УДК 61:378.14:371.235.7:616-036.22 DOI: 10.34215/1609-1175-2020-4-98-100
Оценка удовлетворенности студентов медицинского университета дистанционным обучением на кафедре педиатрии в период самоизоляции
Н.Н. Мартынович1, Е.А. Ткачук1-3, С.А. Гуцуляк1
1 Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия; 2 Научный центр здоровья семьи и репродукции человека, Иркутск, Россия; 3 Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований, Ангарск, Россия
Цель: анализ опыта дистанционного обучения студентов медицинского вуза по клиническим дисциплинам. Материал и методы. Проведен опрос 410 студентов педиатрического факультета ИГМУ. Использована авторская анкета, состоящая из трех блоков: социально-экономического, организационного и методического. Результаты. Каждый второй респондент отмечал проблемы со связью и каждый четвертый - увеличение расходов на связь и оборудование. 68,2 % студентам дистанционное обучение позволило повысить уровень знаний, 40 % отрицательно отнеслись к удаленному образованию (при этом каждый третий респондент не дал категоричного положительного или отрицательного заключения), 57,5 % участников анкетирования отметили адекватность полученных оценок. В то же время дистанционный метод увеличил временные затраты на обучение в два раза и более. Заключение. Технологии, использованные при дистанционном обучении (особенно система дистанционного обучения LMS Moodle), получили положительную оценку студентов. Дистанционное обучение в режиме вынужденной самоизоляции позволяет сохранить достаточный уровень подготовки и может дополнить обычное обучение и предоставить возможность самостоятельной подготовки к занятиям. В дальнейшем предлагается частично использовать дистанционное обучение для самоподготовки студентов и оценки качества теоретических знаний.
Ключевые слова: дистанционное обучение, самостоятельная работа студентов, качество обучения Поступила в редакцию 05.08.2020 г. Принята к печати 02.10.2020 г.
Для цитирования: Мартынович Н.Н., Ткачук Е.А., Гуцуляк С.А. Оценка удовлетворенности студентов медицинского университета дистанционным обучением на кафедре педиатрии в период самоизоляции. Тихоокеанский медицинский журнал. 2020;4:98-100. doi: 10.34215/1609-1175-2020-4-98-100
Для корреспонденции: Ткачук Елена Анатольевна - д-р мед. наук, профессор кафедры педиатрии Иркутского государственного медицинского университета (664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1), ORCID: 0000-0001-7525-2657, e-mail: [email protected]
Assessment of satisfaction of students of a medical university with distance learning at the department of pediatrics during the period of self-isolation
N.N. Martynovich1, E.A. Tkachuk1-3, S.A. Gutsulyak1
1 Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia; 2 Research Center for Family Health and Human Reproduction, Irkutsk, Russia; 3 East-Siberian Institute of Medical and Ecological Research, Angarsk, Russia
Objective: The analysis of the distant education experience of the students studying clinical subjects in medical university. Methods: 410 students of the ISMU pediatric department. Author's questionnaire was used. It consisted of 3 parts: socio-economic, organizational and methodical. Results: Every second respondent noticed connection problems and every fourth - an increase in communication and equipment costs. 68.2 % of students increased their level of knowledge through online learning, 40 % had a negative opinion about distant learning (but every third respondent didn't give definitive positive or negative conclusion). 57.5 o% of the participants noticed the relevance of the given marks. At the same time the distant method increased the time spent on studying two times or more. Conclusions: The technologies used for distant education LMS Moodle got a positive feedback from students. Distant learning in case of involuntary isolation allows to keep an appropriate level of training and can extend ordinary studying and provide an opportunity of self-preparing for classes. In future it is offered to use distant learning for self-study and estimation of the quality of theoretical knowledge. Keywords: distance learning, self-study, quality of education Received: 5 August 2020; Accepted: 2 October 2020
For citation: Martynovich NN, Tkachuk EA, Gutsulyak SA. Assessment of satisfaction of students of a medical university with distance learning at the department of pediatrics during the period of self-isolation. Pacific Medical Journal. 2020;4:98-100. doi: 10.34215/1609-1175-2020-4-98-100
Corresponding author: Elena A. Tkachuk, MD, PhD, professor, Irkutsk State Medical University (1 Krasnogo Vosstaniya St., Irkutsk, 664003, Russian Federation); ORCID: 0000-0001-7525-2657, e-mail: [email protected]
Современные образовательные технологии наравне с очным подразумевают и дистанционное обучение [1]. Однако медицинское образование предполагает
© Мартынович Н.Н., Ткачук Е.А., Гуцуляк С.А., 2020
практический подход к подготовке специалиста, и дистанционное обучение в Иркутском государственном медицинском университете по программам
PMJ 2020 No. 4
Pedagogics
99
6-й курс
1-й курс
5-й курс
14,0 %
4-й курс
12,5 %
2-й курс
140
120
100
80
60
40
20
1 балл
| 2 балла 11 3 балла | 14 балла
5 баллов
I
II
III
IV
3-й курс
Рис. 1. Распределение студентов, принявших участие в анкетировании, по сроку обучения.
специалитета ранее не практиковалось. В ситуации вынужденной самоизоляции, сложившейся в связи с пандемией COVID-19, проблема дистанционного получения знаний актуализировалась. Так, на кафедре педиатрии ИГМУ с 20 марта 2020 г. и до конца учебного года все занятия (включая промежуточные аттестации) проводились в дистанционном формате. Использовались различные технологии: электронная почта, платформа для видеконференций Zoom, платформа для дистанционного обучения LMS (Learning Management System) Moodle. Необходимо отметить, что LMS Moodle имеет открытый программный код и официально признана на территории нашей страны для обеспечения дистанционного обучения в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [2, 3].
Цель настоящего сообщения: анализ опыта дистанционного обучения студентов медицинского вуза по клиническим дисциплинам.
Материал и методы
Проведен опрос 410 студентов педиатрического факультеты ИГМУ, что составило 70 % от числа всех обучающихся на факультете (рис. 1). Доля работающих студентов из числа опрошенных - 29,9 %. Для оценки качества образовательного процесса использована анкета, состоящая из трех блоков (социально-экономического, организационного, методического), включавших 29 вопросов. Анкетирование проводилось с 13 по 21 июня 2020 г. с использованием Google-формы: https://forms.gle/Anxio19rSCbgdpRy8.
Результаты исследования
Для просмотра видеолекций и обучающих материалов большинство опрошенных (73,5 %), применяли и компьютеры, и смартфоны, 14,5 % - только компьютеры, 12 % - только смартфоны. Более половины студентов (53,7 %) проходили дистанционное обучение вне областного центра (по месту основного проживания),
Рис. 2. Оценка качества организации практических занятий:
I - информативность, II - полнота сведений, III - наглядность, IV - доступность изложения.
строго соблюдая распоряжение ректора о самоизоляции, остальные опрошенные были жителями областного центра (г. Иркутск). Большинство студентов (94,2 %) во время образовательного процесса находились дома и только 5,8 % - на дежурствах.
Во время дистанционного обучения практически каждый второй участник (47,1 %) сталкивался с проблемами со связью. Необходимо отметить, что в 22,8 % случаев использование дистанционных технологий повлияло на семейный бюджет: дополнительные расходы на связь, компьютеры и аксессуары (наушники, микрофон и т.д.). Опрошенные отметили, что затраты времени на обучение увеличились по сравнению с традиционным способом на 60-90 % и доходили до 7-10 часов в сутки. Больше половины студентов (58 %) оценили образовательную среду на «хорошо», 33,7 % -на «удовлетворительно» и только 8,3 % - на «неудовлетворительно». Фактически аналогичные показатели получены при оценке студентами организации дистанционного обучения: 57,5, 33,7 и 8,8 %, соответственно.
Критерии дистанционного обучения были детализированы по своевременности получения инструкций, характеристике материалов и качеству практических занятий. Было отмечено, что 50,1 % студентов (в основном 2, 3, 4 и 6-го курсов) получали инструкции от преподавателя ежедневно и своевременно, 22,5 % респондентов (в основном студенты 1-го курса) - перед каждым занятием, 17,6 % (студенты 1-го и 2-го курсов) - один раз в неделю. О несвоевременности поступления инструкций заявили 7,6 % из числа обучающихся на 1, 4 и 5-м курсах, и у 2,2 % студентов (5-й курс) связи с преподавателем не было. Учитывая анонимность анкетирования, можно заключить, что последние две позиции и сформировали упомянутую выше группу участников, неудовлетворенных организацией образовательного процесса.
Большинство опрошенных (63,3 %) отметили, что получали ссылки на материалы занятий, 56,2 % прослушали видеолекции в режиме реального времени, 70,7 % участвовали в дистанционных практических занятиях (рис. 2). Результаты анкетирования
продемонстрировали, что 68,2 % студентов дистанционное обучение позволило повысить уровень знаний, 7,8 % - освоить основы оказания доврачебной помощи, 15,9 % - получить информацию, обогащающую жизненный опыт, 8,1 % - определиться с выбором специальности.
Отношение к продолжению дистанционного обучения оказалось крайне неоднозначным: 35 % респондентов посчитали, что дистанционное обучение должно дополнить обычное, 37 % отнеслись к нему отрицательно, и 28 % затруднились с ответом. При оценке индивидуальных личностных временных и интеллектуальных затрат на обучение, собственные усилия оценили как «мог бы лучше» 57,5 % человек, а 31,8 % студентов утверждали, что «учились в полную меру». Полученные оценки рассматривались как «соответствующие уровню знаний» в 57,5 % и как «несоответствующие уровню знаний» - в 17,3 % случаев.
Обсуждение полученных данных
Необходимо добавить, что для организации дистанционного обучения ЬМБ МооШе имеет ряд преимуществ перед другим программным обеспечением. Во-первых, система бесплатная и позволяет охватить неограниченное количество обучающихся. В ней предусмотрены индивидуальные аккаунты, в которых хранится вся информация о присутствии на занятиях и активности, что очень удобно при оценке знаний и составлении отчетов для учебной части. Во-вторых, в ЬМБ МооШе предусмотрены различные виды представления материала: тестовые задания, видеолекции и презентации, а также модули для общения в режиме реального времени. Новые версии этого программного обеспечения также включают модули для оценки компетенций и создания индивидуальных траекторий образовательного процесса, что помогает решать задачи, поставленные стандартами высшего додипломного образования.
В целом, по итогам анкетирования можно сделать следующие выводы:
1. Дистанционное обучение в режиме вынужденной самоизоляции позволяет сохранить достаточный уровень подготовки студентов.
2. Дистанционное обучение может дополнить обычное и предоставить возможность самостоятельной подготовки к занятиям.
3. В рамках сохраняющейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации по COVID-19 появляется возможность полностью перенести лекционный курс на платформу дистанционного обучения.
4. В первые учебные месяцы необходимо сконцентрировать образовательный процесс на разборе теоретического материала в дистанционном формате, а в последующем, при снятии ограничений, сделать акцент на отработке практических навыков.
Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Источник финансирования: авторы заявляют о финансировании работы из собственных средств.
Литература / References
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148р. [Stateprogram of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020 (In Russ).] URL: Шр://минобрнауки.рф/документы/2882 (Accessed: 14 July 2020).
2. Пеккер П.Л. Дистанционное обучение: опыт московских вузов. Человек и образование. 2015;2:66-71.[Pekker PL. Distance learning: the experience of Moscow universities. Man and Education. 2015;2:66-71 (In Russ).]
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. с изменениями 2020 г. [Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 273-FZ of December 29, 2012 as amended in 2020 (In Russ).] URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (Accessed: 17 July, 2020).