МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
все более актуальной. Старение организма сопровождается изменениями со стороны почти всех органов и систем, что определяет особенности течения болезней у пожилых. Это — мультиорганность поражений, трудность в достижении нормальных показателей со стороны сердечно-сосудистой системы и болезней опорно-двигательного аппарата, личностные и поведенческие особенности пожилых людей, ослабление когнитивных и мнестических функций головного мозга, повышенная обидчивость, связанная с социальной неустроенностью.
Возрастные изменения со стороны сосудистого русла и почек, снижение клиренса лекарственных средств требуют осторожного подхода к выбору фармпрепаратов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кадыков, А.С. Вертебробазиллярная недостаточность, алгоритмы диагностики и лечения /Кадыков А.С., Шахнаронова Н.В. //Cons. med. - 2003. - Т. 5, № 8. - С. 476-478.
2. Комиссаренко, И.А. Принципы терапии артериальной гипертонии у пациентов старших возрастных групп /Комиссаренко И.А., Михеева О.М. //Cons. med. - 2001. - Т. 6, № 12. -С. 880-882.
3. Гориловский, Л.М. Урологические заболевания у людей пожилого возраста /Гориловский Л.М., Гущин Б.Л. //Мед. пом. - 1998. -№ 4. - С. 28-32.
4. Зотова, Л.Ю. Инфекции мочевых путей и их особенности у пожилых больных сахарным диабетом 2-го типа /Зотова Л.Ю., Смирнова О.И. //Кремл. мед. - 2002. - № 2. - С. 183-187.
Садриева Л.И.
Казанский государственный медицинский университет, Кафедра госпитальной терапии, г. Казань
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ
Большая распространенность нарушений ритма сердца в популяции и трудности, с которыми сталкивается врач при их лечении, делают очевидным интерес клиницистов к этой проблеме. В механизме возникновения и развития аритмий важная роль отводится нарушениям в над-сегментарном отделе вегетативной нервной системы [1]. Однако определение вегетативной дисфункции по существующим методикам анкетирования («Анкеты для выявления признаков вегетативной дисфункции» [2]) неприменимо у больных с аритмиями, так как вопросы предполагают положительный ответ как при изменениях со стороны вегетативной сферы, так и при нарушениях сердечного ритма.
В литературе много внимания уделяется такому аспекту лечения наджелудочковых тахикардий, как применение вагусных проб [3]. В связи с отсутствием дифференцированного подхода к рекомендации их применения, существует необходимость определения критериев, позволяющих успешно применять вагусные пробы для купирования пароксизмов над-желудочковой тахикардии.
Цель исследования — разработать градацию вегетативной дисфункции у пациентов с аритмиями и определить критерии, позволяющие успешно применять вагусные пробы для купирования пароксизмов наджелудочковой тахикардии.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Работа выполнена в отделении хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции с палатой реанимации и интенсивной терапии на базе Республиканской клинической больницы МЗ РТ.
Были обследованы 100 больных с различными нарушениями ритма сердца в возрасте от 15 до 72 лет. В зависимости от характера нарушений ритма сердца были выделены три группы. 1-ю группу составили 46 человек (46 %) с пароксизмальными надже-лудочковыми тахикардиями (предсердная, АВ узловая реципрокная тахикардии, АВ реципрокная тахикардия как проявление синдрома WPW). 2-ю группу составили 28 человек (28 %) с жизнеугрожающи-ми нарушениями проводимости (синдром слабости синусового узла, АВ блокады 2-3 степени), которые клинически протекали в виде синкопе, пресинкопаль-ного состояния или бессимптомно, но с наличием на ЭКГ пауз более 2,5 сек. 3-ю группу составили 26 человек (26 %) с пароксизмальной фибрилляцией и трепетанием предсердий. В эту группу вошли лица с пароксизмальной фибрилляцией предсердий, трепетанием предсердий и их сочетанием.
У всех пациентов предварительный диагноз был выставлен на амбулаторном этапе. В исследование не вошли больные с грубыми органическими заболеваниями сердца (пороки сердца, постинфарктный кардиосклероз, идиопатические кардиомиопатии, миокардиты) или другими тяжелыми хроническими заболеваниями, а также лица, принимавшие те или иные медикаментозные средства к моменту госпитализации.
Методики исследования, кроме общепринятых клинических, инструментальных и лабораторных, включали методы исследования состояния вегетативной регуляции: диагностика вегетативных нарушений с помощью «Анкеты для выявления признаков вегетативной дисфункции» [Вейн А.М., 1998]; определение исходного вегетативного тонуса по специальной таблице, разработанной в отделе вегетатив-
. И № 4 2005 175
в Кузбассе 1 *
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ, МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ной патологии ММА им. Сеченова [Соловьева А.Д., 1981]; изучение вариабельности сердечного ритма с определением амплитуды моды (АМо), вариационного размаха (dX), индекса напряжения (ИН), вегетативного тонуса и реактивности с помощью кар-диоинтервалографии (КИГ) в сочетании с клиноор-тостатической пробой.
Статистическая обработка всей цифровой информации осуществлялась на персональном компьютере с использованием электронных таблиц Excel-97, программы BIOSTAT 3.03 (для IBM PC) и с определением критерия Стъюдента, в том числе парного, критерия Ньюмена-Кейлса, точного критерия Фишера, критерия Хи-квадрат и ранговой корреляции Спирмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Полученные результаты исследования исходного вегетативного тонуса, определения вегетативного тонуса и реактивности по вариабельности сердечного ритма позволили предложить способ оценки степени вегетативной дисфункции у пациентов с аритмиями. Выделены следующие степени.
Степень 0. У пациентов отсутствуют признаки вегетативной дисфункции. Исходный вегетативный тонус (клинически) — эйтония. Вегетативный тонус по показателям КИГ — эйтония. Вегетативная реактивность при проведении КИГ с клиноортостатичес-кой пробой — нормальная.
Степень 1. Исходный вегетативный тонус (клинически) — эйтония. В зависимости от показателей КИГ, выделены степени 1А и 1Б. Степень 1А — по показателям КИГ эйтония, при проведении КИГ с клиноортостатической пробой вегетативная реактивность асимпатикотоническая или гиперсимпатикото-ническая. Степень 1Б — по показателям КИГ ваго-тония, симпатикотония или гиперсимпатикотония, вегетативная реактивность при проведении КИГ с кли-ноортостатической пробой нормальная.
Степень 2. Исходный вегетативный тонус по специальной таблице — эйтония, вегетативный тонус и реактивность по КИГ отличны от нормы.
Степень 3. Исходный вегетативный тонус по специальной таблице — симпатикотония или ваготония. Показатели кардиоинтервалографии можно не учитывать.
После определения степени вегетативной дисфункции, обследованные пациенты были отнесены к 5 группам. В 1 группу вошли 12 пациентов без вегетативной дисфункции, средний возраст 25,6 ± 2 лет, средняя длительность заболевания 3 ± 0,6 года; во вторую — 18 человек с 1А степенью вегетативной дисфункции, средний возраст 37,4 ± 3,9 лет, средняя длительность заболевания 6,1 ± 1,3 лет; в третью — 11 человек с 1Б степенью, средний возраст 34,9 ± 4,5 лет, средняя длительность заболевания 6 ± 1,9 лет; в четвертую — 39 человек со 2-й степенью вегетативной дисфункции, средний возраст 40,4±2,9 лет, средняя длительность заболевания 8,15±1,2 лет; в пятую — 20 человек с 3-й степенью, средний возраст 42,9±2,6, средняя длительность заболевания 10,24±1,8. С уве-
личением возраста и длительности заболевания нарастала степень вегетативной дисфункции. Таким образом, обнаружена положительная корреляционная связь между степенью вегетативной дисфункции и возрастом (г = 0,316, р = 0,001), степенью вегетативной дисфункции и длительностью заболевания (г = 0,301, р = 0,002).
Оценка степени вегетативной дисфункции у больных с наджелудочковыми тахикардиями использовалась для определения критериев эффективности ва-гусных проб при купировании пароксизмов аритмии.
В литературных источниках купирование пароксизма наджелудочковых тахикардий рекомендуют начинать с вагусных проб. Известно, что около 20-50 % пациентов не отмечают от них эффекта, что совпадает с нашими данными [3].
С этой целью были дополнительно обследованы 14 пациентов с наджелудочковыми тахикардиями — всего 60 человек. На основании эффективности ва-гусных проб 60 обследованных пациентов с парок-сизмальными наджелудочковыми тахикардиями были разделены на три группы: 1-я группа — 30 пациентов (50 %) с отсутствием эффекта от вагусных проб; 2-я группа — 23 пациента (38,3 %) с положительным эффектом от вагусных проб; 3-я группа — 7 человек (11,7 %), у которых пароксизмы аритмии не требовали вмешательства и прекращались самостоятельно.
Отсутствие дифференцированного подхода к рекомендации вагусных проб для купирования пароксизмов наджелудочковых тахикардий делает решение этой проблемы особенно актуальным.
Среди пациентов с положительным эффектом от вагусных проб преобладали лица с 3-й степенью вегетативной дисфункции (43,5 %), а суммарная доля лиц со 2-й и 3-й степенью достоверно превышала остальные — 69,6 % (р < 0,01). Среди больных с отсутствием (0) или минимальной (1А) степенью вегетативной дисфункции использование медикаментозного способа купирования являлось достоверно более успешным и предпочтительным — 41,1 % (р < 0,05).
На основании полученных результатов, предложены следующие критерии эффективности вагусных проб при купировании пароксизмов наджелудочко-вой тахикардии:
- при дисфункции 2 и 3 степени для купирования пароксизма целесообразно использование вагусных проб;
- при отсутствии или минимальной степени вегетативной дисфункции (0 и 1А степени) использование вагусных проб малоэффективно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, определение степени вегетативной дисфункции позволяет охватить как исходное состояние вегетативной сферы организма, так и уровень вегетативной регуляции деятельности сердца в тот или иной период.
У больных с аритмиями обнаруживается положительная корреляционная связь между степенью
176 № 4 2005 ^УПвощина
1' ° в Кузбасс®
О^Аедици
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
вегетативной дисфункции и возрастом, а также между степенью вегетативной дисфункции и длительностью заболевания.
Ориентируясь на степень вегетативной дисфункции, появляется возможность рекомендовать определенной группе пациентов с наджелудочковыми та-хикардиями использование вагусных проб как эффективный метод купирования пароксизма.
Вышеописанный способ комплексной оценки степени вегетативной дисфункции у пациентов с аритмиями запатентован в 2003 году.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Психоневрологические аспекты функциональной пароксизмаль-ной тахикардии у детей раннего возраста /Горюнова А.В., Шимо-нов Г.Н., Боравова А.И. и др. //Актуальные проблемы соматопси-хиатрии и психосоматики: Тез. докл. - М., 1990. - С. 69-71.
2. Заболевания вегетативной нервной системы: Руков. для врачей /Под ред. А.М. Вейна. - М., 1991. - 624 с.
3. Неотложное лечение пароксизмальных тахикардий /Олишев-ко С.В., Быкова Е.К., Мишуровский Э.Э. и др. //Рос. кард. журн. - 1998. - № 5.
Сайханова Г.Н., Матусович В.Н.
Кемеровская государственная медицинская академия, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,
г. Кемерово
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
Латинский язык в медицинском вузе является пропедевтической дисциплиной в подготовке врачей. Пропедевтика (греч. Propaide-ийке) — введение в науку, сообщение предварительных знаний о чем-либо. В связи с подписанием Россией Болонской декларации о вхождении в единое Европейское образовательное пространство, открываются новые возможности и ставятся новые задачи в преподавании латинского языка.
Латинский язык изучается в медицинском вузе не как общеобразовательная лингвистическая дисциплина, а как составная часть общей профессиональной подготовки будущего специалиста, т.е. в качестве составляющей части обучения будущего грамотного врача и провизора, языком профессии которых является латинский язык. Эта конечная цель, ориентированная на подготовку высококвалифицированного специалиста, реализуется путем гармоничного сочетания в учебном процессе практических и теоретических дисциплин. Среди теоретических дисциплин, как известно, есть специальные дисциплины и общеобразовательные. Латинский язык примыкает к первой группе учебных дисциплин. Однако он занимает особое положение, так как изучается не только теоретически, т.е. с целью усвоения определенной суммы знаний о языке, но и практически, т.е. с целью овладения медицинской терминологией (анатомической, клинической, фармацевтической).
Кроме того, латинский язык, как теоретическая дисциплина, служит для расширения лингвистического и терминологического кругозора студентов-медиков и студентов-провизоров.
Профессионально ориентированная дисциплина «Латинский язык и медицинская терминология» является неотъемлемым элементом обучения любой медицинской специальности. Усвоение этой дисциплины в рамках базового медицинского образования на I курсе способствует подготовке студентов второго и
третьего уровней высшего образования и, в конечном итоге, формированию терминологически грамотного врача, его профессиональной языковой культуры.
Как известно, профессия — это род трудовой деятельности, занятий, который требует определенной подготовки, образования. Усвоение профессиональных знаний, умений не может осуществляться в отрыве от последовательного овладения языком избранной профессии, т. е. профессиональным языком.
Тот профессиональный язык, которым владеет современный врач, — это продукт мирового сотворчества разных цивилизаций и культур, многофакторных межъязыковых контактов, заимствований и трансформаций, действовавших на протяжении тысячелетий. Нет, пожалуй, другой такой профессиональной деятельности, в которой мировой многовековой опыт отразился бы столь непосредственно на составе профессионального языка.
В настоящее время возрос интерес к истории и культуре античного мира, особенно в свете идеи гуманитаризации среднего и высшего образования. Открываются гимназии, лицеи, в учебные программы которых входит изучение латинского и древнегреческого языков. Естественным представляется использование гуманитарного материала в курсе медицинской латыни. Профессия врача, объектом которой является homo sapiens, обязывает будущих «друзей и слуг больных» обладать arte et humanitate, labore et scientia. Гуманность включает в себя не только человечность и сострадание, но и определенный уровень культуры, интеллекта и образования.
Знание персонажей античной мифологии, сюжетов литературы, эпизодов истории древних римлян и греков поможет студентам понять смысл не только медицинских терминов (кесарево сечение, ахиллово сухожилие, ушной лабиринт и др.), но и других слов и выражений (яблоко раздора, сизифов труд, кануть в Лету), которые часто можно слышать по радио и видеть в газетах и журналах. В то же
. И № 4 2005 177
в Кузбассе 1 * *