Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ СПОРТСМЕНОК В ПЛАВАНИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ СПОРТСМЕНОК В ПЛАВАНИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEMALE SWIMMERS / TRAINING WORK / PHYSICAL LOAD / PHYSICAL FITNESS INDICES / СПОРТСМЕНКИ-ПЛОВЧИХИ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕНИРОВАННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болотин А.Э., Ван Цвиетен К.-Я., Понимасов О.Е., Тимченко Н.М., Аганов С.С.

Цель исследования - выявить различия в динамике показателей симпатической и парасимпатической регуляции сердечного ритма пловчих разного уровня тренированности под воздействием стандартной тренировочной нагрузки. Методика и организация исследования. В работе приняли участие две спортсменки А и Б высокой квалификации в возрасте 18 лет, проходившие подготовку к участию в Универсиаде в составе молодежной сборной России, специализирующиеся в плавании на стайерские дистанции. Исследования проводились во время осенне-зимнего полуцикла после проделанной тренировочной работы. Объем выполненной тренировочной работы в воде к началу мезоцикла у спортсменки А составлял 240 км, у спортсменки Б - 205 км. В ходе прохождения базового мезоцикла обе спортсменки выполнили одинаковую по объему и интенсивности тренировочной нагрузки работу в воде. Показатели кардиограммы снимались трижды в день: два раза - в покое, один раз - сразу после воздействия тренировочной нагрузки. Полученные данные анализировались методами математической статистики. Результаты исследования и выводы. Установлено, что у спортсменки А показатель IK (состояние напряжения центрального контура) после тренировочной нагрузки снижался почти на 40%. Это свидетельствует об активизации центрального контура в регулировании сердечной деятельности. У спортсменки Б IK после воздействия тренировочной нагрузки снижался лишь на 15%. Это указывает на значительное напряжение симпатической регуляции ритма сердца, а также на чрезмерность физической нагрузки для этой спортсменки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болотин А.Э., Ван Цвиетен К.-Я., Понимасов О.Е., Тимченко Н.М., Аганов С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEART RATE VARIABILITY ANALYSIS TO ASSESS FEMALE SWIMMERS' FITNESS LEVEL

Objective of the study was to identify differences in the dynamics of the indicators of sympathetic and parasympathetic regulation of heart rate in female swimmers of different fitness levels under the influence of standard training loads. Methods and structure of the study. Sampled for the study were 2 highly-qualified female swimmers (Swimmer A and Swimmer B) specializing in long-distance swimming, both aged 18 years and trained for the Universiade as part of the Russian Youth National Team. The study was carried out during the autumn-winter semi-cycle. The amount of work in water at the beginning of the mesocycle was 240 km for Swimmer A and 205 km for Swimmer B. During the basic mesocycle, the female athletes performed the same amount and intensity of work. The subjects' cardiographic data were recorded three times a day: twice - at rest, once - immediately after the training work. The data obtained were analyzed using the mathematical statistics methods. Results and conclusions. It was found that after the training work, the central contour tension index in Swimmer A decreased by almost 40%, which testified to the activation of the central contour of regulation of the heart functions. In Swimmer B this index decreased by 15% only, which indicated expressed predominance of the sympathetic channel of heart rate regulation, as well as excessive physical loading. It was proved that the main indicator of the training level is the synchronization of the effects of the nervous and hormonal components of heart rate regulation. The high degree of synchronization of these two components of heart rate regulation indicates that physical loads are adequate to the adaptive responses of the female athletes' body.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ СПОРТСМЕНОК В ПЛАВАНИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА»

оценка уровня тренированности спортсменок в плавании на основе анализа показателей вариабельности сердечного ритма

УДК/UDC 796.01:612

Поступила в редакцию 16.03.2020 г.

Информация для связи с автором: a bolotin@inbox.ru

Доктор педагогических наук, профессор А.Э. Болотин1 Доктор медицинских наук, профессор К.-Я. ван Цвиетен2 Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Понимасов3 Доктор философских наук, профессор Н.М. Тимченко4 Доктор педагогических наук профессор С.С. Аганов4

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

2 Университет Хассельта, г. Дипенбек, Бельгия

3 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

4 Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург

HEART RATE VARIABILITY ANALYSIS TO ASSESS FEMALE SWIMMERS' FITNESS LEVEL

Dr.Hab., Professor A.E. Bolotin1 Dr. Med., Professor K.-J. van Zwieten2 PhD, Associate Professor O.E. Ponimasov3 Dr. Sc.Philos., Professor N.M. Timchenko4 Dr.Hab., Professor S.S. Aganov4

1 St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, St. Petersburg

2 University of Hasselt, Diepenbeek, Belgium

3 Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, St. Petersburg

4 Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявить различия в динамике показателей симпатической и парасимпатической регуляции сердечного ритма пловчих разного уровня тренированности под воздействием стандартной тренировочной нагрузки. Методика и организация исследования. В работе приняли участие две спортсменки А и Б высокой квалификации в возрасте 18 лет, проходившие подготовку к участию в Универсиаде в составе молодежной сборной России, специализирующиеся в плавании на стайерские дистанции. Исследования проводились во время осенне-зимнего полуцикла после проделанной тренировочной работы. Объем выполненной тренировочной работы в воде к началу мезоцикла у спортсменки А составлял 240 км, у спортсменки Б - 205 км. В ходе прохождения базового мезоцикла обе спортсменки выполнили одинаковую по объему и интенсивности тренировочной нагрузки работу в воде. Показатели кардиограммы снимались трижды в день: два раза - в покое, один раз - сразу после воздействия тренировочной нагрузки. Полученные данные анализировались методами математической статистики. Результаты исследования и выводы. Установлено, что у спортсменки А показатель 1К (состояние напряжения центрального контура) после тренировочной нагрузки снижался почти на 40%. Это свидетельствует об активизации центрального контура в регулировании сердечной деятельности. У спортсменки Б 1К после воздействия тренировочной нагрузки снижался лишь на 15%. Это указывает на значительное напряжение симпатической регуляции ритма сердца, а также на чрезмерность физической нагрузки для этой спортсменки.

Ключевые слова: спортсменки-пловчихи, тренировочная работа, физическая нагрузка, показатели тренированности.

Annotation

Objective of the study was to identify differences in the dynamics of the indicators of sympathetic and parasympathetic regulation of heart rate in female swimmers of different fitness levels under the influence of standard training loads. Methods and structure of the study. Sampled for the study were 2 highly-qualified female swimmers (Swimmer A and Swimmer B) specializing in longdistance swimming, both aged 18 years and trained for the Universiade as part of the Russian Youth National Team. The study was carried out during the autumn-winter semi-cycle. The amount of work in water at the beginning of the mesocycle was 240 km for Swimmer A and 205 km for Swimmer B. During the basic mesocycle, the female athletes performed the same amount and intensity of work. The subjects' cardiographic data were recorded three times a day: twice - at rest, once - immediately after the training work. The data obtained were analyzed using the mathematical statistics methods. Results and conclusions. It was found that after the training work, the central contour tension index in Swimmer A decreased by almost 40%, which testified to the activation of the central contour of regulation of the heart functions. In Swimmer B this index decreased by 15% only, which indicated expressed predominance of the sympathetic channel of heart rate regulation, as well as excessive physical loading.

It was proved that the main indicator of the training level is the synchronization of the effects of the nervous and hormonal components of heart rate regulation. The high degree of synchronization of these two components of heart rate regulation indicates that physical loads are adequate to the adaptive responses of the female athletes' body.

Keywords: female swimmers, training work, physical load, physical fitness indices.

Введение. Кровеносная система спортсменок, занимающихся плаванием, подвержена колоссальным функциональным нагрузкам как при выполнении тренировочных объемов работы, так и в процессе соревнований [1-7]. В связи с этим систематический контроль переносимости пловцами тренировочной нагрузки является объективным фактором управления спортивной тренировкой в плавании. Основу тренировочного процесса составляет адаптация к воздействию оптимальной величины физической нагрузки, оказывающей стимулирующее воздействие на протекание приспособительных реакций организма спортсменов [1, 3-7].

Адаптационная реактивность организма спортсменов проявляется в совершенствовании трофических, регуляторных и транспортных функций кровеносной системы [3-7]. При оценивании переносимости тренировочной нагрузки организмом пловца целесообразно учитывать состояние механизмов нервной и нейрогормональной регуляции работы кровеносной системы [3, 7].

Цель исследования - выявить различия в динамике показателей симпатической и парасимпатической регуляции сердечного ритма пловчих разного уровня тренированности под воздействием стандартной тренировочной нагрузки.

Методика и организация исследования. Для получения показателей ритма сердечных сокращений использовался аппаратно-приборный комплекс «Ва-рикард». С его помощью оценивались параметры временного и частотного ряда интервалов сердечных сокращений.

Статистическая характеристика динамического ряда кардиоинтервалов оценивалась по показателю средне-квадратического отклонения длительности динамического ряда разностных значений кардиоинтервалов (SDSD). Возрастание SDSD свидетельствовало об усилении автономной регуляции, снижение - отражает усиление симпатической регуляции ритма сердца.

Вычислялись производные показатели вариационной пульсометрии: индекс напряжённости регуляторных систем, или стресс-индекс ^1), и индекс вегетативного соотношения (VRI).

С помощью метода корреляционной ритмографии оценивалась степень влияния центральных (симпатических)

механизмов на процесс саморегуляции работы сердца. Изучались показатели крутизны ритмограммы (1К).

Применение спектрального анализа позволило количественно оценить активность отдельных уровней управления ритмом сердца.

Результаты исследования и их обсуждение. Использование метода вариационной пульсометрии позволило провести сравнительный анализ по ряду показателей. Динамика показателя амплитуды моды (АМ) отражена в табл. 1.

По величине среднеквадратического отклонения длительности кардиоинтервалов (SDSD) исследовалось влияние нагрузки на функции симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы спортсменок. Динамика ряда кардиоинтервалов спортсменок представлена в табл. 2.

Снижение показателя SDSD у спортсменки Б иллюстрирует, что активность парасимпатического отдела также снизилась. Это указывает на падение уровня тренированности спортсменки. Возрастание значения SDSD указывало на повышение автономной регуляции ритма сердца у спортсменки А.

Изучение показателя индекса напряжённости регуляторных систем ^1) показывает достаточную активность регуляции сердечного ритма у обеих спортсменок (табл. 3). Однако диапазон изменений показателя SI у спортсменки Б был существенно уже, что свидетельствует о низкой адаптации к физической нагрузке.

Состояние напряжения центрального контура спортсменок оценивалось по показателю 1К (табл. 4).

Синхронизация работы обоих компонентов регуляции у спортсменки А и рассогласование между ними у спортсменки Б свидетельствуют о разных приспособительных реакциях организма спортсменок на нагрузку. Наблюдаемое рассогласование уровней нейрогормональной регуляции у спортсменки Б является результатом хронического утомления, вызванного длительным воздействием чрезмерной физической нагрузки, не соответствующей её уровню тренированности.

Выводы. Можно констатировать, что главным критерием уровня тренированности является стабильное согласова-

Таблица 1. Динамика амплитуды моды распределения кардиоинтервалов спортсменок, %

Спортсменки Период тестирования по микроциклам

В покое После нагрузки В покое После нагрузки В покое После нагрузки

А 26,8 42,7 35,8 32,8 25,7 42,5

Б 40,3 30,8 25,4 34,6 23,0 25,7

Таблица 2. Динамика показателей SDNN спортсменок, мс

Спортсменки Период тестирования по микроциклам

В покое После нагрузки В покое После нагрузки В покое После нагрузки

А 59,8 47,7 55,7 58,3 60,7 63,4

Б 47,9 48,2 53,6 41,3 59,2 52,6

Таблица 3. Динамика показателей SI спортсменок, у.е.

Спортсменки Период тестирования по микроциклам

В покое После нагрузки В покое После нагрузки В покое После нагрузки

А 76,8 148,6 104,5 151,6 74,2 213,8

Б 108,6 93,4 68,7 132,8 49,0 66,9

Таблица 4. Динамика показателей ^спортсменок

Спортсменки Период тестирования по микроциклам

В покое После нагрузки В покое После нагрузки В покое После нагрузки

А 3046,7 1978,0 2867,4 3012,7 3176,1 2007,4

Б 1387,9 1754,8 1289,5 1154,8 1643,9 1687,4

№ 7 • 2020 Июль | Yuli

http://www.teoriya.ru

ние нервного и гормонального компонентов регуляции сердечного ритма.

Сравнительный фрактальный анализ вариабельности сердечного ритма у спортсменок высокой квалификации, занимающихся плаванием, позволил установить следующие тенденции в регуляции сердечного ритма:

- вариабельность сердечного ритма спортсменок зависит от согласованной работы нервной и гормональной систем регуляции;

- снижение показателей гормональной регуляции сердечного ритма свидетельствует о снижении адаптационных возможностей организма;

- активизация центральной регуляции сердца при стрессовом воздействии нагрузки свидетельствует о возникновении дисбаланса между процессами энергетической ассимиляции и диссимиляции;

- рассогласование нервной и гормональной регуляции сердечного ритма способствует снижению адаптационных ресурсов организма спортсменок.

Литература

1. Венгерова Н.Н. Биоимпедансный анализ состава тела студенток как диагностический метод проектирования физкультурно-

оздоровительных занятий / Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, Е.Н. Ко-

миссаров, Ю.А. Клюс // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 9. - С. 33-35.

2. Григорьев В.И. Перспективы развития спортивной науки в российских вузах / В.И. Григорьев, О.Е. Пискун, В.М. Иванов // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 34-36.

References

1. Vengerova N.N., Piskun O.E., Komissarov E.N., Klyus Yu.A. Bioimped-ansny analiz sostava tela studentok kak diagnosticheskiy metod proektirovaniya fizkulturno-ozdorovitelnykh zanyatiy [Bioimpedance-based body composition rating tests for academic health physical education service design]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2018. No. 9. pp. 33-35.

2. Grigor'ev V.I. , Piskun O.E., V.M. Ivanov Perspektivy razvitiya sport-ivnoy nauki v rossiyskikh vuzakh [Perspectives of Development of Sport Science in Russian Universities]. 2015. No.2. pp. 34-36.

3. Bunevicius K, Sujeta A, Poderiene K, et al.: Cardiovascular response to bouts of exercise with blood flow restriction. J. Phys. Ther. Sci, 2016, 12: 3288-3292.

4. Cooper K. (1989) The aerobics program for total well-being. Physical Education and Sport. Moscow. 224 p.

5. Daniel S. Abnormal blood flow in the sublingual microcirculation at high altitude. Eur. J. Appl. Physiol. 2009. Vol. 106. pp. 473-478.

6. Drezner J.A, Ackerman M., Anderson J., et al. Electrocardiographic interpretation in athletes: the Seattle criteria. Br J Sports Med.2013. vol. 47(3). pp. 122-124.

7. Malhotra V.K., Singh N., Bishnoi R., et al. The prevalence of abnormal ECG in trained sportsmen. Med J Armed Forces India. 2015. vol. 71(4). pp. 324-329.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

апробирование спортивно-развлекательных программ с элементами народных игр в общеобразовательной школе

Кандидат педагогических наук, профессор Е.В. Кузьмичева1 1Российский государственный университет физической культуры,

спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва УДК/UDC 796.26

Ключевые слова: спортивно-развлекательная программа, урок физической культуры, пилотажное исследование.

Введение. В настоящее время исследователями ведется активный поиск инновационных форм проведения школьных уроков, позволяющих приобщить детей к двигательной активности, формировать физическую культуру личности ученика, способствовать познанию культурных ценностей нации.

Цель исследования - апробирование спортивно-развлекательной формы проведения урока физической культуры в общеобразовательной школе в виде выполнения школьниками отдельных тематических двигательных и интеллектуальных заданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика и организация исследования. В рамках реализации научно-исследовательского проекта «Я могу!.. », в котором участвуют кафедра режиссуры массовых спортивно-художественных представлений им. В. А. Губанова Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) и образовательный центр «Сириус», проведено пилотажное исследование по разработке спортивно-развлекательной программы, которая была апробирована на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Модифицированная спортивно-развлекательная программа состоит из 7 станций-заданий по тематике «спорт», «наука», «искусство» с элементами народных игр. Реализация программы осуществлялась на уроках физической культуры в естественных условиях в процессе прохождения педагогической практики студентами вуза. Ученики классов были сформированы в команды, команды последовательно одна за другой проходили станции, выполняя на каждой определенные задания. Фиксировалось

APPROVAL OF SPORTS AND ENTERTAINMENT PROGRAMS WITH ELEMENTS OF FOLK GAMES IN GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL

PhD, Professor E.V. Kuzmicheva1

1Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 20.04.2020 г.

время прохождения станций, правильность выполнения заданий, полученные баллы. Всего в исследовании участвовало пять классов. С помощью констатирующего эксперимента, проведенного в общеобразовательной школе, были уточнены организационно-методологические аспекты реализации спортивно-развлекательных программ с детьми.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных итоговых результатов показал, что школьники активно и с интересом выполняли физические и интеллектуальные задания на тематических станциях. Двигательные действия, выполняемые в игровой развлекательной форме, были доступны в исполнении всеми участниками. В совокупности при прохождении каждой станции в команде отмечались такие проявления, как взаимопомощь, взаимовыручка, динамичные коммуникации учеников.

Выводы. Апробирование модифицированной спортивно-развлекательной программы в общеобразовательной школе показало эффективность и значимость такого вида уроков физической культуры и позволило скорректировать процедуру основного исследования, которое планируется провести в рамках проекта «Я могу!.. » в образовательном центре «Сириус».

Использованная литература

1. Кузьмичева Е.В. Организационно-методологические аспекты осуществления спортивно-развлекательной деятельности с одаренными детьми / Е.В. Кузьмичева, А.В. Тураев // Известия Тул-ГУ. Физическая культура. Спорт. - 2019. - Вып. 8. - С. 44-49.

2. Кузьмичева Е.В. Реализация научно-исследовательского проекта «Я могу!...» в образовательном центре «Сириус» / Е.В. Кузьмичева, А.В. Тураев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 3. - С. 6.

Информация для связи с автором: sportregis@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.