Научная статья на тему 'Оценка уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений'

Оценка уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2674
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНО-СТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Любовь Вячеславовна, Баранова Вера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений»

- образовательной, связанной с востребованностью образования, развивающего способности человека, его творческий этнокультурный потенциал;

- демографической, определяющей снижение приема в общеобразовательные школы и, как следствие, падение конкурса абитуриентов.

Таким образом, реализация перечисленных мер позволит региональному аграрному вузу повысить качество профориентационной деятельности, уровень которой будет закладывать основу комплексной оптимизации деятельности учреждения высшего профессионального образования.

Библиографический список

1. Демографический ежегодник Пензенской области - 2012. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. -Пенза, 2012. - 252 с.

2. Постановление Правительства Пензенской области № 658-п о долгосрочной целевой программе «Профилактика карантинных и особо опасных инфекционных болезней животных и птиц в Пензенской области на 2009-2013 годы» от 15.10.2008.

3. Приказ Министерства сельского хозяйства Пензенской области № 1348 об утверждении ВЦП «Развитие ветеринарной сети Пензенской области на 2011-2013 годы» от 29.12.2010.

4. Указ Президента Российской Федерации № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года.

Л.В. Мартынова В.В. Баранова

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Ключевые слова: общекультурные и профессиональные компетенции, компетентно-стная модель выпускника, фонд оценочных средств, модульный принцип построения образовательной программы.

Современные потребности в квалифицированных специалистах, способных продуктивно выполнять свои обязанности в условиях быстроизменяющегося, насыщенного информацией и возникающими нестандартными ситуациями мира, потребовали корректив в образовательном процессе. Выпускникам высших учебных заведений стало недостаточно знаний, умений и навыков: им необходимы готовность, способность к самостоятельным действиям, умение анализировать ситуацию, принимать наиболее эффективные решения в постоянно изменяющихся, порой нестандартных условиях. Эту задачу нужно решить с помощью формирования соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций. Понятие компетенции включает в себя готовность применять полученные во время обучения знания, умения и навыки в практической деятельности, способность преодолевать стереотипы, проявлять гибкость мышления, целеустремленность.

© Мартынова Л.В., Баранова В.В., 2013

Анализ сущности компетенций дает возможность выделить наличие в каждой из них трех основных компонентов:

1) когнитивного, включающего в себя знания, способы их приобретения, интеллектуальный уровень развития студента;

2) интегративно-деятельностного, заключающегося в формировании умения адаптировать и использовать в новых условиях полученный багаж знаний, реализовывать различные способы действия на практике;

3) личностного, подразумевающего проявление мотивов и ценностных установок студента в процессе реализации компетенции [3].

Набор компетенций для различных ступеней высшего профессионального образования отличается, так как он напрямую связан с задачами деятельности, на которые будет ориентирован выпускник. Можно сравнить некоторые компетенции, выделяемые в ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400-«Туризм» для бакалавра и магистра (см. табл.) [9; 10]. Сравнительный анализ компетенций, которыми должен обладать выпускник, подтверждает мысль, что, с одной стороны, компетенции магистра гораздо шире, чем у бакалавра. Поочередное сравнение общекультурных и профессиональных компетенций, приведенных в таблице, указывает на то, что магистру необходимо не только разностороннее самосовершенствование личности, но и ее творческое развитие, умение находить, обобщать, анализировать, применять в профессиональной деятельности любую информацию, более широкое использование углубленных знаний правовых и этических норм, не только умение создавать новые проекты в сфере туризма, но и определение основных направлений проектирования, использование современных достижений науки в профессиональной деятельности, умение ставить приоритетные задачи по исследованию рынка, отбирать в связи с этим необходимые методы и затем уже применять их на практике, более широкая исследовательская деятельность и разнообразные формы ее представления. С другой стороны, компетенции магистра направлены на руководство коллективом, разработку основных направлений развития предприятий туристской индустрии, разработку и продвижение инновационных проектов на разных уровнях, оценку инновационно-технологических и иных рисков организации и т.д.

Таблица

Требования к уровню подготовки бакалавров и магистров по направлению 100400—«Туризм»

Компетенции бакалавра Компетенции магистра

Общекультурные компетенции (ОК)

способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1) способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться совершенствования собственной личности, раскрытия творческого потенциала (ОК-1)

способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3) способность находить, обобщать, анализировать, синтезировать и критически переосмысливать полученную научную, справочную, статистическую и иную информацию (ОК-17)

Компетенции бакалавра Компетенции магистра

Общекультурные компетенции (ОК)

готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой, использовать нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5) способность использовать углубленные знания правовых и этических норм при разработке и осуществлении широкомасштабных и социально значимых проектов туристской индустрии, оценки результатов профессиональной деятельности (ОК-12)

Профессиональные компетенции (ПК)

владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1) способность разрабатывать новые туристские проекты, соответствующие требованиям индустрии, выявлять приоритетные направления в проектировании, составлять необходимую нормативно-техническую документацию (ПК-1)

способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13) готовность использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах в сфере туризма (ПК-11)

способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14) способность ставить задачи и выбирать методы исследования, интерпретировать и представлять результаты научных исследований в сфере туризма (ПК-12)

готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15) готовность представлять результаты научного исследования в сфере туризма в формах отчетов, прикладных разработок, докладов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-13)

При этом оценивать степень компетентности бакалавра и магистра-выпускника вуза нужно с учетом указанных в федеральных государственных стандартах компетенций, в то время как компетентность специалиста на рабочем месте будет определяться исходя из опыта его успешной деятельности, отсутствующего в большинстве случаев у выпускника.

Оценка сформированности компетенций выполняет следующие функции:

- диагностическую, заключенную в определении уровня освоения компетенции студента на данный момент;

- прогностическую, позволяющую определить основные тенденции формирования компетенций и спрогнозировать дальнейшие процессы;

- координирующую, направленную на выявление проблем, коррекцию учебного процесса с целью их решения;

- мотивационную, ориентирующую всех субъектов учебного процесса на самосовершенствование.

Уровень освоения общекультурных и профессиональных компетенций может быть измерен не с помощью конкретного балла по шкале, а в диапазоне, с определенной степенью вероятности.

Выделяют три основных уровня сформированности компетенций:

1) минимальный, который уступает базовому по одному, нескольким или всем критериям и является промежуточным;

2) базовый, который планируется освоить к моменту завершения обучения студента по модулю или ООП ВПО в целом;

3) повышенный (продвинутый), превосходящий базовый по одному, нескольким или всем критериям.

Процесс оценивания уровня освоения компетенций бакалавров и магистров должен осуществляться с учетом определенных принципов:

- принципа социально-нормативной обусловленности, опирающегося на требования ФГОС ВПО и работодателей;

- принципа научности, заключающегося в сборе информации с помощью научных форм, методов и средств;

- принципа непрерывности, целостности, преемственности, применяемого при оценке уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций как студента, только приступившего к освоению ООП ВПО, так и заканчивающего обучение по курсу или модулю основной образовательной программы;

- принципа коммуникативности, подразумевающего общение субъектов учебного процесса на всех этапах оценки и анализа уровня сформированности компетенций студентов;

- принципа оперативности, необходимого для принятия эффективного решения в вопросах управления учебным процессом на основе собранной и обработанной информации об уровне и динамике сформированности компетенций студентов;

- принципа информационной доступности всех участников учебного процесса к результатам оценки компетенций;

- принципа многоступенчатости мониторинга освоения компетенций, включающего оценку, самооценку студента, обсуждение результата и мероприятия, направленных на устранение выявленных недостатков;

- принципа единства технологии оценивания для всех студентов.

Оценка уровня сформированности компетенций студента и выпускника вуза будет направлена не только на комплекс их знаний, умений, навыков, использования этого багажа на практике, но и социально-личностных характеристик, также входящих в состав компетенции. В связи с этим в процессе оценивания могут применяться методы социологических исследований (опрос, анкетирование и т.д.), опирающиеся на экспертную оценку, взаимооценку и самооценку личности. Следующая за этим обработка результатов, анализ собранной информации, ее интерпретация проводятся с использованием методов математической статистики и теории латентных переменных [2; 4].

В качестве основных методов оценки уровня сформированности компетенций студентов рассматриваются наблюдение, опросные методы, анализ результатов учебной и профессиональной деятельности, метод экспертных оценок и др. Наблюдение позволяет отслеживать изменение общекультурных и профессиональных компетенций в процессе обучения. Опросные методы основываются на анализе письменных и устных ответов студентов, проведении соответствующих дискуссий, практических заданий. Экспертную оценку могут осуществлять специалисты-практики, работодатели, преподаватели смежных дисциплин и иные специалисты-эксперты. Кроме индивидуальных оценок, возможно применение групповых и взаимооценок студентов, когда они рецензируют, оппонируют проектные, исследовательские, курсовые, дипломные работы друг друга. Причем анализ достижений должен быть раз-

носторонним, акцентируя внимание как на положительных, так и на отрицательных моментах, с разработкой путей дальнейшего развития студентов.

Для проведения оценки уровня сформированности компетенций могут использоваться различные измерители или оценочные средства: компетентностные тесты, тесты практических умений, мини-кейсы, анкеты, структурированные интервью, опросники и др. Компе-тентностные тесты по различным дисциплинам, междисциплинарные тесты в частности, будут способствовать оценке когнитивной основы компетенций. Оценить интегративно-деятельностную компоненту помогут, например, опросник для оценки качества курсовой работы студента, качества квалификационной работы выпускников вузов, кейс-стади и др. [3]. При оценивании данной компоненты должны создаваться условия, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности. Личностную составляющую компетенции можно исследовать с помощью опросника В.В. Бойко для оценки коммуникативной толерантности, опросника Т. Лири для оценки межличностных отношений, опросника Л.П. Калининского «Профиль личностных свойств» и других оценочных средств [3].

Рассмотрим оценку уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов и выпускников, а также возможности формирования фонда оценочных средств на примере направления подготовки 100400-«Туризм». Диагностические средства оценки компетенций составляют фонд измерительных заданий контрольных и профессиональных задач по каждому направлению подготовки, в том числе и по направлению 100400-«Туризм». Результаты решений профессиональных задач должны соответствовать компетентностной модели выпускника и обеспечивать его готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Готовность решать профессиональные задачи выражается через способность решения отдельных учебных задач, моделирующих реальную ситуацию или отдельную ее часть. Необходимо обратить внимание на то, что при формировании общего фонда оценочных средств по направлению подготовки следует учитывать зависимый характер общих результатов решения всех учебных задач от результатов решения по каждому конкретному модулю учебной программы. Как правило, в зависимости от размера модуля формулируют пять-семь результатов обучения, принимая во внимание необходимость четкого представления об их оценке, причем ясность оценки и ее критерии должны быть доступны не только преподавателю, но и студенту [6].

Так, ФГОС ВПО 100400-«Туризм» предусматривает изучение следующих учебных циклов, разделов и дисциплин учебного плана.

Учебные циклы:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б.1);

- математический и естественнонаучный цикл (Б.2);

- профессиональный цикл (Б.3).

Разделы и дисциплины:

- физическая культура (Б.4);

- учебная и производственная практики или научно-исследовательская работа (Б.5);

- итоговая государственная аттестация (Б.6);

- факультативы (Б.7) (устанавливаются по усмотрению вуза) [7].

Каждый учебный цикл ООП вуза в соответствии с ФГОС ВПО имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом в соответствии с профилем подготовки. Таким образом, модульный принцип построения образовательной программы не исключает понятия и значения входящих в модуль дисциплин, проектов, практик и других видов образовательной активности, а наоборот, объединяет и обобщает. Отсюда, формируя общий фонд оценочных средств по направлению подготовки, необходимо учиты-

вать задания по каждому конкретному модулю, исключая дублирующие задания, согласовывая с разработчиками программ отдельных дисциплин следующий модуль, тем самым усиливая имеющие значение разделы дисциплин (модули) для достижения заданных результатов обучения. Отдельно стоит отметить необходимость включения в модуль междисциплинарного задания, для выполнения которого требуются знания и умения, приобретенные в процессе освоения дисциплин данного модуля и ранее освоенных. Результат выполнения задания предполагает как самостоятельную работу студента, так и командную работу с контролем и оценкой индивидуального вклада каждого члена команды, а также включение (приобщение) в оценку работы сразу нескольких преподавателей модуля.

Итак, ФГОС ВПО 100400-«Туризм» (квалификация степень/бакалавр) предусматривает изучение трех базовых учебных циклов Б.1, Б.2 и Б.3. Каждый учебный цикл состоит из ряда учебных дисциплин, которые формируют определенные ОК и ПК. При разработке оценочных средств, на наш взгляд, необходимо учитывать, что каждому учебному циклу должны соответствовать свои задания и методики их проведения. Так, учебный цикл Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» состоит в большей степени из общенаучных гуманитарных дисциплин, формирующих общекультурные компетенции и изучаемых в основном на 1 курсе. Соответственно, для заданий, оценивающих эти общекультурные компетенции, ведущим будет являться контекст науки. В связи с этим и средства оценки будут ближе к традиционным, поскольку преобладает когнитивная составляющая деятельности. Это, например, такие задания, как открытые вопросы, проведение круглого стола или собеседования, которые, на наш взгляд, смогут более достоверно оценить «способность к восприятию..., способность к саморазвитию..., способность к пониманию...». Что, как не открытый диалог между студентом и преподавателем, может описать и представить более полную картину процесса формирования мировоззрения студента?

Таким образом, в общем виде базовые компетенции на 1 курсе делятся на следующие группы: ценностно-ориентационные, самообразования, самоорганизации, общекультурные и др. Формирование общекультурных компетенций, на наш взгляд, выдвигает на первое место не информированность и теоретическую подкованность обучающегося, а его умение видеть суть проблемы и находить пути ее решения на основе практического применения полученных знаний. Одной из активных форм обучения, нацеленной на развитие познавательной деятельности студентов, укрепление их объективной позиции, является организация круглого стола для обмена опытом, проявления творческих инициатив, обсуждения актуальных, спорных, сложных вопросов, связанных с профессиональной сферой. Цель круглого стола -раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса. Задачей круглого стола является мобилизация и активизация обучающихся на решение конкретных актуальных проблем.

Заключительный этап состоит из:

- подведения итогов преподавателем;

- выработки рекомендаций или решений;

- установления общих результатов проводимого мероприятия.

Цикл Б.2 «Математический и естественнонаучный цикл» включает в себя естественнонаучные дисциплины, такие как математика, информатика, география, которые определяют общую направленность данного цикла на логическое осмысление и обработку информации в профессиональной деятельности. В состав формируемых компетенций уже входят как общекультурные, так и профессиональные компетенции, отвечающие за формирование конкретных знаний, умений, навыков. При формировании оценочных заданий для данного модуля

необходимо оценивать знания теоретических основ и методов, характеризующих профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения их применения при решении практических задач в туристской деятельности, используя возможности вычислительной техники и программного обеспечения.

Обобщая результаты изучения стандарта и учебного плана по данному направлению подготовки, можно сказать, что данные компетенции формируются в основном на два-три года обучения и делятся на следующие группы: математические, информационно-аналитические, социально-экономические. Для оценки данной группы компетенций можно использовать такие задания, как тесты с готовыми ответами, игровые технологии, собеседование и др. Рассмотрим, к примеру, тестовые задания как форму контроля знаний, обеспечивающих возможность сопоставления уровня знаний обучаемых для различных вузов по одинаковым направлениям подготовки. Наибольшее распространение получили тесты множественного выбора, предполагающие выбор студентом (слушателем) в качестве ответа на вопрос одного из предложенных ему вариантов. Другой вид тестов - в форме эссе - ориентирован на проверку умения проанализировать сложную предметную ситуацию, провести цикл взаимосвязанных расчетов, интерпретировать их результаты.

Тесты множественного выбора ориентированы на проверку уровня знаний и навыков, которые должны быть доведены до автоматизма. В связи с этим некоторые специалисты утверждают, что данные тесты проверяют студентов в первую очередь на «вспоминаемость». Между тем тесты в форме эссе направлены на проверку способности применять имеющиеся знания в аналитических построениях, т.е. требуют мышления более высокого уровня. Кроме того, результаты использования этих средств контроля напрямую зависят от качества сформулированных в них вопросов.

Цикл Б.3 «Профессиональный цикл» состоит из ряда дисциплин, которые определяют профессиональные виды деятельности выпускника. В нашем случае, это такие виды деятельности, как проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, сервисная, научно-исследовательская. Каждому виду деятельности соответствуют конкретные профессиональные компетенции, определяющие специфику модуля. Формирование данных профессиональных компетенций происходит на старших, как правило, третьем-четвертом курсах.

При формировании фонда заданий профессиональных компетенций ведущую роль играет контекст профессиональной деятельности. Исходя из этого контрольные и учебные задания должны моделировать в учебной ситуации деятельность предприятия или его работников по решению целой задачи или отдельных аспектов. Эффективными средствами оценки уровня сформированности компетенций могут быть анализ кейсов, имитационные задания, воспроизводство алгоритмов решения задачи, ролевые игры, проектные задания, выполнение задач во время практики и т.д. [5].

Рассмотрим применение кейс-метода как форму контроля знаний при оценке профессиональных компетенций. Конкретная ситуация (или кейс) - это представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее студентов на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. Кейсы делятся на проблемные и проектные. В первом случае необходимо определить, сформулировать основную проблему, описанную в ситуации, и оценить сложность ее решения. Во втором случае следует разработать программу действий по преодолению проблемы или решению предложенной ситуации.

Целью кейсов является мобилизация и активизация обучающихся на решение конкретных актуальных проблем.

В качестве задач кейсов могут выступать:

- развитие навыков анализа и критического мышления;

- выбор между различными направлениями деятельности;

- принятие решений;

- обращение с предположениями и заключениями;

- представление различных точек зрения;

- связывание теории с практикой.

Важно иметь в виду, что на завершающем этапе работы с конкретными ситуациями самым сложным является установка студентов на получение решения от преподавателя.

Оценка достижения результатов обучения каждого модуля является важнейшей составной частью оценки достижений результатов обучения всей программы. Каждый конкретный модуль ориентирован на освоение и достижение нескольких результатов обучения по программе, в свою очередь, каждый отдельно взятый результат обучения программы формируется благодаря освоению ряда модулей. Наивысший коэффициент полезности модулей, своего рода синергетический эффект, достигается за счет последовательных и согласованных действий по формированию результатов обучения каждого модуля.

Библиографический список

1. Баранова В.В. Содержание и технологии подготовки специалистов для сферы туризма в системе высшего профессионального образования: монография / В.В. Баранова, В.А. Щербакова.

- Тула: Папирус, 2008. - 184 с.

2. Елисеев И.Н. Диагностика коммуникативных компетенций студентов на основе полигамической модели Раша / И.Н. Елисеев, Т.Н. Ларина, Л.Ю. Литвиненко // Современное образование: содержание, технологии, качество: Материалы XVII Международной научно-методической конференции. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011. - Т. 2. - С. 7-9.

3. Елисеев И.Н. Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов / И.Н. Елисеев [Электронный ресурс]. - URL: http://kalmsu.ru>files/dokyment2011/fgos...Metod ocenki.doc (дата обращения: 17.03.2013).

4. Елисеев И.Н. Методы, алгоритмы и программные комплексы для расчета характеристик диагностических средств независимой оценки качества образования: монография / И.Н. Елисеев. - Новочеркасск: ЛИК, 2010. - 316 с.

5. Замолоцких Е.Г. Разработка диагностических средств оценки уровней сформированности профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений / Е.Г. Замолоцких, Е.Е. Дурнева [Электронный ресурс]. - URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/ razra-botka_diagnosticheskih_sredstv_ ocenki_urovney_sformirovannosti_professionalnyh_kompetenciy (дата обращения: 17.03.2013).

6. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ Ур-ФУ / О.И. Ребрин. - Екатеринбург: УрФУ, ООО «Издательский Дом «Ажур», 2012. - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400-«Туризм», утвержденная приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. - № 337. - ФГОУ ВПО «РГУТиС», УМО по образованию в области сервиса и туризма.

8. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / Авт.-сост. В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков. - Вып. 1. - М.: ФИРО, 2010. - 19 с.

9. ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400-Туризм (квалификация (степень) «бакалавр»).

10. ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400-Туризм (квалификация (степень) «магистр»).

Т.А. Яркова

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ НАУЧНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ

Ключевые слова: управление научными исследованиями, субъекты научных исследований, администраторы исследований, гейт-киперы.

Одной из тенденцией современного этапа развития педагогики является расширение традиционной группы субъектов исследовательской деятельности (педагоги-практики, управленцы различного уровня, выпускники вузов - начинающие исследователи, представители различных государственных и бизнес-структур и др.). Такой многочисленный разноплановый состав индивидуальных и коллективных субъектов в настоящее время характеризуется разрозненностью, слабой управляемостью, что не может не сказываться на качестве проводимых исследований. Это позволило нам выделить проблему, рассмотрение которой и составило основную задачу данной статьи: подготовка кадров для управления и организации научной деятельности.

В опыте зарубежных стран можно выделить два основных направления подготовки таких специалистов: 1) подготовка менеджеров в рамках программы МВА (Master of Business Administration) через дисциплины специализации; 2) непосредственная подготовка администраторов исследования (research administrator) в рамках дополнительного образования. Кто такие администраторы исследования? Стандартного определения термина «администрирование исследований» нет. Этот термин относится к определению разных типов работы, требующих проведения исследования. Кроме должности администратор исследования/ менеджер исследования существуют другие наименования этой должности: вице-президент исследований, канцлер исследований, административный офицер исследований, менеджер грантов, менеджер грантов и контрактов, менеджер согласованности исследований, директор исследований и спонсированных проектов, менеджер спонсированных программ, менеджер спонсированного исследования, менеджер спонсированных проектов, заместитель по развитию исследований (research development associate).

Администраторы исследования работают в различных организациях: в образовательных учреждениях, на предприятиях, в правительстве, в независимых исследовательских организациях, в добровольных агентствах и т. д., там, где проводятся грантовые исследования. Их основная задача - поддерживать исследования, осуществляемые в учреждениях, способствовать их продвижению. Следовательно, администратор исследования - это профессионально подготовленный специалист, который выполняет административные (управленческие) функции в организациях, осуществляющих грантовые или контрактные исследования. Другими словами, это профессионал, который берет на себя все административные проблемы, тем самым создавая благоприятные условия для исследовательской деятельности непосредственных исполнителей грантов.

© Яркова Т. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.