Научная статья на тему 'Оценка уровня информатизации контрольно-надзорных органов Российской Федерации и перспективы развития в данном направлении'

Оценка уровня информатизации контрольно-надзорных органов Российской Федерации и перспективы развития в данном направлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
651
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анопченко Татьяна Юрьевна, Алексеева Луиза Николаевна

В статье авторы дают оценку уровню информатизации контрольно-надзорных органов Российской Федерации, проводится анализ проблем и сложностей внедрения электронных технологий в процесс государственного управления. Выявляются направления внедрения информационных технологий в процесс управления государством, рассматриваются задачи информатизации государственных органов. Авторы приводят рекомендации по информатизации, способствующие повышению эффективности работы контрольно-надзорных органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING THE LEVEL OF INFORMATIZATION CONTROL AND SUPERVISORY AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PROSPECTS FOR DEVELOPMENT IN THIS DIRECTION

The authors estimate the level of informatization control and supervisory authorities of the Russian Federation, analyze the problems and complexities of the introduction of electronic technologies in the process of governance. Are identified areas introduction of information technologies in the management of the state, considered the problem of informatization of public authorities. The authors provide recommendations for informatization that improve the efficiency of the control and supervision of public authorities.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня информатизации контрольно-надзорных органов Российской Федерации и перспективы развития в данном направлении»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 354

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ

Аннотация. В статье авторы дают оценку уровню информатизации контрольно-надзорных органов Российской Федерации, проводится анализ проблем и сложностей внедрения электронных технологий в процесс государственного управления. Выявляются направления внедрения информационных технологий в процесс управления государством, рассматриваются задачи информатизации государственных органов. Авторы приводят рекомендации по информатизации, способствующие повышению эффективности работы контрольно-надзорных органов государственной власти.

Ключевые слова: органы государственной власти, информатизация, контрольно-надзорные органы, информационные технологии, автоматизация, государственное управление.

ASSESSING THE LEVEL OF INFORMATIZATION CONTROL AND SUPERVISORY AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PROSPECTS FOR DEVELOPMENT IN THIS DIRECTION

Annotation. The authors estimate the level of informatization control and supervisory authorities of the Russian Federation, analyze the problems and complexities of the introduction of electronic technologies in the process of governance. Are identified areas introduction of information technologies in the management of the state, considered the problem of informatization of public authorities. The authors provide recommendations for informatization that improve the efficiency of the control and supervision of public authorities.

Keywords: public authorities, informatization, control and supervisory authorities, information technologies, automation, governance.

Органы государственной власти Российской Федерации успешно развивают ИТ-проекты (проекты, основанные на применении и использовании информационных технологий) и строят планы на будущее. В мире технологий информационные платформы очень быстро эволюционируют. Государственным органам уже недостаточно иметь собственный официальный сайт и предоставлять актуальную информацию. Сегодня мы живем в эпоху развития информационного общества, основанного на интернете и бурном развитии коммуникаций, которые позволяют существенно изменить жизнь людей во всех уголках планеты, во всех отраслях бизнеса в лучшую сторону.

Важнейшее для информационного общества обстоятельство состоит в том, что управление государством, по сути, происходит в электронной форме, что несколько десятков лет назад было трудно представить. Функции государства в большей степени выполняются с помощью электронных технологий и без участия человека. Благодаря этому обстоятельству становится возможным сократить уровень коррупции в отдельных отраслях государственного управления, а также уменьшить расходы на содержание аппарата государственных служащих.

Одним из ключевым направлений развития информационных технологий (ИТ) в государственном секторе в ближайшие годы станет автоматизация контрольно-надзорных функций государственного управления. В процессе информатизации государственных ведомств можно выделить несколько этапов. Началось все с внедрения систем электронного документооборота и налаживания

Т.Ю. Анопченко Л.Н. Алексеева

Tatiana Anopchenko Luiza Alekseeva

© Анопченко Т.Ю., Алексеева Л.Н., 2016

межведомственного обмена документами. Затем вектор информатизации государственных органов был смещен в сторону развития электронных государственных услуг и межведомственного электронного взаимодействия. Сегодня набирает темпы автоматизация контрольно-надзорных функций государственных органов, и именно это направление должно стать ключевым в сфере информатизации государственного сектора в ближайшие годы. Именно от качества работы контрольно-надзорных органов зависит развитие малого и среднего бизнеса Российской Федерации.

Выделим сложности взаимодействия малого и среднего бизнеса с контролирующими органами:

— противоречивые требования контрольно-надзорных органов;

— отсутствие единого реестра формализованных требований;

— несогласованность календарей проверок контролирующими органами;

— отсутствие единого механизма досудебного обжалования результатов проверок.

Максимально возможная автоматизация процесса государственных проверок позволит значительно облегчить нагрузку на малый и средний бизнес. В настоящее время на официальных сайтах контрольно-надзорных органов можно увидеть выдержки из федеральных законов, регламентирующие основные положения проведения проверок государственными органами, списки организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых в текущем году планируется проведение контрольно-надзорных мероприятий, с указанием даты начала и окончания проверки. Для эффективной работы контрольно-надзорных органов государственной власти следовало бы внедрить ведомственные информационные системы - в первую очередь системы оценки рисков, позволяющие проводить выборочные проверки, анализ и прогнозирование. Следующим шагом на пути к информатизации контрольно-надзорных органов государственной власти должно стать создание над-ведомственной ИТ-инфраструктуры, представляющей собой систему межведомственного взаимодействия для организации обмена сведениями [1].

Уместно было бы определить список документов, которые при проведении проверок ведомствам запрещено будет запрашивать у бизнеса. В него должны войти документы, которые контролирующие органы могут самостоятельно получить, используя имеющиеся у них информационные ресурсы. Стоит изменить подход государственных контрольных органов к проведению проверок, структурировать виды контроля, сделать требования общедоступными.

Деятельность контрольно-надзорных органов недостаточно автоматизирована, и работу в этом направлении нужно активизировать. Лучше всего автоматизированы функции по составлению планов проверок, хуже - взаимодействие с подконтрольными субъектами и учет результатов проверочных мероприятий.

Следует выделить первоочередные шаги по организации межведомственного взаимодействия при осуществлении контрольно-надзорных функций государственными органами:

— разработка нормативных правовых актов и методических документов;

— определение перечня документов, которые контрольно-надзорные органы могут самостоятельно получить в информационно-телекоммуникационной сети;

— разработка информационных систем;

— информационное взаимодействие между контрольно-надзорными органами различных уровней.

Внедрение информационных технологий в работу контрольно-надзорных органов предоставит следующие возможности:

— повышение оперативности и полноты контроля результативности деятельности органов государственной власти;

Вестник университета № 2, 2016

— взаимодействие с информационной системой мониторинга контрольно-надзорных органов в части мониторинга лицензионной деятельности;

— обеспечение прозрачности внутренних процессов, связанных с предоставлением услуг и функций;

— повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности за счет автоматизации действий всех участников процесса контрольно-надзорной деятельности;

— обеспечение межведомственного информационного взаимодействия и автоматизированное ведение реестров;

— контроль соблюдения сроков требований проверок и регламента;

— эффективный контроль за нарушениями, выявленными в ходе различных проверок и последующие меры (в случае необходимости) финансового и нефинансового воздействия.

Таким образом, внедрение технологий электронного администрирования в работу контрольно-надзорных органов позволило бы облегчить работу малого и среднего бизнеса, снизить временные затраты бизнес-структур на подготовку документов, запрашиваемых при проведении проверок различного рода, а также создало бы электронную базу уже проведенных проверок для дальнейшего статистического анализа [7]. Информатизация контрольно-надзорных органов Российской Федерации представляется важнейшим фактором противодействия коррупции и повышения доверия граждан к деятельности контрольно-надзорных органов. Именно через систему электронного взаимодействия с субъектами бизнеса предполагается дальнейшее углубление бизнес-преобразований и повышение качества государственных проверок [2].

Лидеры ИТ-рынка накопили опыт в использовании свободного программного обеспечения (СПО), и сегодня кооперация в этом направлении может помочь успешно решить масштабные задачи информатизации государственного сектора. Одна из важнейших задач государства в сфере ИТ - сделать взаимодействие государственных органов с населением и бизнес-структурами комфортным, упростить и ускорить процессы получения государственных услуг. В этой области за последние 3-4 года совершен настоящий прорыв и интенсивная работа продолжается. Сегодня в крупных городах страны и регионах качество предоставления государственных услуг населению и бизнесу выросло в разы: большинство насущных вопросов решается через многофункциональные центры, функционирует множество информационных систем и порталов органов государственной власти. Наблюдается переход на следующий уровень развития ИТ в государственном секторе, когда на первый план выходят задачи открытости данных, межведомственного взаимодействия, поддержки принятия решений, информационной безопасности [4].

Одна из важнейших задач информатизации государственного управления - коммуникационная. К настоящему времени в государстве накоплено большое количество информационных систем, баз данных, хранилищ, в которых собрана информация о гражданах и бизнес-структурах: от статичных показателей до крайне динамичных. Сейчас основные усилия ИТ-стратегов направлены преимущественно на повышение качества информации и ее доступности, как для граждан, так и для бизнеса.

Направление информатизации, сформировавшееся в органах государственной власти в последнее время - это постепенное движение в сторону создания информационных систем на базе технологий открытого кода или свободно распространяемого программного обеспечения (СПО). Лидеры рынка накопили опыт в использовании СПО, и кооперация может помочь успешно решить масштабные задачи государственного сектора. Это косвенно затрагивает и вопросы информационной безопасности систем. Решение этих вопросов продолжает быть актуальной задачей для участников рынка развития и сопровождения программно-аппаратных комплексов [3].

В сегменте взаимодействия государства и бизнеса идет процесс «отраслевой централизации» путем создания информационных систем (портал государственных закупок, государственные информационные системы топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства и другие). В них многие процессы прозрачны и унифицированы. Таким образом, можно выстраивать взаимоотношения с бизнесом, регулировать сложные, стратегические и социально значимые рынки. В процессе информатизации государственных органов ведется работа над повышением эффективности государственного управления: внутренняя и межведомственная оптимизация, и стандартизация процессов, постоянное совершенствование работы органов государственной власти. Бизнес уже несколько десятилетий использует механизмы повышения эффективности, а теперь эта тенденция появилась и в государственном секторе.

Одними из ключевых задач информатизации государственных органов являются задачи межведомственного взаимодействия и обмена данными, обеспечение безопасности систем и планомерный переход на СПО или отечественные аналоги зарубежных технологий. Органы государственной власти накопили большой объем информации по своим направлениям и отраслям, а развитый обмен качественными данными откроет возможности для следующего цикла в развитии ИТ в государственном секторе [5; 6]. Процесс перехода государственных органов к работе в электронном формате идет очень активно. В этом заинтересованы и граждане, и бизнес-структуры, и сами органы государственной власти, поскольку электронное взаимодействие позволяет всем более эффективно взаимодействовать, а также экономить ресурсы, прежде всего временные и финансовые. Задача государства -обеспечить условия для реализации информатизации государственных органов и в частности контрольно-надзорных органов.

Библиографический список:

1. Алексеева, Л. Н. Механизмы использования технологий электронного администрирования в целях повышения публичности системы государственного управления / Л. Н. Алексеева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2015. - № 5-6. - С. 141-143.

2. Бэйкер, Д. Инновация модели бизнеса через «краудсорсинг» с использованием социальных сетевых платформ / Д. Бэйкер // Проблемы управления в социальных системах. - 2012. - Т. 4. - № 6. - С. 87-99.

3. Тарасов, Н. А. Проблемы реализации проекта «Электронное правительство» в России / Н. А. Тарасов // Альманах современной науки и образования. - № 3. - 2012. - С. 140-142.

4. Тютин, Д. В. Эволюция нового государственного управления: логика эффективности, результативности и менеджмента публичных ценностей / Д. В. Тютин // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№ 5. - С. 179-182

5. Тюшняков, В. Н. Оценка социально-экономического эффекта внедрения технологий электронного правительства на региональном уровне / В. Н. Тюшняков, К. А. Мартакова // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7. - С. 90-91.

6. Чеботарева, А. А. Электронное государственное управление как новая форма взаимоотношений личности, общества и государства / А. А. Чеботарева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. -№ 6. - С. 18-22.

7. Forman, M. H. E-government: Using IT to transform the effectiveness and efficiency of government / M. H. Forman // Administrator, E-Government & Information Technology. - 2005. - C. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.