Научная статья на тему 'Оценка стрессоустойчивости у студенток в различные фазы менструального цикла'

Оценка стрессоустойчивости у студенток в различные фазы менструального цикла Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
257
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЙ СТАТУС / СЕРДЕЧНО-ДЫХАТЕЛЬНЫЙ СИНХРОНИЗМ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / REGULATORY-ADAPTIVE STATUS / CARDIO-RESPIRATORY SYNCHRONISM / STRESS / MENSTRUAL CYCLE

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Трусова Я. О.

У 44 студенток в возрасте от 18 до 21 года был оценен регуляторно-адаптивный статус по параметрам сердечно-дыхательного синхронизма до и после моделирования психоэмоционального стресса. По динамике регуляторно-адаптивного статуса определяли уровень стрессоустойчивости. Для моделирования стрессового воздействия использовали пробу «Арифметический счет» при дефиците времени и с отвлекающим фактором. Все исследуемые были разделены с помощью опроса на две группы в зависимости от фазы менструального цикла. У каждой испытуемой до и после пробы был оценен регуляторно-адаптивный статус. Испытуемые в первую (фолликулиновую) фазу цикла составили первую группу (27 студенток), а во вторую (лютеиновую) вторую группу (17 студенток). У большинства исследуемых менструальный цикл был 28-32 дня. Полученные результаты свидетельствуют, что во вторую фазу менструального цикла степень стрессоустойчивости была низкая, а индекс регуляторно-адаптивного статуса изменился на 59,6 % по сравнению с изначальными показателями. В первую же фазу наблюдались умеренная степень стрессоустойчивости и изменение индекса регуляторно-адаптивного статуса на 44,4 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Трусова Я. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory-adaptive status of the students with enhanced physical activity

44 students aged 18 to 21 years was estimated regulatory-adaptive status in the parameters of cardio-respiratory synchronism before and after the simulation of mental and emotional stress. On the dynamics of the regulatory-adaptive status was determined by the level of stress. For the simulation of stress used a sample from an arithmetic account, the deficit of time and distraction. All studied were divided by survey into two groups depending on the phase of the menstrual cycle. Each test before and after the test were evaluated regulatory-adaptive status. The subjects in the first (follicular) phase of the cycle made up the first group (27 students), and the second (luteal) the second group (17 students). Most of the studied menstrual cycle was of 28-32 days. The obtained results show that in the second phase of the menstrual cycle the degree of stress was low, the index of the regulatory-adaptive status changed to 59.6 per cent in comparison with the original indicators. In the first phase was observed moderate degree of stress and the change in the index of the regulatory-adaptive status by 44.4 %.

Текст научной работы на тему «Оценка стрессоустойчивости у студенток в различные фазы менструального цикла»

ЛИТЕРАТУРА

1. Батышева Т. Т. Детский церебральный паралич и эпилепсия. Современные подходы к лечению // Методические рекомендации № 27. - Москва, 2016. - 24 с.

2. Батышева Т. Т. Лечение и реабилитация детей со спастическими формами церебрального паралича // Методические рекомендации № 26. - Москва, 2016. - 24 с.

3. Артеменко А. Р., Куренков А. Л. Применение ботулини-

ческого токсина типа А (Ботокс) в лечении детского церебрального паралича //Нервно-мышечные болезни. - 2014. - № 3. -С. 28-41.

4. Баранов А. А. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом / А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова, А.Л. Куренков и др. - М.: ПедиатрЪ, 2014. - 84 с.

Поступила 09.02.2017

Я. О. ТРУСОВА

ОЦЕНКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОК В РАЗЛИЧНЫЕ ФАЗЫ

МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА

Кафедра нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет», Минздрава России, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. E-mail: [email protected].

У 44 студенток в возрасте от 18 до 21 года был оценен регуляторно-адаптивный статус по параметрам сердечно-дыхательного синхронизма до и после моделирования психоэмоционального стресса. По динамике регулятор-но-адаптивного статуса определяли уровень стрессоустойчивости. Для моделирования стрессового воздействия использовали пробу «Арифметический счет» при дефиците времени и с отвлекающим фактором. Все исследуемые были разделены с помощью опроса на две группы в зависимости от фазы менструального цикла. У каждой испытуемой до и после пробы был оценен регуляторно-адаптивный статус. Испытуемые в первую (фолликулиновую) фазу цикла составили первую группу (27 студенток), а во вторую (лютеиновую) - вторую группу (17 студенток). У большинства исследуемых менструальный цикл был 28-32 дня. Полученные результаты свидетельствуют, что во вторую фазу менструального цикла степень стрессоустойчивости была низкая, а индекс регуляторно-адаптивного статуса изменился на 59,6 % по сравнению с изначальными показателями. В первую же фазу наблюдались умеренная степень стрессоустойчивости и изменение индекса регуляторно-адаптивного статуса на 44,4 %.

Ключевые слова: регуляторно-адаптивный статус, сердечно-дыхательный синхронизм, стрессоустойчивость, менструальный цикл.

Y. O. TRUSOVA

REGULATORY-ADAPTIVE STATUS OF THE STUDENTS WITH ENHANCED PHYSICAL ACTIVITY

Department of physiology Kuban state medical University, Russia, 350063, Krasnodar, str. Sedina, 4.

E-mail: [email protected]

44 students aged 18 to 21 years was estimated regulatory-adaptive status in the parameters of cardiorespiratory synchronism before and after the simulation of mental and emotional stress. On the dynamics of the regulatory-adaptive status was determined by the level of stress. For the simulation of stress used a sample from an arithmetic account, the deficit of time and distraction. All studied were divided by survey into two groups depending on the phase of the menstrual cycle. Each test before and after the test were evaluated regulatory-adaptive status. The subjects in the first (follicular) phase of the cycle made up the first group (27 students), and the second (luteal) - the second group (17 students). Most of the studied menstrual cycle was of 28-32 days. The obtained results show that in the second phase of the menstrual cycle the degree of stress was low, the index of the regulatory-adaptive status changed to 59.6 per cent in comparison with the original indicators. In the first phase was observed moderate degree of stress and the change in the index of the regulatory-adaptive status by 44.4 %.

Keywords: regulatory-adaptive status, cardio-respiratory synchronism, stress, menstrual cycle.

Динамика функционально-адаптационных во- ными изменениями гормонального и иммунно-зможностей женского организма в период актив- го статуса [19]. В крови колеблется содержание ного репродуктивного периода предопределена фолликулостимулирующего и лютеинезирующего менструальным циклом. Циклические изменения гормонов, эстрогенов и прогестерона, адренокор-в женском организме сопровождаются выражен- тикотропного гормона, кортизола [13]. Изменяет-

ся функциональное состояние нервной системы, о чем свидетельствует динамика параметров сердечно-дыхательного синхронизма (СДС), времени условного рефлекса на свет и звук, критической частоты мельканий лампочки. Реакция организма также связана с врожденными качествами нервной системы, характеризующими тип личности. Циклически изменяется возбудимость коры головного мозга. Так, в предменструальном периоде усиливаются процессы торможения, снижается способность к концентрации внимания, уменьшается работоспособность. В первую фазу менструального цикла повышается тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, во вторую фазу - симпатического [15, 19].

Известно, что за период обучения в вузе студенты подвергаются воздействию комплекса факторов, специфичных для высшей школы, что сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха, питания могут приводить к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний [16]. Адаптация женского организма неразрывно связана с менструальным циклом [5].

Психоэмоциональный стресс - это пограничное состояние, формирующееся в результате чрезмерного возрастания эмоционального напряжения и характеризующееся временным понижением устойчивости психических и психомоторных функций, выраженными соматовегетативными реакциями и снижением профессиональной работоспособности при невозможности полноценной эмоциональной разрядки и отключения от тревожно-депрессивных переживаний [4]. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация — положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

В ряде исследований показано, что изменение физического и психоэмоционального состояния организма оказывает влияние на параметры СДС: диапазон синхронизации и длительность развития на параметры СДС: диапазон синхронизации и длительность развития на минимальной границе (ДлР мин.гр.) диапазона [9, 10, 11], которые определяют индекс регулярно-адаптивного статуса (иРАС) организма. Возможности объективной

оценки состояния регуляторно-адаптивных систем организма дает проба СДС, которая является информативным количественным тестом для изучения регуляторных процессов [9]. Исследование функционального состояния организма в условиях естественно смоделированной стрессовой ситуации (компьютерная стресс-программа с использованием уже существующей пробы «Арифметический счет» по В.Л. Марищук) представляет собой немалый интерес.

Динамику параметров СДС в зависимости от фазы двухфазного нормоэстрогенового менструального цикла можно увидеть в работах Куценко И.И. и Чернобай Е. Г. [6]. В 2016 г. опубликованы данные об изменении иРАС у женщин в динамике менструального цикла [21]. В фолликулиновую (первую) фазу у женщин в возрасте от 18 до 34 лет иРАС был 261,22±12,05, а в лютеиновую (вторую) он составил 38,46±5,61. Во всех возрастных группах отмечалось уменьшение иРАС в лютеиновую фазу менструального цикла по отношению к значению иРАС в фолликулиновую фазу. Увеличение иРАС в фолликулиновую фазу свидетельствует об улучшении регуляторно-адаптивных возможностей организма (РАВ). Это сопровождается повышением лабильности центральной нервной системы, что было подтверждено увеличением критической частоты мельканий лампочки, уменьшением времени условного рефлекса на свет и звук в фолликулиновую фазу менструального цикла [21].

Однако в предыдущих работах [6, 16, 21] не была оценена стрессоустойчивость женского организма в фолликулиновую и лютеиновую фазы менструального цикла.

Цель исследования - дать характеристику стрессоустойчивости у студенток в различные фазы менструального цикла.

Материалы и методы исследования

Наблюдения были выполнены на 44 студентах-девушках. Все испытуемые девушки дали добровольное согласие на участие. С помощью опросов была определена фаза менструального цикла в момент настоящего исследования. Каждой испытуемой проводили пробу СДС и измеряли артериальное давление до и после стрессорной нагрузки. Проба выполнялась на сертифицированном приборе «ВНС-Микро» (ООО «Нейрософт», Россия), обеспечивающем синхронную регистрацию пневмограммы и ЭКГ, с использованием специально созданной программы для определения СДС у человека [10]. По величине иРАС оценивали РАВ. При иРАС >100 РАВ оценивались высокими, при 50-99 - хорошими, при 25-49 - удовлетворительными, при 10-24 - низкими и при < 9 - неудовлетворительными [9]. По динамике иРАС определяли уровень стрессоустойчивости. Девушки, у которых при действии стрессорного фактора иРАС не из-

| 1 П-,lt if.t> J ^K^nWhwJ ^fMHM^

Тестирование на стрсссоустойчнвостъ Инструкция

В данном тесте им Hwtagmo ответить нл SO математических тадач Все деИсгши выполняются в уме На выполнение тадажи даете« : минуты )ыап необходимо решить как можно быстр« и илисатъ отпет в окно примера В случае ошибочного ответа подает» сигнал. пример меняется посте правильного отпета или трех неправильных ответов После окончания времени исс ледования на >кране со п)ляин сигналом появляется надпись «Время истекло'»

Данные тестируемого

ФИО*: Воцмкг*:

Пол: Мужемм ■

Самочувствие Хорош»«

нмъ гкпфонмн

1

2

Рис. 1. Фрагменты компьютерной программы «Арифметический счёт», для определения стрессоустойчивости.

1 - фрагмент с инструкцией к тексту и полем для заполнения данных тестируемого.

2 - фрагмент с арифметическим примером в условиях дефицита времени и отвлекающим фактором.

менился или снизился не более чем на 5-6 %, относятся к лицам с высоким уровнем стрессоустойчивости. Испытуемые, у которых иРАС при действии стрессорного фактора уменьшился не более чем на 50 %, относятся к лицам с умеренным уровнем стрессоустойчивости. И девушки, которые после стрессорной пробы отреагировали снижением иРАС более 50 %, были отнесены к лицам с низким уровнем стрессоустойчивости [3, 12].

Исследование стрессоустойчивости включает в себя три этапа: 1) определение иРАС в исходном состоянии; 2) моделирование стрессорной нагрузки (проба «Арифметическим счет»); 3) повторное определение иРАС после стрессорного влияния.

Для моделирования психоэмоционального стресса при определении стрессоустойчивости нами была разработана компьютерная программа с использованием уже существующей пробы «Арифметический счет» [7]. Данная проба проводится следующим образом: на экран выводятся арифметические примеры в одно действие с двузначными числами (только сложение и вычитание, ответ всегда положительное число). Испытуемый вводит ответ с клавиатуры. В случае ошибочного ответа подается звуковой и световой сигнал, пример меняется после правильного ответа или трех неправильных ответов. На экране в правом верхнем углу - таймер с красными цифрами с обратным отсчетом секунд (по умолчанию общее время теста 2 минуты, с возможностью изменения времени в сторону уменьшения до 0,5 мин или увеличения до 5 минут в настройках). В левом верхнем углу экрана показывается количество примеров, которые осталось решить за отведенное время (общее количество примеров для стандартного 2-минутного теста - 50). При изменении времени тестирования количество примеров изменяется пропорционально отведенному времени - 25 примеров за 1 минуту. При выполнении задания как отвлекающий фактор

звучит звук метронома с частотой 1 раз в 2 секунды. После окончания времени исследования на экране со звуковым сигналом появляется надпись «Время истекло!». Результат испытуемого (количество решенных примеров и количество правильных ответов) запоминается программой, но не выводится на экран. При желании имеется возможность получить протокол испытания с этими данными.

Статистический анализ результатов исследования был проведен с использованием пакета программ <^а^юа 6,0». После определения нормальности распределения использовали параметрические методы. За достоверные различия в сравнении средних величин брали ^критерий Стьюдента при р<0,05.

Полученные результаты и их обсуждение

Динамика иРАС студенток зависела от фазы менструального цикла.

Так у студенток, обследованных в 1-ю фазу менструального цикла, РАВ были хорошими, а иРАС в исходном состоянии был большим (табл.1). При действии стрессорного фактора в первой группе иРАС изменился на 10,9 %, диапазон синхронизации на 13,9 %, а длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 4,83 % (рис. 2).

Во вторую фазу менструального цикла хороший уровень РАВ становился низким (табл.1). После действия стрессорного фактора у испытуемых второй группы иРАС уменьшался на 15,49 %. Это происходило за счет уменьшения диапазона синхронизации на 19,29 % и увеличения длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 3,41 % (рис.2).

При измерении артериального давления у студенток до и после пробы «Арифметический счет» из 44 человек у 37 артериальное давление снизилось после действия стрессорного факто-

Рис. 2. Изменение параметров СДС после стрессорной пробы у студенток в первую и во вторую фазу менструального цикла.

а исследуемые с высокой стрессоустойчивостью отсутствовали. Испытуемые этой группы были отнесены к лицам с низким уровнем стрессоустой-чивости (табл.).

Резюмируя результаты настоящего исследования, следует отметить, что с помощью оценки иРАС и стрессорной пробы «Арифметический счет» можно объективно оценить стрессоустойчи-вость организма, о чем свидетельствуют вышеизложенные данные. Так у студенток, находящихся в разных фазах менструального цикла, в первой группе (фолликулиновая фаза) стрессоустой-чивость оказалась выше, чем во второй группе (лютеиновая фаза). Исходя из этого следует, что девушкам во вторую фазу менструального цикла нужно стараться избегать стрессов, так как они более уязвимы в этот момент.

Таблица

Стрессоустойчивость студенток в разные фазы менструального цикла

Параметры сердечно-дыхательного синхронизма I фаза менструального цикла, п=27 II фаза менструального цикла, п=17

Индекс регуляторно-адаптивного статуса до арифметической пробы 73,11±0,5 p=0,64 65,05±0,29 p=0,64

Индекс регуляторно-адаптивного статуса после арифметической пробы 65,2±0,5 p=0,024 ^<0,05) 54,98±0,29 p=0,062 ^<0,05)

Разность индекса регуляторно-адаптивного статуса до и после пробы, выраженная в процентах 44,38 %±5,8 p=0,68 59,6 %±6,4 p=0,68

Артериальное давление до арифметической пробы 125/80±1,8/1,7 p=0,54 126/80±3,7/2,5 p=0,58

Артериальное давление после арифметической пробы 118/78±10,3/8,6 p=0,0003 ^<0,05) 119/70±3,37/2,15 p=0,0084 ^<0,05)

Регуляторно-адаптивные возможности до арифметической пробы Хорошие Хорошие

Регуляторно-адаптивные возможности после арифметической пробы Хорошие Удовлетворительные

Стрессоустойчивость Умеренная Низкая

ра и только у 7 человек оно повысилось на 5,6 % (р<0,05) и 5,5 % (р<0,05) соответственно.

Следует отметить, что после стрессорной нагрузки появилась неоднонаправленная реакция и у части исследуемых после пробы иРАС возрос.

Несмотря на то что в первую фазу в целом стрессоустойчивость была выше, а в лютеино-вую фазу показатели были хуже, все равно имелись некоторые варианты. В первой группе количеством 27 человек после прохождения пробы «Арифметический счет» с дефицитом времени и отвлекающим фактором: 4 человека были с высокой стрессоустойчивостью (иРАС повысился по сравнению с изначальным), 12 человек с умеренной стрессоустойчивостью (иРАС изменился не более чем на 50 %) и 11 человек с низкой стрессоустойчивостью (иРАС изменился более 50 %). Испытуемые этой группы были отнесены к лицам с умеренным уровнем стрессоустойчивости (табл.). Во второй группе из 17 человек 6 были с умеренной стрессоустойчивостью и 11 с низкой,

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунов Р. В. Комплексная оценка функционального состояния женщин в различные фазы менструального цикла// Кубанский научный медицинский вестник. - 2006. - № 9. - С. 55-59.

2. Горбунов Р. В. Комплексная оценка функционального состояния организма при психоэмоциональном стрессе // Кубанский научный медицинский вестник. - 2006. - № 9. - С. 59-63.

3. ПолищукЛ. В., Схинас А. А. Динамика вегетативного статуса при исследовании сердечно-дыхательного синхронизма // Науч. труды V Съезда физиологов СНГ. - Сочи, 2016. - Т. 1. -С. 135-136. http://elibrary.ru/item.asp?id=27407608.

4. Картавенко М. В., Чекина А. Д. Определение уровней психоэмоциональной напряженности и стресса // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2008. - № 6. - С.80-83.

5. Кашина Ю. В. Регуляторно-адаптивный статус у студентов-девушек в начале и в конце учебного года // Кубанский научный медицинский вестник. - 2011. - № 4. - С. 118-121.

6. Куценко И. И., Чернобай E. Г. Динамика параметров сердечно-дыхательного синхронизма в разные фазы менструального цикла // Кубанский научный медицинский вестник. -2002. - № 1. - С. 12-19.

7. Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А, Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвящение, 1990. - 256 с.

8. Pokrovskii V. M. Alternative view on the mechanism of cardiac rhythmogenesis // Heart, Lung and Circulation. - 2003. -Vol. 12 (1). - P. 18-24. DOI:10.1046/j.1444-2892.2003.00192.x

9. Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно-адаптивных возможностей организма. -Краснодар, 2009. - 243 с.

10. Покровский В. М., Пономарев В. В., Артюшков В. В., Фомина Е. В., Гоиценко С. Ф., Полищук С. В. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека. Патент № 86860 от 20 сентября 2009 года.

11. Покровский В. М., Абушкевич В. Г. Проба сердечно-дыхательного синхронизма - метод оценки регуляторно-адаптив-ного статуса в клинике // Кубанский научный медицинский вестник. - 2005. - № 7-8. - С. 98-103.

12. Покровский В. М., Мингалев А. Н. Регуляторно-адаптив-ный статус в оценке стрессоустойчивости человека // Физиология человека. - 2012. - Т. 38. - № 1. - С. 63-66.

13. Садыкова М. Ш., Зигизмунд В. А, Моисеева О. М., Фай-зиева Ф. T. Функциональное состояние гипофизарно-яичнико-вой и тиреоидной систем в динамике менструального цикла // Акушерство и гинекология. 1987. - № 3. - C. 36-39.

14. Стеблянко Ю. В. Роль и значение защитных механизмов в процессе стрессоустойчивости // Мир современной нау-

ки. - 2011. - № 3. - С. 1-4.

15. Филимонов B. И. Физиологические основы психофизиологии. - М., 2003. - 320 с.

16. Шаренкова Л. А. Состояние сердечно-сосудистой системы студенток технического вуза в процессе обучения на первом и втором курсах // Л.А. Шаренкова, А.Б. Гудков, В. M. Голубева // Экология человека. - 2002. - № 3. - С. 17-20.

17. Шац И. К. Психологический стресс в педагогической среде: технологии, позволяющие сохранить физическое здоровье // Вестник ЛГУ им. А. С.Пушкина. - 2015. - № 2. - С.15-24.

18. Щипков В. А. Оценка динамики регуляторно-адаптив-ных возможностей женского организма на протяжении менструального цикла // Кубанский научный медицинский вестник. - 2005. - № 3-4. - C. 143-148.

19. Case A. М., Reid R. L. Menstrual cycle effects on common medical conditions // Compr Ther. Spring: - 2001. - Vol.1. - № 27. - P. 65-71.

20. Pokrovskii V. M. Integration of the heart rhythmogenesis levels: heart rhythm generator in the brain // J. Integrative Neuroscience. - 2005. - Vol. 4, № 2. - Р. 161-168.

21. Pokrovskii V. M., Polischuk L. V. Cardio-respiratority synchronism in the evaluation of the regulatory-adaptive status of the organism // J. Integrative Neuroscience. - 2016. - Vol. 15. - № 1. -P. 19-35. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S0219635216500060

Поступила 02.02.2017

З. Ю. ХУРУМ1, М. И. КУЛБУЖЕВА2, А. А. КОНЧАКОВА2

КРОВОТЕЧЕНИЕ ИЗ ВАРИКОЗНО-РАСШИРЕННЫХ ВЕН ПИЩЕВОДА

ПРИ ЦИРРОЗЕ ПЕЧЕНИ

'Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Краснодарская городская клиническая больница

скорой медицинской помощи, Краснодар Россия, 350035, г. Краснодар, ул. 40лет Победы, 14; тел: 8 (918) 471-3707. E-mail: [email protected] 2Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России. Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. E-mail: [email protected]

Изучены клинико-эпидемиологические особенности течения и летальные случаи больных с циррозами печени различной этиологии вследствие кровотечений из варикозно-расширенных вен пищевода (ВРВП). Проведен скри-нинговый анализ 310 карт стационарного наблюдения больных с циррозом печени различной этиологии и ретроспективный анализ 37 историй болезни больных, умерших вследствие кровотечения из ВРВП, находившихся на стационарном лечении в 2015 и 2016 годах в МБУЗ КГК БСМП «Больница скорой медицинской помощи». Выявлены группа риска при ВРВП по полу, возрасту, наибольшая степень ВРВП при кровотечении, этиология цирроза печени при кровотечении и показания для экстренной хирургической помощи.

Ключевые слова: цирроз печени, кровотечение из варикозно -расширенных вен пищевода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z. Y. KHURUM1, M. I. KULBUZHEVA2, A. A. KONCHAKOVA2 BLEEDING FROM THE VARICOSE-EXPANDED VEINS OF A GULLET AT A CIRRHOSIS OF A LIVER

1 Municipal budgetary establishment of public health services the Krasnodar city clinical hospital of the first help, Krasnodar Russia, 350035, Krasnodar, street 40 years of the Victory, 14. E-mail: [email protected],

2Department infectious diseases and epidemiology the Kuban state medical university, Krasnodar Russia, 350063, Krasnodar, street the Gray hair, 4; tel: 8 (918) 471-3707. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.