Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

ОЦЕНКА УРОВНЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / РЫНОК ТРУДА / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряшов Александр Анатольевич

Развитие экономики в условиях глобального рынка и высокой конкуренции невозможно без систематической трансформации компаний под постоянно меняющиеся требования потребителя через внедрение передовых производственных технологий и вывод на рынок инновационных продуктов. Ключевым элементом таких преобразований является наличие высококвалифицированных кадров, способных своевременно реагировать на требования рынка, определять приоритеты развития и разрабатывать новые модели и продукты для целевого потребителя. Проведенное исследование кадрового обеспечения молодыми специалистами инновационной экономики Приволжского федерального округа дает представление о среднесрочном потенциале рынка труда, фокусирует внимание на сокращении количества выпускников инженерно-технических специальностей к 2024 году. Полученные научные результаты могут быть полезны для региональных органов власти, коммерческих организаций, высших учебных заведений и использованы для формирования кадровой политики компаний различных сфер деятельности, совершенствования молодежной политики регионов, разработки моделей профориентационной деятельности вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудряшов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF STAFFING NEEDS FOR YOUNG SPECIALISTS IN THE THE VOLGA FEDERAL DISTRICT INNOVATIVE ECONOMY

Economic development amidst the global market and high competition is impossible without the systematic transformation of companies under the ever-changing consumer's requirements through the introduction of advanced technologies and innovative products to the market. A key element of such transformations is the availability of highly qualified personnel capable of responding to market demands in a timely manner, determining development priorities and new models and products for the target consumer. The author has conducted research of staffing needs for young specialists in the Volga Federal District innovative economy. The research results give an idea of the medium-term potential of the labour market. Priority attention is paid to reducing the number of graduates of engineering and technical specialties by 2024. The obtained scientific results can be useful for regional authorities, commercial organizations, higher educational institutions and used to form the personnel policy of companies in various fields of activity, improve the youth policy of regions, develop models of career guidance activities of universities.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 8 • Номер 11 • Ноябрь 2021

ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

t>

Первое

экономическое издательство

оценка уровня кадрового обеспечения молодыми специалистами инновационной экономики приволжского федерального округа

Кудряшов А.А. 1

1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Развитие экономики в условиях глобального рынка и высокой конкуренции невозможно без систематической трансформации компаний под постоянно меняющиеся требования потребителя через внедрение передовых производственных технологий и вывод на рынок инновационных продуктов. Ключевым элементом таких преобразований является наличие высококвалифицированных кадров, способных своевременно реагировать на требования рынка, определять приоритеты развития и разрабатывать новые модели и продукты для целевого потребителя. Проведенное исследование кадрового обеспечения молодыми специалистами инновационной экономики Приволжского федерального округа дает представление о среднесрочном потенциале рынка труда, фокусирует внимание на сокращении количества выпускников инженерно-технических специальностей к 2024 году. Полученные научные результаты могут быть полезны для региональных органов власти, коммерческих организаций, высших учебных заведений и использованы для формирования кадровой политики компаний различных сфер деятельности, совершенствования молодежной политики регионов, разработки моделей профориентационной деятельности вузов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная экономика, квалифицированные кадры, рынок труда, молодые специалисты

Assessment of staffing needs for young specialists in the the Volga Federal District innovative economy

Kudryashov A.A. 1

1 Volga State University of Telecommunication and Informatics, Russia

Введение

Ключевыми составляющими развития национальной технологической системы в настоящее время являются четыре ключевых аспекта - это средства производства, инфраструктура, кадры и инвестиции. При этом важным фактором является наличие высококвалифицированной рабочей силы, которая определяет восприимчивость региона к технологическим инновациям, введению новых и развитию существующих промышленных объектов, приживаемость современных технологий, привносимых извне, а также возможность адаптироваться к ним.

В свою очередь, недостаток квалифицированных специалистов формирует новые подходы к управлению персоналом, требует от организаций своевременных шагов по выработке стратегий поведения на рынке труда. В этой связи, особенно актуальным является вопрос оценки обеспеченности квалифицированными молодыми специалистами предприятий ПФО.

Различные аспекты оценки кадрового потенциала для инновационной экономики рассматривались в работах Устаева Р.М., Ребий А.П. [1, с. 115-120] (Ustaev, Rebiy, 2017, р. 115-120), Мисинева И.А. [2, с. 208-212] (Misineva, 2017, р. 208-212), Костенькова Т.А., Трубицына Н.С. [3, с. 469-478] (Kostenkova, Trubitsyna, 2019, р. 469-478), Шпилева А.А., Быкова О.Н. [4, с. 177-184] (Shpileva, Bykova, 2020, р. 177-184), Потуданской В.Ф., Боровских Н.В., Кипервар Е.А. [5, с. 735-744] (Potudanskaya, Borovskikh, Kipervar, 2018, р. 735-744), Пищулина В.Н. [6, с. 1515-1524] (Pishchulin, 2019, р. 1515-1524), Кизиль Е.В. [7, с. 277-290] (Kizil, 2020, р. 277-290) и других авторов.

Целью исследования является оценка уровня обеспеченности инновационной экономики Приволжского федерального округа молодыми квалифицированными специалистами.

Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости корректировки стратегий развития организаций регионов Приволжского федерального

ABSTRACT:_

Economic development amidst the global market and high competition is impossible without the systematic transformation of companies under the ever-changing consumer's requirements through the introduction of advanced technologies and innovative products to the market. A key element of such transformations is the availability of highly qualified personnel capable of responding to market demands in a timely manner, determining development priorities and new models and products for the target consumer. The author has conducted research of staffing needs for young specialists in the Volga Federal District innovative economy. The research results give an idea of the medium-term potential of the labour market. Priority attention is paid to reducing the number of graduates of engineering and technical specialties by 2024. The obtained scientific results can be useful for regional authorities, commercial organizations, higher educational institutions and used to form the personnel policy of companies in various fields of activity, improve the youth policy of regions, develop models of career guidance activities of universities.

KEYWORDS: innovative economy, qualified personnel, labour market, young specialists

JEL classification: J21, J23, J44, o31 Received: 16.11.2021 / published: 30.11.2021

I© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Kudryashov A.A. (kudriachov0mai1.ru)

CITATION:_

Kudryashov A.A. (2021) Otsenka urovnya kadrovogo obespecheniya molodymi spetsialistami innovat-sionnoy ekonomiki Privolzhskogo federalnogo okruga [Assessment of staffing needs for young specialists in the the Volga Federal District innovative economy]. Ekonomika truda. 8. (11). - 1343-1356. doi: 10.18334/et.8.11.113835

округа с учетом количественного сокращения молодых квалифицированных специалистов на рынке труда.

Авторская гипотеза предполагает стагнацию инновационного развития регионов Приволжского федерального округа к 2024 году в связи с недостаточным количеством молодых квалифицированных кадров.

Методология проводимого автором исследования базируется на общенаучных методах познания: анализе и синтезе, историческом и сравнительном методах, а также на математико-статистических и формально-логических методах изучения, системно-структурного анализа и диалектической логики. В основе методологии исследования лежат статистические данные, аналитические отчеты, труды ученых, посвященные проблемам кадрового обеспечения инновационной экономики.

ситуация на рынке труда приволжского федерального округа

В условиях формирования цифровой экономики наблюдается значительный рост инновационных процессов и продуктов в различных отраслях. Так, согласно данным исследования специалистов Высшей школы экономики, проведенного в 2021 году [8], 67,3% организаций имели продуктовые инновации, 62,6% организации имели процессные инновации, из них к наиболее популярным можно отнести:

• новые или усовершенствованные методы обработки и передачи информации, общие для организации (27,9%);

• новые или усовершенствованные методы производства и разработки товаров и услуг, ведения и разработки сельскохозяйственного производства (25,1%);

• новые или усовершенствованные методы ведения бизнеса, корпоративного управления, бухгалтерского и финансового учета (23,0%).

Лидирующие позиции по уровню инновационной активности регионов (табл. 1) занимает Приволжский федеральный округ (ПФО).

Вместе с тем одним из важных факторов, препятствующих инновационной деятельности, является недостаток квалифицированного персонала, стоящий в одном ряду с недостатком кредитов или прямых инвестиций. «Дефицит кадров во многих отраслях российской экономики может привести к возникновению инфляционной спирали», - отмечается в материалах департамента исследований и прогнозирования Центрального банка Российской Федерации. Это подтверждается и данными, представленными в таблице 2, согласно которым наблюдается значительное увеличение

ОБ АВТОРЕ:_

Кудряшов Александр Анатольевич, доцент кафедры цифровой экономики, кандидат экономических наук (kudriachov0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кудряшов А.А. Оценка уровня кадрового обеспечения молодыми специалистами инновационной экономики Приволжского федерального округа // Экономика труда. - 2021. - Том 8. - № 11. - С. 13431356. doi: 10.18334М.8.11.113835

количества вакансий и средней предлагаемой заработной платы в различных отраслях экономики при ограниченном количестве соискателей.

Таблица 1

уровень инновационной активности регионов в 2019 г.

Административно-территориальная единица проценты

Приволжский федеральный округ 11,6

Центральный федеральный округ 10,8

Северо-Западный федеральный округ 10,1

Уральский федеральный округ 9,3

Сибирский федеральный округ 7,5

Южный федеральный округ 7,5

Дальневосточный федеральный округ 6,0

Северо-Кавказский федеральный округ 1,7

Источник: составлено автором по материалам [8].

Таблица 2

параметры рынка труда пФо в 2021 г.

период динамика вакансий (% к аналогичному периоду предыдущего года) динамика резюме (% к аналогичному периоду предыдущего года) И.индекс предлагаемая зарплата (руб.)

Январь +29 +6 4,9 41131

Февраль +34 +5 4,8 40705

Март +38 +5 4,8 40698

Апрель +48 +6 4,7 40728

Май +63 +7 4,5 40854

Июнь +65 +6 4,3 40930

Июль +64 +5 4,2 41104

Август +31 +4 4,1 41154

Сентябрь +58 +3 4,0 41223

Источник: составлено автором по материалам [9].

Это связано в первую очередь с глобализацией экономики, в рамках которой постоянно растет уровень конкуренции на внутреннем и внешнем рынке. В борьбе за рыночную нишу компаниям необходимо оптимизировать внутренние бизнес-процессы, изменять технологии производства, формировать индивидуальную маркетинговую политику, совершенствовать конечный продукт или услугу под требования потребителя. Большую долю трансформации организаций занимает ИТ-отрасль, так как информационные технологии затрагивают деятельность всех отраслей. Именно в этой отрасли возникли значительные проблемы кадрового обеспечения, поскольку темпы ее развития беспрецедентны. Это отражается на динамике роста заработной

платы в сфере информационных технологий, в Москве за 2 года размеры заработной платы выросли на 39,5%, в среднем по стране зарплаты в отрасли практически вдвое превышают средний показатель. Впервые об этой проблеме заговорили в 2018 году с началом программы «Цифровая экономика», в том же году на международном форуме «Оренбуржье - сердце Евразии» представители отрасли обозначили проблему массового оттока в другие страны квалифицированных специалистов в течение 10 лет после окончания высшего учебного заведения.

С этого момента начали разрабатываться и реализовываться региональные программы в области переподготовки кадров для цифровой экономики. Однако это не только не решило проблему, но и привело к кадровым проблемам в других сферах экономики, в частности оттоку молодых специалистов из высших учебных заведений. Согласно исследованию Высшей школы экономики [10], половина всего профессорско-преподавательского состава вузов - старше 50 лет, при этом многие необходимые для преподавания и научной работы навыки, такие как знание иностранного языка, умение преподавать онлайн и работать с современным программным обеспечением, имеют именно молодые сотрудники.

Как следствие, более 50% соискателей на рынке труда ПФО составляют молодые люди в возрасте 25-35 лет, получившие высшее образование, что говорит о высших учебных заведениях как основных поставщиках квалифицированных кадров для региональных предприятий.

Несмотря на значительные многогранные формы работы с абитуриентами, расширение программ подготовки кадров для цифровой экономики, активное участие бизнеса в разработке образовательных программ, наблюдается значительное сокращение количества выпускников вузов.

Оценка обеспеченности квалифицированными кадрами регионов ПФО

Согласно региональным исследованиям, оценкам специалистов и статистическим отчетам, средняя ежегодная дополнительная кадровая потребность специалистов всех уровней (табл. 3) по шести субъектам ПФО составляет 186 085 человек. В восьми субъектах ПФО в официальных источниках не представлена оценка ежегодной кадровой потребности, что создает определенные трудности при формировании конкретных предложений в области кадровой политики для экономики региона. Кроме того, некоторые оценки не учитывают динамическое развитие региона, а отражают текущие кадровые потребности. Например, в Нижегородской области, согласно прогнозу потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений для Новгородской области [11], общая ежегодная кадровая потребность в специалистах составила около 3500 человек, а в инженерно-технических кадрах - 1300 человек при 13 000 учеников общеобразовательных учреждений, сдававших ЕГЭ. Вместе с тем доклад губернатора Нижегородской области на заседании по развитию цифровой среды при Совете Федерации подчеркивает, что главным сдерживающим фактором

развития ИТ-отрасли в регионе все-таки остается дефицит кадров [12], что вносит некоторую неопределенность в результаты оценки.

Таблица 3

Ежегодная потребность в кадрах на период 2021-2024 гг.

Субъект Ежегодная потребность в кадрах

Специальности высшего образования Специалисты среднего звена спо Квалифицированные рабочие, служащие СПО профессиональное образование не требуется

Ульяновская область 11500 7900 6000

Чувашская Республика 300 600 600

Республика Башкортостан 66700 14700 12900

Республика Татарстан 16380 9620

Самарская область 11411 7861 10130 8183

Нижний Новгород 150 1150

Итего 106441 41831 29630 8183

Источник: составлено автором по материалам [13-17].

310000 300000 290000 280000 270000 260000 250000 240000 230000

2022

2023

Рисунок 1. Количество человек в воарасте 18 лет ПФО Источник: составлено автором.

Рассматривая возможность обеспечения кадровой потребности регионов за счет молодых специалистов, необходимо обратить внимание на общее количество молодых людей в возрасте 18 лет, ежегодно пополняющих рынок труда. В данном исследовании не ассматривается факто миграции населения, ко орый близок к нулю в ПФО, и фактор естественного выбытия населения.

Таблица 4

Количество участников ЕГЭ в ПФО

Регион РФ 2020 г. 2021 г.

Общее количество участников ЕГЭ количество участников ЕГЭ по физике Общее количество участников ЕГЭ Количество участников ЕГЭ по физике

Нижегородская область 12113 5344 12992 1536

Самарская область 13696 4515 13829 4399

Кировская область 5293 1134 5268 4399

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Башкортостан 16605 4408 16652 3905

Республика Марий Эл 3016 1200 2849 721

Республика Мордовия 3294 768 1338 635

Оренбургская область 7288 2122 7291 2000

Пензенская область 4924 1240 5033 1159

Пермский край 10675 1897 10300 2300

Саратовская область 9353 2505 9994 2322

Республика Татарстан 15772 3873 16830 3371

Удмуртская Республика 7710 1597 6728 1425

Ульяновская область 3060 741 2831 1248

Чувашская Республика 5560 2366 4166 1612

Итого: 118359 33710 116101 31032

Источник: составлено автором по 18-28].

В 2020 году количество человек в возрасте 18 лет составляло 259 156 человек, что на 74 371 больше, чем кадровая потребность шести регионов с приведенными оценками, но этого количества вряд ли будет достаточно для остальных восьми регионов, входящих в состав ПФО. Стоит обратить внимание на период проведения исследования, в котором проводилась оценка ЬЬ.индекса (табл. 2), несмотря на рост количества молодежи в 2021 году на 8,8% к предыдущему году, наблюдается падение ЬЬ.индекса в целом по округу, что может означать более высокие темпы роста кадровой потребности. В последующие периоды данные представлены на рисунке 1, прирост по годам

составляет в 2022 году 4,4% к предыдущему периоду, в 2023 году - 1%, а в 2024 году -падение на 3%.

Таким образом, при сохранение текущих темпов роста кадровой потребности к 2024 году в Приволжском федеральном округе могут возникнуть серьезные проблемы кадрового обеспечения действующих предприятий. Это значительно ограничит возможности инновационного развития регионов, затруднит появление новых инновационных компаний и может привести к стагнации экономики.

Стоит обратить внимание на потребность регионов в квалифицированных специалистах, окончивших высшие учебные заведения, доля которых составляет 57,5% от общего количества (табл. 3), поскольку именно они являются основой инновационного развития предприятий, разрабатывают и выводят на рынок новые технологии и обеспечивают формирование «голубых океанов».

В настоящее время для большинства молодых людей единый государственный экзамен (ЕГЭ) является своеобразным допуском для получения специальности в высшем учебном заведении, в этой связи для оценки обеспеченности экономики округа квалифицированными специалистами использовались данные о результатах ЕГЭ, представленные в таблице 4.

На основании представленных данных в 2020 году доля выпускников, принимавших участие в ЕГЭ, составляла 46,2% в 2021 году, 39,5% от общего числа молодых людей в возрасте 18 лет, что свидетельствует о сокращении количества желающих получить высшее образование сразу после окончания школы. К сожалению, данный негативный тренд может продолжиться в ближайшей перспективе по ряду причин.

Во-первых, кадровые проблемы с учителями в общеобразовательных учреждениях, что отражается на качестве подготовки выпускников. Значительные проблемы наблюдаются в небольших городах и сельской местности в связи с невысоким уровнем заработных плат, слаборазвитой социальной инфраструктурой и недостаточным материально-техническим обеспечением.

Во-вторых, переход на дистанционное образование негативно отражается на уровне знаний школьников и, как следствие, снижает шансы получить достаточное количество баллов по результатам ЕГЭ. Данный вопрос регулярно обсуждается специалистами на разных уровнях, например [29, 30], но комплексное решение отсутствует, а последствия еще предстоит оценить.

В-третьих, снижается интерес к обучению в высших учебных заведениях в связи с тем, что компании вынуждены «латать» кадровые дыры, несмотря на уровень образования и спектр компетенций соискателя. Многие компании, наиболее явно это проявляется в отрасли инфокоммуникационных технологий, в связи с высокой стоимостью квалифицированных специалистов на рынке труда и их ограниченным количеством рассматривают студентов вузов 2-4 курсов инженерных специальностей, а также молодых людей с минимальным набором компетенций как источник кадрового обеспечения, готовы обучать и принимать их на работу без документа о присвоении соответствующей квалификации [31, 32] (Юуыскагву, ВвгЫпа, 2018).

В-четвертых, снижается уровень доходов населения, что сказывается на возможности финансового обеспечения молодых людей в период обучения. Согласно оценке Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян по итогам 2020 года сократились на 3,5% и отстают от уровня 2013 года на 10% [33].

В таком случае реализация программы по увеличению количества бюджетных мест в вузах играет второстепенную роль в подготовке квалифицированных специалистов и говорит о необходимости принятия комплексных мер по работе с общеобразовательными учреждениями.

Сопоставляя данные таблицы 3 о ежегодной потребности шести регионов в специалистах по специальностям высшего образования и данные таблицы 4 об общем количестве участников ЕГЭ, соотношение 118 359 к 116 101 свидетельствует об усугублении ситуации на рынке высококвалифицированных специалистов к 2024 году.

Область подготовки по инженерно-техническим специальностям является ключевой для появления и развития инноваций в регионах. Так как к наиболее перспективным направлениям относятся большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии, новые производственные технологии, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, технологии управления свойствами биологических объектов, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей, то основным предметом для поступления в вуз на такие специальности является физика.

Согласно данным таблицы 3, количество учеников школ, желающих получить компетенции в соответствующих областях, ежегодно сокращается, и в 2020 году составляло 33 710, а в 2021 году - 31 032 человека, при сокращении общего количества участников ЕГЭ на 2% количество участников ЕГЭ по физике сократилось на 8%. Зародившаяся с 2016 года тенденция сокращения количества выпускников по инженерно-техническим специальностям уже сейчас негативно отражается на инновационной деятельности организаций, ограничивает возможности внедрения новых технологий и социально-экономическое развитие регионов ПФО в целом. Если в настоящее время проблемы обеспеченности кадрами наиболее остро ощущаются в ИТ-отрасли, то к 2024 году этот вопрос будет стоять во всех сферах экономики.

Заключение

В результате проведенного исследования кадрового обеспечения инновационной деятельности в Приволжском федеральном округе можно сделать вывод о сложившейся сложной ситуации на рынке труда в период с 2022 г. по 2024 г.

Общая потребность регионов ПФО в кадрах практически в два раза превосходит количество молодых людей в возрасте 18 лет, выходящих на рынок труда. Это в первую очередь отразится на росте стоимости рабочей силы и, возможно, за этот счет позволит привлекать трудовые ресурсы из других стран, что необходимо учитывать при реализации стратегий социально-экономического развития регионов.

Более сложная ситуация наблюдается на рынке квалифицированных кадров, где потребности экономики в разы превосходят существующий потенциал регионов. Наиболее верным решением этой проблемы является оптимизация деятельности компаний для сокращения количества задействованного персонала в текущих процессах за счет внедрения цифровых технологий, робототехнических устройств и т.д. с последующим их привлечением в инновационные сферы деятельности. То есть основной акцент в стратегии развития организации должен быть направлен на подготовку и переподготовку персонала организации, а не на привлечение специалистов со стороны.

Количество подготавливаемых квалифицированных специалистов региона в технических науках сокращается с каждым годом, несмотря на реализацию программ кадрового обеспечения инновационной и цифровой экономики. Решение этой проблемы в срезе региона на ближайшую перспективу не представляется возможным в связи с широким спектром проблем, от обеспечения учителями общеобразовательных учреждений до создания «модных» специальностей, широко освещаемых в меди-апространстве. Однако многие компании уже сейчас решают этот вопрос посредством заключения договоров целевого обучения с выпускниками школ, что если не устранит, то облегчит вопрос кадрового голода для отдельных организаций к 2024 году.

Таким образом, уровень обеспеченности молодыми специалистами в регионах ПФО является крайне низким, особенно в области подготовки по инженерно-техническим специальностям, что является сдерживающим фактором инновационного развития, особенно высокотехнологичного сектора.

ИСТОЧНИКИ:

1. Устаев Р. М., Ребий А. П. Об управлении формированием и развитием кадрового инновационного потенциала в регионе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - № 2(59). - с. 115-120.

2. Мисинева И. А. Подходы к определению и оценке кадрового потенциала организации в условиях инновационной экономики // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. - 2017. - № 7. - с. 208-212.

3. Костенькова Т.А., Трубицына Н.С. Управление кадровым потенциалом промышленного комплекса региона в условиях инновационного развития // Лидерство и менеджмент. - 2019. - № 4. - с. 469-478. - doi: 10.18334/lim.6.4.41230.

4. Шпилева А.А., Быкова О.Н. Есть ли кадровый потенциал у российского предпринимательства? // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 2. - с. 177184. - doi: 10.18334/epp.10.2.100440.

5. Потуданская В.Ф., Боровских Н.В., Кипервар Е.А. Кадровый потенциал региона: сущность, факторы, проблемы формирования // Экономика труда. - 2018. - № 3. -с. 735-744. - doi: 10.18334/et.5.3.39252.

6. Пищулин В.Н. Региональный кадровый потенциал как базовый фактор развития инновационной экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - № 4. -с. 1515-1524. - doi: 10.18334/vinec. 9.4.41206.

7. Кизиль Е.В. Оценка инновационной составляющей потенциала развития региона // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - № 1. - с. 277-290. - doi: 10.18334/ vinec. 10.1.100414.

8. Индикаторы инновационной деятельности: 2021: статистический сборник. / Л. М. Гохберг, Г. А. Грачева, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 280 с.

9. Hh-индекс. Сравнение по профобластям. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.hh.ru/prof-comparison#dateFrom=1&dateTo=1®ion%5B% 5D=700007&profarea%5B%5D=all (дата обращения: 10.11.2021).

10. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Мониторинг экономики образования. [Электронный ресурс]. URL: https://www. hse.ru/data/2020/12/03/1354616421/release_13_2020.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

11. Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области. Прогноз потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений для Новгородской области. [Электронный ресурс]. URL: http://social. novreg.ru (дата обращения: 10.11.2021).

12. ИА «Время Н». Никитин: потребность региона в IT-специалистах превышает 3,6 тысячи человек ежегодно. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vremyan.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

13. Центр профессионального образования. Среднесрочный прогноз кадровых потребностей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cposo.ru/srednesrochnyj-prognoz-kadrovykh-potrebnostej (дата обращения: 12.11.2021).

14. Интерактивный портал Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области. Статистические отчеты. [Электронный ресурс]. URL: https://ulyanovsk-zan.ru/ (дата обращения: 11.11.2021).

15. Перлдов Н. А. Доклад «Анализ и прогноз потребности в кадрах для отраслей экономики Чувашской Республики на 2021-2024 гг.». [Электронный ресурс]. URL: https:// pandia.ru/text/86/031/92705.php (дата обращения: 10.11.2021).

16. Правительство Республики Башкортостан. Официальный сайт. Самые востребованные профессии на ближайшие три года. [Электронный ресурс]. URL: https:// pravitelstvorb.ru/ru/press-office/news.php?ELEMENT_ID=52104 (дата обращения: 01.11.2021).

17. Online-конференция с министром труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Эльмирой Зариповой. [Электронный ресурс]. URL: https://realnoevremya.ru/articles/209502-kak-v-mintruda-rt-budut-reshat-problemu-kadrovogo-goloda (дата обращения: 03.11.2021).

18. Результаты ЕГЭ 2020 года в Нижегородской области: статистические материалы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=56655 (дата обращения: 03.11.2021).

19. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Официальный сайт Рособрнадзора. [Электронный ресурс]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/ (дата обращения: 04.11.2021).

20. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году в Республике Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://rcoi02.ru/ wp-content/uploads/files/sao-11-respublika-bashkortostan.pdf (дата обращения: 04.11.2021).

21. ЕГЭ во время пандемии: как школьники Мордовии будут сдавать экзамены в 2020 году. [Электронный ресурс]. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/ index/232237628 (дата обращения: 07.11.2021).

22. Министерство образования Оренбургской области. В Оренбургской области подвели итоги ЕГЭ-2021. [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.orb.ru/presscenter/ news/16265/ (дата обращения: 02.11.2021).

23. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году в Пензенской области. [Электронный ресурс]. URL: http://rcoi58.ru/wp-content/ uploads/2021/09/glava-1.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

24. Статистико-аналитический отчет о результатах единого государственного экзамена в 2020 году в Пермском крае. [Электронный ресурс]. URL: https://minobr. permkrai.ru/upload/iblock/693/91e03yx9bkgs50btejy63xlokgpvv2xk.pdf (дата обращения: 12.11.2021).

25. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году в Саратовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://soiro64.ru/wp-content/ uploads/2021/08/statistiko-analiticheskij-otchet-o-rezultatah-gia-po-obrazovatelnym-programmam-srednego-obshhego-obrazovanija-v-2021g-v-saratovskoj-obl.pdf (дата обращения: 12.11.2021).

26. Министерство образования и науки республики Татарстан. Результаты единого государственного экзамена в республике Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: http://rcmko.ru/wp-content/uploads/2020/10/EGE-versiya-dlya-sajta.pdf (дата обращения: 13.11.2021).

27. Статистико-аналитический отчет о результатах единого государственного экзамена в 2020 году в Удмуртской Республике. [Электронный ресурс]. URL: https://ege.ciur. ш/ИСХ.%2001-40_8110%20от%2024.08.2020%20в%20Федеральная%20служба%20 по%20надзору%20в%20сфере%20образования%20и%20науки%20(Рособрнадзор). pdf (дата обращения: 18.11.2021).

28. Официальный сайт информационно-технологической поддержки государственной итоговой аттестации в Чувашской Республике. Участники ЕГЭ-2021 определились с выбором предметов. [Электронный ресурс]. URL: http://ege.cap.ru/Info. aspx?type=news&id=4371166 (дата обращения: 15.11.2021).

29. Российская газета. Эксперты назвали главную проблему для учителей в он-лайн-образовании. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/04/27/eksperty-nazvali-glavnuiu-problemu-dlia-uchitelej-v-onlajn-obrazovanii.html (дата обращения: 15.11.2021).

30. Исследование проблемы соблюдения прав ребенка на доступность образования в условиях реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в дистанционном формате в период режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в городе Москве: итоговый отчет. - М.: ИП Новиков Дмитрий Александрович, 2020. - 212 с.

31. Исследовательский центр портала Superjob.ru. 7 из 10 молодых специалистов получают предложение о трудоустройстве после прохождения стажировки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/113039/7-iz-10-molodyh-specialistov-poluchayut-predlozhenie-o-trudoustrojstve-posle-prohozhdeniya-stazhirovki/ (дата обращения: 17.11.2021).

32. Ключарев Г. А., Дежина И. Г. Российское образование для инновационной экономики: болевые точки // Социологические исследования. - 2018. - № 9(413). -c. 40-48. - doi: 10.31857/S013216250001957-5.

33. РБК. Росстат оценил масштаб снижения реальных располагаемых доходов россиян. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2021/60129a749a79 47cf1ca85d53 (дата обращения: 17.11.2021).

REFERENCES:

Indikatory innovatsionnoy deyatelnosti: 2021: statisticheskiy sbornik [Indicators of innovation activity: 2021: statistics] (2021). (in Russian). Issledovanie problemy soblyudeniya prav rebenka na dostupnost obrazovaniya v uslovi-yakh realizatsii osnovnyh obrazovatelnyh programm nachalnogo obshchego i osnov-nogo obshchego obrazovaniya v distantsionnom formate v period rezhima povyshen-noy gotovnosti v svyazi s ugrozoy rasprostraneniya koronovirusnoy infektsii v gorode Moskve: itogovyy otchet [Study of the problem of observing the rights of the child to access education in the context of the implementation of basic educational programs of primary general and basic general education in a distance format during a highalert regime due to the threat of the spread of coronavirus infection in Moscow: final report] (2020). (in Russian).

Kizil E.V. (2020). Otsenka innovatsionnoy sostavlyayuskckey potentsiala razvitiya re-giona [Assessment of innovation development potential of the region]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 277-290. (in Russian). doi: 10.18334/ vinec. 10.1.100414.

Klyucharev G. A., Dezhina I. G. (2018). Rossiyskoe obrazovanie dlya innovatsionnoy ekonomiki: bolevye tockki [Russian education for innovative economy: the pressure points]. Sociological Studies (Sotsiologickeskie Issledovaniia). (9(413)). 40-48. (in Russian). doi: 10.31857/S013216250001957-5.

Kostenkova T.A., Trubitsyna N.S. (2019). Upravlenie kadrovym potentsialom promysk-lennogo kompleksa regiona v usloviyakk innovatsionnogo razvitiya [Management of personnel potential of the industrial complex of the region in terms of innovative development]. Leaderskip and management. (4). 469-478. (in Russian). doi: 10.18334/lim.6.4.41230.

Misineva I. A. (2017). Podkkody k opredeleniyu i otsenke kadrovogo potentsiala or-ganizatsii v usloviyakk innovatsionnoy ekonomiki [Approaches to the definition and assessment of personnel potential organizations in the innovation economy]. Upravlenie ckeloveckeskimi resursami - osnova razvitiya innovatsionnoy ekonomiki. (7). 208-212. (in Russian).

Pischulin V.N. (2019). Regionalnyy kadrovyy potentsial kak bazovyy faktor razvitiya innovatsionnoy ekonomiki [Regional personnel potential as a basic factor of innovative economy development]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1515-1524. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 9.4.41206.

Potudanskaya V.F., Borovskikh N.V., Kipervar E.A. (2018). Kadrovyy potentsial regiona: suskcknost, faktory, problemy formirovaniya [Personnel potential of the region: essence, factors, problems of formation]. Russian Journal of Labor Economics. (3). 735-744. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.3.39252.

Shpileva A.A., Bykova O.N. (2020). Est li kadrovyy potentsial u rossiyskogo predprin-imatelstva? [Does Russian business have a human resource potential?]. Journal of Economics, Entrepreneurskip and Law. (2). 177-184. (in Russian). doi: 10.18334/ epp.10.2.100440.

Ustaev R. M., Rebiy A. P. (2017). Ob upravlenii formirovaniem i razvitiem kadrovogo innovatsionnogo potentsiala v regione [About managing the formation and development of personnel innovation potential in the region]. Vestnik severo-kavkazskogo federalnogo universiteta (newsletter of nortk-caucasus federal university). (2(59)). 115-120. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.