Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДЫ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Н. Поборский, М.А. Юрина, Ж.Н. Лопацкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the results of evaluating the functional capacities of the cardiovascular and autonomic nervous systems in students before studying at a higher educational establishment under poor conditions of the Middle Ob Region. Among the first-year students, there was a preponderance of persons with impaired adaptive mechanisms (64% of the examinees), which was attended by a varying increase in the activity of the sympathetic part of the autonomic nervous system. In young males, poor adaptations were 1.6 times more common than those in girls. In female students, the detected tension of regulatory systems was less marked than in male students. The findings make it necessary to monitor long the health status of students and to implement prophylactic measures during education.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДЫ»

должающийся процесс адаптации девочек к школьному обучению. Начиная с 12 лет и до окончания школы отмечалась положительная динамика уровня физического здоровья в процессе учебы за исключением возраста 13 лет, когда был зафиксирован рост числа девочек со снижением функционального потенциала кардиореспираторной системы в 1,2 раза. Возможно, это связано с высокими темпами полового созревания и гормональными перестройками организма у девочек этого возраста.

Девочек-подростков 12 и 14—17 лет можно считать полностью адаптировавшимися к школьным нагрузкам и даже к их увеличению при переходе к предметному обучению и в выпускных классах.

Таким образом, к концу учебного года в условиях современного школьного обучения у значительной части детей происходило истощение резервных возможностей организма, что проявлялось в снижении функционального потенциала кардиореспираторной системы по сравнению с должными величинами. Наиболее неблагоприятная реакция организма ребенка на предъявляемые нагрузки имела место при поступлении в школу и в выпускных классах. Негативные тенденции отмечались также в возрасте 10— 11 лет при переходе к предметному обучению и в 13 лет при ускорении темпов полового созревания.

По-видимому, отрицательная динамика мони-торируемых показателей связана с ухудшением реакций кардиореспираторной системы на нагрузку вследствие замедленного развития вегетативных физиологических систем по сравнению с соматическими. Данное обстоятельство диктует необходимость интенсификации двигательной активности школьников с учетом исходного функциональ-

ного состояния кардиореспираторной системы, возраста и пола, особенно в отмеченные выше критические периоды школьного обучения.

Литература

1. Бабенко Т. И., Каминский И. И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Метод, рекомендации. — Ростов н/Д., 1995.

2. Евсигнеева Ю. В. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Ставрополь, 2004.

3. Захарченко М. П. // Гиг. и сан. — 2004. — N° 6. — С. 8-10.

4. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. — М., 2001.

5. Приказ Минздрава России "Об организации работы по II этапу социально-гигиенического мониторинга" (№ 334 от 27.08.99 г.). - М., 1999.

6. Сухарев А. Г. // Гиг. и сан. - 2002. - № 4. — С. 64-67.

7. Хромцов П. И., Шешенева Г. И. // Гиг. и сан. — 2003. - № 5. - С. 56-58.

Поступила 21.06.07

Summary. Function tests, followed by assessment of physical health, were carried out in 2188 schoolchildren living in the rural areas of the Stavropol Territory. There were 1064 (48.6%) boys and 1124 (51.4%) girls. Critical periods were revealed during studies, which were accompanied by the greatest tension of the functional capacities of a child. These included school admission, transition to subject learning, onset of pubescence, and leaving classes. Active prophylactic and health-improving measures should be implemented in the given time spaces to prevent adaptation failure in schoolchildren.

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 6|3.96:612.|+612.8|-0$7Я75

А. Н. Поборский, М. А. Юрина, Ж. Н. Лопацкая

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДЫ

ГОУ ВПО Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа

В условиях современного реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования России вызывает тревогу здоровье студентов. Значительная интенсификация учебного процесса, новые формы и методы обучения, новые эмоциональные переживания, смена режима труда и отдыха, сна и питания, необходимость адаптации к новому коллективу предъявляют повышенные требования к состоянию организма учащихся и обуславливают высокую физиологическую стоимость адаптации к обучению в вузе (2, 6, 7]. Немаловажное значение для здоровья и формирования устойчивой адаптации имеют климатоге-лиогеофизические и антропогенные факторы того региона, где проживают студенты [6, 7, 11]. В частности, Сургут Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), в котором проводили обследование, относится к гипокомфортным для проживания территориям, что также может определенным

образом влиять на исходное состояние, степень и быстроту адаптации к обучению.

Доказано, что эффективность начального периода адаптации к обучению и общий результат приспособления во многом будут зависеть от исходных функциональных возможностей организма [1, 4, 6, 9, 12] и, в первую очередь, от уровня функционирования и характера регуляции сердечно-сосудистой системы, так как именно она отражает количественную сторону адаптацион-но-приспособительной деятельности целостного организма [1, 3, 4, 10]. Своевременная диагностика неблагоприятных сдвигов функционального состояния позволит вовремя принять необходимые меры по сохранению и укреплению здоровья студентов.

Цель настоящего исследования — изучение функционального состояния и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой и вегетативной

систем студентов перед началом обучения в вузе в неблагоприятных условиях Среднего Приобья.

Материалы и методы

Под наблюдением находились 80 студентов (44 девушки и 36 юношей) 17 лет, начинающих обучение на I курсе медицинского факультета Сургутского государственного университета. Обследование студентов проводили неинвазивными методами в рамках программы "Здоровье участников образовательного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" в соответствии с этическими нормами Хельсинской декларации (2000 г). Все обследуемые проживали на территории ХМАО 7 лет и более, были здоровы и дали информированное согласие на участие в исследовании. Для определения функционального состояния организма студентов был применен методологический принцип оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем, выступающих в качестве основных интегративных систем организма. Оценку уровня функционирования системы кровообращения и определение ее адаптационного потенциала проводили путем расчета индекса функциональных изменений (ИФИ) в баллах [4]: ИФИ = 0,011 • (ЧСС) + 0,014 • (САД) + 0,008-(ДАД) + 0,014-(В) + 0,009 • (М) -0,009 • (Р) - 0,27, где ЧСС — частота сердечных сокращений в покое (в 1 мин), САД и ДАД — соответственно величины систолического и диастоли-ческого артериального давления в покое (в мм рт. ст.), В — возраст (годы), М — масса тела (кг), Р — рост (см). Исходя из приведенной формулы, пороговые значения ИФИ составляют в баллах для удовлетворительной адаптации 2,2 и менее (юноши) и 1,96 и менее (девушки), для напряжения механизмов адаптации 2,21—2,43 (юноши) и 1,97— 2,23 (девушки), для неудовлетворительной адаптации 2,44—2,74 (юноши) и 2,24—2,5 (девушки), для срыва адаптации 2,75 и более (юноши) и 2,51 и более (девушки) [8]. Вегетативный тонус у обследуемых с разными величинами ИФИ оценивали, используя "Вопросник для выявления признаков вегетативных изменений" [5], путем расчета по общепринятым формулам [5] индексов внутри- и межсистемных соотношений (вегетативный индекс Кердо (ВИК) и коэффициент Хильдебрандта (КХ)), а также по данным вариационной пульсо-метрии. Сердечный ритм изучали у студентов в положении лежа на спине после 10-минутного отдыха при спокойной дыхании в одни и те же часы. Регистрацию кардиоинтервалограмм (в течение 5 мин в каждом случае) во II стандартном отведении и расчет показателей осуществляли с помощью автоматизированного кардиокомплекса КАД-03 ("ДНК, Ltd", Тверь), функционирующего на базе ПЭВМ. Вычисляли и оценивали показатели [3, 5]: мода (Мо) (в с) — значения наиболее часто встречающихся величин интервалов R—R в исследуемом ряду их значений; амплитуда моды (АМо) (в %) — процентное количество значений R—R интервалов, соответствующих моде; вариационный размах (ДХ) (в с) — разница между максимальным и минимальным R—R интервалами; индекс напря-

жения (ИН) (в усл. ед.) — суммарный показатель, наиболее полно отражающий степень напряжения регуляторных механизмов организма и централизацию управления кровообращением; индекс вегетативного равновесия (ИВР) (в усл. ед.) для определения соотношения симпатической и парасимпатической регуляции сердца; вегетативный показатель ритма (ВПР) (в усл. ед.) для оценки вегетативного баланса. Вегетативную реактивность (BP) (в абсолютных цифрах) оценивали по изменению сердечного ритма при проведении ортостатической нагрузки по отношению ИН на первой минуте ор-тостаза к исходному ИН в положении обследуемого лежа (ИН ортостаза/ИН покоя). В зависимости от исходного вегетативного тонуса BP оценивали как нормальную, гипер- и асимпатикотоническую [5]. Полученные данные статистически обрабатывали с помощью пакета компьютерных программ Биостатистика для Windows. Учитывая нормальное распределение данных, достоверность различий оценивали с помощью f-критерия Стьюдента для независимых выборок.

Результаты и обсуждение

Проведенное обследование студентов перед началом систематического обучения показало наличие различий в параметрах, лежащих в основе определения функционального состояния и уровня адаптационных возможностей их организма. По результатам оценки величины ИФИ все обследуемые были разделены на 3 группы (табл. 1).

В 1-ю группу вошли студенты (45% девушек и 25% юношей) с достаточным и высоким функциональным резервом, удовлетворительной адаптацией. Во 2-ю группу были отнесены учащиеся (55% обследуемых девушек и 36% юношей) с незначительным ухудшением функционального состояния, напряжением адаптационных механизмов. Выраженное ухудшение функционального состояния, неудовлетворительная адаптация обнаружены у 39% обследуемых юношей, они составили 3-ю группу.

Оценка уровня адаптационных возможностей, базируясь на интерпретации значений ИФИ, зависит от показателей, характеризующих деятельность сердечно-сосудистой системы, и от уровня физического развития. Учитываемые расчетные параметры (величины артериального давления, ЧСС) отражают функциональное состояние вегетативного звена регуляции гомеостаза. Это определяет зависимость уровня адаптации прежде всего от состояния данной регуляторной системы. Проведенное среди обследуемых анкетирование с помощью "Вопросника для выявления признаков вегетативных изменений" [5] показало наличие различных

Таблица 1

Значения ИФИ (в баллах), соответствующие различных уровням адаптации, у студентов I курса перед началом обучения (X ± s-J

Уровень адаптации Девушки (л = 44) Юноши (я = 36)

Удовлетворительный 1,88 ± 0,03 (л = 20) 2,07 ± 0,04 (л = 9) Напряжение 2,10 ± 0,04 (л = 24) 2,31 ± 0,03 (л = 13)

Неудовлетворительный — 2,48 ± 0,03 (л = 14)

проявлений вегетативных дисфункций у всех студентов вне зависимости от уровня адаптации. Наиболее часто среди симптомов указывались чувство нехватки воздуха в душном помещении, приступообразные сжимающие головные боли, повышенная потливость при волнении, быстрая утомляемость, трудность засыпания и чувство невыспанности, усталости при пробуждении утром.

Анализ показателей вариабельности сердечного ритма у студентов с различным уровнем адаптиро-ванности (табл. 2) показал, что у всех юношей и 60% (л = 12) девушек с удовлетворительной адаптацией преобладала исходная эйтония. Причем статистически значимых различий между анализируемыми параметрами юношей и девушек не наблюдалось. Регистрируемые показатели указывали на наличие у обследуемых оптимального соотношения активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы и центральных механизмов управления сердечным ритмом с некоторым преобладанием симпатических влияний, что отражалось в положительных значениях ВИК (см. табл. 2). Величина ИН (см. табл. 2) находилась в границе значений оптимального диапазона, а показатели ИВР и ВПР свидетельствуют о соответствии нервных и гуморальных влияний на деятельность сердца [3, 5,10]. При проведении ортостатической пробы, позволяющей выявить резервные адаптивные возможности организма, у всех обследуемых выявлялась нормальная ВР (коэффициент ИН ортостаз/ИН покой составил у девушек 1,25 ± 0,02, у юношей 1,33 ± 0,01). Как видно из табл. 2, для 40% (п = 8) девушек с удовлетворительной адаптацией были характерны более высокие, чем описанные у их сокурсниц (р < 0,05) и у юношей с таким уровнем адаптации, значения ДХ и низкие — АМо, ИН, ИВР. Девушки этой группы имели минимальные показатели ИН по сравнению со значениями его величины в дру-

гих группах (см. табл. 2). Обращала на себя внимание наименьшая среди всех обследуемых величина ВПР (см. табл. 2), отражающая, как известно, парасимпатические сдвиги вегетативного баланса [5, 10]. Выявленные особенности позволяют признать наличие у представительниц данной группы ваго-тонического типа регуляции. Следует отметить, что, несмотря на ваготонический тип регуляции, и здесь достаточно высоко влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы, отразившееся прежде всего в положительной величине ВИК (см. табл. 2). При проведении ортостатической пробы у всех обследуемых данной группы также отмечалось преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы и ВР оценивалась как гиперсимпатикотоническая (коэффициент ИН ортостаз/ИН покой составил 3,11 ± 0,02).

У студентов, имеющих напряжение адаптационных механизмов, отмечали наличие симпатикото-нического типа регуляции, о чем свидетельствовали низкие значения Мо, ДХ и высокие показатели АМо, ИН, ИВР, ВПР. Величина ИН у обследуемых выходила за условные границы оптимума [3, 10] (см. табл. 2). Исходно высокая симпатическая активность в этих случаях выражалась и в значительной положительной величине ВИК (см. табл. 2). Несмотря на то что значения регистрируемых характеристик сердечного ритма у юношей не выходили за границы, соответствующие симпатикото-ническому типу регуляции, их величины в данном случае свидетельствовали о наличии более выраженного напряжения регуляторных систем по сравнению с девушками (см. табл. 2). Реактивность у всех юношей и 58% девушек была гиперсимпати-котонической (коэффициент ИН ортостаз/ИН покой составил соответственно 2,64 ± 0,02 и 1,88 ± 0,02). У 42% студенток с данным типом регуляции она оценивалась как нормальная (коэф-

Таблица 2

Показатели ВР студентов I курса с различным уровнем адаптироваиности перед началом обучения (X ± У;)

Уровень адаптации Мо, с АМо, % ДХ,с ИН, усл. ед. ИВР, усл. ед. ВПР, усл. ед. ВИК, % КХ, усл. ед.

Удовлетворительная адаптация: юноши (л = 9) девушки (л = 12) (я - 8)

Напряжение механизмов адаптации: юноши (л = 13) девушки (л = 24) Неудовлетворительная адаптация: юноши (п = 14)

0,7 ± 0,03 33,61 12,61 0,32 ± 0,03 72,02 ± 5,72 102,79 ± 7,3 4,82 ± 0,3 18,48 ± 1,5 4,61 ± 0,2

0,69 ± 0,02 31,22 ± 2,2 0,34 ± 0,04 69,81 ± 7,11 90,60 ±6,21 4,52 ± 0,26 20,70 ± 1,23 4,65 ± 0,19 0,76 ± 0,03 22,30 ±2,15* 0,47 ± 0,03* 29,54 ± 4,62" 62,12 ± 5,82* 2,45 ± 0,24* 13,02 ± 1,46* 4,12 ± 0,2

0,61 ± 0,02 44,38 ± 2,06 0,21 ± 0,02 163,20 ± 9,36 200,16 ± 10,32 7,54 ± 0,32 31,12 ± 1,93 4,80 ± 0,2 0,64 ± 0,01 38,58 ± 1,90* 0,27 ± 0,02* 112,02 ± 10,71** 140,28 ± 8,56** 6,08 ± 0,40* 25,31 ± 1,63* 4,73 ± 0,2

0,65 ± 0,03 52,15 ± 1,86 0,18 ± 0,01 220,58 ± 13,13 290,01 ± 8,75 8,58 ± 0,48 34,22 ± 2,1 5,01 ±0,11

< д^[имечание- Различия между показателями юношей и девушек статистически достоверны * — при р < 0,05; ** — при

фициент ИН ортостаз/ИН покой равен 1,45 ± 0,02).

Неудовлетворительная адаптация, выявляемая, как уже отмечалось, у 39% обследуемых юношей, сопровождалась состоянием гиперсимпатикотонии и перенапряжения центральных механизмов управления сердечным ритмом. Это проявлялось низкими значениями Мо, ДХ и высокими АМо, ИН, ИВР, ВПР. Величина ИН в данном случае свидетельствовала о перенапряжении регулятор-ных систем (см. табл. 2), а значение ИВР — о значительном преобладании влияния симпатического звена на регуляцию сердечного ритма у обследуемых [3, 10]. На существенный вклад адренергиче-ских факторов и снижение вагальных указывает и величина ВПР (см. табл. 2).

Наличие гиперсимпатикотонии и перенапряжения регуляторных систем подтверждали и высокие значения ВИК, КХ (см. табл. 2). Повышение величины последнего, выходящее за верхнюю ¡раницу нормы [5], свидетельствует о появлении некоторого рассогласования в кардиореспираторных взаимоотношениях. На развитие в организме выраженного напряжения адаптационно-компенсаторных механизмов указывала и величина коэффициента ИН ортостаз/ИН покой (1,31 ± 0,01), отразившая наличие гиперсимпатикотонической ВР.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о недостаточных функциональных возможностях сердечно-сосудистой, вегетативной систем у большинства студентов перед началом обучения в вузе в неблагоприятных условиях Среднего Приобья. Полученные данные говорят о том, что уже с самого начала обучения в вузе необходимы мероприятия по снижению стрес-сорного влияния окружающей среды и оздоровлению, направленные на улучшение функционального состояния и адаптационных возможностей организма студентов, а также предупреждение развития их неблагоприятных изменений.

Выводы. 1. Перед началом обучения в вузе в неблагоприятных условиях Среднего Приобья у 55% обследуемых девушек и 75% юношей имеет место нарушение адаптационных механизмов.

2. Вне зависимости от исходно определяемого уровня адаптации у всех первокурсников имеются жалобы, указывающие на наличие разной выраженности признаков вегетативных дисфункций.

3. Выявленное напряжение адаптационных механизмов сопровождается значительным ростом активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, более выраженным у юношей.

4. Состояние удовлетворительной адаптации, сопровождаемое оптимальным соотношением активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы и центральных звеньев регуляции, отмечается у 45% обследуемых девушек и лишь у 25% юношей. У 40% девушек группы на фоне низкого уровня напряжения наблюдались тенденции нарастания симпатических влияний (положительная величина ВИК, наличие неблагоприятного гиперсимпатикотонического типа реакции при выполнении ортостатической нагрузки).

Л итература

I. Агаджанян Н. А., Руженкова И. В., Старшинов Ю. П. и др. // Физиол. человека. — 1997. — Т. 23, № 1. —

^ С. 93-97.

(2.) Агаджанян Н. А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. £. V/ и др. // Гиг. и сан. - 2005. - № 3. - С. 48-52.

3. Баевский Р. М., Кириллов О. Н., Клецкин С. 3. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. — М., 1984.

4. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М., 1997.

5. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / Под ред. А. М. Вейна. — М., 2000.

6. Здоровье студентов / Под ред. Н. А. Агаджаняна. — М., 1999.

7. Игнатьева С. Н., Соловьева Н. В. // Экология человека. - 2002. - № 1. - С. 34-35.

8. Ильин А. Г., Агапова Л. А. // Гиг. и сан. — 2000. -№ 5. - С. 43-46.

9. Минасян С. М., Геворкян Э. С., Адамян Ц. И. и др. // Рос. физиол. журн. - 2006. - Т. 92, № 7. - С. 817-826.

10. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. // Физиол. человека. - 2001. - Т. 27, № 6. - С. 95-101.

II. Проскурякова Л. А. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2006. - № 5. - С. 41-44.

12. Stewart S. М., Betson С., Marshall J. // Med. Educ. -1995. - Vol. 29. - P. 119-123.

Поступила 14.06.07

Summary. The paper considers the results of evaluating the functional capacities of the cardiovascular and autonomic nervous systems in students before studying at a higher educational establishment under poor conditions of the Middle Ob Region. Among the first-year students, there was a preponderance of persons with impaired adaptive mechanisms (64% of the examinees), which was attended by a varying increase in the activity of the sympathetic part of the autonomic nervous system. In young males, poor adaptations were 1.6 times more common than those in girls. In female students, the detected tension of regulatory systems was less marked than in male students. The findings make it necessary to monitor long the health status of students and to implement prophylactic measures during education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.