Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О STEM В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОЦЕНКА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О STEM В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая грамотность / STEM / гендерный разрыв / школьная среды / digital level / digital literacy / STEM / gender gap / school environment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В.И. Исматуллина, И.М. Захаров

Исследование посвящено изучению цифровой грамотности школьников и их представлений о STEM направлениях в зависимости от уровня цифровизации школ, в которых они учатся. Основываясь на показателе DESI, четырем школам был присвоен уровень цифровизации. В результате анализа было установлено, что ученики из школ с более высоким уровнем цифровизации имеют менее выраженные стереотипы, связанные со STEM направлениями. При этом мальчики отмечают более высокий уровень интереса к изучению математики со стороны друзей, являющейся важной предпосылкой к выбору STEM направлений при среднем уровне цифровизации школы. Для уровня цифровой грамотности школьников не было обнаружено статистически значимой связи с уровнем цифровизации школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN AND THEIR ATTITUDES TO STEM, DEPENDING ON DIGITIZATION OF THE SCHOOL ENVIRONMENT

The study is devoted to assessing the digital literacy of schoolchildren and their attitudes to STEM, depending on the digital level of the school's environment. Four schools have been assigned a digital level based on the DESI score. The results showed that schoolchildren from schools with a higher digital level have less endorse stereotypes related to STEM. At the same time, boys’friends from schools with an average digital level have more positive attitudes towards math which is an important predictor of STEM choice for future career. The level of digital literacy of schoolchildren became an insignificant factor for students' attitudes to STEM.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О STEM В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ОЦЕНКА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О STEM В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

В.И. ИСМАТУЛЛИНА*, И.М. ЗАХАРОВ ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва

Исследование посвящено изучению цифровой грамотности школьников и их представлений о STEM направлениях в зависимости от уровня цифровизации школ, в которых они учатся. Основываясь на показателе DESI, четырем школам был присвоен уровень цифровизации. В результате анализа было установлено, что ученики из школ с более высоким уровнем цифровизации имеют менее выраженные стереотипы, связанные со STEM направлениями. При этом мальчики отмечают более высокий уровень интереса к изучению математики со стороны друзей, являющейся важной предпосылкой к выбору STEM направлений при среднем уровне цифровизации школы. Для уровня цифровой грамотности школьников не было обнаружено статистически значимой связи с уровнем цифровизации школ.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая грамотность, STEM, гендерный разрыв, школьная среды.

Введение

Процессы цифровизации представляют собой существенный фактор изменения современного мира и затрагивают все сферы общественной жизни: от экономики до социально-психологических стереотипов. Цифровая революция в XXI веке характеризуется внедрением искусственного интеллекта, переходом к «большим данным», «облачным» вычислениям и появлением мобильной робототехники. Развитие технологий породило тренд на перенос информации в цифровую форму и созданию целостных технологических экосистем для пользователя. Цифровизация также тесно связана с доступом к цифровым технологиям, а также возможностями и навыками использования продуктов цифровой революции, а именно: наличием цифровой

© Исматуллина В.И., Захаров И.М., 2021

* Для корреспонденции:

Исматуллина Вероника Игоревна ведущий научный сотрудник, лаборатория возрастной психогенетики Психологического института РАО

Е-ша11:18ша1иШпа.у@р1гао.ги

грамотности пользователя. Цифровая грамотность включает в себя набор знаний и умений, обеспечивающих безопасное и эффективное использование цифровых технологий и ресурсов Интернета, в том числе цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность (Цифровая грамотность. URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai).

Информационные технологии являются неотъемлемой частью современного общества, в силу чего критически важно развитие навыков работы в цифровой среде у детей. В образовательной среде развитие навыков и умений учащихся напрямую зависит от умений педагогов работать с новыми технологиями и от технических возможностей самих школ. Таким образом, встает вопрос о необходимости как оценки навыков самих школьников, так и оценки эффективного использования цифровых технологий в школьной среде в целом.

Вместе с этим для снижения рисков, связанных со стремительным изменением технологического уклада, необходимо также понимание того, как именно цифровизация может влиять на общественные и социаль-

ные процессы. Среди прочих социальных и экономических факторов гендерный разрыв - существенное различие в представленности мужчин и женщин в разных отраслях общественно-экономической жизни - является одной из наиболее важных проблем из-за ее фундаментальной природы. Так, согласно оценкам (UN Women, 2015 [7], Schwab & Samans, 2018 [8], Sorgner et al., 2017 [9]), в странах «большой двадцатки» (G20) до 60% будущих рабочих мест будет заменено автоматизированными технологиями. При этом доля «мужских» и «женских» профессий (то есть профессий, в которых преимущественно заняты мужчины или женщины) будет меняться неравномерно. Наиболее выраженные различия в развивающихся странах при этом связаны с профессиями из списка STEM (содержание акронима STEM раскрывается следующим образом: S - science, T -technology, E - engineering, M - mathematics, то есть наука (в первую очередь, имеются в виду естественные науки), технология, инженерия, математика) и IT-индустрии (Sorgner et al., 2017 [9]).

Особое внимание к гендерному разрыву является принципиально важным в связи с уже сформированными в культуре практиками социализации, которые снижают самооценку и мотивацию девушек и женщин при выборе дальнейшей профессиональной деятельности (Захарова, Мхитарян, Савинская, 2017 [1]). Гендерный разрыв в представлениях о STEM-обла-стях, связанный со стереотипными культурными практиками, был зафиксирован в рамках проекта «Азбука гендерного равенства в области образования» (OECD, 2015 [6]), где было показано наличие гендерных различий в уверенности в себе и самооценке своих способностей при рассмотрении навыков решения прикладных математических задач, условия которых затрагивали гендерно окрашенные ситуации. В исследовании Ситикеновой А.Г. (2018) [3]) было показано, что именно формируемая в подростковом возрасте неуверенность девочек в собственных профессиональных

возможностях приводит к возникновению гендерного разрыва в представленности мужчин и женщин в естественно-научных и технических профессиях.

При этом с точки передачи набора знаний о будущей карьере в России школы на данный момент не справляются с передачей школьникам актуальной картины: по данным исследования Савостиной, Смирновой и Хасбулатовой (2017), из тех, кто хотел бы в будущем работать в сфере STEM (47%), 92% отметили общий интерес к вопросам, связанным с естественными науками и техникой, и 74% - интерес к профессиям этой сферы, но только 47% сказали, что получают информацию о таких профессиях в школе. К тому же до половины опрошенных школьников отмечает недостаток объективной информации о перспективах рынка профессий в России и в мире. В целом школьные уроки остаются пока недоиспользованным ресурсом для формирования выбора профессионального будущего [2].

Таким образом, задачей нашего исследования была поставлена оценка цифровой грамотности школьников, а также оценка гендерных различий в их представлениях, связанных со STEM, в зависимости от уровня цифровизации школы, в которой они учатся.

Методика

Выборка исследования. Для анализа влияния уровня цифровизации школ на выраженность гендерных стереотипов, связанных со STEM-дисциплинами, а также на взаимодействие школьников с техническими устройствами (гаджетами) были отобраны 4 школы, расположенные в одном регионе (Новосибирская область).

Всего в исследовании приняло участие 270 школьников в возрасте от 13 до 18 лет (средний возраст 15,2; стандартное отклонение = 98; 139 девочек, 131 мальчик). Дети в двух школах демонстрировали более высокий уровень невербального интеллекта (F(4, 248)=796, p<0,001), в связи с чем дальнейший анализ проводился с учетом поправ-

ки на уровень интеллекта. Ни в одной из анализируемых школ не наблюдалось половых различий в уровне интеллекта.

Оценка уровня цифровизации школ. Для оценки уровня цифровизации школ нами была использована методика, адаптированная на основании международного рейтинга цифровизации DESI - The International Digital Economy and Society Index (https://ec.europa.eu/ digital-single-market/en/desi). Различия в уровне цифровизации между школами были связаны с доступностью и скоростью Интернета в школах (от 100 Мб/с до 20 Мб/с), количеством оборудованной техники в компьютерных классах, а также наличием специальных курсов для повышения компьютерной гра-

мотности учителей. При этом школы могли также отличаться по тому, насколько у детей была возможность повышать собственную цифровую грамотность (например, в кружках по робототехнике или программированию) или использовать технику в школе для личных занятий. Максимальный возможный балл в рейтинге составлял 26 баллов, минимум среди проанализированных школ составлял 8 баллов, максимум - 15 баллов. Следовательно, даже в школах с высоким относительно других школ уровнем индекс цифровизации можно охарактеризовать как средний. Ниже представлено распределение баллов по оценке уровня цифровизации в школах, принявших участие в исследовании (рис. 1).

Рис. 1. Оценка уров]

Оценка гендерных стереотипов и убеждений, связанных со STEM. Для оценки данных параметров нами была разработана анкета, состоящая из 4 факторов: «Субъективная сложность математики» (например, «Математика дается мне труднее, чем многим моим одноклассникам»), «Гендерные стереотипы, связанные со STEM направлениями» (например, «У девочек обычно меньше знаний и навыков, необходимых для того, чтобы заниматься техническими и естественными науками)», «Уровень притязаний и мотивация достижения успеха в ма-

(ифровизации школ

тематике» (например, «Я должен заниматься математикой, потому что это поможет мне получить работу») и «Интерес друзей к математике / направленность друзей на изучение математики» (например, «Большинство моих друзей интересуется математикой»). Участники оценивали все пункты по одной и той же 4-балльной шкале Лайкерта (с 2 отрицательными и 2 положительными оценками). Альфа-Кронбаха для этого опросника составляла от 0,74 или выше.

Цифровая грамотность школьника. Цифровая грамотность школьников

оценивалась на основании вопросов, что школьники умеют делать на персональных компьютерах, начиная от поиска в Интернете, работы в офисных приложениях, заканчивая навыками программирования и переустановкой операционной системы. Каждому умению присваивались баллы, которые суммировались в общий балл.

Результаты и обсуждение

Для изучения полученных результатов были проанализированы отдельные регрессионные модели со следующими зависимыми переменными: выраженность гендерных стереотипов, связанных со STEM областями, а также уровнем цифровой грамотности школьника. В качестве независимых переменных в каждой из моделей выступали факторы «Уровень цифровизации шко-

лы» и «Пол» участников (с поправкой на интеллект); в модель также было включено взаимодействие переменных. В настоящем исследовании фактор «Уровень цифровиза-ции» рассматривался как качественная переменная (4 уровня фактора), для построения контрастов для сравнения между разными уровнями фактора использовался метод Хэ-лмерта (Bates, Chambers, Hastie,1992 [4]). Для переменной «Уровень цифровой грамотности» не было обнаружено статистически значимого эффекта. Значимое влияние фактора «Уровень цифровизации школы» было найдено для факторов «Гендерные стереотипы, связанные со STEM направлениями» (F(4, 248)=7,37; p<0,001) и «Интерес друзей к математике» (F(4, 248)=4,35; p<0,01). В таблице 1 приведены результаты сравнения контрастов для значимых уровней факторов и взаимодействия между факторами.

Таблица 1

Результаты регрессионного анализа и сравнения контрастов для зависимых переменных «Гендерные стереотипы, связанные со STEM направлениями» и «Интерес друзей к математике»

Фактор Гендерные стереотипы, связанные со STEM направлениями Интерес друзей к математике

Предиктор b b 95% CI [LL;UL] b b 95% CI [LL; UL]

(Intercept) -1,70** [-1,70; -1,70] -0,91* [-0,91; -0,91]

«Уровень цифровизации школы» (2-й уровень, контраст Хэлмерта) -0,79** [-0,79; -0,79]

«Уровень цифровизации школы» (3-й уровень, контраст Хэлмерта 0,26* [0,26; 0,26]

«Уровень цифровизации школы» (4-й уровень, контраст Хэлмерта -0,44** [-0,44; -0,44]

«Пол» 0,82** [0,82; 0,82]

«Уровень цифровизации» - «Пол» 0,20* [0,20; 0,20] 0,32* [0,32; 0,32]

% объясненной дисперсии R2=0,240** 95% CI[0,244; 0,24] R2=0,111** 95% CI[0,11; 0,11]

Примечание: Ь - нестандартизированный коэффициент регрессионного уравнения, С1 - доверительный интервал на основании бутстрепа, ЬЬ и иЬ - нижняя и верхняя граница доверительного интервала, соответственно.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что в школах с высоким уровнем цифровизации наблюдается большая выраженность гендерных стереотипов по сравнению со школами с более низким уровнем цифровизации. При этом в шко-

лах со средним уровнем цифровизации также наблюдается значимое уменьшение интереса к STEM дисциплинам со стороны друзей и одноклассников школьников. Как для выраженности гендерных стереотипов, так и для интереса со стороны друзей и од-

ноклассников наблюдается значимое взаимодействие между факторами «Уровень цифровизации школы» и «Пол». На рисун-

ках 2 и 3 приведены распределения ответов школьников, разделенные на группы основания исследуемых факторов.

Рис. 2. Влияние уровня цифровизации и пола школьников на различия в представлениях о тендерных стереотипах, связанных со STEM направлениями. Примечание: УЦ - Уровень цифровизации школы. Положительные значения шкалы указывают на большее согласие со стереотипами

Рис. 3. Влияние уровня цифровизации и пола школьников на различия в интересе их друзей/одноклассников к STEM направлениям. Примечание: УЦ - уровень цифровизации. Положительные значения указывают на больший интерес к STEM областям со стороны друзей/одноклассников

Результаты визуального анализа сравнения распределений школьников указывают на то, что представления мальчиков и девочек о выраженности гендерных стереотипов могут иметь противоположную направлен-

ность (за исключением школы с наибольшим уровнем цифровизации). При этом для представлений друзей/одноклассников о STEM подобных противоположных результатов для мальчиков и девочек в целом не наблюда-

ется, однако мальчики отмечают более высокий уровень интереса со стороны друзей при среднем уровне цифровизации школы.

Заключение

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время уровень цифровой грамотности школьников не зависит от уровня цифровизации школ. Однако для школ с разным уровнем цифровизации наблюдается разная степень выраженности гендерных стереотипов, связанных со STEM-направлениями: низкий уровень цифровизации был связан с более высокой выраженностью негативных ген-дерных стереотипов (пример одного из вопросов: «У девочек обычно меньше знаний и навыков, необходимых для того, чтобы заниматься техническими и естественными науками»). Гендерные стереотипы относительно STEM-направлений также были по-разному выражены у мальчиков и у девочек во всех школах, кроме школы с наиболее высоким уровнем цифровизации. Необходимо отметить, что в школах со средним уровнем циф-ровизации мальчики, в отличие от девочек, также отмечают более высокий интерес к STEM-дисциплинам среди своих друзей и одноклассников, что может способствовать развитию гендерных стереотипов в такой среде. Данные нашего исследования согласуются с результатами других исследований, в которых было получено, что у мужчин по сравнению с женщинами наблюдаются более негативные представления о женщинах в STEM-направлениях. При этом после участия в тренингах по положительным ассоциациям представленности женщин в STEM общее отношение изменилось в лучшую сторону (у мужчин значимо изменилось представление о женщинах в STEM), что говорит о том, что персонализированные меры могут влиять на выраженность гендерных стереотипов и создают благоприятную среду для привлечения женщин в STEM-направления (Jackson S.M., Hillard A.L., & Schneider T.R., 2014 [5]).

В целом, в рамках исследования нами получены косвенные данные о положительной роли цифровизации школьной среды в контексте выраженности у школьников ген-дерных стереотипов, потенциально ведущих к формированию в будущем так называемого «гендерного разрыва» в STEM-направлениях. Таким образом, одним из ответов на стоящие перед обществом вызовы цифровой экономики может быть повышение уровня цифровизации школьной среды. Тем не менее необходимо отметить, что для успешного решения связанных со стереотипами проблем целесообразен комплексный подход, включающий в себя ряд шагов по внедрению STEM-образования, таких как повышение качества понимания обучающимися этих дисциплин, а также их подготовку к более эффективному применению полученных знаний и развитие STEM-гра-мотности. Внимание не только к потребностям цифровизации образовательной среды, но и повышение уровня STEM-грамот-ности могут стать необходимым условием для снижения уровня гендерного разрыва в выборе STEM-направлений в качестве карьерного пути.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-29-14127.

Литература

1. Захарова Е.К., Мхитарян Т.А., Савинская О.Б. Женщины и STEM в цифровую эпоху: политика занятости в мегаполисе. - М.: Вариант, 2017.

2. Савостина Е.А., Смирнова И.Н., Хасбулатова О.А. STEM: профессиональные траектории молодежи (гендерный аспект) // Женщина в российском обществе. - 2017. - № 3(84). - С. 33-44.

3. Ситикенова А.Г. Женщины и STEM-образо-вание: новые перспективы профессиональной занятости женщин // Профессиональная ориентация. - 2018. - № 1. - С. 137-142.

4. Bates D.M., Chambers J.M., Hastie T.J. Statistical models in S / In Computer science and statistics.

Proceedings of the 19th Symposium on the Interface. - Wadsworth & Brooks, California, 1992.

5. Jackson S.M., Hillard A.L., Schneider T.R. Using implicit bias training to improve attitudes toward women in STEM // Social Psychology of Education. - 2014. - Vol. 17. - No. 3. - P. 419-438.

6. Oecd. Education at a Glance 2015 OECD Indicators. - Paris: OECD, 2015. - P. 4.

7. Progress of the world's women 2015-2016: Transforming economies, realizing rights. -UN Women, 2015.

8. Schwab K., Samans R. The future of jobs report / World Economic Forum, 2018. - P. 1-133.

9. Sorgner A. et al. The effects of digitalization on gender equality in the G20 economies. - Kiel: Kiel Institute for the World Economy, 2017.

References

1. Zakharova YeK, Mkhitaryan TA, Savinska-ya OB. Zhenshchiny i STEM v tsifrovuyu epokhu: politika zanyatosti v megapolise. Moscow: Variant, 2017 (in Russian).

2. Savostina YeA, Smirnova IN, Khasbulatova OA. STEM: professional'nyye trayektorii molodezhi

(gendernyy aspekt). Zhenshchina v rossiyskom obshchestve 2017; 3(84):33-44 (in Russian).

3. Sitikenova AG. Zhenshchiny i STEM-obrazo-vaniye: novyye perspektivy professional'noy zanyatosti zhenshchin. Professional'naya ori-yentatsiya 2018; 1:137-142 (in Russian).

4. Bates DM, Chambers JM, Hastie TJ. Statistical models in S. In Computer science and statistics. Proceedings of the 19th Symposium on the Interface. Wadsworth & Brooks, California, 1992.

5. Jackson SM, Hillard AL, Schneider TR. Using implicit bias training to improve attitudes toward women in STEM. Social Psychology of Education 2014; 17(3):419-438.

6. Oecd. Education at a Glance 2015 OECD Indicators. Paris: OECD, 2015: 4.

7. Progress of the world's women 2015-2016: Transforming economies, realizing rights. UN Women, 2015.

8. Schwab K, Samans R. The future of jobs report. World Economic Forum, 2018:1-133.

9. Sorgner A et al. The effects of digitalization on gender equality in the G20 economies. Kiel: Kiel Institute for the World Economy, 2017.

DIGITAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN AND THEIR ATTITUDES TO STEM, DEPENDING ON DIGITIZATION OF THE SCHOOL

ENVIRONMENT

V.I. ISMATULLINA, I.M. ZAKHAROV Psychological Institute of RAE, Moscow

The study is devoted to assessing the digital literacy of schoolchildren and their attitudes to STEM, depending on the digital level of the school's environment. Four schools have been assigned a digital level based on the DESI score. The results showed that schoolchildren from schools with a higher digital level have less endorse stereotypes related to STEM. At the same time, boys'friends from schools with an average digital level have more positive attitudes towards math which is an important predictor of STEM choice for future career. The level of digital literacy of schoolchildren became an insignificant factor for students' attitudes to STEM.

Keywords: digital level, digital literacy, STEM, gender gap, school environment.

Address:

Ismatullina V.I.,

Leading Researcher, Laboratory of Developmental Behavior Genetics,

Psychological Institute of RAE

9-4 Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russia

E-mail:ismatullina.v@pirao.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.