Научная статья на тему 'Оценка условий развития туризма в регионе (на примере Челябинской области)'

Оценка условий развития туризма в регионе (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1140
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Харламова А. Ю.

В данной статье, автор рассматривает состояние туристской инфра­структуры Челябинской области, а также представляет результаты опро­са экспертов, по выявлению факторов положительно влияющих на раз­витие туризма и сдерживающих развитие туризма Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка условий развития туризма в регионе (на примере Челябинской области)»

Список литературы:

1. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края 2002-2008. -Краснодар: Краснодарстат, 2009. - 64 с.

2. Кусков А.С. Основы туризма: учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джала-дян. - М.: КНОРУС, 2008. - 400 с.

3. Маркетинг санаторно-курортных услуг / А.М. Ветитнев. - Медицина, 2001. - 224 с.

4. Россия в цифрах. 2009: Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2009. - 525 с.

5. Экономика и организация туризма: международный туризм / Е.Л. Дра-чева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забае-ва, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005. - 576 с.

6. Экономика и статистика туризма: учебное пособие. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Издательство РДЛ, 2006. - 368 с.

ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

© Харламова А.Ю.*

Южно-Уральский государственный университет, г.Челябинск

В данной статье, автор рассматривает состояние туристской инфраструктуры Челябинской области, а также представляет результаты опроса экспертов, по выявлению факторов положительно влияющих на развитие туризма и сдерживающих развитие туризма Челябинской области.

Текущее состояние туристской инфраструктуры и степень ее использования является наглядным показателем уровня развития туризма в регионе.

Изучение статистического материала, позволило определить состояние туристской индустрии в Челябинской области, а также степень ее конкурентоспособности.

За последние семь лет объем туристско-экскурсионных услуг населению вырос в 9,6 раза. Так в 2008 году, объем туристских, санаторно-оздоровительных и гостиничных услуг составил 5,1 % от общего объема платных услуг по Челябинской области (примерно в равной пропорции 1,9 %, 1,8 %, 1,4 % соответственно); в стоимостном выражении это 3 200 млн. рублей [1]. Однако внешний оборот туристских услуг превышает данный показатель более чем в тридцать раз, т.е. жители области инвестируют в иностранную экономику около 3,5 тыс. долларов США ежегодно, таким образом, лишая собственную туристскую сферу необходимых вложений. Необходимо исправить сложившееся положение. Дальнейший анализ позволил

* Ассистент кафедры «Экономика фирм и рынков».

выявить существующую неравномерность в соотношении экспорта и импорта услуг туризма (1:100). В 2008 году численность размещенных лиц из дальнего зарубежья составила 15,5 тыс. человек. Таким образом, для достижения показателя въезда-выезда с туристскими целями среднего по России (1:10), Челябинской области необходимо увеличить въездной поток в 10 раз или до 155 и более тыс. человек.

В целях определения уровня развития туризма в регионе проведена оценка туристской инфраструктуры Челябинской области.

К важнейшим компонентам туристской инфраструктуры, по мнению, автора относятся:

- турагенты;

- туроператоры;

- гостиницы и аналогичные средства размещения;

- специализированные средства размещения;

- досуговая и развлекательная инфраструктура.

Согласно, данным росстата, на территории Челябинской области в 2008 году действовало 386 турфирм, из них 350 турагентов. [2] За последние 7 лет число туристских фирм возросло в 3,8 раза. О результатах деятельности челябинских туристских фирм можно судить по размеру выручки составляющей 757,2 тыс. руб. на одну фирму. [1] Несмотря на то, что 86 % туроператоров области имеет право на формирование и реализацию продукта внутреннего туризма, активное продвижение региональных направлений отдыха отсутствует.

Важнейшей составляющей туристкой инфраструктуры в регионе являются средства размещения. Именно вместимость номерного фонда определяет емкость регионального туристского рынка. На сегодняшний день Челябинская область может принять единовременно не более 20 тысяч человек, тогда как в одном небольшом зарубежном горнолыжном центре - как минимум 40 тысяч мест размещения. Номерной фонд представлен гостиницами и аналогичными средствами размещения (89 единиц) и специализированными средствами размещения (147 единиц) [1]. 74 % гостиниц Челябинской области относятся к некатегорийным. Следует отметить, что цены на размещение в Челябинской области находятся на уровне среднероссийских показателей (1000-4000 руб. за стандартный одноместный номер). Помимо повышения категорийности средств размещения, необходимо обеспечить условия для структурного сдвига в целях поездки, поскольку преобладание делового туризма (62 %), обеспечивает неприемлемо малую продолжительность пребывания - 1-3 дня (85 % чел.). Для туризма характерной является продолжительность пребывания от 4-7 дней и более (9,9 %), т.к. это минимальное время необходимое для рекреации.

Следует отметить, что за последние годы наметилась тенденция к сокращению санаторно-курортных учреждений Челябинской области (с 70 -

до 59 единиц с 2004 года), что негативно сказывается на развитии регионального туризма. Санатории имеют не только самую развитую материальную базу, но и, как правило, наибольшее количество обслуживающего персонала по отношению к учреждениям туристской сети (6134 чел.). Поэтому они требуют значительных затрат на содержание, обновление [1].

Туристские учреждения области представлены турбазами, приютами, туристскими стоянками, обслуживающими туристские маршруты. Челябинская область занимает одно из первых мест в России по количеству полностью оснащенных горнолыжных центров и по приему туристов.

Рассматривая предприятия развлекательно-зрелищной индустрии - театры (14 ед.), кинотеатры (118 ед.), музеи (49 ед.) и пр., следует отметить, что данное направление достаточно развито в Челябинской области и, особенно, в сфере спортивного туризма (6609 спортивных сооружений) [1].

Помимо анализа туристкой инфраструктуры, которыми располагает регион, было проведено исследование по выявлению факторов, способствующих или препятствующих становлению Челябинской области как крупного туристского центра России. Наиболее важные условия, влияющие на развитие туризма и определяющие реализацию туристского потенциала, были сгруппированы следующим образом:

1. Первую группу вошли природные условия и ресурсы, от уровня освоенности которых, зависят наиболее подходящие для развития в конкретном регионе виды туризма, а так же степень их потенциального использования в данной сфере. Природные ресурсы относятся к наиболее важной группе факторов, т.к. именно на их базе основывается большая часть различных видов туризма.

2. В качестве культурно-исторических факторов рассматривались наиболее значимые в культурном отношении архитектурные строения и сооружения, позволяющие ознакомится с особенностями региона в различные исторические эпохи. Кроме того, в данном случае учитывались особенности менталитета, традиции, система ценностных ориентиров в обществе, религиозные убеждения.

3. К политическим факторам, были отнесены: барьеры для свободного въезда-выезда в регион, политическая стабильность, и уровень преступности. Безопасность, в том числе политическая, является одним из важнейших факторов, обеспечивающих привлекательность региона в целом и комфортность туристского путешествия в частности. В частности, по мнению автора, именно политическая нестабильность и неблагоприятная криминальная обстановка 90-х годов явились сдерживающим фактором развития въездного туризма в России.

4. Другой важной группой факторов является доступность региона и туристских объектов для посещения туристами, проявляющаяся в

наличии и благоустроенности пунктов пропуска и подъездных путей. В эту группу входят факторы транспортной доступности, а также удаленность от регионов потенциального туристского спроса. Особенности размещения туристских ресурсов приводят к формированию устойчивых туристских потоков, направленных, например, на удовлетворение культурно-познавательных или оздоровительных потребностей.

5. Экологическая обстановка. Проявление негативного влияния экологических факторов, может значительно снизить перспективы развития туризма, т.к. они относятся к факторам безопасности нахождения туристов на конкретной территории.

6. Информационная поддержка региона является залогом сохранения и увеличения въездного туристского потока. Это первичное звено в формировании спроса на посещение конкретного региона, проявляющееся в знании потенциальных посетителей о туристских возможностях, услугах, объектах территории и элементах аттракции.

7. В группу «Инвестиционная обеспеченность и заинтересованность бизнеса» входят факторы, обеспечивающие интерес инвесторов к туристской сфере и их готовность вкладывать финансовые средства в развитие туристской инфраструктуры и освоение туристских ресурсов.

Среди представителей туристских фирм, в том числе туроператоров и туристских клубов Челябинской области, был проведен опрос - «Оценка условий для развития туризма в Челябинской области». В группу опрашиваемых («экспертов») вошли все виды работников туризма, владеющих информацией о состоянии туристской отрасли области и непосредственно формирующих региональный туристский продукт: директора туристских фирм; менеджеры, специализирующиеся на создании и продвижении регионального туристского продукта; инструкторы по туризму, занимающиеся разработкой туристских троп и маршрутов в регионе. Участникам опроса было предложено ответить на вопросы, позволяющие выявить факторы, влияющие на развитие туризма в Челябинской области. В результате проведенного исследования были определены факторы, которые, по мнению специалистов в области туризма стимулируют и сдерживают развитие туризма.

Полученные результаты могут иметь практическое значение при разработке концепции развития регионального туризма, позволяя более объ-ективно подойти к определению приоритетных мер стимулирующего ха -рактера, а также действий по нейтрализации и блокированию действия негативных факторов.

Факторы

Стимулирующие факторы | Препятствующие факторы

1 1

1. значительная аттрактивность природных объектов; 2. благоприятные климатические условия для развития зимних видов туризма, оптимальное сочетание продолжительности залегания снежного покрова и температурного режима в зимнее время; 3. пригодность особо охраняемых при -родных территорий (заповедников, национальных парков) для использования в туристских целях; 4. значительное количество памятников природы в регионе и их туристская привлекательность; 5. значительное количество ресурсов для развития рыболовного и охотничьего туризма; 6. значительное количество спелеоресурсов, подходящих для использования в туристских целях; 7. благоприятный рельеф области для развития горнолыжного туризма и альпинизма; 8. заинтересованность инвесторов в развитии гостиничной базы в регионе; 9. географически удобное расположение региона для посещения туристами; 10. транспортная доступность; 11. относительно низкий уровень преступности в регионе; 12. отсутствие препятствий для въезда в регион туристов; 13. политическая стабильность, надежность границ региона; 14. низкая вероятность наступления стихийных бедствий в регионе 15. санитарно-эпидемиологическая безопасность. 1. значительнаядоляводных объектов, которые в силу загрязнения не могут быть использованы для купальнопляжного отдыха и спорта; 2. недостаточная осведомлённость о гидроминеральных и бальнеологических ресурсах региона; 3. неблагоприятные климатические условия для развития летних видов туризма, малое количество теплых солнечных дней в летний период; 4. незначительное количество уникальных культурноисторических элементов; 5. низкая плотность расположения историко-культурных объектов, необходимых для формирования маршрутов; 6. неудовлетворительное состояние культурно-исторических объектов региона; 7. отсутствие интереса к использованию паломнических ресурсов региона для развития религиозного туризма; 8. неудовлетворительное состояние музеев региона 9. отсутствие интереса к самобытности культуры малых народов региона в туристских целях (отсутствие этнографического туризма); 10. негативное влияние промышленного имиджа региона и отсутствие туристского имиджа, отсутствие продвижения регионального туристского бренда; 11. недостаточное внимание СМИ к региону как туристскому; 12. незаинтересованность инвесторов в обустройстве и использовании природных объектов в туризме; 13. незаинтересованность инвесторов в восстановлении и использовании культурно-исторических объектов в туристских целях; 14. незаинтересованность инвесторов в развитии специализированных средств размещения; 15. незаинтересованность туристских предприятий региона в развитии внутреннего и въездного туризма; 16. неблагоприятная экологическая ситуация.

Рис. 1.

Список литературы:

1. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Челябинской области [Электронный ресурс]. - ЦИЬ: Ийр://сЬе1-stat.gks.ru/defau1t.aspx.

2. Федеральная служба государственной статистики / базы данных [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.