостью 250500 млн. руб., что в основном, конечно, не решает проблем занятости). В качестве приемлемых форм решения проблемы может быть использован известный опыт американской программы занятости населения в период великой депрессии. Это касается добычи и использования строительных материалов, ремонта ирригационных систем, высадки деревьев, посадки садов, окультуривания и подготовки территорий для сельхознасаждений и т.д.;
- все мероприятия комплексной программы должны быть увязаны с другими общностью основных целей (среди которых - создание эффективных рабочих мест), а также по ресурсам, срокам и исполнителям. Должны быть совершенно, категорически исключены различного рода «статистические недоразумения», что во многом исключается повышением профессионализма разработчиков разделов программ и ее отдельных мероприятий, повышением уровня контроля и максимальной прозрачности всех цифр, и особенно финансовых потоков;
- по мере включения новых направлений реализации целевой программы (восстановления объектов энергетики, нефтехимии, машиностроения и т.д.) необходимо максимальное использование нового прогрессивного технологического базиса, новых организационных форм. Для их эффективного освоения необходимо предусматривать рациональные формы подготовки и повышения квалификации как в региональных центрах и структурах, так и в других регионах страны [1];
- в государственных субсидиях необходимо сокращение доли прямых финансовых потоков и замещение их части безналичным финансированием, поставками техники, предусматривать заключение контрактов на обучение и повышение квалификации кадров и т.д.
Итак, главной (генеральной) целью целевой комплексной программы должно быть обеспечение максимальной занятости трудоспособного населения и формирование потребности в трудовой занятости подрастающего поколения. С этих позиций важно формирование прогнозных показателей, охватывающих население: постоянное, трудоспособное (экономически активное), пенсионеры и безработные.
Исходя из существующих тенденций постоянное население республики в 2020 г. достигнет значения порядка 1,5 млн. чел., что существенно повысит уровень
антропогенной нагрузки в основном на предгорную часть региона и может обострить проблемы региональной занятости, если не будет осваиваться территория степной и горной зон. Трудоспособное население возрастет до 985 тыс. чел., в частности, за счет сохранения численности безработных. Численность пенсионеров может достичь 440450 тыс. чел.; при этом необходимо иметь в виду, что многие из них могут включаться в число экономически активного населения.
И, наконец, прогноз должен исходить из необходимости доведения численности безработных до значений порядка 5-7 %.
На начальном этапе сокращения безработицы должны быть отработаны механизмы поиска методов рациональной занятости, затем эффективное и динамичное сокращение численности безработных, и затем поэтапное снижение безработных в условиях движения к 5-7 % уровня безработицы. Следует еще раз подчеркнуть, что стратегия может быть успешно реализована при постоянном внимании ко всему аппарату управления, при реализации всего комплекса управленческих функций -планирования, прогнозирования, контроля, регулирования, учета и анализа. Без объективного анализа на основе тщательно выверенной статистической информации управленческие решения на любом уровне теряют свой смысл, что может вызвать еще более острые социально-экономические проблемы.
Литература:
1. Комплексная стратегия социально-экономического развития Северокавказского федерального округа до 2025 года. - Москва, 2010.
2. Социально-экономическое положение ЧР в период 2003-2009 гг. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по ЧР.
3. Стратегия социально-экономического развития ЧР до 2020 года г.Грозный,
2010.
4. Схема территориального планирования ЧР. »Гипрогор». Государственный комитет по архитектуре и градостроительству ЧР - 2007 г.
Сведения об авторах:
©Садыков Хусаин Саид-Салахович, кандидат экономических наук, доцент Грозненского государственного нефтяного технического университета им. акад. Миллионщикова М.Д., телефон: 8(928)785-81-77, e-mail: [email protected] ©Бетилгириев Маула Абдурахманович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление в нефтяной и газовой промышленности» Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова., телефон: 8(928)785-81-77, email: betilgiriev@mail. ru
©Бетилгириев Иса Маулаевич, студент 3 курса факультета экономики и управления Грозненского государственного нефтяного технического университета имени акад. М.Д.Миллионщикова, email: [email protected]