Научная статья на тему 'Оценка уровня инвестиционной привлекательности муниципального образования с использованием метода SWOT-анализа'

Оценка уровня инвестиционной привлекательности муниципального образования с использованием метода SWOT-анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1799
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SWOT-АНАЛИЗ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / STRATEGIC DEVELOPMENT / MUNICIPAL UNIT / INVESTMENT / SWAT-ANALYSIS / INTERNAL AND EXTERNAL MILIEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квон Гульнара Магсумовна

The article applies SWOT analysis as an instrument allowing for decision making about innovation-and investment-based development of a municipal unit and its further strategic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the level of investment attractiveness of a municipal unit with the use of SWOT-analysis

The article applies SWOT analysis as an instrument allowing for decision making about innovation-and investment-based development of a municipal unit and its further strategic development.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня инвестиционной привлекательности муниципального образования с использованием метода SWOT-анализа»

внедрения и использования технологий переработки отходов лесозаготовки (например, для производства биотоплива);

2. Внедрение технологий и методов первичной обработки древесины на предприятиях лесозаготовительной промышленности, что будет способствовать увеличению выпуска высококачественной обработанной продукции, пользующейся большим спросом у лесопромышленников региона;

3. Строительство и поддержание лесовозных дорог — одно из наиболее перспективных направлений развития и, в то же время, наиболее трудноразрешимая проблема лесозаготовительной промышленности Республики Бурятия;

4. Углубление кооперации и интеграции лесозаготовительных предприятий с предприятиями целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей отраслей, для обеспечения сбыта продукции лесозаготовителей и обеспечения высококачественными ресурсами лесопромышленников, с одновременным снижением издержек обоих;

5. Оказание государственной поддержки перспективным предприятиям, способным конкурировать на общероссийском и мировом рынках лесной продукции, дальнейшее развитие и

совершенствование лесного законодательства края, системы льготного налогообложения и арендаторства участков лесного фонда;

6. Стимулирование инноваций в лесозаготовительной промышленности и создание центров подготовки квалифицированных кадров для предприятий ЛПК;

7. Привлечение внешних инвестиций в развитие существующих и создание новых лесозаготовительных предприятий и деревообрабатывающих производств в действующих леспромхозах, а также в производство лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования и комплектующих для него.

При грамотном и целенаправленном продвижении в указанных направлениях в лесозаготовительной отрасли Республики Бурятия на основе имеющегося позитивного потенциала возможно формирование значительных конкурентных преимуществ, реализация которых в перспективе может способствовать не только решению наболевших проблем и выводу отрасли из затянувшегося кризиса, но и обеспечить долгосрочное развитие лесозаготовительных предприятий в конкурентной среде.

Литература

1. Войтюк М.М. Формирование региональной стратегии развития инфраструктуры сельских территорий. — М., 2011.

2. Клейнхоф И.А. Стратегическое управление сбалансированным устойчивым развитием лесного сектора экономики Российской Федерации и Европейского Союза. — М.: Изд-во МГУЛ, 2010.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собр. законодательства РФ. — 2006. — № 50. — Ст. 5278.

4. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года: разработана в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации (протоколы совещаний у Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 5 декабря 2007 г. № ВЗ-П9-29пр и от 27 декабря 2007 г. № ВЗ-П9-41пр, протокол заседания Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве Российской Федерации, г. Сыктывкар от 29 января 2008 г. № 1).

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА SWOT-АНАЛИЗА

Г.М. Квон,

доцент кафедры менеджмента Университета управления «ТИСБИ» (г Казань),

кандидат экономических наук gul32@yandex.ru

В статье показана необходимость проведения SWOT-анализа, как инструмента, позволяющего принять решение об инновационно-инвестиционном развитии муниципального образования с целью выработки его дальнейшей стратегии.

Ключевые слова: стратегическое развитие, муниципальное образование, инвестиционная деятельность, SWOT-анализ, внешняя и внутренняя среда.

УДК 330.3 ББК 65.9

SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических планов (программ, концепций). Данные, полученные в результате данного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач развития территории.

Иначе говоря, SWOT- анализ — это анализ сильных и слабых сторон территории и возможностей и угроз со стороны внешней окружающей территорию среды. «S» и «W» относятся к внутреннему состоянию территории, а «О» и «Т» к внешнему окружению территории. По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли территория внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и

противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.

По своей сути, SWOT-анализ является одной из важнейших процедур диагностики состояния системы, которая позволяет оценить ее исходное состояние, незадействованные ресурсы, систематизировать проблемные ситуации. Следует отметить, что проведение данного анализа носит субъективный характер. Для того чтобы избежать субъективности в анализе ситуации необходимо данную процедуру проводить с ключевыми участниками процесса изменений под модерированием коучей-экспертов, то есть специалистов, непосредственно сопровождающих процесс изменений на территории для составления экспертной оценки ситуации. Как правило, непосредственные участники процесса

изменений не в состоянии полностью отойти от собственных представлений о территории и взглянуть на нее как незаинтересованный сторонний наблюдатель. И ни обширный опыт работы, никакое образование здесь не помогут.

Неотъемлемыми частями SWOT-анализа можно назвать внутренний аудит территории(муниципального образования и т.д.) и аудит внешней среды территории.

Нами был проведен SWOT-анализ на примере муниципального образования (МО) п.г.т. Камские Поляны. Результаты данного анализа позволили оценить уровень инвестиционной привлекательности исследуемой территории. Согласно методике SWOT-анализа, нами был проведен опрос экспертов, позволивший провести анализ внешней и внутренней среды функционирования МО п.г.т. Камские Поляны. Большой перечень выявленных в результате опроса характеристик для удобства анализа сгруппирован по ряду факторов. К таким факторам отнесли экологические, социальные, производственно-технологические, конкурентно-рыночные, стратегические, финансовые и политико-правовые. Результаты группировки ответов экспертов по оценке внешней и внутренней среды отражены в таблицах 1, 2, 3.:

При распределении (т.е. «разнесении») составляющих по каждому выбранному нами фактору можно заметить, что набор составляющих, выбранных экспертами по каждому фактору, различен. Эксперты, принявшие участие в выявлении характеристик, т.е. признаков, позволяющих провести аудит внешней и внутренней среды МО п.г.т. Камские Поляны, представили свою оценку каждого признака, как составляющей фактора, присвоив ему определенный ранг, выраженный в баллах от 1 до 10. Нами были рассчитаны средние значения каждого фактора и присвоен соответствующий рейтинг. Наибольшее значение анализируемого показателя получило рейтинг номер 1. Наименьшее значение, соответственно, получило номер 7.

Сводный рейтинг факторов внешней и внутренней среды МО п.г.т. Камские Поляны представлен в таблице 1. Данные таблицы показывают различное распределение одних и тех же

факторов в зависимости оттого, что исследуется: внешняя или внутренняя среда. Так, например, экологически факторы при анализе возможностей, предоставляемых внешней среды, занимают по результатам анализа первое место (рейтинг 1). Этот же фактор при исследовании слабых сторон МО п.г.т. Камские Поляны отсутствует совсем, то есть экспертами не выявлена ни одна слабая сторона муниципального образования с точки зрения экологии.

Для дальнейшего анализа нами выбраны факторы, значимость которых (рейтинг) составляет первые три — четыре места, т.е. выбраны факторы, набравшие максимальное количество баллов (по результатам обработки оценок экспертов). Результаты анализа сведены в таблицу 2.

После группировки факторов и выбора наиболее значимых, нами в дальнейшем была составлена матрица SWOT-анализа, согласно принципам, описанным выше. Результаты формирования полей матрицы SO, ST, WO и WT представлены в табл.3.

По результатам проведенного SWOT-анализа можно сделать следующие выводы.

Наиболее значимыми факторами, позволяющими оценить благоприятные возможности внешней среды, являются стратегические (они включают новые направления организации бизнеса в поселке) и конкурентно-рыночные (близость к экономически развитым центрам, таким как города Нижнекамск и Набережные Челны и возможность освоения новых рынков).

К внешним угрозам, оказывающим наиболее негативное влияние на развитие муниципального образования, можно отнести финансовые (вероятность очередного финансовоэкономического кризиса), политико-правовые (ухудшение законодательства), а также конкурентно-рыночные (появление новых конкурентов из других регионов, близость к стратегически опасным объектам (например, к ОАО «Нижнекамскнефтехим).

При анализе внутренней среды МО нами были выявлены следующие факторы, характеризующие его сильные и слабые стороны:

Таблица 1

Сводный рейтинг факторов внешней и внутренней среды МО п.г.т. Камские Поляны

№№ п.п. Факторы Внешняя среда Внутренняя среда

Возможности Угрозы Сильные стороны Слабые стороны

Сколько раз выбран/балл Рей- тинг Сколько раз выбран/балл Рей- тинг Сколько раз выбран/балл Рей- тинг Сколько раз выбран/балл Рей- тинг

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Экологические 1/6 7 2/6 7 11 /101 2

2. Социальные 4/36 5 2 /15 5 16/126 1 43/292 1

3. Производственно-техно- логические 8/63 3 3/21 4 12/90 3 10/80 3

4. Конкурентно-рыночные 9/70 2 7/46 3 6/53 4 3/22 4

5. Стратегические 17/135 1 1/9 6 1/9 7 12/92 2

6. Финансовые 3/24 6 9/82 1 3/21 5 2/19 5

7. Политико-правовые 5/84 4 9/56 2 2/17 6 1/6 6

Таблица 2

Сводный рейтинг наиболее значимых факторов внешний и внутренней среды МО п.г.т. Камские Поляны

№№ п.п. Факторы Внешняя среда Внутренняя среда

Возможности Угрозы Сильные стороны Слабые стороны

Сколько раз выбран/балл Рей- тинг Сколько раз выбран/балл Рей- тинг Сколько раз выбран/балл Рей- тинг Сколько раз выбран/балл Рей- тинг

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Экологические 11/101 2

2. Социальные 16/126 1 43/292 1

3. Производственно-техно- логические 8/63 3 12/90 3 10/80 3

4. Конкурентно-рыночные 9/70 2 7/46 3 6/53 4

5. Стратегические 17/135 1 12/92 2

6. Финансовые 6 9/82 1

7. Политико-правовые 5/48 4 9/56 2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Таблица 3

Сводная матрица SWOT- анализа МО п.г.т. Камские Поляны (анализ факторов внешней и внутренней среды)

Внешняя среда МО п.г.т. Камские Поляны

Возможности (О) Угрозы (Т)

Стратегические развитие туризма, развитие санаторно-курортного отдыха, расширение индустриального парка, строительство рыборазводного завода Финансовые финансово-экономический кризис, рост стоимости валюты, повышение цен на ГСМ

Конкурентно -р ыночные близость к экономически развитым центрам, кооперация с предпринимателями из других регионов, освоение новых рынков, высокое качество товаров Политико-правовые угроза терроризма, изменения в законодательстве, ухудшающие условия дл развития предпринимательства — повышение налогов, политическая нестабильность в обществе

Производственно-технологические Возможность создания различных производств (есть ресурсы) Конкурентно-рыночные близость к стратегически опасным объектам («Нижнекамскнефтехим»), появление большого количества моногородов, близкорасположенные крупные промышленные города с развитой инфраструктурой, новые конкуренты из других регионов

Политико-правовые развитие частно-государственного партнерства, интерес со стороны властей РТ, создание свободной экономической зоны

| Внутренняя среда МО п.г.т. Камские Поляны Сила Поле SO Поле ST

Социальные отсутствие преступности, население готово к переобучению, индустриальный парк готов обучать своими силами, наличие благоустроенных квартир, доступное и дешевое жилье, созданы условия для воспитания, развития и здоровья детей, организации их досуга, достаточно персонала, содействие предпринимательству со стороны центра занятости, создан реабилитационный центр 1. Наличие чистой экологической зоны, удачное географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура предоставляет возможности организации туристического бизнеса, развитие санаторнокурортного отдыха, создание рыборазводного завода, экологически чистых производств 1.Создание новых производство может осложниться неблагоприятными финансово-экономическими и политическими факторами, а именно: изменениями в налоговом законодательстве, угрозой финансово-экономического кризиса, рост налоговых ставок, инфляцией, рост цен на энергоносители

Экологические экологически чистая зона, удачное географическое расположение 2. Хорошая инфраструктура МО п.г.т. Камские Поляны, наличие недостроенных объектов, которые можно использовать, свободных площадей, индустриального парка; наличие незанятого персонала, готового к переобучению, в том числе и силами индустриального парка и центра занятости позволяют организовать различные виды производств высокого качества (развитие автомобильной промышленности, организация производства двигателей, развитие легкой и пищевой промышленности, завод теплобетона) 2. Близость к стратегически опасным объектам («Нижнекамскнефтехим») и другим увеличивает потенциальную угрозы загрязнения окружающей среды МО п.г.т. Камские Поляны.

Пр оизводственно-технологические развитая транспортная и общая инфраструктру-ра, наличие недостроенных объектов, которые можно использовать, наличие свободных площадей, наличие индустриального парка 3. Существует возможность освоения новых рынков сбыта благодаря кооперации с предпринимателями из других регионов, близости МО п.г.т. Камские Поляны к экономически развитым центрам (Нижнекамск, Набережные Челны и др.)

Конкурентно -р ыно чные близость развитых промышленных центров 4.Развитие МО п.г.т. Камские Поляны обеспечивается интересом и поддержкой со стороны властей РТ и РФ, созданием системы частно-государственного партнерства. 5. Созданы благоприятная инфраструктура для воспитания, развития и здоровья детей, организации их досуга. В МО п.г.т. низкий уровень преступности и благоприятные экологические условия

Слабость V) Поле IVО Поле IVТ

Социальные отсутствие кадров из-за низкого количества жителей, отсутствие активности населения, низкий доход населения, низкая платежеспособность. отток молодежи, молодых специалистов с высшим образованием, отсутствуют условия для привлечения квалифицированных кадров и молодых специалистов, отсутствие строительства жилья, отсутствие необходимой учебной базы для обучения и переобучения, центров обучения по различным видам деятельности, индустрии развлечений (ресторана, боулинга, бильярда, интернет-кафе и др.), возрастной коллектив, старение населения, нет желания работать на производстве, потребительское отношение населения, высокая стоимость услуг ЖКХ 1. Привлечение инвестиций в МО п.г.т. и развитие производств в разных сферах деятельности позволит предотвратить отток молодежи, молодых специалистов с высшим образованием, поднять доход населения и платежеспособный спрос на товары и услуги предприятий малого и среднего бизнеса ^Близкорасположенные крупные промышленные города с развитой инфраструктурой способствуют оттоку населения, особенно квалифицированных специалистов из МО п.г.т. Камские Поляны. 2. Происходит старение населения в связи с оттоком молодежи и молодых специалистов с высшим образованием из МО п.г.т. КП в связи с близостью крупных развитых промышленных центров, что также усугубляется отсутствием развитой индустрии развлечений (ресторана, боулинга, бильярда, интернет-кафе и др.)

Стратегические низкая активность предпринимателей, отсутствие центров мониторинга предпринимательской деятельности, отсутствие инновационного мышления, нет комплексного подхода к развитию МО КП, отсутствие работы, квалифицированные кадры не работают по специальности из-за утери квалификационных характеристик в годы перестройки, отсутствие рабочих мест 2. Развитие туризма и здравниц санаторно-курортного отдыха в МО п.г.т. позволит развить индустрию развлечений (ресторана, боулинга, бильярда, интернет-кафе и др.), привлечь финансовые ресурсы для развития Камских Полян, создать дополнительные рабочие места, что предотвратит отток молодежи и взрослого экономически активного населения, 3. Низкая активность предпринимателей, отсутствие инновационного мышления создают угрозу подавления местного предпринимательства конкурентами из других регионов

Производственно-технологические неразвитая промышленность, недостаточно промышленных предприятий, слабая информационная база, неразвитость рекламного рынка, отсутствие современной технической базы, отсутствие офисов 3. Организация новых производств малого и среднего бизнеса в различных сферах экономики позволит актуализировать необходимость создания учебной базы для обучения и переобучения специалистов различным видам деятельности, потерявшим квалификацию в годы застоя МО п.г.т. КП 4. Отсутствие комплексного подхода к развитию МО п.г.т. КП, усугубляемое близкорасположенными моногородам Набережные Челны и другими крупными промышленными городами привело к недостаточному развитию промышленности в поселке. 5. Развитие малого и среднего бизнеса осложняется отсутствием в МО п.г.т. центров мониторинга предпринимательской деятельности, со слабой информационной и технической базой, отсутствием офисов неразвитостью рекламного рынка

— сильные стороны — социальные (созданы условия для воспитания, развития и здоровья детей, организации их досуга; наличие благоустроенных квартир, доступное и дешевое жилье; население готово к переобучению, индустриальный парк готов обучать своими силами; отсутствие преступности);

— производственно-технологические (наличие недостроенных объектов, которые можно использовать; наличие свободных площадей; наличие индустриального парка, развитая транспортная инфраструктура) и экологические факторы (удачное географическое расположение; экологически чистая зона);

— слабые стороны — социальные (отсутствие кадров из-за низкого количества числа жителей; отток молодежи, молодых специалистов с высшим образованием; отсутствие индустрии развлечений (ресторана, боулинга, бильярда, интернет-кафе и др.);

— стратегические (отсутствие работы и рабочих мест; низкая активность предпринимателей);

— производственно-технологические (неразвитая промышленность; недостаточное число промышленных предприятий; слабая информационная база).

Литература

1.Стратегический менеджмент: Учебник / Под ред. Н.А. Казаковой. — М.: ИНФРА-М, 2012.

2. Квон Г.М., Царева А.Ю., Яппарова А.И., Назипова Н.Р. Формирование региональной инновационной стратегии (на примере Республики Татарстан) // Материалы Международной научно-практической конференции, 24-26 ноября 2010 г.

3. Квон Г.М. Мониторинг готовности хозяйствующих субъектов всех форм собственности и уровней власти к изменениям инновационно-инвестиционных условий развития (на примере МО п.г.т. Камские Поляны) // Вестник экономики, социологии и права. — 2012. — №1.

5. Традиционно-инновационные отношения хозяйствующих субъектов в экономических системах / М.П. Посталюк и др. // Коллективная монография «XXI век: новые процессы и явления в экономике мира и России: Модернизация — вектор современного социально-экономического развития». — М.: Экономика, 2011.

6. Якупова Н.М., Яруллина Г.Р. Инвестиционная привлекательность: анализ, измерение, оценка. — Казань: Казан.гос. ун-т, 2010.

КОНСОЛИДАЦИЯ ТОРГОВЛИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНАХ

Д.В. Гребенюк,

аспирант кафедры отраслевых экономик Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск)

dvgrebenuk@yandex.ru

В статье рассмотрены вопросы консолидации и корпоративной структуризации основных участников процесса то-вароснабжения северных территорий России, доказан дефицитный характер рынка продуктов питания для ряда субъектов Федерации, раскрыто значение единой региональной торговой системы при формировании равновесного локального рынка продовольственных товаров.

Ключевые слова: уровень потребления, продукты питания, товарное предложение, региональный потребительский рынок, торговля, уровень консолидации

УДК 339.133.017 ББК 65.9(2) 421.20

Среди наиболее острых региональных проблем России выделяется проблема устойчивого продовольственного обеспечения населения северных территорий.

Относительно низкие объемы товарного сельскохозяйственного производства в северных российских регионах, отсутствие альтернативы существовавшей системы централизованного товароснабжения и финансирования поставок на Север, значительное увеличение транспортных тарифов на грузовые перевозки и ряд других причин привели к резкому уменьшению объемов товарной массы, поставляемой в рамках северного завоза, и её значительному удорожанию. В начале 90-х стоял даже вопрос о физическом выживании северян. Сейчас ситуация с продовольственным обеспечением несколько стабилизировалась, но сама проблема еще далека от разрешения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе выделенных автором восьми базовых оценочных индикаторов уровня потребления пищевых продуктов были произведены расчеты по всем субъектам Российской Федерации и сделаны соответствующие сопоставления. В результате каждому территориальному образованию приписано определенное место. В десятку субъектов Российской Федерации с наихудшими показателями наряду с республиками Северного Кавказа входят северные и восточные районы страны: Чукотский, Ямало-

Ненецкий и Ненецкий автономные округа, республики Бурятия, Тыва, Хакасия, Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесская республика, Забайкальский край. А в число тридцати субъектов Федерации с наихудшими показателями входят Магаданская и Камчатская области, Республика Саха (Якутия).

Произведенные сопоставления позволяют дать крайне неудовлетворительную оценку уровню питания населения практически всего Российского Севера и особенно Северо-Востока, по сравнению со среднероссийскими показателями. И это при том, что для данного региона характерны повышенные, в сравнении с южными территориями, нормы потребления пищевых продуктов. По оценкам специалистов, суточная калорийность питания населения Северо-Востока составляет 2060 ккал. [10], что соответствует уровню самых отсталых стран мира. В развитых государствах калорийность питания составляет от 3100 до 3700 ккал, а формула сбалансированного питания предусматривает потребность взрослого человека, равную 2750-2850 ккал.

Заметим, что так называемые «рациональные» и «минимальные» нормы потребления продуктов питания для «северных» зон, на наш взгляд, являются заниженными. Об этом косвенно свидетельствует сравнение данных норм с фактическим среднедушевым потреблением продуктов питания в развитых странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.