Научная статья на тему 'Оценка уровня зрелости услуг е-Администрации в повятовых городах Силезского воеводства Польши'

Оценка уровня зрелости услуг е-Администрации в повятовых городах Силезского воеводства Польши Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ / ELECTRONIC GOVERNMENT / ELECTRONIC SERVICES / ELECTRONIC FORMS / ELECTRONIC SIGNATURE / DATA EXCHANGE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Банасиковска Я.

В статьи представлен анализ полученных итогов испытаний доступности и уровня развития услуг е-Администрации в повятовых городах Cилезского воеводства в Польше. Итоги испытаний иллюстрированы на графиках и сделаны выводы по дальнейшему развитию электронных услуг для физических и юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Банасиковска Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSESSMENT OF THE MATURITY LEVEL OF SERVICES OF E-ADMINISTARTION IN CITIES OF SILESIAN VOIVODESHIP IN POLAND

The article analyses the probation results of availability and level of development of e-Administartion in cities of Silesian voivodeship in Poland. The probation results are shown on charts. The conclusion on the following development of electronic services for individuals and legal entities is drawn.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня зрелости услуг е-Администрации в повятовых городах Силезского воеводства Польши»

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА

УДК 330.4

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗРЕЛОСТИ УСЛУГ Е-АДМИНИСТРАЦИИ В ПОВЯТОВЫХ ГОРОДАХ СИЛЕЗСКОГО ВОЕВОДСТВА

ПОЛЬШИ

Я. Банасиковска

Экономический университет в Катовицах, Польша E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ полученных итогов испытаний доступности и уровня развития услуг е-Администрации в повятовых городах Силезского воеводства в Польше. Итоги испытаний иллюстрированы на графиках и сделаны выводы по дальнейшему развитию электронных услуг для физических и юридических лиц.

Ключевые слова: электронное правительство, электронные услуги, электронные формы, электронная подпись, обмен информацией.

THE ASSESSMENT OF THE MATURITY LEVEL OF SERVICES OF E-ADMINISTARTION IN CITIES OF SILESIAN VOIVODESHIP

IN POLAND

Ya. Banasikovska

University of Economics, Katowice, Poland E-mail: [email protected]

The article analyses the probation results of availability and level of development of e-Administartion in cities of Silesian voivodeship in Poland. The probation results are shown on charts. The conclusion on the following development of electronic services for individuals and legal entities is drawn.

Key words: electronic government, electronic services, electronic forms, electronic signature, data exchange.

Введение

В Польше уровень развития электронных услуг и использования информационных технологий низкий по сравнению с ведущими странами Европейского союза [1, 2, 3, 4]. Исследования уровня развития услуг е-Администрации и их доступности в повятовых городах Силезского воеводства в Польше были проведены с целью проверки наличия и определения уровня развития электронных

© Банасиковска Я., 2011

государственных услуг и указания направления для дальнейшего развития электронной администрации в этом воеводстве. Исследования проводились по подготовленным критериям с разделением на услуги для физических лиц и услуги для юридических. Для испытаний выбрано Силезское воеводство, имеющее развитую е-Администрацию, находящуюся на среднем уровне по стране, что позволяет, помимо всего прочего, использовать полученные по воеводству оценки уровня зрелости услуг в качестве базовых для остальных территорий Польши.

Силезское воеводство, расположенное на юге Польши, находится на исторически сложившихся торговых и коммуникационных путях, связывающих страны Северной и Восточной Европы с Западной и Южной Европой. Занимает площадь 12 294 км2, что составляет 3,9% всей территории страны.

В Силезском воеводстве проживает примерно 4,9 млн человек, что составляет 12,6% польского населения. В воеводстве 68 городов, в том числе 22 города считаются крупными: имеют университеты, институты, научные центры.

Это один из наиболее промышленно развитых регионов Польши, гарантирующий возможность развития кооперационных отношений. Инвестиционная привлекательность Силезского воеводства подтверждает рейтинг воеводств, проводимый различными исследовательскими институтами. В этих рейтингах оценили: впитывающую способность местного рынка, структуру рынка труда, социальный климат для инвестиций, эффективность экономических преобразований, техническую инфраструктуру и инфраструктуру бизнес-среды. Силезское воеводство в этих исследованиях находится на первых позициях. Занимает первое место с точки зрения инфраструктуры связи, коммуникационной доступности и промышленных объектов. Иностранные инвесторы, действующие на польском рынке, считают этот рынок стабильным, развивающимся и привлекательным. За последние семь лет инвестиции иностранных компаний в Силезское воеводство оцениваются в десятки миллиардов долларов. О промышленном профиле Силезского воеводства свидетельствует большое количество людей, работающих в промышленности и строительстве. С точки зрения валового внутреннего продукта (ВВП) Силезское воеводство занимает второе место в стране после Мазовецкого воеводства.

Исследование доступности и уровня развития услуг е-Админисграции в повятовых городах Силезского воеводства

Исследование проводилось на 19 интернет-сайтах государственных учреждений повятовых городов Силезского воеводства и других учреждений, предоставляющих электронные услуги. Исследование заключалось в обнаружении наличия и уровня развития административных услуг для физических и юридических лиц в этом воеводстве.

В исследовании доступности услуг и уровня развития электронной администрации для физических лиц каждый город мог получить максимум 12 очков и в таких же исследованиях для фирм - максимум 8 очков. Итоги были преобразованы в проценты по формуле «(А / В) х 100%», где «А» - это сумма очков, набранных за все услуги, исследованные в данном повятовым городе; «В» - сумма всех очков, которые можно было получить.

Если услуга доступна, уровень ее развития был изучен и определен буквами «А», «В», «С», «Б», где «А» - информационный уровень (25%), «В» - возможность

загрузки формы для заполнения (50%), «С» - возможность загрузки формы для заполнения и отправки ее обратно в учреждение (75%), «Б» - полная реализация электронных услуг (100%) (рис. 1). Средняя оценка уровня развития отдельных услуг рассчитывается путем суммирования уровней развития данной услуги во всех исследованных повятовых городах и деления на число исследованных городов; преобразование в проценты производится по формуле «(А / В) х 100%», где - «А» средняя оценка услуги в очках, «В» - максимальная оценка услуги.

При исследовании наличия и уровня развития услуг электронного правительства для частных лиц были приняты во внимание такие услуги, как:

• здравоохранение - возможность записи к врачу электронным путем; для исследования были использованы сайты Национального фонда здравоохранения, клиник и больниц;

• социальные пособия - возможность оформления социальных пособий электронным путем, таких как, например, денежная помощь; для испытаний были использованы данные с веб-сайтов учреждений повятовых городов Силезского воеводства и Центров социальной защиты населения;

• разрешение на строительство - возможность получения разрешения на строительство электронным путем; для исследования использовались данные с веб-сайтов учреждений повятовых городов Силезского воеводства;

• полиция - обслуживание заявлений - интерактивное обслуживание заявлений в полицию; для исследования были использованы сайты штаб-квартир полиции в каждом повятовом городе Силезского воеводства;

• регистрация транспортных средств - услуга, связанная с возможностью регистрации (перерегистрации) транспортного средства, обмен водительских удостоверений и других коммуникационных вопросов через Интернет; для исследований были использованы данные с веб-сайтов учреждений повятовых городов Силезского воеводства;

• документы личности - услуга, связанная с возможностью поиска и обмена документа, удостоверяющего личность с помощью электронных средств; для исследования использовались данные с веб-сайтов учреждений повятовых городов Силезского воеводства;

.14

(полней просксс усш)

ТрЗкСШЦЫА

Рис. 1. Уровни зрелости услуг электронного правительства

• поиск работы - услуга, связанная с возможностью найти работу электронным путем, а также с обучением, курсами; для исследования использовались данные с веб-сайтов повятовых учреждений труда и Государственной инспекции труда;

• адресный стол - услуга, связанная с урегулированием формальностей, связанных с переменой места жительства электронным путем; для исследования использовались данные с веб-сайтов учреждений повятовых городов Силезского воеводства;

• библиотеки - возможность поиска в базе данных, заказ и получение книг, журналов и т.п. электронным путем; для исследования использовались данные с веб-сайтов городских библиотек в повятовых городах воеводства;

• ЗАГС - акты гражданского состояния, услуга связана с предоставлением клиентам электронным путем документов по вопросам, входящим в компетенцию ЗАГС; для исследования были использованы данных на веб-сайтах учреждений повятовых городов Силезского воеводства;

• подоходный налог с физических лиц - возможность урегулирования налога с помощью электронных средств; для исследования были использованы данные на веб-сайтах налоговых учреждений в повятовых городах Силезского воеводства и веб-сайт www.e-deklaracje.gov.pl;

• регистрация в вуз - услуга, связанная с возможностью подачи заявления в вуз с помощью электронных средств; для исследований были использованы вебстраницы государственных университетов и частных училищ в данных городах Силезского воеводства.

Исследования наличия и уровня развития электронных услуг для физических лиц показали, что наилучший результат достигнут городом Забже, который получил 8,25 балла из 12 возможных, что дает в пересчете 68% (рис. 2).

Жоры Забже Тыхы Свентохловице Сосновец Семяновице Силезкие Рыбник Руда Силезкия Пекары Силезкие Мысловице Катовице Явожно Ястшебе-Здруй Гливице Даброва Гурнича Ченстохова Хожув Бытом Бельско-Бяла

154

□ 47

156

147

152

] 47

□ 52 50

54 52

143

52

□ 58

54 52 50 52 54

68

10

20

30

40

50

60

70

80

0

Рис. 2. Оценка уровня развития услуг е-Администрации для физических лиц в повятовых городах Силезского воеводства, %

Регистрация в ВУЗ Подоходный налог ЗАГС Библиотеки Адресный стол Поиск работы Документы личности Регистрация транспортных средств Полиция - обслуживание заявок Разрешение на строительство Социальные пособия Здрав оохранение

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110

159

100

□ 25

] 47

47

И 47 50

48

51

46

50

Рис. 3. Средний уровень развития услуг е-Администрации для физических лиц в повятовых городах Силезского воеводства, %

Средний уровень развития отдельных электронных государственных услуг для физических лиц в опрошенных повятовых городах показан на рис. 3.

Исследования показывают, что только одна услуга для физических лиц осуществляется на 100%. Остальные услуги, по которым проводился опрос, достигли уровня, который приближается к 50%, т.е. возможность загрузки формы. Одна из услуг, полиция - обслуживание заявлений, получила самую низкую оценку уровня развития в электронном виде, только 25%.

В случае тестирования наличия и уровня развития услуг электронного правительства для бизнеса были приняты во внимание следующие услуги:

• социальное страхование - услуга, связанная с возможностью оформления и урегулирования социального страхования с помощью электронных средств; для проведения исследований были использованы сайты социального страхования

гш;

• налоги на доходы юридических лиц - услуга дает возможность урегулирования налога на прибыль электронным путем; для исследования были использованы данные на веб-сайтах налоговых учреждений в повятовых городах Силезского воеводства и веб-сайт www.e-deklaracje.gov.pl;

• налог на добавленную стоимость (НДС) - услуга дает возможность урегулирования НДС в электронном виде; для исследования были использованы данные на веб-сайтах налоговых учреждений в повятовых городах Силезского воеводства и веб-сайт www.e-deklaracje.gov.pl;

• регистрация бизнеса - услуга, связанная с возможностью регистрации фирмы в электронном виде, для исследования были использованы данные на веб-сайтах повятовых городов Силезского воеводства;

• статистика - услуга, связанная с возможностью получить статистический номер для фирмы и предоставить статистические данные в Центральное стати-

стическое управление GUS с помощью электронных средств; для исследования были использованы данные на веб-сайте www.stat.gov.pl;

• таможенная декларация - услуга предоставляет возможность выполнить формальности, связанные с таможенным сбором в электронном виде; для исследования были использованы данные на веб-сайте таможен и таможенных палат;

• охрана окружающей среды - услуга, связанная с возможностью получить экологические разрешения электронным путем; для исследования были использованы данные на веб-сайтах повятовых городов Силезского воеводства;

• государственные закупки - услуга, связанная с возможностью сделать предложение о тендере в электронном виде; для исследования были использованы данные на веб-сайтах повятовых городов Силезского воеводства.

В результате тестирования уровня развития услуг электронного правительства для бизнеса все города получили похожие результаты - от 71 до 78%. Самую низкую оценку получил город Свентохловице - уровень развития электронных услуг составляет 71% (рис. 4).

Жоры Забже Тыхы Свентохловице Сосновец Семяновице Силезские Рыбник Руда Силезкая Пекары Силезкие Мысловице Катовице Явожно Ястшебе-Здруй Гливице Даброва Гурнича Ченстохова Хожув Бытом Бельско-Бяла

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 4. Оценка уровня развития услуг е-Администрации для юридических лиц в повятовых городах Силезского воеводства, %

Средний уровень развития отдельных услуг электронного правительства для бизнеса в опрошенных повятовых городах Силезского воеводства значительно выше, чем для физических лиц (рис. 5).

В исследованиях использовались веб-сайты данных городов с соответствующими им органами и учреждениями. Большое значение здесь имели страницы Бюллетеня общественной информации BIP для повятовых городов, а также сайты городских библиотек, повятовых учреждений труда, налоговых учреждений, городских отделений полиции, Национального фонда здравоохранения и город-

1 1 1 1 1 1 1 ! 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 75

1

□ 71

|

1 75

1

175

1

1

7

1

175

1

1 75

7

1 75

1

175

Государственные закупки Охрана чистой среды Таможенная декларация Статистика Регистрация бизнеса Налог НДС Налоги от юридических лиц Социальное страхование

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110

1 1 1 1 50

142

3

14

175 1 1 1 1 1 1 1

100 100

100 100

Рис. 5. Средний уровень развития услуг е-Администрации для юридических лиц в повятовых городах Силезского воеводства, %

ских социальных центров помощи. Исследования показывают, что единственной административной услугой для физических лиц, которая может быть реализована полностью через Интернет, является «подоходный налог», услуга урегулирования налога в учреждении налоговой службы. На сайте www.e-deklaracje.gov.pl есть возможность подачи налоговых деклараций в электронном виде. В течение некоторого времени эту возможность могли использовать только «крупные налогоплательщики», т.е. лица, ежегодный чистый доход которых превышает сумму, эквивалентную 5 млн евро, и оплатить этот налог в специализированных налоговых офисах. С первого января 2008 г. такую возможность имеет любая фирма. Единственным требованием является наличие квалифицированной электронной подписи и уведомление налогового учреждения о намерении оплачивать налог на доходы в электронном виде [5]. На портале www.e-deklaracje.gov.pl можно найти четкую информацию, связанную с системой е-Декларация, список часто задаваемых вопросов вместе с ответами на них и контактными номерами телефонов, по которым можно получить ответ и помощь, связанную с процедурами подготовки декларации, техническими проблемами обслуживания системы, а также помощь по вопросам электронных подписей. Благодаря системе е-РГГ-37, разработанной Министерством финансов, каждое физическое лицо может отправить через Интернет РГТ-37 без сертификационной подписи. Проведенное обследование показывает, что более 25 тыс. налогоплательщиков воспользовались возможностью представления налоговой декларации в электронном виде уже за 2008 г. без подтверждения их квалифицированной электронной подписью. Как показывает статистика, это возможно благодаря передаче налоговой декларации в электронном виде через портал Министерства финансов системой е-Декларация.

Также заслуживают внимания публичные библиотеки, в которых, в исследованных городах, услуга «библиотеки» реализуется на 75%, т.е. вы можете скачать формы для заполнения и отправить обратно в библиотеку [6]. С помощью системы

OPAC можно заказать конкретную опубликованную литературу, получить ответ подтверждения бронирования. Эта система является частью библиотечной системы, представляющей информацию по каталогу и информацию о документах, взятых читателями. Благодаря удаленной регистрации пользователей, после аутентификации данных читателя и выдачи карты читателя, пользователь может заказать книги из ресурсов библиотеки.

Остальные испытанные административные услуги для физических лиц находятся либо на уровне информации, т.е. на веб-сайте есть просто информация

0 том, как урегулировать этот вопрос, либо на уровне возможности загрузить формы, подписать их вручную и передать в данное учреждение без возможности отправки их обратно электронным путем для оформления дела.

Намного лучше происходит предоставление административных услуг для компаний, где уже 4 услуги из 8 реализованы на 100%. Это услуги: «налоги от юридических лиц», «налог НДС», «статистика», «таможенная декларация».

Центральное статистическое управление GUS создало Портал по отчетности, т.е. интегрированную среду обслуживания статистической отчетности в режиме онлайн [7]. Она является незаменимым инструментом в любой компании с

1 января 2009 г. и действует только как единый способ передачи данных. Благодаря веб-сайту Центрального статистического управления www.stat.gov.pl стало возможным последовательное предоставление форм для статистических исследований в электронном виде. Таким образом, лица, вынужденные подавать отчетность, получили доступ к новым функциям, поддерживающим и расширяющим возможности их реализации. Портал отчетности - это, среди прочего, электронные формы, обмен информацией, связанной с данным исследованием и обработкой данных в формате XML.

Для реализации услуг «налоги с юридических лиц» и «налог НДС» потребители должны посетить веб-сайт www.e-deklaracje.gov.pl.

Остальные административные услуги для бизнеса в электронном виде доступны на информационном уровне, и на некоторых рассмотренных веб-сайтах существует возможность загрузки форм документов для заполнения.

Заключение

Результаты исследования доступности и уровня услуг электронной администрации в повятовых городах Силезского воеводства подтверждают возрастающий интерес к этим услугам с обеих сторон, граждан и предприятий. Следует отметить интерес предприятий к электронным услугам. Предприниматели, несмотря на оплату, воспользуются квалифицированной электронной подписью при осуществлении электронных услуг для бизнеса. Это связано с экономической выгодой, так как дела, рассматриваемые традиционным методом, являются более дорогостоящими и трудоемкими в сравнении с электронными услугами. Четыре из восьми услуг для предприятий уже реализованы на самом высоком уровне сделки (100% в электронном виде). Из оставшихся четырех государственных услуг только «государственные закупки» не выполняются в транзакции, в то же время «регистрация бизнеса» и «сертификат охраны окружающей среды» доступны уже на уровне сделки, в случае услуги «социальное страхование» не все фирмы обязаны в электронном виде передавать отчисления в ZUS, но юридический статус позволяет 100%-ную реализацию этой услуги.

Литература

1. Banasikowska J. Uwarunkowania i stan rozwoju e-Government w Polsce. «Zeszyty naukowe SWSZ» nr 19/2008, Informatyka w nauce, dydaktyce i praktyce gospodarczej.

2. Banasikowska J. Wyniki badan poziomu rozwoju elektronicznej administracji w wojewodztwie slaskim. W: Systemy Wspomagania Organizacji. Red. Porebska-Mifc T., Sroka H., AE, Katowice 2010.

3. Banasikowska J. Systemy elektronicznego dostepu do administracji. W: Porebska-Miac T., Sroka H. [Red.] Systemy Wspomagania Organizacji. AE, Katowice 2009.

4. Olszak C., Ziemba E. [Red.] Kierunki rozwoju spoleczenstwa informacyjnego i gospodarki opartej na wiedzy w swietle slaskich uwarunkowan regionalnych. UE, Katowice 2010.

5. Портал системы е-Декларация Министерства финансов. URL: http://www.e-deklaracje. gov.pl

6. Портал системы OPAC Силезской библиотеки в Катовицах. URL: http://opacwww. bs.katowice.pl/cgi-bin/wspd_cgi.sh/WService=wsbroker1/wo_log.w

7. Отчетный портал Центрального статистического управления GUS. URL: http:// www.stat.gov.pl/gus

Bibliography

1. Banasikowska J. Uwarunkowania i stan rozwoju e-Government w Polsce. «Zeszyty naukowe SWSZ» nr 19/2008, Informatyka w nauce, dydaktyce i praktyce gospodarczej.

2. Banasikowska J. Wyniki badan poziomu rozwoju elektronicznej administracji w wojewodztwie slaskim. W: Systemy Wspomagania Organizacji. Red. Porebska-Mifc T., Sroka H., AE, Katowice 2010.

3. Banasikowska J. Systemy elektronicznego dostepu do administracji. W: Porebska-Miac T., Sroka H. [Red.] Systemy Wspomagania Organizacji. AE, Katowice 2009.

4. Olszak C., Ziemba E. [Red.] Kierunki rozwoju spoleczenstwa informacyjnego i gospodarki opartej na wiedzy w swietle slaskich uwarunkowan regionalnych. UE, Katowice 2010.

5. Portal sistemy e-Deklaracija Ministerstva finansov. URL: http://www.e-deklaracje.gov.pl

6. Portal sistemy OPAC Silezskoj biblioteki v Katovicah. URL: http://opacwww.bs.katowice.pl/ cgi-bin/wspd_cgi.sh/WService=wsbroker1/wo_log.w

7. Otchetnyj portal Central'nogo statisticheskogo upravlenija GUS. URL: http://www.stat. gov.pl/gus

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.