ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИКАХ МЕТОДОМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
Строгонова О.Б.
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) гарантирует гражданам предоставление бесплатной для них медицинской помощи. Вместе с тем, взаимоотношения граждан и медицинских учреждений -производителей медицинских услуг, в ОМС регламентируются многочисленными нормами правовых документов, только исключительное соблюдение которых приводит к удовлетворению потребности гражданина - своевременному получению бесплатной медицинской помощи должного объема и качества. Отсутствие у граждан доступной, достоверной и понятной им информации о порядке получения медицинской помощи бесплатно, формирует социальную напряженность в обществе. Только в период с 2007 по 2009 год в общей структуре обращений граждан в страховые медицинские организации, осуществляющие ОМС в Санкт-Петербурге, доля жалоб на неудовлетворительную организацию бесплатной медицинской помощи в медицинских учреждениях увеличилась с 18,8 % до 42,6 %.
В целях изучения информированности граждан о возможностях получения бесплатной медицинской помощи были проанализированы подходы к их информированию амбулаторными учреждениями здравоохранения Санкт-Петербурга.
Для оценки уровня информирования граждан был применен контент-анализ всех информационных материалов, размещенных во всех поликлинических отделениях, обслуживающих взрослое население Санкт-Петербурга. При оценке к информационным материалам предъявлялись следующие требования: их наличие, полнота, наглядность и доступность для граждан. Применялась методика балльной оценки по каждому виду информации. В дальнейшем определялась доля количества баллов по конкретным видам информации и по поликлинике в целом, от максимально возможного количества баллов. Для оценки полученных результатов была введена шкала уровня соблюдения предъявленных требований.
Результаты анализа показали, что в целом в Санкт-Петербурге требования к информации, размещенной в поликлиниках, соблюдаются только на 58,6 % (по установленной шкале - удовлетворительный уровень). Значение показателя в отдельных районах города составило от 83,9 % (хороший уровень) до 37,7 % (неудовлетворительный уровень). При этом разброс итоговых показателей был сформирован различиями в соблюдении требований, предъявляемых к отдельным видам информации. Так, соблюдение требований к «информации об ОМС в целом» было выполнено медицинскими учреждениями чуть более чем на 50,0 % (удовлетворительный уровень). Соблюдение требований к информации, отражающей перечень бесплатных медицинских услуг, было оценено на уровне 70,2 % (удовлетворительный уровень). Еще более низкий уровень установлен для размещения информации о страховых медицинских организациях - 54,2 % (удовлетворительный уровень).
Особого внимания заслуживает в государственных учреждениях здравоохранения, призванных выполнять обязательства по ОМС, размещение информации о платных медицинских услугах: в большинстве районов был отмечен неудовлетворительный уровень соблюдения требований. В каждой пятой поликлинике города в наличии имелась информация, вводящая граждан в заблуждение в отношении объема и порядка предоставления бесплатной медицинской помощи. Кроме того, помещения поликлиник активно используются для размещения рекламы услуг коммерческих медицинских организаций, продвижения брендов фармацевтических фирм (55,2 % всех поликлиник).
Полученные данные свидетельствуют о достаточно низком уровне информирования граждан о порядке предоставления бесплатной медицинской помощи, что препятствует получению гражданами в системе ОМС доступной медицинской помощи должного объема и качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.______
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010