Научная статья на тему 'Оценка транспортного спроса к садоводческим некоммерческим товариществам на основе количественных характеристик функционирования'

Оценка транспортного спроса к садоводческим некоммерческим товариществам на основе количественных характеристик функционирования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
80
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / TRAFFIC FLOWS / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ГЕНЕРАЦИЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ / CORRESPONDENCE GENERATION / КОЭФФИЦИЕНТЫ СУТОЧНОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ / COEFFICIENTS OF DAILY IRREGULARITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зедгенизов Антон Викторович, Корчева Дарья Владимировна

Рассматривается возможность прогнозирования интенсивности транспортных потоков к садоводческим товариществам (СНТ), расположенным в пригороде. Приведены распределения поездок по часам суток с указанием коэффициентов наполнения транспортных средств по часам, выявлен общий объем генерации корреспонденций к СНТ, а также получены коэффициенты суточной неравномерности, которые в большей мере позволяют повысить точность прогнозирования транспортных потоков на перспективу. Выработаны рекомендации для практического применения данных удельной генерации корреспонденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Зедгенизов Антон Викторович, Корчева Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF TRANSPORT DEMAND TO HORTICULTURAL NON-COMMERCIAL PARTNERSHIPS BASED ON QUANTITATIVE OPERATION CHARACTERISTICS

The article considers the possibility to predict the intensity of traffic flows to horticultural partnerships (HCP) located in the outskirts of cities. The travels are distributed by the hours of the day and specified by the coefficients of transportation means loading by hours. The total volume of correspondence generation to HCP is identified. The coefficients of daily irregularity allowing to improve the forecasting accuracy of future traffic flows are obtained. Recommendations on practical application of the specific correspondence generation data have been worked out.

Текст научной работы на тему «Оценка транспортного спроса к садоводческим некоммерческим товариществам на основе количественных характеристик функционирования»

УДК 623.3

ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА К САДОВОДЧЕСКИМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ТОВАРИЩЕСТВАМ НА ОСНОВЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

_ л о

© А.В. Зедгенизов1, Д.В. Корчева2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается возможность прогнозирования интенсивности транспортных потоков к садоводческим товариществам (СНТ), расположенным в пригороде. Приведены распределения поездок по часам суток с указанием коэффициентов наполнения транспортных средств по часам, выявлен общий объем генерации корреспонденций к СНТ, а также получены коэффициенты суточной неравномерности, которые в большей мере позволяют повысить точность прогнозирования транспортных потоков на перспективу. Выработаны рекомендации для практического применения данных удельной генерации корреспонденций.

Ключевые слова: транспортные потоки; прогнозирование; генерация корреспонденций; коэффициенты суточной неравномерности.

EVALUATION OF TRANSPORT DEMAND TO HORTICULTURAL NON-COMMERCIAL PARTNERSHIPS BASED ON QUANTITATIVE OPERATION CHARACTERISTICS A.V. Zedgenizov, D.V. Korcheva

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article considers the possibility to predict the intensity of traffic flows to horticultural partnerships (HCP) located i n the outskirts of cities. The travels are distributed by the hours of the day and specified by the coefficients of transportation means loading by hours. The total volume of correspondence generation to HCP is identified. The coefficients of daily irregularity allowing to improve the forecasting accuracy of future traffic flows are obtained. Recommendations on practical application of the specific correspondence generation data have been worked out. Keywords: traffic flows; forecasting; correspondence generation; coefficients of daily irregularity.

Транспорт

Садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ), или, как их называют, дачи, появились на Руси относительно недавно - во времена Петра I. По одной из версий историков [2] это было необходимо для того, чтобы подданные не разъезжались по необъятным просторам империи в летний период, а всегда были «под рукой». Таким образом, дача в своем понятии подразумевает место для временного сезонного времяпрепровождения на незначительном удалении от города.

В общенародной энциклопедии дается такое определение: «Дача - загородный дом для городской семьи, как правило, не используемый его владельцами для постоянного проживания. В России и странах бывшего СССР дачами называют как простейшие фанерные постройки безо всяких удобств на шести сотках земли, так и капитальные строения большой площади на участках в гектар и более».

Учитывая массовый характер распространения дач в начале 20 века и необходимость выращивания овощей с середины 70-х годов, дача начинает приобретать особый статус для советских людей.

С точки зрения нормативной документации [1] «К зонам жилой застройки относятся также территории

садово-дачной застройки, расположенной в пределах границ (черты) поселений. Развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в отношении этих зон необходимо предусматривать в объемах, обеспечивающих на перспективу возможность постоянного проживания» [3].

В современных условиях СНТ трансформируются в загородные дома постоянного пребывания и, как следствие, нуждаются в оценке транспортного спроса и привязке к улично-дорожной сети города. Часто такую привязку осуществляют путем создания дополнительных транспортных расчетных районов (кордонов).

Анализ пригородной территории г. Иркутска свидетельствует о значительной разветвленности СНТ практически по всем направлениям. Наиболее привлекательным считается направление по Байкальскому тракту, которое, несомненно, имеет преимущество в виде отсутствия крупных городов выше по течению р. Ангары. Чрезмерно высокая нагрузка на эту территорию может спровоцировать недопустимое воздействие на экологию. Другим привлекательным направлением СНТ в г. Иркутске является Мельничная падь, где располагается свыше 30 СНТ и 2 населенных пункта (деревни Мельничная падь и Ново-Грудинино).

1Зедгенизов Антон Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел./факс: (3952) 405694, e-mail: [email protected]

Zedgenizov Anton, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel./fax: (S952) 4Q5694, e-mail: [email protected]

2Корчева Дарья Владимировна студентка, e-mail: [email protected] Korcheva Darya, Student, e-mail: [email protected]

1814-S52Q

ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (1Q1 ) 2Q15

121

Транспорт

Общая площадь территории, занятой под СНТ в данном направлении, - 2560,6522 га (рис. 1). Такая обширная территория может быть сопоставима с крупным городским районом, особенно если с этой территории осуществляются регулярные корреспонденции по трудовым целям, и ее необходимо учитывать при расчете матриц межрайонных кор-респонденций.

Для получения наиболее точных количественных характеристик функционирования рассматриваемой территории необходимо проводить замеры в течение суток. Такие исследования являются весьма трудоемкими и дорогостоящими, но при этом позволяют получить полную картину вовлеченности территории в процесс генерации корреспонденций.

В качестве обследуемых СНТ были выбраны «Электрон», «Бирюсинка» и «Троллейбусник». СНТ имеют незначительную удаленность от городской черты, функционируют свыше 10 лет. Основные характеристики проводимого исследования: месторасположение - загородная территория; период обследования -с 8:00 до 22:00; дата проведения обследования -9.07.2013, вторник; погодные условия - без осадков; удаленность остановочного пункта - в пешеходной доступности; удаленность от городской черты - 5 км; площадь СНТ 2560,6522 га.

Проведенные исследования каждого из перечис-

ленных СНТ выявили ряд количественных характеристик, позволяющих прогнозировать степень генерации корреспонденций данным типом территории (табл. 1.)

Следует отметить, что полученные в исследованиях характеристики изменяются в зависимости от дня недели, увеличение удельной генерации корреспон-денций в выходной день обусловлено наличием свободного времени у горожан, которое они проводят на

приусадебных участках. В будние дни генерация обусловлена в том числе и постоянным проживанием на территории СНТ.

С целью подтверждения полученных количественных характеристик по перечисленным СНТ проводились замеры общего числа транспортных средств, выезжающих на территорию направления «Мельничная падь». В период с 11 до 13 часов наблюдается рост среднего наполнения преимущественно за счет увеличения посетителей на общественном транспорте [4]. Начиная с 19 часов среднее наполнение по прибытию и отправлению выравниваются (рис. 2). Распределение доли прибывающих над убывающими транспортными средствами (рис. 3) также имеет максимальное смещение в 19 часов, а максимальное число убывающих в 21 час. Одновременно с этим любопытно отметить, что максимальное количество транспортных средств на выезд отмечено в 18 часов (1407), а на въезд - в 13 часов (1065) (рис. 4).

Рис. 1. Общий план исследований генерации корреспонденций пригородной зоны «Мельничная падь» г. Иркутска

Таблица 1

Основные количественные характеристики функционирования территории_

Параметр Будний день Выходной день Относительное отклонение, %

Удельная генерация корреспонденций, чел./га 9,099 14,18 36

Распределение между ИТ и ОТ 81 73 -10

Коэффициент суточного максимума 0,14 0,13 -10

Средняя продолжительность пребывания, мин. 181 195 7

122

ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101) 2015

1814-3520

1ШШ1

Транспорт

^

ф о.

о ><

л л

I—

о.

о

п: о.

ф з х

ф

о

ф ф

X

сГ

ф о.

О

3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

-------- 1 |

1 1 1 1 1 АЯ 1 V \ 1 1 1 1 1 1 1 1 | |

1 1 А ! \ ! \ V/ г ^^ 1 .-в | !

1 1 | | | | Л 1 1 А | | | |

В-ЕГ' | | ч ч X В-- 43' 1 1 1 |

| | | 1 ! ! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ! ! ! | I !

—©—Прибыло 1 1 1 >-Убыло | | 1 1 | | | 1 1 1 Ча суток 1

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

Чу <1/ ф- ^О' ф' ^Ь' ф' г£>'

Рис. 2. Среднее наполнение транспортных средств

<ёг ^ кЧ фГ \> ф. г{у гр/

Рис. 3. Распределение доли прибывающих и убывающих транспортных средств

8:00 9:00 10:00 11:00 12:00 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00 18:00 19:00

Рис. 4. Распределение числа прибывающих и убывающих транспортных средств

Таким образом, разница между въезжающими и выезжающими транспортными средствами может показать количество транспортных средств, пребывающих непосредственно на территории по часам суток (рис. 5).

Коэффициенты суточной неравномерности отра-

жают долю загрузки территории, приходящуюся на рассматриваемый час (рис. 6). Важно отметить расхождение коэффициентов суточной неравномерности в выходные и будние дни. Пиковые значения по прибытию приходятся на 13 и 19 часов соответственно, а по убытию - на 18 и 21 час.

1814-3520

ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101) 2015

123

-О ы-

О) ш

^ ш

о"§

та

1— ш

аз

N

"б"

со

й; 0"

5Г го

сБ"

& о о

о" о

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

с 7=.

¡чЗ о

со

со

о ш о ^ 0) "О

о. о

ш

о со

ш "О

о

ш X

^ н

со

^

0"

—1 о

н

"о' го о

"ОО

-О 3=1 ^

X I

° й?

о == <4

2 '

-о 5 -,

Ш 5 О

«3 X О

_, Н

сл Э "о

£В н

Э

? ^

^ о

о

£ *

а> ^

"О н

О) О)

го ^

X О)

ш

_ _ ^ ГО "О О

со о"

о н

О"

тт

О. О)

и > ш

N СП X

о -о

Е

СО ГО

Ш ---1

О 1=1

1ЧЭ

о о

о ш : го

О) X

ш

> О

та а>

=1 "О

^-о ш

^ 5 5 го 2 " ш ш а

Н Ш -о

О " -I ^ -й -о о тз о ^ °

со тз тз х н о тз

5 сп

¥ = 1 ?

° I

ш О ^ <0 Ш "о 0)

= -е-

с ■с л>

со о

I

0) 3 го Я

^ 5 ° 2 го О

СП

о

со тз тз

о ь

5 ^

о со

ь н

сг

я

тз о о

ш

со тз тз

X

н

о тз

о тз

^ о

"

р о ь тз СО 51 И хс

§ О £ 1 1 -Е

СО оэ =1

о со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-Е

ф

§ I

СП 2 Е1 ^

О X

и н

X со

о тз

со СО

X О

Ш -

§ ?

- со

ТЗ =1

о со

ш тз

Ш X

X О

а

о

=1 ш

тз о

со ш

Й 2

ш ш

I ё

_ о

X Ш

Ш 31

Ь X

-С =1

X со со тз

^ ё

3 §

° со

-1 н тз

ш сз\

-а щ

о ^

о

X й со

со "О Ш ш Ш со

ь Е 5 Ш

со тз тз

о э н о тз

си X

э

сг

*

а

о

о

э

^

а

с

^

си

^

со

о

со

¡V)

о

^

01

О)

2 -& со тз

о 3 ||

со

.1= со ь со ш

со

£ -Я X тз

-& 8 Ш =1

^ о

тз ш 0)

о -1 * 3 2

X -1 СО =1

тз

О

со тз тз

-О О -<

^ -с 13

СО оэ

"

о тз

о о _ н со о

Ш х

X О

о д ш

_ ш н Е

■6 5 г Ц <р 2

о тз

ш

тз с о

тз

о

л> съ л> Ь| л>

I я> & §

а 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II

I с о л с< с

о- г

0 5

? I®

лз>01 о

1

а. « X X

с о с< с< а. х л> л> х "о в- &> а X

о

2 л> ■О X о о 3 с

3

л

С?V

О;

Коэфициент суточной неравномерности

°о

%

\ %

\ \ \

X

X \

%

{ }

\ =1 "О СП иг' к

в) с|нт

ыло

/

т '< С7г сг Й о \ < >

V о

i / О

1 >

й

?

в

>

а 1 ✓

1 Ч

_с ш ЕЗ

п^

ч о — { }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.