Научная статья на тему 'Оценка трудоемкости разработки информационных систем на базе интернет-сервисов для государственного и муниципального управления'

Оценка трудоемкости разработки информационных систем на базе интернет-сервисов для государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
421
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ / УПРАВЛЕНИЕ КОНТЕНТОМ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ТРУДОЕМКОСТЬ РАЗРАБОТКИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Евсюткин Александр Сергеевич

В настоящее время бурный процесс информатизации общества привел к тому, что информационные технологии проникли во все сферы жизнедеятельности человека. Одним из ярких примеров является процесс информатизации государственного и муниципального управления, который сегодня сложно представить без применения аппаратного и программного обеспечения, а также современных интернет-технологий. Одним из основных направлений в рамках государственной программы «Информационное общество» стало создание «электронного правительства» на основе использования интернет-сервисов, позволяющих пользователям получить информацию и уже сформировавшийся набор государственных услуг. Для точной оценки экономической эффективности разработки информационных систем на базе интернет-сервисов предварительно оценивается трудоемкость их создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTIMATE OF THE LABOR IN THE INFORMATION SYSTEMS DEVELOPMENT, INTERNET-BASED SERVICES FOR THE STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT

Currently, a rapid process of information society has led to the fact that information technology has penetrated into all spheres of human activity. One striking example is the process of informatization of the State and municipal management, which today is hard to imagine without the use of hardware and software, as well as the modern Internet technologies. One of the main areas within the state program «Information Society» was the creation of e-government based on the use of Internet services that allow users to obtain information and have formed a set of public services. To accurately assess the economic efficiency of the development of information systems based on Internet services tentatively estimated the complexity of their creation.

Текст научной работы на тему «Оценка трудоемкости разработки информационных систем на базе интернет-сервисов для государственного и муниципального управления»

УДК 004.4

А.С. Евсюткин ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ РАЗРАБОТКИ

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА БАЗЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В настоящее время бурный процесс информатизации общества привел к тому, что информационные технологии проникли во все сферы жизнедеятельности человека. Одним из ярких примеров является процесс информатизации государственного и муниципального управления, который сегодня сложно представить без применения аппаратного и программного обеспечения, а также современных интернет-технологий. Одним из основных направлений в рамках государственной программы «Информационное общество» стало создание «электронного правительства» на основе использования интернет-сервисов, позволяющих пользователям получить информацию и уже сформировавшийся набор государственных услуг. Для точной оценки экономической эффективности разработки информационных систем на базе интернет-сервисов предварительно оценивается трудоемкость их создания. Ключевые слова: информационные системы, интернет-сервисы, управление контентом, информатизация общества, электронное правительство, трудоемкость разработки.

Alexander Evsutkin THE ESTIMATE OF THE LABOR IN THE INFORMATION SYSTEMS DEVELOPMENT, INTERNET-BASED SERVICES FOR THE STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT

Abstract. Currently, a rapid process of information society has led to the fact that information technology has penetrated into all spheres of human activity. One striking example is the process of informatization of the State and municipal management, which today is hard to imagine without the use of hardware and software, as well as the modern Internet technologies. One of the main areas within the state program «Information Society» was the creation of e-government based on the use of Internet services that allow users to obtain information and have formed a set of public services. To accurately assess the economic efficiency of the development of information systems based on Internet services tentatively estimated the complexity of their creation.

Keywords: information systems, internet services, content management, information society, e-government, development effort.

Процесс информатизации государственного и муниципального управления, который сегодня сложно представить без применения аппаратного и программного обеспечения, а также современных интернет-технологий [3].

С целью создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий в сфере государственного управления Правительством России была принята государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» [2]. Данная программа пришла на смену сорванной федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Одним из основных направлений в рамках новой программы стало создание «электронного правительства» на основе использования интернет-сервисов, позволяющих пользователям получить информацию и набор государственных услуг [4].

Для точной оценки экономической эффективности разработки информационных систем на базе интернет-сервисов необходимо предварительно оценить трудоемкость их создания. Сделать это можно на примере разработки информационной системы управления контентом на базе портала для нужд местных органов самоуправления различных муниципальных образований Московской области [1].

© Евсюткин А. С., 2014

На первоначальном этапе выделяются классы пользователей и распределяются права доступа этих классов к функциональным модулям интернет-сервиса. Данные права доступа зависят от типа пользователя и практически не зависят от организации, использующей систему.

Поскольку основными пользователями являются органы самоуправления муниципальных образований, построим организационную диаграмму администрации города Реутов Московской области в качестве примера [6].

Диаграмма организационной структуры представлена на рисунке.

Рис. Организационная диаграмма Администрации города Реутова

В виде прямоугольников представлены структурные единицы, черными тонкими линиями отражены взаимосвязи между ними. Все структурные единицы разбиты на функциональные группы (классы пользователей системы). Пунктирными линиями выделены функциональные группы.

Следующие классы пользователей были выделены с целью разграничения прав доступа:

1) глава города;

2) помощники главы;

3) заместители председателя Совета депутатов;

4) депутаты;

5) руководитель администрации;

6) заместители руководителя администрации;

7) отделы, комитеты, управления;

8) администратор системы.

У каждого пользователя из любого класса установлен терминал, представляющий собой «тонкий клиент», с помощью которого осуществляется доступ к системе. Связь осуществляется по протоколу http.

Определим основные процессы, закладываемые в функционал интернет-сервиса управления контентом:

- создание учетной записи;

- смена пароля пользователя;

- авторизация пользователя;

- формирование поискового запроса;

- администрирование системы;

- сбор статистики по поисковым запросам;

- персональные настройки профилей пользователей;

- подключение новых модулей к системе.

Выделяются те классы данных, которые будут использоваться процессами в ходе функционирования системы. Это потребуется далее для того, чтобы корректно определить права доступа различных процессов к классам данных, что в свою очередь необходимо для безопасной работы системы. Классы данных:

- текстовый контент - вся текстовая информация, не зависимо от принадлежности к определенному модулю системы;

- файл - все файлы, предназначенные для загрузки на локальный компьютер пользователя;

- пользователь - муниципальные служащие - пользователи системы.

Распределение прав доступа процессов к различным классам системы приведено в таблице 1.

Применяемые сокращения:

ч - чтение;

з - запись;

ч/з - чтение и запись.

Таблица 1

Права доступа процессов к классам системы

Подпроцессы Классы данных

Текстовый контент Пользователь Файл

Создание учетной записи ч ч ч

Смена пароля пользователя ч ч ч

Авторизация пользователя ч ч ч

Формирование поискового запроса ч ч ч

Администрирование системы ч

Сбор статистики по поисковым запросам ч/з

Персональные настройки профилей пользователей ч/з ч/з ч/з

Подключение новых модулей к системе ч ч

Права доступа классов пользователей к процессам системы определены в таблице 2.

Таблица 2

Права доступа классов пользователей к процессам системы

Процессы Руководители

Глава Помощники Главы Заместители председателя Совета депутатов Депу таты Руководитель Администрации Заместители Руководителя Администрации Отделы, комитеты, управления Ад-министра-тор системы

Создание учетной записи ч/з

Смена пароля пользователя ч/з

Авторизация пользователя ч ч ч ч ч ч ч ч/з

Формирование поискового запроса ч ч ч ч ч ч ч ч/з

Администрирование системы ч/з

Сбор статистики по поисковым запросам ч ч ч/з

Персональные настройки профилей пользователей ч ч/з

Подключение новых модулей к системе ч/з

Права доступа всех выделенных классов пользователей к интернет-сервису управления контентом определяются одинаково: чтение и запись. У пользователей внутри классов права доступа также идентичные.

При оценке трудоемкости создания системы для органов муниципального самоуправления действующие лица, типы пользователей и весовые коэффициенты определялись с помощью экспертных оценок, в роли экспертов выступали руководитель администрации, заместители руководителя администрации, а также начальник экономического управления [5].

Для определения трудоемкости необходимо разделить пользователей на типы, которые выделяются в зависимости от сложности интерфейса взаимодействия между пользователем и информационной системой. Результаты выполнения данной операции представлены в таблице 3.

Таблица 3

Сложность разработки для действующих лиц и вариантов использования информационной системы

Весовой

Действующее лицо Тип коэффициент

Глава Сложное 3

Помощники Главы Сложное 3

Заместители председателя Совета депутатов Сложное 3

Депутаты Сложное 3

Руководитель Администрации Сложное 3

Заместители Руководителя Администрации Сложное 3

Отделы, комитеты, управления Среднее 2

Администратор системы Сложное 3

PhpMyAdmin Простое 1

Итого 24

Аналогичным образом определим сложность основных вариантов использования в таблице 4.

Таблица 4

Сложность вариантов использования для органов местного самоуправления

Вариант использования Тип Весовой коэффициент

Создание учетной записи Среднее 10

Смена пароля пользователя Простое 5

Авторизация пользователя Простое 5

Формирование поискового запроса Сложное 15

Администрирование системы Сложное 15

Сбор статистики по поисковым запросам Среднее 10

Персональные настройки профилей пользователей Среднее 10

Подключение новых модулей к системе Среднее 10

Итого (ГС) 80

На трудоемкость также оказывают влияние факторы, характерные для всей системы в целом и основанные на качественных требованиях к нему. Рассмотрим ожидаемые показатели будущей информационной системы в пятибалльной системе оценок в таблице 5 и, с учетом весовых коэффициентов значимости для типового проекта, рассчитаем техническую сложность проекта по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13

ТСР = 0,6 + 0,01- 2Т • Вес (1)

I=1

Таблица 5

Техническая сложность проекта для органов местного самоуправления

Показатель Значение Вес Итог

Распределенная система 3 2 6

Высокая производительность 2 1 2

Работа конечных пользователей в режиме он-лайн 4 1 4

Показатель Значение Вес Итог

Сложная обработка данных 2 1 2

Повторное использование кода 0 1 0

Простота установки 1 0,5 0,5

Простота использования 4 0,5 2

Переносимость 1 2 2

Простота внесения изменений 3 1 3

Параллелизм 2 1 2

Специальные требования к безопасности 1 1 1

Доступ к системе со стороны внешних пользователей 4 1 4

Специальные требования к обучению пользователей 1 1 1

Техническая сложность 0,895

В таблице 6 аналогичным образом рассчитана техническая подготовленность разработчиков, выраженная в виде показателей их квалификации.

13

ЕЕ = 1,4 - 0,03 - ^ Е - Вес (2)

! =1

Таблица 6

Показатели уровня квалификации разработчиков для органов местного самоуправления

Показатель Значение Вес Итог

Знакомство с технологией 3 1,5 4,5

Опыт разработки приложений 2 0,5 1

Использование объектно-ориентированного подхода 2 1 2

Наличие ведущего аналитика 3 0,5 1,5

Мотивация 1 1 1

Стабильность требований 2 2 4

Частичная занятость 1 -1 -1

Сложные языки программирования 2 -1 -2

Уровень квалификации 1,07

Найдем окончательную оценку сложности проекта, основанную на вариантах использования системы. Далее рассчитаем трудоемкость, которая на основе данных о технической сложности будет составлять 20 человеко-часов на единицу UCP.

иСР = (Л + ис) - ТСЕ - ЕЕ = (24 + 80) - 0,895 -1,07 = 99,6 (3) Трудоемкость = иСР - 20чел - ч ~ 3084чел - ч (4)

Таким образом, при ожидаемой команде разработчиков из 5 человек, 8-часовом рабочем дне и 5-дневной рабочей неделе интернет-сервис управления контентом для органов муниципального самоуправления будет готов через четыре месяца с учетом добавления месяца для непредвиденных ситуаций.

Библиографический список

1. Васильева Е.В. Оценка эффективности информационных технологий/информационных систем: учеб. пособие / Е.В. Васильева [и др.]. - М.: ГУУ, 2006.

2. Евсюткин А.С. Формирование интеллектуального контента при поисковом запросе / Вестник Университета. - 2011. - № 21. - С. 39-42.

3. Евсюткин А.С. Развитие методов и моделей формирования интеллектуального контента: автореферат дис. ... канд. экон. наук. - М., 2012. - 19 с.

4. Бачило И. Л. Информационные технологии и система органов государственной власти // Информационное общество. - 2000. - Вып. 1. - С. 47-52.

5. Распоряжение Правительства РФ № 1024-р от 17 июля 2006 г. «О концепции региональной информатизации до 2010 г.».

6. Распоряжение Правительства РФ 2161-р от 02 декабря 2011 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.