Научная статья на тему 'Оценка уровня здоровья обучающихся колледжа с учётом их тонуса вегетативной нервной системы'

Оценка уровня здоровья обучающихся колледжа с учётом их тонуса вегетативной нервной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
210
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH LEVEL / ВЕГЕТАТИВНЫЙ ТОНУС / AUTONOMIC TONE / ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / HEALTH OF THE STUDENTS / ВЕГЕТАТИВНАЯ (АВТОНОМНАЯ) НЕРВНАЯ СИСТЕМА / VEGETATIVE (AUTONOMIC) NERVOUS SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мухарский П.О., Зарубина К.В.

В статье представлены исследования выявления уровня здоровья обучающихся колледжа в соотношении с их тонусом вегетативной нервной системы. Вопрос о данной взаимосвязи достаточно актуален как в области медицины, физиологии, психологии, так и в педагогике. Особенно учитывая тот факт, что обучающиеся зачастую подвергаются стрессу во время сдачи зачётов и экзаменов, то знание биологической и социальной адаптации человека к различным условиям среды обитания и образу жизни помогут обучающимся успешно справляться с нагрузками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мухарский П.О., Зарубина К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSESSMENT OF THE HEALTH LEVEL OF COLLEGE STUDENTS BASED ON THEIR TONE OF THE AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM

The article deals with the study to reveal the health level among the students of our college in the relation with their tone of the autonomic nervous system. The question of this relationship is quite relevant as in the field of medicine, physiology, psychology and pedagogy. The students are often exposed to stress during the different tests and examinations and the knowledge of the biological and social adaptation to various conditions will help students cope with stress.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня здоровья обучающихся колледжа с учётом их тонуса вегетативной нервной системы»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 613.62 ББК 28.7 М922

П. О. Мухарский Иркутск, Россия К. В. Зарубина Иркутск, Россия

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

С УЧЁТОМ ИХ ТОНУСА ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

В статье представлены исследования выявления уровня здоровья обучающихся колледжа в соотношении с их тонусом вегетативной нервной системы. Вопрос о данной взаимосвязи достаточно актуален как в области медицины, физиологии, психологии, так и в педагогике. Особенно учитывая тот факт, что обучающиеся зачастую подвергаются стрессу во время сдачи зачётов и экзаменов, то знание биологической и социальной адаптации человека к различным условиям среды обитания и образу жизни помогут обучающимся успешно справляться с нагрузками.

Ключевые слова: уровень здоровья, вегетативный тонус, здоровье обучающихся, вегетативная (автономная) нервная система.

P. O. Mukharskiy K.V. Zarubina Irkutsk, Russia

THE ASSESSMENT OF THE HEALTH LEVEL OF COLLEGE STUDENTS BASED ON THEIR TONE OF THE AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM

The article deals with the study to reveal the health level among the students of our college in the relation with their tone of the autonomic nervous system. The question of this relationship is quite relevant as in the field of medicine, physiology, psy-

© Мухарский П. О., Зарубина К. 3., 2015

chology and pedagogy. The students are often exposed to stress during the different tests and examinations and the knowledge of the biological and social adaptation to various conditions will help students cope with stress.

Key words: health level, autonomic tone, health of the students, vegetative (autonomic) nervous system.

Зачастую единство и целостность организма обеспечивается посредством слаженной работы внутренней секреции и вегетативной нервной системы (ВНС). Поскольку вегетативная (автономная) нервная система иннервирует мускулатуру, эндокринные железы и внутренние органы, то основной функцией данной системы является регуляция процессов, протекающих внутри организма.

Вегетативные центры нервной системы регулируют такие функции организма, как обмен веществ, дыхание, кровообращение и т. д.Периферическая ВНС подразделяется на симпатический и парасимпатический центры. В естественных условиях эти центры находятся в состоянии непрерывного возбуждения. И данное возбуждение получило название «тонус». Известно, что состояние тонуса парасимпатической системы отражает деятельность сердца, особенно сердечный ритм, а состояние тонуса симпатической системы - сосудистую систему, в частности, величину артериального давления [Орлов, 2010, с. 245].

Автономная нервная система, как и любая другая, может быть нарушена посредством действия на организм различных факторов. А нарушение функции внутренних органов может сказаться на общем уровне здоровья. Существует множество примеров нарушения данных систем. К примеру, сужение зрачков и слезотечение, похолодание и посинение рук и ног, спазмы пищевода, спазмы (боли) желудка, спазмы желчного пузыря, брадикардия, пониженный тонус сердечной мышцы, невозможность глубокого вдоха и полного выдоха, приступы типа бронхиальной астмы - все это симптомы повышенной возбудимости парасимпатической нервной системы. Такие симптомы именуют симптомами ваготонии. А людей с такими симптомами именуют ваготониками. Следующая

группа симптомов: расширение зрачков и блеск глаз, уменьшение потоотделения, тахикардия и гипертония, легкая проходимость пищевода, пониженная кислотность желудочного содержимого, пониженная выносливость к углеводам - говорят о повышенном тонусе симпатической нервной системы. Они именуются симптомами симпатикотонии [Вейн, 2003, с. 365]. Соответственно людей с такими симптомами называют - симпатикотониками.

Для исследования тонуса вегетативной нервной системы у обучающихся нашего колледжа мы использовали уже существующие методы, например: расчет вегетативного индекса Кердо, проба Ашнера-Данини, вопросники для выявления признаков вегетативных изменений и др. Нами были проведены исследования по выявлению уровня здоровья обучающихся, мы основывались на методике Кверга.

Все эти методы достаточно просты и не требовали больших затрат во времени и материальном оборудовании, то нам не составило затруднений провести исследование.

В данной работе приняли участие студенты 2-го курса государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства», 2 группы автомехаников (ПТ) и строителей (ПС) в составе 30 человек. В каждой группе были проведены одинаковые исследования по выявлению тонуса (см. табл. 1). Таблица 1

Соотношение тонуса симпатического и парасиматического отделов ВНС

у обучающихся 2-го курса

№ ФИО Отдельные показатели ВТ (баллы) Интегральный показатель Кожный дермографизм Преобладание тонуса

ВИ ИСС ИПА ИПШ

Группа ПС

1 Аникин Д. 7 6 11 13 37 белый симпатик

2 Мельник И. 12 10 9 15 46 белый симпатик

3 Борисов К. 10 10 10 9 39 красный норма

4 Зверев А. 7 8 9 6 30 белый симпатик

5 Климова А.. 4 6 7 10 27 белый симпатик

6 Кожемякина А. 4 8 6 6 24 белый симпатик

7 Лапковский А. 12 10 7 6 35 белый симпатик

8 Латышева М. 13 8 9 8 38 белый симпатик

9 Абжибаров В. 3 9 3 7 22 белый симпатик

10 Непокрытых Т. 17 24 22 25 88 красный норма

11 Самохвалова А. 22 24 11 24 81 красный норма

12 Шильникова К. 11 13 9 10 43 белый симпатик

13 Тащанов Д. 6 8 11 14 39 белый симпатик

14 Севостьянова Е. 6 8 10 7 31 белый симпатик

15 Шомбина М. 14 30 22 22 88 красный норма

Группа ПТ

16 Артемов А. 7 12 11 8 38 белый симпатик

17 Бурдакова Д. 14 28 22 22 86 красный норма

18 Долганов И. 6 7 8 6 27 белый симпатик

19 Кармаданов Р. 13 26 21 22 82 красный норма

20 Конищев А. 10 24 22 22 78 красный норма

21 Константинов М. 12 8 4 10 34 белый симпатик

22 Леонтьев Н. 9 8 5 7 29 белый симпатик

23 Малиновский А. 9 7 8 6 30 белый симпатик

24 Рютин Е. 10 14 8 7 39 белый симпатик

25 Рябинин В. 11 9 6 8 34 белый симпатик

26 Моисеев П. 13 28 22 24 87 красный норма

27 Петров Н. 13 6 10 13 42 белый симпатик

28 Недбала Е. 10 8 6 4 28 белый симпатик

29 Ткачев Н. 13 6 11 8 38 белый симпатик

30 Шатнев А. 14 26 22 23 85 красный норма

Результаты исследования показали следующее: у большинства обучающихся (21 человек) наблюдается симптомы симпатикотонии (70%), остальных 30 % норматоников обучающихся, у которых симпатический и парасимпатический отделы находятся в равновесии.

А если рассмотреть по группам, то можно отметить, что в группе автомехаников количество норматоников составляет 33,3%, а в группе строителей -26,6%.

Если учитывать тот факт, что тонус вегетативной нервной системы влияет на уровень здоровья, то можно сделать предположение, что данный уровень у большинства членов исследуемой группы окажется низким. И действительно, проведя исследования по выявлению уровня здоровья, были установлены следующие цифры (см. табл. 2).

Таблица 2

Уровень здоровья обучающихся 2-го курса «Колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства»

№ ФИО Т 0 Т 1 Т 2 Т 3 ПК Уровень здоровья

1 Аникин Д. 80 150 150 112 36 низкий

2 Абжибаров В. 68 160 150 130 34 низкий

3 Борисов К. 70 155 155 80 38 низкий

4 Зверев А. 68 165 140 65 40 низкий

5 Климова А. 64 106 54 54 70 низкий

6 Кожемякина А. 72 160 153 55 41 низкий

7 Лапковский А. 81 166 150 102 36 низкий

8 Латышева М. 71 165 165 80 36 низкий

9 Самохвалова А. 68 70 38 34 106 высокий

10 Непокрытых Т. 62 72 38 34 104 высокий

11 Мельник И. 82 74 51 43 89 средний

12 Севостьянова Е. 85 120 114 95 45 низкий

13 Тащанов Д. 68 150 138 130 36 низкий

14 Шильникова К. 74 73 59 40 87 средний

15 Шомбина М. 90 53 47 47 102 высокий

16 Артемов А. 67 90 90 95 54 низкий

17 Бурдакова Д. 83 170 130 108 37 низкий

18 Долганов И. 70 165 165 80 36 низкий

19 Кармаданов Р. 75 52 51 45 103 высокий

20 Конищев А. 85 52 48 47 102 высокий

21 Константинов М. 88 170 170 100 34 низкий

22 Леонтьев Н. 78 150 122 100 40 низкий

23 Малиновский А. 68 165 165 85 36 низкий

24 Рютин Е. 76 162 132 111 37 низкий

25 Шатнев А. 85 52 48 47 102 высокий

26 Моисеев П. 85 54 51 42 102 высокий

27 Недбала Е. 74 160 160 55 40 низкий

28 Петров Н. 90 64 54 45 92 средний

29 Ткачев Н. 76 150 126 96 40 низкий

30 Рябинин В. 85 160 155 114 39 низкий

Низкий уровень соматического здоровья выявлен у 66,7 % группы, 10 % студентов, у которых наблюдается средний уровень здоровья, 23,3 % группы отличаются высоким уровнем (см. график 1).

График 1

Уровень здоровья обучающихся

66,7%

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

■ Низкий уровень

Результаты исследования показали, что у большинства студентов по своим физиологическим показателям уровень здоровья низкий. Во многом на эти показатели влияют, в первую очередь, средовые факторы, во вторую - образ жизни, а в третью, индивидуальные соматические особенности организма обучающегося. Изменить данную ситуацию, точнее - повысить уровень здоровья возможно. И именно тонус автономной нервной системы следует рассматривать как одно из проявлений гомеостатического состояния и одновременно механизмом его стабилизации или адаптации.

Так как вегетативный тонус закономерно изменяется в процессе тренировок, то адаптационные реакции к физическим нагрузкам и их связь с физическим развитием обучающихся представляют особый интерес. Зная и учитывая данные закономерности и физиологические особенности организма, возможно минимизировать факторы негативного влияния, и обучающимся станет легче адаптироваться к нагрузкам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому данный аспект приобретает важное значение в анализе индивидуальных и типологических особенностей адаптационных реакций и физического статуса обучающегося в зависимости от вегетативного обеспечения на разных

этапах обучения.Учитывая адаптационные реакции к физическим нагрузкам, возможно выбрать оптимальный режим подготовки будущего здорового специалиста в процессе обучения, который подходит для каждого индивидуально. Таким образом, стимулируя обучающегося к занятию спортом, в учёбе происходит достижение оптимальных результатов.

Библиографический список

1. Биофайл. Научно-информационный журнал // [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://biofile.ru/bio/5597.html (дата обращения: 17.02.2015).

2. Вейн А. М. Вегетативные расстройства. М.: Медицинское информационное агентство, 2003. 752 с.

3. Медицинский портал «Медицина от А до Я» // [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://med-books.info/nevrologiya-neyrohirurgiya_760/osnovnyie-funktsii.html (дата обращения: 15.02.2015).

4. Орлов P.C. Нормальная физиология: учебник. М.: 2-е изд., исправл. и доп., 2010. 832 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.