Научная статья на тему 'Оценка тенденций и перспектив рынка общественного питания Ивановской области'

Оценка тенденций и перспектив рынка общественного питания Ивановской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
962
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребительский рынок / общественное питание / анализ / тенденции и перспективы развития / consumer market / catering / analysis / trends and development prospects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильчук Евгений Степанович, Рухманова Надежда Анатольевна

Проведен анализ сферы общественного питания в современных условиях развития регионального потребительского рынка. Приведены результаты анализа современных форматов предприятий общественного питания, выявлены основные проблемы их развития. Дана оценка статистической информации состояния отрасли в Ивановском регионе. Определены тенденции и перспективы развития рынка общественного питания региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильчук Евгений Степанович, Рухманова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF TRENDS AND PROSPECTS OF THE MARKET OF PUBLIC CATERING IVANOVO REGION

The analysis of the sphere of public catering in the modern conditions of development of the regional consumer market has been carried out. The results of the analysis of modern formats of catering enterprises are given, the main problems of their development are revealed. The assessment of statistical information on the state of the industry in the Ivanovo region is given. The trends and prospects for the development of the public catering market in the region are defined.

Текст научной работы на тему «Оценка тенденций и перспектив рынка общественного питания Ивановской области»

psychological stress, and in the engineers of the task force it is slightly higher than their colleagues (non-operational group). A complicated conditions of service among military communication engineers (in the form of performance of professional duties on business trips to accompany government officials or at points of conflict) further worsen mental state and lead to emotional burnout, which is expressed in the experience of traumatic circumstances, anxiety and depression, expanding the scope of saving emotions, inadequate emotional response, psychosomatic and psychovegetative disorders, emotional deficiency and "emotionaldetachment".

Keywords: mental state of communication engineers, mental state of military engineers, mental state of servicemen, reservists mental state, mental state and professional responsibilities

УДК 642.5:339.13

ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Васильчук Евгений Степанович, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Рухманова Надежда Анатольевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Ивановский филиал Российского экономического университета

им. Г.В. Плеханова

Проведен анализ сферы общественного питания в современных условиях развития регионального потребительского рынка. Приведены результаты анализа современных форматов предприятий общественного питания, выявлены основные проблемы их развития. Дана оценка статистической информации состояния отрасли в Ивановском регионе. Определены тенденции и перспективы развития рынка общественного питания региона.

Ключевые слова: потребительский рынок, общественное питание, анализ, тенденции и перспективы развития.

Четкое понимание перспектив развития регионального рынка общественного питания является основой для обоснования его будущей роли и места в экономике региона. Известно, что сфера общественного питания, как одна из важнейших составляющих потребительского рынка, играет важную роль в социально-экономическом развитии региона, являясь своеобразным индикатором, отражающим как текущее состояние, так и тенденции регионального развития. Являясь определенной альтернативой и дополнением питания непосредственно в домохозяйствах, уровень и тенденции развития общественного питания отражают не только изменения в доходах населения и уровне жизни, но и стиль жизни и отношение жителей региона к тем или иным форматам общественного питания.

Современное состояние и тенденции развития общественного питания в регионах России определяются, в первую очередь, величиной и структурой спроса потребителей, на которые негативно влияют как внутренние соци-

ально-экономические факторы, так и факторы внешнего воздействия. При этом важная особенность спроса на продукцию общественного питания заключается в том, что он имеет физиологические пределы. Однако, согласно теории потребительских предпочтений, что подтверждается и практикой, при росте доходов населения наблюдается изменение структуры потребления продукции общественного питания и смещение потребительских предпочтений в сегменты предприятий общественного питания с более высоким уровнем обслуживания.

По данным статистики в Ивановской области на конец 2016 года функционировало 1135 предприятий общественного питания (данные за 2017 год отсутствуют) [1], более половины из них расположены в областном центре (с пригородами). В настоящее время по данным системы 2ГИС в городе насчитывается 324 действующих общедоступных предприятия общественного питания.

При более глубоком анализе общественного питания в структурном разрезе, возникает проблема, обусловленная определенной несопоставимостью данных. Эта несопоставимость вызвана различиями в используемых классификациях форматов предприятий общественного питания. В соответствии с принятой в российской статистике классификацией выделяются следующие группы форматов предприятий общественного питания: общедоступные столовые и закусочные; рестораны, кафе, бары; столовые, находящиеся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий. Но данная классификация является укрупненной и не учитывает всего разнообразия предприятий общественного питания, которые отражены в основном нормативном документе, регламентирующем функционирование предприятий общественного питания - ГОСТ 30389-2013. В соответствии с этим документом выделяются следующие типы предприятий: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого питания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинария [2]. Кроме того, проведенный анализ функционирующих на рынке города Иваново предприятий общественного питания выявил применение и других, декларируемых собственниками форматов: кафе-ресторан, бар-ресторан, бар-кафе, кафе-пиццерия, кафе-бургерная, кафе-закусочная, кафе-пекарня, кафе-пирожковая и т.п. Соответственно при обработке и сравнительном анализе информации нарушается достоверность структуры функционирующих предприятий общепита. Решение этой проблемы видится в совершенствовании классификации предприятий общепита, разработанной Росстатом, в направлении ее соответствия ГОСТам.

Как отмечалось в ранее проведенных исследованиях, оборот общественного питания тесно связан с оборотом розничной торговли, и, в первую очередь, с оборотом розничной торговли продуктами питания. Поэтому для них характерны схожие тенденции [3,4]. В табл. 1 отражены основные показатели развития потребительского рынка в регионе за последние восемь лет. Они свидетельствуют, что вплоть до 2014 года включительно все

основные составляющие потребительского рынка динамично развивались. Причем темпы роста оборота розничной торговли и оборота общественного питания опережали динамику денежных доходов населения. Более высокие темпы оборота общественного питания были обусловлены общеэкономическими и потребительскими закономерностями. С ростом доходов населения и развитием инфраструктуры сферы услуг люди больше экономят личное время, предпочитая потреблять пищу не дома, а в различных организациях общественного питания.

Таблица 1 - Основные показатели развития рынка общественного питания _Ивановской области [5]_

Годы/ показатели Оборот розничной торговли продуктами питания на душу населения, руб. Темпы роста в %% к пре-дыд. периоду Оборот общественного питания на душу населения, руб. Темпы роста в %% к предыд. периоду Денежные доходы на душу населения, руб. Темпы роста в %% к предыд. периоду

2010 27450 100 2431 100 133482 100

2011 34385 125,3 3165 130,2 156066 116,9

2012 41432 120,5 3893 123,0 192176 123,1

2013 49758 120,1 4698 120,7 217489 113,2

2014 53196 106,9 5189 110,5 244908 112,6

2015 58955 110,8 4992 96,2 270696 110,5

2016 57325 97,2 5188 103,9 277500 102,5

2017 61021 106,4 5701 109,9 296626 106,9

2017 год в %% к 2010 222,3 222,3 234,5 234,5 222,2 222,2

Кризисная ситуация в национальной экономике РФ, обусловленная международной обстановкой, сложившаяся в конце 2014 года, привела к замедлению темпов роста всех анализируемых показателей и в Ивановской области.

Но на стоимостные индикаторы оборота в действующих ценах значительное влияние оказывает инфляция. Поэтому для объективной оценки тенденций на рынке общественного питания используются показатели в сопоставимых ценах, представленные в таблице 2.

На резкое падение физического объема общественного питания в 2015 году повлиял как рост потребительских цен, так и связанное с этим падение реальных доходов населения. Но, начиная с 2016 года, физические объемы предприятий общественного питания в регионе увеличиваются нарастающими темпами, что свидетельствует об определенной стабилизации в рассматриваемом секторе экономики и адаптации потребителей к сложившейся рыночной ситуации.

Таблица 2 - Динамика развития рынка общественного питания в Ивановской области в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году [5]

Год Реальные денежные доходы на душу населения Индекс физического объема общественного питания Индекс потребительских цен

2010 109,7 112,3 107,8

2011 104,9 113,4 110,8

2012 115,7 110,0 105,3

2013 104,9 108,9 107,4

2014 102,8 101,1 108,9

2015 93,8 86,5 117,0

2016 97,3 101,9 107,1

2017 100,8 107,3 102,9

2017 год в %% к 2010 120,4 129,9 176,0

Развитие рынка общественного питания в регионе зависит не только от доходов населения, но и от доступности предприятий общественного питания различных форматов - развития инфраструктуры. Основными показателями развития инфраструктуры рынка общественного питания являются: количество предприятий общественного питания различных форматов в регионе; количество мест на предприятиях общественного питания; площадь зала обслуживания. Данные показатели находят отражение в статистике - по группе рестораны, бары, кафе ежегодно, а по расширенной группе в приложении к сборнику «Торговля в России» раз в два года.

В табл. 3 приведены основные инфраструктурные индикаторы масштабов рынка общественного питания в регионе, а в табл.4 темпы изменения данных показателей в расчете на 1000 жителей. Они показывают, что наиболее динамично развивался сегмент «рестораны, кафе, бары». Количество мест в этом сегменте на 1000 жителей в Ивановской области увеличилось по сравнению с 2011 годом в 1,5 раза и составило в 2016 году 31,3 места, что незначительно меньше, чем в среднем по ЦФО (33,3 места). Причем в данном сегменте изучаемого рынка прирост наблюдался и в кризисный период.

Общее количество мест на общедоступных предприятиях общепита составило в 2016 году 37 мест на 1000 жителей, и этот показатель существенно уступает европейским показателям. Среднее значение этого показателя является своеобразной международной нормой, которая составляет в западноевропейских странах 150 мест на 1000 жителей. Основной причиной такого отставания связано с двумя факторами:

- низкими среднедушевыми доходами (посещение заведений общепита для большей части населения области носит событийный характер);

- отсутствием у большей части взрослого населения привычки проводить время в кафе, кофейнях, барах и т.п.

Таблица - 3 Основные инфраструктурные показатели

функционирования рынка общественного питания Ивановской области

Показатели 2011 2012 2013 2014 2016

Кол-во объектов общественного питания всего: 911 988 1041 1111 1135

в том числе:

- рестораны, кафе, бары 375 418 455 508 543

- общедоступные столовые и закусочные 206 208 209 225 216

- столовые на балансе предприятий и организаций 330 362 377 378 376

Кол-во мест на предприятиях ОП всего: 56704 61343 63849 67507 68184

в том числе:

- рестораны, кафе, бары 21520 23923 27412 30513 32135

- общедоступные столовые и закусочные 7985 8456 5266 6245 5870

- столовые на балансе предприятий и организаций 27199 28964 31171 30749 30179

Площадь зала обслуживания, кв.м.:

- рестораны, кафе, бары 58157,7 56014,8 85228,4 98523,3 100297, 3

- общедоступные столовые и закусочные 14777,7 14269 11639,8 13081,7 12050,9

- столовые на балансе предприятий и организаций 52062,1 52114,2 41523,6 41109,9 38270,3

В то же время в общедоступных столовых и закусочных наблюдалось снижение показателей, что в целом противоречит логике развития бизнеса в кризисный период. Как отмечалось в предыдущих публикациях авторов, это связано с тем, что фактически многие предприятия в сегменте «кафе и бары» практически работают в формате предприятий быстрого питания, что не находит отражения в статистической отчетности. Более подробно данный аспект рассматривался авторами ранее [6].

Другой особенностью регионального рынка общественного питания является низкий уровень присутствия фастфуд-сетей, как собственных, так и на основе франчайзинга. Впрочем, эта особенность характерна и для других регионов России. По данным ряда исследований на 12% населения проживающего в Москве и Санкт-Петербурге приходится порядка 70% фастфуд заведений страны [7]. Хотя с точки зрения уровня доходов населения должно наблюдаться обратное, так как средний чек в данном сегменте существенно ниже, чем в сегменте рестораны, кафе, бары.

Таблица 4 - Темпы изменения основных инфраструктурных показателей функционирования рынка общественного питания Ивановской области на _1000 жителей, в % к предыдущему году __

Показатели 2012 2013 2014 2016

Кол-во объектов общественного питания всего на 1000 жителей 109,0 116,7 129,6 137,0

в том числе:

- рестораны, кафе, бары 111,4 122,6 140,0 151,4

- общедоступные столовые и закусочные 105,3 105,3 110,5 110,5

Кол-во мест на ПОП на 1000 жителей

- рестораны, кафе, бары 111,8 128,4 143,6 153,4

- общедоступные столовые и закусочные 106,5 67,0 79,5 75,5

Площадь зала обслуживания в предприятиях общепита на 1000 жителей:

- рестораны, кафе, бары 97,0 148,2 172,2 177,5

- общедоступные столовые и закусочные 100,6 80,6 80,2 75,7

Доля функционирующих предприятий на основе франчайзинга в регионе не превышает 10%. В основном этот сегмент представлен фут-кортами в торговых центрах и отдельными предприятиями ряда российских и международных сетей (McDonald's, Burger King, Додо Пицца, Пица Хат). Несмотря на достаточную финансовую доступность покупки франшизы, широкого распространения данное направление в регионе не получило, хотя ведение бизнеса на основе франчайзинга существенно снижает риски для предпринимателей. Практика показывает. что средняя выживаемость нового бизнеса по франшизе в пять раз выше, чем при самостоятельном развитии.

У российского рынка общественного питания имеется огромный потенциал для роста. Достаточно сказать, что доля расходов на питание вне дома составляет в среднем около 9% от затрат на питание (по данным исследований NPD Group). Исходя из мирового опыта, эта доля должна неуклонно возрастать. Но важной предпосылкой для такого развития является рост доходов населения в регионе, повышение экономической стабильности и развитие производственного сектора региональной экономики.

Таким образом, анализ состояния и тенденций развития рынка общественного питания в Ивановской области показал, что, несмотря на позитивную динамику данного рынка в последние годы, показатели докризисного уровня пока не достигнуты.

Однако инфраструктурный потенциал сферы общественного питания в регионе, заложенный в 2013-2015 годах создает предпосылки для дальнейшего развития.

Список литературы

1. Торговля в России. 2017. Стат.сб./Росстат.- М., 2017 -233 с.

2. ГОСТ 30389-2013 Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования. М., Стандартинформ, 2014.

3. Васильчук Е.С., Рухманова Н.А., Михеева А.В. Анализ и оценка тенденций развития розничной торговли в регионе. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №1(27), с.32-39.

4. Капустин Н.А., Ершов Б.Л., Васильчук Е.С. Анализ и тенденции развития общественного питания Ивановской области. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. №1 (45), с.29-37.

5. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИС). URL: www. Fedstat.ru/indicator/data.do?id =31448&referrerTupe =0&referreid=12932294 (Дата обращения 16.10.2018)

6. Васильчук Е.С. Анализ тенденций и прогнозирование развития рынка общественного питания Ивановской области. Наука и практика. 2016. №3 (23), с.25-31.

7. Ресторанные ведомости. 2018. №4 (240), с. 39.

Vasilchuk Evgenii Stepanovich, Cand. of Econ. Science, associate professor, Ivanovo branch of Plekhanov Russian University of Economics.

Rukhmanova Nadezhda Anatolevna, Cand. of Econ. Science, associate professor, Ivanovo branch of Plekhanov Russian University of Economics.

ASSESSMENT OF TRENDS AND PROSPECTS OF THE MARKET OF PUBLIC CATERING IVANOVO REGION

The analysis of the sphere of public catering in the modern conditions of development of the regional consumer market has been carried out. The results of the analysis of modern formats of catering enterprises are given, the main problems of their development are revealed. The assessment of statistical information on the state of the industry in the Ivanovo region is given. The trends and prospects for the development of the public catering market in the region are defined.

Keywords: consumer market, catering, analysis, trends and development prospects.

УДК 378.046.

ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «КРИСТАЛЛ» НА ОСНОВЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА Веселова Ариадна Михайловна, студент (e-mail: [email protected]) Егорычева Елена Андреевна, студент (e-mail: [email protected]) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В статье рассматривается социометрическая техника Дж. Морено на основе изучения типологии социального поведения сотрудников клининго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.