ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.24143/2072-9502-2019-4-152-160 УДК 314.5
ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ НА МОЛОДУЮ ЛИЧНОСТЬ
А. И. Газин, В. С. Зияутдинов, Д. М. Скуднев, А. В. Исаева
Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского,
Липецк, Российская Федерация
В настоящее время информационное и информационно-психологическое воздействие является как средством воспитания и обучения, так и инструментом для формирования отношения к событиям, явлениям, процессам, предметам. На текущий момент наиболее развитой структурой информационно-коммуникационных технологий обладает государство, но набирают силу и альтернативные источники информации. Исследована степень доверия к источникам информации различного рода у возрастной группы 19-25 лет - современной молодежи, мировоззрение которой находится на стадии активного формирования. Для проведения исследования была разработана анкета, включающая вопросы о степени доверия респондентов к основным источникам информации (родители, окружение, научная и художественная литература и др.) и частоте обращения к ним. По результатам обработки анкет собраны статистические данные, позволившие провести оценку полученных сведений, сделан вывод о влиянии тех или иных источников информации на исследуемую возрастную группу Отмечена тенденция к увеличению обращения за информацией, в том числе непроверенной, к сети Интернет, что вносит свой, не всегда позитивный, вклад в формирование мировоззренческих и личностных качеств личности. Проанализированы данные о степени доверия респондентов к различным источникам информации и ее полезности. Выделив тот или иной источник информации в качестве основного, влияющего на восприятие, можно использовать его как в процессе обучения, так и для продвижения тех или иных продуктов или услуг, но этот прием может использоваться и злоумышленниками для информационно-психологического воздействия.
Ключевые слова: источник информации, система ценностей, молодежь, информационно-психологическое воздействие, информационная безопасность, степень доверия.
Для цитирования: Газин А. И., Зияутдинов В. С., Скуднев Д. М., Исаева А. В. Оценка уровня информационно-психологического воздействия различных источников информации на молодую личность // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2019. № 4. С. 152-160. DOI: 10.24143/2072-9502-2019-4-152-160.
Введение
В современном мире информационные и информационно-психологические воздействия являются не только инструментом краткосрочного формирования отношения человека к тому или иному явлению или процессу, но зачастую и инструментом обучения и воспитания целых поколений, формирования у них необходимых нравственных, духовных и материальных ценностей, а также необходимых знаний, умений и навыков. В настоящее время государства и государственные объединения с наиболее развитой информационно-телекоммуникационной системой имеют возможность навязывать (и навязывают) свою систему ценностей другим государствам
в целях реализации своих внешнеполитических интересов. Следует отметить, что первостепенной задачей этого процесса является полное или частичное уничтожение самобытности народа, против которого ведется информационно-психологическая экспансия. Параллельно с уничтожением существующей системы ценностей идет подмена ценностных ориентиров противоположными, ранее чуждыми данному обществу [1, 2]. В конце 90-х гг. ХХ-го в. существующая система обучения и воспитания, а также система ценностных ориентиров России претерпела глобальные преобразования, которые были обусловлены политическими, экономическими и другими факторами. Благодаря вмешательству государства и церкви в процесс формирования нового поколения удалось избежать потери самобытности российского народа. Сегодня благодаря совместным усилиям церкви и государства удалось воссоздать систему патриотического и ценностно-ориентированного воспитания молодежи в интересах развития и существования российского народа и государства.
В современном мире количество и доступность источников информации привело к практически бесконтрольному доступу к информации, в том числе и недостоверной. Слова Натана Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром» приобретают в наше время новое значение: с помощью верно доставленной информации в нужное время можно произвести как экономический подъем или спад в конкретной организации или даже стране, так и произвести смену руководства. Особенно это актуально для современной молодежи, у которой еще нет четко сформировавшегося мировоззрения, которой можно заложить новые ценности.
В целях уменьшения степени влияния негативной информации на формирование личности в России был принят ряд нормативно-правовых актов [3, 4], благодаря которым удалось частично оградить детей и молодежь от влияния негативной информации. Однако никакие государственные ограничительные меры не смогут минимизировать степень влияния чуждой культуры на подрастающее поколение и часть взрослого населения с уже сформированной системой ценностей без мероприятий по сохранению культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей народа России. Этот вопрос входит в число первостепенных национальных интересов в информационной сфере в соответствии с измененной доктриной информационной безопасности Российской Федерации [5]. В современном мире с огромным количеством источников информации и практически неограниченной свободой доступа к ним выбор источника информации напрямую влияет на решение этой задачи.
Данная работа посвящена изучению современных источников информации и степени их влияния на формирование личности. Цель исследования состоит в исследовании наиболее часто используемых источников информации, выявлении зависимости частоты использования источника информации от степени доверия к нему и степени полезности получаемой от него информации.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленной задачи было проведено исследование, состоящее в оценке степени влияния и степени полезности источников информации на основе разработанной балльной системы оценки.
Основные пункты анкеты, подготовленной для проведения исследования, представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Источники информации и оценка степени доверия к ним, степени их полезности [6] и частоты использования
Укажите ваш пол
Укажите ваш возраст
Источник информации Степень доверия (от 0 до 100) Полезность (от 0 до 100) Частота обращения к источнику (от 0 до 100)
Родители, близкие
Другие люди
Книги
Органы чувств 100
Видео
Новости
Интернет
Информация от окружающей среды
Таблица 2
Фрагмент анкеты «Расширенный перечень источников информации с оценкой степени доверия, степени полезности»
Источник информации Степень доверия (от 0 до 100) Полезность (от 0 до 100)
Родители, близкие родственники
Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Брат (родной)
Братья и дяди (двоюродные и пр.)
Сестры и тети (двоюродные и пр.)
Другие люди
Президент
Глава церкви
Учитель в школе
Прохожий (мужчина)
Прохожий (женщина)
Бабушка (незнакомая)
Книги
Библия
Коран
Другие книги религиозной направленности
Учебники (точные науки)
Учебники (история)
Художественные книги: современный детектив
Художественные книги: современная сказка
Книги Пушкина, Бальзака, Шекспира и т. п.
Книги Донцовой, Роулинг и т. п.
Видео
Иностранные художественные фильмы
Отечественные художественные фильмы
Отечественная реклама
Иностранная реклама
Новости
Новости: центральные российские каналы
Новости: новостные российские каналы
Новости: новостные зарубежные каналы
Газеты
Журналы
Интернет
Яндекс
Гугл
Сайты государственных органов
Сайты коммерческих организаций
Комментарии под новостями и блоги
Критерий частоты использования источника информации оценивался только для табл. 1. Это сделано преднамеренно, т. к. для табл. 2 данный критерий теряет свою актуальность в связи с тем, что некоторые из представленных в ней источников информации используются либо крайне редко, либо не используются вообще и для достижения целей исследования по данной таблице указанный критерий не имеет решающего значения.
Необходимо отметить, что исследование проводилось среди студентов и выпускников вузов г. Липецка. В исследовании приняли добровольное участие 225 человек в возрасте от 19 до 25 лет. Данное количество участников достаточно для достижения поставленных в работе целей. В связи с нехваткой материально-технической базы и человеческих ресурсов исследование других возрастных групп проводилось, но в недостаточном для получения корректных результатов объеме.
Результаты
Результаты исследования по табл. 1 представлены на рис. 1.
а - родители б - другие люди в - книги г - органы чувств д - видео е - новости ж - интернет з - информация от окружающей среды
Рис. 1. Результаты оценки степени доверия, полезности и частоты обращения к наиболее распространенным источникам информации
Как видно из рис. 1, источниками с наивысшей степенью доверия являются родители и органы чувств, они же являются источниками с наивысшей степенью полезности. При этом данная диаграмма демонстрирует неутешительную тенденцию, по которой молодежь сознательно чаще всего обращается к источникам информации с одним из самых низких показателей степени доверия - сети Интернет. Негативность этого процесса заключается, прежде всего, в том, что степень влияния источника информации на развитие личности прямо пропорционально частоте обращения к этому источнику информации. Таким образом, из приведенных данных следует, что современная молодежь формирует свою индивидуальность на основе чуждой, непроверенной информации, частично или полностью не соответствующей целям формирования личности. Далее, на рис. 2-8 представлены показатели степени доверия и полезности более развернутого списка источников информации (см. табл. 2).
Балл 100
д е ж з
— Степень доверия \
и к
Полезность
а - мама б - папа в - бабушка г - дедушка д - брат(родной) е - сестра (родная) ж - отчим з - муж/жена и - сын к - дочь л - мачеха м - тети (родные) н - дяди (родные) о - братья и дяди (двоюродные и пр.) п - сестры и тети (двоюродные и пр.)
б
а
в
г
л
м
н
о
п
Рис. 2. Результаты оценки степени доверия и полезности источников информации, к которым относятся родные люди
Оценивая данные, представленные на рис. 2, можно сделать вывод о современном общении и отношениях в российских семьях, степени влияния близких родственников на молодых людей. Из данной диаграммы также следует, что молодые люди больше доверяют прямым родственникам, и чем дальше степень родства, тем меньше степень доверия.
Данные, представленные на рис. 3, показывают отношение молодежи к незнакомым людям, людям из близкого круга общения, а также к представителям государственной власти, религиозных объединений и преподавателям.
Балл 80
70
60
50
40
30
20
10
О
Рис. 3. Результаты оценки степени доверия и полезности источников информации, к которым относятся другие люди
н Степень доверия
■^'Полезность
1 2 3 4 5
11 12
13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
1 - Президент
2 - глава церкви
3 - учитель в школе
4 - батюшка в храме
5 - премьер-министр
6 - депутат
7 - министр
8 - губернатор
9 - мэр
10 - областной депутат
11- преподаватель в университете
12 - начальник
13 - директор
14 - друг
15 - подруга
16 - прохожий ребенок
17 - коллега по работе
18 - прохожий: взрослый
19 - прохожий: старик
20 - прохожий: мужчина
21 - прохожий: женщина
22 - бабушка (незнакомая)
Оценка степени доверия к информации, получаемой от людей, не входящих в ближний круг человека, характеризует уровень доверия между различными людьми, гражданами и представителями власти и т. п.
Опрос проводился в Липецкой области, где подавляющее большинство населения является либо православными, либо атеистами. Из-за недостатка финансирования на сегодняшний день исследование в других регионах не проводилось. Однако, опираясь на полученные данные (рис. 4), можно предположить, что показатели в других регионах для литературы, соответствующей их вероисповеданию, будут сопоставимы показателям, полученным для православной литературы в Липецкой области.
1 - Библия
2 - Коран
3 - другие религиозные направленности
4 - учебники: точные науки
5 - учебники: история
6 - учебники: право
7 - научная литература
8 - учебники: педагогика и психология
9 - книги по воспитанию
10 - художественные книги: классический роман
11 - художественные книги: классический детектив
12 - художественные книги: классическая комедия
13 - художественные книги: современный роман
14 - художественные книги: классическая сказка
15 - художественные книги: современный детектив
16 - художественные книги: современная сказка
17 - книги Пушкина, Бальзака, Шекспира и т. п.
18 - книги Донцовой, Роулинг и т. п.
Рис. 4. Результаты оценки степени доверия и полезности источников информации,
которыми являются книги
Также была произведена оценка степени доверия и полезности информации, получаемой от органов чувств человека (рис. 5).
Балл 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
■ Степень доверия 1111 Полезность
1 - обоняние
2 - осязание - зрение
^ - слух
Рис. 5. Результаты оценки степени доверия и полезности источников информации, которыми являются органы чувств человека
Данный показатель оценивался с чисто технической точки зрения для нормирования и подтверждения достоверности полученных результатов. Степень полезности и степень доверия к органам чувств максимальна для подавляющего числа респондентов.
Оценка видеоинформации по степени доверия и степени полезности (рис. 6) в возрастной группе 19-25 лет показала, что наиболее доверенными и полезными источниками являются документальные фильмы, особенно отечественные. Интернет-источники, скорее всего, просматриваются в качестве развлечения.
Балл 60 ■
50
40
20
л Степень доверия ^ Полезность
1 - иностранные
художественные фильмы
2 - отечественные
художественные фильмы
3 - документальные
иностранные фильмы
4 - документальные
отечественные фильмы
5 - ролики ЮТУБ
6 - ролики РУТУБ
7 - реклама продуктов
8 - реклама услуг
9 - реклама вещей
Рис. 6. Результаты оценки степени доверия и полезности источников информации, которыми является видеоинформация
Новостная информация (рис. 7) у молодежи не вызывает доверия, так же как и информация, которая получена через сеть Интернет (рис. 8).
Балл 60
50 ■
40 I
30
20
10
0 -
шк
а
^ Степень доверия
ш т
а - центральные россииские каналы
ть б - новостные российские каналы
в - новостные зарубежные каналы
г - газеты
ш д - журналы
1
1
1
1 ИМ
д
Рис. 7. Результаты оценки степени доверия и полезности источников информации, которыми являются новостные системы
1
2
3
4
5
б
в
г
Балл
■ Степень доверия Полезность
60 50 40 30 20 10 0
в г д е
а - Яндекс б - Google в - Апорт г - Рамблер д - mail.ru
е - сайты государственных органов ж - сайты коммерческих организаций з - комментарии под новостями и блоги
б
а
ж
з
Рис. 8. Результаты оценки степени доверия и полезности источников информации, которыми являются сайты сети Интернет
В данном случае наименьшую степень доверия и полезности получили комментарии под новостями и блоги, что, в свою очередь, показывает отношение к ним молодежи, особенно когда через современные средства коммуникаций (например, сеть Интернет) распространяется достаточно большое количество заведомо ложной информации как с целью мошенничества и получения прибыли обманным путем, так и с целью вербовки в запрещенные в России организации и группы.
Заключение
В качестве основного вывода необходимо выделить актуальность проблемы выбора источников информации молодыми людьми в условиях огромного информационного потока.
В ходе исследования получены данные о степени востребованности источников информации и их влиянии на формирование личности в возрастной группе 19-25 лет.
Сделан ряд выводов:
1. На сегодняшний день степень доверия к источнику информации практически не влияет на частоту обращения к нему.
2. Современная молодежь не задумывается о важности выбора источника информации как источника информационно-психологического воздействия.
3. Получен ряд статистических данных, позволяющих разработать и развить методику обучения и формирования личности, основанную на использовании источников информации с наивысшей степенью доверия и полезности, одновременно блокируя источники с низкой и нулевой степенью доверия.
4. Основываясь на полученных данных, можно изучать и оценивать влияние тех или иных источников информации и частоту их использования на приведенную возрастную группу с течением времени, анализировать эффективность обучения при применении методики оценки доверия и полезности источников информации, применяемых в различных сферах, в том числе и в процессе обучения.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Камнева Е. В. Информационно-психологическое воздействие средств массовой коммуникации на психическое состояние (на примере студенческой выборки) // Вопр. кибербезопасности. 2016. № 5 (18). С. 51-54.
2. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия-Телеком, 2009. 541 с.
3. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. № 1, ст. 48; от 30 июля 2012 г. № 31, ст. 4328; от 8 апреля 2013 г. № 14, ст. 1658; от 1 июля 2013 г. № 26, ст. 3208; от 8 июля 2013 г. № 27, ст. 3477.
4. Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью: Приказ № 161 Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16 июня 2014 г. URL: http:// www.rg.ru/2014/08/20/deti-dok.html (дата обращения: 18.08.19).
5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ № 646 от 05 декабря 2016 г. URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения: 18.08.19).
6. Газин А. И. Методика разделения источников информации по степени доверия в соответствии с целями обучения и воспитания личности // Междунар. науч. вестн. (вестник православных ученых). Воронеж: МПОО «ОПУ», 2016. № 2 (10). С. 19-22.
Статья поступила в редакцию 10.09.2019
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Газин Алексей Иванович — Россия, 398020, Липецк; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского; канд. техн. наук; доцент кафедры информатики, информационных технологий и защиты информации; [email protected].
Зияутдинов Владимир Сергеевич - Россия, 398020, Липецк; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского; канд. пед. наук, доцент; доцент кафедры информатики, информационных технологий и защиты информации; [email protected].
Скуднев Дмитрий Михайлович - Россия, 398020, Липецк; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского; канд. техн. наук, доцент; зав. кафедрой информатики, информационных технологий и защиты информации; Sdm81 @rambler.ru.
Исаева Алёна Владимировна - Россия, 398020, Липецк; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского; студентка направление подготовки «Педагогическое образование (информатика и математика)»; [email protected].
ASSESSMENT OF LEVEL OF INFORMATION-PSYCHOLOGICAL IMPACTS OF VARIOUS SOURCES OF INFORMATION ON YOUNG PERSONALITY
A. I. Gazin, V. S. Ziyautdinov, D. M. Skudnev, A. V. Isaeva
Lipetsk State Pedagogical University after P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russian Federation
Abstract. The article considers current information and information-psychological impact as a means of education and training as well as a tool for forming attitudes to the events, phenomena, processes, subjects. Nowadays, the state has the most developed structure of information and communication technologies, but there are growing alternative sources of information. There has been studied the degree of the 19-25 age group's confidence in different sources of information, ideology of the young of today is actively developing. To conduct the research there was made a questionnaire including questions about the degree of trust of respondents to the main sources of information (parents, environment, research literature, fiction, etc.) and their reference frequency. Statistical data have been collected, according to the results of processing the questionnaires. They allowed evaluating the data obtained. The conclusion on the impact of various information sources on the age group under study has been made. There has been revealed a tendency towards the increasing appeal for information, including unverified information, in the Internet, which makes its own contribution (not always positive) to development of ideological and personal qualities of an individual. There have been analyzed the data on the degree of trust of respondents to various sources of information and its usefulness. Having singled out a particular source of information as the main source affecting the perception, one can use the source for learning as well as for promoting certain products or services. But this approach can also be used by perpetrators for information and psychological impact.
Key words: information source, value system, youth, information and psychological impact, information security, degree of confidence.
For citation: Gazin A. I., Ziyautdinov V. S., Skudnev D. M., Isaeva A. V. Assessment of level of information-psychological impacts of various sources of information on young personality. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Management, Computer Science and Informatics. 2019;4:152-160. (In Russ.) DOI: 10.24143/2072-9502-2019-4-152-160.
1. Kamneva E. V. Informatsionno-psikhologicheskoe vozdeistvie sredstv massovoi kommunikatsii na psikhicheskoe sostoianie (na primere studencheskoi vyborki) [Information and psychological impact of mass media on mental state (student sample taken as example)]. Voprosy kiberbezopasnosti, 2016, no. 5 (18), pp. 51-54.
2. Manoilo A. V., Petrenko A. I., Frolov D. B. Gosudarstvennaia informatsionnaia politika v usloviiakh informatsionno-psikhologicheskoi voiny [State information policy in information and psychological war]. Moscow, Goriachaia liniia-Telekom Publ., 2009. 541 p.
3. O zashchite detei ot informatsii, prichiniaiushchei vred ikh zdorov'iu i razvitiiu. Federal'nyi zakon ot 29 dekabria 2010 g. № 436-FZ [On protection of children from information harmful to their health and development. Federal Law No. 436-FZ of December 29, 2010]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 3 ianvaria 2011 g. № 1, st. 48; ot 30 iiulia 2012 g. № 31, st. 4328; ot 8 aprelia 2013 g. № 14, st. 1658; ot 1 iiulia 2013 g. № 26, st. 3208; ot 8 iiulia 2013 g. № 27, st. 3477.
4. Ob utverzhdenii trebovanii k administrativnym i organizatsionnym meram, tekhnicheskim iprogrammno-apparatnym sredstvam zashchity detei ot informatsii, prichiniaiushchei vred ikh zdorov'iu. Prikaz № 161 Minis-terstva sviazi i massovykh kommunikatsii RF ot 16 iiunia 2014 g. [On approval of requirements for administrative and organizational measures, hardware and software for protecting children from information harmful to their health. Order No. 161 of the Ministry of Telecom and Mass Communications of the Russian Federation of June 16, 2014]. Available at: http://www.rg.ru/2014/08/20/deti-dok.html (accessed: 18.08.19).
5. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. Ukaz Prezidenta RF № 646 ot 05 dekabria 2016 g. [Information Security Doctrine of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation No. 646 of December 05, 2016]. Available at: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (accessed: 18.08.19).
6. Gazin A. I. Metodika razdeleniia istochnikov informatsii po stepeni doveriia v sootvetstvii s tseliami obucheniia i vospitaniia lichnosti [Methods of separating information sources by degree of trust in accordance with objectives of training and education]. Mezhdunarodnyi nauchnyi vestnik (vestnikpravoslavnykh uchenykh). Voronezh, MPOO «OPU», 2016. No. 2 (10). Pp. 19-22.
Gazin Alexey Ivanovich - Russia, 398020, Lipetsk; Lipetsk State Pedagogical University after P. Semenov-Tyan-Shansky; Candidate of Technical Sciences; Assistant Professor of the Department of Computer Science, Information Technologies and Protection of Information; [email protected].
Ziyautdinov Vladimir Sergeevich - Russia, 398020, Lipetsk; Lipetsk State Pedagogical University after P. Semenov-Tyan-Shansky; Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Computer Science, Information Technologies and Protection of Information; [email protected].
Skudnev Dmitriy Mikhailovich - Russia, 398020, Lipetsk; Lipetsk State Pedagogical University after P. Semenov-Tyan-Shansky; Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor; Head of the Department of Computer Science, Information Technologies and Protection of Information; [email protected].
Isaeva Alena Vladimirovna - Russia, 398020, Lipetsk; Lipetsk State Pedagogical University after P. Semenov-Tyan-Shansky; Student, training area "Pedagogical Education (Informatics and Mathematics)"; [email protected].
REFERENCES
The article submitted to the editors 10.09.2019
INFORMA TION ABOUT THE A UTHORS