Научная статья на тему 'Оценка уровней магистрального шума в условиях городской территории'

Оценка уровней магистрального шума в условиях городской территории Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАЛДЫқ ШУ / ШУДЫң ИНТЕНСИВТіК ДЕңГЕЙі / БАқЫЛАУ НүКТЕЛЕРі / MAINNOISE / INTENSITYLEVELOFNOISE / CONTROLPOINTS / МАГИСТРАЛЬНЫЙ ШУМ / УРОВЕНЬ ИНТЕНСИВНОСТИ ШУМА / КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кайдарова Д.К.

Шум беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков, которое способно оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF NOISE LEVELS IN THE MAIN URBAN AREAS

Traffic noise influences impacts on increasing levels of noise in recreational andyard areas. Imperfection of planning decisions in quarterly constructions affectsthe noise level.

Текст научной работы на тему «Оценка уровней магистрального шума в условиях городской территории»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И ПРОФПАТОЛОГИЯ

Д. К. КАЙДАРОВА

ОЦЕНКА УРОВНЕЙ МАГИСТРАЛЬНОГО ШУМА В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

Департамент КГСЭН МЗРК по Актюбинской области, г Актобе

Шум - беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков, которое способно оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека.

Ключевые слова: магистральный шум, уровень интенсивности шума, контрольные точки.

Актуальность Городская среда включает в себя множество технических сооружений, транспортных путей, промышленных, коммунальных спортивныхявляющихсяактивными источниками шума; иг.Актобе, являясь крупным промышленным центром запада Казахстана, не является исключением. Селитебные территории города включают в себя много источников шума какприродного так и техногенного характера, в том числе шум от внешних и внутренних источников. К внутренним источникам шума относят шум от работы различного санитарно- технического оборудования, лифтового хозяйства, работа электро - и радиоприборов, которые, конечно же, работают не продолжительный период времени, но по совокупности увеличивают шумовую нагрузку

Из внешних источников наибольший вклад в шумовое антропогенное загрязнение городской территории вноситтранспортный шум.( авиационный, автомобильный, железнодорожный), атакже шум от работы котелен, копрессоров, технологического транспорта и оборудования вентиляционной системы промышленных предприятий.

Но все же наибольшее значение имеет автотранспортный шум, воздействие которого осуществляется внутри селитебных зон. И здесь необходимо учесть тот факт, что количество автотранспорта в целом имеет тенденцию к росту В г.Актобе за последние три года число автотранспортных средств увеличилось на 49,0 %, при этом отмечается увеличение доли легкового автотранспорта и микроавтобусов и уменьшение доли грузового транспорта и автобусов с большой вместимостью пассажиров.

Цель исследования - оценка уровней магистрального шума в условиях городской территории.

Материалы и методы исследования. Исследование уровней городского шума проведено по 19 контрольным точкам, на территории селитебной зоны и магистральных зон, также проведена оценка интенсивности движения автомобильного транспорта на 8 автомагистралях города. Замеры проводились ежемесячно в течение года шумомером ШИ-01. Проведена оценка интенсивности движения автотранспорта на автомагистралях г Актобе.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно полученным данным на автодорогах города интенсивность движения увеличивается к весенне- летнему периоду с некоторым снижением в зимний период, но в целом интенсивность движения в жилых районах, вблизи объектов частого посещения: рынков, торговых центров имееттенденциюкувеличению. К примеру, наибольший уровень интенсивности движения зарегистрирован на проспектах Абылхаир хана и А.Молдагуловой, на улицах К. Нокина и М.Маметовой более 3,8 тыс. единиц автотранспорта в час, на пр.Санкибай батыра, ул.Есет-батыра более 2,3 тыс. ед.вчас, ул.Бр. Жубановых 1,5тысед, вчас., ул. Ш.Уалихановаболее 800 единицавтотранспорта в час.

Для города характерны не только высокая интенсивность движения автотранспорта, но и наличие большого количества отражающих поверхностей, что усугубляется высокой плотностью застройки центральной части города (пр. Абулхаирхана, А.Молдагуловой,Уалиханова и т.д.). Установлены значения минимального, максимального и среднего уровня шума внутри жилых кварталов и вблизи магистралей.

Наименование точек наблюдения по шуму (от внешних источников) Минимальный уровень Максимальный уровень Средний уровень шума

Магистральный шум 47 76 64,4

Шум внутри жилых кварталов 24 45 36,3

Выводы. 1.Проведенные измерения среднего уровня шума на селитебной территории г. Актобе выявили, что он колеблется в пределах от 24 до 45 дБ (А).2. Максимальные значения среднего уровня (3845 дБ (А)) наблюдаются в точках, расположенных вблизи автодорог с интенсивным движением, а минимальные значения (24-27дБ) в точках, удаленных от дорог на 100 и более метров, либо вблизи автомагистралей с менее интенсивным движением. З.Шум оттранспортных потоков оказываетвлияние на повышение уровней шума в зонах отдыха внутри дворовых территорий, причиной которых является

„ , _I I „„ _________Батыс Казакстан медицина журналы №2(30)2011 ж. 93

Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (30) 2011 г. \ ____

КЭС1БИ ПАТОЛОГИЯ МЕН ЭКОЛОГИЯ МЭСЕЛЕЛЕР!

несовершенство планировочных решений квартальной застройки, отсутствие или неэффективность акустических «зеленых» экранов отдорог. Списоклитературы:

1. Рахманин Ю.А ,Боев В.М.,Аверьянов В.Н., Дунаев В.Н. Химические и физические факторы урбанизированной среды обитания».- ОренбургФГУП «ИПКЮжный Урал»,2004г.

2. В.Г.Артамонова, Н.Н.Шаталов"Профессиональныеболезни", Медицина, 1996г.

3. Цанаева Л.,Балычев Ю.Оценка влияния шума на функциональное состояние организма человека. Гигиена и санитария.-1997г. №4 С. 18-21,

4. ЧелноковА.В. «Снижение шума от автотранспорта в системах акустически связанных улиц -каналов» Акуст. экол.-90. Ч.2:Материалы Всесоюзной научно- практической конференции. Общество «знание» РСФСРЛенинградскийдом науч.-тех.проп.-Л-1990

5. Шандала М.Г. Опыт гигиенической разработки проблемы физических факторов окружающей среды.Гигиена и санитария.-1999 №4.

6. Шандала М.Г. «Физические факторы окружающей среды как гигиеническая проблема.Вестник АМН СССР-1981 г №1.

7. Щицкова А.П., Карагодина И.Л., ПутилинаА.П. и др., Гигиенические аспекты шумозащиты вусловиях города. Гигиенаисанитарния 1989 г №10.

TYWH

Д. К. КАЙДАРОВА

КАЛА АУМАГЫ ЖАГДАЙЫНДАГЫ МАГИСТРАЛДЬЩ ШУ ДЕНГЕЙ1Н БАГАЛАУ

Казахстан Республикасы Денсаулык сактау министрлт Мемлекеттiк санитарлык-эпидемиологиялык кадагалау комитет^ч Актебе облысы бойынша департаментi, Актебе каласы

Келк шуы аула iшiндегi аумактагы демалу орындарында шу дечгешшч кетерiлуiне эсер етедг Кварталдыккурылысты жоспарлау шешiмiшчаякталмауы шу дечгейшеэсер етедi.

Нег'зг'! свздер: магистралдьщ шу, шудыц UHmeHcuemiK äe^eüi, бацылау нYктелерi.

SUMMARY

D.K. KAIDAROVA ASSESSMENT OF NOISE LEVELS IN THE MAIN URBAN AREAS

Department of CSSES, Aktobe region, Aktobe city.

Traffic noise influences impacts on increasing levels of noise in recreational andyard areas. Imperfection of planning decisions in quarterly constructions affectsthe noise level. Keywords: mainnoise, intensitylevelofnoise, controlpoints

Р.А. ШАКИРЗЯНОВА

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОЧВЫ Г. ХРОМТАУ

Департамент Комитета государственного санитарно- эпидемиологического надзора по Актюбинской области, г Актобе

Почва является одним из компонентов окружающей среды, который находится в постоянном взаимодействии с организмом человека.

Ключевые слова: загрязнение почвы, гигиеническая оценка, санитарно-бактериологическое исследование

94 Батыс Казахстан медицина журналы №2(30)2011 ж. / " "

__/ Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (30) 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.