ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Д.А. СЮСЮРА,
кандидат экономических наук, доцент Оренбургский государственный аграрный университет
Российская Федерация в настоящее время занимает 7-е место в мире по численности населения, 27 % которого (38,8 млн чел.) — сельские жители. Оценка их социального положения имеет особое государственное значение, так как именно сельское население является хранителем традиций, смотрителем огромных территорий, гарантом социальной стабильности и единства регионов страны.
Составляющими социального положения являются уровень и качество жизни сельского населения.
Под уровнем жизни мы понимаем наличие материальных возможностей (материальных средств) для использования социальных факторов в целях удовлетворения своих нужд, результаты реализации социальных процессов, связанных с удовлетворением материальных потребностей.
Качество жизни — это присутствие самой возможности (качественной) использования социальных факторов; присутствие признаков (и количественное выражение данных признаков) наличия социальных факторов, направленных на удовлетворение нематериальных потребностей человека, и степень их использования; результаты реализации социальных процессов, не связанных с удовлетворением материальных потребностей, с отражающими их показателями.
Оценка социального положения вообще и уровня жизни сельского населения в частности предполагает последовательное сравнение состояния социальных факторов:
• одной выделенной по определенным признакам и критериям социальной общности (сельское население) относительно другой (городское население);
• во времени (динамика за ряд лет);
• с нормативами (если таковые имеются). Информационное обеспечение такого анализа
пока далеко от совершенства, поэтому на практике применяем комбинированный подход, предполагающий использование по мере возможности всех трех вариантов сравнения.
Анализируя информационную базу [3 — 7 и др.] на наличие показателей уровня жизни сельского населения, выявляем отсутствие представления большинства таких показателей в разрезе «город—село». Между тем, очевидно, что подобное разделение научно обоснованно, так как:
а) охватывает территорию всей страны и относится ко всему населению;
б) состояние социальных процессов и явлений в городе и селе существенно различаются.
В связи с несовершенством специальной информационной базы в отдельных случаях при оценке уровня материального благосостояния используем данные по основным видам экономической деятельности сельского населения. Динамика численности сельского населения, его доли в общей численности населения страны, доля лиц трудоспособного возраста представлены в табл. 1.
Анализ данных табл. 1 показывает, что численность сельского населения и его доля в структуре населения страны в рассматриваемом периоде являются относительно стабильными. Негативным фактором можно считать наметившееся стабильное снижение доли лиц трудоспособного возраста в структуре сельского населения.
Традиционным видом деятельности сельских жителей является занятие сельским и лесным хозяйством, рыболовство, охота. Определенную долю сельского населения составляют врачи, учителя, работники социальной и инженерной инфраструктуры. Характерным для последнего времени стало увеличение занятости сельчан в неформальном секторе экономики.
По официальным данным в 2004—2005 гг. в сельском и лесном хозяйстве страны заняты более 7 млн сельских жителей, около 120 тыс. чел. занимаются рыболовством и рыбоводством, 28,2 % от общей численности занятого сельского населения приходится на неформальный сектор экономики (табл. 2 и 3) [6].
Анализ данных табл. 2 позволяет сделать вывод, что неформальный сектор экономики в на-
Таблица 1
Динамика численности постоянного населения РФ
Показатели Год 2005 к 2001
2001 2002 2003 2004 2005
% +, -
Все население, млн чел. 146,3 145,2 145,0 144,2 143,5 98,1 -2,8
В том числе в трудоспособном возрасте, 89,0 88,9 89,3 89,7 90,2 101,3 1,2
млн чел.
Доля трудоспособного в общей числен- 60,8 61,2 61,6 62,2 62,9 х 2,1
ности населения, %
Сельское население, млн чел. 39,2 38,7 38,6 38,4 38,8 99,0 -0,4
Доля сельского в общей численности 26,8 26,7 26,6 26,6 27,0 100,7 0,2
населения, %
Из общей численности сельского населе-
ния в трудоспособном возрасте: млн чел. 23,9 23,6 23,1 22,8 22,8 95,4 -1,1
в процентах 60,9 61,0 59,9 59,4 58,7 96,4 -2,2
Таблица 2
Распределение численности занятых в неформальном секторе экономики по типу занятости в 2004 г. (по данным выборочных обследований населения на конец ноября)
Население Всего, тыс. человек Распределение общей численности занятых в неформальном секторе, % Занятые в неформальном секторе, в процентах от общей численности занятого населения
Занятые на основной или единственной работе Занятые на дополнительной работе
Городское население 6 468 95,4 4,6 12,5
Сельское население 4 319 73,1 26,9 28,2
Всего 10 787 86,5 13,5 16,1
стоящее время играет важную роль в обеспечении материального благополучия на селе. Для более чем 3 млн чел. — это основная или единственная работа. Кроме того, несложный математический расчет позволил получить следующие цифры: занятое сельское население — 15,3 млн чел., занятое городское население — 51,7 млн чел. При сложении определяем количество всего занятого в экономике населения (67 060 тыс. чел), которое несколько отличается от приводимого официальной статистикой, однако расхождения можно объяснить округлениями и другими математическими погрешностями. Полученные данные позволяют судить о структуре занятых в экономике по месту проживания.
Анализ данных табл. 2 и 3 позволяет заключить, что в экономике занято порядка 40 % всего сельского населения или 67 % трудоспособного, более
Среднегодовая численн
3,5 млн чел. из которых формально заняты видами деятельности, не связанными с сельским и лесным хозяйством, охотой. Для выявления источников существования сельского населения воспользуемся данными табл. 4.
Анализ данных позволяет сделать вывод, что подавляющее большинство сельского населения (37,6 млн чел. или 97 %) имеют не более двух источников доходов, в том числе более 50 % — единственный источник. Основным источником средств к существованию трудоспособного сельского населения является трудовая деятельность, в том числе занятие личным подсобным хозяйством. Достаточно распространенными источниками доходов в сельской местности являются пенсии и различные пособия.
Характерны следующие особенности, определяющие материальное благосостояние сельского населения:
Таблица 3
ь занятых в экономике
Сектор экономии, категория населения Численность, тыс. чел. В процентах к общей численности
2004 2005 2004 2005
Всего в экономике 66 407 66939 100 100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7 420 7102 11,2 10,6
Другие виды экономической деятельности 58 864 59717 88,6 89,2
Занятое сельское население (расчетное) 15 316 22,8
Занятое городское население (расчетное) 51 744 77,2
Таблица 4
Источники средств существования населения в 2002 г. (по данным переписи населения, тыс. чел.) [1]
Источник средств к существованию Все население Сельское население Городское население
Доход от трудовой деятельности (кроме работы в личном подсобном хозяйстве) 62 164,7 13 161,5 49 003,2
Среднегодовая численность занятых в сельском и лесном хозяйстве в 2002 г. 7947,0
Личное подсобное хозяйство 18 204,2 12 167,4 6 036,8
Пенсия (кроме пенсии по инвалидности) 31 920,1 9 357,5 22 562,6
Пенсия по инвалидности 4 710,6 1 472,9 3 237,7
Пособия (кроме пособия по безработице) 16 634,4 7 454,6 9 179,8
Пособие по безработице 1 171,3 474,3 697,0
Сбережения 349,6 66,3 283,3
Указавшие источник средств к существованию, всего 143 662,9 38 688,2 104 974,7
В том числе:
один источник средств к существованию 103 256,4 20 232,9 83 023,5
два источника средств к существованию 38 198,8 17 331,1 20 867,7
три источника средств к существованию 2 145,7 1 092,9 1 052,8
четыре и более источников средств к существованию 62,0 31,3 30,7
Не указавшие источник средств к существованию 1 503,7 49,4 1 454,3
Итого участвовало в переписи 145 167,6 38 737,6 106 429,0
• из всего сельского населения (38,8 млн чел.) только 22,8 млн чел. находятся в трудоспособном возрасте (менее 60 %);
• 15,3 млн сельских жителей заняты в экономике, в том числе: 7,4 млн — в сельском и лесном хозяйствах, 3,6 млн чел. заняты другими видами деятельности (медицина, образование, торговля и пр.), 4,3 млн — трудятся в неформальном секторе экономики;
• более 12 млн сельских жителей получают средства к существованию от занятия личным подсобным хозяйством;
• 10,8 млн чел. получают пенсии (в том числе около 1,5 млн чел. — по инвалидности);
• 8 млн чел. живут на пособия (в том числе 0,5 млн — на пособия по безработице). Проведенный этап исследования подтверждает, что уровень жизни на селе во многом определяет степень развития сельского и лесного хозяйства, отраслей социальной инфраструктуры. Для многих сельских жителей основными источниками существования являются социальные и пенсионные выплаты. Соотношение размеров пенсий, пособий, минимального размера оплаты труда в бюджетной сфере, среднегодового размера оплаты труда в сельском и лесном хозяйстве с прожиточным минимумом и среднероссийскими показателями денежных доходов населения представлено в табл. 5.
Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что размеры доходов сельского населения из основных источников в большинстве своем ниже прожиточного минимума.
Заработная плата в сельском и лесном хозяйствах, отраслях бюджетной сферы, различные пособия и пенсии не способны обеспечить достойный уровень благосостояния. Очевидно, что средств, полученных из указанных источников, едва хватает на поддержание физиологических функций организма человека, занятого трудовой деятельностью (не говоря уже о его иждивенцах).
Анализируя более подробно ситуацию с заработной платой работников сельского хозяйства, обращаем внимание на существующие проблемы с задолженностью по ее выплате. Несмотря на снижение численности работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность в последние годы, она и теперь по официальным данным составляет около 1 млн чел.
Исследуя дифференциацию размеров заработной платы, определяем, что только 30 % занятых в сельском хозяйстве получают заработную плату выше прожиточного минимума. Треть работников сельского хозяйства в 2004 г. имели заработную плату ниже 1 000 руб. Для 10 % наименее оплачиваемых работников средняя начисленная заработная плата составила 389 руб., коэффициент дифференциации по 10-процентным группам работников в сельском хозяйстве был равен 21,5.
Объективным подтверждением крайне низкого уровня материального благосостояния сельского населения являются данные табл. 6.
Анализ данных позволяет сделать вывод, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция изменения структуры распределения малоимущего
Таблица 6
Доли сельского населения и домохозяйств в структурах малоимущего населения и домохозяйств (по материалам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, в процентах)
Таблица 5
Размеры дохода сельского населения из основных источников в сравнении с прожиточным минимумом
Показатели Год
1995 2000 2002 2003 2004 2005
Прожиточный минимум в среднем на душу населения, руб. в месяц (1995 г. — тыс. руб.) 264 1 210 1 808 2 112 2 376
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. в месяц (1995 г. — тыс. руб.) 472,4 2 223,4 4 360,3 5 498,5 6 739,5 8 550,2
Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты) 110,0 450,0 450,0 600,0 720,0
Соотношение с прожиточным минимумом, процентов тарифной ставки (оклада) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты) 0,09 0,25 0,21 0,25
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций отраслей сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, руб. в месяц (1995 г. — тыс. руб.) 258,5 985,1 1 876,4 2 339,8 3 015,4 3 653,5
Соотношение с прожиточным минимумом, процентов среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций отраслей сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства 0,98 0,81 1,04 1,12 1,27
Размер базовой части трудовой пенсии по старости - - 450,0 522,4 598,0 660,0
Соотношение с прожиточным минимумом, процентов среднего размера назначенных месячных пенсий 101 76 100 102 106
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) 83,5 300 300 300 300
Единовременное пособие при рождении ребенка 1 252,4 4 500 4 500 4 500 6 000
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 167,0 500 500 500 500
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, млн чел. 36,5 42,3 35,6 29,3 25,2
Категория населения Малоимущие домашние хозяйства Крайне бедные домашние хозяйства
2001 2002 2003 2004 2001 2002 2003 2004
Распределение малоимущих домашних хозяйств по основным категориям по месту проживания
Проживающие в городах 68,7 67,3 65,4 63,9 62,6 58,1 54,0 50,1
Проживающие в сельских поселениях 31,3 32,7 34,6 36,1 37,4 41,9 46,0 49,9
Распределение численности малоимущего населения по основным группам по месту проживания
Проживающие в городах 67,7 66,2 64,3 63,0 61,6 56,8 52,9 49,4
Проживающие в сельских поселениях 32,3 33,8 35,7 37,0 38,5 43,2 47,1 50,6
населения в сторону увеличения доли сельского населения. По последним данным соотношение составило примерно 50/50, а это означает — половина малоимущих Российской Федерации проживает в селе. Учитывая, что по официальным данным, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в РФ в 2004 г. составила 25,2 млн чел., определяем — 12,8 млн сельских жителей (1/3) являются малоимущими и крайне бедными.
Среднедушевые располагаемые ресурсы в стоимостном выражении не превышают: для малоимущего сельского населения — 1 455,3 руб., для
крайне бедного сельского населения — 866,8 руб., при прожиточном минимуме в 2004 г. — 2 376 руб. в месяц.
Важно учитывать, что до 20 % располагаемых ресурсов всех домашних хозяйств сельского населения составляют натуральные поступления (табл. 7). Анализ данных позволяет определить, что денежные поступления в структуре располагаемых ресурсов сельского населения составляют 3/4, в то время как у городского населения данный показатель превышает 90 %. В стоимостном выражении указанная статья располагаемых ресурсов сельских жителей в два с лишним раза меньше, чем у горожан. Как
Таблица 7
Состав и структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств различных социально-экономических категорий
(в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц; руб.)
Категория населения Домашние хозяйства, в городской местности Домашние хозяйства, в сельской местности
2002 г. 2004 г. 2002 г. 2004 г.
руб. % руб. % руб. % руб. %
Располагаемые ресурсы, всего В том числе: 3 112,2 100,0 5 016,0 100,0 1 970,6 100,0 2 851,3 100,0
денежные расходы 2 793,1 89,7 4 542,0 90,6 1 469,9 74,6 2 194,2 77,0
стоимость натуральных поступлений продуктов питания 128,8 4,1 146,9 2,9 392,2 19,9 446,3 15,7
стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот 61,5 2,1 81,7 1,6 29,8 1,5 32,7 1,2
прирост сбережений 128,8 4,1 245,1 4,9 78,7 4,0 174,1 6,1
известно, именно деньги, а не натуральные льготы и поступления являются наиболее ликвидным товаром на рынке.
Таким образом, материальные возможности приобретения различных товаров и услуг у сельского населения значительно ниже. Использование таких источников поступления ресурсов, как предоставленные в натуральном выражении льготы в сельской местности не распространено. Стоимость предоставленных льгот на одного сельского жителя в среднем в 2-3 раза ниже, чем на одного городского, доля льгот в структуре располагаемых ресурсов составляет чуть более 1 % и постоянно уменьшается.
Оценивая структуру расходов сельского населения (табл. 8) необходимо отметить, что более половины из них приходится на потребление продуктов питания.
Доля расходов сельского населения на продукты питания значительно (на 14 %) больше, чем у городского населения. В рассматриваемый период она несколько уменьшилась — у сельского населения появилось чуть больше материальных
возможностей для покупки непродовольственных товаров, растет доля расходов на оплату услуг.
Однако, оценивая данные возможности в финансовом выражении, приходим к выводам:
а) на покупку непродовольственных товаров сельское население тратит в 2 раза меньше средств, чем городское (727,4 руб. и 1 430,8 руб. в 2004 г. соответственно);
б) на продукты питания сельское население тратит на 20 % меньше, чем городское (1 275,7 руб. и 1 631,0 руб. в 2004 г. соответственно), при этом до 30 % затрат на продукты питания — натуральные поступления собственного подсобного хозяйства.
Сельское население по-прежнему питается за счет продуктов, произведенных на собственных приусадебных участках, в личном подсобном хозяйстве, что позволяет им экономить денежные средства для покупки непродовольственных товаров и оплаты услуг. Увеличение доли последней статьи в структуре расходов сельского населения воспринимается достаточно настороженно — услуги необходимо оплачивать денежными средствами, которых хронически не хватает, дальнейший рост
Таблица 8
Состав и структура расходов на конечное потребление домашних хозяйств различных социально-экономических категорий (в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, руб.)
Домашние хозяйства в городской Домашние хозяйства в сельской
Показатели местности местности
2002 г. 2004 г. 2002 г. 2004 г.
руб. % руб. % руб. % руб. %
Расходы на конечное потребление, всего 2 620,3 100,0 4 022,0 100,0 1 695,0 100,0 2 351,6 100,0
В том числе:
стоимость питания 1 199,5 45,8 1 631,0 40,6 997,3 58,8 1 275,7 54,2
расходы на покупку непродовольственных 895,1 34,2 1 430,8 35,5 487,3 28,7 727,4 30,9
товаров
расходы на покупку алкогольных напитков 54,7 2,0 79,1 2,0 32,0 1,9 44,7 2,0
расходы на оплату услуг 455,0 17,4 859,8 21,4 170,6 10,1 296,2 12,6
стоимость предоставленных в натуральном 16,0 0,6 21,3 0,5 7,8 0,5 7,7 0,3
выражении льгот
Таблица 9
Соотношение потребления продуктов питания сельским и городским населением с медицинскими нормами, 2003 г.
Продукты питания Медицинская норма, в среднем на душу в год, кг Уровень потребления, в % к норме
Сельское население Городское население
Хлебные продукты 107 126 93
Картофель 120 89 66
Овощи и бахчевые 145 59 57
Фрукты, ягоды 76 39 51
Мясо и мясопродукты 83 66 76
Яйцо, шт. 298 63 72
Молоко и молокопродукты 404 57 55
Рыба и рыбопродукты 23,7 59 60
Сахар и кондитерские изделия 40,7 74 59
стоимости услуг вынудит отказаться от определенной части и без того малых денежных расходов на питание. Уровень потребления продуктов питания в процентах к медицинской норме сельского населения по сравнению с городским предствлен в табл. 9.
Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что в 2003 г. сельское население «недоедало» по сравнению с минимальными нормами в расчете на душу все основные продукты питания. Потребление таких продуктов как овощи и бахчевые, фрукты, ягоды, молоко не доходило до 60 % от медицинской нормы (очевидно, что вместо собственного потребления часть данных видов продуктов шла на продажу). По хлебу и хлебопродуктам, сахару и кондитерским изделиям, картофелю уровень потребления на селе ниже медицинских норм и существенно ниже городского уровня. Для крайне бедных домохозяйств в сельской местности в последние годы привычным стало хроническое ощущение голода.
На основе анализа статистической информации, официально опубликованной Росстатом и отраслевыми Министерствами, можно сделать вывод, что уровень жизни сельского населения существенно ниже городского. Для подавляющей части сельского населения его можно определить как бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности) и нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ, позволяющий лишь поддержать жизнеспособность человека).
Анализ аналитических статей и обзоров [1, 2, 9, 10] подтверждает сделанные нами научно обоснованные выводы о крайне низком уровне жизни сельского населения. Именно уровень жизни определяет возможности использования социальных факторов, характеризующих качество жизни. Без
повышения уровня и качества жизни сельского населения нельзя рассчитывать на эффективность экономических реформ в сельской местности, и это, в первую очередь, необходимо учитывать при проведении преобразований в АПК.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобков В. Уровень социального неравенства /
B. Бобков // Экономист. - 2006. № 3. С. 58 - 65.
2. Бондаренко Л. В. Сельская Россия в начале XXI века (социальный аспект) / Л. В. Бондаренко // Социологические исследования, 2005, № 11.
C. 69 - 76
3. Демографический ежегодник России. 2005: Стат. сб. / Росстат. - М., 2005. - 595 с.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб. / Росстат - М.: 2006. -982 с.
5. Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. /Росстат - М., 2006. - 462 с.
6. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2004: Стат. сб. / Росстат. - М., 2004. - 478 с.
7. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005: Стат. сб. / Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2005. - 525 с.
8. Труд и занятость в России. - 2005: Стат. сб. / Росстат. - М., 2006. - 502 с.
9. Ушачев И.Г. О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села на период до 2010 года» / И. Ушачев, Д. Торопов, Л. Бондарен-ко //АПК: экономика, управление. 2002. № 7. С. 3 - 8.
10. Ушачев И. Г. Развитие агропродовольствен-ного сектора: основные направления и проблемы / И. Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 6, 2006.