Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ПРИЧИН СТРЕССА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ОЦЕНКА УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ПРИЧИН СТРЕССА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровень стрессоустойчивости / учебный стресс / причины стресса / студенты / the level of stress resistance / learning stress / causes of stress / students.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Частоедова И.А., Полежаева Т.В., Шитова О.В., Патурова И.Г., Жукова Е.А.

Цель исследования: оценить уровень стрессоустойчивости и изучить причины учебного стресса у студентов-медиков. В исследовании принимали участие 309 обучающихся (85 юношей и 224 девушки) 19–23 лет. Проводились оценка уровня стрессоустойчивости и анализ причин учебного стресса у студентов. Результаты проведенного исследования показывают, что у более 50% обучающихся выявлен средний уровень стрессоустойчивости. При этом низкий уровень устойчивости к стрессу наблюдался у девушек чаще, чем у юношей. Основными причинами учебного стресса у студентов являлись: большая учебная нагрузка, недостаточные знания по отдельным предметам, неумение организовать режим дня и страх перед будущим. Выявлено, что у девушек достоверно чаще отмечались такие причины стресса, как большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей и сложность учебников. Анализ причин стресса в группах с низким и средним уровнем стрессоустойчивости свидетельствует о том, что для юношей большое значение имеет страх перед будущим, а для девушек – неумение организовать режим дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Частоедова И.А., Полежаева Т.В., Шитова О.В., Патурова И.Г., Жукова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF STRESS RESISTANCE AND CAUSES OF STRESS IN MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Objective of the study: to assess the level of stress resistance and to study the causes of educational stress in medical students. The study involved 309 students (85 boys and 224 girls) aged 19-23. The assessment of the level of stress resistance and the analysis of the causes of educational stress among students was carried out. The results of the study show that more than 50% of students have an average level of stress resistance. At the same time, a low level of resistance to stress was observed in girls more often than in boys. The main causes of educational stress among students were: a large academic load, insufficient knowledge of individual subjects, inability to organize the daily routine and fear of the future. It was revealed that girls were significantly more likely to have such causes of stress as a large academic load, living away from their parents and the complexity of textbooks. An analysis of the causes of stress in groups with low and medium levels of stress resistance indicates that fear of the future is of great importance for boys, and for girls – the inability to organize the daily routine

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ПРИЧИН СТРЕССА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

ным давлением // Вятский медицинский вестник. 2021. № 3 (71). С. 82-85. [Spitsin A.P., Zheleznova A.D., Kushkova N.E. Features of cerebral and systemic hemodynamics in students with normal and elevated blood pressure. Vyatskii meditsinskii vestnik. 2021;(3 -71): 82-85. (In Russ.)]

9. Bauer A. et al. Heart Rate Turbulence: Standards of Measurement, Physiological Interpretation, and Clinical Use. International Society for Holter and Noninvasive Electrophysiology Consensus. J. Am. Coll. Cardiology. 2008;52( Suppl. 17):1353-1365.

10. Аверьянова И.В., Максимов А.Л. Особенности сердечно-сосудистой системы и вариабельности кардио-ритма у юношей Магаданской области с различными типами гемодинамики // Вестник Томского государственного университета. Биология. 2017. № 40. С. 132-149. [Aver'yanova I.V., Maksimov A.L. Cardiovascular profiles and heart rate variability observed in young male residents of Magadan region having different hemodynamic type. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Biologiya. 2017. № 40: 132-149. (In Russ.)]

11. Weippert M., Behrens K., Rieger A., Stoll R., Kreuzfeld S. Heart Rate Variability and Blood Pressure during Dynamic and Static Exercise at Similar Heart Rate Levels. 2013. PLoS ONE. 8(12): e83690. https://doi.org/10.1371/ journal.pone.0083690.

12. Котельников С.А., Ноздрачев А.Д., Одинак М.М., Шустов Е.Б. Вызванные кожные вегетативные потенциалы (современные представления о механизмах) // Физиология человека. 2000. 26. (5). С.79-91. [Kotel'nikov S.A., Nozdrachev A.D., Odinak M.M., Shustov Ye.B. Vyzvannyye kozhnyye vegetativnyye potentsialy (sovremennyye predstavleniya o mekhanizmakh). Fiziologiya cheloveka. 2000. 26. (5): 79-91. (In Russ.)]

13. Капустян Е.Г. Спектральные характеристики вариабельности сердечного ритма у женщин в послеродовом периоде в зависимости от латеральной конституции и гестационных асимметрий // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. [Kapustyan E.G. Spectral characteristics of heart rate variability with women in postnatal period depending on lateral constitution and gestational

asymmetry. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2016;6. (In Russ.)] Доступно по: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25372. Ссылка активна на 08.01.2018.

14. Яблучанский Н.И., Мартыненко А.В. Вариабельность ритма сердца: в помощь практическому врачу. Харьков: КНУ, 2010. 131 с. [Yabluchanskiy N.I., Martynenko A.V. Variabel'nost' ritma serdtsa: v pomoshch' prakticheskomu vrachu. Khar'kov: KNU; 2010. 131 p. (In Russ.)]

15. Вейн А.М. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / Под ред. А.М. Вейна. М.: ООО «Медицинское информационное агентство». 2003.752 с. [Veyn A.M. Vegetativnyye rasstroystva: klinika, diagnostika, lechenie. Veyn A.M., editor. Moscow: Meditsinskoe informatsionnoye agentstvo; 2003. 752 p. (In Russ.)]

16. Прокопенко Н.А. Влияние индивидуальных особенностей личности на вариабельность ритма сердца у женщин разного возраста при эмоциональном воздействии // Успехи геронтологии. 2011. № 24(3). С. 498-504. [Prokopenko N.A. Vliyaniye individual'nykh osobennostei lichnosti na variabel'nost' ritma serdtsa u zhenshchin raznogo vozrasta pri emotsional'nom vozdeistvii. Uspekhi gerontologii. 2011; (24-3): 498-504. (In Russ.)]

17. Кузнецова О.В., Комкова Ю.Н. Возрастные особенности гемодинамики и дыхания у мальчиков школьного возраста по данным временного и спектрального анализа // Новые исследования. 2015. №2(43). С.27. [Kuznetsova O.V., Komkova Yu.N. Age changes of hemodynamics and breething characteristics studied in school boys with the use of time and spectral analysis. Novyye issledovaniya. 2015;(2-43): 27. (In Russ.)]

18. Koh J., Brown T.E., Beightol L.A. et al. Human autonomic rhythms: vagal cardiac mechanisms in tetraplegic patients. J. Physiol. (Lond.). 1994. 474. 483-495.

19. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpretation and Clinical Use. Circulation. 1996. 93. (5). 1043.

УДК 612.821:614.253.4 DOI 10.24412/2220-7880-2023-3-55-59

ОЦЕНКА УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ПРИЧИН СТРЕССА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Частоедова И.А., Полежаева Т.В., Шитова О.В., Патурова И.Г., Жукова Е.А.

ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: kf17@kirovgma.ru

Цель исследования: оценить уровень стрессоустойчивости и изучить причины учебного стресса у студентов-медиков. В исследовании принимали участие 309 обучающихся (85 юношей и 224 девушки) 19-23 лет. Проводились оценка уровня стрессоустойчивости и анализ причин учебного стресса у студентов. Результаты проведенного исследования показывают, что у более 50% обучающихся выявлен средний уровень стрессоустойчивости. При этом низкий уровень устойчивости к стрессу наблюдался у девушек чаще, чем у юношей. Основными причинами учебного стресса у студентов являлись: большая учебная нагрузка, недостаточные знания по отдельным предметам, неумение организовать режим дня и страх перед будущим. Выявлено, что у девушек достоверно чаще отмечались такие причины стресса, как большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей и сложность учебников. Анализ причин стресса в группах с низким и средним уровнем стрессоустойчивости свидетельствует о том, что для юношей большое значение имеет страх перед будущим, а для девушек - неумение организовать режим дня.

Ключевые слова: уровень стрессоустойчивости, учебный стресс, причины стресса, студенты.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF STRESS RESISTANCE AND CAUSES OF STRESS IN MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Chastoyedova I.A., Polezhaeva T.V., Shitova O.V, Paturova I.G., Zhukova E.A.

Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: kf17@kirovgma.ru

Objective of the study: to assess the level of stress resistance and to study the causes of educational stress in medical students. The study involved 309 students (85 boys and 224 girls) aged 19-23. The assessment of the level of stress resistance and the analysis of the causes of educational stress among students was carried out. The results of the study show that more than 50% of students have an average level of stress resistance. At the same time, a low level of resistance to stress was observed in girls more often than in boys. The main causes of educational stress among students were: a large academic load, insufficient knowledge of individual subjects, inability to organize the daily routine and fear of the future. It was revealed that girls were significantly more likely to have such causes of stress as a large academic load, living away from their parents and the complexity of textbooks. An analysis of the causes of stress in groups with low and medium levels of stress resistance indicates that fear of the future is of great importance for boys, and for girls - the inability to organize the daily routine

Keywords: the level of stress resistance, learning stress, causes of stress, students.

Введение

Проблема сохранения здоровья студентов имеет мировое значение. Оценка психического здоровья у студентов-медиков из других стран указывает на то, что половина из них имеет симптомы нарушений [1-3].

К началу обучения в медицинском вузе профиль психического здоровья студентов-медиков аналогичен их немедицинским сверстникам [4], однако уже в первый год обучения психическое здоровье студентов начинает ухудшаться [5], и ситуация все больше усугубляется в дальнейшие годы обучения [6], достигая к III курсу своего максимума, далее сохраняется на высоком негативном уровне или может снизиться ко времени завершения обучения [7].

Основными факторами студенческого стресса являются большая учебная нагрузка, плохие отметки, недостаточная подготовка к учебным занятиям, к экзамену, контрольной работе, в том числе и при дистанционной форме обучения, неудовлетворенность результатами своей деятельности, лишение сна, а также конфликтные ситуации с преподавателями, дефицит времени и совмещение учебы с работой [8-12]. Отмечены различия в причинах стресса у юношей и девушек. Для девушек в большей степени, чем для юношей, среди стрессоров характерно влияние учебной нагрузки, нерегулярного питания, больших объемов материала для запоминания, строгих преподавателей, сложности в понимании материала, неумение правильно организовать свой режим дня, излишне серьезное отношение к учебе и застенчивость [13].

Различная индивидуальная чувствительность к стрессу разных людей связана с таким параметром, как стрессоустойчивость. Имеются единичные данные о частоте встречаемости низкого уровня стрессоустойчивости у студентов, отмечающие высокую частоту этого явления у девушек [14]. Отмечены гендерные особенности уровня стрессоустойчивости. Так, у юношей выше уровень стрессоустойчивости, чем у девушек [13].

Таким образом, большая часть исследований в этой области посвящена изучению только причин стресса у студентов или уровня стрессоустойчи-вости. Представляет интерес не только гендерный аспект данной проблемы, но и анализ причин стресса в зависимости от уровня стрессоустойчивости.

Цель исследования: оценить уровень стрессоустойчивости и изучить причины учебного стресса у студентов-медиков.

Материал и методы

Было обследовано 309 студентов (85 юношей и 224 девушки) II курса Кировского государственного медицинского университета в возрасте 19-23 лет (средний возраст 19,15±0,03 года). Исследование проводили в конце октября - начале ноября, в период, когда не было сдачи зачетов и экзаменов.

Для определения уровня стрессоустойчивости использовался тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона [15], который позволяет определить уровни стрессоустойчивости по сумме баллов: свыше 34 баллов - очень низкая стрессоустойчивость, 24-33 балла - низкая стрессоустойчивость, 14-23 балла - средняя стрессоустойчивость, 7-13 баллов - высокая стрессоустойчивость, 0-6 баллов - очень высокая стрессоустойчивость. Причины учебного стресса оценивали с помощью опросника Ю.В. Щербатых [16].

Статистическая обработка результатов исследования проводилась при помощи электронных таблиц Excel и компьютерной программы Statistica Advanced 10 for Windows RU, лицензионный номер 136-394-673. Для проверки данных на нормальность распределения использовали критерии Колмогорова -Смирнова и Шапиро - Уилки. Так как распределение количественных данных отличалось от нормального, то результаты описывались с указанием медианы (Ме) и интерквартильного размаха в виде 25-й и 75-й процентилей, а для сравнения показателей в группах применяли непараметрический критерий U - Манна -Уитни. Частоту встречаемости признака оценивали с помощью критерия хи-квадрат. Статистически значимыми считали различия при p<0,05.

Результаты и их обсуждение

При оценке показателя стрессоустойчивости результат соответствовал 22,5 [20; 25] балла, что характеризует средний уровень. При сопоставлении показателей у юношей (23 [18; 23] балла) и девушек 23 [21; 26] балла достоверных различий не было обнаружено.

По уровню стрессоустойчивости все студенты были разделены на 3 группы. У большинства студентов (59%, 182 человека) выявлен средний уровень стрессоустойчивости, у 39% (121 человек) обследованных - низкий уровень стрессоустойчивости и лишь у 2% (6 человек) респондентов - высокий уровень стрессоустойчивости (рис. 1).

Рис. 1. Процентное распределение студентов по уровню стрессоустойчивости

При сравнении частоты встречаемости обучающихся с разным уровнем стрессоустойчивости было выявлено, что у девушек достоверно чаще, чем у юношей, регистрировался низкий уровень стрессоустойчивости (табл. 1). Наши результаты сопоставимы с данными других исследований [13].

Таблица 1

Процентное распределение девушек и юношей по уровню стрессоустойчивости

Уровни стрессоустойчивости: юноши, п=85 девушки, п=224 р-уровень по критерию хи-квадрат

абс. % абс. %

высокий 4 4,7 2 0,9 0,03

средний 64 75,3 119 53,1 0,0008

низкий 17 20,0 103 46,0 0,0001

стресса у студентов являлись: большая учебная нагрузка, недостаточные знания по отдельным предметам, неумение организовать режим дня и страх перед будущим (рис. 2). В меньшей степени обучающихся тревожат проблемы в личной жизни, обучение у строгих преподавателей, жизнь вдали от родителей, сложность учебников, излишне серьезное отношение к учебе и конфликты в группе.

Сравнительный анализ причин стресса у юношей и девушек показал, что у девушек достоверно чаще отмечались такие причины стресса, как большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей и сложность учебников (табл. 2).

Таблица 2

Причины стресса у девушек и юношей

р-уровень

Причины стресса юноши, п=85 девушки, п=224 по критерию хи-квадрат

абс. % абс. %

большая учебная 44 52 180 80 0,001

нагрузка

недостаточные 42 49 115 52 0,7

знания по отдель-

ным предметам

неумение органи- 40 47 116 52 0,4

зовать режим дня

страх перед будущим 28 33 92 41 0,1

обучение 22 26 81 36 0,08

у строгих препо-

давателей

проблемы 25 29 56 25 0,4

в личной жизни

излишне серьез- 17 20 57 25 0,3

ное отношение

к учебе

жизнь вдали 3 4 43 19 0,006

от родителей

сложность 7 8 25 11 0,001

учебников

конфликты 6 7 15 7 0,1

в группе

Для оценка частоты встречаемости причин стресса в зависимости от уровня стрессоустойчивости были сформированы 2 группы: 1-я группа (17 юношей и 103 девушки) - с низким уровнем стрессоустойчивости и 2-я группа (64 юноши и 119 девушек) со средним уровнем стрессоустойчивости. У юношей с низким уровнем стрессоустойчивости достоверно чаще регистрировался страх перед будущим, а у девушек - неумение организовать режим дня.

Таблица 3

Частота встречаемости различных причин стресса в зависимости от уровня стрессоустойчивости и пола

Рис. 2. Причины стресса у студентов (частота, %)

При анализе результатов анкетирования было выявлено, что основными причинами учебного

Причины стресса юноши, п=85 девушки, п=224

низкий уровень, п=17 средний уровень, п=64 низкий уровень, п=103 средний уровень, п=119

абс. % абс. % абс. % абс. %

большая учебная нагрузка 11 65 32 50 84 82 95 79

недостаточные знания по отдельным предметам 6 35 35 55 54 52 60 50

неумение организовать режим дня 4 24 29 45 64 62** 51 43**

Примечание: достоверные различия между группами с низким и средним уровнем стрессоустойчивости *р<0,05, **р<0,01.

страх перед будущим 9 53* 18 28* 47 46 45 38

обучение у строгих преподавателей 3 17 17 27 39 38 40 33

проблемы в личной жизни 7 41 16 25 32 31 24 20

излишне серьезное отношение к учебе 5 29 11 17 30 29 26 22

жизнь вдали от родителей 1 6 3 5 22 21 20 17

сложность учебников 3 17 3 5 11 11 13 11

конфликты в группе 2 12 4 6 8 8 7 6

Выводы

1. У большинства студентов выявлен средний уровень стрессоустойчивости; у девушек чаще, чем у юношей, отмечался низкий уровень стрессоустой-чивости.

2. Bыявлены гендерные особенности частоты встречаемости причин стресса.

3. Обнаружены отличительные особенности частоты причин учебного стресса в зависимости от уровня стрессоустойчивости.

Считаем важным отметить, что полученные в работе данные необходимо учитывать при организации работы кураторов групп и проведении занятий с использованием различных приемов повышения стрессоустойчивости у обучающихся (особенно у девушек), что сделает освоение учебного материала более эффективным.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература I References

1. Aktekin M., Karaman T., Senol Y.Y., Erdem S., Erengin H., Akaydin M. Anxiety, depression and stressful life events among medical students: a prospective study in Antalya, Turkey. Med. Educ. 2001; 35:12-17.

2. Roberts L.W., Warner T.D., Lyketsos C., Frank E., Ganzini L., Carter D. Perceptions of academic vulnerability associated with personal illness: a study of 1,027 students at nine medical schools. Collaborative Research Group on Medical Student Health. Compr. Psychiatry. 2001; 42:1-15.

3. Nandi M., Hazra A., Sarkar S., Mondal R., Ghosal M.K. Stress, and its risk factors in medical students: an observational study from a medical college in India. Indian J. Med. Sci. 2012; 66(1-2):1-12. DOI: 10.4103/0019-5359.110850.

4. Carson A.J., Dias S., Johnston A. et al. Mental health in medical students: a case control study using the 60 item General Health Questionnaire. Scott. Med. J. 2000;45:115-116.

5. Moffat K.J., McConnachie A., Ross S., Morrison J.M. First year medical student stress and coping in a problem-based learning medical curriculum. Med. Educ. 2004; 38:482-91.

6. Niemi P.M., Vainiomaki P.T. Medical students' distress-quality, continuity, and gender differences during a six year medical programme. Med. Teach. 2006; 28:136-141. DOI: 10.1080/01421590600607088.

7. Карякина С.Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения // Ученые записки ОГУ Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №3. С. 210-216. [Karyakina S.N.

Harakteristika uchebnogo stressa studentov mladshih i starshih kursov vysshego uchebnogo zavedeniya. Uchenye zapiski OSU. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2010; 3: 210216. (In Russ.)]

8. Зотова О.М., Зотов В.В. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2015. № 4. С 108-115. [Zotova O.M., Zotov V.V. Informacionnye peregruzki kak faktor stressa studentov vuzov. Kurskii nauchno-prakticheskii vestnik «Chelovek i ego zdorov'e». 2015; 4: 108115. (In Russ.)]

9. Городецкая И.В., Солодовникова О.И. Оценка уровня учебного стресса у студентов ВГМУ // Вестник ВГМУ 2016. №2. С. 118-128. [Gorodetskaya I.V., Solodovnikova O.I. Assessment of the level of educational stress among VSMU students. Vestnik VSMU. 2016; 2:118-128. (In Russ.)]

10. Матюшкина Е.Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 2. С. 47-63. [Matyushkina E.Ya. Academic stress of students with different forms of learning. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2016; 24(2): 4763. (In Russ.)] DOI: 10.17759/cpp.20162402004.

11. Имамгалиева Л.А. Социологический анализ влияния стресса на учебное поведение студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия «Общественные науки». 2017. Т. 3. Вып. 2 (10). С. 73-76. [Imamgalieva L.A. Sociological analysis of the influence of stress on the educational behavior of students. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya «Obshchestvennye nauki». 2017; 3. Issue 2 (10):73-76. (In Russ.)]

12. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л. Экзаменационный стресс у студентов медицинских вузов: распространенность, причины и профилактика // Гигиена и санитария. 2018. №97(5). 456-460 с. [Bobrishcheva-Pushkina N.D., Kuznetsova L.Yu., Popova O.L. Exam stress in medical university students: prevalence, causes and prevention. Gigiena i sanitariya. 2018; 97(5): 456-460. (In Russ.)] DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-5-456-460.

13. Toussova O.V., Pavlova O.V. Adaptation potential of medical students in distance learning. The Scientific Notes of Pavlov University. 2021;28(4):63-71. (In Russ.)] DOI: 10.24884/1607-4181-2021-28-4-63-71.

14. Тарасова Н.В., Тимофеева Н.С., Шамакина В.В. Особенности формирования стрессоустойчивости в студенческой среде (результаты психологического исследования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Лингвистика и педагогика». 2022. Т. 12. №2. С.154-169. [Tarasova N.V., Timofeeva N.S., Shamakina V.V Features of stress resistance formation in the student environment (results of psychological research. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Lingvistika i pedagogika. 2022; T.12(2):154-169. (In Russ.)]

15. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Кохе-на и Г. Виллиансона. [Test samootsenki stressoustoychivosti

S. КокЬеиа i G. ШНашопа. (1п Russ.)] Доступно по: /https:// banktestov.ru/test/56746. Ссылка активна на 11.01.2022.

16. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. С.-Пб.: Питер, 2006. 256 с. ^ЛеЛ^кЪ Yu.V

Psikhologiya stressa i metody korrektsii. St.-Petersburg: Piter; 2006. 256 p. (In Russ.)]

УДК [616-005.1:612.127]:57.084.1(045) DOI 10.24412/2220-7880-2023-3-59-65

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ У КРЫС С ОСТРОЙ КРОВОПОТЕРЕЙ И ПОСЛЕ ЕЕ ВОСПОЛНЕНИЯ ИНФУЗИОННЫМ РАСТВОРОМ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

'Шперлинг И.А., 'Крупин А.В., 2Рогов О.А., 'Шперлинг Н.В., 13Арокина Н.К.

'ФГБУ «Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины» МО РФ, Санкт-Петербург, Россия (195043, Санкт-Петербург, ул. Лесопарковая, 4), e-mail: gniiivm_2@mail.ru 2ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия (344022, Ростов-на-Дону, Нахичеванский пер., 29)

3ФГБУН «Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН», Санкт-Петербург, Россия (199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6)

Цель: оценка эффективности функционирования кардиореспираторной системы у крыс линии Вистар при моделировании острой кровопотери 50% объема циркулирующей крови и после ее восполнения ин-фузионным раствором. В условиях in vivo проведена экспериментальная оценка эффективности функционирования кардиореспираторной системы у крыс линии Вистар при моделировании острой кровопотери 50% объема циркулирующей крови (ОЦК) и после ее восполнения инфузионным раствором. Исследования проведены на 40 крысах-самцах (массой 330±41 г). Животные были распределены на две группы: контрольную - 20 особей (моделирование острой кровопотери без лечения), опытную - 20 особей (моделирование острой кровопотери с последующим ее восполнением коллоидным раствором). Дизайн исследования включал: обезболивание, моделирование острой кровопотери, восполнение ее коллоидным ин-фузионным раствором, оценку выживаемости, анализ среднего артериального давления (СрАД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхательных движений (ЧДД), кислотно-основного состояния (КОС) и газов крови в динамике эксперимента. Эксфузия крови вызывала 100%-ную гибель животных в контрольной группе в течение 17-90 мин. после периода кровопотери на фоне прогрессирования метаболического ацидоза и респираторного алкалоза. Компенсаторные реакции на кровопотерю проявились на 5-й мин. после эксфузии крови и заключались в повышении СрАД, увеличении ЧСС и ЧДД, не достигая исходных значений. Инфузия Реополиглюкина, в эквивалентном кровопотере объеме, купировала депрессию показателей кардиореспираторной системы, КОС и газов крови с положительным исходом у 65% животных в постгеморрагическом состоянии. Эксфузия 50% ОЦК у всех животных по окончании периода кровопотери вызывала снижение СрАД до 35-40 мм рт. ст., что на 72,1-72,7% (р<0,05) ниже исходных значений, уменьшение ЧСС - на 12,2-16,6% и ЧДД - на 30,8-32,8% (р<0,05). Острая кровопотеря вызывает компенсаторную активацию кардиореспираторной системы с дальнейшим наступлением ее декомпенсации, приводящей к развитию смешанных форм расстройства КОС и гибели животных. Эквивалентное восполнение ОЦК коллоидным инфузионным раствором уменьшает гибель животных за счет стабилизации КОС в результате эффективного функционирования кардиореспираторной системы. Результаты исследования могут служить критериями оценки эффективности инфузионных растворов в скрининговых экспериментах на мелких лабораторных животных.

Ключевые слова: острая кровопотеря, кардиореспираторная система, кислотно-основное состояние и газы крови, крысы.

FUNCTIONAL PECULARITIES OF THE CARDIORESPIRATORY SYSTEM IN RATS WITH ACUTE BLOOD LOSS AND AFTER ITS REPLENISHMENT WITH INFUSION SOLUTION IN THE EXPERIMENT

'Shperling I.A., 'Krupin A.V., 2Rogov O.A., 'Shperling N.V., 13Arokina N.K.

'State Scientific Research Test Institute of the military medicine, Saint-Petersburg, Russia (195043, Lesoparkovaya St., 4), e-mail: gniiivm_2@mail.ru

2Rostov State Medical University, Rostov^n-Don, Russia (344022, Rostov^n-Don, Nakhichevanskiy Lane., 29) 3I.P. Pavlov Institute of Physiology of the Russian Academy of Sciences, Saint-Petersburg, Russia (199034, Saint-Petersburg, Makarov Emb., 6)

The purpose of the research is to assess efficiency of cardiorespiratory system work in the Wistar line rats while modeling acute blood loss of 50% of circulating blood and after its replenishment with infusion solution. The study was conducted on 40 male rats (the weight is 330±41g). The animals were divided into 2 groups: the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.