Оценка уровня евроскептицизма партий Франции на основе контент-анализа их предвыборных программ
Алексей Олегович ДОМАНОВ
младший научный сотрудник, Институт Европы Российской академии наук. Адрес: 125009, Москва, Никитский пер., д. 2. Е-таП: [email protected]
ЦИТИРОВАНИЕ: Доманов А.О. (2018) Оценка уровня евроскептицизма партий Франции на основе контент-анализа их предвыборных программ // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 11. № 3. С. 199-212. РО!: 10.23932/2542-0240-2018-11-3-199-212
АННОТАЦИЯ. В статье проведен сравнительный анализ уровня и динамики евроскептицизма некоторых партий Франции с помощью индекса отношения к европейской интеграции. На основе предвыборных программ партий численно выражено отношение к Евросоюзу с учетом таких параметров, как отношение к принципиальной идее европейской интеграции, аффективная и инструментальная поддержка или недовольство ЕС, восприятие Евросоюза как (не-)подотчетной организации. Сопоставление количественных показателей индекса с качественными экспертными оценками отечественных специалистов позволило дополнительно верифицировать применимость и надежность разработанной методологии для исследования феномена евроскептициз-ма. Стандартизированный подход к измерению позволил не только выявить общее отношение отдельной партии к европейской интеграции, но и сравнить полученные оценки с показателями за прошлые годы, для других партий и в других странах. В частности, показано постепенное усиление евроскептицизма партии «Национальный фронт» и сторонников Ж.-Л. Меланшо-на (сейчас - в организации «Непокоренная Франция»), ослабление критики ЕС
голлистами из «Союза за народное движение» и объединения «Республиканцы». Подтвержден более радикальный евро-скептицизм Французской коммунистической партии по сравнению с Социалистической партией.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Европейский Союз, евроскептицизм, количественный метод, Франция, партия Национальный фронт, политика, Европейский Союз
В последние годы избрание многих евроскептических политиков в Европейский парламент и национальные законодательные собрания (в частности, немецкий Бундестаг) привлекло внимание многих политологов к евроскепти-ческой идеологии. Накоплен значительный объем результатов исследования об отношении европейских партий к Евросоюзу с помощью качественных методов: в частности, на страницах данного журнала освещены истоки формирования такого взгляда на европейскую интеграцию [Басов 2017, с. 33-52; Тимофеев 2017, с. 53-68]. Довольно востребованным выглядит переход от изучения отдельных партий к их сравнению: исследователи стремятся не только идентифицировать тип евроскептицизма [Тимофеев 2017, с. 63-64], но и измерить ин-
тенсивность проявления этого признака у различных объединений. Например, в отечественной литературе уже использованы результаты количественного контент-анализа программ политических сил ряда стран, полученные сотрудниками Party Manifesto Project [Гро-могласова, Либман 2015, с. 5, 7].
Представляет интерес дальнейшее сравнение евроскептицизма различных партий стран ЕС. Поскольку в сравнительных исследованиях удобно использовать стандартные шкалы, зарубежные исследователи предложили для ранжирования политических организаций по степени евроскептицизма вывести некий индикатор их отношения к Евросоюзу, обобщив несколько показателей (не-)одобрения различных аспектов его деятельности [Flood 2002; Conti 2003; Markowski, Tucker 2004]. Однако со временем точность этих методик (в том числе Party Manifesto Project [Meyer, Jenny 2013]) потребовала корректировки.
Краткое описание методики сравнения степени евроскептицизма
Недавно предпринята попытка [Ка-вешников, Доманов 2018] разработать индекс отношения к европейской интеграции (ИОЕИ, Индекс) - усовершенствованный инструмент количественного контент-анализа программ партий, заявлений политиков, а также других устных и письменных источников на предмет отношения авторов к Европейскому союзу. На наш взгляд, ИОЕИ улавливает нюансы евроскептицизма точнее аналогов и в силу этого может ока-
заться более полезным для того, чтобы исследовать динамику изменений идеологии и идеологические мотивы, которые побуждают политических акторов принимать те или иные решения на европейском уровне. Кроме того, этот способ оценки политической ориентации позволяет получать результаты стандартного вида (в форме таблицы 1) и тем самым обеспечивает верифици-руемость и возможность сопоставления результатов исследований, проведенных на основе этой методики разными учеными.
Детальное описание методики расчета Индекса приведено в одном из более ранних исследований [Кавешни-ков, Доманов 2018]. Вкратце, как следует из рисунка 1, предлагаемый индикатор позволяет оценить позицию политической партии или деятеля1 в диапазоне от 1 балла (крайне евроскептиче-ское отношение, несогласие с принципиальной идеей европейской интеграции) до 13 (безоговорочная поддержка ЕС). В основу расчета ИОЕИ положены четыре параметра: отношение к общей идее интеграции, аффективная и инструментальная поддержка ЕС, восприятие Евросоюза как (не-)подот-четной организации. Основные показатели, рассчитываемые в соответствии с предлагаемой методикой, - итоговый ИОЕИ (в целом характеризует отношение партии к ЕС) и степень инструментальной отраслевой поддержки Евросоюза (отношение к его деятельности в отдельных сферах).
Определяя конкретное значение Индекса для рассматриваемого источника, исследователь оценивает отношение к принципиальной идее европей-
1 Описанная методика позволяет анализировать не только программы партий, но и документы/выступления входящих в них политиков. Однако трудно ожидать от деклараций отдельных политиков (даже если речь идет о тщательно проработанной программе партийного кандидата в президенты страны) полного соответствия компромиссному тексту, включающему пожелания множества членов партии. Следовательно, судить о партийной идеологии по ИОЕИ выступлений партийного лидера / видных членов партии можно лишь приблизительно.
Рис. 1. Алгоритм измерения индекса отношения к европейской интеграции. Fig. 1. Algorithm for measuring the Attitude to European integration index.
ской интеграции. Оно считается положительным, если одобряется комму-нитаризация хотя бы одной отрасли политики (независимо от конкретных форм такого управления интеграционными процессами - либо в рамках ЕС, либо вне его). В противном случае констатируется отрицательное отношение партии к идее евроинтеграции, а ИОЕИ считается равным 1.
Выявив поддержку каких-либо интеграционных усилий, исследователь должен охарактеризовать ее как аффективную или инструментальную. Следуя классификации политолога Д. Истона2, актор, поддерживающий Евросоюз инструментально, разделяет деятельность Евросоюза на аспекты (чтобы оценить выгоды и издержки его действий в разных отраслях политики). Напротив, аффективная поддержка не предполагает такого разделения, она строится на полном одобрении политики ЕС без анализа преимуществ и недостатков3.
Аналогично, актора можно назвать «аффективно неодобряющим Евросоюз», если он не выделяет более или менее выгодные для себя меры, а критикует деятельность ЕС в целом (либо неконструктивно, либо предлагая изменить «организационную форму» ев-роинтеграции - например, передать функции Евросоюза Совету Европы). Стоит отметить, что неодобрение ев-роинтеграции (и в отсутствие, и при наличии требований реформировать ЕС) - более евроскептичная позиция, чем неодобрение деятельности Евросоюза, поскольку без интеграционного проекта функционирование любого интеграционного объединения (и ЕС,
и гипотетической замены ему) теряет смысл.
Отрицание принципиальной идеи интеграции имеет большее значение при оценке значения ИОЕИ, чем разделение критики ЕС на аспекты в том же документе. Партия, которая принципиально считает интеграцию злом и потому не формулирует детальной критики в адрес ЕС, является более евроскептич-ной, чем партия, которая подробно описала недостатки Евросоюза, что подразумевает возможность исправления этих недостатков.
Ранее в соответствии с методикой расчета ИОЕИ проведен анализ программ некоторых британских политических сил (Консервативной и Лейбористской партии, а также Партии независимости Соединенного Королевства [Кавешников, Доманов 2018]). На основе контент-анализа программ этих партий была продемонстрирована практическая применимость ИОЕИ для оценки уровня евроскептических настроений политической партии; исследования изменения позиции акторов в отношении интеграции в ЕС; сравнения политической идеологии различных партий (в части их взглядов на ЕС).
Евроскептицизм в идеологии партий Франции
В настоящей статье проанализированы программные документы шести партий Франции, с которыми они начинали нынешний и прошлый электоральный цикл (за 2012 и 2017 гг.). Основные результаты анализа представлены в табли-
2 Политолог Д. Истон определил аффективную поддержку политического института как «независимую от конкретных поощрений или прибыли любого рода», а инструментальную связывал с анализом выгод и убытков от конкретных действий института на разных направлениях [Еаз1сп 1965, р. 278].
3 Следовательно, это мнение о ЕС можно считать менее евроскептичным, чем инструментальную поддержку: в последнем случае актор показывает, что осознает издержки, связанные с Евросоюзом (даже не призывая к реформам с целью сократить их). «Аффективный» сторонник ЕС либо не видит их, либо замалчивает специально.
це 1. В задачи исследования входит оценить уровень и динамику евроскептиче-ских настроений в политической системе Франции и дополнительно подтвердить применимость и надежность ИОЕИ. Верификация проведена путем сопоставления рассчитанных показателей Индекса с качественными экспертными оценками, высказанными отечественными специалистами (например, приведенными в следующих работах: [Вершинин 2017; Наумова 2017; Рубинский 2016]).
Для анализа выбраны документы шести французских организаций. Пре-
жде всего, речь идет о евроскептических Национальном фронте (НФ), «Непокоренной Франции» и Левом фронте. Вдобавок рассмотрена идеология трех объединений, не отличающихся евроскеп-тицизмом (Социалистической партии, а также «Республиканцев» и «Союза за народное движение», из которого трансформировалось это движение), с целью продемонстрировать способность предложенной методики выявлять нюансы отношения к ЕС даже в текстах евроэн-тузиастов. При сравнении «отраслевых» показателей Индекса для крайних евро-
Таблица 1. Значения индекса отношения к европейской интеграции у некоторых партий Франции
Fig. 1. Attitude to European integration index values for some French parties
Национальный фронт Левый фронт Непокоренная Франция Социалистическая партия Союз за народное движение Республиканцы
Год выборов 2012 2017 2012 2017 2017 2017 2012 2017
Отраслевые индексы инструментальной поддержки европейской интеграции
Иностранные дела B C B B D D
Экономические вопросы B B A B C C F
Кредитно-денежная политика A A C C A F F
Правосудие и внутренние дела A A C C C C C
Занятость, социальная политика и права потребителей B C C В C C C
Конкурентоспособность B C B C D F
Транспорт, телекоммуникации и энергетика D D F
Сельское хозяйство и рыболовство B A C C С D C
Образование, молодежная политика, культура и спорт C C D D
Окружающая среда C C B D
Индикатор обобщенной инструментальной поддержки евроинтеграции (медиана) B A C C B D D F
Упоминание неподотчетности Евросоюза Да Да Да Да Да Нет Нет Нет
Итоговое значение ИОЕИ 5 3 7 7 5 10 10 12
скептиков и партии, считавшейся федералистской, можно обнаружить неочевидное сходство их позиций по отдельным вопросам (например, иммиграционной политике ЕС). На примере исследования взглядов евроэнтузиастов показан широкий спектр применения ИОЕИ, поскольку с его помощью исследованы партии, находящиеся на противоположных концах шкалы измерения Индекса.
В 2012 г. НФ декларировал [Le Projet de Marine Le Pen 2012] положительное отношение к принципиальной идее европейской интеграции (что дает возможность присвоить его идеологии более 1 балла по шкале ИОЕИ). В программе партии проанализированы выгоды и издержки членства в ЕС, дана оценка отдельным направлениям деятельности ЕС, что позволяет оценить степень инструментальной поддержки.
В целом партия обозначила недовольство антикризисной политикой ЕС («неудача одного европейского политического проекта [единой валюты] исправляется ростом европейского федерализма») и призвала «восстановить примат национального права над европейским». При этом, согласно описанной методике, если партия рассматривает действия ЕС в разных сферах отдельно (выражая тем самым не аффективную, а специфическую поддержку или неодобрение Евросоюза), то оценивать партийную идеологию следует так же: аналитически разделяя отношение к коммунитаризации различных отраслей политики. В частности, положение программы «Европейское объединение угля и стали убило европейскую металлургию» выглядит лишь констатацией последствий евроинтеграции: менее евроскептичным, чем, например, четкий призыв вернуть из Брюсселя и Франкфурта-на-Майне полномочия в сфере кредитно-денежной политики («Франция с европейскими
партнерами должна подготовить возврат к национальным валютам»). Так что «степень евроскептичности» первого утверждения соответствует уровню B, второго - А (критерии для категорий C, D и F приведены на рисунке 1). После группировки подобных высказываний по отраслям политики (таблица 1) рассчитывается средний показатель (не-)одобрения коммунитари-зации (путем усреднения полученных «отраслевых» компонент): В. С учетом поправки на (не-)подотчетность Евросоюза (по мнению членов партии) полученное значение переводится в 5 баллов по шкале ИОЕИ (процедура показана на рисунке 1).
В программе НФ 2017 г. [144 Engagements Présidentiels 2017] отношение к ЕС в различных отраслях политики разделяется так же, как и в рассмотренном документе 2012 г. Программа партии содержит призыв создать «Европу независимых наций... европейский проект, уважающий независимость Франции». Устройство Европейского Союза предлагается изменить путем «переговоров с европейскими партнерами, затем - референдума о членстве в ЕС». Программа призывает «вернуть французскому народу суверенитет в законодательной сфере». Учитывая значения компонент Индекса, приведенные в таблице 1, документ в целом следовало бы оценить в 3 балла по шкале ИОЕИ.
Примечательно, что оценка степени евроскептицизма данной партии совпадает с мнениями исследователей ее идеологии. Судя по работам российских франковедов, упомянутые оценки по шкале ИОЕИ соответствуют идеологии НФ: ее характерными чертами считаются протекционизм [Преображенская, Смирнов, Зуева, Тимофеев 2013, с. 75] и экономический патриотизм [Наумова 2017, с. 27] вплоть до «враждебных глобализации и евростроитель-
ству лозунгов» [Рубинский 2016, с. 90], призыв восстановить «национальный суверенитет» [Клинова 2017, с. 20-24] и пересмотреть основополагающие договоры ЕС [Рубинский 2012, с. 19-33], а также «вопрос о необходимости для Франции покинуть Евросоюз» [Вара-кина 2009, с. 148], Шенгенскую зону [Зверева 2017, с. 51] и еврозону [Рубинский 2016, с. 90; Узнародов 2015, с. 31], причем М.В. Клинова обратила внимание на то, что М. Ле Пен не акцентировала последний пункт программы [Клинова 2017, с. 20-24].
Для сравнения оценим отношение к Евросоюзу в других частях французского политического спектра. Например, организации, которые в последние годы представлял депутат Европейского парламента Ж.-Л. Меланшон, обращают на себя внимание из-за роста популярности этого политика на двух последних президентских выборах с 11,1% до 19,6%.
«Непокоренная Франция» в своей программе 2017 г. [Sortir des Traités Européens] призвала к «скоординированному выходу [всех государств-членов ЕС] из европейских соглашений» и предложила «переформулировать [их] путем новых переговоров». Если согласовать отмену соглашений не удастся, то партия готова к «одностороннему выходу Франции из европейских договоров»: «либо ЕС меняется, либо из него выходят». На этом основании можно сделать вывод, что партия разделяет принцип европейской интеграции, но не приемлет ее практическое выражение в форме ЕС. Отношение авторов партийной программы к деятельности ЕС в отдельных отраслях политики (см. таблицу 1) и утверждения о его неподотчетности позволяют оценить идеологию этой партии в 5 баллов.
Перед парламентскими выборами 2012 г. Ж. - Л. Меланшон состоял в Левой
партии, входившей вместе с Французской коммунистической партией и другими в объединение «Левый фронт», поэтому его программой был общий документ Левого фронта. В 2012 г. его единомышленники [L'Humain d'abord 2012] одобряли принципиальную идею европейской интеграции: в случае прихода к власти они обещали «разработать новые европейские политические курсы, свободные от влияния финансовых рынков». Однако для этого требовалось радикально изменить форму, в которую воплотилась эта идея: «Отказаться от Лиссабонского договора», поскольку «в нем собраны все неразрешимые проблемы современного капитализма». Учитывая отношение «Левого фронта» к политике ЕС в конкретных отраслях, степень евроскепти-цизма этой организации оценивается в 7 баллов по шкале ИОЕИ.
Примечательно, что это значение характеризует позицию «Левого фронта» не только в 2012 г., но и в 2017 г. Следуя описанной логике, последнюю программу [La France en Commun] тоже можно оценить в 7 баллов. В ней ЕС также представлялся нужным инструментом в достижении целей, который требовал глубокой доработки.
Таким образом, применение стандартизированной процедуры количественной оценки программ позволило зафиксировать расхождение между ориентацией недавних партнеров по избирательному блоку и новой партии Ж.-Л. Меланшона в 2017 г. Стоит отметить, что в исследованиях французских левых, проведенных другими российскими специалистами, также подчеркивается относительный ев-роскептицизм лидера «Непокоренной Франции» на фоне позиций других политических сил. В частности, политолог Т.В. Зверева назвала реформы ЕС, к которым призвал Ж.-Л. Меланшон в 2017 г., «радикальными», критику «Ев-
ропы обороны» - «жесткой», а его идеологию в целом - «антипроектом в отношении ЕС» [Зверева 2017, с. 51-52]. Многие аналитики упомянули желание этого политика выйти из ЕС и ев-розоны [Клинова 2017, с. 21; Вершинин 2017, с. 38-40] и отказ поддержать проект Евроконституции вместе с одно-партийцами в 2005 г. [Вершинин 2016, с. 75; Работяжев 2012, с. 156; Канин-ская 2009, с. 29-53].
Систематизировав некоторые параметры идеологии этих крайних партий в соответствии с процедурой оценки ИОЕИ (таблица 1), удобно выявить расхождения между отношением этих, как может показаться, одинаково евроскеп-тичных акторов. Так, кодирование позиции Левого фронта и Национального фронта в 2017 г. по Общей сельскохозяйственной политике ЕС (ОСХП) как, соответственно, С и А отражает фундаментальную разницу подходов двух политических сил к регулированию объема дотаций фермерам. Если Левый фронт призвал существенно реформировать ОСХП, не меняя центр принятия решений, то Национальный фронт недвусмысленно потребовал декомму-нитаризации в этой сфере: «Преобразовать ОСХП во Французскую сельскохозяйственную политику. Гарантировать размер дотаций, критерии [для получения] которых теперь будут разрабатываться Францией, а не Евросоюзом». Та же ситуация сложилась в области кредитно-денежной политики: Левый фронт призвал «изменить уставные документы» и цели Европейского центрального банка, в то время как Национальный фронт выступил за выход из еврозоны и независимость от этого учреждения.
Критика некоторых аспектов Евросоюза другими основными французскими партиями не позволяет назвать их евроскептическими, хотя и приводит к смещению итоговой оценки их
идеологии от евроэнтузиастского конца шкалы ИОЕИ - 13 баллов в меньшую сторону. Так, Социалистическая партия в своей программе 2017 г. [Charte des Socialistes pour le Progrès Humain], одобряла идею европейской интеграции в любой форме и существование ЕС, но выступала за строительство «альтернативной Европы». Поддержку Евросоюза социалистами можно считать инструментальной, так как в рассмотренном документе проанализирована деятельность ЕС раздельно в различных отраслях политики (выражена поддержка нынешнего политического курса на большинстве направлений и, более того, надежда на формирование экономического правительства евро-зоны). Значение Индекса для этой политической силы с учетом отношения к интеграции во всех перечисленных партией сферах, - 10 баллов, что соответствует довольно федералистской ориентации.
Отечественные специалисты, исследовавшие идеологию Социалистической партии, также отметили в ее документах общую поддержку Евросоюза: основополагающих договоров [Ва-ракина 2009, с. 144] и более тесной интеграции с другими государствами -членами ЕС в таких сферах, как европейская политика безопасности и обороны [Преображенская, Смирнов, Зуева, Тимофеев 2013, с. 79] или социальная защита [Зверева 2017, с. 51]. Но существующие исследования не дают присвоить Социалистической партии наивысший балл евроэнтузиазма по шкале ИОЕИ: эксперты отметили, что социалисты предлагали пересмотреть ряд мер Евросоюза (например, дополнить требования бюджетной дисциплины стимулированием экономического роста [Рубинский 2012, с. 19-33] или приостановить действие Пакта стабильности и роста [Зверева 2017, с. 51]), а также в целом отрицали неолиберальный
курс некоторых европейских институтов [Работяжев 2012, с. 160].
«Союз за народное движение» в 2012 г. декларировал инструментальную поддержку идеи европейской интеграции и Евросоюза. В программе данной организации речь шла скорее о сохранении принципа субсидиарности, чем о коммунитаризации новых отраслей политики. По мнению авторов этого документа, необходимо «сконцентрировать деятельность ЕС там, где она действительно полезна», и «упростить и сократить европейские нормы». Анализ показателей отношения к деятельности ЕС в отдельных отраслях политики позволяет оценить идеологию «Союза за народное движение» в 10 баллов по шкале ИОЕИ.
Последователи «Союза за народное движение» - «Республиканцы» в 2017 г. выражали, как и в 2012 г., инструментальную поддержку Евросоюза и интеграции в его рамках [Majorité pour la France 2012]. Те отрасли политики, которые пятью годами ранее предполагалось лишь поддерживать (в частности, расширяя финансирование проектов), в 2017 г. призвали коммунитари-зировать вплоть до создания «подлинной политической Европы».
При этом в программе содержится несколько критических замечаний по поводу избыточного регулирования экономической деятельности органами ЕС (особенно в сфере сельского хозяйства): предполагалось, что одновременно с передачей полномочий наднациональным органам сокращалось бы количество нормативных актов, издаваемых ими. Значение ИОЕИ в случае этой партии, усредненное с учетом выборочной критики ЕС, составляет 12 баллов.
Примечательно, что при сравнении «отраслевых» показателей Индекса для этих трех евроэнтузиастских партий обнаруживается, что «Республиканцы» в 2017 г. превосходили социалистов по
степени поддержки федералистских подходов к управлению многими отраслями политики ЕС (и, как следствие, по уровню агрегированной приверженности федерализму). Например, позиции «Республиканцев» в сферах макроэкономики и энергетики оценены как Б, то есть ближе к «идеальному типу» федерализма, чем такие же индикаторы социалистов. Этот вывод сделан на основе следующих положений программы «Республиканцев»: «Запустить создание подлинной политической Европы, опирающейся на еврозону и отличающейся от большого рынка 28 стран. Мы предложим Европейскому совету дать зоне евро ресурсы, необходимые для проведения экономической политики» (то есть выделить в ЕС особое «ядро» государств с желанием и возможностями коммунитаризировать экономическую политику), причем это образование было бы «сфокусировано на [...] единой (1а - А.Д.) энергетической политике».
Российские специалисты также отмечали, что в соответствии с «линией Ширака и Саркози на развитие наднациональных структур ЕС» [Преображенская, Смирнов, Зуева, Тимофеев 2013, с. 79] их последователи полностью поддержали базовые документы этого объединения [Варакина 2009, с. 147], членство страны в Евросоюзе и еврозо-не [Зверева 2017, с. 51-55], а также, как многие правоцентристские партии, избегали евроскептических лозунгов [Уз-народов 2015, с. 28] - видимо, со времен де Голля стремясь использовать Евросоюз как «мультипликатор могущества Франции» [Тимофеев 2017, с. 58]. Вместе с тем аналитики отметили обстоятельства, которые не дают поставить упомянутым политическим силам максимальный балл по шкале ИОЕИ: призывы реформировать иммиграционную политику и «провести новые переговоры о разграничении полномочий в ЕС меж-
ду Брюсселем и национальными правительствами» [Зверева 2017, с. 52].
* * *
Самой евроскептичной из рассмотренных программ французских партий можно признать программу НФ 2017 г. Ее значение индекса отношения к европейской интеграции составило 3 балла, поскольку в документе выражено наибольшее недовольство конкретной деятельностью ЕС (в отраслях политики, упомянутых в исследованных текстах), а сам Евросоюз охарактеризован как неподотчетный институт. Наибольшее одобрение ЕС вызвал у «Республиканцев» (ИОЕИ = 12), хотя и они в 2017 г. критиковали деятельность Евросоюза в сфере сельского хозяйства, иностранных дел, социальной политики и контроля над иммиграцией.
Приведенные индикаторы демонстрируют, прежде всего, изменчивость позиций политических сил со временем. Например, с 2012 по 2017 г. евро-скептицизм «Национального фронта» усилился, а после преобразования «Союза за народное движение» в партию «Республиканцы» ее члены заняли менее евроскептичную позицию. Как уже отмечалось, в ходе расчета ИОЕИ у «Непокоренной Франции» выявлен более радикальный евроскептицизм, чем у «Левого фронта»: количественно выражена степень расхождения позиций Ж.-Л. Меланшона и объединения, в котором его партия состояла ранее. Более того, проанализировав динамику евроскептицизма НФ, «Республиканцев» и сторонников Ж.-Л. Мелан-шона (в 2012 г. — в «Левом фронте», через 5 лет — в «Непокоренной Франции»), можно констатировать постепенную поляризацию всей национальной политической системы по отношению к европейской интеграции.
Применение ИОЕИ облегчает сравнение евроскептицизма партий, кон-
курирующих на одной политической арене. В частности, использование Индекса позволяет уточнить степень недовольства или поддержки Евросоюза партиями, находящимися в одной части политического спектра: например, выявить у «Левого фронта» сравнительно более евроскептическую ориентацию, чем у социалистов.
В данной статье подтверждена функциональность разработанного автором индекса отношения к европейской интеграции. На примерах французских партий продемонстрирована его применимость для оценки интенсивности ев-роскептицизма политических акторов по стандартизированной методике, чья структура обеспечивает верифицируе-мость и сопоставимость результатов исследования. Стоит отметить, что ИОЕИ позволяет синтетически количественно охарактеризовать взгляды политиков не только на ЕС в целом, но и на его деятельность в отдельных отраслях политики: благодаря этой особенности можно избежать трудностей сопоставления объемных и нестандартизованных выводов качественных исследований, сравнивая партии. Кроме того, показана релевантность значений Индекса (они сопоставлены с выводами качественных исследований об ориентации отдельных партий Франции, проведенных отечественными специалистами).
Использование Индекса позволяет оценить динамику изменения позиции партии, сравнить по единой методике идеологию партии в разные годы. С помощью ИОЕИ выявлены нюансы отношения к ЕС на одних флангах политического спектра: в частности, «Левый фронт» представляется более евроскеп-тичным, чем Социалистическая партия. Кроме того, Индекс позволяет идентифицировать схожие постулаты в идеологии евроскептических партий, на основе которых может развиваться их сотрудничество.
Список литературы
Басов Ф.А. (2017) Германия в Европейском Союзе: от экономического локомотива к политическому лидерству // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 10. № 1. C. 33-52.
Варакина А.А. (2009) Современные французские партии о Европарламенте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. № 4. С. 144-150.
Вершинин А.А. (2016) Французские ультралевые на рубеже веков // Современная Европа. № 3. С. 66-78.
Вершинин А.А. (2017) «Непокоренный» Меланшон заходит на второй круг // Клинова М.В., Кудрявцева А.К., Тимофеев П.П. (ред.) Президентские выборы во Франции-2017. М.: ИМЭМО РАН. С. 38-40.
Громогласова Е.С., Либман А.М. (2015) Политико-эконометрический анализ трансформации партийных систем в Евросоюзе // Мировая экономика и международные отношения. № 4. С. 5-17.
Зверева Т.В. (2017) Франция и будущее евроинтеграции // Клинова М.В., Кудрявцева А.К., Тимофеев П.П. (ред.) Президентские выборы во Франции-2017. М.: ИМЭМО РАН. С. 51-55.
Кавешников Н.Ю., Доманов А.О. (2018) Методика оценки евроскептиче-ских настроений на примере политических партий Великобритании // Международные процессы (в печати).
Канинская Г.Н. (2009) Что в имени твоем? О французских левых // Французский ежегодник. № 1. С. 29-53.
Клинова М.В. (2017) Экономические аспекты программ М. Ле Пен и Ж.-Л. Меланшона // Клинова М.В., Кудрявцева А.К., Тимофеев П.П. (ред.) Президентские выборы во Франции-2017. М.: ИМЭМО РАН. С. 20-24.
Наумова Н.Н. (2017) Особенности предвыборной программы М. Ле Пен —
2017 // Клинова М.В., Кудрявцева А.К., Тимофеев П.П. (ред.) Президентские выборы во Франции-2017. М.: ИМЭМО РАН. С. 26-28.
Преображенская А.А., Смирнов В.П., Зуева К.П., Тимофеев П.П. (2013) Мир. Вызовы глобального кризиса. Франция // Мировая экономика и международные отношения. № 11. С. 70-83.
Работяжев Н.В. (2012) Европейская социал-демократия в поисках адаптации к меняющемуся миру // Полития. № 3. С. 146-167.
Рубинский Ю.И. (2012) Франция на новом витке истории: выборы 2012 года // Современная Европа. № 4. С. 19-33.
Рубинский Ю.И. (2016) Франция: два съезда // Современная Европа. № 2. С. 87-91.
Тимофеев П.П. (2017) Французский евроскептицизм: истоки и современность // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 10. № 1. С. 53-68.
Узнародов И.М. (2015) Евроскепти-цизм после кризиса // Современная Европа. № 1. С. 26-36.
144 Engagements Présidentiels. Marine 2017 (2017) // Rassemblementna-tional.fr // https://www.rassemblementna-tional.fr/pdf/144-engagements.pdf, дата обращения 8.03.2018.
Charte des Socialistes pour le Progrès Humain // Parti-socialiste.fr // http://www. parti-socialiste.fr/les-socialistes/nos-val-eurs/charte-des-socialistes-pour-le-pro-gres-humain/, дата обращения 8.03.2018.
Conti N. (2003) Party Attitudes to European Integration: A Longitudinal Analysis of the Italian Case, Falmer: Sussex European Institute.
Easton D. (1965) A Systems Analysis of Political Life, New York: Wiley.
Flood C. (2002) Euroscepticism: A Problematic Concept (Illustrated with Reference to France) // UACES.org // http://uaces.org/documents/papers/0201/ flood.pdf, дата обращения 8.03.2018.
La France en Commun. Les Communistes Proposent // PCF.fr // http://2017. pcf.fr/notre_engagement, дата обращения 8.03.2018.
Le Projet de Marine Le Pen (2012) // Web.archive.org // https://web.archive. org/web/20120418192704/http://www. frontnational.com/le-projet-de-marine-le-pen/, дата обращения 8.03.2018.
L'Humain d'abord (2012) // PCF.fr // http://www.pcf.fr/18549, дата обращения 8.03.2018.
Majorité pour la France. Union de la Droite et du Centre. Projet (2012) // Re-publicains.fr // https://www.republicains. fr/projet, дата обращения 8.03.2018.
Markowski R., Tucker J. (2007) Political Representation and Euroscepticism: Evidence from Poland // European Elections after Eastern Enlargement: Preliminary Results from the European Election Study 2004 (eds. Marsh M., Mikhaylov S., Schmitt H.), Mannheim: The Connex Report Series, pp. 53-70.
Meyer T., Jenny M. (2013) Measuring Error for Adjacent Policy Position Estimates: Dealing with Uncertainty Using CMP Data // Electoral Studies, no 32, pp. 174-185.
Sortir des Traités Européens // LAEC.fr // https://laec.fr/chapitre/4/sortir-des-trait-es-europeens, дата обращения 8.03. 2018.
Euroscepticism Level of French Parties Determined by the Content-analysis of Their Pre-election Manifestos
Aleksey О. DOMANOV
Junior Research Fellow, Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences. Address: 2, Nikitskij lane, Moscow, 125009, Russian Federation. E-mail: domanov. [email protected]
CITATION: Domanov A.O. (2018) Euroscepticism Level of French Parties Determined by the Content-analysis of Their Pre-election Manifestos. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 11, no 3, pp. 199-212 (in Russian). DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-3-199-212
ABSTRACT. The dynamics of Euroscepticism intensity of some French parties is analysed in the given article with the use of Attitude to European integration index. The degree of criticism of the EU is evaluated quantitatively (1-13 points) based on the following data extracted from 2010-2017 party manifestos: attitude to the principal idea of European integration, affective and instrumental support or discontent of the EU, the perception of the EU as an (un-) accountable institution. The elaborated method was proven to be instrumental and reliable for
Euroscepticism studies by finding correspondence between the quantitative values of the Index and Russian scholars' qualitative estimates. This standardized approach to measurement allowed not only to reveal the general attitude of a particular party towards European integration, but also to compare the obtained estimates with indicators for past years, for other parties, and also in other countries. The developed scale let ascertain some strengthening of National Front's and J.-L. Melenchons supporters' (nowadays - from "Unbowed France") Euroscep-
ticism and weakening criticism of the EU by gaullists from the "Union for the Popular Movement" and the "Republicans". Relatively stronger Euroscepticism of the French Communist Party in comparison to the Socialist Party has been confirmed.
KEY WORDS: the European Union, Euroscepticism, quantitative method, France, party The National Front, politics, European Union
References
144 Engagements Présidentiels. Marine 2017 (2017). Rassemblementnation-al.fr. Available at: https://www.rassemble-mentnational.fr/pdf/144-engagements. pdf, accessed 8.03.2018.
Basov F.A. (2017) Germaniya v Ev-ropejskom Soyuze: ot ekonomichesk-ogo lokomotiva k politicheskomu lider-stvu [Germany in the European Union: from an Economic Locomotive to Political Leadership]. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 10, no 1, pp. 33-52.
Charte des Socialistes pour le Progrès Humain. Parti-socialiste.fr. Available at: http://www.parti-socialiste.fr/les-so-cialistes/nos-valeurs/charte-des-sociali-stes-pour-le-progres-humain/, accessed 8.03.2018.
Conti N. (2003) Party Attitudes to European Integration: A Longitudinal Analysis of the Italian Case, Falmer: Sussex European Institute.
Easton D. (1965) A Systems Analysis of Political Life, New York: Wiley.
Flood C. (2002) Euroscepticism: A Problematic Concept (Illustrated with Reference to France). UACES.org. Available at: http://uaces. org/documents/papers/0201/ flood.pdf, accessed 8.03.2018.
Gromoglasova E.S., Libman A.M. (2015) Politiko-ekonometricheskij analiz transformatsii partijnykh sistem v Evroso-
yuze [Political and Econometric Analysis of Transformations in the EU Party Systems]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, no 4, pp. 5-17.
Kaninskaya G.N. (2009) Chto v imeni tvoem? O frantsuzskikh levykh [What Is in Your Name? On the French Left]. Frant-suzskij ezhegodnik, no 1, pp. 29-53.
Kaveshnikov N.Yu., Domanov A.O. (2018) Metodika otsenki evroskepticheskikh nastroenij na primere politicheskikh par-tij Velikobritanii [A Method for the Evaluation of Eurosceptic Attitudes at the Example of UK Political Parties]. Mezhdunarodnye protsessy (in printing).
Klinova M.V. (2017) Ekonomicheskie aspekty programm M. Le Pen i Zh.-L. Melanshona [Economic Aspects of M. Le Pen and J.-L. Melenchon's Manifestos]. Prezidentskie vybory vo Frantsii-2017 [Presidential Elections in France in 2017] (eds. Klinova M.V., Kudryavtseva A.K., Timofeev P.P.), Moscow: IMEMO RAN, pp. 20-24.
La France en Commun. Les Communistes Proposent. PCF.fr. Available at: http://2017.pcf.fr/notre_engagement, accessed 8.03.2018.
Le Projet de Marine Le Pen (2012). Web.archive.org. Available at: https://web. archive.org/web/20120418192704/http:// www.frontnational.com/le-projet-de-ma-rine-le-pen/, accessed 8.03.2018.
L'Humain d'abord (2012). PCF.fr. Available at: http://www.pcf.fr/18549, accessed 8.03.2018.
Majorité pour la France. Union de la Droite et du Centre. Projet (2012). Repub-licains.fr. Available at: https://www.repub-licains.fr/projet, accessed 8.03.2018.
Markowski R., Tucker J. (2007) Political Representation and Euroscepticism: Evidence from Poland. European Elections after Eastern Enlargement: Preliminary Results from the European Election Study 2004 (eds. Marsh M., Mikhaylov S., Schmitt H.), Mannheim: The Connex Report Series, pp. 53-70.
Meyer T., Jenny M. (2013) Measuring Error for Adjacent Policy Position Estimates: Dealing with Uncertainty Using CMP Data. Electoral Studies, no 32, pp. 174-185.
Naumova N.N. (2017) Osobennos-ti predvybornoj programmy M. Le Pen-2017 [The Features of M. Le Pen's Manifesto in 2017]. Prezidentskie vybory vo Fran-tsii-2017 [Presidential Elections in France in 2017] (eds. Klin ova M.V., Kudryavtse-va A.K., Timofeev P.P.), Moscow: IMEMO RAN, pp. 26-28.
Preobrazhenskaya A.A., Smirnov V.P., Zueva K.P., Timofeev P.P. (2013) Mir. Vyzovy global'nogo krizisa. Frantsiya [World. The Challenges of Global Crisis. France]. Mirovaya ekonomika i mezhdun-arodnye otnosheniya, no 11, pp 70-83.
Rabotyazhev N.V. (2012) Evropejskaya sotsial-demokratiya v poiskakh adaptat-sii k menyayushchemusya miru [European Social Democratic Movements in Pursuit of Adaptation to a Changing World]. Politiya, no 3, pp. 146-167.
Rubinsky Yu.I. (2012) Frantsiya na novom vitke istorii: vybory 2012 goda [A New History Development in France: 2012 Elections]. Sovremennaya Evropa, no 4, pp. 19-33.
Rubinsky Yu.I. (2016) Frantsiya: dva s'ezda [France: Two Conventions]. Sovre-mennaya Evropa, no 2, pp. 87-91.
Sortir des Traités Européens. LAEC.fr. Available at: https://laec.fr/chapitre/47sortir-des-traites-europeens, accessed 8.03.2018.
Timofeev P.P. (2017) Frantsuzskij ev-roskeptitsizm: istoki i sovremennost' [French Euroscepticism: History and the Present Time]. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 10, no 1, pp. 53-68.
Uznarodov I.M. (2015) Evroskeptit-sizm posle krizisa [Euroscepticism after the Crisis]. Sovremennaya Evropa, no 1, pp. 26-36.
Varakina А.А. (2009) Sovremen-nye frant suzskie partii o Evroparlamente [Contemporary French Parties on the European Parliament]. Vestnik Sankt-Pe-terburgskogo universiteta. Seriya 6. Polito-logiya. Mezhdunarodnye otnosheniya, no 4, pp. 144-150.
Vershinin A.A. (2016) Frantsuzskie ul'tralevye na rubezhe vekov [The French Ultra-left at the Turn of the Century]. Sovremennaya Evropa, no 3, pp. 66-78.
Vershinin A.A. (2017) «Nepokoryon-nyj» Melanshon zakhodit na vtoroj krug ["Unbowed" Melenchon Starts Second Round]. Prezidentskie vybory vo Frant-sii-2017 [Presidential Elections in France in 2017] (eds. Klinova M.V., Kudryavtse-va A.K., Timofeev P.P.), Moscow: IMEMO RAN, pp. 38-40.
Zvereva T.V. (2017) Frantsiya i budush-chee evrointegratsii [France and the Future of European Integration]. Prezidentskie vybory vo Frantsii-2017 [Presidential Elections in France in 2017] (eds. Klinova M.V., Kudryavtseva A.K., Timofeev P.P.), Moscow: IMEMO RAN, pp. 51-55.