Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10» В Г. ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ)'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10» В Г. ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
21
4
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожарная безопасность / массовое пребывание людей / эвакуация / fire safety / mass people stay / evacuation

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Романова Д. В.

Проведен анализ уровня пожарной безопасности МБОУ «Средняя школа № 10» в г. Петропавловск-Камчатский, рассмотрены основные требования пожарной безопасности, выполняемые в образовательных учреждениях представлена оперативно-тактическая характеристика рассматриваемого объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Романова Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF FIRE SAFETY LEVEL OF SCHOOL BUILDING (USING EXAMPLE OF SECONDARY SCHOOL №10 IN PETROPAVLOVSK-KAMCHATSKY)

The analysis of the fire safety level of MBOU "Secondary school No. 10" in Petropavlovsk-Kamchatsky is carried out, the basic requirements of fire safety performed in educational institutions are considered, the operational and tactical characteristics of the object under consideration are presented.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10» В Г. ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ)»

УДК 614.84

Романова Д.В.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ

ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10» В Г. ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ)

Аннотация: проведен анализ уровня пожарной безопасности МБОУ «Средняя школа № 10» в г. Петропавловск-Камчатский, рассмотрены основные требования пожарной безопасности, выполняемые в образовательных учреждениях представлена оперативно-тактическая характеристика рассматриваемого объекта.

Ключевые слова: пожарная безопасность, массовое пребывание людей, эвакуация.

Пожары в любые времена являлись серьезной угрозой не только для окружающей среды, но и для людей. В особую категорию риска входят как школы, детские сады и иные образовательные учреждения, так как возникновение пожаров на их территории является критической опасностью для находящихся там людей [1].

Согласно статистической информации смертельные случаи и травмы происходят на территории образовательных учреждений чаще всего по причине пожаров. Пожарная нагрузка обусловлена большим сосредоточением учащихся в ограниченном пространстве, а также доступностью на территории школ различного рода горючих материалов, в частности, учебники и иная бумажная документация, деревянная мебель, различного типа химические соединения, предназначенные для образовательной деятельности.

Основываясь на данных особенностях рассматриваемых объектов следует уделять пристальное внимание уровню пожарной безопасности

образовательных учреждений и соблюдение требований и правил пожарной безопасности, так как, к, сожалению, они зачастую нарушаются, что приводит к печальным последствиям.

Руководящему составу рассматриваемых объектов следует уделять особое внимание обучению персонала правилам пожарной безопасности, в особенности в случае эвакуации [2-3], так как большая часть эвакуируемых это дети.

Проведем анализ противопожарной безопасности МБОУ «Средняя школа» № 10 в г. Петропавловск-Камчатский. Школа находится по адресу: ул. Садовая, 6а.

План-схема объекта на местности Приложение № 3

Рисунок 1. План-схема объекта на местности.

Стоит обратить внимание, что в здании школы в дневное время может находиться до 551 человека, большая часть из которых это дети. Здание школы построено в 1968 году, поэтому требует более пристальное внимание на проверку надлежащего состояния, как конструкции здания, так и внутреннего состояния помещений школы.

Рассматриваемый объект защиты имеет II степень огнестойкости, общей площадью 2382,8 м2.

Внутренняя планировка школы коридорного типа. Состоит из двух блоков (А, Б) отделенных друг от друга деформационными швами.

Здание школы - состоит из двух блоков, блок «А» трёхэтажный, блок «Б» двухэтажный, имеются 2 лестничные клетки, с торцов здания. Лестничные клетки выполнены элементами «площадка - марш - площадка».

Рассмотрим подробнее конструктивные особенности двух блоков школы. Итак, у блоков школы «А» и «Б»: фундамент - бетонный ленточный, наружные и внутренние капитальные стены - панельные бетонные, перегородки - железобетонные, междуэтажные перекрытия выполнены из сборных железобетонных плит, кровля - деревянная опалубка, покрытая металлочерепицей, полы - дощатые на лагах, обитые ДВП и линолеумом, внутренняя отделка - побелка, покраска, обои, линолеум.

Электроснабжение здания: ВРУ - 0,4 кВ здание школы запитано от ТП-25. От вводного устройства получают электропитание РЩ - 0,4 кВ столовой, этажные распределительные щиты, от которых получают питание электроприемники. Распределительные щиты укомплектованы предохранителями, щиты освещения укомплектованы автоматическими выключателями. Электроустановок выше 1000В нет. Центральная электрощитовая находится на 1 этаже между мастерскими.

Отопление школы- центральное, водяное.

Вентиляция - вытяжная канальная с естественным побуждением. Из кухни и уборных помещений с механическим побуждением. При этом решетки на окнах только на первом этаже, но не на всех кабинетах. По периметру здания имеются электрические фонари для освещения в ночное время.

Пожарная нагрузка на территории «Средняя школа» № 10 представлена основными помещениями объекта, которыми являются учебные классы, кабинеты, мастерские по обработке металла и дерева, спортивный зал с

подсобными помещениями для хранения спортивного инвентаря, столовая, библиотека, книгохранилище.

Наиболее пожароопасными помещениями на территории рассматриваемого объекта являются:

- библиотека, расположенная на первом этаже школы, пожарная нагрузка помещения составляет 30 - 50 кг/м2,

- спортзал, расположенный на втором этаже школы, имеющий два выхода, пожарная нагрузка помещения спортзала составляет 40-50 кг/ м2,

- столярная и слесарная мастерские, расположенные на первом этаже школы, пожарная нагрузка составляет 250 кг/ м2,

- кабинет информатики, расположенный на втором этаже школы. Источником зажигания могут служить неисправность электрической сети, а также самой вычислительной техники (в кабинете 12 компьютеров). Пожарная нагрузка кабинета информатики- незначительная.

Здание школы оснащено автоматической противопожарной сигнализацией, по всем кабинетам и коридорам размещены дымовые извещатели, шлейфы от которых выведены на прибор приемно-контрольный охранно-пожарный «Стрелец», который находится на месте круглосуточного дежурства охраны школы. Прибор приемно-контрольный охранно-пожарный модель «Стрелец» предназначен для контроля программируемых шлейфов пожарной и охранной сигнализации с пожарными и охранными извещателями и формирования электрических сигналов на встроенные и внешние устройства световой и звуковой сигнализации и на пульт централизованного наблюдения [4-5].

Системы телевизионного наблюдения, автоматического и водяного пожаротушения, а также противодымной защиты в школе отсутствуют.

Для целей внутреннего пожаротушения имеется система внутреннего противопожарного водопровода диаметром 51 мм, давление в сети 4 - 6 атм., водоотдача сети - 4 л/с. Общее количество пожарных кранов 9, по 3 на каждом этаже.

При тушении пожара целесообразно использовать систему наружного водоснабжения, которая представляет собой кольцевую сеть диаметром 100 -300 мм с давлением 4 атм., и водоотдачей 30 - 205 л/с.

Здание школы имеет 4 эвакуационных выхода: 1 - центральный, по 1 с торцов блока «А», 1 - из столовой.

Обрушение строительных конструкций или возникновение критических деформаций на территории Средней школы «10» может наступить вследствие потери несущей способности межэтажных перекрытий при продолжительном воздействии высокой температуры.

Возможными зонами задымления в случае возникновения пожара будут являться учебные классы, кабинеты, коридоры, лестничные клетки и пути эвакуации.

Таким образом, исходя из оперативно-тактической характеристики объекта и реальной обстановки его состояния возможными местами возникновения пожара являются: классные аудитории, кабинеты, подсобные и складские помещения.

Возникновению пожара может способствовать нарушение правил эксплуатации с электроприборами, а также неосторожное обращение с огнем. Вследствие горения может создаваться сильное задымление коридоров, смежных помещений, которое будет угрожать жизни учащихся и персонала. При этом, стоит заметить, что сильное тепловое воздействие возможно на путях эвакуации примыкающих к горящим помещениям, поэтому грамотная работа персонала в случае пожара имеет крайне высокое значение по спасению учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

2. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-Ф3 (последняя редакция);

3. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

4. СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

5. СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

Romanova D.V.

St. Petersburg University of Ministry of Emergency Situations of Russia

named after E.N. Zinichev (St. Petersburg, Russia)

ASSESSMENT OF FIRE SAFETY LEVEL OF SCHOOL BUILDING (USING EXAMPLE OF SECONDARY SCHOOL No. 10 IN PETROPAVLOVSK-KAMCHATSKY)

Abstract: the analysis of the fire safety level of MBOU "Secondary school No. 10" in Petropavlovsk-Kamchatsky is carried out, the basic requirements of fire safety performed in educational institutions are considered, the operational and tactical characteristics of the object under consideration are presented.

Keywords: fire safety, mass people stay, evacuation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.