Научная статья на тему 'Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры'

Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
2914
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голуб Галина Борисовна, Коган Ефим Яковлевич, Фишман Ирина Самуиловна

Представлены результаты выполнения проекта Всемирного банка «Мониторинг ключевых компетентностей выпускников учреждений начального профессионального образования (УНПО)», цель которого — создание и апробация инструментария для оценки уровня сформированности соответствующих компетентностей. В статье кратко описывается понятийный аппарат исследования, представлены основные подходы к проектированию инструментария и процедуры оценивания ключевых профессиональных компетенций, приводятся примеры разработанных контрольно-измерительных материалов, обсуждаются результаты апробации инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimating Key Professional Skills in Graduates of Basic Professional Training Programs: Approaches and Procedures

The article presents the results of the World Bank Project 'Monitoring Key Skills in Graduates of Basic Professional Training Programs'. The purpose of the project was to develop and test techniques for estimating these skills. The article briefly describes the basic concepts used in this research, presents the principal approaches to developing the techniques and procedures of skills estimation. The authors present examples of the tests they developed and discuss the trial results of the proposed techniques.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры»

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

ОЦЕНКА УРОВНЯ

СФОРМИРОВАННОСТИ

КЛЮЧЕВЫХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ УНПО: ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ

Статья поступила в редакцию в марте 2008 г.

Представлены результаты выполнения проекта Всемирного банка Аннотация

«Мониторинг ключевых компетентностей выпускников учреждений _________

начального профессионального образования (УНПО)», цель которого — создание и апробация инструментария для оценки уровня сформированности соответствующих компетентностей. В статье кратко описывается понятийный аппарат исследования, представлены основные подходы к проектированию инструментария и процедуры оценивания ключевых профессиональных компетенций, приводятся примеры разработанных контрольно-измерительных материалов, обсуждаются результаты апробации инструментария.

Вопрос об образовательных результатах — их природе, содержании, структуре, способах формирования и последствиях получения в тех или иных подсистемах образования — обсуждался на страницах журнала [3]. Понятно, что реальное введение в практику деятельности системы образования новых образовательных результатов требует в первую очередь формирования средств оценки степени их достижения. Необходимость управлять достижением компетентностных результатов обусловливает активное ведение работ по созданию измерительных инструментов и процедур их оценивания [4].

Выполненный проект Всемирного банка «Мониторинг ключевых компетентностей выпускников учреждений начального профессионального образования» кроме решения его прямой задачи — подготовки инструментов для изучения уровня сформированно-сти ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО — позволил косвенно оценить, насколько принятые стандарты образования, программы и технологии соответствуют запраши-

Основные подходы к проектированию инструментария и процедуры оценивания

161

Практика

ваемым обществом результатам обучения в условиях новой экономики [5; 6]. Это представляется крайне важным сегодня, когда общее понимание необходимости смены образовательных результатов все еще не претворяется в политические решения.

Базовым регионом реализации проекта была в соответствии с решением Всемирного банка и Министерства образования и науки Российской Федерации выбрана Республика Карелия. Кроме того, представители Мурманской, Калининградской, Псковской, Ленинградской, Архангельской областей, Республики Коми, а также Санкт-Петербурга приняли участие в экспертизе разработанного инструментария и обсуждении перспектив его использования. Часть работ по проекту — претестирование отдельных тестовых материалов — была проведена на территории Самарской области, где введение ключевых компетентностей как образовательных результатов началось еще в 2001 г.

При проектировании инструментария и процедуры оценивания нами была использована следующая система понятий1.

Компетенция выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетенция проявляется через постановку и достижение цели в субъективно новой ситуации. В таком понимании компетенция является единой, системной характеристикой, не поддающейся расчленению на отдельные элементы. Аналогичный подход к понятию компетенции используется в Великобритании. Кембриджский экзаменационный синдикат выделяет на самом высоком (пятом) уровне единую личностную компетенцию, вбирающую в себя все остальные компетенции, выделяемые на более низком уровне.

Компетентность — результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Его значение состоит в том, что, овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности, формируется персональный «ресурсный пакет». Набор осваиваемых способов деятельности является социально востребованным и позволяет учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям. Именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса работодателей, который может быть актуален на протяжении определенного времени, а затем должен корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

Особенность компетентности как результата образования состоит в том, что она в сравнении с другими результатами образования:

• является интегрированным результатом;

• позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности);

1 Подробное обоснование данной системы представлено в отчете по проекту.

162

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

Оценка уровня сформированности ключевых проф. компетентностей выпускников УНПО

• существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания);

• переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения);

• проявляется осознанно (в отличие от навыка).

Ключевыми компетентностями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетентности являются, таким образом, универсальными и применимыми в разных ситуациях [1; 2].

Ключевыми профессиональными компетентностями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый работник (профессионал) и которые применимы в сфере производственных (профессиональных) и трудовых отношений в целом. Понятие «профессиональные» в данном случае задает контекст и снижает уровень универсальности ключевых компетентностей до уровня трудовой деятельности, а понятие «ключевые» не позволяет снизить их до уровня конкретной профессиональной деятельности.

Контекст, в котором проявляются ключевые профессиональные компетентности, включает:

• продвижение себя работником в сфере занятости или самозанятости (трудовое и профессиональное самоопределение);

• трудовые отношения как организацию выполнения трудовых обязанностей работника (но не само взаимодействие с объектом труда, в котором проявляется в первую очередь профессиональная компетентность);

• вертикальное и горизонтальное взаимодействие в коллективе.

Проведенный нами в процессе выполнения проекта анализ показал, что как запросы отечественных работодателей, так и нормативы, заложенные в документах систем образования зарубежных стран, сводятся, по своей сути, к требованиям в области работы с информацией, в сфере коммуникации и в отношении самоменеджмента (разрешения проблем) или же являются более общими, интегрируя две или все три обозначенные области.

Таким образом, при построении системы требований к выпускникам учреждений профессионального образования мы базировались на этих трех требованиях, выделяя как ключевые профессиональные компетентности информационную, коммуникативную компетентности и компетентность разрешения проблем. В основе такой структуры ключевых профессиональных компетентностей лежат типы ресурсов, организуемых субъектом для достижения своих целей в различных ситуациях: информационный ресурс, другие индивиды и группы людей как ресурс и сам человек как ресурс.

163

Практика

Для удобства определения уровней сформированности ключевых компетентностей их объем необходимо разделить, т.е. выделить отдельные аспекты компетентностей. Нами было осуществлено следующее деление.

Компетентность разрешения проблем: целеполагание и планирование; идентификация проблем; использование технологий деятельности; оценка продукта и результата своей деятельности; оценка деятельности и достижений.

Информационная компетентность:

поиск источников информации, адекватных задачам; извлечение и первичная обработка информации; обработка информации и принятие решения на ее основе; предъявление информации.

Коммуникативная компетентность: устная коммуникация: монолог;

устная коммуникация: восприятие и интерпретация монолога;

устная коммуникация: диалог; письменная коммуникация;

продуктивная коммуникация (взаимодействие в группе): процедуры;

продуктивная коммуникация (взаимодействие в группе): содержание.

Для построения уровней сформированности ключевых компетентностей исходя из особенностей данного результата образования нами было выбрано два основания:

• уровень субъектности (от воспроизведения культурно признанной нормы, образца до конструирования в ситуации неопределенности);

• уровень интеграции (от отдельных законченных действий через сложносоставную деятельность к соорганизации ресурсов различных типов для успешной деятельности в конкретной ситуации, т.е. интеграции различных компетентностей на базе компетентности разрешения проблем).

Представляется, что повышение уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей связано, с одной стороны, с присвоением учащимися различных способов деятельности, с другой — с получением и рефлексией собственного опыта деятельности. Таким образом, формирование ключевых профессиональных компетентностей более высокого уровня является задачей, решаемой как в процессе профессионального образования, так и в процессе профессиональной деятельности. При этом существенное значение имеет уровень сформированности ключевых компетентностей, с которым учащийся пришел из системы общего образования в систему профессионального образования.

Первый уровень требований к сформированности ключевых профессиональных компетентностей, заданный в приведенных

164

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

Оценка уровня сформированности ключевых проф. компетентностей выпускников УНПО

ниже таблицах (табл. 1-3), представляется минимальным для выпускника УНПО. Эти требования сводятся к воспроизведению культурно признанных норм при выполнении отдельных заданных действий, тогда как на втором уровне речь идет уже о какой-либо завершенной деятельности. Третий уровень представляется максимально возможным результатом начального профессионального образования1. На этом уровне требования связаны с осуществлением сложносоставной деятельности с элементами самостоятельного конструирования собственной деятельности. На следующих уровнях требований уже фиксируется интеграция различных аспектов компетентностей (четвертый уровень) и разных компетентностей (пятый уровень).

Таблица 1. Компетентность разрешения проблем

Использование технологий деятельности Целеполагание и планирование Оценка продукта и результата деятельности Идентификация проблем Оценка деятельности и достижений Уровни сфор- миро- ванно- сти КК

Корректно воспроизводит технологию по инструкции Ставит задачи, решение которых необходимо для достижения цели (в рамках известной (заданной?) деятельности) Оценивает продукт ( в том числе своей деятельности) по эталону Анализирует ситуацию в соответствии с заданными критериями I

Отбирает из известных технологию под задачу или выделяет из алгоритма часть под задачу и составляет план деятельности Выбирает адекватный способ разрешения проблемы из предложенных и ставит цель Оценивает продукт (в том числе своей деятельности) на основе заданных критериев Самостоятельно задает критерии и проводит анализ реальной ситуации,если известна желаемая ситуация (общая цель, намерение и т.п.) Осуществляет текущий контроль своей деятельности и

Применяет технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план деятельности Выбирает способ разрешения проблемы в соответствии с критериями и ставит цель Даетсравни-тельную оценку двум и более продуктам (в том числе своей деятельности) на основе заданных критериев Определяет проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации Планирует текущий контроль своей деятельности ж

1 Речь идет об обязательных результатах: понятно, что отдельные учащиеся могут достигать более высоких уровней сформированности компетентностей.

165

Практика

Окончание табл.

Использование технологий деятельности Целеполагание и планирование Оценка продукта и результата деятельности Идентификация проблем Оценка деятельности и достижений Уровни сфор- миро- ванно- сти КК

Составляет инструкцию для исполнителя по типовым действиям на основе известной технологии (с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту: комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) Выбирает оптимальный способ разрешения в соответствии с самостоятельно заданными критериями и ставит цель Планирует продукт своей деятельности на основе заданных критериев его оценки (задает характеристики) Проводит анализ причин существования проблемы На основе текущего контроля за деятельностью указывает «точки успеха» и «точки роста» IV

Разрабатывает технологию (последователь-ность шагов) под новую (нестандартную) задачу и составляет план деятельности Указывает способ разрешения проблемы в ситуации неопределенности и ставит цель На основе мониторинга потребительской оценки указывает способы усовершенствования продукта Делает прогноз развития проблемной ситуации V

Планирует информационный поиск для решения задачи Самостоятельно определяет цель и целевую аудиторию для коммуникации на основе цели деятельности, отбирает содержание, выбирает жанр Идентифицирует проблемы (своей профессиональной компетентности / себя как ресурса или своего продукта / услуги), возникающие вследствие изменения ситуации

В рамках пилотного исследования сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников системы УНПО были подготовлены оценочные материалы, описана процедура и проведены замеры в диапазоне I-III уровней.

При проектировании инструментария мы исходили из того, что ключевые компетентности формируются и проявляются в деятельности. Результат освоения субъективно новой деятельности (способов деятельности) должен отслеживаться через оценку продуктов деятельности или посредством однозначно формализованного наблюдения за реализацией содержания и процедуры деятельности. Верных способов выполнения компетентностно-ориенти-рованного задания может быть несколько. Деятельностная составляющая компетентности как результата образования не позволяет оценивать этот результат в целом посредством традиционных контрольно-измерительных материалов (разновидностей закрытых тестовых заданий), ориентированных на воспроизведение знаний,

166

167

Таблица 2. Коммуникативная компетентность

Устная коммуникация Письменная коммуникация Продуктивная групповая коммуникация

Монолог Диалог Восприятие и интерпретация содержания коммуникации Процедуры Содержание

Представляет свою точку зрения в монологическом высказывании следующего формата: служебный доклад, выступление на совещании, презентация това-ра/услуг Начинает и заканчивает служебный разговор в соответствии с нормами Воспринимает основное содержание фактической информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа) Оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры (заявление, жалоба, отчет, актовая запись, объяснительная записка, протокол, профессиональное резюме и т.п.) Участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу При групповом обсуждении задает вопросы,проверяет адекватность понимания идей других I

Представляет свою точку зрения в монологическом высказывании с использованием наглядности и невербальных средств коммуникации Отвечает на вопросы и задает вопросы в рамках служебного диалога в соответствии с его целью и форматом Воспринимает требуемое содержание фактической информации (имена, время, место действия) в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяет основные факты и события, их последовательность Оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры (отчет, ответ на жалобу, жалоба, портфолио достижений, рекламация и т.п.) Договаривается о процедуре и вопросах для обсуждения в группе в соответствии с поставленной целью При групповом обсуждении: аргументированно отвергает идеи II

Самостоятельно выбирает жанр монологического высказывания в зависимости от его цели и целевой аудитории Высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках служебного диалога Полностью воспринимает содержание фактической/ оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную тему сообщения, звучавшие предположения, аргументы, доказательства, выводы Представляет результаты обработки информации в письменном продукте не-регламентированной формы Принимает и фиксирует решение по всем вопросам для группового обсуждения, фиксирует особые мнения При групповом обсуждении:убеждается, что коллеги по группе поняли предложенную идею III

Представляет свою точку зрения в публичном выступлении, обеспечив обратную связь с аудиторией (в том числе средствами наглядности) Устраняет разрывы в коммуникации, договаривается о решении в рамках служебного диалога Синтезирует (обобщает) ключевую информацию в форме, способствующей достижению поставленной цели Создает письменный документ, содержащий аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции Использует приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмирует причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения При групповом обсуждении: развивает и дополняет идеи других (разрабатывает чужую идею), дает сравнительную оценку идей относительно цели групповой работы IV

Самостоятельно определяет цель и целевую аудиторию для коммуникации на основе цели деятельности, отбирает содержание, выбирает жанр Оценивает эффективность выбранной стратегии коммуникации, определяя факторы, влияющие на результат: (выбор языка и стиля — понимание передаваемого смысла, характеристика аудитории, качество презентации) и корректирует ее при необходимости Простраивает стратегию использования комплекса устных, визуальных и письменных инструментов коммуникации для достижения поставленной цели V

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

Оценка уровня сформированности ключевых проф. компетентностей выпускников УНПО

168

Таблица 3. Информационная компетентность

Выделяет из имеющейся избыточной информации необходимую для решения задачи Извлекает информацию по одному основанию из одного или нескольких источников (в том числе из устной речи) и систематизирует ее в рамках заданной структуры Выделяет в источнике информации аргументы, обосновывающие определенный вывод Представляет информацию, полученную в одной форме, в другом формате I

Самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу Извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников (в том числе из устной речи) и систематизирует ее в рамках заданной структуры Получает дополнительную информацию в диалоге, задавая вопросы Делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям Делает вывод о применимости об-щей закономерности в конкретных условиях Представляет результаты обработки информации в заданном жанре устного выступления или письменного продукта II

Указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи Извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систе-матизирует ее в самостоятельно определенной в соответствие с задачей информационного поиска структуре Делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них Делает обобщение на основе подобранных эмпирических данных Готовит письменный продукт, облегчающий понимание устной презентации результатов обработки информации III

Указывает на противоречивую информацию Извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из понимания целей выполняемой работы,систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной структуры Делает вывод о причинах событий и явлений на основе причинно-следственного анализа информации о них Самостоятельно определяет жанр устного выступления или письменного продукта, представляющего результаты обработки информации с заданной целью заданной целевой аудитории и готовит выступление или письменный продукт IV

Предлагает и реализовывает способ проверки достоверности противоречивой информации Делает прогноз развития событий на основе причинно-следственного анализа информации о них V

Планирует информационный поиск для решения задачи На основе сформулированной цели с учетом максимальной эффективности коммуникации самостоятельно отбирает необходимое содержание, определяет целевую аудиторию и стратегию предъявления информации Оценивает эффективность выбранного содержания и способов его предъявления, определяя факторы, влияющие на результат, и корректирует их в случае необходимости

Практика

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

Оценка уровня сформированности ключевых проф. компетентностей выпускников УНПО

умений. Более того, тест на проверку уровня сформированности ключевых компетентностей не может считаться валидным, если проверяет не деятельность, а некую информацию об этой деятельности.

Для оценки уровня сформированности ключевых компетентностей нами были спроектированы тестовые задания открытого типа. Они отличаются по размерам (числу слов) и характеру (степени структурированности) ответа, что и служит основанием для классификации тестовых заданий: вопросы с кратким ответом, вопросы с расширенным структурированным ответом, вопросы с развернутым неструктурированным ответом.

На открытые вопросы первого типа экзаменуемый должен дать краткий ответ: завершить незаконченное предложение, расчет или рисунок. Данные вопросы очень близки к заданиям закрытого типа. Их отличает только возможность сформулировать правильный ответ описательно, на уровне смысла. Задания такого типа ориентированы на проверку отдельного аспекта на первом и, реже, втором уровне. Вопросы, предполагающие расширенный структурированный ответ и вопросы, предусматривающие развернутый неструктурированный ответ, применялись как для оценки нескольких аспектов ключевых компетентностей учащихся одномоментно, так и для оценки компетентности в целом. Вопрос с расширенным ответом может быть использован для тестовых заданий первого и второго уровня. Задания третьего уровня должны содержать (наряду с другими) вопрос с развернутым неструктурированным ответом.

Контрольно-измерительные материалы были стандартизированы по содержанию, процедуре, способам обработки и интерпретации результатов. Стандартизация содержания производилась посредством составления единых требований (приведенных в табл. 1-3).

Стандартизация процессов обработки и интерпретации результатов достигалась за счет наличия модельных ответов (для открытых вопросов с кратким ответом) и шкал оценки. Открытые вопросы, даже те, которые требуют только кратких ответов, вызывают такое широкое разнообразие ответов, что практически невозможно описать их все. Поэтому модельный ответ для открытых вопросов обычно состоит из следующих элементов:

• один пример правильного ответа, который, как подразумевают создатели теста, должен дать экзаменуемый (с максимальным количеством баллов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• если необходимо, то примеры полностью правильных ответов с совсем другой формулировкой;

• если необходимо, примеры ответов, которые только частично верны, с количеством оценивающих их баллов.

В качестве идеального рассматривался вариант, когда максимальное количество баллов за один вопрос равняется количеству важных элементов или подпунктов в ответе. На практике количество баллов также зависит от других факторов, таких, как важность вопроса или общий балл за все задание.

169

Практика

Для оценки открытых ответов используется аналитическая шкала, которая состоит из двух частей: единой шкалы для оценки всех тестовых заданий открытого типа и специфической шкалы для оценки каждого конкретного задания. Использование единой шкалы позволяет обеспечить единообразный подход экзаменаторов к оцениванию письменных открытых ответов, создает некий эталон отличного, хорошего, удовлетворительного ответов, максимально уменьшая расхождения в экспертных оценках. Аналитическая шкала позволит снизить уровень требований к подготовке оценщиков, поскольку сама оценочная шкала заставляет фокусировать внимание на объектах оценки, детализация критериев не позволяет слишком вольно интерпретировать результаты, а выставление оценки по нескольким параметрам делает сам подсчет баллов более надежным.

Применение специфической шкалы оценки детализирует общие требования единой шкалы, представляя их в виде конкретных и однозначных критериев оценки данного задания. В табл. 4 приводится пример оценки тестового задания по единой шкале.

Таблица 4. Общие требования по единой шкале

Баллы Критерии Nv Содержание и полнота выполнения тестового задания Организация текста Речевое оформление Орфография и пунктуация

3 Учащийся полностью справился с заданием, успешно извлек информацию, систематизировал искомые сведения и обработал в соответствии с заданием Учащийся исчерпывающе изложил результаты обработки искомой информации, точно выбрал формат текста, в случае необходимости правильно использовал средства передачи логической связи между отдельными частями текста, грамотно разделил текст на абзацы Учащийся продемонстрировал знание соответствующего заданию запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм русского языка. Учащийся допустил небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимания текста Учащийся практически не допустил орфографических и пунктуационных ошибок. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста

Специфическая шкала работает с конкретным тестовым заданием. Например: «Внимательно изучите источники. Используя информацию, содержащуюся в них, напишите развернутое высказывание объемом 150-180 слов, обращенное к бизнесменам вашего города, готовым рассмотреть возможность вложения свободных средств. Не переписывайте информацию из источников». В табл. 5 приводится пример оценки тестового задания по специфической шкале.

170

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

Оценка уровня сформированности ключевых проф. компетентностей выпускников УНПО

Таблица 5. Специфическая шкала к заданию

№ п/п уч-ся Ф.И.О. учащегося Содержание Организация Рече- вое оформ- ление Орфо- графия/ пунк- туация Общий балл

Использование источников Соблюдена тематика письменного документа Соблюдена адресность письменного документа Информация отобрана в соответствии с задачей выступления Итоговый балл х 2 Логичность и последовательность изложения Соответствие объема заданному и формата документа — адресату Удобство для использования Итоговый балл х 2 Параметры единой шкалы Параметры единой шкалы

В специфической шкале колонки «Организация», «Речевое оформление», «Орфография/пунктуация» являются инвариантными и описываются требованиями единой шкалы, постоянно изменяется колонка «Содержание», так как она представляет собой критерии оценки конкретного тестового задания.

Стандартизация процедуры достигается за счет соблюдения инструкции по проведению тестирования.

Поиск источников информации, адекватных задачам, на I уровне включает в себя деятельность, направленную на выделение из имеющейся избыточной информации сведений, необходимых для решения, на II — самостоятельный поиск источника информации по заданному вопросу, на III — указание на недостаток информации, необходимой для решения задачи. При этом задачи принять решение у ученика не было. Для осуществления заданной деятельности учащийся в течение короткого, жестко лимитированного промежутка времени работает с источниками, которыми могут быть как связный текст, так и краткие рекламные картинки, этикетки изделий, расчетные листы, интернет-форумы и другие источники, содержащие информацию общепрофессионального или бытового характера.

Примеры

тестовых

заданий

Информационная компетентность

Например (II уровень):

Вы планируете устроиться на предприятие, работники которого подвергаются воздействию вибрации. Готовясь к разговору в отделе кадров, вы планируете узнать, какие льготы согласно законодательству вы будете иметь, подвергаясь этому вредному фактору производства. Поиск в Интернете по ключевым словам дал вам ссылки на источники, представленные ниже.

Укажите номера тех двух источников, к которым вы обратитесь, чтобы подготовиться к разговору.

171

Практика

Деятельность по извлечению и первичной обработке информации инициируется заданиями типа: ответьте на вопросы, назовите признаки, отнесите к одному из перечисленных типов. Это задания I уровня. Задания II уровня предлагают переструктурировать информацию, а III уровня — подразумевают разработку адекватной задаче структуры для извлечения и первичной систематизации информации. При этом задание может ограничиваться формулировкой: «Подготовьте форму (бланк), в которую вы будете вносить информацию о...», т.е. не требовать заполнения предложенной учащимся структуры.

Например (III уровень):

Представьте, что в связи с семейными обстоятельствами вы ищете работу со сменным графиком. Вы позвонили по нескольким объявлениям и получили много информации.

Изучите информацию, представленную ниже. Сопоставьте ее и изложите в письменной форме, максимально удобной для принятия решения.

Источник: содержание телефонных переговоров (7 разговоров).

Деятельность по обработке информации и принятие решения на ее основе предполагают: выделение в источнике информации аргументов, обосновывающих определенный вывод (I уровень), формулирование вывода (II-III уровень). Задания данного типа на I уровне вводятся инструкцией: «Изучите основные правила. Подберите к каждому правилу принцип, на основании которого оно было сформулировано. Одно правило лишнее»; «Найдите в тексте и выпишите не менее 10 аргументов против.»; «Найдите в тексте и выпишите 3 аргумента к следующему выводу». Задания данного типа состоят из одного или нескольких источников, в обязательном порядке в задании присутствуют требуемые определения понятий (например, дается определение аргумента), формулировки правил и принципов. Наличие справочной информации должно снимать сложности в процессе выполнения заданий. Задания II уровня состоят из двух источников: первый источник содержит общую информацию об объектах, процессах и явлениях, а второй — конкретную.

Например (II уровень):

Внимательно изучите текст № 1 «Конкурентоспособность профессий и специальностей» и текст № 2 «Продавец все еще требуется». Используя данные источники, сделайте вывод об уровне конкурентоспособности профессии продавца и обоснуйте его.

Усложнение заданий на III уровне задается требованиями к осуществлению сравнительного анализа не по заранее заданным, а по самостоятельно избранным основаниям. Все задания этого блока провоцируют деятельность по определению критериев для сравнения чего-либо (бизнесов, вкладов, предложений о работе), проведению сравнительного анализа на основе представленной

172

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

Оценка уровня сформированности ключевых проф. компетентностей выпускников УНПО

информации, принятию решения о выборе и подробному объяснению его причин.

Например (III уровень):

Вы поступили в профессиональный колледж, теперь вы живете не дома, а в общежитии. Вам трудно планировать свои расходы и равномерно тратить деньги, которые родители дали вам на три ближайших месяца. Вы боитесь потратить все деньги в первый месяц и решаете отнести 5 тысяч рублей в банк. Вы хотите выбрать вклад, с которого нельзя было бы снять деньги, когда захочешь, однако вам страшно, что деньги, которые вы оставили себе, могут кончиться раньше, чем через 3 месяца. И раз уж вы решили положить деньги в банк, хорошо бы получить с них максимально возможный доход.

Внимательно прочитайте информацию о банковских вкладах для физических лиц. Сравните условия вкладов, которые предлагает банк, и определите, из каких вкладов вы будете выбирать. Затем остановите выбор на одном вкладе. Объясните свой выбор (почему вы выбрали именно этот вклад, а не остальные).

Задания предполагают представление учащимся информации, полученной в одной форме, в другом виде (I уровень), например преобразование сведений из текста в таблицу, график, диаграмму, схему: «Изучите таблицу и запишите название трех самых высокооплачиваемых профессий»; «Прочитайте информацию о грамотном размещении товаров на торговых площадях и отобразите ее графически, обозначив на схеме торгового зала основные группы продуктов, о которых говорится в тексте»; «Внимательно изучите график. Изложите содержание вопроса в виде текста. Сделайте вывод(ы) о... на основании графика ...» и т.п.

Задания II уровня нацелены на формирование умения переводить различную по форме информацию в заданный формат текста. Выбор формата обусловливался рамками общепрофессиональных отношений: протокол производственного совещания, инструкция, служебная записка, жалоба. Данные задания базируются на двух источниках. Первый источник содержит образец (формат) требуемого документа, второй — предоставляет фабулу, на основе которой должен быть создан указанный документ. Например: «Внимательно прочитайте текст “Протокол”, представленный ниже, и отрывок из статьи в местной газете. Используя представленную в статье информацию, грамотно заполните бланк протокола»; «Внимательно прочитайте текст № 1 “Как написать хорошую инструкцию” и текст № 2 “Выкладка товара”. Используя представленную в текстах информацию, составьте инструкцию по грамотной выкладке товаров, адресованную сотрудникам продуктового магазина».

Задания III уровня связаны с сопровождением публичного выступления наглядными материалами. Данное умение существенно повышает качество восприятия выступления, презентации. Данные тестовые вопросы сопровождались двумя источниками: один содержит информацию о том, как правильно подготовить наглядные материалы, другой — стенограмму презентации, которую следовало сопроводить наглядными материалами.

173

Практика

Коммуникативная компетентность

Линейка требований к аспекту коммуникативной компетентности, связанному с монологическим высказыванием, реализовывалась с помощью блока заданий, единых для всех трех уровней. Таким образом, учащийся выполнял одно задание, а отнесение результатов к одному из трех уровней производилось на основе единой шкалы для оценки устных ответов и специфической шкалы для оценки монолога. Данные задания представляют значительную сложность для учащихся в части адресации высказывания и отбора информации, необходимой для использования в первом и втором выступлении. Сложности при выполнении задания вызывают также подбор невербальных средств, расстановка пауз и грамотное интонирование.

Например:

Внимательно изучите тексты № 1 и № 2. Используйте информацию, содержащуюся в них, для подготовки к двум устным выступлениям длительностью 2-3 минуты каждое. Первое выступление должно быть адресовано потенциальным клиентам салона «Персона». Второе выступление должно быть создано от имени сетевого менеджера сети салонов «Персона», который обобщил информацию о недостатках работы одного из салонов сети. Выступление должно быть адресовано директору этого салона.

Выступите перед обозначенными выше аудиториями.

Источники: рассказ клиента салона, ставшего его работником, обсуждение ассортимента и качества услуг салона на форуме в Интернете.

Данные требования по аспекту устной коммуникации «диалог» также реализуются с помощью блока заданий, единых для всех трех уровней. Проверка сформированности этого аспекта коммуникативной компетентности производится в режиме формализованной беседы с педагогом, исполняющим одну из ролей в ходе диалогического общения. Помимо оценочных шкал оснащение данного теста состоит из задания для учащегося, предъявляемого ему за пять минут до начала теста, и карточки педагога-собеседника, с которой педагог обязан ознакомиться заранее, до начала тестирования. Наличие шкал оценки и карточки собеседника, содержащей указания для педагога, стандартизирует данное тестовое задание как в части содержания, так и в части оценки и интерпретации результата. В обязанности педагога-собеседника входит поддержка учащегося в выполнении всех составляющих полученного задания с помощью различных наводящих вопросов, суждений, невербальных средств, и все это при условии строгого следования тексту карточки собеседника. Диалог оценивается первый раз в режиме реального времени, а второй раз — с магнитофонной записи, которая делается во время проведения тестирования. Вторая оценка производится другим педагогом. Результаты сравниваются и при отсутствии расхождения более чем в два балла больший результат принимается как итоговый. При наличии расхождений более чем в два балла назначается третья оценка и учащемуся

174

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

Оценка уровня сформированности ключевых проф. компетентностей выпускников УНПО

выставляется балльная оценка, полученная в результате третьего оценивания. При строгом соблюдении всех этих процедур мы можем говорить об объективизации оценки заданий открытого типа.

Например:

Вы закончили предпоследний год обучения в лицее. В каникулы вы планируете не только отдохнуть, но и заработать деньги. Вы пришли на молодежную биржу труда с целью найти работу на лето. К сожалению, у вас аллергия на моющие средства. Чтобы принять решение, какую работу выбрать, вы ДОЛЖНЫ задать сотруднику центра вопросы:

о доступных вакансиях;

о том, что нужно делать на той или другой работе; о графике работы; о вашей заработной плате.

Длительность вашей беседы составит 2-3 минуты.

Используйте формулы вежливости в начале и конце беседы, активно участвуйте в разговоре, не забудьте задать ВСЕ необходимые вопросы по каждой вакансии, принять решение и пояснить его. Сотрудник центра(ваш собеседник)начинает разговор.

Карточка собеседника дает информацию о местах работы, реакцию собеседника на наиболее частые разрывы в коммуникации по вине учащегося, а также спонтанный вопрос для учащегося.

Основная цель заданий аспекта «устная коммуникация: восприятие и интерпретация содержания коммуникации» — оценить умения выпускников УНПО определить тему звучащего текста (I уровень), услышать требуемую фактическую информацию (II уровень), определить основную мысль сообщения, воспринимая звучавшие предположения, аргументы, доказательства, выводы (III уровень). По сути, это задания на извлечение информации из звучащего монолога, диалога или дискуссии (именно в таком порядке происходит усложнение источника).

Задания аспекта «письменная коммуникация» базируются на двух источниках. Первый текст содержит образец (формат) документа (I уровень) или подробное (пошаговое) описание того, как он создается (II уровень). Второй текст — сюжет, содержащий информацию, которую следует использовать при создании стандартных продуктов письменной коммуникации простой и сложной структуры.

Например:

Представьте, что вы — монтажник оконных конструкций Петров Н.А. Ваш непосредственный руководитель — старший менеджер производственного отдела Ильина В.А. Форма оплаты вашего труда смешанная: оклад + процент от стоимости произведенного монтажа. Однако старший менеджер постоянно поручает вам выполнять общехозяйственные функции (учет оконных конструкций на складе, осуществление контроля за соблюдением условий хранения конструкций), незнакомые вам и лишающие вас возможности заниматься установ-

175

Практика

кой окон, т.е. зарабатывать деньги компании и себе. Формально не подчиниться непосредственному руководителю — значит нарушить дисциплину труда.

Напишите служебную записку объемом 80-100 слов. Адресуйте ее руководителю производственного подразделения, которому подчиняется непосредственно старший менеджер производственного отдела. В служебной записке выскажите свое мнение об эффективности использования ваших профессиональных знаний и умений. Доведите до сведения руководителя производственного подразделения, чем вы были заняты в течение последнего месяца, сообщите, как это сказалось на прибыли компании и вашем личном доходе, попросите его разобраться в сложившейся ситуации.

Прежде чем приступать к выполнению задания, изучите информацию о служебных записках, целях создания и этапах их подготовки.

При выполнении заданий III уровня учащийся должен представить результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы, т.е. задать ту форму, которая наилучшим образом отвечает целям данной конкретной коммуникации. Учащийся должен (как и в случае устной коммуникации) грамотно отбирать информацию под цель письменной коммуникации, правильно ее адресовать и организовывать в зависимости от аудитории, которой данный документ предназначается. Эти шаги представляют наибольшую сложность и требуют тщательной отработки с помощью заданий типа: «Внимательно изучите источники. Используя информацию, содержащуюся в них, напишите развернутое высказывание объемом 150-180 слов, обращенное к бизнесменам вашего города, готовым рассмотреть возможность вложения свободных средств. Не переписывайте информацию из источников».

Аспект «продуктивная коммуникация» включал в себя элементы «процедура» и «содержание». Формализованное наблюдение за работой в группе осуществлялось в ходе выполнения одного общего задания, которое сводится к необходимости принять общее решение по какому-либо вопросу в заданной ситуации. Определенной «страховкой» на случай, если среди членов команды не окажется генератора идей, является описание индивидуальных условий для каждого участника, которые прямо провоцируют его на то, чтобы сделать одно предложение. Условия для каждого участника различны. При этом ролевые позиции участникам группы не задаются, чтобы учащиеся не реализовывали сценарий ролевой игры, а действительно договаривались, опираясь на собственные представления о правильном, допустимом и недопустимом решении. Результаты наблюдения фиксируются с помощью бланка оценивания (см. Приложение). Бланк дает возможность зафиксировать каждое замеченное проявление грамотной работы с процедурой или содержанием групповой работы как со стороны одного участника, так и со стороны меньшинства или большинства членов группы. Таким образом, оценка складывается из двух составляю-

176

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

Оценка уровня сформированности ключевых проф. компетентностей выпускников УНПО

щих: на каком уровне проявился тот или иной способ деятельности и сколькими членами группы он был продемонстрирован. Все участники группы получают одинаковый балл. Важно отметить, что соответствие уровню может быть зафиксировано в различных конкретных проявлениях: например, участники группы предлагают свои идеи без аргументации, но отвергают идеи других участников, грамотно аргументируя их несостоятельность.

Компетентность разрешения проблем

Например:

Вы работаете в качестве частного предпринимателя и занимаетесь ремонтом телевизоров и видеоаппаратуры по вызовам на дому у клиентов. В среднем диагностика поломки, если вы взяли с собой схему изделия, занимает около 30 минут. Работа по устранению легкой поломки — 30-40 минут, устранение серьезной поломки — 1,5-2 часа. Обычно клиент не может сообщить ничего путного о сущности поломки, поэтому вы предупреждаете его о том, что после проведения диагностики работа может быть выполнена как сразу, так и на следующий день.

В будущем вы планируете купить автомобиль, но пока вынуждены перемещаться по городу на общественном транспорте, который, по сча-

Необходимо отметить, что не все аспекты данной компетентности могут быть оценены в рамках формализованной тестовой процедуры. Это связано с тем, что разрешение проблем является базой для интеграции всех ключевых компетентностей на высоких уровнях сформированности и лежит в основе интегрального качества — компетенции профессионала. Так, аспект «оценка продукта и результата деятельности» в рамках теста может базироваться на оценке, во-первых, только продукта, сделанного другим человеком, во-вторых, — только информационного продукта. Это приводит к тому, что задание будет сводиться к проверке информационной компетентности учащегося. То же самое можно отнести к требованиям по аспекту «использование технологий деятельности» для I уровня и к требованиям по аспекту «оценка деятельности и достижений» для II уровня.

Второй особенностью компетентности разрешения проблем является крайне высокий уровень условности в разделении компетентности на аспекты. Поэтому для ее оценки были подготовлены задания трех типов, которые отвечают различным группам требований.

Требования к уровню сформированности компетентности разрешения проблем в аспекте «использование технологий деятельности» для II уровня (отбирает из известных технологию под задачу или выделяет из алгоритма часть под задачу и составляет план деятельности) нашли свое отражение в заданиях следующих типов: выбрать технологию из описанных и составить план деятельности; выбрать часть описанного алгоритма, относящегося к задаче, и составить план; составить конкретный план по конкретной технологии, известной учащемуся, с учетом разнородности объектов планирования.

177

Практика

стью, работает вполне прилично. В среднем на преодоление одной остановки необходимо 3 минуты. Ожидание транспорта длится в среднем 5 минут.

На завтра у вас имеется следующая договоренность с клиентами (8 клиентов с различными как определенными, так и неопределенными потребностями в ремонте и пожеланиями по времени прихода мастера).

Составьте план-график своей работы на завтра, имея в виду пожелания клиентов по времени визита (содержатся в источнике) и затраты времени на дорогу, которые вы сможете посчитать, опираясь на приведенную ниже схему города (в ней содержится информация о месторасположении клиентов).

Требования к уровню сформированности компетентности разрешения проблем в аспектах «использование технологий деятельности» и «оценка деятельности и достижений» для III уровня нашли отражение в едином задании-кейсе следующей структуры: описывается ситуация и технологии деятельности, (а) относящиеся к разным аспектам ситуации; (б) применяемые к разным объектам одного типа (конкретный тип объекта описан в ситуации); (в) являющиеся альтернативными, но равно применимыми в описанной ситуации.

Также в едином задании-кейсе нашли свое отражение требования к уровню сформированности компетентности разрешения проблем в аспектах «идентификация проблем» и «целеполагание и планирование» для всех уровней. Задание имеет следующую структуру: описание ситуации; бланки для проектной разработки; оперативный словарь; набор информационных источников, которые могут быть востребованы на этапах анализа ситуации и определения способов разрешения проблем; бланки для запроса конкретной информации (на случай, если учащийся будет рассматривать такие аспекты ситуации или такие способы разрешения проблемы, которые не учтены в общем блоке источников); инструкция по выполнению задания.

Например:

«Вы получили образование в учреждении начального профессионального образования по специальности автомеханик, а также дополнительную квалификацию, позволяющую вам работать водителем автомобиля (категория В).

Сейчас вы работаете водителем такси «Вояж». Ваш средний месячный заработок с учетом вычетов составляет 9800 руб. Ваш заработок зависит от выручки. 30% выручки вы должны сдавать в бухгалтерию. Автомобиль принадлежит компании «Вояж». Бензин вы покупаете за свой счет. Текущий ремонт автомобиля также осуществляется за ваш счет. Вы работаете по графику сутки через двое. В остальное время на том же автомобиле работают ваши сменщики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ваша семья состоит из двух человек: вы и ваша жена.

Вы проживаете в однокомнатной квартире, которую оставили вам родители, уехав жить в деревню. Родители жены проживают в другом регионе. В семье есть 20-летние «жигули» первой модели.

178

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

Оценка уровня сформированности ключевых проф. компетентностей выпускников УНПО

Жена работает, и среднемесячный доход семьи составляет 15 100 руб. Через 3 месяца жена должна уйти в декретный отпуск. Очевидно, что с рождением ребенка расходы вашей семьи увеличатся, а доходы в связи с тем, что жена не будет работать, снизятся. Размер единовременного пособия на ребенка составляет 8000 руб., а размер ежемесячного пособия — 700 руб.

Идеальной для вас будет ситуация, в которой вы работаете по специальности и можете достойно содержать семью, состоящую из вашей жены, вашего ребенка и вас (разумеется, ваша работа должна находиться в рамках существующего российского законодательства)». Информационный блок к данной ситуации включает статью «Сколько стоит ваш малыш» (информация о расходах на ребенка), выдержку из ПДД о правах на управление транспортными средствами различных категорий, фрагмент интервью с индивидуальным предпринимателем, занимающимся частным извозом, справку о расходах на ремонт автомобиля и стоимости ГСМ, объявления о вакансиях (в том числе водителей в различные организации на разных условиях и на разных транспортных средствах с разным заработком; автомехаников, автослесарей, учеников в различные организации на различных условиях с разным заработком).

Работая с данным кейсом, учащийся должен был дважды демонстрировать консультанту результаты своей работы (после этапа определения проблемы и после постановки задач), он может обратиться к консультанту, если затрудняется в выполнении какой-либо операции. Если консультант обнаруживает неспособность учащегося сформулировать проблему, то делает это сам на том содержании, с которым работает учащийся, если учащийся не способен выделить критерии для анализа ситуации, консультант делает это сам, предлагая учащемуся лишь провести анализ. То же самое происходит в процессе работы по целеполаганию. Каждая операция, выполненная консультантом вместо учащегося, «сдвигает» учащегося на один уровень ниже при оценке. Вместе с тем учащийся получает материал для дальнейшего выполнения задания (например, он не смог бы поставить задачи, даже если он умеет это делать, не определив способа разрешения проблемы, что является требованием более высокого уровня, чем постановка задач).

Претестирование отдельных материалов было проведено в Самарской области, в исследовании участвовали 208 выпускников и учащихся выпускного курса УНПО по специальностям: металлообработка (около 20%), автомеханика (около 17%), радио- и электротехника (около 23%), сервисные профессии (около 40%). Претестирование полного комплекта измерительных материалов было проведено в Республике Карелия на выборке из 248 выпускников и учащихся выпускного курса УНПО по специальностям: металлообработка (около 16%), автомеханика (около 25%), радио- и электротехника (около 21%), сервисные профессии (около 30%), деревообработка (около 8%).

Претестирование измерительных материалов

179

Практика

При работе с заданиями на информационную компетентность лучшие результаты были продемонстрированы в аспекте «извлечение и первичная обработка информации», результаты по остальным аспектам значительно ниже, наибольшую сложность для учащихся представляют задания на обработку информации и принятие решения на его основе (рис. 1).

Рис. 1

При работе с заданиями на информационную компетентность лучшие результаты были продемонстрированы в аспекте «устная коммуникация: восприятие и интерпретация монолога» (рис. 2). При этом ученики работали с текстами примерно того же объема и той же сложности, что и тексты для оценки информационной компетентности (аспект «извлечение и первичная обработка информации»). Соотношение степени успешности учащихся по этим двум аспектам позволяет сделать вывод о том, что во многих случаях при работе с заданиями II уровня для оценки информационной компетентности препятствием для их успешного выполнения являются слабые навыки чтения. В остальных аспектах коммуникативной компетентности наблюдается резкое снижение числа учащихся, справившихся с заданием, на границе II и III уровней (рис. 3). Наибольшие трудности представляют соблюдение адресности высказывания, отбор содержания в соответствии с целью высказывания и установление соответствия формата высказывания и цели коммуникации. Более высокие результаты учащиеся продемонстрировали в диалоге (рис. 4), видимо, реакции собеседника позволяли им более жестко удерживать цель коммуникации.

180

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

Оценка уровня сформированности ключевых проф. компетентностей выпускников УНПО

Рис. 2

Аспект «устная коммуникация: восприятие и интерпретация монолога, диалога, дискуссии», уровни I-III

Рис. 3

Рис. 4

■ не справились □ уровень 1 □ уровень 2 ■ уровень 3

■ не справились □ уровень 1 □ уровень 2 1 уровень 3

Аспект «устная коммуникация: монолог» уровни I-III

Аспект «устная коммуникация: диалог», уровни I-III

181

Практика

В продуктивной коммуникации (взаимодействие в группе) показатели уровня организации и содержания групповой работы соответствуют требованиям, предъявляемым к I-II уровням сформи-рованности коммуникативной компетентности в данных аспектах (рис. 5).

Рис. 5

Аспект «продуктивная коммуникация Аспект «продуктивная коммуникация

(взаимодействие в группе): процедуры», уровни I-III (взаимодействие в группе): содержание»,

уровни I-III

При выполнении заданий, связанных с разрешением проблем, учащиеся продемонстрировали достаточно низкие результаты, в первую очередь в аспектах «идентификация проблем» и «целепо-лагание и планирование» (рис. 6). Подавляющее большинство учащихся либо находится на входе в I уровень, либо не может выполнить даже требований, предъявляемых к I уровню. Это вполне объяснимо, поскольку разрешение проблем, в отличие от работы с информацией и коммуникации, не является в настоящее время содержанием начального профессионального образования. Также это подтверждается фактом резкого снижения результатов учащихся по всем аспектам информационной и коммуникативной компетентности на III уровне, который предусматривает интеграцию компетентностей на базе компетентности разрешения проблем (например, высказывание с определенной целью воздействия на аудиторию).

Рис. 6

■ не справились □ уровень 1 □ уровень 2 ■ уровень 3

Аспект «идентификация проблем», уровни I-III

| и не справились □ уровень 1 □ уровень 2 и уровень 3 |

Аспект «целеполагание и планирование», уровни I-III

182

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

Оценка уровня сформированности ключевых проф. компетентностей выпускников УНПО

Значительно лучшие результаты учащиеся показали в аспекте «использование технологий деятельности». Это вполне объяснимо, поскольку в рамках освоения образовательной программы они регулярно работают с различными производственными технологиями.

Общий низкий уровень результатов тестирования учащихся системы УНПО в рамках пилотной апробации инструментов вполне объясним: отечественные образовательные стандарты не формулируют сегодня образовательные результаты на языке компетентностей, а учебные программы не предполагают их целенаправленного формирования. Поэтому результаты, показанные учащимися системы УНПО, отражают прежде всего не специальную деятельность по формированию ключевых профессиональных компетентностей, а косвенные эффекты полученного социального опыта и отдельных элементов образовательного процесса. Поэтому результаты пилотного тестирования сами по себе не могут служить основанием ни для оценки измерительных инструментов и процедур, ни для выводов о качестве обучения.

Экспертная оценка разработанных инструментов и процедур, осуществленная по итогам проекта (в частности, в рамках специально организованной итоговой конференции), позволила сделать вывод о том, что существующий дизайн контрольно-измерительных материалов может использоваться как основа для создания массовой версии инструмента. Доработка материалов предполагает:

• анализ тестовых вопросов, который позволит осуществить в одном тестовом задании контроль сформированности различных аспектов различных компетентностей; задать стандартные формулировки, позволяющие выявить уровень сформированности компетентности по тому или иному аспекту;

• уравнивание различных тестовых вопросов по количеству баллов, которое позволит унифицировать связь «количество баллов» — «уровень сформированности компетентностей», упростить интерпретацию результатов.

Доработка контрольно-измерительных материалов позволит включить измерение компетентностей наряду с традиционными показателями результативности обучения в практику системы профессионального образования, что может стать катализатором не только процесса совершенствования систем оценки, но и введения новых образовательных результатов в практику деятельности УНПО. С точки зрения разработчиков, в дополнение к предложенной системе оценки крайне важно запустить работу по формированию компетентностей и измерению достижений учащихся на более ранних этапах обучения. Достижения компетентностных результатов можно добиться, развивая формирующее оценивание компетентностей (т.е. оценивание в ходе учебного процесса) и введя проектные технологии в образовательный процесс.

183

Практика

Доработка и институционализация созданных в рамках проекта инструментов и процедур измерений новых результатов образования позволит в будущем оценивать степень адекватности качества трудовых ресурсов запросам современного рынка труда на языке компетентностей. Это даст представление потребителям образовательных услуг в стране о степени актуальности для отечественного и мирового рынка труда полученного ими образования, а также о том, насколько их профессиональная карьера и материальное благополучие будут ограничены несоответствием образования запросам рынка труда. Внедрение подобных инструментов и процедур измерений важно и для бизнеса, который несет дополнительные издержки для приведения в соответствие своим запросам привлекаемой им рабочей силы.

Авторы благодарят И. Фрумина за весьма полезные обсуждения затронутых здесь вопросов.

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 4-13.

2. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. М., 2002. С. 14-32.

3. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Прудникова В.А. Парадигма актуального образования // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 20-42.

4. Коган Е., Голуб Г., Фишман И. Ключевые компетентности как результат общего образования: подходы к оценке // Активная школа: теория, практика, перспективы. М.: Американские советы по международному образованию АСПРЯЛ / АКСЕЛС, 2005. С. 108-111, 125-128.

5. Селезнева Н.А., Байденко В.И. Проблема качества образования: актуальные аспекты и пути решения // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: сб. науч. ст. М.: ИЦ, 1998.

6. Smith A., Lovatt M., Wise D. (2003) Accelerated learning. Network Educational Press Ltd.

7. Resnik L. B., Resnik D.P. (1992). Assessing the thinking curriculum: New tools for education reform // Changing assessments: Alternative views of aptitude, achievement and instruction / B. Gifford, M. O’Connor (eds.). London: Kluwer Academic.

184

185

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОЦЕНОЧНЫЙ БЛАНК

Группа №

Процедуры КОММ) гникации Содержание коммуникации Результативность коммуникации

1 2 3 1 2 3 і 2 3

I. Высказываются в соответствии с заданной процедурой I. Проверяют адекватность понимания идей других с помощью вопроса I. При завершении работы говорят о решаемой задаче

I. Не отступают от содержания заданного вопроса

I. Проверяют адекватность понимания идей других с помощью парафраза I. Результатом работы являются отдельные предложения, не оформленные в общее решение

I. Не договорились о процедуре, но соблюдают очередность высказываний

2 4 6 2 4 6 2 4 6

II. Договорились о процедуре обсуждения и соблюдают ее II. Аргументированно отвергают идеи других членов группы II. Решение принято спонтанно, не является прямым результатом групповой работы

II. Договорились о вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной целью и следуют им II. Предлагают аргументы в поддержку идеи других членов группы

II. Предлагая свои идеи, аргументируют их

3 6 9 3 6 9 3 6 9

III. Фиксируют решение (подтверждают принятие решения устно или письменно) III. Задают вопросы, чтобы убедиться, что другие поняли предложенную идею III. Находят требуемое решение в результате последовательных целенаправленных действий

III. Фиксируют отдельные мнения III. Уточняют, конкретизируют предложенную другими идею

III. Разрабатывают план действий на основе идеи, предложенной другими

Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман

Оценка уровня сформированности ключевых проф. компетентностей выпускников УНПО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.