УДК 378.6:330 Б01 10.52928/2070-1640-2024-42-2-15-21
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПОДХОД
канд. экон. наук, доц. М. В. МОЛОХОВИЧ (Белорусский государственный университет, Минск)
Статья посвящена исследованию процесса оценки уровня развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля. Определены основные сложности осуществления данного процесса в период обучения студентов экономических специальностей в учреждениях высшего образования. Предложены варианты решения выявленных проблем. Обоснован наиболее целесообразный подход к проведению эффективной оценки уровня развития профессиональных компетенций студентов в процессе их обучения, являющийся универсальным и довольно простым в применении. Использование данного подхода в практике подготовки специалистов для различных отраслей национальной экономики позволит получать общее представление об уровне развития исследуемых компетенций у студентов на разных этапах их подготовки, что в свою очередь позволит правильно подбирать технологии, методы и способы их обучения и своевременно вносить необходимые корректировки в образовательный процесс.
Ключевые слова: высшее образование, экономические специальности, специалисты экономического профиля, профессиональные компетенции, оценка уровня развития, инструменты, универсальный подход, эффективность.
Введение. Одной из ключевых задач, остро стоящих перед учреждениями высшего образования, относящихся к системе подготовки специалистов экономического профиля, выступает разработка комплекса мер по развитию профессиональных компетенций обучаемых, выступающих залогом их успешной профессиональной деятельности. Высокая значимость решения данной задачи во многом обусловлена многоплановой ценностью ожидаемых результатов. Ведь становление специалиста как профессионала имеет не только экономические, но и социальные и иные последствия для всех сфер жизни общества. При этом ее обоснованное решение должно базироваться на результатах всестороннего анализа текущей учебной ситуации и оценки современного уровня развития профессиональных компетенций обучаемых.
Основная часть. Учеными доказано, что компетенция всегда проявляется в деятельности и невозможно выявить и диагностировать непроявленную компетенцию [1; 2; 3; 8; 11; 14]. Что же касается профессиональных компетенций, то они проявляются лишь в процессе осуществления специалистом профессиональной деятельности при решении конкретных профессиональных задач и в полной мере могут быть оценены только после окончания учреждения высшего образования [7; 9; 10; 12; 13]. С достаточной точностью и достоверностью оценить уровень их общего развития у студентов возможно лишь в конце обучения - по результатам проведения итогового контроля полученных знаний во время сдачи государственного экзамена и защиты дипломного проекта. Частично оценить уровень развития отдельных профессиональных компетенций можно по ходу изучения дисциплины во время проведения различных контрольных мероприятий, а также при сдаче промежуточных экзаменов и зачетов. Но внедрение мер по развитию данных компетенций должно происходить в самом начале изучения дисциплины и требует оценки имеющегося на этот момент потенциала обучаемых, способного стать фундаментом для их дальнейшего развития. И хотя в такой ситуации оценка результатов работы на уже пройденных курсах имеет большое значение, все же освоение новой дисциплины предполагает формирование своих собственных компетенций, прописанных в учебной программе, и должно опираться на оценку универсальных свойств и качеств обучаемых, способных выступить базой для формирования любых профессиональных компетенций. В этом случае в качестве наиболее целесообразного параметра для оценивания могут выступить познавательные способности студентов, составляющие сущность их профессиональных компетенций и предопределяющие характер и интенсивность их развития [6; 7]. Ведь, как показывает практика, развитие данных компетенций невозможно без развития указанных способностей, что в свою очередь означает, что выработка мер по развитию профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля есть не что иное как обоснование комплекса мероприятий по развитию их познавательных способностей. Вместе с тем выработать такие меры возможно, лишь зная уровень развития студентов, их интересы и потребности, а также факторы и условия, в наибольшей мере оказывающие влияние на процесс развития данных способностей [6; 8]. А потому, прежде чем разрабатывать комплекс мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций обучаемых, необходимо осуществить диагностику уровня развития их познавательных способностей и определяющих его условий. Такой подход будет наиболее обоснованным и практически оправданным в ситуации, когда не только множество изучаемых дисциплин, но конкретные условия проведения учебных занятий по-разному влияют на процессы формирования и развития профессиональных компетенций, а их уровень непрерывно меняется
по мере освоения той или иной области научного знания. Иными словами, оценку уровня развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля следует начинать с оценок отдельных аспектов проведения учебных занятий, их обобщения и сопоставления с конечным итогом образовательного процесса, а также с оценки атмосферы в аудитории во время данных занятий. Это позволит выявить предпосылки развития познавательных способностей студентов и, как следствие, развития их профессиональных компетенций, а также подобрать наиболее действенные и эффективные меры реализации данных возможностей.
Практическая реализация предложенного подхода предполагает, в первую очередь, осуществление наблюдений учебных занятий, проводимых со студентами, уровень познавательных способностей которых планируется оценить. Данное наблюдение целесообразно проводить в начале семестра, когда студенты только приступают к изучению новых дисциплин и помимо достижения главной цели исследования (оценки уровня развития профессиональных компетенций обучаемых) имеется возможность решения множества сопутствующих задач, таких как: выявление наиболее оптимальных способов организации учебной деятельности, выбор наиболее подходящих инструментов и технологий обучения, построение эффективных моделей педагогического взаимодействия студентов и преподавателя и т.д. При этом для получения полной картины об условиях подготовки студентов исследуемой группы, их общем потенциале, факторах, в наибольшей степени влияющих на процесс формирования и развития профессиональных компетенций обучаемых, наблюдение следует проводить как на лекционных, так и на практических занятиях, причем в рамках нескольких учебных дисциплин.
Потребность детального изучения различных аспектов проведения лекций и практических занятий обусловлена тем, что они по-разному влияют на процесс формирования и развития профессиональных компетенций обучаемых. Это следует из самой формы организации учебных занятий, когда студенты по-разному задействованы в образовательном процессе и им присуща разная степень познавательной активности. А как свидетельствуют многочисленные исследования, именно познавательная деятельность выступает основой развития познавательных способностей обучаемых, которые, в свою очередь, являются ядром формирования и дальнейшего развития их профессиональных компетенций. Что же касается потребности исследования учебных занятий, проводимых в рамках нескольких учебных дисциплин, то она обусловлена тем, что изучение тематики разных дисциплин предусматривает, во-первых, различные виды познавательной активности обучаемых, а во-вторых, их читают разные преподаватели, каждый из которых по-своему выстраивает учебный процесс, что также оказывает существенное влияние на конечные результаты образовательной деятельности.
Для удобства проведения исследования и его наибольшей эффективности следует заранее определиться с перечнем оцениваемых параметров, составив подробные карты наблюдения учебных занятий. В этом случае целесообразным будет воспользоваться уже имеющимся опытом аналогичных исследований, освещенным в научных источниках и позволяющим с достаточно высокой долей вероятности быть уверенным в успешном достижении поставленной цели, а также исходить из конкретики каждой анализируемой ситуации.
Пример заполнения карты наблюдения лекций представлен на рисунке 1.
Как показано на рисунке 1, в качестве оцениваемых параметров взяты различные ситуации, действия и реакции, которые могут возникнуть во время лекции и оказать определенное влияние как на ход ее проведения, так и на познавательную активность студентов, формирующую их познавательные способности. Само учебное занятие, традиционно длящееся 80 мин, разделено на 8 равных частей по 10 мин каждая. Это необходимо, для того чтобы, с одной стороны, упростить и повысить точность проведения исследования, а с другой - увидеть в какой момент времени (в начале, середине или конце лекции) чаще всего возникают те или иные оцениваемые моменты, проявление которых отмечается в соответствующей ячейке карты каким-либо знаком. Впоследствии эти знания позволят педагогу разработать наиболее приемлемые меры по управлению процессом организации учебной деятельности и повысить ее эффективность.
Количество лекций в карте наблюдения может быть разным в зависимости от глубины проводимого исследования, однако их минимальное количество не может быть меньше двух. В противном случае результаты проведенного анализа не смогут в полной мере отразить реальное состояние текущей ситуации. Однако слишком большое количество наблюдаемых лекций также не имеет особого смысла, т.к. на наш взгляд, не сможет существенно изменить общее впечатление о познавательной активности студентов исследуемой группы и уровне развития их познавательных способностей, сложившееся после наблюдения 2-4 лекционных занятий.
В ходе дальнейшего исследования следует обратить внимание и на другие аспекты проведения лекций, не нашедшие отражение в перечне указанных ранее оцениваемых параметров. Особенно актуальным это будет при сопоставлении результатов изучения лекций по нескольким дисциплинам, читаемым разными преподавателями. Важнейшими в такой ситуации оцениваемыми факторами должны стать культура речи преподавателя и его общий профессиональный уровень, наличие положительного эмоционального тона в аудитории и соответствие лекции в целом требованиям высшей школы. Также следует обратить внимание на общий формат проведения лекции. Ведь в случае, когда основная ее часть излагается в форме монолога и студентам отводится роль пассивных слушателей, у них нет возможности полностью раскрыть свой творческий потенциал. При этом практически полное отсутствие обратной связи с аудиторией, несмотря на высокий профессионализм лектора и его исключительную компетентность в исследуемой области, не будет способствовать формированию у студентов познавательного интереса, что может привести к возникновению в аудитории шума, отвлечению от занятия и раздражению лектора. В то же время в моменты совместного обсуждения отдельных вопросов
Оцениваемые параметры Лекция 1 Лекция 2
Постановка задачи, сообщение плана лекции •
Изложение, монолог • • • • • • у' У У У У У
Аналитические выкладки • • • • у У у У У
Анализ полученных результатов • У У У
Подчеркивание связи с жизнью, практикой, профессией • • • У У
Использование материала из других предметов • • у у У
Высказывание собственного отношения к материалу • у У
Ответы на вопросы студентов • • • у У
Ошибка в рассуждении, выкладках
Обращение к личному конспекту • • • У у У У
Выделение главного • • • V У У
Свертывание информации •
Обобщение, выводы • у У
Использование средств наглядности • • • • • • • • у У у У У У У
Сообщение новейших данных, фактов • • у
Проблемная ситуация, анализ конкретной ситуации • У У
Диалог, дискуссия • • у У
Подчеркивание приемов познавательной деятельности
Обучение конспектированию и слушанию • у
Элементы самостоятельной работы студентов •
Игровая ситуация, соревнование
Размышление вслух •
Целенаправленная ошибка
Ответы студентов на вопрос • • у У
Подчеркивание важности информации • • у у У
Выдача рекомендаций по самостоятельной работе • • у У
Отступление • • У У
Эпитет, сравнение у
Жест, мимика, улыбка (лектор) • • У
Раздражение, неудовольствие (лектор) У
Одобрение, похвала
Нерабочий шум. посторонние дела • У У
Замечания аудитории • У У
Замечания отдельным студентам • у У
Вход опоздавших студентов • у
минуты 10 20 30 40 50 60 70 80 10 20 30 40 50 60 70 80
Рисунок 1. - Пример заполнения карты наблюдения лекционных занятий
Примечание: рисунок составлен на основе данных литературных источников.
и ситуаций внимание аудитории будет полностью сосредоточено на рассматриваемой проблеме, способствуя активизации мышления обучаемых. В ходе взаимодействия преподавателя и слушателей будет наблюдаться самая продуктивная работа, дающая хорошие учебные результаты. Исходя из этого, следует обратить особое внимание на характер взаимодействия преподавателя и студентов во время лекционного занятия, их вовлеченность в диалог в моменты обсуждения проблемных ситуаций, количество и постановку вопросов, задаваемых лектору в уместное для этого время, число активных в плане познания студентов в исследуемой группе и характер оживления у остальной части аудитории. Все это покажет, сколько обучаемых и в какой степени заинтересовано в более подробном изучении предложенного материала и углублении собственных знаний. Данная заинтересованность является основой развития познавательных способностей студентов в процессе овладения экономико-математическими знаниями и фундаментом для дальнейшего развития их профессиональных компетенций [5]. Зная, насколько студенты той или иной группы заинтересованы в учебной деятельности и какую именно позицию они занимают в ходе ее осуществления, можно сделать вывод об общем уровне развития их познавательных способностей и разработать адекватные случаю меры по активизации их познавательной деятельности на лекционных занятиях, способствуя тем самым развитию их профессиональных компетенций.
Особый интерес с точки зрения оценки уровня развития познавательных способностей студентов и условий, их определяющих, представляют практические занятия, т.к. в отличие от лекций они предполагают тесное взаимодействие преподавателя и обучаемых и более полное раскрытие потенциала обучающихся. В этой связи практические занятия требуют более детального исследования. Причем на первых этапах его проведения, как и в случае с лекциями, целесообразно воспользоваться картой наблюдения данных занятий. Пример ее заполнения представлен на рисунке 2.
Оцениваемые параметры Практические занятия
Объявление темы, постановка цели, задачи
Монолог .
Обсуждение плана практической деятельности
Выдача готовой инструкции к деятельности
Запись на доске необходимой информации . .
Анализ текущих результатов . . .
Обобщение, выделение главного .
Использование материала из других предметов .
Высказывание собственного отношения к информации .
Ответы на вопросы студентов . .
Проблемная ситуация, анализ конкретной ситуации .
Активизирующий вопрос . .
Диалог, дискуссия
Подчеркивание приемов познавательной деятельности . .
Игровая ситуация, соревнование . .
Указание практической значимости решаемых задач . .
Проверка домашнего задания, актуализация знаний .
Выдача домашних заданий
Постановка вопросов к следующему занятию
Выполнение заданий у доски . .
Выполнение фронтальных заданий .
Выполнение индивидуальных заданий . .
Выполнение групповых заданий .
Использование обучающих программ
Выполнение контрольных заданий
Использование контролирующих программ
Обсуждение результатов контроля .
Отступление .
Эпитеты, сравнения, жесты, улыбка преподавателя .
Раздражение, неудовольствие преподавателя
Одобрение, похвала . .
Положительная оценка результатов .
Отрицательная оценка результатов .
Нерабочий шум, посторонние дела .
Замечания аудитории .
Замечания отдельным студентам . .
Вход опоздавших студентов
минут^ 10 20 30 40 50 60 70 8р
Рисунок 2. - Пример заполнения карты наблюдения практических занятий
Примечание: рисунок составлен на основе данных литературных источников.
Внешний вид данной карты может меняться в зависимости от количества исследуемых практических занятий. В качестве примера приводятся возможные результаты наблюдения двух таких занятий, одно из которых обозначено знаком », а другое - знаком «.».
Помимо уже перечисленных параметров оценки в ходе проведения практического занятия важно обращать внимание и на такие аспекты, как проверка преподавателем присутствующих, способствующая установлению в начале занятия контакта с каждым из студентов; целесообразность применения тех или иных учебных заданий, их способность обеспечить обучаемым усвоение и закрепление пройденного материала, приобретение требуемых навыков; умение преподавателя наладить взаимодействие со студентами, создать в аудитории благоприятную психологическую атмосферу, разрешать спорные ситуации и т.д. Что касается оценки взаимодействия студентов и преподавателя во время занятий, то здесь следует обратить внимание на соотношение используемых фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм обучения. Каждая из перечисленных форм имеет свои специфические особенности применения, но все они, пусть и по-разному, позволяют активизировать познавательную деятельность студентов [4]. При этом наиболее эффективным считается комбинированное использование различных форм обучения с преобладанием групповой. Во многом это объясняется тем, что именно групповая форма организации обучения в наибольшей мере обеспечивает учет дифференцированных запросов студентов и благоприятно влияет на результаты их работы, т.к. в процессе учебной деятельности происходит активное сотрудничество обучаемых как с преподавателем, так и между собой, осуществляется обмен информацией, знаниями, опытом, что в свою очередь способствует развитию познавательных способностей студентов [4]. А как уже отмечалось ранее, развитие данных способностей составляет основу эффективного развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля.
Следующим этапом исследования педагогических условий, обеспечивающих развитие познавательных способностей студентов в ходе проведения практических занятий, должна стать оценка структуры педагогического взаимодействия преподавателя и студентов. Для ее проведения в качестве основных критериев оценивания должны быть взяты:
- характер и интенсивность общения участников образовательного процесса;
- применение технологий, форм и методов обучения (в т.ч. инновационных), способных обеспечить высокую эффективность образовательной деятельности;
- позитивность оценивания действий студентов и полученных ими результатов;
- наличие в аудитории психологической атмосферы, мотивирующей обучаемых к дальнейшей плодотворной деятельности;
- активность участников образовательного процесса;
- полилог;
- потребность и способность студентов к самоанализу.
Тщательно анализируя учебное занятие, необходимо по каждому из названных критериев выставить оценку от 0 до 10 баллов. Чем ближе она будет находиться к 10 баллам, тем более ярко выраженным будем положительное проявление указанного критерия и наоборот. Данные баллы выставляются в целом по группе, после чего определяется их среднее значение, которое и представляет основной интерес для проводимого исследования. В случае если полученный показатель находится в достаточно высоких пределах (от 7 баллов и выше), то педагогическое взаимодействие в процессе проведения практических занятий по определенной дисциплине в целом эффективно, а созданная в аудитории атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, взаимного уважения и поддержки способствует более полному раскрытию потенциала обучаемых.
Вместе с тем для получения более точных результатов оценивания можно провести дополнительно оценку психологической атмосферы в исследуемых группах во время практических занятий. Для этого целесообразно подобрать 8-10 характеристик, способных наиболее полно раскрыть сущность атмосферы в аудитории. Например, такими характеристиками могут быть взаимопонимание, взаимовыручка, заинтересованность, сотрудничество, дружелюбие и т.д. В дальнейшем их необходимо оценивать по 10-балльной шкале, выставляя баллы от 1 до 10 в зависимости от степени проявления оцениваемой характеристики. В случае если полученные показатели будут находиться в диапазоне, приближающемся к 80-100 баллам (верхним пределам установленной шкалы для 8-10 оцениваемых характеристик), психологическую атмосферу в аудитории можно считать оптимальной, благоприятствующей развитию познавательных способностей студентов и тем самым способствующей развитию их профессиональных компетенций. Если же диапазон, в котором может находиться полученный результат, близок к 8-10 баллам (нижнему пределу шкалы), то сложившуюся на занятиях атмосферу следует отнести к неудовлетворительной и срочно принимать меры по ее улучшению.
Одновременно с изучением положительных сторон проведения учебных занятий следует обращать внимание и на возможные отрицательные моменты. В частности, в начале занятий могут наблюдаться опоздания ряда студентов, что будет нарушать ход занятий, отвлекать внимание других студентов и преподавателя, вносить сумятицу в работу. Нередки ситуации, когда не все студенты в полной мере вовлечены в учебный процесс. Из-за неправильного формирования групп при выполнении групповых заданий кто-то может стремиться переложить часть своей работы на товарищей, к тому же часть обучаемых может проявлять высокую пассивность, слабо интересуясь тем, что происходит на занятии, да и в целом не интересуясь образовательной деятельностью.
В случае проявления данных недостатков возникает необходимость срочного пересмотра существующей практики организации учебных занятий и разработки дополнительного комплекса мер, направленных на вовлечение всех студентов в учебную деятельность и развитие их профессиональных компетенций через развитие познавательных способностей путем активизации познавательной деятельности и повышения познавательного интереса.
Оценив педагогические условия, воздействующие на уровень развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля, следует перейти к непосредственной оценке уровня их познавательных способностей, формирующих основу данных компетенций. Причем за основу проводимой оценки следует взять диагностику уровня познавательной активности студентов исследуемой группы. С этой целью необходимо выделить 5 уровней познавательной активности, формирующих соответствующие уровни познавательных способностей, а следовательно, и профессиональных компетенций обучаемых: низкий, средний, выше среднего, высокий и очень высокий. В качестве основных показателей, оцениваемых по каждому из студентов в отдельности, целесообразным будет взять:
- количество вопросов, задаваемых студентом в течение занятия по содержанию изучаемой темы;
- количество повторений изучаемого материла, после которых студент способен самостоятельно его воспроизвести;
- количество попыток, после которых студенту удается сделать правильные и хорошо обоснованные выводы;
- потребность в помощи со стороны для выполнения заданий и формулировки выводов;
- уровень инициативы, проявляемой студентом в процессе учебной деятельности;
- его активность в использовании дополнительной литературы, поиске дополнительной информации, консультировании с преподавателем и одногруппниками;
- умение работать в заданном темпе;
- умение выражать свое мнение и аргументированно оценивать ответы других студентов.
Результаты проведенной оценки оформляются в виде таблицы, в которой по каждому из перечисленных показателей указывается количество студентов, характеризующихся низким, средним, выше среднего, высоким и очень высоким уровнем его проявления. После этого все обучаемые распределяются в группы, каждая из которых соответствует определенному уровню познавательной активности студентов, предложенному ранее (низкому, среднему, выше среднего, высокому и очень высокому). Далее, исходя из количества студентов, включенных в ту или иную группу, определяется общий уровень познавательной активности, присущий студентам исследуемой группы. А это позволяет говорить уже об уровне развития их познавательных способностей, а, следовательно, и профессиональных компетенций. Ведь, как уже неоднократно отмечалось, уровень развития профессиональных компетенций будущих специалистов напрямую зависит от уровня развития их познавательных способностей, который во многом формируется в ходе активного осуществления ими познавательной деятельности.
Дальнейшие действия по развитию профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля зависят от результатов проведенной оценки. Но, как показывает практика, чаще всего низкий уровень познавательной активности студентов проявляется не из-за низкого уровня их изначального потенциала, а из-за отсутствия заинтересованности в результатах учебной деятельности. Поэтому в любой ситуации в качестве важнейших условий развития профессиональных компетенций обучаемых через развитие их познавательных способностей должны быть:
- психолого-педагогические аспекты организации учебного процесса;
- использование развивающих педагогических методик и инновационных методов обучения;
- применение современных цифровых и информационных технологий на практических, семинарских и лекционных занятиях, включая средства визуализации;
- организация научно-исследовательской деятельности студентов с применением новейших походов к ее осуществлению.
Непрерывное совершенствование выявленных условий позволит активизировать познавательный интерес обучаемых и стимулировать их познавательную активность, обеспечив тем самым интенсивное развитие их познавательных способностей в процессе овладения экономико-математическими знаниями и, как следствие, эффективное развитие их профессиональных компетенций.
Заключительным этапом оценки уровня развития исследуемых компетенций должна стать проверка их изменения в конце семестра после реализации комплекса предложенных мероприятий. С этой целью необходимо повторно оценить познавательную активность студентов, определив, как изменился состав сформированных ранее пяти групп обучаемых, характеризующихся низким, средним, выше среднего, высоким и очень высоким уровнем данной активности. Если студенты из группы с низкой и средней познавательной активностью перешли в группы более высокого уровня, то налицо результаты успешного педагогического воздействия и эффективного обучения. В случае если подобные изменения не наблюдались или не были существенными, целесообразность применяемых образовательных технологий должна быть тщательно пересмотрена.
Заключение. В целом предложенный подход к оценке уровня развития профессиональных компетенций студентов через оценку их познавательных способностей, являющихся следствием активной познавательной деятельности, даст возможность еще в период обучения успешно оценивать уровни исследуемых компетенций, что
позволит выработать эффективную систему управления процессом их развития и обеспечит высокое качество подготовки специалистов для различных отраслей и секторов национальной экономики.
Данный подход является универсальным и не требует учета специфики обучения студентов разных экономических специальностей или конкретизации в исследовании уровня развития отдельных видов профессиональных компетенций. Он позволяет получить общее представление об их развитии, что является вполне достаточным для определения генеральных направлений оптимизации образовательного процесса в рамках изучения определенных учебных дисциплин. К тому же его применение не сопряжено с какими-либо трудностями и не требует привлечения специалистов для проведения указанной оценки. Она вполне может быть проведена преподавателем во время учебных занятий и во многом предназначена для лучшего понимания им текущей ситуации и возможности организации правильной педагогической работы с конкретной учебной группой с учетом ее особенностей и потребностей.
Результаты проведенной с помощью предложенного подхода оценки могут стать прочной основой для более глубокого исследования процесса формирования у обучаемых профессиональных компетенций и выработки действенных мер по их дальнейшему развитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баданина Л. П. Диагностика и развитие познавательных процессов. - М.: ФЛИНТА: МПСИ, 2012. - 264 с.
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000. - 386 с.
3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
4. Молохович М. В. Влияние различных форм обучения на развитие познавательных способностей студентов экономических специальностей // Инновационные технологии и образование: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Минск (28 апр. 2022 г.). - Минск, 2022. - Ч. 1. - С. 98-102.
5. Молохович М. В. Повышение познавательного интереса студентов экономических специальностей к учебной деятельности // Перспективы развития высшей школы: материалы XV Междунар. науч.-метод. конф. / Гродно (5 мая 2022 г.). -Гродно, 2022. - С. 64-67.
6. Молохович М. В. Развитие познавательных способностей студентов экономических специальностей: способы и средства // Высшая школа: проблемы и перспективы: сб. материалов XIV Междунар. науч.-метод. конф. / Минск (29 нояб. 2019 г.). - Минск, 2019. - C. 150-153.
7. Молохович М. В. Совершенствование методологических основ развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей: авторский подход // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е. Пед. науки. - 2023. - № 2. -С. 6-11.
8. Озеров В. П., Соловьева О. В. Диагностика и формирование познавательных способностей учащихся. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. - 112 с.
9. Остыловская О. А., Манушкина М. М., Шестаков В. Н. Профессиональные компетенции: структура, состав, особенности формирования: учеб. пособие. - Красноярск: Изд-во СФУ, 2020. - 62 с.
10. Фергюсон Дж. Практическое пособие по развитию компетенций. - М.: Карьера Пресс, 2022. - 640 с.
11. Формирование универсальных компетенций и гибких навыков: учеб.-метод. пособие / сост. В. А. Хриптович. - Минск: РИВШ, 2023. - 192 с.
12. Чуланова О. Л. Компетентностный подход в управлении персоналом: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 368 с.
13. Чуланова О. Л. Управление компетенциями персонала: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 232 с.
14. Шадриков В. Д. Способности человека. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 288 с.
Поступила 01.07.2024
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES: A UNIVERSAL APPROACH
M. MALAKHOVICH (Belarus State University, Minsk)
The article is devoted to the study of the process of assessing the level of development of professional competencies of future economic specialists. The main difficulties of implementing this process during the training of students of economic specialties in higher education institutions are identified. Options for solving the identified problems are proposed. The most appropriate approach to conducting an effective assessment of the level of development of students' professional competencies in the process of their education is substantiated, which is universal and quite simple to use. The use of this approach in the practice of training specialists for various sectors of the national economy will allow us to obtain a general idea of the level of development of the studied competencies among students at different stages of their training, which in turn will allow us to correctly select technologies, methods and methods of their training and timely make the necessary adjustments to the educational process.
Keywords: higher education, economic specialties, economic specialists, professional competencies, assessment of the level of development, tools, universal approach, efficiency.