Секция летательных аппаратов
но-блочных конструкций, позволяющих снизить затраты на техническое обслуживание аппарата при их эксплуатации в различных климатических условиях силами специалистов средней квалификации. Аэродинамические, энергетические и пилотажно-навигационные характеристики МЛА позволяют использовать его, как на предельно малых высотах, так и на высотах, доступных самолетам аналогичного назначения. Умеренные скорости полета МЛА с соблюдением требований экологической безопасности воздействия их на окружающую среду обеспечены конструктивными особенностями .
Управление МЛА предполагается осуществлять в ручном режиме оператором, находящимся на земле (на борту судна), или в автоматическом режиме от бортового процессора с дешифровкой и отработкой программ в зависимости от пространственно-временного положения МЛА и содержания .
В состав полезной нагрузки МЛА будет входить бортовая аппаратура и оснащение, конкретные параметры и перечень которых определится совместно с заказчиком в соответствии с потребностями выполнения ряда задач по применению МЛА.
УДК 629.735.33.(47+57)
Л.Г. Фортинов, В.О. Терешко, Е.Е. Бублей, В.В. Хруленко ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ ГИДРОСАМОЛЕТОВ
Летательные аппараты (ЛА) гидроавиации можно рассматривать как транспортное средство для перевозки разгружаемого или бортового (вози) . -ческого уровня гидросамолета с помощью критерия конструктивного совершенства и, полученного на базе предложенного Р.Л. Бартини транспортного критерия. Из анализа [1,2,3] ясно, что увеличение составляющих грузопотока, приходящегося на единицу взлетной массы, характерно для более совершенных ЛА. Однако для всех транспортных самодвижущихся машин, к которым относятся и ЛА, очевидно существование взаимозависимостей между составляющими грузопотока: увеличение запаса топлива ведет к уменьшению массы груза и наоборот, если сохраняется дальность, увеличение скорости ведет к уменьшению дальности полета. При этом величина взлетной массы существенно влияет на эти взаимозависимости. Поэтому, несмотря на полученные на ТАНТК статистические зависимости от этих составляющих, был проведен поиск упрощенных взаимосвязей, которые бы :
1) -
разной методике определения, позволяющей сравнивать технический уровень различных ЛА;
2)
функции взлетной массы ЛА;
3) -
.
Для получения взаимосвязи массы груза и дальности полета была взята опорная зависимость дальности полета от отношения произведения за-
Известия ТРТУ
Специальный выпуск
паса топлива и средней крейсерской скорости полета к среднему часовому расходу топлива на дистанции.
Предлагаемый метод формального приведения параметров ЛА гидроавиации полезен и позволяет производить сравнение самолетов с различной массой и другими параметрами по критерию конструктивного совер-.
ЛИТЕРАТУРА
1. Панатов Г.С.,Фортинов П.Г.,Бепоусов В.С.,Анастасов В.К. Интегральные критерии оценки авиационных транспортных машин // Сб. докладов научной конференции по гидроавиации «Геленджик-96», ГосНИЦ ЦАГИ, 1996.
2. Панатов Г.С.,Фортинов П.Г. Развитие идей Р.Л. Бартини в научных разработках на ТАНТК им. Г.М. Бериева // Сб. докладов «Научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения Р.Л. Бартини». ГосНИЦ ЦАГИ, М., 1997.
3. Казневский В.П. Роберт Людвигович Бартини. М.: Наука 1997.