Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Доцент
Б.З. КАРИМОВ1
Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан
Информация для связи с автором:
baxtiyor.karimov1303@gmail.com
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МОЛОДЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ-ШКОЛЬНИКОВ 1617 ЛЕТ
Аннотация
Annotation
В статье проведён анализ физической подготовленности молодых баскетболистов на основе требований стандарта спортивной подготовки по баскетболу и различие её от Европейских баскетбольных клубных команд.
Ключевые слова: физическая подготовка, баскетбол, школьники, анализ, прыгучесть. стандарт, ростовые показатели.
Маколада ёш баскетболчиларнинг жисмоний тайёргарлиги меъёрий талаблари та^лил килинган хдмда Европа баскетбол клублари билан кайси фаркли томонлари урганилган.
Калит сузлари: жисмоний тайёргарлик, баскетбол, уцувчилар, тацлил, сакровчанлик, стандарт, усиш курсатцичлари.
The article analyzes the physical fitness of young basketball players based on the requirements of the basketball sports training standard and distinguishes it from European club teams
Key words: physical training, basketball, schoolchildren, analysis, jumping ability. standard, growth indicators.
Актуальность: Уровень подготовленности баскетболистов - школьников 16-17 лет является определяющим для их последующей спортивной карьеры. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в этом возрасте молодые люди в основном достигают своих около предельных антропометрических показателей и имеют преимущество в росте как в одном из важнейших показателей для баскетболистов перед сверстниками.
В этом возрасте у молодых спортсменов, значительно увеличивается объем тренировочной нагрузки в тренировочном процессе, который достигает величин сопоставимых с объемом тренировочной работы в командах мастеров и соответствует 24-30 часам в неделю. В связи с этим резко возрастает необходимость организации высокоэффективной специализированной подготовки спортивных резервов в баскетболе.
Кроме того, у баскетболистов этого возраста увеличиваются объемы и в соревновательной деятельности Республиканского масштаба. Именно с этого возраста начинается комплектование национальных сборных команд Узбекистана, которые затем принимают участие в Первенствах Азии среди юниорских и молодежных составов.
Изучение нами практики и опыта подготовки спортивных резервов показало отставание в уровне спортивной подготовленности узбекских баскетболистов этого возраста от ведущих европейских баскетболистов, которое только в довольно редких случаях удается ликвидировать, в более старшем возрасте.
Цель исследования. Исследование взаимосвязи физической и технической подготовленности при
отборе юных спортсменов для занятий баскетболом и сравнение с Европейкими клубами
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс баскетболистов 16-17 лет.
Предмет исследования. Взаимосвязь физической и технической подготовленности при отборе в баскетболе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: - анализ научно-методической литературы и обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования; - педагогическое тестирование и наблюдение; -метод ранговой корреляции. Анализ литературных источников предполагает сбор фактических данных из различных книг, публикаций, периодических изданий и т.д. Прежде всего, это обобщение уже имеющейся информации, которая обрабатывается и анализируется. Всегда можно выявить, насколько и как данная проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах. Данный метод нами использовался для получения и обобщения имеющейся информации по рассматриваемой теме. В результате изучения большого количества литературы мы сравнивали различные подходы, взгляды, мнения различных специалистов и авторов по спортивному отбору и срвнивали их с европейскими клубами. Собирался обширный материал по теме исследования. Изучались различные способы тестирования физических качеств. В ходе изучения литературы мы выделили для последующего тестирования, следующие наиболее подходящие
см см о см
го та t
0 Q. W
1
с го
№2-2022
www.fansports.uz
15
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
см см о см
го га t
0 Q. W
1
для отбора в секцию баскетбола, тесты: прыжок в длину с места, бег 20 м, бег 40 с. Для определения технической подготовленности баскетболистов были отобраны следующие тесты: скоростное ведение, передача мяча. Библиографический метод использовался нами для получения фактических данных об уровне физической подготовленности спортсменов, участвующих в исследовании, при поступлении в секцию баскетбола (февраль 2016 г). Педагогическое наблюдение как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. В области физического воспитания и спорта целью проведения педагогического наблюдения является изучение разнообразных вопросов учебно тренировочного процесса в европейских клубах. В исследованиях, проводимых в области физического воспитания и спорта, также широкой известностью пользуются методы, которые в наиболее общем смысле слова можно назвать опросом. В зависимости от методики и проведения такого опроса выделяют беседу, интервью и анкетирование. В нашей работе мы использовали беседы со специалистами по баскетболу на предмет выявления их взгляда на данный вопрос. Также использовали беседы с родителями спортсменов. Беседа применялась как дополнительный метод в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Она проводилась так же, как и наблюдение, по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Беседа велась в свободной форме, без записи ответов собеседника. Во избежание преднамеренного искажения ответов ее участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Методы математической статистики- широко применяются для большей эффективности выражения результатов педагогического эксперимента и оценки педагогического воздействия. Нами использовался метод определения корреляционной зависимости между исходным уровнем общей физической подготовки и результатами в избранном виде спорта после проведения нами исследования.
Результаты исследования показали наиболее интересную взаимосвязь между уровнем физической подготовленности и результатом технической подготовленности юных баскетболистов. Результаты тестирования можно увидеть в таблице №»1.
Таблица 1
Результаты тестирования баскетболистов 16-17 лет
Ф.И.О Ростт игрока Прыж. в дл.с места Бег 20 м (сек) Бег 40 с (м) Скоростное ведение мяча (сек) Передача Мяча (сек)
П.А. 175 2.10 4 210 13.7 14.4
Р.Д. 178 2.24 3.6 214 14.1 14.1
З.Э. 181 2.20 4.1 215 13.9 13.9
Ш.К. 195 2.30 3.2 210 14.2 13.3
Л.Д. 185 2.18 3.6 214 14.1 14.1
Б.О. 179 2.15 4 218 13.5 14.2
Р.Г. 183 2.20 3.6 216 13.9 13.8
Д.Ж 172 2.13 3.8 214 13.7 13.9
К.Г. 174 2.10 3.6 210 14.2 13.8
А.С. 186 2.24 4 214 13.9 13.7
Таким образом, сравнение данных тестирования баскетболистов 16-17 позволило установить несколько существенных недостатков, которые во многом не позволяют успешно им конкурировать с европейскими баскетболистами. Во-первых, - это рост спортсменов. По этому показателю наши молодые баскетболисты, особенно нападающие и центровые, существенно уступают молодым зарубежным спортсменам. Устранить этот недостаток можно только соответствующим поиском и отбором детей, имеющих предрасположенность достичь высокого роста. Требования в современном профессиональном баскетболе очень высоки - средний рост клубных команд Европы, не говоря уже о США, перешагнул двухметровую отметку центровых - 2 м10 см.
Второй наиболее существенный показатель -это уровень развития прыгучести. У наших 16-17 летних спортсменов, особенно высокорослых. Этот показатель находится на отметке ниже "удовлетворительно". Этот негативное положение может быть ликвидировано, т.к. в практике подготовки баскетболистов методика развития прыгучести разработана. Необходимо четкое понимание, что без высокого уровня прыгучести нет возможности добиться высоких спортивных результатов. Для преодоления этого отставания необходимо, прежде всего, понимание этого, а также желание, время и настойчивость.
Кроме того, в физической подготовленности проявился, хотя и не очень остро, недостаток силовой подготовленности, а именно не высокий уровень развития силы основных мышечных групп, необходимый для успешных, эффективных действий в условиях силового единоборства и выполнения действий с мячом в условиях соревновательной деятельности.
Литература:
1. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. вы/сш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.
2. Kholodov Zh. K., Kuznetsov B. C. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sport]. 2nd ed. Moscow, Akademiya Publ., 2000
3. Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения. 2004, - 335с.
16
www.fansports.uz
№2-2022