Нуждаются в развитии также и механизмы стимулирования те, развитие у них инновационных свойств человеческого капита-
предприятий реального сектора экономики призванные ис- ла, необходимых современной экономике России.
пользовать разработки вузов. Стратегическим направлением Таким образом, потенциал Федерального закона 217-ФЗ решения этого рода проблем видится налоговое льготирование в части создания МИП на базе вузов нуждается в грамотном
промышленных предприятий, размещающих заказы среди МИП использовании и развитии. Реализация этого закона в полной
на проведение НИОКР. мере должна привести, по оценкам экспертов, к увеличению в
Уменьшение при этом налогооблагаемой базы у предприятий- ближайшее десятилетие доли инновационной продукции как
заказчиков, например, на величину средств, вложенных в НИОКР, минимум в 2 раза, повышению производительности труда в
станет действенным стимулом активизации научных исследова- ключевых отраслях российской экономики в 3-4 раза. Кроме
ний в соответствующей отрасли. Для самих МИП это обернется того, намеченная организация бюджетными научными и образо-
ростом заказов и, как следствие, увеличением внебюджетного фи- вательными учреждениями 2500 инновационных хозяйственных
нансирования. Несомненным плюсом для вузов станет развитие обществ должна содействовать созданию около нескольких де-
практических навыков студентов, усиление их интереса к научным сятков тысяч рабочих мест, в том числе для самих выпускников
исследованиям и инновационной деятельности и, в конечном сче- российских вузов.
Литература
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Федеральный закон № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г.
2. О направлении Методических рекомендаций по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности для использования в работе при создании хозяйственных обществ. Письмо Минобрнауки РФ № 20-1834 от 03.12.2009.
3. Лобурец Ю.В. Охрана и использование результатов интеллектуальной деятельности в научно-образовательной сфере: метод. пособие / Ю.В. Лобурец, Е.Л. Шехтман. — Новосибирск: Департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области; Гос. публичн. науч.-техн. биб-ка Сиб. отд. РАН; Изд-во НГТУ, 2010.
4. Кутузов В.М., Рыжов Н.Г., Федорова И.П., Шестопалов М. Ю. Рекомендации по созданию хозяйственных обществ вузами и научными учреждениями Рособразования. — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2009.
5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. — М., Минэкономразвития России, 2011. — С. 91.
6. Исаев Р.И., Пилявский В.П. Создание предприятий малого наукоемкого бизнеса при вузах: проблемы и перспективы. Доступно на сайте: terrahumana.ru > arhiv/10_02/10_02_20.pdf
7. Жуков А.В., Фомин А.Н. Проблемы, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения при учреждении хозяйственных обществ (малых инновационных предприятий) в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ. Доступно на сайте: http://oni.ulgov.ru/news/448.html
8. Что мешает создавать малые предприятия при вузах? (Источник: Российский Союз ректоров: http://www.rsr-online.ru/doc/2010_ 05_24Z1.pdf)
1 Информация доступна на сайте Госкомстата РФ: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi
ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.В. Шварова,
доцент кафедры государственного управления и финансов Брянской государственной инженерно-технологической академии,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье проводится исследование динамики инновационного потенциала регионов Центрального федерального округа, проанализирован инновационный потенциал Брянской области. Выявлены причины недостаточного уровня развития инновационной системы региона.
Ключевые слова: регион, инновации, инновационный потенциал региона, инновационная система, инновационное развитие
УДК 332.143 ББК 65.9
Брянская область — один из индустриальных регионов Центральной России с высоким экономическим потенциалом и развитой промышленностью. Производством промышленной продукции на территории Брянской области занимаются около 400 крупных и средних предприятий и более 500 малых предприятий. В структуре промышленного производства Брянской области ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, на долю которого приходится почти одна треть вы-
пускаемой в области продукции. Предприятия машиностроительного комплекса Брянской области выпускают более 80% российских автогрейдеров, 73% маневровых тепловозов, 14,7% кранов на автомобильном ходу. В Брянской области развито производство пищевых продуктов, обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, также развита издательская и полиграфическая деятельность.
В современных условиях хозяйствования устойчивое социально-экономическое развитие региона невозможно без развития инновационной деятельности. Стратегической целью развития научно-технической и инновационной сферы является сбалансированное развитие высокоэффективного инновационного производственного, управленческого комплекса с сектором научных разработок, обеспечивающего увеличение производства инновационной и наукоемкой продукции, повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста региона.
Решение задач инновационного развития экономического субъекта невозможно без оценки и анализа его инновационного потенциала. Следует отметить, что инновационный потенциал региона — это не только возможность создания новшеств, осуществления инноваций, но и готовность воспринять эти нововведения для последующего эффективного использования на уровне, соответствующем мировому.
К оценке инновационного потенциала региона существует достаточное количество подходов[2,3,4,7 и др.]. Многие из них предполагают анализ составляющих потенциалов. Оценка инновационного потенциала региона базируется, как правило, на анализе нормативно-правовой базы в сфере регулирования инновационной деятельности, на изучении фактических данных, анализе показателей, рассчитанных с использованием данных Федеральной службы государственной статистики.
Ряд методик анализа инновационного потенциала региона предполагает определение интегрального показателя для группы регионов, например, предложенная Алексеевым С.Г. система показателей и способ определения интегральной характеристики инновационного потенциала региона [2]. Необходимо отметить, что для определения интегрального показателя уровня инновационного потенциала используется система показателей, характеризующих научный потенциал, кадровый потенциал, технический потенциал, финансово-экономический потенциал, информационно-коммуникационную составляющую в системе показателей оценки. С целью повышения объективности оценки инновационного потенциала наилучшему показателю среди регионов в каждом году (г. Москва) присваивалось максимальное значение — 1, по отношению к которому рассчитывались в долях величины показателей остальных регионов Центрального федерального округа, что позволило уравновесить значения анализируемых показателей и привести их в полностью сопоставимый вид. В таблице 1 представлены результаты такой интегральной оценки в 2005-2010 гг.
При определении уровня инновационного потенциала регионов была использована шкала оценки уровня инновационного потенциала региона, согласно которой региону присваивается
крайне низкий уровень, если интегральный показатель менее 1,0, низкий уровень, если интегральный показатель находится в пределах от 1,0 до 1,3, средний уровень, если интегральный показатель находится в пределах от 1,3 до 1,6, и высокий уровень инновационного потенциала, если показатель превышает 1,6 [2].
На протяжении анализируемого периода самый высокий уровень инновационного потенциала был у г. Москва. В 2009 году Московская область также обладала высоким уровнем инновационного потенциала, который снизился до среднего уровня в 2010 году. Значительный рост инновационного потенциала на протяжении 2005-2010 гг. показала Калужская область.
| | Высокий уровень инновационного потенциала
| | Средний уровень инновационного потенциала
I | Низкий уровень инновационного потенциала
I | Крайне низкий уровень инновационного потенциала
Рис. 1. Группировка регионов ЦФО по уровню инновационного потенциала в 2010 г.
Анализируя полученные данные (рис.1), можно сделать вывод о том, что высокий уровень инновационного потенциала в ЦФО в 2010 году имеет лишь город Москва. Инновационный потенциал Московской и Калужской областей характеризуется как средний. Среди регионов, инновационный потенциал которых оценивается как низкий, Воронежская, Ярославская, Тверская области. Прочие двенадцать регионов округа имеют крайне низкий инновационный потенциал. Уровень инновационного потенциала в целом по ЦФО, в соответствии со значением интегрального показателя, характеризуется как средний.
Уровень инновационного потенциала Брянской области характеризуется как крайне низкий. Значения интегральных показателей регионов в 2010 году свидетельствуют о том, что более низкий потенциал в ЦФО по сравнению с Брянской областью имеют лишь Липецкая и Костромская области. В ходе анализа системы показателей, лежащих в основе определения интегральной характеристики инновационного потенциала региона, было установлено следующее: значения большинства анализируемых показателей Брянской области были одними из самых низких в ЦФО в течение 2005-10 гг. Однако имели место исключения. Так, удельный вес затрат на информационно-коммуникационные технологии в ВРП до 2009 г. превосходил средний уровень по ЦФО, а в 2009 г. — был максимальным в округе.
Рассмотрев интегральную оценку уровня инновационного потенциала регионов Центрального федерального округа, более
Таблица 1
Интегральная оценка уровня инновационного потенциала регионов ЦФО в 2005-2010 гг.
Регионы ЦФО 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Белгородская область 0,8432 0,9853 1,0009 0,9708 0,9571 0,9186
Брянская область 0,7265 0,7927 0,7701 0,7699 0,8136 0,7943
Владимирская область 1,0027 1,0263 1,0501 1,0992 1,0709 0,9735
Воронежская область 1,1691 1,2003 1,2508 1,2420 1,2659 1,2946
Ивановская область 0,9384 0,9681 0,9016 0,9268 1,0063 0,9528
Калужская область 1,2968 1,3858 1,3913 1,4403 1,5155 1,5117
Костромская область 0,7932 0,8201 0,7718 0,7193 0,7181 0,7375
Курская область 0,8525 1,0207 1,0592 1,0034 1,0274 0,9944
Липецкая область 0,6853 0,7670 0,7719 0,7491 0,8054 0,7824
Московская область 1,5471 1,5991 1,5960 1,5574 1,6058 1,5370
Орловская область 0,8682 0,9574 1,0661 0,9731 0,9439 0,9249
Рязанская область 1,0032 1,0544 1,0643 1,0817 0,9962 0,9332
Смоленская область 0,7990 0,8320 0,8637 0,8805 0,8451 0,8452
Тамбовская область 0,8967 0,9409 0,9611 0,9565 0,9864 0,9394
Тверская область 1,1187 1,0493 1,0470 1,0480 1,0801 1,0816
Тульская область 0,8997 0,9272 0,9012 0,8896 0,9519 0,9542
Ярославская область 1,2419 1,2475 1,2278 1,2137 1,2037 1,1460
г. Москва 2,0553 2,0229 2,0141 2,0017 2,0426 1,9405
подробно проанализируем инновационный потенциал Брянской области.
Инновационный потенциал Брянской области определяется наличием на ее территории инновационно-ориентированных организаций:
- вузов, обладающих собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой;
- отраслевых научно-исследовательских институтов;
- ряда промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, разрабатывающие новые высокотехнологичные изделия;
- малых предприятий и организаций, действующих в инновационной сфере;
- научных общественных организаций.
К инновационно-ориентированным предприятиям можно отнести два крупнейших предприятия области, входящих в инвестиционно-промышленную корпорацию «Трансмашхолдинг»: ЗАО УК «Брянский машиностроительный завод» и ООО ПК «Бежицкий сталелитейный завод». Эти предприятия имеют программы реконструкции и модернизации производства, совершенствования его технологии, выпуска новой конкурентоспособной продукции. ОАО «Клинцовский автокрановый завод» и ОАО «Брянский завод колесных тягачей» расширяют выпуск автокранов различных модификаций, не уступающих по своим техническим возможностям иностранным аналогам, но выгодно отличающихся от них своими стоимостными характеристиками.
Большой потенциал имеют предприятия бывшего военнопромышленного комплекса. Эти предприятия обладают передовыми технологиями, имеют высокопроизводительное оборудование, квалифицированные инженерные и рабочие кадры, развитую инфраструктуру. Среди них: ЗАО «Группа Кремний Эл», выпускающее полупроводниковые приборы, интегральные микросхемы; Брянский электромеханический завод, производящий ряд изделий военного и медицинского назначения; ФГУП «Электродеталь», специализирующееся на выпуске электроус-тановочных изделий; ЗАО «Термотрон-Завод», перепрофилировавшее свое производство на выпуск широкой гаммы изделий для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта [6].
Рассмотрим более подробно структурные элементы, определяющие инновационный потенциал региона.
Информационный потенциал определяется наличием в области законов и других нормативных документов по вопросам регулирования инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности. Законодательство Брянской области в сфере научно-технической и инновационной деятельности включает в себя, в частности:
- Закон Брянской области от 15.06.2007 № 83-З «Об инновационной деятельности в Брянской области»;
- Закон Брянской области от 09.06.2006 № 39-З «О науке, научной и научно-технической деятельности в Брянской области»;
- Постановление Администрации Брянской области от 31.05.2010 № 545 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие научной и инновационной деятельности в Брянской области» (2011-2015 годы)» и др.
Следует отметить, что для многих регионов характерно отсутствие хорошо продуманной стратегии инновационного развития — зачастую это лишь один из разделов стратегии социально-экономического развития, — но в ряде регионов уже появились отдельные программы (стратегии) инновационного развития. Так, в Брянской области действует целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Брянской области» (2011-2015 годы)».
В ходе оценки управленческого потенциала рассмотрим текущую деятельность администрации по развитию инновационной деятельности. В целях активизации инновационной деятельности в Брянской области департамент экономического развития области:
- организует проведение смотров-конкурсов с целью выявления наиболее эффективных изобретений, «ноу-хау», новых товаров и технологий;
- организует проведение выставок инновационных товаров, созданных на предприятиях и в организациях Брянской области;
- проводит семинары с целью подготовки патентных работников;
- совместно с Брянским областным советом ВОИР организует изучение патентного закона Российской Федерации для его
Таблица 2
Показатели, характеризующие составляющие инновационного потенциала Брянской области в 2005-2010 гг.
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Доля работников с высшим образованием в общей численности промышленно-производственного персонала, отн. ед. 0,297 0,276 0,222 0,228 0,221 0,230
Удельный вес персонала, занятого исследованиями и разработками, в численности занятых в экономике, % 0,32 0,29 0,32 0,33 0,23 0,14
Удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, занятых исследованиями и разработками, в среднегодовой численности занятых в экономике, % 0,009 0,009 0,008 0,008 0,010 0,009
Численность студентов вузов на 10 тыс. чел. населения, чел. 325 336 343 362 379 365
Стоимость ОПФ предприятий промышленности, млн руб. — 24149 30739 36286 37820 45135
Уровень износа основных производственных фондов, в % 43,0 44,0 49,7 49,9 50,3 50,4
Коэффициент обновления основных производственных фондов, в % 3,3 5,6 3,7 4,7 4,7 5,0
Доля затрат на научные исследования и разработки в ВРП, в % 0,38 0,44 0,26 0,27 0,23 0,14
Удельный вес затрат на инновации в общем объеме выпускаемой продукции, в % — 1,1 1,2 0,8 0,5 0,9
Отношение объемов инвестиций к ВРП, в % 12,74 15,18 20,46 20,10 21,28 26,73
Удельная численность работников, выполняющих научные исследования, на 10 тыс. чел. населения, чел. 14 13 15 15 11 6
Численность кандидатов и докторов наук на 10 тыс. чел. населения территории, чел. 9 9 10 10 11 10
Удельный вес стоимости машин и оборудования в общем объеме основных средств отрасли «Наука и научное обслуживание», в % 20,1 18,2 20,7 33,9 38,1 29,4
Уровень инновационной активности промышленных предприятий, в % — 8,0 9,6 7,3 7,9 8,8
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, в % — 9,7 12,1 11,9 13,0 4,6
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, % — 7,7 9,4 8,0 7,9 9,6
Число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. чел. населения 0,6 0,5 0,6 0,4 0,5 0,4
Кризисное и удовлетворительное состояние Неудовлетворительное состояние
Граница кризисного и неудовлетворительно!о состояния К Граница удовлетворительного и кризисного состояния
Рис. 2. Инновационный профиль Брянской области в 2006 и 2010 гг.
практического применения, а также оказывает практическую техническую помощь по оформлению, защите, оценке интеллектуальной собственности юридических и физических лиц.
Кадровый, технико-технологический, финансовый, научный потенциал Брянской области может быть оценен с помощью системы показателей и критериев их оценки, предложенных Москвиной С.Г. [7]. В таблице 2 представлены показатели, характеризующие составляющие инновационного потенциала Брянской области. Показатели рассчитаны на основании данных Федеральной службы государственной статистики [5,8]. В целях более полной оценки инновационного потенциала региона считаем целесообразным дополнить систему анализируемых показателей, предложенных О.С. Москвиной, и включить в нее такие показатели как удельный вес персонала, занятого исследованиями и разработками, в численности занятых в экономике; удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, занятых исследованиями и разработками, в среднегодовой численности занятых в экономике; удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации.
По результатам анализа составим графическое изображение инновационного профиля региона. С этой целью используется диаграмма лепесткового типа. Координата значения каждого показателя определяется в зависимости от степени отклонения от нормативных значений [7]. Результаты анализа представлены на рисунке 2.
Изменение ряда показателей инновационного потенциала Брянской области в рассматриваемом периоде было благоприятным и в 2010 г. они имели значение, соответствующее кризисному или удовлетворительному состоянию инновационного потенциала. Среди них: численность студентов вузов на 10 тыс. чел. населения территории, чел. (К3); отношение объемов инвестиций к ВРП, в % (Ф3); численность кандидатов и докторов наук на 10 тыс. чел. населения территории, чел. (Н2) — удовлетворительное состояние. О кризисном состоянии инновационного потенциала свидетельствовало: значение коэффициента обновления основных производственных фондов, в % (Т2); удельного веса стоимости машин и оборудования в общем объеме основных средств отрасли «Наука и научное обслуживание», в % (Н3); уровня инновационной активности промышленных предприятий, в % (Р2).
О неудовлетворительном состоянии инновационного потенциала в 2010 г. свидетельствовало: значение следующих показателей: доля работников с высшим образованием в общей численности промышленно-производственного персонала, отн. ед.
(К1); доля затрат на научные исследования и разработки в ВРП, в % (Ф1); удельный вес затрат на инновации в общем объеме выпускаемой продукции, в % (Ф2); удельная численность работников, выполняющих научные исследования, на 10 тыс. чел. населения, чел. (Н1); число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. чел. населения (Р1); доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, в % (Р3).
Брянская область обладает значительным инновационным потенциалом, требующим существенных изменений по целому ряду направлений, чтобы достичь поставленных целей инновационного развития региона. Однако на пути инновационного развития региона и роста его инновационного потенциала стоит ряд проблем. К таким проблемам относятся, например, проблемы кадров — недостаточное количество работников, занимающихся научными исследованиями и разработками. Также на инновационное развитие негативно влияет высокая степень износа основных производственных фондов предприятий и невысокие темпы их обновления. Остаются низкими показатели объема затрат на научные исследования и разработки в ВРП и уровня инновационной активности предприятий, мала доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции.
Обладая высоким научно-техническим потенциалом, Брянская область имеет недостаточный уровень развития инновационной системы, который проявляется в следующем:
- отсутствие отдельных ключевых элементов инфраструктуры для поддержки инновационной деятельности;
- недостаточная инвестиционная привлекательность инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;
- неадаптивность действующей инновационной инфраструктуры к потребностям целевых групп;
- отсутствие венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления инновационными проектами;
- слабое взаимодействие между наукой и бизнесом;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;
- неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы, в связи с чем, имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности;
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
- низкая эффективность деятельности по защите объектов интеллектуальной собственности.
Действующая в Брянской области долгосрочная целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Брянской области» (2011 — 2015 годы) направлена на создание условий для превращения науки в определяющий фактор формирования в регионе экономики инновационного типа и повышения на ее основе уровня и качества жизни населения [1]. Для достижения этой цели в данной программе предлагается решение следующих задач:
- совершенствование системы координации и управления научной и научно-технической деятельностью;
- содействие процессу региональной и межрегиональной интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности;
- создание условий для эффективного взаимодействия научных организаций с предприятиями и организациями региона;
- формирование инфраструктуры научной деятельности;
- модернизация системы информационного обеспечения деятельности научных организаций Брянской области;
- развитие инновационной инфраструктуры области;
- развитие интеграции научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач предприятий реального сектора экономики области;
- продвижение инноваций на международный, межрегиональный и областной рынки;
- выявление и постоянный мониторинг отраслевых приоритетов в области научных исследований и разработок.
Помимо мероприятий, реализующихся в рамках действующей долгосрочной программы, целесообразной является работа по следующим направлениям:
- сформировать и регулярно обновлять базу данных с внесением в неё как наиболее перспективных компаний и предприятий, обладающих высоким потенциалом развития, так и компаний, не занимающихся инновационной деятельностью, аутсайдеров, а также проанализировать сложившуюся в компаниях ситуацию, потребности, проблемы, основные причины, препятствующие развитию;
- сформировать банк данных о разработках, проводимых и завершённых на предприятиях, о полученных патентах, свидетельствах;
- принять закон о защите интеллектуальной собственности;
- содействовать обновлению материально-технической базы перспективных предприятий путем целевого финансирования из средств регионального бюджета, выдачи льготных кредитов, совершенствования механизма лизинговых сделок;
- развитие инновационной инфраструктуры путем создания инфраструктурных центров (по мониторингу подготовки кадров для научно-инновационной деятельности; индустрии наносистем и материалов; информационно-телекоммуникационных систем; энергетики и энергосбережения и др.).
Реализация выше перечисленных направлений позволит значительно укрепить формирующуюся инновационную систему Брянской области, создаст предпосылки выхода на инновационный путь развития экономики региона, а так же будет способствовать росту инновационного потенциала Брянской области.
Литература
1. Постановление Администрации Брянской области от 31.05.2010 № 545 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие научной и инновационной деятельности в Брянской области (2011-2015 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс». (Дата обращения 15.08.2012 г.)
2. Алексеев С.Г. Интегральная оценка инновационного потенциала региона // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2(30).
3. Альгина М.В., Боднар В.А. Инновационный потенциал экономической системы и его оценка // Современные технологии управления. — 2011. — № 1 (01).
4. Бахтизин А.Р., Акинфеева Е.В. Сравнительные оценки инновационного потенциала регионов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. иии http://institutiones.com/(Дата обращения 11.08.2012 г.)
5. Брянская область. 2011: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области. — Брянск, 2011.
6. Информация об инновационной деятельности в Брянской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. и^Мр:// www.econom.brk.ru/(Дата обращения 23.07.2012 г.)
7. Москвина О.С. Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития региона [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. иии http://joumal.vscc.ac.ги/(Дата обращения 03.08.2012 г.)
8. Наука Брянской области: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области. — Брянск, 2011.