Научная статья на тему 'Оценка укомплектованности личным составом главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации'

Оценка укомплектованности личным составом главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1321
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКОМПЛЕКТОВАННОСТЬ / STAFFING / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / FEDERAL HEADQUARTERS OF EMERCOM OF RUSSIA / УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ / ОЦЕНИВАНИЕ / ESTIMATION / READINESS TIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко Александр Викторович, Никулин Никита Александрович

Предлагается методический подход к количественному оцениванию полноты и качества укомплектованности личным составом Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бойко Александр Викторович, Никулин Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF FEDERAL HEADQUARTERS OF EMERCOM OF RUSSIA STAFFING LEVEL

The article suggests methodological approach to a quantitative estimation staffing level of the Federal Headquarters of EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Оценка укомплектованности личным составом главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации»

УДК 355.58.001

А.В. Бойко, Н.А. Никулин

ОЦЕНКА УКОМПЛЕКТОВАННОСТИ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предлагается методический подход к количественному оцениванию полноты и качества укомплектованности личным составом Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Ключевые слова: укомплектованность, Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, уровень готовности, оценивание.

A. Boiko, N. Nikulin

ESTIMATION OF FEDERAL HEADQUARTERS OF EMERCOM OF RUSSIA

STAFFING LEVEL

The article suggests methodological approach to a quantitative estimation staffing level of the Federal Headquarters of EMERCOM of Russia.

Keywords: staffing, Federal Headquarters of EMERCOM of Russia, readiness time, estimation.

Анализ используемых нормативных правовых документов и результатов проверок позволяет сделать выводы о том, что они не в полной мере отражают динамику изменения и не дают полного представления о текущем уровне готовности проверенных Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России) к решению задач по предназначению [4, 7].

Задача достоверной оценки уровня готовности ГУ МЧС России к решению задач по предназначению до настоящего времени во многих аспектах не решена. Основные трудности возникают в связи с выбором и обоснованием показателей, которые необходимо принимать во внимание при проведении проверок уровня готовности ГУ МЧС России, а также с выработкой единых требований по их объективному однообразному оцениванию.

В связи с этим назрела необходимость разработать методику оценивания уровня готовности ГУ МЧС России, которая должна позволить:

по результатам проведения проверки получить объективную количественную оценку уровня готовности ГУ МЧС России;

создать базу для измерения и сравнения динамики изменения уровня готовности ГУ МЧС России на протяжении определённых промежутков времени;

объединить подготовку к решению задач как в области гражданской обороны, так и в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

выявить узкие места и наметить программу действий по их устранению; определить и поощрить наиболее подготовленные ГУ МЧС России, тем самым ввести элемент соревновательности;

организовать обмен лучшим опытом.

Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации является подсистемой для систем управления высшего порядка (МЧС России, ГО, РСЧС), и в то же время ГУ МЧС России является самостоятельной системой управления [3].

Система управления - совокупность взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и средств управления (рис. 1).

Система управления (ГУ МЧС России)

Рис. 1. Структура системы управления

Оценка уровня готовности системы управления, с точки зрения системного подхода, складывается из совокупности оценок основных её элементов: органа управления, пункта управления и средств управления.

В статье предлагается методический подход к проведению оценивания первого элемента системы управления - органа управления. Данный подход позволяет получить достоверную количественную оценку уровня укомплектованности личным составом ГУ МЧС России.

Оценка уровня укомплектованности личным составом в совокупности с оценками по другим основным элементам (пункт управления и средства управления) позволит в ходе последующих исследований определить общий уровень готовности ГУ МЧС России.

Оценивание укомплектованности личным составом ГУ МЧС России предлагается производить в следующей последовательности (рис. 2).

Рис. 2. Последовательность оценивания укомплектованности личным составом ГУ МЧС России

1. Оценивание уровня подготовленности должностных лиц ГУ МЧС России

Анализ методических пособий и научно-исследовательских работ [5, 6] позволил выявить перечень показателей, существенных для характеристики уровня подготовленности должностного лица ГУ МЧС России (табл. 1).

Методом экспертных оценок показателям присвоены количественные значения, характеризующие относительную значимость в перечне. При этом сумма оценок принимается равной 100.

Каждому должностному лицу, по всем показателям определяется фактическая балльная оценка в диапазоне значений от 0 до 5. Так, при отсутствии опыта участия в ЧС оценка, естественно, будет нулевой, но при его наличии она может колебаться от 1 до 5 в зависимости от занимаемой должности, степени участия и других данных.

Оценивание показателей подготовленности осуществляется следующими, апробированными наукой и практикой, методами:

изучение кадровых документов сотрудника и оценка по ним его квалификации и опыта работы;

заслушивание отчётов по результатам деятельности, выполнению должностных обязанностей;

изучение и оценка сотрудника путём личного общения;

анализ результатов квалификационных экзаменов в системе профессиональной подготовки;

изучение состояния дисциплины сотрудника (наличие поощрений, отсутствие дисциплинарных взысканий);

тестирование.

Балльная оценка умножается на значимость показателя. Произведение составляет фактический ценз должностного лица Последовательное сложение всех величин фактического ценза

N

даёт суммарный ценз должностного лица (Е Fz).

г =1

Высшая оценка по каждому показателю не изменяется и равна 5. Умноженная на значимость показателя она составляет высший ценз После сложения всех величин высшего ценза полу-

N

чается наивысший ценз из всех возможных для данного должностного лица (Е ).

г=1

Доля от высшего ценза (Д1) является оценкой соответствия специалиста занимаемой должности и вычисляется по формуле:

N

Д = 1=^- (1)

г=1

Таблица 1

Показатели профессиональной подготовленности должностных лиц ГУ МЧС России

(начальник ГУ МЧС России)

№ п/п Показатели Значимость Высшая оценка Высший ценз, Wz Фактическая оценка Фактический ценз, Fz Доля от высшего ценза Д1

1. Соответствие образования сотрудника занимаемой должности 15 5 75 5 75 1

2. Стаж работы в занимаемой должности 15 5 75 3 45 0,6

3. Наличие опыта участия в ЧС (в боевых действиях) 10 5 50 5 50 1

4. Дисциплинированность (наличие взысканий) 5 5 25 4 20 0,8

5. Инициативность (наличие поощрений) 5 5 25 3 15 0,6

6. Здоровье / физическая подготовленность 10 5 50 5 50 1

7. Повышение квалификации / прохождение курсов переподготовки 5 5 25 3 15 1

8. Возраст сотрудника 10 5 50 4 40 0,8

9. Знание нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в занимаемой должности (оценка за тестирование) 15 5 75 4 60 0,8

10. Оценка за профессиональную подготовленность 10 5 50 5 50 1

Интегральные показатели 100 5,0 500 4,2 420 0,84

Из табл. 1 видно, что суммарный фактический ценз (420), составляет 0,84 от суммарного высшего ценза (500), то есть возможности конкретного должностного лица на 16 % ниже идеальных.

Оценивание должны пройти все должностные лица ГУ МЧС России. Это позволит перейти к следующему этапу оценивания уровня укомплектованности личным составом ГУ МЧС России.

2. Оценивание уровня укомплектованности личным составом структурных подразделений ГУ МЧС России

Для более объективного и точного оценивания уровня укомплектованности личным составом подразделений ГУ МЧС России требуется учитывать не только общую штатную укомплектованность должностными лицами, но и значимость различных должностей для функционирования органа управления.

Оценка значимости специалистов в определённой мере выражена в распределении их денежного довольствия. При справедливом распределении денежного довольствия коэффициенты значимости должностей ( Кд ) в структурном подразделении ГУ МЧС России определяются по формуле:

Кл=-ф-100 %, (2)

г=1

где $ -оклад по ,-й должности.

Данные расчёта коэффициентов значимости должностей для командования ГУ МЧС России приведены в табл. 2.

Из цензовых листов должностных лиц (табл. 1) в табл. 2 переносятся данные, характеризующие долю от высшего ценза (подготовленность) должностных лиц Д.

Таблица 2

Укомплектованность личным составом командования ГУ МЧС России

Доля от Доля от высше-

Должност- Коэффици- высшего го ценза с учё-

№ п/п Наименование должности ной оклад , $ ент значимости долж- ценза (данные из цен- том коэффициента значимости

(тыс. руб.) ности, Кд, зовых листов), Д. должности Д2= Кд, д

1. Начальник ГУ 41 11,9 0,84 10

2. Первый заместитель начальника ГУ 38 11 0,8 8,8

3. Зам. начальника ГУ по антикризисному управлению 34 9,9 0,76 7,5

4. Зам. начальника ГУ по ФЭР 34 9,9 0,68 6,7

5. Зам. начальника ГУ по ГПС 34 9,9 0,83 8,2

6. Зам. начальника ГУ по тылу 34 9,9 0,9 8,9

7. Зам. начальника ГУ по вооружению 34 9,9 0,5 4,95

8. Зам начальника ГУ по пожарному надзору 34 9,9 0 (вакант) 0

9. Зам. начальника ГУ по защите, мониторингу и предупреждению ЧС 34 9,9 0,75 7,4

10. Помощник начальника ГУ по безопасности 27 7,8 0,9 7

N N N

Интегральные значения X $ = 344 1=1 X КД =100 1=1 - С =Х Д2 = 69,45 ,=1

Произведение коэффициента значимости должности на долю от высшего ценза записывается в последнюю графу табл. 2 и суммируется. Эта сумма и есть количественная оценка уровня укомплектованности структурного подразделения ГУ МЧС России (С,).

Пример расчёта показывает, что уровень укомплектованности командования ГУ МЧС России (Ском) равен 69,45 %, что более чем на 30 % ниже максимально возможного.

Оценивание должны пройти все структурные подразделения ГУ МЧС России. Это позволит перейти к следующему этапу оценивания уровня укомплектованности личным составом ГУ МЧС России.

3. Оценивание уровня укомплектованности личным составом ГУ МЧС России

Структурные подразделения, так же как и должностные лица, имеет разную значимость, поскольку в различной степени участвуют в выполнении задач, решаемых ГУ МЧС России.

Коэффициенты значимости структурных подразделений ГУ МЧС России (Ксп) определены экспертным методом.

Подбор экспертов проводился среди руководящего состава и ведущих специалистов Главных управлений МЧС России. Привлечённые эксперты по своим профессиональным качествам

22 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'1

являются специалистами в области задач, решаемых ГУ МЧС России. Участие в анкетировании приняли 10 руководителей и специалистов ГУ МЧС России.

Анкета опроса и информация о правилах её заполнения была представлена в следующем виде (табл. 3).

При заполнении табл. 3 в графах 3, 4, 5, 6 предлагалось поставить знак «+» в клетку с наиболее соответствующим значением.

Для математической обработки результатов анкетирования была принята 4-балльная шкала оценок значимости структурных подразделений ГУ МЧС России.

Таблица 3

Анкета оценки значимости структурных подразделений ГУ МЧС России

№ п/п Структурное подразделение Значение

наиболее значимо (4 балла) значимо (3 балла) относительно значимо (2 балла) мало значимо (1 балл)

1. Командование +

2. Оперативное управление +

3. Управление гражданской защиты +

4. Управление государственной надзорной деятельности +

5. Управление кадров +

6. Управление пожарно-спасательных сил +

7. Управление вооружения и техники +

8. Управление материального обеспечения

9. Управление инвестиционных программ и капитального строительства +

10. Организационно-правовое управление +

11. Управление связи, оповещения и автоматизированных систем управления +

12. Финансово-экономическое управление +

13. Мобилизационное управление +

14. Отдел (государственной инспекции по маломерным судам) +

15. Отдел по защите государственной тайны

16. Отдел охраны труда +

17. Отдел медицинского обеспечения +

18. Отдел гуманитарной помощи, межрегионального и международного сотрудничества +

19. Контрольно-ревизионный отдел +

20. Отдел информации, пропаганды и связи с общественностью +

21. Отдел авиации +

22. Отдел страхового фонда документации +

23. Отдел предупреждения чрезвычайных ситуаций +

24. Отдел психологического обеспечения +

25. Отдел инспекции по личному составу +

Сумма баллов М, набранная каждым структурным подразделением по результатам анкетирования экспертов (10 специалистов), записывается в третий столбец табл. 4.

Коэффициент значимости структурного подразделения ГУ МЧС России (Ксп) определяется по следующей формуле:

Кст = * 100%, (3)

Ilm,

i=1

где Мi - сумма баллов /-го структурного подразделения; N - количество оцениваемых структурных подразделений ГУ МЧС России.

Для удобства обобщения результатов анкетирования и дальнейшего вычисления оценки уровня укомплектованности личным составом ГУ МЧС России все полученные результаты заносятся в табл. 4.

Таблица 4

Оценка уровня укомплектованности личным составом ГУ МЧС России

Уровень

Коэф- Уровень укомплектованности

№ п/п Структурное подразделение Суммарный балл анкетирования М, фициент значимости подразделения уком-плек-тован-ности подразделения (С,), % подразделения с учётом коэффициента значимости

(Ксп/) подразделения (С,- Ксп/), %

1 2 3 4 5 6

1. Командование 40 5,93 69 4,09

2. Оперативное управление 35 5,19 85 4,41

3. Управление гражданской защиты 37 5,48 95 5,21

4. Управление государственной надзорной деятельности 32 4,74 100 4,74

5. Управление кадров 35 5,19 100 5,19

6. Управление пожарно-спасательных сил 30 4,44 75 3,33

7. Управление вооружения и техники 25 3,7 100 3,7

8. Управление материального обеспечения 30 4,44 50 2,22

9. Управление инвестиционных программ и капитального строительства 25 3,7 100 3,7

10. Организационно-правовое управление 28 4,15 100 4,15

11. Управление связи, оповещения и автоматизированных систем управления 33 4,89 100 4,89

12. Финансово-экономическое управление 25 3,7 80 2,96

13. Мобилизационное управление 38 5,63 100 5,63

14. Отдел (государственной инспекции по маломерным судам) 24 3,56 100 3,56

15. Отдел по защите государственной тайны 33 4,89 60 2,93

16. Отдел охраны труда 21 3,11 90 2,8

17. Отдел медицинского обеспечения 26 3,85 100 3,85

18. Отдел гуманитарной помощи, межрегионального и международного сотрудничества 24 3,56 100 3,56

19. Контрольно-ревизионный отдел 18 2,67 100 2,67

20. Отдел информации, пропаганды и связи с общественностью 20 2,96 100 2,96

21. Отдел авиации 17 2,52 50 1,26

22. Отдел страхового фонда документации 23 3,41 100 3,41

23. Отдел предупреждения чрезвычайных ситуаций 18 2,67 100 2,67

24. Отдел психологического обеспечения 22 3,26 75 2,45

25. Отдел инспекции по личному составу 16 2,37 100 2,37

Итого fjtf, = 675 i=1 ¿К,/ =100 /=1 - С = 88,71

В четвёртый столбец табл. 4 из табл. 2 переносятся оценки уровня укомплектованности личным составом (Сг), а в пятый столбец коэффициенты значимости структурных подразделений ГУ МЧС России (Кст).

Уровень укомплектованности ГУ МЧС России (С) вычисляется по следующей формуле:

N

С =У С • К . (4)

/ I I ст

I = 1

Проведённый пример расчёта показывает, что уровень укомплектованности личным составом ГУ МЧС России (С) приблизительно равен 89 %, что на 11 % ниже максимально возможного.

Согласно действующей инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России состояние укомплектованности ГУ МЧС России оценивается:

«хорошо», если укомплектованность территориального органа в целом больше среднего показателя по МЧС России;

«удовлетворительно», если укомплектованность территориального органа равна среднему показателю по МЧС России;

«неудовлетворительно», если укомплектованность территориального органа ниже среднего показателя по МЧС России [4].

На наш взгляд, утверждённые в инструкции оценочные показатели не в полной мере соответствуют решаемой задаче по достижению высокого уровня готовности. Так если средний уровень укомплектованности личным составом будет значительно ниже требуемых норм, то ГУ МЧС России, даже незначительно превысившие этот уровень, получат оценку «хорошо». Но в данной ситуации полученная оценка «хорошо» не сможет гарантировать полноценную и качественную работу ГУ МЧС России.

Наиболее проработано решение задачи по оцениванию уровня укомплектованности личным составом органов управления было в инструкциях по проверке и оценке воинских подразделений.

В вышеуказанных инструкциях утверждены количественные требования к уровню укомплектованности. Для примера: «отлично» - 90 %, «хорошо» - 85 %; «удовлетворительно» - 75 %; «неудовлетворительно» - если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

В ходе дальнейших исследований планируется выработать и обосновать подобную количественную шкалу соответствия уровня укомплектованности личным составом ГУ МЧС России.

Литература

1. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 223-ФЗ).

3. Приказ МЧС России № 372 от 6 августа 2004 г. «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации».

4. Приказ МЧС России от 25сентября 2007 г. № 500 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке территориальных органов МЧС России».

5. Организация работы с резервом кадров в органах МЧС России. Методическое пособие. ФГУ ВНИ-ИПО МЧС России.

6. Отчёт о НИР «Разработка методического подхода к оценке знаний специалистов МЧС России в сфере управления на основе тестовых систем» - Химки: АГЗ МЧС России, 2009. - 161 с.

7. Методическое пособие по оценке способности и готовности воинских частей и соединений войск гражданской обороны к действиям по предназначению. МЧС России, 2003. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.