Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / СТЕПЕНЬ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ / ТИП КУРИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тараканова Марина Евгеньевна, Кряклина Анна Александровна, Митенкова Любовь Вячеславовна, Халилова Лилия Ирековна

В статье представлено исследование, целью которого явилось проблема табачной зависимости среди студентов Санкт-Петербургских медицинских вузов. Сбор и обработка статистического материала позволили выяснить соотношение курящих и не курящих в студенческой среде. Проведенные исследования позволили выявить соотношения студентов, не употребляющих и курящих сигареты, во время обучения в школе. На основе анкетирования с использованием теста К. Фагерстрема (оценка степени никотиновой зависимости) и анкеты Д. Хорна определена степень никотиновой зависимости и оценка типа курительного поведения. Полученные результаты по итогам работы свидетельствуют о возможности воздействия на прекращения привязанности к табакокурению в школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тараканова Марина Евгеньевна, Кряклина Анна Александровна, Митенкова Любовь Вячеславовна, Халилова Лилия Ирековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF DEGREE OF THE NICOTINE DEPENDENCE AMONG STUDENTS

The article aims to present the study about nicotine dependence among students of St. Petersburg medical universities. The collection and processing of statistical material made it possible to find out the ratio of smokers and non-smokers in the student environment. Studies have revealed the ratios of students who do not smoke and smoke cigarettes during school. Based on the questionnaire using the K. Fagerstrom test (assessment of the degree of nicotine dependence) and the D. Horn questionnaire, the degree of nicotine dependence and the assessment of the type of smoking behavior were determined. The results of the work show the possibility of affecting the cessation of tobacco use at school age.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 159.9.072

ОЦЕНКА УРОВНЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

Марина Евгеньевна Тараканова, директор, Центр физической культуры и здоровья, Анна Александровна Кряклина, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет; Любовь Вячеславовна Митен-кова, кандидат педагогических наук, доцент, Лилия Ирековна Халилова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Государственный педиатрический

университет

Аннотация

В статье представлено исследование, целью которого явилось проблема табачной зависимости среди студентов Санкт-Петербургских медицинских вузов. Сбор и обработка статистического материала позволили выяснить соотношение курящих и не курящих в студенческой среде. Проведенные исследования позволили выявить соотношения студентов, не употребляющих и курящих сигареты, во время обучения в школе. На основе анкетирования с использованием теста К. Фа-герстрема (оценка степени никотиновой зависимости) и анкеты Д. Хорна определена степень никотиновой зависимости и оценка типа курительного поведения. Полученные результаты по итогам работы свидетельствуют о возможности воздействия на прекращения привязанности к табакокурению в школьном возрасте.

Ключевые слова: школьники, студенты, степень никотиновой зависимости, тип курительного поведения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p590-593

ASSESSMENT OF DEGREE OF THE NICOTINE DEPENDENCE AMONG

STUDENTS

Marina Evgenievna Tarakanova, the director, Center for Physical Culture and Health, Anna Alexandrovna Kryaklina, the senior teacher, St. Petersburg State University of Chemistry and Pharmacy, Lyubov Vyacheslavovna Mitenkova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lilia Irekovna Khalilova, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg State

Pediatric Medical University

Abstract

The article aims to present the study about nicotine dependence among students of St. Petersburg medical universities. The collection and processing of statistical material made it possible to find out the ratio of smokers and non-smokers in the student environment. Studies have revealed the ratios of students who do not smoke and smoke cigarettes during school. Based on the questionnaire using the K. Fager-strom test (assessment of the degree of nicotine dependence) and the D. Horn questionnaire, the degree of nicotine dependence and the assessment of the type of smoking behavior were determined. The results of the work show the possibility of affecting the cessation of tobacco use at school age.

Keywords: pupil, students, stages of nicotine dependence, type of smoking behavior.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из направлений развития современного общества является формирование индустрии здоровья. Характерным признаком индустрии здоровья является дифференциация на подсистемы восстановления (здравоохранение) и сбережения (физическая культура) здоровья [4].

Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Поведение человека напрямую зависит от поведения, которое является проявлением определенного образа жизни и закладывается в школьные годы [3, 5, 6].

По статистике наша страна стоит на первом месте по количеству выкуриваемых сигарет в день на душу населения, и стабильно входит в топ-10 наиболее курящих стран. Табачная зависимость - вид зависимости, спровоцированное употреблением никотина, что является хронической рецидивирующей болезнью.

На сегодняшний день подростки и молодежь активно включаются в практику табакокурения, среди подрастающего поколения много активных курильщиков [1, 2]. По результатам опроса (п=600), проведенного сотрудниками Отдела социологических исследований среди старшеклассников и учащихся колледжей и техникумов Санкт-Петербурга 35,1% курят в настоящее время, а 16,2% курили в прошлом. Таким образом, опыт табакокурения имеют половина опрошенных респондентов, а именно 51,3%.

Целью настоящего исследования стало изучение особенностей приобщения к табакокурению в школьном возрасте. В эксперименте принимали участие студенты обучающихся на I курсе Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ) и Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ).

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для исследования на кафедрах физической культуры было проведено анкетирование студентов с использованием теста К. Фагерстрема (оценка степени никотиновой зависимости) и анкеты Д. Хорна (оценка типа курительного поведения). В опросе участвовали обучающиеся СПбГПМУ (п=545) и СПХФУ (п=682).

Теоретический и статистический анализ результатов исследования осуществлялся в несколько этапов:

- выявление в % соотношения студентов, не употребляющих и курящих сигареты, во время обучения в школе;

- выявление степени никотиновой зависимости и оценки типа курительного поведения.

На основе опроса студентов о потреблении табака в школе было выделено количество куривших регулярно, редко (1-2 раза в неделю) и некурящих.

Таблица - ^ Результаты опроса о потреблении табака

ВУЗ Кол-во опрошенных Кол-во курящих регулярно Кол-во курящих изредка Кол-во некурящих

ХИМФАРМ 682 267 187 374

СПбГПМУ 545 192 116 237

В данном обследовании была сделана выборка регулярно курящих студентов (п=459), среди этой категории было продолжено дальнейшее исследование.

Распределение типов «курительного поведения» по анкете Д. Хорни показало, что наибольшим оказался удельный вес типа курительного поведение, «поддержка» (31%). Такие учащиеся относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение, используемому для того, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом или разобраться с неприятной ситуацией.

Тип курительного поведения «расслабление», выявленный у опрошенных, указывает на стремление получить удовольствие от курения, почувствовать себя комфортнее составил (28%).

По анкетированию у 17% студентов превалирует тип курительного поведения, названного «рефлексом», что свидетельствует об уже имеющейся выраженной физиологической зависимости от табака. Курильщики такого типа не только не осознают психологических причин своего курения, но зачастую не замечают, сколько в день выкуривают сигарет.

Группе студентов, для которых преобладающим типом курительного поведения является потребность «манипулировать сигаретой» (15%) нравятся все манипуляции, связанные с процессом курения.

На 5-м по распространенности у учащихся типа курительного поведения «жажда», означающую физическую привязанность к табаку, когда снижается концентрация никотина в крови, и курит в любой ситуации, вопреки запретам.

Вчерашние школьники, отличающиеся типом курительного поведения «желание получить стимулирующий эффект от курения» (8%) убеждены, что сигарета обладает тонизирующим действием, бодрит, снимает усталость.

ВЫВОДЫ

Таким образом, изначальная привязанность к табакокурению возникает в школьном возрасте. причиной является не возможность справиться со стрессовыми ситуациями, с потребностью в сохранении ощущения психологического комфорта и нервно-эмоционального напряжения. Большинство респондентов курят, в первую очередь, в ситуациях волнения и эмоционального напряжения, постоянного дискомфорта в жизненных ситуациях.

Физиологическая составляющая и физическая привязанность к табакокурению не является ведущей, что означает возможность воздействия на прекращения привязанности к табакокурению в школьном возрасте.

Таким образом, наблюдая динамику в части отношения школьников к табакокурению, необходимо доводить информацию о законодательных ограничениях, о влияния курения на здоровье человека, о приобщении к здоровому образу жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Халилова Л.И. Структура и содержание учебных занятий по физической культуре со студентами педиатрического университета / Л.И. Халилова, Л.В. Митенкова, Т.В. Бушма // Здоровье

- основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. сборник научных трудов международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2018. - Т. 13, часть 3.- С. 1194-1202.

2. Халилова Л.И. Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля/ Л.И. Халилова, Л.В. Митенкова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - Т .2. - № 3. -С. 7-10.

3. Тараканова М.Е. Исследование уровня развития физической составляющей здоровья студентов медицинских вузов / М.Е. Тараканова, Л.И. Халилова, И.В. Склярова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 11. (201). - С.456-459.

4. Социально-гуманитарные аспекты развития физической культуры / Л. М. Волкова, Л. В. Митенкова, М.Е. Тараканова, А.А. Кряклина // «Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма» : XI научно-практическая конференция. - Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2021. - С.102-107.

5. Мальцева Л.А. Факторы определяющие потребность учащихся в здоровом образе жизни / Л.А. Мальцева, Н.Ю. Харитонова, А.А. Кряклина // Здоровье и образование. Материалы XV региональной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 72-75.

6. Чистяков, В.А. Классический факторный анализ - область применимости в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 2019. - № 3 (169). - С. 381- 384.

REFERENCES

1. Khalilova, L.I., Mitenkova, L.V. and Byshma T.V. (2018), "The structure and content of academic classes in physical culture with students of the pediatric university", Health is the basis of human potential: the proceedings of the international scientific conference, St. Petersburg, Vol. 13, part 3, pp. 1194-1202.

2. Khalilova, L.I. and Mitenkova, L.V. (2017), "Individualization of physical activity regimes based on self-control", Physical culture. Sports. Tourism. Motor recreation, No.3 Vol. 2, pp.7-10.

3. Tarakanova, M. E., Halilova, L. I. and Sklyarova, I. V. (2021), "Study of the level of development of the physical component of health of medical university students", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 11. (201), pp. 456-459.

4. Volkova, L.M., Mitenkova, L.V., Tarakanova, M.E. and. Kryaklina, A.A. (2021), "Socio-humanitarian aspects of the development of physical culture", "Promising directions in the field of physi-

cal culture, sports and tourism", XI scientific and practical conference, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, pp.102-107.

5. Maltseva, L.A., Kharitonova, N.Yu. and Kryaklina, A.A. (2018), "Factors determining the need of students for a healthy lifestyle", Health and education. Materials of the XV Regional Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp.72-75.

6. Chistyakov, V.A. (2019), "Classical factor analysis - the field of applicability in psychological and pedagogical research", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp.381-384.

Контактная информация: lmitenkova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2022

УДК 159.9.072.43

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ДИАГНОСТИКИ ЖЕНСКОЙ КОМАНДЫ ПО

ГИМНАСТИКЕ

Марина Евгеньевна Тараканова, старший преподаватель Санкт-петербургский химико-фармацевтический университет, Ирина Вячеславовна Склярова, кандидат химических

наук, доцент, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова; Лилия Ирековна Халилова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Юрьевна Харитонова, старший преподаватель, Лариса Владимировна Мальцева, старший преподаватель, Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет

Аннотация

Авторы раскрывают применение актуального на сегодняшний день социометрического метода (контент-анализ) для выявления типов социального поведения спортсменов в условиях групповой деятельности и социально-психологической совместимости членов конкретных групп на примере сборной команды по аэробной гимнастике. Данное направление исследования - социометрическая методика - позволяет выявить и решить проблемы межличностного общения при организации совместной спортивной деятельности, при сплочении занимающихся и организации их взаимоотношений, при предупреждении или прекращении конфликтов между партнерами, установление контакта новых членов сборной команды с «ветеранами», улучшения общения команды в целом. В данной статье приведена модель проведения процедуры социометрического исследования, включающей этапы проведения исследования и обработки полученных результатов в табличном, индексологическом и графическом видах.

Ключевые слова: аэробная гимнастика, социометрический метод, социометрия, социо-грамма, социометрическая матрица, групповая совместимость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p593-597

CONTENT ANALYSIS OF THE DIAGNOSIS OF THE WOMEN'S GYMNASTICS

TEAM

Marina Evgenievna Tarakanova, the senior teacher, St. Petersburg Chemical and Pharmaceutical University; Irina Vyacheslavovna Sklyarova, the candidate of chemical sciences, docent, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov; Liliya Irekovna Khalilo-va, the candidate of pedagogical sciences, docent, Natalya Yuryevna Kharitonova, the senior teacher, Larisa Vladimirovna Maltseva, the senior teacher, St. Petersburg Chemical and

Pharmaceutical University

Abstract

The authors reveal the use of the current sociometric method to identify the types of social behavior of athletes in-group activities and the socio-psychological compatibility of members of specific groups on the example of the aerobic gymnastics team. This area of research - a sociometric technique - allows you to identify and solve the problems of interpersonal communication in organizing joint sports activities,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.