Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЦЕЛЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО В СОСТАВЕ ХОЛДИНГА'

ОЦЕНКА ЦЕЛЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО В СОСТАВЕ ХОЛДИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНВЕСТОР / ХОЛДИНГ / ДЕКОМПОЗИЦИЯ ЦЕЛЕЙ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ / РЫНОЧНЫЕ ФАКТОРЫ / ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ИТОГОВЫЙ РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекетова Алена Михайловна

В статье исследуется категория целевой инвестиционной привлекательности предприятия, и предлагается механизм её оценки, основанный на декомпозиции целей инвесторов. Формируется система показателей, позволяющих оценить целевую инвестиционную привлекательность и сформировать на этой основе механизм взаимодействия с инвесторами. Представлены результаты оценки целевой инвестиционной привлекательности предприятий, входящих в состав вертикально интегрированного холдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF TARGET ATTRACTION APPEAL OF THE ENTERPRISE, FUNCTIONING AS A PART OF HOLDING

The article deals with the category of the target investment attractiveness of the enterprise, and provides a mechanism for the assessment, based on decomposition of the goals of investors. We offer system of indicators to assess the target investment attraction and to form on this basis the mechanism of interaction with investors We presents the results of the evaluation target investment attraction of enterprises-members of a vertically integrated holding.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЦЕЛЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО В СОСТАВЕ ХОЛДИНГА»

Раздел 3. ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 338.1

ОЦЕНКА ЦЕЛЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО В СОСТАВЕ ХОЛДИНГА

Бекетова Алена Михайловна (g8950@yandex.ru) ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых»

Муромский институт (филиал) В статье исследуется категория целевой инвестиционной привлекательности предприятия, и предлагается механизм её оценки, основанный на декомпозиции целей инвесторов. Формируется система показателей, позволяющих оценить целевую инвестиционную привлекательность и сформировать на этой основе механизм взаимодействия с инвесторами. Представлены результаты оценки целевой инвестиционной привлекательности предприятий, входящих в состав вертикально интегрированного холдинга.

Ключевые слова: целевая инвестиционная привлекательность предприятия, стратегический инвестор, холдинг, декомпозиция целей, организационные факторы, финансовые факторы, рыночные факторы, инвестиционно-инновационные факторы, стратегические факторы, итоговый рейтинг.

Исследование инвестиционной привлекательности предприятия (ИПП), функционирующего в условиях вертикально интегрированного холдинга [1], привело к выводу, что ИПП - комплексная, многоуровневая категория, формирующаяся под влиянием ряда объективных факторов в процессе согласования субъективных экономических интересов, и её оценка требует решения трех взаимосвязанных задач:

- уточнение и декомпозиция целей инвесторов каждого типа;

- выявление, классификация, ранжирование и точная оценка комплекса факторов ИПП как критериальных показателей, каждый из которых позволяет оценить степень реализации отдельных целей инвесторов;

- корректировки полученной оценки с учетом места ИПП в системе уровней инвестиционной привлекательности и существующих в ней взаимосвязей.

Типология инвесторов по преследуемым целям может включать: стратегических, портфельных инвесторов, государство, кредиторов [2, 6, 4, 5], кредиторов и участников бизнеса [8], стратегических, финансовых инвесторов и кредиторов [7], руководство предприятия, стратегических и портфельных инвесторов [3]. Несмотря на некоторые различия (так, кредиторов в одних случаях относят к финансовым инвесторам, в других рассматривают как отдельную категорию, стратегические и портфельные инвесторы могут быть объединены как участники бизнеса), состав и характеристики инвесторов в целом близки.

Для предприятия, функционирующего в составе холдинга, предлагается следующая классификация инвесторов по целям (табл. 1), в которую включен ещё один тип инвестора -тактический. Необходимость расширения клас-

сификации обусловлена тем, что в роли стратегического инвестора выступает холдинг, для других стратегических инвесторов, главной целью ставящих контроль над объектом вложений, предприятия, подконтрольные холдингу недоступны. Однако нельзя исключить возможности привлечения для реализации отдельных проектов внешних инвесторов, не получающих доли в акционерном капитале предприятия (что позволило бы отнести их к портфельным), но и не являющихся кредиторами.

Состав целей инвесторов позволяет видеть, что они поддаются декомпозиции и позволяют прийти к конечному числу целевых показателей оценки инвестиционной привлекательности, которые объединяются в группы факторов, спектр которых узок при ориентации на кредитора и наиболее широк при подчинении целям стратегического инвестора. Декомпозиция целей, проведенная для каждого типа инвестора, представлена на рисунке 1, который показывает, что ключевые цели каждого участника инвестиционного процесса реализуются через достижение подчиненных целей, а они, в свою очередь, формируются системой целевых показателей, которые объединяются в группы. Группы факторов, предложенные с учетом проведенной декомпозиции целей инвесторов, представлены организационными факторами, рыночными факторами, финансовыми факторами, инвестиционно-инновационными факторами и стратегическими факторами. Таким образом, предложенная декомпозиция целей для каждого типа инвестора дает основу для формирования системы целевых показателей и является базой для оценки целевой инвестиционной привлекательности.

Таблица 1

Типы и цели инвесторов

Типы инвесторов Цели

Ключевые цели - достижение лидирующих позиций в отрасли; - повышение эффективности бизнеса; - реализация прав собственности, контроль над объектом вложений

Стратегический инвестор (холдинг) Подчиненные цели - расширение сферы влияния; - увеличение доли на рынке или выход на новые рынки; - объединение разных частей производственного цикла, доступ к новым ресурсам и технологиям; - рост рыночной стоимости бизнеса; - развитие предприятия, расширение его производственного, инновационного, рыночного, финансового потенциала

Тактический инвестор Ключевые цели: - повышение эффективности собственного бизнеса; - объединение разных частей производственного цикла; - доступ к новым ресурсам и технологиям; Подчиненные цели - достижение высокого уровня доходности инвестиций; - расширение производственного и инновационного потенциала предприятия; - повышение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия; - рост рыночной стоимости бизнеса.

Портфельный инвестор Ключевые цели - получение максимальной финансовой выгоды; - минимизация рисков; Подчиненные цели - получение дополнительного дохода от реализации акций при выходе из состава акционеров; - достижение высокой рентабельности; - повышение уровня финансовых показателей деятельности предприятия; - рост рыночной стоимости бизнеса.

Кредитор Ключевые цели - получение максимальной финансовой выгоды; - минимизация рисков; Подчиненные цели - быстрая окупаемость инвестиций; - достижение высокой рентабельности; - повышение уровня финансовых показателей деятельности предприятия.

Государство Ключевые цели - повышение уровня социально-экономического развития страны; - укрепление позиций страны в мировой экономике; Подчиненные цели - переход на инновационный путь развития; - обновление основных средств; - создание рабочих мест; - повышение национального престижа; - развитие предприятия, расширение его производственного, инновационного, рыночного потенциала

Ключевые цели инвесторов

Стратегический инвестор

Тактический инвестор

Портфельный инвестор

Кредитор

Государство

Достижение лидирующих

ПОЗИЦИЙ Е

отрасли

Ш

Повышение эффективное и бизнеса

П <

О ж

Зэ

О) т; О

г

з

о

(о С

(О ф

00 (С

о ч о ■о о го

Реализацияправ собственности. Контроль над объектом вложений

Объединение разных частей пр ошв одств енног о цикла, до ступ к

ресурсам и

Повышение эффективност и бизнеса

Получение максимальной финансовой выгоды

Минимиз ацил рисков

Повышений уровня социально-экономического развития страны

Укрепление позиций страны в мировой ^тгпнпшттсе

Подчиненные цели

Расширение сферы влияния

~7-

Ж

Рост рыночной стоимос ти бизнеса

Увеличение доли рынка или выход на новые рынки

Объединение разных частей производственного цикла, до ступ к ресурсам и технологиям

Расширение производств

енного и инновационн

ого потенциала предприятия

_

Повышение финансовой устойчивости и платежеспособности

Достижение высокого уровня доходности инвестиции

Получение дополнительного

дохода от р е апиз ации акций при ввгсоде из

■щ-

Повьпление финансовой устойчивости и платежеспособности

Создание Переход на

рабочих мест инновационный

шггь и аз вития

У

Повышение- Обновление

национального основных средств

престижа

\ -

Развитие предприятия, расширение его производственного, инновационного, финансового, оьпючного потенциала

Развитие предприятия, расширение его производственного, инновационного, рыночного потенциала

Организацио нные

Доля в уставном капитале Доля прибыли, распределяемой в пользу инвестора Интеграция в систему производства и продаж

Инвес тицио нно-инноваци онные

Показатели инвестиционной активности

Показатели обновления, технического состояния и эффективности использования основных средств Показатели эффективности отдельны:: проектов Показатели инновационной активности

Рын очные

Доля экспортной продукции в общем объеме продаж Объемы продаж и прибыли Показатели динамики объемов производства, продаж и прибыли Капитализация

Целевые показатели

Финансовые

Показатели платежеспособности Показатели рентабельности и доходности

Обеспечение (гарантии) возврата заемный средств

Показатели окупаемости вложений Показатели финансовой независимости от кредиторов и дебиторов

Показатели оборачиваемости

Стратегические

Стратегическое значение для страны

Конкурентоспособность на внешнем рынке Значимость для повышения национального престижа страны

Влияние на рынок труда

Выбор конкретных целевых показателей основан на трех критериях:

1) Объективность оценки - принцип, предполагающий возможность их точного количественного измерения (преобладающая часть показателей определяется с помощью общеизвестных расчетных формул или методом прямого подсчета);

2) Сопоставимость - для достижения сопоставимости данных в систему включены относительные, а не абсолютные показатели, в тех случаях, когда реализацию целей инвесторов отражал стоимостной показатель, было проведено его преобразование (так, для показателей объемов продаж и прибыли взяты соответственно коэффициенты оборачиваемости и рентабельности активов, позволяющие соотнести их величину со стоимостью имущества предприятия);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Критерий максимума - наилучшим является максимальное значение показателя (в некоторых случаях для этого проведено преобразование исходного показателя).

В рамках проведенного исследования выполнено обоснование системы целевых показателей для инвесторов каждого типа. С учетом необходимости ограничения объема статьи в таблице 2 приведена система показателей для стратегического инвестора.

Для предприятия, входящего в состав холдинга, в качестве целевой должна рассматриваться, прежде всего, инвестиционная привлекательность, сформированная с учетом приоритетов холдинга как стратегического инвестора, структура целей которого делает очевидной возможность достижения баланса его интересов и интересов предприятия как субъекта инвестиционного процесса.

На основании предложенной методики рассчитаны целевые показатели инвестиционной привлекательности для стратегического, тактического, портфельного инвесторов и кредитора по 11 промышленным предприятиям, входящим в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Проведена стандартизация и ранжирование предприятий по методу расстояний по отношению к эталонным значениям целевых показателей, получены рейтинговые показатели для четырех типов инвесторов по группам факторов и итоговый рейтинговый показатель. Интегральные показатели по группам факторов и общий интегральный показатель для целей стратегического инвестора, который рассматривается в качестве ключевого, по 11 предприятиям концерна представлены в таблице 3. Минимальное

значение итогового показателя отражает наибольшую степень близости к эталону и, соответственно, полноты реализации комплекса целей стратегического инвестора.

Таким образом, в соответствии со значениями рейтингов по организационным, рыночным, финансовым, инвестиционно-инновационным факторам и итоговому рейтинговому показателю, составленным для целей стратегического инвестора, распределение мест, которые заняли предприятия в системе оценки ИПП с ориентацией на холдинг, выглядит следующим образом (табл. 4).

Таблицы 3 и 4 позволяют увидеть, что наибольшей инвестиционной привлекательностью для стратегического инвестора обладает ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол», который по всем группам показателей имеет высокий ранг. Наихудшие показатели демонстрирует ОАО «Ульяновский механический завод», несмотря на высокий рейтинг по рыночным факторам. Исследуемое предприятие ОАО «Муромский завод радиоизмерительных приборов» занимает итоговое пятое место, что в целом характеризует средний уровень его инвестиционной привлекательности для стратегического инвестора-холдинга. Если рассматривать его рейтинг с детализацией по четырем группам факторов, наихудшие показатели объект исследования демонстрирует по рыночной группе факторов (7 место). По остальным группам факторов - организационным, финансовым, инвестиционно-инновационным -ОАО «МЗ РИП» занял 5-е места в рейтинге. Таким образом, выявлены конкретные причины недостаточного инвестирования предприятия и способы их устранения. Так, для повышения целевой инвестиционной привлекательности объекта исследования, необходимо достижение целевых критериальных показателей, в первую очередь, по группе рыночных факторов, и, в частности по таким показателям, как доля экспортной выручки в общем объеме продаж и коэффициент роста чистой прибыли. Кроме того, для повышения инвестиционной привлекательности ОАО «МЗ РИП» необходимо значительное повышение его инвестиционной и инновационной активности, а также повышение обеспеченности собственными оборотными средствами.

Итоги оценки целевой инвестиционной привлекательности предприятий для тактического, портфельного инвесторов и кредитора показаны в таблице 5.

Таблица 2

Обоснование системы показателей оценки целевой инвестиционной привлекательности предприятия для стратегического инвестора (холдинга)

со

Группа факторов Целевой показатель Порядок расчета Обоснование

Организационные факторы (отражающие распределение прав собственности) Доля инвестора в уставном капитале Стоймость (ролИЧветаоЗакций, при чад лежащих инвестору Общая стоимость акционерного капитала (общее количество акций) Позволяет оценить полноту реализации прав собственности (контроль над обьекгом вложений)

Доля прибыли, распределяемой в пользу инвестора Чистая прибыль, распределенная в пользу инвестора в форме дивидендов, отчислений в фонды и резервы или в иной форме Чистая прибыль Позволяет оценить полноту реализации прав собственности (право на извлечение дохода)

Интеграция в систему производства и продаж Стоимость продукции, работ, ус луп реализованных е рамках отраслевой специализации холдинга Общая стоимость реализованной продукции Позволяет оценить достижение цели обьединения разных частей производственного цикла

Рыночные факторы (характеризующие динамику продаж и устойчивость рыночных позиций) Доля экспортной выручки в общем обьеме продаж Стоимость продукции, работ./слуг, реализованных на экспорт Выручка от продаж за год Являются иедикаторами, отражающими расширение производственного и рыночного потенциала предприятия, увеличения доля рынка, расширения сферы влияния и роста рыночной стоимости бизнеса. В конечном счете, позволяют оценить реализацию целей первого уровня: повышение эффективности бизнеса и достижения лидирующих позиций в отрасли.

Коэффициент роста выручки от продаж Выручка от продам; в отчетном году Выручка от продаж е предыдущем году

Коэффициент роста прибыли от продаж Прибыль от продаж в отчетном году Прибыль от продаж в предыдущем году

Коэффициент роста чистой прибыли Чистая прибыль в отчетном году Чистая прибыль в предыдущем году

Рентабельность активов Чистая прибыль Общая стоимость активов

Коэффициент оборачиваемости активов Выручка от продаж Общая стоимость активов

Финансовые (отражающие устойчивость и платежеспособность) Коэффициент автономии Собственные средства Общая стоимость капитала Характеризует финансовую независимость предприятия, его стабильность сточки зрения инвесторов, позволяют оценить уровень финансового потенциала и реализацию целей роста рыночной стоимости и повышения эффективности бизнеса

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Собственные средства - Внеоборотные активы Оборотные активы

Отсутствие иммобилизации средохц^ расчетах Общая стоим осты существа Дебиторская задолженность

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Выручка от продаж Оборотные средств?

Коэффициент текущей ликвидности Оборотные средства Краткосрочные обязательства

о й

ы а о

Н

а о

о

й-

Группа факторов Целевой показатель Порядок расчета Обоснование

Рентабельность собственного капитала Чистая приЬыль Собственные средства Характеризует уровень производственного потенциала предприятия, реализацию цели роста эффективности бизнеса

Индекс постоянного актива Внеоборотные активы Собственные средства

Инвестиционно-инновационные Инвестиционная активность Вложения в основной капитал в отчетном году [без затрат на НИОКР) Общая стоимость активов Являются индикаторами, отражающими расширение производственного и инновационного потенциала предприятия, увеличения доля рынка, отражают активность работы по совершенствованию производственного процесса и применяемых технологий. Позволяют оценить реализацию целей роста рыночной стоимости бизнеса, повышения его эффективности и достижения лидирующих позиций в отрасли.

Коэффициент поступления основных средств Стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию за год Стоимость основных средств на конец года

Коэффициент годности основных средств и статочная стоимость основных средств Первоначальная стоимость основных средств

Фондоотдача Выручка от продаж Первоначальная стоимость основных средств

Инновационная активность В ложен ни в освоение производства новых видов продукции, продолжающиеся ОКР Общая стоимость активов предприятия

Доля прибыли, направленная на инвестиционные цели Чистая прибыль.направленная на инвестиционные цели Чистая прибыль

Рентабельность инвестиционных ресурсов Накопленная чистая прибыль Общий объем инвестиционных ресурсов (собственные средства + долгосрочные займы)

Коэффициент возврата инвестиций Объем инвестиций за год Чистая прибыль за год

Стратегические Принадлежность к отраслям (видам деятельности), имеющим стратегическое значение 1 балл - принадлежит кданным отраслям 0 баллов - не принадлежит Являются ключевыми показателями, определяющими степень влияния предприятия на рост национального престижа и защиту государственных интересов

Принадлежность к отраслям-экспортерам 1 балл - принадлежит кданным отраслям 0 баллов - не принадлежит

Принадлежность к обьектам (регионам, видам деятельности), развитие которых способствует росту национального престижа 1 балл - принадлежит кданным обьектам (регионам, видам деятельности) 0 баллов - не принадлежит

Влияние на рынок труда 2 балла - имеет важное или определяющее значение на рынке труда 1 балл - частично влияет на рыноктруда 0 баллов - не влияет или практически не влияет на рынок труда

Таблица 3

Рейтинговая оценка целевой инвестиционной привлекательности предприятий для стратегического инвестора (холдинга)

Наименование предприятия Рейтинг по организационным факторам Рейтинг по рыночным факторам Рейтинг по финансовым факторам Рейтинг по инвестиционно-инновационным факторам Итоговый рейтинговый показатель

ОАО «ВМП Авитек» 0,02 1,67 1,1 1,62 2,57219

ОАО «Волжский электромеханический завод» 3,025 2,13 1,13 1,82 3,02452

ОАО «ГОЗ Обухо-ский завод» 4,504 1,85 3,09 2,51 4,50386

ОАО «Ижевский электромеханический завод Купол» 2,397 1,49 1,07 1,53 2,39663

ОАО «Красное знамя» 2,558 1,35 1,46 1,59 2,5583

ОАО «Марийский машиностроительный завод» 5,089 2,04 2,07 4,05 5,08864

ОАО «МЗ им. Калинина» 2,946 1,59 1,88 1,44 2,94559

ОАО «МЗ РИП» 2,992 1,84 1,67 1,66 2,99166

ОАО «Нижегородский машин-строительный завод» 4,299 1,72 2,88 2,49 4,29928

ОАО «Новосибирский завод им. Коминтерна» 3,873 2,17 1,93 2,36 3,8733

ОАО «Ульяновский механический завод» 5,207 1,49 2,38 4,15 5,2074

Таблица 4

Ранжирование предприятий для целей стратегического инвестора

Предприятия Организационные факторы Рыночные факторы Финансовые факторы Инвести -ционно-инновационные факторы Стратегические факторы Обобщенный рейтинг

ОАО «ВМП Авитек» 1 5 2 4 - 3

ОАО «Волжский

электромехани- 6 10 3 6 - 6

ческий завод»

ОАО «ГОЗ Обу-ховский завод» 9 8 11 9 - 9

ОАО «Ижевский

электромеханический завод Ку- 2 3 1 2 - 1

пол»

ОАО «Красное знамя» 3 1 4 3 - 2

ОАО «Марийский

машинострои- 10 9 8 10 - 10

тельный завод»

ОАО «МЗ им. Калинина» 4 4 6 1 - 4

Продолжение таблицы 4

Предприятия Организационные факторы Рыночные факторы Финансовые факторы Инвести -ционно-инновационные факторы Стратегические факторы Обобщенный рейтинг

ОАО «МЗ РИП» 5 7 5 5 - 5

ОАО «Нижегородский машиностроительный завод» 8 6 9 8 - 8

ОАО «Новосибирский завод им. Коминтерна» 7 11 7 7 - 7

ОАО «Ульяновский механический завод» 11 2 10 11 - 11

Таблица 5

Итоговый рейтинг предприятий

Предприятия Стратегический инвестор (холдинг) Тактический инвестор Портфельный инвестор Кредитор

ОАО «ВМП Авитек» 3 3 4 5

ОАО «Волжский электромеханический завод» 6 6 6 3

ОАО «ГОЗ Обуховский завод» 9 9 8 7

ОАО «Ижевский электромеханический завод Купол» 1 1 2 1

ОАО «Красное знамя» 2 2 1 2

ОАО «Марийский машиностроительный завод» 10 10 9 10

ОАО «МЗ им. Калинина» 4 4 3 4

ОАО «МЗ РИП» 5 5 5 6

ОАО «Нижегородский машиностроительный завод» 8 8 11 11

ОАО «Новосибирский завод им. Коминтерна» 7 7 10 8

ОАО «Ульяновский механический завод» 11 11 7 9

Сравнительный анализ рейтингов предприятий позволяет видеть, что они обладают неодинаковой инвестиционной привлекательностью для разных типов инвесторов. Так, ОАО «Ульяновский механический завод», который в системе оценки стратегического и тактического инвесторов занимает лишь 11-е место, в рейтинге портфельного инвестора и кредитора поднимается на 7-е и 9-е места соответственно. ОАО «МЗ РИП» имеет равную инвестиционную привлекательность с точки зрения стратегического, тактического и портфельного инвесторов и занимает 5-е место. Однако целевая инвестиционная привлекательность ОАО «МЗ РИП» с точки зрения кредитора ниже, завод занимает в рейтинге 6-е место, что обусловлено концентрацией внимания на рыночных и финансовых критериях и ослаблением роли организационных и инвестиционно-инновационных факторов.

Целевая инвестиционная привлекательность предприятия с учетом интересов госу-46

дарства прежде всего должна рассматриваться с позиции стратегических факторов, уровень которых определяется путем присваивания предприятию баллов (табл. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень стратегических показателей, играющих ключевую роль для определения целевой инвестиционной привлекательности с учетом интересов государства, примерно одинаков для предприятий концерна «Алмаз-Антей», поскольку все они принадлежат к отраслям оборонной промышленности и осуществляют экспортные поставки. Также не вызывает сомнения влияние на рынок труда, оцененное с учетом среднесписочной численности персонала и населения города, где находится предприятие, при этом влияние за занятость ОАО «МЗ РИП» и ОАО «ИМЗ «Купол» является наиболее заметным, что повышает их целевую инвестиционную привлекательность.

Таблица 6

Уровень стратегических показателей для предприятий

Предприятия Принадлежность к отраслям, имеющим страте- Принадлежность к отраслям- Принадлежность к объектам, развитие которых способствует росту национального Влияние на рынок Итого, сумма

гическое значение экспортерам труда баллов

престижа

ОАО «ВМП Авитек» 1 1 0 1 3

ОАО «Волжский элек-

тромеханический за- 1 1 0 1 3

вод»

ОАО «ГОЗ Обуховский 1 1 0 1 3

завод»

ОАО «Ижевский элек-

тромеханический завод Купол» 1 1 0 2 4

ОАО «Красное знамя» 1 1 0 1 3

ОАО «Марийский ма-

шиностроительный за- 1 1 0 1 3

вод»

ОАО «МЗ им. Калини- 1 1 0 1 3

на»

ОАО «МЗ РИП» 1 1 0 2 4

ОАО «Нижегородский

машиностроительный 1 1 0 1 3

завод»

ОАО «Новосибирский завод им. Коминтерна» 1 1 0 1 3

ОАО «Ульяновский механический завод» 1 1 0 1 3

Таким образом, предложенная методика определения целевой инвестиционной привлекательности позволяет дифференцировать предприятия и выявить источники роста инвестиционной привлекательности для конкретного типа инвестора. Однако, поскольку в исследовании предлагается рассматривать целевую инвестиционную привлекательность не только как средство оценки достигнутого уровня, а как механизм взаимодействия с инвесторами, полученные результаты определяют направление дальнейшей работы, а именно - формирование модели выбора стратегии и тактики взаимодействия предприятия с конкретными типами инвесторов, учитывающей необходимость согласования экономических интересов субъектов инвестиционного процесса. Следует отметить, что формирование целевой инвестиционной привлекательности является одним из этапов разработки и реализации инвестиционной политики предприятия, который направлен на привлечение инвестиций. Аккумуляция инвестиционных ресурсов на данном этапе достигается путем согласования потребностей предприятия, заинтересованного в привлечении конкретного типа инвестора, и собственно инвестора. Организация, обеспечивая и контролируя свой уровень инвестиционной привлекательности для целей конкретного инвестора, оказывает непо-

средственное влияние на привлечение целевых инвестиций. Управление уровнем инвестиционной привлекательности предприятия осуществляется путем регулирования критериальных показателей-индикаторов. Устанавливая нормативные значения и разрабатывая мероприятия по корректировке фактических значений, организация тем самым привлекает конкретного инвестора. Кроме того, желаемый уровень определенного набора показателей-индикаторов может объединять интересы нескольких инвесторов, согласовывая их между собой. Так, например, высокий уровень инновационной активности обращает на себя внимание государства, стратегического и тактического инвестора. Предприятие, в свою очередь, работая над уровнем данного индикатора, повышает свою инвестиционную привлекательность в глазах ряда инвесторов.

Использование целевой инвестиционной привлекательности в качестве механизма взаимодействия с инвесторами требует соответствующего информационного обеспечения, инструментом которого может служить введение дополнительной формы финансовой отчетности (раздела годового отчета предприятий), которые находились бы в открытом доступе.

Целевой уровень конкретных показателей может задавать как само предприятие, так и потенциальные инвесторы. Наиболее значимым представляется возможное установление целевых показателей-индикаторов государством, что обеспечит стратегический подход к расстановке инвестиционных приоритетов и при этом позволит создать механизм урегулирования интересов стратегического, тактического, портфельного инвесторов и кредитора, с одной стороны, и субъекта инвестиций - с другой.

Литература

1. Васильцова А.М. Формирование целевой инвестиционной привлекательности предприятия в составе холдинга // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством», 2014. - № 1(19) - с. 8-14.

2. Иванова Н.Н., Осадчая Н.А. Экономическая оценка инвестиций. - М.: Феникс, 2004. 218 с.

3. Самарина Н.С. Методическое обеспечение комплексного анализа инвестиционной привлекательности промышленных предприятий // Территория новых возможностей.

Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2012. -№ 2. - с. 143-149.

4. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 560 с.

5. Тулупникова Ю.В. Инвестиционная деятельность: курс лекций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tulupnikova.com

6. Цакунов С.В. Теория и практика инвестиционного маркетинга и менеджмента: курс лекций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inv-m-2009.narod.ru/Lect_1.html

7. Чайран Ю.А., Лукьянова А.А. Формирование инвестиционной привлекательности предприятий // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. Академика М.Ф. Решетнева, 2010. - № 3. -с. 187-191.

8. Шнайдер В.В. К вопросу взаимосвязи: инвестор, инвестиции, прибыль // Вестник Гуманитарного института ТГУ, 2011. - № 3. - с. 70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.