Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СТОИМОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО КЛИЕНТСКОГО КАПИТАЛА ВУЗА'

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО КЛИЕНТСКОГО КАПИТАЛА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛИЕНТСКИЙ КАПИТАЛ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ КЛИЕНТСКОГО КАПИТАЛА ВУЗА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФАКТОРЫ КЛИЕНТСКОГО КАПИТАЛА / ИНВЕСТИЦИИ В КЛИЕНТСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломоносов А.В.

В статье рассматривается проблема оценки стоимости клиентского капитала с позиции формирования структуры стоимости. Подчеркнуто, что клиентский капитал является неоднородным и для высшего учебного заведения в частности. Представлено четыре подхода исследователей на клиентский капитал: структурный, доходный, инвестиционный, бухгалтерский. Обозначена значимость и произведен анализ взглядов на примере высших учебных заведений. Рассмотрены факторы и подходы к изучению клиентского капитала образовательной организации. Сформулирован набор факторов и рекомендации по разработке методики стоимостной оценки клиентского капитала вуза. Обосновывается необходимость введение понятия студенческого капитала, как элемента клиентского капитала. Студенческий клиентский капитал является якорным для высших учебных заведений, в которых доля доходов от оказания образовательной услуги составляет большую часть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE VALUE OF THE STUDENT'S CLIENT CAPITAL OF THE UNIVERSITY

The article discusses the problem of assessing the value of client capital from the perspective of the formation of the value structure. It is emphasized that client capital is not homogeneous for a higher education institution in particular. Four approaches of researchers to client capital are presented: structural, profitable, investment, and accounting. Significance is indicated and the analysis of views is made on the example of higher educational institutions. The factors and approaches to the study of the client capital of an educational organization are considered. A set of factors and recommendations for the development of a methodology for the valuation of the university's client capital are formulated. The necessity of introducing the concept of student capital as an element of client capital is substantiated. Student client capital is an anchor for higher education institutions, where the share of income from educational services is the largest share.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СТОИМОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО КЛИЕНТСКОГО КАПИТАЛА ВУЗА»

Оценка стоимости студенческого клиентского капитала вуза

см о см

<0 О!

о ш т

X

<

т о х

X

Ломоносов Александр Викторович,

аспирант Новосибирского государственного университета экономики и управления "НИНХ", a.v.lomonosov@nsuem.ru

В статье рассматривается проблема оценки стоимости клиентского капитала с позиции формирования структуры стоимости. Подчеркнуто, что клиентский капитал является неоднородным и для высшего учебного заведения в частности. Представлено четыре подхода исследователей на клиентский капитал: структурный, доходный, инвестиционный, бухгалтерский. Обозначена значимость и произведен анализ взглядов на примере высших учебных заведений. Рассмотрены факторы и подходы к изучению клиентского капитала образовательной организации. Сформулирован набор факторов и рекомендации по разработке методики стоимостной оценки клиентского капитала вуза. Обосновывается необходимость введение понятия студенческого капитала, как элемента клиентского капитала. Студенческий клиентский капитал является якорным для высших учебных заведений, в которых доля доходов от оказания образовательной услуги составляет большую часть. Ключевые слова: студенческий клиентский капитал, оценка стоимости клиентского капитала вуза, высшее образование, факторы клиентского капитала, инвестиции в клиентский капитал

В современной системе высшего образования существует проблема объективной оценки деятельности высших учебных заведений. Попытки ранжировать организации по интегральным показателям неэффективны, так как не учитывают особенности, в том числе про-фильность вузов.

Актуальность исследования заключается в получении объективных знаний по стоимостной оценке деятельности высших учебных заведений, определение клиентского капитала, как основного и использование данной информации для эффективного управления системой высшего образования в целом и конкретным высшим учебным заведением. Клиентский капитал является не однородным и для высшего учебного заведения в частности. Нужно попытаться сформировать структуру клиентского капитала, в частности определить главное достояние вуза - студенты.

Классические подходы к оценке стоимости компании, во-первых, предлагают определиться со структурой активов, которыми располагает организация: материальные (активы, имеющие материальную форму), финансовые (различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении) и нематериальные (активы, не имеющие вещественной формы) для расчета стоимости компании. Однако, современные исследователи интеллектуального капитала предлагают подходить к вопросу стоимостной оценки с точки зрения ресурсов организации [1]. Из представленного рисунка 1 мы можем заметить, что традиционные подходы (материальные и финансовые) сохранены, а нематериальные активы приобретают форму интеллектуальных ресурсов, которые в свою очередь декомпозируются (реляционные, организационные и человеческие). В предложенной структуре «дерево» третий уровень остается свободным, что позволяет локализовать модель под конкретную сферу деятельности или организацию.

; Г

1 Г

Рисунок 1. Деление портфеля ресурсов компании на уровни детализации [1, с.175].

Данную модель можно применить и к структуре высших учебных заведений, так как обозначенные ресурсы на втором уровне присутствуют в организациях такого рода.

Актуальность исследования объясняется тем, что вопрос объективной оценки вузов в условиях рыночной экономики, а также классификация их может быть определен одним из принципиальных новых подходов - оценка деятельности вуза на основе анализа стоимости интеллектуального капитала вуза (основной капитал вуза) [2]. Особое внимание в данной статье посвящено клиентскому капиталу (реляционные (отно-шенческие) ресурсы в модели, рис.1), как основному элементу, по мнению автора, интеллектуального капитала, если речь идет о высшем учебном заведении.

Эволюция взглядов на клиентский капитал

Взгляды на клиентский капитал и его структуру в разные периоды являлись отличными. Можно выделить основные этапы формирования научных взглядов на понятие клиентский капитал.

Зарождением взглядов на клиентский капитал можно считать XVIII в., когда предпринимали первые попытки рассмотреть нематериальные формы капитала [3]. Научная мысль с 1993 по 2013 гг. периодизи-рована исследователем А.С.Зизиным и определена 4 этапами. Первый этап (1993-1996 гг.) - зарождение теории клиентского капитала; второй этап (1996-2005 гг.) - развитие методов учета и оценки клиентского капитала; третий этап (2005-2008 гг.) - раскрытие и обоснование структуры клиентского капитала; четвертый этап (2008 - 2013 гг.) - управление клиентским капиталом на основе информационных технологий. [4]. В качестве критериев выделения этапов были выбраны эволюционные процессы, связанные с развитием, раскрытием и обоснованием понятия «клиентский капитал», а также отдельные этапы, связанные с разработкой методов оценки и управлением данным активом по средствам информационных систем. Однако стоит заметить, что в каждом обозначенном этапе происходят процессы уточнения, обобщения и современные исследователи предлагают форматы структуры клиентского капитала, а также рассматривают данный актив на предмет инвестирования и стоимостной оценки.

По мнению автора, в многочисленных работах посвященных изучению клиентского капитала можно выделить четыре подхода различных групп исследователей, которыми можно охарактеризовать представление клиентского капитала: структурный, доходный, инвестиционный, бухгалтерский. Приведем сравнительную таблицу, характеризующую особенности той или иной группы в зависимости от факторов, которыми клиентский капитал может быть представлен.

Стоит отметить, что в современных исследованиях происходит постоянное уточнение структуры клиентского капитала [1, 5, 6, 13], при этом попытки управления клиентским капиталом с учетом разработанных методик под конкретные задачи пробуют применять в настоящее время [7, 9, 12]. Однако до сих пор существующие методы оценки не позволяют отнести клиентский капитал к измеримым активам, поэтому регулярно появляются новые методы и происходит пересмотр структуры данного капитала.

Таблица 1

Взгляды на клиентский капитал

Представление клиентского капитала Исследователи

Р.Раст, В.Цайтамли, Д.Лемон [26], Й.Руус, С.Пайк, Л.Фернстрем [1], Л.В.Балабанова, Д.С.Дегтярев, [5], Н.С.Алексеева [6] П.Бергер, Р.Наср [27], WJohnson [28], Д.Хас- сенс, Дж.Вила-нуевал, С.Гупта [29], УШапиеуа, Hanssens[3 0], Ю.С.Со-зонов [7] Х.Сент-Онж., Ч.Ам-стронг [31], Т.Стюарт [8], А.В.Новиков, И.Я.Новикова [9] Л.Эд-видссон [10], В.С.Плотников, З.М.Азраку-лиев, [11], Н.Е.Симо-носова [12]

Структурный подход Доходный подход Инвестиционный подход Бухгалтерский подход

Клиентский капитал неотъемлемая часть интеллектуального капитала организации, который влияет на все элементы структуры интеллектуального капитала +

Клиентский капитал декомпозируется на отдельные элементы + +

Клиентский капитал может быть оценен, как дисконтированная сумма денежных потоков,кото-рые потенциально может принести клиент +

Клиентский капитал подлежит анализу с точки зрения инвестирования для приобретения и удержания клиентов + + +

Клиентский капитал может быть включен в отчетность организации + +

Типы клиентского капитала и его элементы

В научной литературе можно встретить несколько типов капитала, в рамках которых рассматриваются взаимоотношения с клиентами и другими субъектами:

• отношенческий капитал;

• клиентский капитал;

• потребительский капитал;

• отношенческий (клиентский) капитал;

• клиентский (потребительский) капитал;

• рыночный (потребительский) капитал;

• внешний (потребительский) капитал;

• клиентский (внешний) [6].

Данный аспект был учтен при анализе эволюции научных взглядов.

Исследуя понятие «клиентский капитал» и тот смысл, который исследователи вкладывали в это понятие, важно посмотреть на подходы, которыми могла бы быть рассчитана его стоимостная величина. Традиционно при оценке капитала выявляют три подхода: доходный, рыночный (сравнительный), затратный (имущественный).

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

CS

0

CS

<0

01

о ш m

X

<

m О X X

В качестве структуры клиентского капитала рассматриваются: клиент, партнер, бренд и стейкхолдеры - элементы, которые выделяют исследователи при попытках перейти к оценке стоимости клиентского капитала.

Таблица 2

Сравнение подходов к оценке элементов клиентского капитала

тексту автором статьи будет использоваться это понятие.

Элемент клиентского капитала Подход к стоимостной оценке

Доходный Затратный Доходный и затратный

Партнер E. Lervik [32] P. Kale, H. Singh, H. Perlmutter [33]; J. Mu, G. Peng, E. Love [34]

Клиент П.Бергер, Р.Наср [27] Н.С. Алексеева [6]; Л.В.Балабанова, Д.С.Дегтярев [5]; A.В.Новиков, И.Я.Новикова [9]; Р.Раст, B.Цайтамл и Д.Ле-мон [26]; Н.Е.Симо-носова [12]; Ю.С.Со-зонов [7]; Д.Хассенс, Дж.Вилануевал, C.Гупта [29]; W. Johnson [28]; Kumar [35] Т. Стюарт [8] Е.Р.Беликова [13]; В.С.Плотников, З.М.Азраку-лиев[11] Villanueva, Hanssens [30]

Бренд/Имидж Н.С.Алексеева [6]; Л. В. Балабанова, Д. С. Дегтярев [5]; А.В. Новиков, И.Я. Новикова [9]; Р.Раст, В.Цайтамл и Д.Ле-мон[26]; MERITUM Project [36];

Стейкхолдеры Н.С.Алексеева [6]

Рисунок 2. Количество упоминаний понятий определяющих клиентский капитал вуза

Таблица 3

Проведя исследование эволюции взглядов на клиентский капитал, а также на подходы к стоимостной оценке, можно отметить следующее:

а) методика расчета клиентского капитала должна, адаптирована к конкретной сфере исходя из структуры клиентского капитала для данной отрасли;

б) можно выявить наиболее частные практики, которыми пользуются исследователи для оценки клиентского капитала.

Достаточно хорошо проработаны методики оценки клиента доходным подходом через дисконтирование предполагаемых денежных потоков. Бренд и имидж традиционно оценивается затратный подходом методом замещения.

Структура клиентского капитала высшего учебного заведения

В большинстве своем авторы оперируют изложенными в литературе классификациями клиентского капитала (Э.Брукинг, К.Свейби, Т.Стюарт, Scandia Navigator и др.) и локализуют их на объект исследования - организации высшего образования [14]. Вопрос структуры клиентского капитала остается достаточно неоднозначным, как в целом и понятие, которое используют исследователи клиентского капитала вуза. На рисунке 2 представлен анализ источников из таблицы 3 по определениям, которые используют разные авторы.

Можно заметить, что самым популярным является понятие «клиентский капитал», в связи со схожестью факторов всех представленных определений, далее по

Подход Авторы Факторы Показатели

Бренд вуза Студент Партнер 1 Государство | Абитуриенты |

Ориента- А. Кок, 2007 [37] + Финансовые

ция на бренд А.А. Есенбаева, М.Г. Лапаева, 2012 [15] + + Нефинансовые

Ориентация на государство Сундукова Г.М., 2012 [16] + + + + Нефинансовые

Ориентация на партнера А.В. Андрейчиков, Ю.С. Исаенко, 2010 [17] + + Нефинансовые

И.Р. Корсолес и Ж. Вандердонкт, 2013 [38] + + + Нефинансовые

Селиверстова О.В., Фролова Н.С., 2014 [18] + + + Нефинансовые

Слепов В.А., Герзели-ева Ж.И., 2015 [19] + + Нефинансовые

Ориента- В.В.Иванов, 2010 [20] + Нефинансовые

ция на сту- Цуриков С.В., 2010 [21] + + + Нефинансовые

дента Крамин Т.В., Кочеткова Н.В., 2012 [22] + + + + Нефинансовые

Н.А. Наджим, М.А. Ай-Наими, Л. Алнаджай, 2012 [39] + + + Нефинансовые

Тимирясова А.В., Крамин Т.В., 2013 [23] + + Нефинансовые

Новгородов П. А., 2019 [24] + + + + Финансовые

А. А. Вахрушина, М. А. Вахрушина, 2020 [25] + + + Нефинансовые

Существует множество факторов клиентского капитала высшего учебного заведения. Наиболее частым подходом к исследованию данного капитала является ориентирование на студентов, однако самого такого понятия не существует. Автором предлагается отдельно выделить студенческий клиентский капитал.

Большинство элементов, представленных в структуре клиентского капитала ВУЗа, имеют нефинансовые индикаторы. Задача же исследования заключается в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

том, чтобы сформировать структуру клиентского капитала образовательной организации и предложить возможные индикаторы финансовой оценки. В качестве рассматриваемых факторов предлагается выделить ряд факторов и показателей характеризующий этот фактор (таблица 4).

Таблица 4

Фактор Показатель, характеризующий фактор

Клиентская база (студенты вуза) Договор на оказания образовательной услуги (для студентов, обучающихся по договору), государственное задание (для студентов бюджетной формы обучения)

Партнеров (внешние заказчики, от которых вуз получает доход по НИР, консалтингу, допобразованию и т.д., спонсоры) Договор на оказание услуги, договор безвозмездного пожертвования

Государство Субсидии, гранты

Абитуриенты «Упущенный» доход от неза-численных в вуз абитуриентов, не принятых по причинам конкурсного зачисления

Бренд вуза Затраты на рекламу, PR, GR

Проведенный анализ факторов позволяет рассмотреть клиентский капитал высшего учебного заведения, как финансовый показатель. Стоимостная оценка клиентского капитала высшего учебного заведения должна стать реальным инструментом рыночной оценки деятельности вуза.

Ключевой проблемой является оценка стоимости студенческого клиентского капитала высшего учебного заведения. Требуется разработка методического подхода, а также алгоритмов оценки стоимости студенческого клиентского капитала. При разработке следует учитывать специфику и декламируемую стратегию высшего учебного заведения. Стоит обратить внимание на якорный элемент клиентского капитала высшего учебного заведения. Критерием определения якорности может служить доля дохода образовательной организации от элемента. Студенческий клиентский капитал является якорным для высших учебных заведений, в которых доля доходов от оказания образовательной услуги составляет большую часть.

Литература

1. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления / под ред. В.К. Дерманова. 3-е изд. СПб.: Высш. шк. менеджмента, 2010. 436 с.

2. Новгородов, П. А. Интеллектуальный капитал как фактор конкурентоспособности предпринимательского университета: стоимостной подход / П. А. Новгородов, А. В. Новиков // Могущество Сибири будет прирастать!?: сборник докладов международного научного форума «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов»: в 4 томах, Новосибирск, 12-13 октября 2017 года / Новосибирский государственный университет экономики и управления. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2018. - С. 174-179.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Соцэгиз, 1962. - 206 с.

4. Зизин, А. С. Эволюция научных взглядов на понятие "клиентский капитал" / А. С. Зизин // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 318.

5. Балабанова, Л. В. Методические подходы к оценке клиентского капитала предприятий / Л. В. Балабанова, Д. С. Дегтярев // Путь науки. - 2016. - Т. 2. - № 11(33). - С. 12-16.

6. Алексеева, Н. С. Уточнение структуры интеллектуального капитала на основе анализа дефиниций "от-ношенческий капитал" и "потребительский капитал" / Н. С. Алексеева // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2019. - Т. 12. - № 4. - С. 106-114. - DOI 10.18721/JE.12409.

7. Созонов, Ю. С. Оценка клиентского капитала компании / Ю. С. Созонов // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2014. - № 6. - С. 80-96.

8. Томас А. Стюарт Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций / пер. с англ. В. А. Ноздриной. - Москва: Поколение, 2007. - 366

9. Новиков А.В., Новикова И.Я. Интеллектуальный капитал: структура, источники и приоритеты в формировании стоимости компании // Сибирская финансовая школа. 2012. № 2. С. 117-124.

10. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота: Навигация в экономике, основанной на знаниях / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2005.

11. Плотников, В. С. Концепция клиентского капитала в интегрированной отчетности: анализ теоретических основ / В. С. Плотников, З. М. Азракулиев // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - Т. 20. - № 24(438). - С. 1414-1426. - DOI 10.24891/ia.20.24.1414.

12. Симионова, Н. Е. Оценка влияния инновационных проектов на рыночную капитализацию компаний: подходы и показатели / Н. Е. Симионова // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2020. - № 3(33). - С. 41-46. - DOI 10.17122/25418904-2020-3-33-41-46.

13. Беликова Е.Р. Роль и место нематериальных активов в создании ценности организаций // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1 (78). - С. 1149-1155.

14. Мальцева, А. А. Аналитический обзор современных подходов к структурированию интеллектуального капитала университета / А. А. Мальцева, Р. В. Ободец // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 4. - С. 264271.

15. Есенбаева А.А, Лапаева М.Г. Интеллектуальная собственность вуза // Вестник ОГУ. 2012. № 13 (149)/де-кабрь 2012. С. 123-125. URL: http://vestnik.osu.ru/2012_13/21.pdf (дата обращения 09.05.2021).

16. Сундукова Г.М. Управление интеллектуальным капиталом вуза: специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент): авто-реф. дисс. ... канд. экон. наук. Москва, 2012. URL: https://guu.ru/files/referate/sundukova.pdf (дата обращения 09.05.2021 г.).

17. Андрейчиков А.В.,Исаенко Ю.С. Понятие и структура интеллектуального капитала высшего учебного заведения // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2010. Том 3. № 2 (17). С. 112-116.

18. Селиверстова О.В., Фролова Н.С. Интеллектуальный капитал вуза как один из компонентов образовательных услуг: международный опыт финансирования и

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

es

0 es

<0

01

о ш m

X

<

m О X X

развития научного потенциала высшей школы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. Выпуск 3, май-июнь 2014. С. 1-16.

19. Слепов В.А., ГерзелиеваЖ.И. Интеллектуальный капитал вуза и индикаторы его оценки // Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 8. С. 995-1008.

20. Иванов В. В. Оценка интеллектуального капитала высших учебных заведений // ПСЭ. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-intellektualnogo-kapitala-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 09.05.2021).

21. Цуриков С.В. Оценка интеллектуального капитала в управлении знаниями организации (на примере вуза): автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10 [Сибирская академия финансов и банковского дела]. Новосибирск, 2010. - 23 с.

22. Крамин Т.В., Кочеткова Н.В. Модель управления интеллектуальным капиталом вузов на основе транзак-ционного подхода // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4. С. 157-163

23. Тимирясова А.В., Крамин Т.В. К вопросу о структуре интеллектуального капитала образовательного учреждения // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1(23). С. 254258.

24. Новгородов П. А. Оценка стоимости интеллектуального капитала вуза: методический аспект // Известия Уральского государственного экономического университета. 2019. Т. 20, № 1. С. 78-94. DOI: 10.29141/20731019-2019-20-1-6

25. Вахрушина, А. А. Отчет об интеллектуальном капитале вузов: концепция формирования, аналитические возможности в контексте принятия стейкхолдерами управленческих решений / А. А. Вахрушина, М. А. Вах-рушина // Учет. Анализ. Аудит. - 2020. - Т. 7. - № 6. - С. 40-54. - DOI 10.26794/2408-9303-2020-7-6-40-54.

26. Driving Customer Equity / T. Roland, R. Rust, A. V. Zeihaml, A. Katherine Lemon // New York : Free Press. -2000. - № 8. - С. 34.

27. Berger P., Nasr N. Customer Lifetime Value: Marketing Models and Applications // J. of Interactive Marketing. 1998. N 1 (Winter)

28. Johnson William, H.A. (1999), An integrative taxonomy of intellectual capital: measuring the stock and flow of intellectual capital components in the firm, Technology management, 18 (1999) 562-575.

29. Hakansson, H. Developing Relationships in Business Networks / I. Snehota // London and New York. -1995. - № 2. - P. 15.

30. Villanueva J., Hanssens D. Customer Equity: Measurement, Management and Research Opportunities // Foundation & Trends in Marketing. 2007. N 1.

31. Saint-Onge, H. The Coductive Organization / H. Saint-Onge, С. Armstrong // Oxford, Elsevier Inc. - 2004. -P. 37.

32. Lervik, E. (2006), Relational capital: A study on its importance, quantification and its impact on business sectors and markets.

33. Kale, P., Singh, H., Perlmutter, H. (2000), Learning and protection of proprietary assets in strategic alliances: building relational capital, Strategic management journal, 21 (2000) 217-237.

34. Mu, J., Peng, G, Love, E. (2008), Interfirm networks, social capital, and knowledge flow, Journal of knowledge management, 12(4) (2008) 86-100.

35. Metrics for Management Customer Loyalty // Foundation &Trends in Marketing. 2007. April.

36. Guidelines for managing and reporting on intangibles (Intellectual capital report), Final report MERITUM project, (2001)72-99

37. Kok A. Intellectual Capital Management as Part of Knowledge Management Initiatives at Institutions of Higher Learning // The Electronic Journal of Knowledge Management. 2007. Volume 5 Issue 2, pp 181-192. URL: www.ejkm.com (flaTao6pa^eHMA 09.05.2021).

38. Córcoles Y.R., Vanderdonckt J. Empirical Evidence for the Increasing Importance of Intellectual Capital Reporting in Higher Education Institutionsn // International Journal of Humanities and Social Science. Vol. 3 No. 8 [Special Issue - April 2013]. P. 39-51.

39. Najim A. Najim, Mohamed A. Al-Naimi, LoayAlnaji. Impact of Intellectual Capital on Realizing University Goals in a Sample of Jordanian Universities // European Journal of Business and Management. Vol 4, No.14, 2012. P. 153162.

Assessment of the value of the student's client capital of the university

Lomonosov A.V.

NSUEM

JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

The article discusses the problem of assessing the value of client capital from the perspective of the formation of the value structure. It is emphasized that client capital is not homogeneous for a higher education institution in particular. Four approaches of researchers to client capital are presented: structural, profitable, investment, and accounting. Significance is indicated and the analysis of views is made on the example of higher educational institutions. The factors and approaches to the study of the client capital of an educational organization are considered. A set of factors and recommendations for the development of a methodology for the valuation of the university's client capital are formulated. The necessity of introducing the concept of student capital as an element of client capital is substantiated. Student client capital is an anchor for higher education institutions, where the share of income from educational services is the largest share. Keywords: student client capital, university client capital valuation, higher

education, client capital factors, investment in client capital References

1. Ruus J., Pike S., Fernstrom L. Intellectual capital: management practice

/ ed. VC. Dermanov. 3rd ed. SPb .: Higher. shk. management, 2010.436 p.

2. Novgorodov, P. A. Intellectual capital as a factor of competitiveness of an entrepreneurial university: a cost approach / P. A. Novgorodov, A. V. Novikov // The power of Siberia will grow !?: collection of reports of the international scientific forum "Education and entrepreneurship in Siberia : directions of interaction and development of regions ": in 4 volumes, Novosibirsk, October 12-13, 2017 / Novosibirsk State University of Economics and Management. - Novosibirsk: Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH", 2018. - pp. 174-179.

3. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of peoples / A. Smith. - M .: Sotsegiz, 1962 .-- 206 p.

4. Zizin, AS Evolution of scientific views on the concept of "client capital" / AS Zizin // Modern problems of science and education. - 2013. - No. 1. -P. 318.

5. Balabanova, LV Methodological approaches to assessing the client's capital of enterprises / LV Balabanova, DS Degtyarev // Way of science. - 2016. - T. 2. - No. 11 (33). - S. 12-16.

6. Alekseeva, NS Clarification of the structure of intellectual capital based on the analysis of the definitions "relational capital" and "consumer capital" / NS Alekseeva // Scientific and technical statements of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. - 2019. - T. 12. - No. 4. - P. 106-114. - DOI 10.18721 / JE.12409.

7. Sozonov, Yu. S. Assessment of the company's client capital / Yu. S. Sozonov // Bulletin of Moscow University. Series 6: Economics. - 2014. -No. 6. - P. 80-96.

8. Thomas A. Stewart Intellectual capital: a new source of wealth for organizations / per. from English V. A. Nozdrina. - Moscow: Generation, 2007 .-- 366

9. Novikov A.V., Novikova I.Ya. Intellectual capital: structure, sources and priorities in the formation of the company's value // Siberian financial school. 2012. No. 2. S. 117-124.

10. Edvinsson L. Corporate Longitude: Navigation in the Knowledge Economy / Per. from English - M .: INFRA-M, 2005.

11. Plotnikov, V. S. The concept of client capital in integrated reporting: analysis of theoretical foundations / V. S. Plotnikov, Z. M. Azrakuliev //

International accounting. - 2017. - T. 20. - No. 24 (438). - S. 1414-1426. - DOI 10.24891 / ia.20.24.1414.

12. Simionova, N. Ye. Assessment of the impact of innovative projects on the market capitalization of companies: approaches and indicators / N. E. Simionova // Bulletin of USPTU. Science, education, economics. Series: Economics. - 2020. - No. 3 (33). - S. 41-46. - DOI 10.17122 / 2541-8904-2020-3-33-41-46.

13. Belikova E.R. The role and place of intangible assets in creating the value of organizations // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 1 (78). - S. 1149-1155.

14. Maltseva, A. A. Analytical review of modern approaches to structuring the intellectual capital of the university / A. A. Maltseva, R. V. Obodets // Bulletin of the Tver State University. Series: Economics and Management. - 2018. - No. 4. - P. 264-271.

15. Esenbaeva A.A., Lapaeva M.G. Intellectual property of the university // Vestnik OSU. 2012.No.13 (149) / December 2012.S. 123-125. URL: http://vestnik.osu.ru/2012_13/21 .pdf (date of access 05/09/2021).

16. Sundukova G.M. Management of the intellectual capital of the university: specialty 08.00.05 - Economics and management of the national economy (management): author. diss. ... Cand. econom. sciences. Moscow, 2012. URL: https://guu.ru/files/referate/sundukova.pdf (date of access 05/09/2021).

17. Andreychikov A.V., Isaenko Yu.S. The concept and structure of the intellectual capital of a higher educational institution // Bulletin of the Volgograd State University. Ser. 3. Economy. Ecology. 2010. Volume 3. No. 2 (17). S. 112-116.

18. Seliverstova O.V., Frolova N.S. Intellectual capital of the university as one of the components of educational services: international experience of financing and development of the scientific potential of higher education // Internet magazine "Science". 2014. Issue 3, May - June 2014. P. 1-16.

19. Slepov V.A., Gerzelieva Zh.I. Intellectual capital of the university and indicators of its assessment // Creative Economy. 2015.Vol. 9.No. 8, pp. 995-1008.

20. Ivanov VV Assessment of the intellectual capital of higher educational institutions // PSE. 2010. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-intellektualnogo-kapitala-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (date of access: 05/09/2021).

21. Tsurikov S.V. Assessment of intellectual capital in knowledge management of an organization (on the example of a university): author. diss. ... Cand. econom. Sciences: 08.00.05, 08.00.10 [Siberian Academy of Finance and Banking]. Novosibirsk, 2010 .-- 23 p.

22. Kramin T.V., Kochetkova N.V. A model for managing the intellectual capital of universities based on the transactional approach // Actual problems of economics and law. 2012. No. 4. P. 157-163

23. Timiryasova A.V., Kramin T.V. On the question of the structure of the intellectual capital of an educational institution // Vector of Science TSU. 2013. No. 1 (23). S. 254-258.

24. Novgorodov P. A. Assessment of the value of the intellectual capital of the university: methodological aspect // Bulletin of the Ural State University of Economics. 2019.Vol. 20, No. 1. P. 78-94. DOI: 10.29141 / 2073-1019-2019-20-1-6

25. Vakhrushina, A. A. Report on the intellectual capital of universities: the concept of formation, analytical capabilities in the context of making management decisions by stakeholders / A. A. Vakhrushina, M. A. Vakhrushina // Accounting. Analysis. Audit. - 2020. - T. 7. - No. 6. - S. 40-54. - DOI 10.26794 / 2408-9303-2020-7-6-40-54.Driving Customer Equity / T. Roland, R. Rust, A. V. Zeihaml, A. Katherine Lemon // New York : Free Press. - 2000. - № 8. - C. 34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Berger P., Nasr N. Customer Lifetime Value: Marketing Models and Applications // J. of Interactive Marketing. 1998. N 1 (Winter)

27. Johnson William, H.A. (1999), An integrative taxonomy of intellectual capital: measuring the stock and flow of intellectual capital components in the firm, Technology management, 18 (1999) 562-575.

28. Hakansson, H. Developing Relationships in Business Networks / I. Snehota // London and New York. - 1995. - № 2. - P. 15.

29. Villanueva J., Hanssens D. Customer Equity: Measurement, Management and Research Opportunities // Foundation & Trends in Marketing. 2007. N 1.

30. Saint-Onge, H. The Coductive Organization / H. Saint-Onge, C. Armstrong // Oxford, Elsevier Inc. - 2004. - P. 37.

31. Lervik, E. (2006), Relational capital: A study on its importance, quantification and its impact on business sectors and markets.

32. Kale, P., Singh, H., Perlmutter, H. (2000), Learning and protection of proprietary assets in strategic alliances: building relational capital, Strategic management journal, 21 (2000) 217-237.

33. Mu, J., Peng, G., Love, E. (2008), Interfirm networks, social capital, and knowledge flow, Journal of knowledge management, 12(4) (2008) 86100.

34. Metrics for Management Customer Loyalty // Foundation &Trends in Marketing. 2007. April.

35. Guidelines for managing and reporting on intangibles (Intellectual capital report), Final report MERITUM project, (2001) 72-99

36. Kok A. Intellectual Capital Management as Part of Knowledge Management Initiatives at Institutions of Higher Learning // The Electronic Journal of Knowledge Management. 2007. Volume 5 Issue 2, pp 181-192. URL: www.ejkm.com (qaTao6pa^eHMfl 09.05.2021).

37. Córcoles Y.R., Vanderdonckt J. Empirical Evidence for the Increasing Importance of Intellectual Capital Reporting in Higher Education Institutionsn // International Journal of Humanities and Social Science. Vol. 3 No. 8 [Special Issue - April 2013]. P. 39-51.

38. Najim A. Najim, Mohamed A. Al-Naimi, LoayAlnaji. Impact of Intellectual Capital on Realizing University Goals in a Sample of Jordanian Universities // European Journal of Business and Management. Vol 4, No.14, 2012. P. 153-162.

X X

o

OD A c.

X

OD m

o

io

2 O IO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.