УДК 796.925
ОЦЕНКА УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРЫГУНОВ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА НА БАЗОВЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ
Георгий Константинович Лебедев, преподаватель, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
Аннотация
Данная статья посвящена результатам внедрения системы оценки уровня освоения техники прыжка на лыжах с трамплина спортсменами на базовых этапах подготовки. Учитывалась необходимость последовательного освоения трех уровней техники прыжка: начального уровня, уровня хорошей техники в нормальных условиях, уровня стабильной техники в соревновательных условиях. Представлены критерии оценки технической подготовленности юных спортсменов на основе экспертной и судейской оценок, анализа кинематических параметров прыжка на лыжах с трамплина. Дана оценка уровня освоения техники прыжка юными спортсменами разного возраста.
Ключевые слова: подготовка спортивного резерва, прыжки на лыжах с трамплина, техническая подготовленность, сравнительный анализ.
ASSESSMENT OF LEVEL OF TECHNICAL TRAINING OF SKI JUMPERS AT THE INITIAL STAGES OF PREPARATION
Georgy Konstantinovich Lebedev, the teacher, Institute ofphysical education, sport and youth policy of Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg
Annotation
This article is devoted to the results of implementing the system of assessment of the level of technics of the jump by young ski jumpers. The authors have taken into account the need in step-by-step mastering of the three levels of jumping technique: the initial, the good technique in normal conditions, the stable technique in competitions. The article presents criteria for estimating the technical preparedness of the young athletes on the basis of the expert assessments, and analysis of the kinematic parameters of the jump in ski jumping. The results of evaluation of the level of mastering the technique of the jump by young athletes of different age have been given.
Keywords: preparation of sports reserve, ski jumping, technical training, comparative analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Отставание российских прыгунов на лыжах с трамплина от ведущих спортсменов Германии, Норвегии, Польши, Словении и других стран вызвано прежде всего отсутствием должной конкуренции при включении в сборные команды России, заметно их отставание в параметрах подготовленности, многие из которых формируются на базовых этапах многолетней подготовки - начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе. Важно обеспечить повышение эффективности спортивной технической подготовки юных лыжников-прыгунов с учетом особенностей данной спортивной дисциплины.
Федеральный стандарт спортивной подготовки по прыжкам на лыжах с трамплина (ФССП) устанавливает совокупность требований к подготовке спортсменов по данному виду спорта, определяет требования к разработке и реализации программ спортивной подготовки (ПСП) в физкультурно-спортивных организациях [5]. Обязательным разделом ПСП является система контроля и зачетных требований, которая предусматривает регистрацию и анализ основных количественных характеристик спортивной подготовки, а также необходимых дополнительных параметров, отражающих особенности подготовки в данном виде спорта на конкретных этапах подготовки. Однако критерии для объективного контроля параметров технической подготовленности спортсменов на этапах базовой подготовки (продолжительность этапов начальной спортивной подготовки для прыгунов на
лыжах с трамплина - 3 года для спортсменов с 9 лет и учебно-тренировочного этапа - 4-5 лет для спортсменов от 12 до 15 лет) в ФССП и в большинстве разработанных ПСП в России не представлены.
Общеизвестны сведения о пяти стадиях формирования спортивной техники: 1) создание первых представлений о двигательном действии и формирование установки на обучение; 2) овладение основами техники; 3) формирование умений совершенного выполнения двигательного действия; 4) полное образование навыка; 5) достижения вариабельного навыка и его применение [1]. Соответственно для прыгунов на лыжах с трамплина Йост Б. отмечал необходимость последовательного освоения уровней техники: начального уровня; уровня хорошей техники в нормальных условиях; уровня стабильной техники в соревновательных условиях; уровня высокой соревновательной техники; уровня техники чемпионов [6]. На базовых этапах подготовки главной задачей является последовательное освоение лыжниками - прыгунами первых трех уровней техники.
Структура техники прыжка на лыжах с трамплина включает следующие фазы: разгон, отталкивание и начальную фазу полета, полет, приземление, выкат. Разделяя прыжок на дискретные фазы, при тренировке техники его исполнения необходимо учитывать непрерывность и взаимосвязь комбинаций движений и переходы между этими движениями между фазами [2]. Качество исполнения прыжка на лыжах не может быть описано через отдельную переменную, требуется оценка полного профиля выполнения прыжка, поэтому необходимо определиться с соответствующими переменными, которые будут информативными о качестве движения прыгуна во всех фазах.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для оценки уровня технической подготовленности юных лыжников-прыгунов нами предложена система, основанная на применении метода экспертной оценки выполнения прыжка на лыжах с трамплина, биомеханического (кинематического) анализа техники выполнения прыжков и анализа фактических результатов соревнований. Для определения эффективности предложенной системы проводилась оценка уровня освоения техники прыжка на лыжах с трамплина 149 юными спортсменами юношами и девушками ГАУ ДО СО СДЮСШОР «Аист» (г. Нижний Тагил) и ГАПОУ Свердловской области «Училище олимпийского резерва №1 (колледж)».
Экспертная оценка осуществлялась путем анализа видео изображений тренировочных прыжков с привлечением квалифицированных судей по основным параметрам, представленным в правилах соревнований по прыжкам на лыжах с трамплина [3].
Оценка кинематических параметров прыжка на лыжах с трамплина осуществлялась с помощью программы оценки видео изображения Dartfish (версия ProSuite 9.0) на соответствие модельным угловым характеристикам техники прыжка на лыжах с трамплина, предложенным Брунстремом А.Б. [7] и Йостом Б. [6]. Получение видео изображений прыжка осуществлялось с помощью семи видеокамер Brickcom OB-200Np LR WDRPro-20X Kit с частотой 50 кадров в секунду, установленных на трамплинах в соответствии с требованием получения изображения всех фаз прыжка без разрыва изображения.
Оценка уровня освоения начальной техники и хорошей техники прыжка в нормальных условиях лыжниками-прыгунами осуществлялись в рамках годичного тренировочного процесса в октябре 2016 г. и марте 2017 г. Уровень освоения стабильной техники прыжка на лыжах с трамплина в соревновательных условиях оценивался в октябре 2016 г. (по итогам летнего соревновательного периода) и в апреле 2017 г. в конце учебно-тренировочного года (по итогам зимнего соревновательного периода) по результатам средней судейской оценки техники исполнения прыжков в наиболее значимых соревнованиях: первенства и чемпионата России, этапов Кубка России, Молодежных и юношеских игр [4].
Для обработки разнообразной информации, полученной в результате исследований, и для соизмеримости было принято, чтобы все лучшие показатели различных сторон
подготовленности спортсменов имели величину, равную единице. Это позволяет создать систему условной градации значений коэффициентов того или иного показателя и строить номограммы. В них по величине значений показателей были выделены четыре зоны: модельная (от 1,0 до 0,90); высокая (от 0,89 до 0,70); средняя (от 0,69 до 0,40); низкая (от 0,39).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В связи с поэтапным освоением юными спортсменами уровней техники прыжка: начальной техники, хорошей техники в нормальных условиях, стабильной техники в соревновательных условиях, нами были разработаны параметры и критерии оценки техники прыжка для каждого уровня, представленные в таблицах 1-3.
Таблица 1 - Критерии оценки и параметры для экспертной оценки технической подготовленности_
Уровень подготовленности
Низкий | Средний | Высокий | Модельный
Оценка (коэффициент)
0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0
Среднее кол-во ошибок во время прыжка (по двум тренировочным прыжкам)
>5,5 | 5 | 4,5 | 4,0 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1
Возможные ошибки во время прыжка
№ Фаза прыжка Перечень ошибок
1 Разгон Неустойчивое положение тела в стойке разгона
2 Низкая скорость разгона
3 Отталкивание Раннее или позднее отталкивание со стола отрыва
4 Принятие неоптимальной позы в фазе отталкивания
5 Полет Ограниченный контроль тела и лыж при принятии аэродинамической позы полета
6 Нестабильность полета, выражающаяся в ненужных движениях рук, потере контроля тела, согнутых коленях, не полностью выпрямленных ногах
7 Несимметричная и/или несбалансированная позиция рук/ног
8 Разнонаправленное расположение лыж и/или несбалансированные движения лыж
9 Приземление Отсутствие попытки сделать «телемарк» в точке касания горы приземления и отсутствие позы «телемарк» (ступни параллельны) во время фазы приземления
10 Недостаточно правильные и гармоничные движения в переходе из фазы полета в фазу приземления
11 Недостаточное преобразование приземления в мягкую позицию «телемарк» или минимальный «телемарк» в конце процедуры приземления (неустойчивость, слишком жесткое или без «телемарка», слишком глубокое)
12 Движения руками для стабилизации устойчивости
13 Недостаточность контроля лыж (лыжи не параллельны и расстояние между лыжами больше чем 2 ширины лыж) и/или обе лыжи приземлились плоскостью (на канты)
14 Выкат Небольшие периоды неустойчивости, обе лыжи не касаются плоскостью земли и/или не параллельны, тело не вертикально до начала торможения
15 Падения
Таблица 2 - Критерии оценки и параметры технической подготовленности спортсменов при освоении хорошей техники прыжка на лыжах с трамплина в нормальных условиях
Уровень подготовленности
Низкий | Средний | Высокий | Модельный
Оценка (коэффициент)
0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0
Кол-во отклонений от модельных характеристик в течении контрольного прыжка
>10 |9|8|7|6|5|4|3|2 | 1
Модельные угловые характеристики тренировочного прыжка
№ Фазы прыжка Угловые характеристики Модельные значения
1 Разгон Угол, образованный линией, проходящей через центры коленного и голеностопного суставов и треком разгона а =50°-60°
2 f А"4-« Ф Угол между линиями направлений бедра и голени в =60°-70°
3 Угол, образованный линией, проходящей через центры тазобедренного сустава, ушной раковиной спортсмена и треком разгона Y =7°-10°
4 Отталкивание на столе отрыва ■оГ^а ) Угол, образованный линией, проходящей через центры коленного и голеностопного суставов и плоскостью стола отрыва а =50°-60°
5 Угол, образованный линией, проходящей через центры тазобедренного и голеностопного суставов и поверхностью стола отрыва р =80°-85°
6 Угол, образованный линией, проходящей через центры тазобедренного сустава, ушной раковины и поверхностью стола отрыва Y =20°-30°
7 Ранняя фаза полета •> « Угол, образованный линией, проходящей через центры тазобедренного и голеностопного суставов и касательной к траектории полета а = 60°-65°
8 Угол, образованный линией, проходящей через центры тазобедренного сустава, ушной раковины и касательной к траектории полета Y =30°-33°
9 Угол между плоскостью лыж и касательной к траектории полета W =4°-6°
10 Полет (вид с боку) -о )» Угол, образованный линией, проходящей через центры тазобедренного и голеностопного суставов и касательной к траектории полета в =45°-48°
11 Угол, образованный линией, проходящей через центры тазобедренного сустава, ушной раковины и касательной к траектории полета Y =30°-33°
12 Угол между плоскостью лыж и касательной к траектории полета W =28°-30°
13 Полет (вид спереди) Угол разведения лыж а =37°-43°
14 Угол, характеризующий расстояние одной ноги от другой L1=50-60 см
15 Угол, характеризующий максимальное расположение носков лыж L2=1,2-1,5 м
16 Подход к приземлению Угол, образованный линией, проходящей через центры тазобедренного сустава, ушной раковины и касательной к профилю горы приземления Y =30°-33°
17 Угол между плоскостью лыж и касательной к профилю горы приземления W =5°-15°
18 Приземление (телемарк) Угол, образованный линией, проходящей через центры тазобедренного сустава, ушной раковины и касательной к профилю горы приземления W =80°-85°
19 Угол между плечевым и коленным суставом не опорной ноги а=70°-75°
20 Угол между плечевым и коленным суставом опорной ноги а1=30°-35°
Примечание: 1) Фиксируются угловые отклонения от пределов модельных значений >2°. 2) Угловые характеристики спортсмена на горе разгона оцениваются за 6-8 м до края стола отрыва, на столе отрыва в завершающей части отталкивания, в ранней фазе полета в пределах 3-4 м от края стола отталкивания, на подходе к приземлению за 3-4 м от места приземления.
Таблица 3 - Оценочные критерии технической подготовленности лыжников-прыгунов в соревновательных условиях (по материалам А.А. Злыднева [7])_
_Уровень подготовленности_
Низкий | Средний | Высокий | Модельный
_Оценка (коэффициент)_
0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 I 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 ~
___ Средняя оценка за технику прыжка ___
<36 | 38 | 40 | 42 | 44 | 46 | 48 | 50 | 52 | >54 ~
Средние значения оценок уровня освоения техники прыжка на лыжах с трамплина спортсменами групп начальной подготовки и учебно-тренировочного этапа по результатам итогового контроля в конце учебно-тренировочного года представлены на рисунке.
1
0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
НП1 НП2 НП3 УТ1 УТ2 УТ3 УТ4
□ Освоение начальной техники
□ Освоение хорошей техники в нормальных условиях
□ Освоение стабильной техники в соревновательных условиях
А Б
Рисунок - Средние значения оценок уровня освоения техники прыжка у юношей (А) и девушек (Б) лыжников-
прыгунов по результатам итогового контроля
Установлено освоение уровня начальной техники большинством лыжников-прыгунов к концу этапа начальной подготовки в группе НП-3. Происходит существенное снижение уровня хорошей техники в нормальных условиях и стабильной техники в соревновательных условиях у лыжников-прыгунов в группах учебно-тренировочной подготовки УТ-1 у девушек и УТ-2 у юношей из-за пубертатного периода в развитии организма. Также заметно отставание (наиболее существенное у девушек) уровня освоения хорошей техники в нормальных условиях от уровня освоения стабильной техники в соревновательных условиях в группах последних лет учебно-тренировочного этапа подготовки, что объясняется как недостаточным опытом участия спортсменов в соревнованиях на трамплинах разного размера и профиля, так и недостаточным вниманием тренеров к обучению технике прыжка в изменяющихся погодных условиях.
ВЫВОДЫ
Исследования показали объективность предложенной системы оценки последовательного освоения трех уровней техники прыжка с помощью экспертной и судейской оценки, анализа кинематических параметров техники прыжка на лыжах с трамплина для общей оценки технической подготовленности юных лыжников-прыгунов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И.П. Ратов, Г.И. Попов, А.А. Логинов, Б.В. Шмотин. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 120 с.
2. Захаров, Г.Г. Биомеханический анализ «бесконтактной фазы отталкивания» и начала полета в современной технике прыжков на лыжах с трамплина / Г.Г. Захаров, А.А. Злыднев, Г.А. Сергеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 61-66.
3. Международные правила соревнований по лыжным видам спорта. Прыжки на лыжах с трамплина. Часть 3. Версия № 2 от 15.04.2011 (с уточнениями перевода - ред. Н.П.) [Электронный ресурс] // http://www.skijumpingrus.rU/_/47/2011_mezhdunarodnye_pravila_SJ.pdf. - Дата обращения: 25.12.2017.
4. Методика разработки комплексных целевых программ подготовки региональных сборных команд квалифицированных спортсменов на четырехлетний цикл подготовки (на примере лыжников-двоеборцев РФ) / Г.А. Сергеев, А.А. Злыднев, А.А. Яковлев [и др.] ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2013. - 132 с.
5. Приказ Минспорта России «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина» от 18.06.2013 № 394 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150441/? frame =1. - Дата обращения: 25.12.2017.
6. Техника прыжков на лыжах с трамплина : учебное пособие / под ред. Б. Йост ; Факультет спорта Университета Любляны. - Любляна : [б. и.], 2015. -122 с.
7. Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России. Результаты соревнований 2001-2017 гг. [Электронный ресурс] // http://skijumping.ru/base/comps - Дата обращения: 25.12.2017.
REFERENCES
1. Ratov, I.P., Popov, G.I., Loginov, A.A. and Shmotin, B.V. (2007), Biomechanical technologies of preparation by sportsmen, Physical culture and Sport, Moscow.
2. Zaxarov, G.G. (2016), "Biomechanical analysis of "contactless phase of pushing away" and beginning of flight in modern technique of ski jumping", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 61-66.
3. International rules of competitions in ski sports (2011), Ski jumping. Part 3, (The version No. 2 from 4/15/2011, with translation specifications - an edition of N.P.), available at: http://www.skijump-ingrus.ru/_/47/2011_mezhdunarodnye_pravila_SJ.pdf. (accessed 25 December 2017).
4. Sergeev, G.A., Zlydnev, A.A., Yakovlev A.A. et al. (2013), Methods of developing comprehensive programs prepare regional national teams qualified athletes to four-year cycle of training (for example, cross-country combinatoryRF), National State University of Physical Culture, Sport and Health P.F. Lesgaft, St. Petersburg.
5. On the approval of the Federal Standard of sports training in the form of sport ski jumping from a springboard, Order of the Ministry of Sport of Russia Of June 18, 2013 number 394, available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_150441/?frame =1 (accessed 25 December 2017).
6. Ed. Jost, B., (2015), The technique ofjumping on the ski jumping, Faculty of sport University of Ljubljana, Textbook, Ljubljana.
7. Federation of Ski-jumping & Nordic Combined of Russian. The results of the competitions in seasons 2001-2017, available at: http://skijumping.ru/base/comps (accessed 25 December 2017).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2018
УДК 796.077.5
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ГЦОЛИФК НА ОСНОВЕ НОРМАТИВОВ ВФСК «ГТО»
Герман Владиславович Лурье, аспирант, Сергей Семенович Чернов, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Дмитриевич Сячин, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и
туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Аннотация
Статья посвящена мониторингу физической подготовленности студенток. Исследуется уровень физической подготовленности студенток ГЦОЛИФК. Анализируется методика контроля физических качеств, основанная на комплексе ГТО.
Ключевые слова: студентки, мониторинг, тестовые показатели, анализ физической подготовленности.
ASSESSMENT OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF «SCOLIPE» BASED ON STANDARDS OF VFSC "GTO" German Vladislavovich Lurie, the post-graduate student, Sergey Semenovich Chernov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Dmitrievich Syachin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
The article is devoted to monitoring the physical preparedness of students. It examines the physical preparedness of the students of SCOLIPE. It analyzes the methods of control of the physical qualities, based on the GTO complex.