Научная статья на тему 'Оценка удовлетворенности качеством медицинских услуг пациентами с болезнями органов пищеварения'

Оценка удовлетворенности качеством медицинских услуг пациентами с болезнями органов пищеварения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / КАЧЕСТВО / УСЛУГИ / DISEASES OF THE DIGESTIVE SYSTEM / SATISFACTION / QUALITY / SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Спиридонов А. В., Сабиров Л. Ф.

Проведено изучение мнения пациентов гастроэнтерологического отделения круглосуточного многопрофильного стационара, работающего в системе обязательного медицинского страхования, о предоставляемом качестве услуг. Методика оценки уровня удовлетворенности с использованием весовых коэффициентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of satisfaction with the quality of medical services by patients with diseases of the digestive system

The study of the views of patients around the clock gastroenterology department general hospital operating in a system of compulsory health insurance, about given quality of services is spent. The method of assessing the level of satisfaction with the use of weights was proposed.

Текст научной работы на тему «Оценка удовлетворенности качеством медицинских услуг пациентами с болезнями органов пищеварения»

краткие сообщения

УДК 616-082:616-052:638.153.3

А.в. Спиридонов, л.ф. сабиров

Клинический госпиталь МСЧ МвД России по Республике Татарстан

Оценка удовлетворенности качеством медицинских услуг пациентами с болезнями органов пищеварения

I Спиридонов Альберт Балерьевич

кандидат медицинских наук, заместитель начальника по клинико-экспертной работе 420059, г. Казань, ул. Оренбургский Тракт, д. 132, 89046668452@bk.ru

Проведено изучение мнения пациентов гастроэнтерологического отделения круглосуточного многопрофильного стационара, работающего в системе обязательного медицинского страхования, о предоставляемом качестве услуг. Методика оценки уровня удовлетворенности с использованием весовых коэффициентов.

Ключевые слова: болезни органов пищеварения, удовлетворенность, качество, услуги.

A.V. SPIRIDONOV, L.F. SABIR0V

Hospital Medical Unit Ministry of Internal Affairs of Russian in the Republic of Tatarstan

Assessment of satisfaction with the quality of medical services by patients with diseases of the digestive system

The study of the views of patients around the clock gastroenterology department general hospital operating in a system of compulsory health insurance, about given quality of services is spent. The method of assessing the level of satisfaction with the use of weights was proposed.

Keywords: diseases of the digestive system, satisfaction, quality, service.

Целью исследования явилось изучение мнения пациентов гастроэнтерологического отделения круглосуточного многопрофильного стационара, работающего в системе обязательного медицинского страхования, о предоставляемом качестве услуг Проведено анкетирование 248 пациентов в возрасте старше 18 лет, проходивших стационарное лечение и давших добровольное информированное согласие на участие в исследовании, при выписке пациентов по специально разработанной анкете. В результате проведенного предварительного анализа были отобраны 22 вопроса и проведена их группировка на две группы критериев — медицинские и организационные. С целью изучения весомости критериев качества предоставляемых услуг был использован метод экспертных оценок с расчетом коэффициента конкордации. В экспертизе приняло участие 18 специалистов в области организации здравоохранения со стажем работы в данной области 10 лет и более.

Для изучения взаимосвязи изучаемых критериев от половозрастных характеристик, социального статуса, длительности

заболевания был использован дисперсионный анализ ANOVA. Расчеты проводились с использованием статистической программы Statistica 8. Для проверки гипотезы однородности дисперсий использовался критерий Левена, проверялось соответствие нормальному закону распределения изучаемых переменных.

Анализ изучения организационных критериев (табл. 1) показал, что 90% из них имеют положительную оценку. Низкий уровень оценки получил критерий доступности информационных материалов — 0,47. Медицинские критерии 91,6% пациентов оценили положительно, отрицательную оценку получили полнота и доступность разъяснения врачами рекомендаций при выписке — 0,57. Следующим этапом была оценка критериев с позиции их весомости к итоговой оценке. Для этого после экспертной оценки каждому критерию была присвоена их весомость. Суммарно весомость критерия 1 составила 0,43, критерия 2 — 0,57. С учетом коэффициентов весомости общий уровень удовлетворенности составил 0,89.

гастроэнтерология

Изучение зависимости удовлетворенности зависимых переменных от половозрастных характеристик пациентов гастроэнтерологического отделения круглосуточного стационара показало, что в среднем мужчины больше удовлетворены работой приемного отделения, в отличие от женщин. Средняя оценка, выставленная мужчинами, составила 3,6 бала, женщинами —

2,6 бала из возможных 6. Причем лица мужского пола более молодого возраста (18-35 лет) показали большую удовлетворенность, нежели женщины аналогичного возраста.

Таблица 1.

Коэффициент удовлетворенности пациентов гастроэнтерологического отделения многопрофильного стационара качеством медицинских услуг

Критерии оценки Коэффициент удовлетворенности

Организационные (критерий 1)

Работа приемного отделения 0,67

Соблюдение учреждением режима дня 0,94

Внешний вид врача 0,97

Внешний вид медицинских сестер 0,95

Сроки ожидания госпитализации 0,63

Доступность информационных материалов 0,47

Условия (бытовые) пребывания в отделении 0,92

Условия (бытовые) пребывания в стационаре 0,93

Состояние санитарных комнат 0,91

Современность оборудования 0,85

Удовлетворенность критерием 1 0,82

Медицинские (критерий 2)

Полнота медицинского осмотра 0,82

Забота и внимание со стороны врачей 0,93

Забота и внимание со стороны медицинских сестер 0,91

Уровень знаний врачей 0,94

Уровень знаний медицинских сестер 0,91

Время, уделяемое при осмотре 0,71

Достижение ожидаемого результата от лечения 0,83

Доступность объяснений врача по поводу лечения 0,96

Разъяснения рекомендаций при выписке 0,57

Своевременность обследования 0,92

Сроки госпитализации 0,73

Уровень диагностики 0,79

Удовлетворенность критерием 2 0,81

Общий уровень удовлетворенности 0,8

подписной индекс журнала «практическая медицина»

в каталоге «росПЕЧАть» 37140 в республиканском каталоге ФПс «ШАрстАН Почтасы» 16848

Таким образом, предлагаемая методика оценки удовлетворенности качеством услуг круглосуточного многопрофильного стационара пациентами на примере гастроэнтерологического отделения позволяет проводить оценку организационного и медицинского уровня качества предоставляемых услуг. Выявление проблемных критериев и своевременная их коррекция являются одним из действенных механизмов повышения качества медицинской помощи.

ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.