УДК 332.145
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ СТРАТЕГИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ
И. С. Иголкин
Воронежский институт экономики и права
Поступила в редакцию 14 января 2017 г.
Аннотация: рассмотрена проблема оценки практики управления структурными изменениями в регионах страны. В составе сильных сторон стратегических документов определены: развитие кластерного подхода; расширение спектра задач в сфере повышения конкурентоспособности регионов; развитие сектора высшего образования и научных исследований; использование межмуниципальных экономических связей; повышение доли населения, занятого в высокопроизводительных секторах; совершенствование пространственной организации бизнеса; экологизация производства; повышение разнообразия форм и инструментов управления структурными изменениями. В составе слабых сторон современной практики управления структурными изменениями являются узкий спектр перспективных форм организации бизнеса; слабо детализированное планирование структурных изменений; неразвитость методов управления структурными изменениями.
Ключевые слова: регион, экономическая структура региона, управление структурными изменениями.
Abstract: in article the problem of assessment of management practice by structural changes in regions of the country is considered. As a part of strengths of strategic documents are determined: development of cluster approach; expansion of a range of tasks in the sphere of increase in competitiveness of regions; development of sector of the higher education and scientific research; use of intermunicipal commercial ties; increase in a share of the population occupied in high-productive sectors; enhancement of the spatial organization of business; production greening; increase in a variety of forms and management tools structural changes. As a part of weaknesses of modern practice of management of structural changes: narrow range of perspective forms of the organization of business; poorly disaggregated planning of structural changes; backwardness of methods of management of structural changes. Key words: region, economic structure of the region, management of structural changes.
Проведение объективно необходимых структурных изменений в экономике субъектов РФ - ключевая задача ее развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ее решение ныне находится в проблемном поле стратегического планирования.
Проблема исследовании структурных изменений в экономике регионов и повышения эффективности управления ими находится в сфере внимания отечественных исследователей.
Общие закономерности структурных изменений в региональной экономике обстоятельно охарактеризованы в работах А. Гончарова, Б. Преображенского, И. Рисина, Н. Сироткиной [1-5].
Инновационные аспекты структурных изменений в современной региональной экономике широко освещены в работах И. Борисова, Д. Трещев-ского, Ю. Трещевского, В. Эйтингона [6; 7].
Широкий спектр проблем социализации экономических процессов в регионах освещен в работах Л. Никитиной, А. Свиридова [8; 9].
© Иголкин И. С., 2017
К. Гринфельд, Т. Мясникова сконцентрировали внимание на внутрирегиональных аспектах совершенствования социально-экономической структуры регионов [10-12].
Несмотря на пристальное внимание ученых и практиков к проблеме управления структурными изменениями в регионах страны, она далека от своего решения. Об этом, в частности, свидетельствуют: сохранение позиций добывающего сектора в ущерб развитию обрабатывающей промышленности; медленный переход экономики регионов на инновационный путь развития; слабость экономических связей между научно-образовательным и реальным секторами экономики.
В связи с этим мы поставили цель - выявить сильные и слабые стороны современных стратегических документов регионов, позволяющие в перспективе предложить эффективный инструментарий управления структурными изменениями.
Современная практика российских регионов в управлении процессами структурных изменений
Для получения оценки современной практики стратегирования структурных изменений в экономике регионов нами проведен сравнительный анализ реализуемых ныне стратегий развития субъектов РФ, в ряде случаев дополненный характеристикой иных программных документов.
Объектная база анализа включает регионы, входящие в состав разных федеральных округов (Амурская, Воронежская, Кемеровская, Липецкая, Нижегородская, Свердловская области, Ставропольский край, Республика Коми, Республика Татарстан).
В Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года поставлен ряд задач, имеющих непосредственное отношение к модернизации структуры экономики региона. В их числе:
- диверсификация горнодобывающей промышленности;
- повышение энергоизбыточности экономики за счет ввода новой ГЭС, начала строительства двух ГЭС;
- смена преимущественно сырьевой направленности лесопромышленного комплекса за счет ввода в эксплуатацию новых мощностей по глубокой переработке и создания технологического цикла безотходной переработки древесины;
- создание промышленно-производственной особой экономической зоны для предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности;
- развитие импортозамещения на внутреннем рынке животноводческой продукции;
- завершение строительства и ввод в эксплуатацию автомагистрали федерального значения сообщением «Чита - Хабаровск»;
- использование потенциала внешних экономических связей для увеличения экспорта товаров, привлечения инвестиций, рабочей силы в тех отраслях, где недостаточно российских работников [13].
Как видно, состав поставленных задач имеет отношение к разным отраслям, видам экономической деятельности, что, безусловно, является позитивным моментом, поскольку реализуется подход, ориентированный на государственную поддержку процесса диверсификации экономики субъекта РФ.
К достоинствам подхода следует также отнести учет географического положения Амурской области,
позволивший сделать акцент на необходимости и возможности развития ее внешнеэкономических отношений с КНР, отличающихся широким спектром предмета (товары, услуги, инвестиции, рабочая сила).
Заметны и ограничения, присущие предложенному в названной Стратегии институциональному и экономико-организационному обеспечению управления структурными изменениями, призванного содействовать модернизации структуры экономики региона.
В их числе:
- сужен спектр перспективных форм организации бизнеса, использование которых призвано сконцентрировать ресурсы на ключевых направлениях структурных изменений в экономике региона;
- отсутствует планирование пространственного развития региона с обоснованием новых точек экономического роста;
- процессы формирования и развития региональной инновационной системы рассмотрены вне связи с ожидаемыми результатами структурных изменений.
В Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу предусмотрены следующие основные направления структурных изменений:
- создание межотраслевых промышленно-ин-новационных кластеров;
- формирование и развитие инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий, научно-инновационные центры);
- включение учреждений среднего и высшего профессионального образования в территориально-производственные кластеры;
- укрупнение учреждений публичного сектора здравоохранения посредством присоединения «слабых» к более «сильным», ликвидации учреждений с низкими показателями качества и эффективности деятельности [14].
Важно отметить, что названная Стратегия была со временем дополнена еще двумя программными документами, которые содержат в том числе новые целевые установки и инструментарий управления структурными изменениями.
Один из них - Прогноз научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года [15].
Заслуживает внимания предложенная в нем проработка экономико-организационного и институционального обеспечения процессов формирования и развития кластеров, учитывающая их специфику.
Так, для агропромышленного кластера в названном Прогнозе определены такие формы и
инструменты, как государственный заказ на формирование продовольственного фонда; бюджетные ссуды и гранты на финансирование научно-технических разработок; субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам на разработку новых технологий и видов продукции; долевое участие в реализации проектов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; государственные гарантии для инвестиционных проектов, обеспечивающих создание (расширение) производств импортозамещающей или экспортоориентированной продукции.
Другой программный документ - Схема (план) развития и размещения производительных сил Воронежской области (далее - План), утвержденная Постановлением Правительства Воронежской области от 24 июля 2015 г. N° 618 [16]. К его достоинствам могут быть отнесены:
- фокусирование основного внимания на развитии кластеров, ориентированных на реализацию существующих и новых конкурентных преимуществ региона;
- создание в муниципальных образованиях региона новых «точек» роста; формирование производств, обеспечивающих диверсификацию экономики моногородов; расширение сферы действия перспективных форм пространственной организации бизнеса;
- использование межмуниципальных экономических связей между развитыми и депрессивными территориями;
- определение эффектов, ожидаемых от структурных изменений.
В Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года структурные изменения призваны обеспечить достижение конкурентоспособности региона на основе ее диверсификации, расширения ядра базового сектора как в направлении глубины переработки добываемого сырья, включение в него новых видов производственной деятельности. В составе поставленных задач:
- изменение структуры ВРП (к 2025 г. доминирующее положение займет производство услуг);
- доведение вклада малого бизнеса в валовой региональный продукт с 22 (2006 г.) до 49 %;
- формирование инновационных центров в городских системах региона;
- превращение региона в центр развития производства горнодобывающей техники за счет создания технопарка федерального значения;
- создание при строящихся новых ТЭС и энергоблоках индустриальных парков для энергоемких производств;
- формирование логистического комплекса, включенного в общероссийскую транспортную систему;
- формирование на базе Кузбасского государственного технического университета исследовательских и проектных институтов центра угольных технологий;
- создание «дуальных» технопарков-вузов (вуз-муниципалитет или вуз-регион); развертывание в них бизнес-инкубаторов, поощряющих студенческое предпринимательство, развитие микрокредитования;
- формирование частно-государственных парт-нерств для реализации экологических проектов и программ [17].
В характеристике зафиксированного в Стратегии подхода к управлению структурными изменениями в экономике Кемеровской области обратим внимание на ряд позитивных моментов:
- расширение состава экономических функций субъекта РФ;
- использование новых институциональных форм для реализации имеющихся конкурентных преимуществ.
В перечне недостатков этого подхода укажем на отсутствие кластерных проектов, способных обеспечивать формирование эффективных бизнес-групп на основе их вертикальной интеграции, а также совокупности целевых индикаторов, способных оценить эффекты структурной модернизации экономики.
В Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года перечень основных задач модернизации структуры экономики включает:
- преодоление моноотраслевой структуры промышленности посредством создания и развития новых производств с более высокой долей добавленной стоимости;
- рациональное распределение производительных сил в пространстве региона;
- формирование в регионе новых точек экономического роста;
- создание предприятий, производящих импортозамещающую продукцию на областном и российском рынках;
- расширение сети бизнес-инкубаторов и технопарков;
- создание экологически чистых производств.
В составе форм и инструментов государственного управления структурными изменениями указанная Стратегия основной акцент делает на:
- производственных кластерах, в том числе в инновационноемких секторах экономики;
- особых экономических зонах промышлен-но-производственного типа федерального и регионального уровня;
- особых экономических зонах агропромышленного типа;
- экономических зонах туристско-рекреацион-ного типа регионального уровня;
- вовлечении малого бизнеса в орбиту крупного в рамках особой экономической зоны промыш-ленно-производственного типа на основе аутсорсинга и субконтрактации.
Отметим, что определение эффектов от структурных изменений осуществлено только применительно к экономическим зонам промышленно-про-изводственного типа федерального и регионального уровней (вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий; снижение доли черной металлургии в ВРП; сокращение импорта продукции; рост экспортного потенциала; рост поступления в бюджеты всех уровней дополнительных налогов) [18].
В характеристике подхода к управлению структурными изменениями в экономике региона, предложенного в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года, сфокусируем внимание на следующих позитивных моментах:
- постановка стратегических целей, достижение которых призвано обеспечить сбалансированное развитие экономики;
- определение приоритетов базовых и поддерживающих секторов экономики;
- отнесение науки и образования к базовому сектору;
- расширение состава функций, реализуемых регионом во внешней среде (создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса, современных логистических центров) [19].
В числе заметных недостатков подхода, реализуемого органами власти названного субъекта РФ, укажем на отсутствие:
- проработанного механизма управления структурными изменениями;
- пространственного аспекта, т.е. планирования новых точек экономического роста в муниципальных образованиях;
- индикаторов эффектов, ожидаемых от модернизации структуры экономики.
В Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года проведение структурной модернизации экономики включает ряд направлений:
- завершение инновационного обновления традиционных секторов экономики с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона;
- развитие региона в качестве транспортно-ло-гистического центра, связывающего и распределяющего грузо-пассажирские, информационные и финансовые потоки, территории взаимовыгодного сотрудничества в сфере экономики, науки и технологии, культуры и образования, участие в формировании интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития;
- формирование сектора новой экономики;
- обеспечение роста инвестиций в высокотехнологичный и инфраструктурный секторы экономики региона.
Проведение структурных изменений в экономике связывается в названной Стратегии с формированием на территории Свердловской области: особых экономических зон регионального уровня; территориально-производственных кластеров; технопарков; территорий инновационного развития; зон опережающего развития; открытого акционерного общества «Корпорация развития Среднего Урала»; Инвестиционного фонда Свердловской области [20].
Слабой стороной рассматриваемой практики стратегирования структурных преобразований является отсутствие состава инструментов, посредством которых предлагается развивать территориально-производственные кластеры, технопарки, территории инновационного развития, зоны опережающего развития, а также идентификации эффектов, ожидаемых от модернизации структуры экономики, а соответственно, и показателей их оценки.
Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года содержит постановку задач, определяющих векторы и содержание изменений в структуре экономики региона. В их числе:
- переход к инновационному типу развития экономики, увеличение доли наукоемких и высокотехнологичных производств в структуре ВРП;
- создание и развитие «полюсов роста» федерального и регионального значения;
- формирование региональной инвестпроводя-щей сети;
- переориентация малого и среднего бизнеса на промышленность и строительство;
- повышение устойчивости и преодоление неравномерности развития территориальных экономических систем;
- создание на территории края сети поселений XIX в. (агрополисов);
- создание ведущего в России лечебно-оздоровительного и туристско-рекреационного комплекса на базе Кавказских Минеральных Вод.
В качестве форм и инструментов государственного управления процессами модернизации структуры экономики в Стратегии предложены: кластеры (федерального, регионального, местного уровней), механизм государственно-частного партнерства, экономические зоны промышленно-произ-водственного, технико-внедренческого, научно-внедренческого типов, транспортно-логистиче-ские центры международного, российского и регионального уровней, концепция пространственного развития края, субконтрактинг для малого и среднего бизнеса [21].
В характеристике подхода к управлению структурными изменениями, предложенного в названной Стратегии, отметим присущие ему сильные и слабые стороны.
К первым отнесем явно выраженные акценты на увеличение доли наукоемких и высокотехнологичных производств в ВРП; усиление стратегических позиций Ставропольского края в аграрном и промышленном комплексах России; преодоление депрессивного и стагнирующего характера экономики отдельных муниципальных образований за счет расширения территорий активной хозяйственной деятельности.
Ко вторым - агрегированный вариант механизма государственно-частного партнерства, не позволяющий определить конкретный инструментарий, востребованный при решении тех или иных задач структурной политики; отсутствие четко зафиксированных эффектов ее реализации, сопровождаемых необходимыми и достаточными целевыми индикаторами их оценки.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года в составе задач структурной политики определены:
- устойчивое развитие добывающего сектора;
- опережающее развитие конкурентоспособного обрабатывающего сектора;
- совершенствование транспортной системы;
- создание конкурентоспособной туристской индустрии;
- формирование в городах опорных центров инновационной экономики;
- обеспечение баланса между системами размещения производительных сил и экологической, социальной и экономической функциями природных комплексов.
Ключевыми составляющими институционального и экономико-организационного обеспечения управления структурными изменениями определены: схема развития и размещения производительных сил, региональные кластеры (сложившиеся и новые), программы и стратегии развития приоритетных кластеров, мониторинг состояния секторов экономики [22].
В характеристике предложенного в Стратегии подхода к управлению структурными изменениями, реализованного органами власти субъекта РФ, отметим присущие ему позитивные моменты: акцент на диверсификацию структуры экономики в пользу обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, сферы услуг и обновление инструментария ее реализации.
Стратегия дополнена новым программным документом - Схемой размещения и развития производительных сил в Республике Коми до 2020 года, позволившей выявить инвестиционно привлекательные секторы экономики; определить «точки роста», направления совершенствования структуры хозяйственного комплекса и его территориальной организации; обосновать масштабы развития и размещения объектов лесопромышленного, минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов [23].
Отмечая существенный прогностический потенциал приведенного инструмента стратегического планирования, полагаем необходимым зафиксировать и его слабые стороны: отсутствие в Схеме механизмов развития и рационального размещения производительных сил в экономическом пространстве субъекта РФ; суженный состав целевых индикаторов оценки ожидаемых эффектов от структурных изменений в экономике региона.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года состав ключевых задач, определяющих направления и содержание структурных изменений в экономике, включает:
- диверсификацию экономики, сопровождающуюся сменой приоритетов отраслей и комплексов в создании ВРП;
- развитие «умной» экономики, представленной современными предприятиями, функциониру-
ющими в пятом, шестом и седьмом технологических укладах);
- формирование интегрированных технологических цепочек, повышающих долю добавленной стоимости;
- обеспечение межрегиональной интеграции;
- развитие связей между вузами, исследовательскими институтами и бизнесом (включая зарубежный);
- переход от временного ограничения конкуренции к устойчивому экспортоориентированному развитию.
В составе форм и инструментов управления процессами модернизации структуры экономики, позиционированных в Стратегии, заслуживают внимания: кластеры, в том числе кластеры «умной» (инновационной экономики); трансграничные кластеры; центры конкурентоспособности и высоких технологий.
Несомненные достоинства управления структурными изменениями Татарстана:
- ориентация промышленной, кластерной и инвестиционной политики на позитивные структурные изменения;
- использование процессов межотраслевой и межрегиональной интеграции для мобилизации ресурсов в точки экономического роста;
- обеспечение опережающего развития сектора высшего образования и научных исследований;
- приоритетная поддержка отраслей - драйверов роста, малого бизнеса;
- ввод в практику управления процессами кластеризации в регионе новых инструментов [24].
Результаты сравнительного анализа программных документов органов государственной власти субъектов РФ позволяют сделать следующие выводы.
В составе сильных сторон стратегических документов:
- смена отраслевого подхода кластерным;
- расширение спектра задач в сфере формирования и реализации новых конкурентных преимуществ регионов;
- опережающее развитие сектора высшего образования и научных исследований;
- создание в муниципальных образованиях региона новых точек роста;
- использование межмуниципальных экономических связей между развитыми и депрессивными территориями;
- расширение занятости населения на предприятиях с высоким уровнем производительности труда и добавленной стоимости;
- расширение сферы действия перспективных форм пространственной организации бизнеса;
- экологизация производства;
- высокий уровень разнообразия форм и инструментов управления структурными изменениями (особые экономические зоны; экономические кластеры разных типов; технопарки; территории инновационного развития и др.).
В составе слабых сторон современной практики управления структурными изменениями:
- в большинстве субъектов РФ заметно сужен спектр перспективных форм организации бизнеса, направлений структурных изменений;
- планирование структурных изменений в экономике регионов зачастую не имеет детализированного пространственного аспекта;
- отсутствует проработка механизма управления структурными изменениями;
- постановка задач модернизации структуры экономики не сопровождается определением состава ожидаемых от нее результатов (эффектов) и выбором необходимых для их оценки показателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончаров А. Ю. Сбалансированное региональное развитие. Стейкхолдеровский и социодарвинистский подходы / А. Ю. Гончаров, Н. В. Сироткина // Регион : системы, экономика, управление. - 2015. - № 3 (30). -С. 10-17.
2. Гончаров А. Ю. Механизм управления сбалансированным развитием регионов с доминирующими видами экономической деятельности / А. Ю. Гончаров, Н. В. Сироткина // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. - 2015. -№ 4 (358). - С. 35-43.
3. Межбюджетные отношения в мировой и российской практике / Б. Г. Преображенский, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский // Воронеж, 2003. Сер.: Межрегиональные исследования в общественных науках. - Воронеж, Межрегиональный институт общественных наук (МИОН), 2003. - 160 с.
4. Рисин И. Е. Теория и практика государственного регулирования современной экономики / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский. - М. : День серебра, 2000. - 208 с.
5. Рисин И. Е. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский, Л. М. Никитина. - Воронеж, ВГУ, 2004. - 256 с.
6. Борисов И. И. Стратегия интеграции университета в точки роста региона / И. И. Борисов, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский // Университетское управление : практика и анализ. - 2003. - № 1. - С. 9-16.
7. Трещевский Ю. И. Управление инновационным развитием социально-экономических систем : методологические аспекты / Ю. И. Трещевский, В. Н. Эйтингон,
Д. Ю. Трещевский // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. - 2012. - № 2. - С. 149-154.
8. Никитина Л. М. Корпоративная социальная ответственность как система социально-экономических отношений / Л. М. Никитина. - Воронеж : ВГПУ 2009. -204 с.
9. Свиридов А. С. Управление процессами социализации бизнеса в регионах России : методология исследования, теория, практика / А. С. Свиридов. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2015. - 300 с.
10. Гринфельд К. Е. Выбор стратегических приоритетов развития как принцип формирования и реализации политики муниципального образования / К. Е. Грин-фельд, Ю. И. Трещевский // Современная экономика : проблемы и решения. - 2010. - № 1. - С. 38-55.
11. Мясникова Т. А. Стратегирование социально-экономического развития муниципальных образований : теория и практика российских регионов / Т. А. Мясни-кова. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. - 186 с.
12. Мясникова Т. А. Стратегирование социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России : теория, методология, методическое обеспечение / Т. А. Мясникова. - Воронеж : Издатель-ско-полиграфический центр «Научная книга», 2015. -271 с.
13. Стратегия социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года. - Режим доступа: /http://www.mer
14. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (актуализированный вариант). - Режим доступа: http://econom. govvm.ru/images/stories/docs_190711/Project_Strategii.doc
Воронежский институт экономики и права
Иголкин И. С., преподаватель
E-mail: spartatch@ya.ru Тел.: 8-910-746-83-64
15. Прогноз научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года. - Режим доступа: http://economy.govvrn.ru/index.php?jption=com_content& view=article&id=445
16. Региональная схема (план) развития и размещения производительных сил Воронежской области. - Режим доступа: /http://economy.govvrn.ru
17. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru /document/990308346
18. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года. - Режим доступа: http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/app/strategy/ strategy_SER2020_izm.doc
19. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года. - Режим доступа: http://cntd.ru /document/944926294
20. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года. - Режим доступа: http:/tconomy.midiral.ru
21. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года. - Режим доступа: http://stavinvest.ru?page-strategia-sotsialno-economicheskogo-razvitia-stavropol
22. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года. - Режим доступа: rkomi.ru/services/strategia/
23. Схема размещения и развития производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года : распоряжение Правительства РК от 14 февраля 2008 г. № 39-р. -Режим доступа: http://komi.org/2008/02/14/k50065.htm
24. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/strategiea.htm
Voronezh Institute of Economy and Law
Igolkin I. S., Lecturer
E-mail: spartatch@ya.ru
Tel.: 8-910-746-83-64