Научная статья на тему 'Оценка устойчивого развития регионов России'

Оценка устойчивого развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция устойчивого развития / энергоемкость региональной экономики / отрасли региональной экономики / промышленная продукция / конкурентоспособность / налоговые льготы / sustainable development concept / energy intensity of regional economy / regional economy sec-tors / industrial products / competitiveness / tax incentives

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валерий Игоревич Белов

Актуальность темы исследования заключается в том, что повышение уровня устойчивого развития российских регионов не только выступает административно-правовой задачей, связанной с выпол-нением предъявляемых к субъектам хозяйствования и регионам обязательных законодательных требований, но является экономически выгодным в перспективе, поскольку в его основе заложено снижение энергетиче-ских затрат при производстве различной продукции, ведущее к увеличению конкурентоспособности отдельных предприятий, регионов и страны в целом. В связи с этим в статье представлена методика оценки уровня устой-чивого развития региона, позволяющая, с одной стороны, определить главные факторы, влияющие на его повышение, а с другой – выработать такие инцидентные инструменты и механизмы, которые в наибольшей степени стимулировали бы достижение целевых ориентиров органами региональной власти. В статье содержатся элементы новизны в постановке проблемы исследования, представленной ме-тодике оценки уровня устойчивого развития региона. Работа вносит вклад в оценочное обеспечение управ-ленческих решений на региональном уровне в рамках реализации концепции устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Валерий Игоревич Белов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Sustainable Development of Russian Regions

The relevance of the research topic lies in the fact that increasing the level of sustainable devel-opment of Russian regions not only acts as an administrative and legal task related to the fulfillment of mandatory legislative requirements imposed on economic entities and regions, but is economically beneficial in the long term, since it is based on the reduction of energy costs in the production of various products, leading to an increase in the competitiveness of individual enterprises, regions and the country as a whole. In this regard, the article presents a methodology for assessing the level of sustainable development of the region, which allows, on the one hand, to identify the main factors affecting its improvement, and on the other hand, to develop such incidental tools and mechanisms that would most stimulate the achievement of target benchmarks by regional authorities. The article contains elements of novelty in the statement of the research problem, presented methodology for assessing the level of sustainable development of the region. As a result, the work contributes to the assessment support of management decisions at the regional level as part of the implementation of sustainable development concept.

Текст научной работы на тему «Оценка устойчивого развития регионов России»

Научная статья УДК 332.1

https://doi.org/10.24158/pep.2024.1.11

Оценка устойчивого развития регионов России Валерий Игоревич Белов1,2

Юеверо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия, v.i.belov@bk.ru

^Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Актуальность темы исследования заключается в том, что повышение уровня устойчивого развития российских регионов не только выступает административно-правовой задачей, связанной с выполнением предъявляемых к субъектам хозяйствования и регионам обязательных законодательных требований, но является экономически выгодным в перспективе, поскольку в его основе заложено снижение энергетических затрат при производстве различной продукции, ведущее к увеличению конкурентоспособности отдельных предприятий, регионов и страны в целом. В связи с этим в статье представлена методика оценки уровня устойчивого развития региона, позволяющая, с одной стороны, определить главные факторы, влияющие на его повышение, а с другой - выработать такие инцидентные инструменты и механизмы, которые в наибольшей степени стимулировали бы достижение целевых ориентиров органами региональной власти.

В статье содержатся элементы новизны в постановке проблемы исследования, представленной методике оценки уровня устойчивого развития региона. Работа вносит вклад в оценочное обеспечение управленческих решений на региональном уровне в рамках реализации концепции устойчивого развития.

Ключевые слова: концепция устойчивого развития, энергоемкость региональной экономики, отрасли региональной экономики, промышленная продукция, конкурентоспособность, налоговые льготы

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Белов В.И. Оценка устойчивого развития регионов России // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 1. С. 84-89. https://doi.org/10.24158/pep.2024.1.11.

Original article

Assessment of the Sustainable Development of Russian Regions Valeriy I. Belov12

''North-West Institute of Management - Branch of RANEPA, Saint Petersburg, Russia, v.i.belov@bk.ru, 2A.S. Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russia

Abstract. The relevance of the research topic lies in the fact that increasing the level of sustainable development of Russian regions not only acts as an administrative and legal task related to the fulfillment of mandatory legislative requirements imposed on economic entities and regions, but is economically beneficial in the long term, since it is based on the reduction of energy costs in the production of various products, leading to an increase in the competitiveness of individual enterprises, regions and the country as a whole. In this regard, the article presents a methodology for assessing the level of sustainable development of the region, which allows, on the one hand, to identify the main factors affecting its improvement, and on the other hand, to develop such incidental tools and mechanisms that would most stimulate the achievement of target benchmarks by regional authorities.

The article contains elements of novelty in the statement of the research problem, presented methodology for assessing the level of sustainable development of the region. As a result, the work contributes to the assessment support of management decisions at the regional level as part of the implementation of sustainable development concept.

Keywords: sustainable development concept, energy intensity of regional economy, regional economy sectors, industrial products, competitiveness, tax incentives

Funding: Independent work.

For citation: Belov, V.I. (2024) Assessment of the Sustainable Development of Russian Regions. Society: Politics, Economics, Law. (1), 84-89. Available from: doi:10.24158/pep.2024.1.11 (In Russian).

Введение. Появившаяся в конце ХХ в. триединая концепция устойчивого развития (Гуманитарные аспекты..., 2014; Теория устойчивого развития..., 2016) признается методологической

© Белов В.И., 2024

основой решения отдельных глобальных проблем человечества, к числу которых относятся энергетическая, экологическая и демографическая (Лебедев, 2016). Российская Федерация ратифицировала ряд международных документов1, относящихся к понятию «устойчивое развитие»2, а также усилила их действие путем принятия дополнительных отечественных законов и нормативно-правовых актов3.

Во исполнение принятых документов по Распоряжению Правительства РФ Федеральная служба государственной статистики ведет мониторинг показателей достижения целей устойчивого развития, национальный перечень которых в настоящее время включает 175 значений4. Однако столь полная и глубокая детализация данных, применяемая прежде всего для фиксации в отраслевом разрезе наблюдаемых изменений в отдельных секторах экономики, не позволяет с позиций территориального подхода определить, например, регион с наиболее или наименее устойчивым уровнем развития в целом, поскольку в дальнейшем не производится обработка статистических материалов: агрегирование многочисленных показателей, сводка регионов для выявления лучших практик хозяйствования, региональных особенностей и территориальных факторов, влияющих на происходящие процессы и повышение уровня устойчивого развития. Но это необходимо с точки зрения регионального управления, поскольку устойчивое развитие Российской Федерации напрямую зависит от устойчивого развития ее регионов.

Обзор научной литературы подтверждает необходимость анализа устойчивого развития на уровне региона. Так, например, в Б.М. Чилиев рассматривает взаимодействие федерального центра и регионов на этом поприще, однако вопросы регионального управления и оценки устойчивого развития субъектов РФ не находят своего отражения (2023). В другой статье анализируется мировой опыт устойчивого развития регионов, приводится сравнительная характеристика зарубежных стран, а представленные оценки основываются на институциональном подходе5. В работе Р.А. Тимофеева с соавторами также в рамках институционального подхода анализируются причины возникновения неустойчивости развития региональных социально-экономических систем (2020).

В коллективной монографии рассматривается устойчивое социально-экономическое развитие территории (геопарка «Янган-Тау») посредством реализации туристского потенциала (Устойчивое развитие..., 2023). В другой монографии под редакцией Е.Н. Дзятковской и А.Н. За-хлебного рассматриваются пути применения статистической методологии на примере решения конкретной экологической задачи (Идеи устойчивого развития., 2021). В работе под редакцией Г.Ю. Гуляева анализируется выбор методологических оснований управления качеством жизни в контексте целей устойчивого развития (Факторы и эффективные механизмы., 2020), а в монографии под редакцией К.Н. Ермолаева и О.А. Подкопаева устойчивое развитие регионов России изучается в разрезе различных отраслей экономики (Устойчивое развитие экономики., 2021). Имеются и другие публикации, в которых исследования устойчивого развития регионов осуществляются с разных точек зрения, но в методическом плане территориальный подход для многих из них не является базой анализа.

1 О принятии Парижского соглашения [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 21 сент. 2019 г. № 1228. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» ; О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата [Электронный ресурс] : Федер. закон от 4 нояб. 2004 г. № 128-ФЗ // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/21599 (дата обращения: 04.12.2023) ; О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата [Электронный ресурс] : Федер. закон от 4 нояб. 1994 г. № 34-Ф3 // Официальный сайт Правительства России. URL: https://clck.ru/36vPKw (дата обращения: 04.12.2023).

2 Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сент. 2015 г. A/RES/70/1 // Официальный сайт ООН. URL: https://sdgs.un.org/ru/2030agenda (дата обращения: 04.12.2023).

3 О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/27565 (дата обращения: 04.12.2023) ; О Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29 окт. 2021 г. № 3052-р. Доступ из электронного фонда правовых и нормативно-технических документов «Кодекс»; Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 23 нояб. 2009 г. № 261-ФЗ : в ред. от 11 июня 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в РФ в 2021 г. [Электронный ресурс] : государственный доклад // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. 2022. URL: https://clck.ru/37KcmS (дата обращения: 04.12.2023).

5 Нестеров А.К. Устойчивое развитие регионов [Электронный ресурс] // Энциклопедия Нестеровых. 2018. 29 нояб. URL: https://odiplom.ru/lab/ustoichivoe-razvitie-regionov.html (дата обращения: 11.12.2023).

В связи с этим представляется целесообразным в качестве объекта управления рассматривать не только отдельную отрасль экономики, как в основном делается сейчас, но и (с позиций территориального подхода) регион, сосредоточивающий на своей территории разные отрасли региональной экономики, устойчивое развитие которых формирует оценку устойчивости развития региональных систем. Следовательно, федеральное отраслевое управление следует дополнить территориальным со стороны региональных властей, что в настоящих условиях является актуальным и практически значимым.

Материалы и методы. Целью данного исследования является оценка уровня устойчивого развития российских регионов, позволяющая выработать инцидентные и аддитивные инструменты и механизмы регионального управления с учетом территориальной специфики и особенностей размещения ведущих отраслей региональной экономики.

Согласно концепции устойчивого развития (Зеленая экономика., 2019) и обозначенным глобальным проблемам, текущая оценка регионов проводится укрупненно по трем показателям: 1) энергоемкость валового регионального продукта (ВРП), рассчитываемая как отношение потребления топливно-энергетических ресурсов регионом к его ВРП: чем она ниже, тем лучше (связана с решением экологической проблемы); 2) ВРП на душу населения, демонстрирующий уровень экономического развития территории, на которой посредством энергетических ресурсов создается различная продукция: чем он выше, тем лучше (связан с решением энергетической проблемы); 3) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, демонстрирующая не только здоровье населения, но и количество благополучно проживаемых лет: чем она выше, тем лучше (связана с решением демографической проблемы). Все три показателя являются относительными величинами, что отражает корректность анализа и повышает научность полученных результатов.

Достижение поставленной цели опирается на следующую методику исследования. Анализ проводится по всем 85 субъектам РФ (за исключением Ненецкого автономного округа, значения по энергоемкости которого отсутствуют в базе данных) за период 2012-2020 гг. по данным Рос-стата1 (границы временного интервала определялись наличием в открытых источниках необходимых значений для последующих расчетов).

На начальном этапе за указанный временной интервал рассчитывалось среднее арифметическое значение по всем регионам для того, чтобы сгладить возможные конъюнктурные и амплитудные колебания за ряд лет. Кроме того, среднее значение позволяет получить общую характеристику наблюдаемых изменений, является широко используемым показателем и стандартно применяется для анализа данных. Затем осуществлялось нормирование. Поскольку эталонные значения по анализируемым показателям в целом не определены, в качестве таковых, в частности, принимались самые большие/малые значения в совокупности и брались за единицу (остальные рассчитывались по отношению к единице). Так, например, наименьшее значение (наилучшее) по энергоемкости ВРП оказалось у Москвы (27,32 кг условного топлива (у. т.) / 10 000 р.), максимальный ВРП на душу населения зафиксирован в Ямало-Ненецком автономном округе - 4 002 253 р., а самая высокая продолжительность жизни при рождении ожидается в Республике Ингушетия - 80,65 лет. Далее осуществлялись суммирование рассчитанных коэффициентов и ранжирование регионов.

Результаты и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в топ-10 регионов с самым устойчивым уровнем развития вошли субъекты РФ, которые традиционно на протяжении десятков лет осуществляли добычу полезных ископаемых (нефти, газа) и еще некогда считались «грязными» в экологическом плане территориями (таблица 1). Однако внедрение современных и передовых технологий позволили за относительно небольшой промежуток времени превратиться данным регионам из аутсайдеров устойчивого развития в регионы-лидеры (Ямал, ХМАО, Тюменская и Магаданская области).

В другой топ-10 регионов с наиболее неустойчивым уровнем развития вошли субъекты РФ, в которых наблюдается самая высокая энергоемкость ВРП (таблица 2) - в несколько раз превышающая энергоемкость рассмотренных субъектов РФ. Например, энергоемкость Липецкой области (в среднем 397,66 кг у. т. / 10 000 р.) в 7,31 раза выше таковой Сахалинской области (в среднем 54,38); энергоемкость Кемеровской области (в среднем 368,83 кг у. т. / 10 000 р.) превышает энергоемкость Калининградской области в 4,6 раза (в среднем 80,19).

1 Промышленное производство России. 2021 : стат. сб. / Росстат. М., 2021. 305 с. ; Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://clck.ru/UMJ8y (дата обращения: 04.12.2023) ; Технологическое развитие отраслей экономики. Система показателей Росстата для статистической оценки уровня технологического развития отраслей экономики [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения: 04.12.2023).

Таблица 1 - Регионы с высоким уровнем устойчивого развития1

Table 1 - Regions with a High Level of ^ Sustainable Development

Место Регион Оценка устойчивого развития Энергоемкость ВРП ВРП на душу населения Ожидаемая п родолжител ьность жизни при рождении

1 Москва 2,2659 1,0000 0,3112 0,9547

2 Ямало-Ненецкий автономный округ (Ямал) 2,2405 0,3431 1,0000 0,8974

3 Сахалинская область 1,8037 0,5024 0,4485 0,8528

4 Ханты-Мансийский автономный округ -Югра (ХМАО) 1,5818 0,1562 0,5185 0,9072

5 Санкт-Петербург 1,5334 0,4248 0,1811 0,9275

6 Магаданская область 1,4090 0,2956 0,2657 0,8477

7 Чукотский автономный округ 1,3590 0,2014 0,3622 0,7955

8 Тюменская область без автономных округов 1,3462 0,2939 0,1709 0,8814

9 Калининградская область 1,3318 0,3407 0,1019 0,8893

10 Республика Саха (Якутия) 1,3295 0,2267 0,2259 0,8770

Примечание. Зеленым цветом выделены первые 10 регионов с лучшими показателями, красным -

последние 10 регионов с худшими показателями при их ранжировании. Таблица 2 - Регионы с низким уровнем устойчивого развития

Table 2 - Regions with a^ Low Level of Sustainable Development

Регион Оценка устойчивого развития Энергоемкость ВРП ВРП на душу населения Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Республика Хакасия 0,9755 0,0854 0,0930 0,7972

Алтайский край 1,0029 0,0860 0,0551 0,8618

Республика Тыва 1,0122 0,1096 0,0461 0,8565

Чеченская Республика 1,0359 0,0884 0,0327 0,9149

Омская область 1,0371 0,0741 0,0837 0,8793

Кемеровская область 1,0431 0,1138 0,0864 0,8429

Вологодская область 1,0445 0,0648 0,1060 0,8737

Челябинская область 1,0521 0,0879 0,0905 0,8737

Липецкая область 1,0577 0,0687 0,1031 0,8859

Тверская область 1,0632 0,1277 0,0748 0,8607

Столь высокая энергоемкость данных регионов отчасти объясняется объективными факторами: сложившейся отраслевой структурой региональных экономик, в которой превалирует доля энергозатратной промышленной продукции; доступными и используемыми в настоящее время ресурсоемкими технологиями; создаваемой энергоемкой продукцией с узкой номенклатурой производств. Например, ведущими отраслями в Челябинской, Вологодской, Кемеровской, Омской областях являются машиностроительный комплекс (машиностроение, металлообработка), черная и цветная металлургия, которые сами по себя выступают одними из самых энергоемких. Так, на ферросплавное производство и выплавку чугуна расходуется в 9-10 раз больше условного топлива, чем при первичной переработке нефти2.

При этом изношенность основных фондов и недостаточность инвестиций в основной капитал выступают субъективными факторами, также ведущими к возрастанию энергоемкости отраслей региональной экономики. Например, в перечисленных регионах (см. таблицу 2) износ фондов составляет более 52 %, а инвестиции за период 2012-2020 гг. имеют незначительный прирост, %: Тверская область - 105, Кемеровская - 120, Республика Хакасия - 124, Республика Тыва - 126. В то время как в Республике Саха инвестиции в основной капитал составили 189 %, на Ямале -196, в Магаданской области - 247, Чукотском автономном округе - 276 %.

С регионами, находящимися внизу списка устойчивого развития, ситуация оказывается непростой. В настоящее время еще пользующаяся спросом на мировых рынках производимая российскими предприятиями промышленная продукция позволяет наращивать объемы ее производства, что в текущем моменте благоприятно сказывается и на прибылях предприятий в виде дополнительно получаемых доходов, и на бюджетах разных уровней в виде возрастающих налоговых отчислений. Однако такое положение дел вуалирует проблему высокой энергоемкости продукции,

1 Все таблицы составлены и рассчитаны автором по данным Росстата.

2 Мартынов А.С. Динамика энергоемкости отраслей экономики России (2005-2020 гг.) [Электронный ресурс] // ЭнергиаВита : эксперт-бюро. 2023. 5 июля. URL: https://energiavita.ru/2023/07/05/dinamika-ehnergoyomkosti-otraslej-ehkonomiki-rossii/ (дата обращения: 04.12.2023).

которая постепенно и незаметно превращает такие предприятия отрасли в менее конкурентоспособные как на отечественном, так и на мировом рынках за счет несокращающейся доли энергозатрат в себестоимости выпускаемой продукции. При этом в высокотехнологичном мире с жесткой конкуренцией более востребованным оказывается то производство, в себестоимости которого доля энергозатрат меньше, а более конкурентоспособным - то предприятие, где рентабельность продукции выше.

Таким образом, повышение уровня устойчивого развития регионов и снижение их энергоемкости должно стать насущной задачей для региональных властей. В связи с этим в качестве рекомендательных мер, повышающих энергоэффективность как производства, так и региона в целом, можно предложить следующее. Для группы регионов, характеризующихся высокой энергоемкостью промышленных отраслей, в рамках энергетической (промышленной) политики региона необходима выработка дополнительных механизмов, с одной стороны, запрещающих в конечном счете использование энергоемких технологий, а с другой - стимулирующих привлечение инвестиций в промышленность для обновления (модернизации) текущего оборудования и основных фондов, внедрения передовых и более прогрессивных технологий производства. Для этого могут быть использованы следующие инструменты.

- Введение так называемого налога Пигу, сущность которого заключается в применении более высоких ставок налога для предприятий, использующих «грязные» технологии коричневой экономики, или, что аналогично по сути, в введении налога на углерод, как это сделали многие зарубежные страны, реализующие зеленую модель декарбонизации своих экономик (потребуется внесение изменений в федеральное законодательство).

- Нормативно-правовое обеспечение повышения энергоэффективности региона и установления требований снижения потребления энергетических ресурсов в целях соблюдения экологических нормативов и выполнения требований по устойчивому развитию (необходимы разработка и принятие регионального закона (подзаконного акта), описывающего механизм контроля достижения целевых ориентиров).

- Применение механизма налоговых льгот, позволяющего региональным властям, манипулируя ставками региональных и местных налогов (например, налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, налога на имущество организаций, налога на землю), снижать их размер или освобождать от их уплаты инвестиционные компании, модернизирующие свое имущество и совершенствующие технологические линии в целях снижения энергоемкости производства. В результате некогда недополученные региональными и местными бюджетами суммы компенсируются уплаченными налогами в будущих периодах за счет повышения конкурентоспособности производимой продукции и ее реализации на рынках, что должно приводить и к повышению объемов производства, а значит, увеличению налогооблагаемой базы (потребуется внесение изменений в региональное законодательство).

Заключение. Таким образом, представляя оценку устойчивого развития российских регионов, можно констатировать, что их уровень различен благодаря прежде всего разной энергоемкости региональных экономик, которая напрямую зависит от сложившейся отраслевой структуры, ведущих отраслей экономики, видов производств промышленной продукции, применяемой технологии производства. Становится очевидным также то, что без государственного участия как на федеральном, так и на региональном уровнях снижение энергоемкости будет затруднительным. Поэтому проведение активной промышленной (энергетической) политики со стороны властей и применение ими инцидентных и аддитивных инструментов такой политики могут способствовать достижению более высоких результатов.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что представленная методика оценки уровня устойчивого развития региона позволяет не только определить расчетным путем наиболее значимый и весомый фактор, влияющий на оценку в целом, но и, определив его, выработать необходимые инструменты и механизмы, нивелирующие негативные явления в устойчивом развитии региона. В практическом плане данный подход дает возможность органам региональной власти применительно к своим территориям разрабатывать не стандартные (общие) меры повышения энергоэффективности, а, возможно, уникальные - с учетом специфики и особенностей развития каждого региона, повышающие уровень устойчивости региональных экономик.

Список источников:

Гуманитарные аспекты концепции устойчивого развития : коллективная монография / А.А. Алимов, А.Ю. Гусева, Л.А. Денисова, Ю.Г. Дунаева, М.А. Ермолина и др. СПб., 2014. 216 с.

Зеленая экономика и цели устойчивого развития для России : коллективная монография / под науч. ред. С.Н. Бобылёва, П.А. Кирюшина, О.В. Кудрявцевой. М., 2019. 284 с.

Идеи устойчивого развития в истории, культуре, образовании : международная коллективная монография / под ред. Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного. М., 2021. 411 с.

Лебедев И.Ю. Глобальные проблемы человечества: социально-философский взгляд // Теории и проблемы политических исследований. 2016. Т. 5, № 6А. С. 58-68.

Теория устойчивого развития экономики и промышленности / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб., 2016. 756 с.

Тимофеев Р.А., Ячменев Е.Ф., Тимаев Р.А. Составляющие устойчивого развития региональной социально-экономической системы // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2020. № 2. С. 232-237. https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-2-232-237.

Устойчивое развитие территории геопарков : монография / под ред. Л.Н. Белан, И.В. Закирова. Уфа, 2023. 196 с. Устойчивое развитие экономики России: стратегии и тактики перехода к новому качеству экономического роста / под ред. К.Н. Ермолаева, О.А. Подкопаева. Самара, 2021. 260 с.

Факторы и эффективные механизмы устойчивого развития : монография / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза, 2020. 148 с. Чилиев Б.М. Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике // Экономическая безопасность. 2023. Т. 6, № 2. С. 717-728. https://doi.org/10.18334/ecsec.6.2.117877.

References:

Alimov, A.A., Guseva, A.Yu., Denisova, L.A., Dunaeva, Yu.G., Ermolina, M.A. et al. (2014) Humanitarian aspects of the concept of sustainable development. Saint Petersburg, RGGMU. (In Russian)

Babkin, A.V. (ed.) (2016) Theory of sustainable development of economics and industry. Saint Petersburg, Izdatel'stvo Politekhnicheskogo Universiteta. (In Russian)

Belan, L.N. & Zakirova, I.V. (eds.) (2023) Sustainable development of geopark territories. Ufa, RIC UUNiT. (In Russian) Bobylev, S.N., Kiryushin, P.A. & Kudryavtseva, O.V. (eds.) (2019) Green economy and sustainable development goals for Russia. Moscow, Ehkonomicheskii Fakul'tet MGU imeni M.V. Lomonosova. (In Russian)

Chiliev, B.M. (2023) Sustainable development of Russian regions: From strategy to tactics. Economic Security. 6 (2), 717-728. Available from: doi:10.18334/ecsec.6.2.117877. (In Russian)

Dzyatkovskaya, E.N. & Zakhlebny, A.N. (eds.) (2021) Ideas of sustainable development in history, culture, education. Moscow, Pero. (In Russian)

Ermolaev, K.N. & Podkopaev, O.A. (eds.) (2021) Sustainable development of the Russian economy: Strategies and tactics of transition to a new quality of economic growth. Samara, PNK. (In Russian)

Gulyaev, G.Yu. (ed.) (2020) Factors and effective mechanisms of sustainable development. Penza, Nauka i Prosveshchenie. (In Russian)

Lebedev, I.Yu. (2016) Global problems of mankind: Socio-philosophical view. Theories and Problems of Political Studies. 5 (6A), 58-68. (In Russian)

Timofeev, R.A., Yachmenev, E.F. & Timaev, R.A. (2020) Components of sustainable development of regional socio-economic systems. Scientific Bulletin: Finance, Banking, Investment. (2), 232-237. Available from: doi:10.37279/2312-5330-2020-2-232-237. (In Russian)

Информация об авторе В.И. Белов - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики СЗИУ - филиал РАН-ХиГС; доцент кафедры экономики и управления ЛГУ им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=836385

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author V.I. Belov - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Economics, North-West Institute of Management - Branch of RANEPA; Associate Professor at the Department of Economics and Management, A.S. Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=836385

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.01.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.