Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СТЕПЕНИ НАПРЯЖЕНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА'

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ НАПРЯЖЕНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — A.H. Поборский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regulatory mechanisms were evaluated in healthy first-former pupils living in the North by using cardiointervalography and calculating basic parameters that reflect the specific features of cardiac rhythm regulation. This revealed various tension of the regulatory systems that characterize a different "cost of adaptation" in the examinees to environmental conditions. The optimum status in most children is maintained by a high "physiological cost", significant tension and occasionally overstrain of their regulatory mechanisms, which may predispose to diverse diseases.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СТЕПЕНИ НАПРЯЖЕНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА»

На основании результатов наших исследований можно заключить, что студенты без соматических заболеваний обладают высокими адаптивными способностями, о чем говорят низкий уровень депрессии и тревоги, адекватная личностная самооценка, высокий уровень активности и гармоничная система межличностных взаимоотношений; студенты с наличием хронической соматической патологии обнаруживают более выраженную психосоциальную дезадаптацию.

Вышеизложенное обосновывает необходимость динамического исследования психоэмоциональных особенностей студентов, особенно с хроническими соматическими заболеваниями, что позволит выявлять лиц для проведения своевременной психокоррекционной работы и повышения уровня их социально-психологической адаптации. Валео-логически ориентированным инструментом повышения качества жизни и сохранения физического и психического здоровья может стать обоснованная нами ранее региональная программа "Общественное здоровье студентов", включающая разработку как лечебно-реабилитационных, так и профилактических направлений [22].

Л и те р атур а

1.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

10.

Агаджанян Н. А., Марачев А. Г., Бобков Г. А. Экологическая физиология человека. — М., 1998.

Агаджанян Н. А., Пономарева В. В., Ермакова Н. В. / / Образ жизни и здоровье студентов: Материалы 1 Всероссийской науч. конф. 21—23 ноября 1995. — М., 1995. - С. 5-9.

Асхабова Л. М., Маху лов а П. М. // Там же. — С. 24— 26.

Баугаболкин М. И., Гаврилюк Л. И. Сахарный диабет.

- Кишинев, 1983.

Барбараш Н. А., Чимеченко М. В. // Эколого-физио-логические проблемы адаптации: Материалы VIII Международного симпозиума. 27—30 января 1998 г.

- М., 1998. - С. 38.

Белов А. Ф.} Лапкин М. И., Яковлев Н. В. // Психолог. журн. - 1995. - Т. 15. - С. 81-86.

Березин Ф. Б., Мирошникое М. П., Рожанец Р. Ц. Методика многостороннего исследования личности.

- М., 1976.

Бурлачу к Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 1999.

Бурханов А. И., Носова Л. И., Байгу танов Ж. Б. //

Гиг. и сан. - 1992. - N 7/8. - С. 53-55.

Вейн А. М., Дюкова Г. М., Ступа М. В. // Сов. мед.

- 1988. - № 3. - С. 46-51.

11. Гизатуллин А. ГЭлентухА. Г., Мулюкова А. Н. и др. // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы I Всероссийской науч. конф. 21—23 ноября 1995. — М., 1995. - С. 61-62.

12. Трошева Т. Н., Веселова Е. В., Боровкова Л. А. и др. / / Здравоохр. Рос. Федерации. — 1992. — № 2. — С. 23-25.

13. Добромыслова О. П., Маймулов В. Г. // Гиг. и сан. — 1991. - № 3. - С. 42-46.

14. Ковалев А. Г. Психология личности. — М., 1965.

15. Копина О. С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. // Кардиология. - 1996. - Т. 36, № 3. - С. 53-56.

16. Кузнецова Ю. А., Неверова Н. П., Акинина С. Д. и др. // Образование и здоровье: Тез. докл. IV Всероссийской науч.-практ. конф. — Калуга, 1998. — С. 167— 168.

17. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. - М., 1992.

18. Меерсон Ф. 3., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрес-сорным и физическим нагрузкам. — М., 1988.

19. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987.

20. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. — Л., 1990.

21. Психологическая диагностика типов отношения к болезни при психосоматических и пограничных нервно-психических расстройствах: Метод, рекомендации / Под ред. Л. И. Вассермана. — Л., 1991.

22. Сидоров П. И. // Высшее образование в России. — 2000. - № 3. - С. 39-42.

23. Судаков К. В., Юматов Е. А. Эмоциональный стресс в повседневной жизни. — Сер. "Обзорн. информ.: Мед. и здравоохр." — М., 1991.

24. Щукина Е. Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов: Автореф. дис. ... канд. психолог, наук. - М., 1998.

25. Osgood Ch. Е., Susi G. Е., Tannenbaum P. H. The Measurement of Meaning. — Urbana. — Univ. Press. — 1957.

Поступила 21.11.2000

Summary. To reveal the specific features of psychosocial adaptation in students having chronic somatic diseases, 114 students from the humanitarian faculties of the Pomor State University of Arkhangelsk were examined. Among them, 65.79% of the students had chronic somatic diseases, 34.21% had no diseases or complaints. The examination was made at the session interval. The students with chronic somatic diseases had a more significant psychosocial dysadaptation, which is indicative of higher depression and anxiety, timidity, reticence, lower activity, understated self-assessment, lower self-esteem, noticeable discord of personal relations. The paper shows it necessary to follow up emotional features of health within the framework of the regional programme "Students' Health" that includes the development of therapeutical, rehabilitative, and preventive measures.

© А. Н. ПОБОРСКИЙ, 2001 УДК 613.955(571.122)

А. Н. Поборский

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ НАПРЯЖЕНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Сургутский государственный университет

Особое значение на Севере, где многофакторность климатических и экологических воздействий носит чрезвычайный характер, имеет оценка уровня здоровья детей, прогнозирование и предупреждение дезадаптационных реакций на стрессовые воздействия [1,7, 8]. Прежде всего внимания к себе требуют школьники младшего возраста, так как незакончен-

ность морфологического и функционального развития, лабильность физиологических процессов способствуют тому, что в этот период ребенок чрезвычайно остро реагирует на возмущающие факторы среды [2, 7, 8]. Несмотря на то что условия школы и учебных нагрузок далеки от экстремальных, процесс адаптации к этим микросоциальным условиям

Статистические характеристики сердечного ритма у здоровых первоклассников-северян (М ± т)

Группа Мо, с АМо, % ДХ, с ИН, усл. ед. АМо/ДХ, усл. ед. Мо/ДХ, усл. ед.

1-я {п — 32) 0,62 ± 0,02 33,9 ± 1,2 0,24 ± 0,03 113,4 ± 8,4 139,9 ± 9,1 2,61 ± 0,11

2-я (п = 12) 0,56 ± 0,02 37,5 ± 1,2 0,16 ± 0,04 208,4 ± 10,3 226,6 ±11,3 3,61 ± 0,19

3-я (п = 20) 1,00 ± 0,04 17,8 ± 1,7 0,84 ± 0,09 10,4 ± 9,8 22,3 ± 7,8 1,23 ± 0,17

4-я {п = 24) 0,70 ± 0,03 32,1 ± 1,6 0,33 ± 0,03 69,1 ± 7,9 97,9 ± 6,3 2,14 ± 0,14

Pi-2 < 0,05 < 0,05 - < 0,05 < 0,05 < 0,05

Р\-3 < 0,01 < 0,01 < 0,01 < 0,01 < 0,01 < 0,05

Pl-4 < 0,05 - < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05

/>2-3 < 0,001 < 0,01 < 0,01 < 0,001 < 0,001 < 0,001

Р2-А < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,001 < 0,001 < 0,05

Р}-4 < 0,01 - < 0,01 < 0,01 < 0,05 < 0,05 < 0,05

в совокупности с влиянием неблагоприятных климатических и экологических условий региона проживания, может носить характер выраженной стрессовой реакции [2, 7, 8]. В результате будут возникать различные изменения, характеризующиеся снижением функциональных возможностей организма и прежде всего его регуляторных систем, уровень напряжения которых отражает степень адаптации к условиям окружающей среды [3, 4, 7, 9]. В силу этого у детей могут иметь место бессимптомные формы патологии с длительным латентным периодом, и именно эти переходные, преморбидные состояния могут служить фундаментом для возникновения многочисленных заболеваний [3, 7].

Среди множества критериев, характеризующих особенности функционального состояния организма, одним из основных является оценка вегетативного тонуса, отражающего интегральное состояние соматических функций [3—5, 10, 11]. Нарушения вегетативной регуляции — это фактор, предопределяющий как возможность возникновения, так и тяжесть течения соматических заболеваний [3, 4, 9, 11]. Наиболее удобным и информативным методом исследования состояния вегетативных влияний является анализ вариабельности сердечного ритма [3— 5, 11], так как известно, что нервная и гуморальная регуляция работы сердца изменяется значительно раньше, чем начинают выявляться энергетические, метаболические и гемодинамические сдвиги [4, 9— 11]. Целью нашего исследования явилась оценка степени напряжения регуляторных механизмов у здоровых первоклассников-северян на основе анализа статистических характеристик ритма сердца.

В исследовании принимали участие 88 детей в возрасте 7 лет — ученики первых классов школ города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа, обучающиеся при традиционной организации учебных занятий. Согласно медицинским картам, все обследуемые состояли в основной медицинской группе и в период исследования не имели отклонений в состоянии здоровья. Сердечный ритм изучали у детей в положении лежа, после 10-минутного отдыха в одни и те же часы (всегда с 10 до 12 ч). Регистрацию кардиоинтервалограмм (в объеме 150 кардиоциклов в каждом случае) и расчет показателей осуществляли при помощи автоматизированного кардиокомплекса "КАД" ("ДНК", Ltd, Тверь), функционирующего на базе ПЭВМ. Вычисляли и оценивали следующие показатели: мода (Мо) — значения наиболее часто встречающихся величин интервалов R—R в исследуемом ряду их значений; амплитуда моды (АМо) — процентное количество значений интервалов R—R, соот-

ветствующих моде; вариационный размах (ДХ) — разница между максимальным и минимальным интервалом R—R; индекс напряжения (ИН) регуляторных систем (индекс Р. М. Баевского); отношения АМо/ДХ и Мо/ДХ [3]. Результаты данных кар-диоинтервалометрии обрабатывали с использованием /-критерия Стьюдента [6].

Исследование статистических характеристик сердечного ритма у здоровых первоклассников показало различную степень напряжения регуляторных систем, характеризующих разную степень адаптации ко всей совокупности факторов, влияющих на их организм (см. таблицу). По результатам анализа вариабельности сердечного ритма обследуемые дети разделились на 4 группы, различающиеся различным уровнем напряжения регуляторных механизмов (см. таблицу). Первую группу составили 36% первоклассников, у которых регистрировались низкие значения Мо, ДХ и высокие показатели АМо, ИН, АМо/ДХ, Мо/ДХ (см. таблицу). Величина интегрального (ИН) показателя, отражающего степень напряжения центральных регуляторных механизмов сердечного ритма, в этой группе выходила за условные границы нормы и находилась в зоне адаптации [3]. Такая картина свидетельствует о высокой активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и механизмов центральной регуляции в данной группе обследуемых [3, 4, 11]. Во 2-ю группу вошли 14% учеников, имеющих достоверно еще более, чем у обследуемых из 1-й группы, низкие значения Мо и высокие АМо, ИН, АМо/ДХ, Мо/ДХ (см. таблицу). Причем величина ИН (см. таблицу) показывала в данном случае перенапряжение регуляторных систем [3, 4]. Значение АМо/ДХ, отражающее соотношение между активностью симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы [3], свидетельствовало о значительном преобладании влияния симпатического звена на регуляцию сердечного ритма у обследуемых данной группы. На выраженное влияние адренергических факторов указывала и величина Мо/ДХ, позволяющая, как известно [3], проследить участие гуморального звена в регуляции синусового ритма сердца. Выявленные особенности отражают состояние гиперсимпатикотонии и перенапряжения центральных механизмов управления в данной группе [3]. В 3-ю группу вошли 23% обследуемых, имеющих по сравнению с вошедшими в другие группы достоверно более низкие значения АМо, ИН, АМо/ДХ, Мо/ДХ и увеличение Мо, ДХ (см. таблицу). Подобные характеристики указывают на преобладание влияний парасимпатического отдела ве-

ч

гетативнои нервной системы и низкую активность механизмов центральной регуляции сердечного ритма [3, 4, 9]. И наконец, 27% учащихся составили 4-ю группу, регуляция сердечного ритма у которых не выходила за условные границы нормы [3]. Регистрируемые показатели, отличающиеся от соответствующих значений в остальных группах, свидетельствовали о сбалансированном состоянии регу-ляторных механизмов вегетативной нервной системы и центральных звеньев управления ритмом по сравнению с другими обследуемыми (см. таблицу). Значения ИН (см. таблицу) находились в границе нормы [3, 4], а величины соотношений АМо/дХ и Мо/ДХ указывали на соответствие нервных и гуморальных влияний на деятельность сердца [3].

Таким образом, проведенное исследование выявило некоторые особенности регуляции сердечного ритма у первоклассников-северян. Обнаружена разная степень напряжения регуляторных систем, характеризующих различную "цену" адаптации к условиям среды организма здоровых (на момент обследования) детей. Показано, что у большей части обследуемых первоклассников на хронотропную функцию сердца выраженное влияние оказывало симпатическое звено регуляции при значительном участии центрального контура регулирования сердечного ритма и у 36% детей (1-я группа) указывающее на наличие состояния функционального напряжения адаптивных систем [3]. В то же время у 14% первоклассников (2-я группа) выраженное перенапряжение аппарата центральной регуляции свидетельствовало о недостаточности защитно-приспособительных механизмов и их неспособности обеспечить оптимальную адекватную реакцию организма на воздействия факторов среды [3], что через некоторое время может проявиться определенными сдвигами в состоянии здоровья детей. У 23% учащихся (3-я группа) выраженные парасимпатические влияния на сердечную деятельность могут быть проявлением начальных стадий утомления [2, 3, 9], которое обнаруживалось значительно раньше, чем видимое снижение работоспособности. Лишь 27% учащихся (4-я группа) имели оптимальное напряжение систем регуляции сердечной деятельности, что можно рассматривать как состояние, характерное для удовлетворительной адаптации организма детей данной группы к влиянию среды [3].

Следует отметить, что полученные данные, отражающие особенности состояния регуляторных механизмов у первоклассников-северян, несколько отличались от результатов ряда исследователей по другим регионам [2, 5, 10]. Исходя из того, что наиболее

вероятный уровень функционирования синусового узла показывает величина Мо, а показатели АМо, ДХ и ИН отражают воздействие симпатического или парасимпатического, а также центрального звена регуляции на синусовый ритм сердца, у обследованных здоровых детей-северян налицо более выраженное напряжение регуляторных механизмов организма, отражающее большую "физиологическую цену" оптимальной работоспособности.

Выводы. 1. У здоровых первоклассников-северян выявлены различные уровни напряжения регуляторных механизмов, отражающие разную "цену адаптации их организма к условиям среды.

2. Большая часть (73%) обследованных детей находятся в состоянии напряжения и перенапряжения механизмов адаптации, что может выступать фактором риска развития вегетативных дисфункций и различных заболеваний.

Литература

1. Лгаджанян Н. А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. - М., 1996.

2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. — М., 1982.

3. Баевскый Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. 3. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. — Щ} 1984. --i 010У.Ш-/Щж

4. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / Под ред. А. М. Вейна. — М., 1998.

5. Гринене Э., Вайткявичус В.-Ю., Марачинскине Э. // Физиология человека. — 1990. — Т. 16, № 1. — С. 88-92.

6. Лакин Г. Ф. Биометрия. — М., 1980.

7. Мазурин А. В., Григорьев К. И. Метео патологи я у детей. - М., 1990.

8. Поборский А. Н., Пшенцова И. Л. // Здравоохр. Рос. Федерации. - 1999. - № 1. - С. 31-33.

9. Coumel P., Leenhardt А. ,// ibid. - 1991. - Vol. 83. -Suppl. 2. - P. 58-70.

10. Fin ley J. P., Nugent S. Т., Hellenbrand W. // Canad. J. Physiol. Pharmacol. - 1987. - Vol. 65. - P. 2048-2052.

11. Malik M., Camm A. J. // Clin. Cardiol. - 1990. -Vol. 13. - P. 570—576.

Поступила 25.10.2000

Summary. The regulatory mechanisms were evaluated in healthy first-former pupils living in the North by using cardi-ointervalography and calculating basic parameters that reflect the specific features of cardiac rhythm regulation. This revealed various tension of the regulatory systems that characterize a different "cost of adaptation" in the examinees to environmental conditions. The optimum status in most children is maintained by a high "physiological cost", significant tension and occasionally overstrain of their regulatory mechanisms, which may predispose to diverse diseases.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 613.955:612.766.1]-07

А. И. Босенко, А. Г. Белинова, В. А. Скобелев, В. В. Токан

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Южно-Украинский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Одесса

Изучению пространственных, временных и силовых характеристик движений у детей посвящено много исследований [2, 5, 7]. Однако переходные процессы в системе управления движениями у де-

тей недостаточно изучены и систематизированы. Для оценки этих процессов у мальчиков 3 возрастных групп (7—8, 8—9 и 9—10 лет) был выбран графоаналитический метод количественной оценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.