Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ СТРАТЕГИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ'

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ СТРАТЕГИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РЕГИОНА / ECONOMIC STRUCTURE OF THE REGION / УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ / MANAGEMENT OF STRUCTURAL CHANGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иголкин И. С.

Рассмотрена проблема оценки практики управления структурными изменениями в регионах страны. В составе сильных сторон стратегических документов определены: развитие кластерного подхода; расширение спектра задач в сфере повышения конкурентоспособности регионов; развитие сектора высшего образования и научных исследований; использование межмуниципальных экономических связей; повышение доли населения, занятого в высокопроизводительных секторах; совершенствование пространственной организации бизнеса; экологизация производства; повышение разнообразия форм и инструментов управления структурными изменениями. В составе слабых сторон современной практики управления структурными изменениями являются узкий спектр перспективных форм организации бизнеса; слабо детализированное планирование структурных изменений; неразвитость методов управления структурными изменениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE MODERN RUSSIAN PRACTICE OF STRATEGY OF STRUCTURAL CHANGES IN ECONOMY OF REGIONS

In article the problem of assessment of management practice by structural changes in regions of the country is considered. As a part of strengths of strategic documents are determined: development of cluster approach; expansion of a range of tasks in the sphere of increase in competitiveness of regions; development of sector of the higher education and scientific research; use of intermunicipal commercial ties; increase in a share of the population occupied in high-productive sectors; enhancement of the spatial organization of business; production greening; increase in a variety of forms and management tools structural changes. As a part of weaknesses of modern practice of management of structural changes: narrow range of perspective forms of the organization of business; poorly disaggregated planning of structural changes; backwardness of methods of management of structural changes.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ СТРАТЕГИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ»

УДК 332.145

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ СТРАТЕГИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ

И. С. Иголкин

Воронежский институт экономики и права

Поступила в редакцию 14 января 2017 г.

Аннотация: рассмотрена проблема оценки практики управления структурными изменениями в регионах страны. В составе сильных сторон стратегических документов определены: развитие кластерного подхода; расширение спектра задач в сфере повышения конкурентоспособности регионов; развитие сектора высшего образования и научных исследований; использование межмуниципальных экономических связей; повышение доли населения, занятого в высокопроизводительных секторах; совершенствование пространственной организации бизнеса; экологизация производства; повышение разнообразия форм и инструментов управления структурными изменениями. В составе слабых сторон современной практики управления структурными изменениями являются узкий спектр перспективных форм организации бизнеса; слабо детализированное планирование структурных изменений; неразвитость методов управления структурными изменениями.

Ключевые слова: регион, экономическая структура региона, управление структурными изменениями.

Abstract: in article the problem of assessment of management practice by structural changes in regions of the country is considered. As a part of strengths of strategic documents are determined: development of cluster approach; expansion of a range of tasks in the sphere of increase in competitiveness of regions; development of sector of the higher education and scientific research; use of intermunicipal commercial ties; increase in a share of the population occupied in high-productive sectors; enhancement of the spatial organization of business; production greening; increase in a variety of forms and management tools structural changes. As a part of weaknesses of modern practice of management of structural changes: narrow range of perspective forms of the organization of business; poorly disaggregated planning of structural changes; backwardness of methods of management of structural changes. Key words: region, economic structure of the region, management of structural changes.

Проведение объективно необходимых структурных изменений в экономике субъектов РФ - ключевая задача ее развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ее решение ныне находится в проблемном поле стратегического планирования.

Проблема исследовании структурных изменений в экономике регионов и повышения эффективности управления ими находится в сфере внимания отечественных исследователей.

Общие закономерности структурных изменений в региональной экономике обстоятельно охарактеризованы в работах А. Гончарова, Б. Преображенского, И. Рисина, Н. Сироткиной [1-5].

Инновационные аспекты структурных изменений в современной региональной экономике широко освещены в работах И. Борисова, Д. Трещев-ского, Ю. Трещевского, В. Эйтингона [6; 7].

Широкий спектр проблем социализации экономических процессов в регионах освещен в работах Л. Никитиной, А. Свиридова [8; 9].

© Иголкин И. С., 2017

К. Гринфельд, Т. Мясникова сконцентрировали внимание на внутрирегиональных аспектах совершенствования социально-экономической структуры регионов [10-12].

Несмотря на пристальное внимание ученых и практиков к проблеме управления структурными изменениями в регионах страны, она далека от своего решения. Об этом, в частности, свидетельствуют: сохранение позиций добывающего сектора в ущерб развитию обрабатывающей промышленности; медленный переход экономики регионов на инновационный путь развития; слабость экономических связей между научно-образовательным и реальным секторами экономики.

В связи с этим мы поставили цель - выявить сильные и слабые стороны современных стратегических документов регионов, позволяющие в перспективе предложить эффективный инструментарий управления структурными изменениями.

Современная практика российских регионов в управлении процессами структурных изменений

Для получения оценки современной практики стратегирования структурных изменений в экономике регионов нами проведен сравнительный анализ реализуемых ныне стратегий развития субъектов РФ, в ряде случаев дополненный характеристикой иных программных документов.

Объектная база анализа включает регионы, входящие в состав разных федеральных округов (Амурская, Воронежская, Кемеровская, Липецкая, Нижегородская, Свердловская области, Ставропольский край, Республика Коми, Республика Татарстан).

В Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года поставлен ряд задач, имеющих непосредственное отношение к модернизации структуры экономики региона. В их числе:

- диверсификация горнодобывающей промышленности;

- повышение энергоизбыточности экономики за счет ввода новой ГЭС, начала строительства двух ГЭС;

- смена преимущественно сырьевой направленности лесопромышленного комплекса за счет ввода в эксплуатацию новых мощностей по глубокой переработке и создания технологического цикла безотходной переработки древесины;

- создание промышленно-производственной особой экономической зоны для предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности;

- развитие импортозамещения на внутреннем рынке животноводческой продукции;

- завершение строительства и ввод в эксплуатацию автомагистрали федерального значения сообщением «Чита - Хабаровск»;

- использование потенциала внешних экономических связей для увеличения экспорта товаров, привлечения инвестиций, рабочей силы в тех отраслях, где недостаточно российских работников [13].

Как видно, состав поставленных задач имеет отношение к разным отраслям, видам экономической деятельности, что, безусловно, является позитивным моментом, поскольку реализуется подход, ориентированный на государственную поддержку процесса диверсификации экономики субъекта РФ.

К достоинствам подхода следует также отнести учет географического положения Амурской области,

позволивший сделать акцент на необходимости и возможности развития ее внешнеэкономических отношений с КНР, отличающихся широким спектром предмета (товары, услуги, инвестиции, рабочая сила).

Заметны и ограничения, присущие предложенному в названной Стратегии институциональному и экономико-организационному обеспечению управления структурными изменениями, призванного содействовать модернизации структуры экономики региона.

В их числе:

- сужен спектр перспективных форм организации бизнеса, использование которых призвано сконцентрировать ресурсы на ключевых направлениях структурных изменений в экономике региона;

- отсутствует планирование пространственного развития региона с обоснованием новых точек экономического роста;

- процессы формирования и развития региональной инновационной системы рассмотрены вне связи с ожидаемыми результатами структурных изменений.

В Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу предусмотрены следующие основные направления структурных изменений:

- создание межотраслевых промышленно-ин-новационных кластеров;

- формирование и развитие инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий, научно-инновационные центры);

- включение учреждений среднего и высшего профессионального образования в территориально-производственные кластеры;

- укрупнение учреждений публичного сектора здравоохранения посредством присоединения «слабых» к более «сильным», ликвидации учреждений с низкими показателями качества и эффективности деятельности [14].

Важно отметить, что названная Стратегия была со временем дополнена еще двумя программными документами, которые содержат в том числе новые целевые установки и инструментарий управления структурными изменениями.

Один из них - Прогноз научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года [15].

Заслуживает внимания предложенная в нем проработка экономико-организационного и институционального обеспечения процессов формирования и развития кластеров, учитывающая их специфику.

Так, для агропромышленного кластера в названном Прогнозе определены такие формы и

инструменты, как государственный заказ на формирование продовольственного фонда; бюджетные ссуды и гранты на финансирование научно-технических разработок; субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам на разработку новых технологий и видов продукции; долевое участие в реализации проектов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; государственные гарантии для инвестиционных проектов, обеспечивающих создание (расширение) производств импортозамещающей или экспортоориентированной продукции.

Другой программный документ - Схема (план) развития и размещения производительных сил Воронежской области (далее - План), утвержденная Постановлением Правительства Воронежской области от 24 июля 2015 г. N° 618 [16]. К его достоинствам могут быть отнесены:

- фокусирование основного внимания на развитии кластеров, ориентированных на реализацию существующих и новых конкурентных преимуществ региона;

- создание в муниципальных образованиях региона новых «точек» роста; формирование производств, обеспечивающих диверсификацию экономики моногородов; расширение сферы действия перспективных форм пространственной организации бизнеса;

- использование межмуниципальных экономических связей между развитыми и депрессивными территориями;

- определение эффектов, ожидаемых от структурных изменений.

В Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года структурные изменения призваны обеспечить достижение конкурентоспособности региона на основе ее диверсификации, расширения ядра базового сектора как в направлении глубины переработки добываемого сырья, включение в него новых видов производственной деятельности. В составе поставленных задач:

- изменение структуры ВРП (к 2025 г. доминирующее положение займет производство услуг);

- доведение вклада малого бизнеса в валовой региональный продукт с 22 (2006 г.) до 49 %;

- формирование инновационных центров в городских системах региона;

- превращение региона в центр развития производства горнодобывающей техники за счет создания технопарка федерального значения;

- создание при строящихся новых ТЭС и энергоблоках индустриальных парков для энергоемких производств;

- формирование логистического комплекса, включенного в общероссийскую транспортную систему;

- формирование на базе Кузбасского государственного технического университета исследовательских и проектных институтов центра угольных технологий;

- создание «дуальных» технопарков-вузов (вуз-муниципалитет или вуз-регион); развертывание в них бизнес-инкубаторов, поощряющих студенческое предпринимательство, развитие микрокредитования;

- формирование частно-государственных парт-нерств для реализации экологических проектов и программ [17].

В характеристике зафиксированного в Стратегии подхода к управлению структурными изменениями в экономике Кемеровской области обратим внимание на ряд позитивных моментов:

- расширение состава экономических функций субъекта РФ;

- использование новых институциональных форм для реализации имеющихся конкурентных преимуществ.

В перечне недостатков этого подхода укажем на отсутствие кластерных проектов, способных обеспечивать формирование эффективных бизнес-групп на основе их вертикальной интеграции, а также совокупности целевых индикаторов, способных оценить эффекты структурной модернизации экономики.

В Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года перечень основных задач модернизации структуры экономики включает:

- преодоление моноотраслевой структуры промышленности посредством создания и развития новых производств с более высокой долей добавленной стоимости;

- рациональное распределение производительных сил в пространстве региона;

- формирование в регионе новых точек экономического роста;

- создание предприятий, производящих импортозамещающую продукцию на областном и российском рынках;

- расширение сети бизнес-инкубаторов и технопарков;

- создание экологически чистых производств.

В составе форм и инструментов государственного управления структурными изменениями указанная Стратегия основной акцент делает на:

- производственных кластерах, в том числе в инновационноемких секторах экономики;

- особых экономических зонах промышлен-но-производственного типа федерального и регионального уровня;

- особых экономических зонах агропромышленного типа;

- экономических зонах туристско-рекреацион-ного типа регионального уровня;

- вовлечении малого бизнеса в орбиту крупного в рамках особой экономической зоны промыш-ленно-производственного типа на основе аутсорсинга и субконтрактации.

Отметим, что определение эффектов от структурных изменений осуществлено только применительно к экономическим зонам промышленно-про-изводственного типа федерального и регионального уровней (вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий; снижение доли черной металлургии в ВРП; сокращение импорта продукции; рост экспортного потенциала; рост поступления в бюджеты всех уровней дополнительных налогов) [18].

В характеристике подхода к управлению структурными изменениями в экономике региона, предложенного в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года, сфокусируем внимание на следующих позитивных моментах:

- постановка стратегических целей, достижение которых призвано обеспечить сбалансированное развитие экономики;

- определение приоритетов базовых и поддерживающих секторов экономики;

- отнесение науки и образования к базовому сектору;

- расширение состава функций, реализуемых регионом во внешней среде (создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса, современных логистических центров) [19].

В числе заметных недостатков подхода, реализуемого органами власти названного субъекта РФ, укажем на отсутствие:

- проработанного механизма управления структурными изменениями;

- пространственного аспекта, т.е. планирования новых точек экономического роста в муниципальных образованиях;

- индикаторов эффектов, ожидаемых от модернизации структуры экономики.

В Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года проведение структурной модернизации экономики включает ряд направлений:

- завершение инновационного обновления традиционных секторов экономики с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона;

- развитие региона в качестве транспортно-ло-гистического центра, связывающего и распределяющего грузо-пассажирские, информационные и финансовые потоки, территории взаимовыгодного сотрудничества в сфере экономики, науки и технологии, культуры и образования, участие в формировании интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития;

- формирование сектора новой экономики;

- обеспечение роста инвестиций в высокотехнологичный и инфраструктурный секторы экономики региона.

Проведение структурных изменений в экономике связывается в названной Стратегии с формированием на территории Свердловской области: особых экономических зон регионального уровня; территориально-производственных кластеров; технопарков; территорий инновационного развития; зон опережающего развития; открытого акционерного общества «Корпорация развития Среднего Урала»; Инвестиционного фонда Свердловской области [20].

Слабой стороной рассматриваемой практики стратегирования структурных преобразований является отсутствие состава инструментов, посредством которых предлагается развивать территориально-производственные кластеры, технопарки, территории инновационного развития, зоны опережающего развития, а также идентификации эффектов, ожидаемых от модернизации структуры экономики, а соответственно, и показателей их оценки.

Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года содержит постановку задач, определяющих векторы и содержание изменений в структуре экономики региона. В их числе:

- переход к инновационному типу развития экономики, увеличение доли наукоемких и высокотехнологичных производств в структуре ВРП;

- создание и развитие «полюсов роста» федерального и регионального значения;

- формирование региональной инвестпроводя-щей сети;

- переориентация малого и среднего бизнеса на промышленность и строительство;

- повышение устойчивости и преодоление неравномерности развития территориальных экономических систем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание на территории края сети поселений XIX в. (агрополисов);

- создание ведущего в России лечебно-оздоровительного и туристско-рекреационного комплекса на базе Кавказских Минеральных Вод.

В качестве форм и инструментов государственного управления процессами модернизации структуры экономики в Стратегии предложены: кластеры (федерального, регионального, местного уровней), механизм государственно-частного партнерства, экономические зоны промышленно-произ-водственного, технико-внедренческого, научно-внедренческого типов, транспортно-логистиче-ские центры международного, российского и регионального уровней, концепция пространственного развития края, субконтрактинг для малого и среднего бизнеса [21].

В характеристике подхода к управлению структурными изменениями, предложенного в названной Стратегии, отметим присущие ему сильные и слабые стороны.

К первым отнесем явно выраженные акценты на увеличение доли наукоемких и высокотехнологичных производств в ВРП; усиление стратегических позиций Ставропольского края в аграрном и промышленном комплексах России; преодоление депрессивного и стагнирующего характера экономики отдельных муниципальных образований за счет расширения территорий активной хозяйственной деятельности.

Ко вторым - агрегированный вариант механизма государственно-частного партнерства, не позволяющий определить конкретный инструментарий, востребованный при решении тех или иных задач структурной политики; отсутствие четко зафиксированных эффектов ее реализации, сопровождаемых необходимыми и достаточными целевыми индикаторами их оценки.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года в составе задач структурной политики определены:

- устойчивое развитие добывающего сектора;

- опережающее развитие конкурентоспособного обрабатывающего сектора;

- совершенствование транспортной системы;

- создание конкурентоспособной туристской индустрии;

- формирование в городах опорных центров инновационной экономики;

- обеспечение баланса между системами размещения производительных сил и экологической, социальной и экономической функциями природных комплексов.

Ключевыми составляющими институционального и экономико-организационного обеспечения управления структурными изменениями определены: схема развития и размещения производительных сил, региональные кластеры (сложившиеся и новые), программы и стратегии развития приоритетных кластеров, мониторинг состояния секторов экономики [22].

В характеристике предложенного в Стратегии подхода к управлению структурными изменениями, реализованного органами власти субъекта РФ, отметим присущие ему позитивные моменты: акцент на диверсификацию структуры экономики в пользу обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, сферы услуг и обновление инструментария ее реализации.

Стратегия дополнена новым программным документом - Схемой размещения и развития производительных сил в Республике Коми до 2020 года, позволившей выявить инвестиционно привлекательные секторы экономики; определить «точки роста», направления совершенствования структуры хозяйственного комплекса и его территориальной организации; обосновать масштабы развития и размещения объектов лесопромышленного, минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов [23].

Отмечая существенный прогностический потенциал приведенного инструмента стратегического планирования, полагаем необходимым зафиксировать и его слабые стороны: отсутствие в Схеме механизмов развития и рационального размещения производительных сил в экономическом пространстве субъекта РФ; суженный состав целевых индикаторов оценки ожидаемых эффектов от структурных изменений в экономике региона.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года состав ключевых задач, определяющих направления и содержание структурных изменений в экономике, включает:

- диверсификацию экономики, сопровождающуюся сменой приоритетов отраслей и комплексов в создании ВРП;

- развитие «умной» экономики, представленной современными предприятиями, функциониру-

ющими в пятом, шестом и седьмом технологических укладах);

- формирование интегрированных технологических цепочек, повышающих долю добавленной стоимости;

- обеспечение межрегиональной интеграции;

- развитие связей между вузами, исследовательскими институтами и бизнесом (включая зарубежный);

- переход от временного ограничения конкуренции к устойчивому экспортоориентированному развитию.

В составе форм и инструментов управления процессами модернизации структуры экономики, позиционированных в Стратегии, заслуживают внимания: кластеры, в том числе кластеры «умной» (инновационной экономики); трансграничные кластеры; центры конкурентоспособности и высоких технологий.

Несомненные достоинства управления структурными изменениями Татарстана:

- ориентация промышленной, кластерной и инвестиционной политики на позитивные структурные изменения;

- использование процессов межотраслевой и межрегиональной интеграции для мобилизации ресурсов в точки экономического роста;

- обеспечение опережающего развития сектора высшего образования и научных исследований;

- приоритетная поддержка отраслей - драйверов роста, малого бизнеса;

- ввод в практику управления процессами кластеризации в регионе новых инструментов [24].

Результаты сравнительного анализа программных документов органов государственной власти субъектов РФ позволяют сделать следующие выводы.

В составе сильных сторон стратегических документов:

- смена отраслевого подхода кластерным;

- расширение спектра задач в сфере формирования и реализации новых конкурентных преимуществ регионов;

- опережающее развитие сектора высшего образования и научных исследований;

- создание в муниципальных образованиях региона новых точек роста;

- использование межмуниципальных экономических связей между развитыми и депрессивными территориями;

- расширение занятости населения на предприятиях с высоким уровнем производительности труда и добавленной стоимости;

- расширение сферы действия перспективных форм пространственной организации бизнеса;

- экологизация производства;

- высокий уровень разнообразия форм и инструментов управления структурными изменениями (особые экономические зоны; экономические кластеры разных типов; технопарки; территории инновационного развития и др.).

В составе слабых сторон современной практики управления структурными изменениями:

- в большинстве субъектов РФ заметно сужен спектр перспективных форм организации бизнеса, направлений структурных изменений;

- планирование структурных изменений в экономике регионов зачастую не имеет детализированного пространственного аспекта;

- отсутствует проработка механизма управления структурными изменениями;

- постановка задач модернизации структуры экономики не сопровождается определением состава ожидаемых от нее результатов (эффектов) и выбором необходимых для их оценки показателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончаров А. Ю. Сбалансированное региональное развитие. Стейкхолдеровский и социодарвинистский подходы / А. Ю. Гончаров, Н. В. Сироткина // Регион : системы, экономика, управление. - 2015. - № 3 (30). -С. 10-17.

2. Гончаров А. Ю. Механизм управления сбалансированным развитием регионов с доминирующими видами экономической деятельности / А. Ю. Гончаров, Н. В. Сироткина // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. - 2015. -№ 4 (358). - С. 35-43.

3. Межбюджетные отношения в мировой и российской практике / Б. Г. Преображенский, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский // Воронеж, 2003. Сер.: Межрегиональные исследования в общественных науках. - Воронеж, Межрегиональный институт общественных наук (МИОН), 2003. - 160 с.

4. Рисин И. Е. Теория и практика государственного регулирования современной экономики / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский. - М. : День серебра, 2000. - 208 с.

5. Рисин И. Е. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский, Л. М. Никитина. - Воронеж, ВГУ, 2004. - 256 с.

6. Борисов И. И. Стратегия интеграции университета в точки роста региона / И. И. Борисов, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский // Университетское управление : практика и анализ. - 2003. - № 1. - С. 9-16.

7. Трещевский Ю. И. Управление инновационным развитием социально-экономических систем : методологические аспекты / Ю. И. Трещевский, В. Н. Эйтингон,

Д. Ю. Трещевский // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. - 2012. - № 2. - С. 149-154.

8. Никитина Л. М. Корпоративная социальная ответственность как система социально-экономических отношений / Л. М. Никитина. - Воронеж : ВГПУ 2009. -204 с.

9. Свиридов А. С. Управление процессами социализации бизнеса в регионах России : методология исследования, теория, практика / А. С. Свиридов. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2015. - 300 с.

10. Гринфельд К. Е. Выбор стратегических приоритетов развития как принцип формирования и реализации политики муниципального образования / К. Е. Грин-фельд, Ю. И. Трещевский // Современная экономика : проблемы и решения. - 2010. - № 1. - С. 38-55.

11. Мясникова Т. А. Стратегирование социально-экономического развития муниципальных образований : теория и практика российских регионов / Т. А. Мясни-кова. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. - 186 с.

12. Мясникова Т. А. Стратегирование социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России : теория, методология, методическое обеспечение / Т. А. Мясникова. - Воронеж : Издатель-ско-полиграфический центр «Научная книга», 2015. -271 с.

13. Стратегия социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года. - Режим доступа: /http://www.mer

14. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (актуализированный вариант). - Режим доступа: http://econom. govvm.ru/images/stories/docs_190711/Project_Strategii.doc

Воронежский институт экономики и права

Иголкин И. С., преподаватель

E-mail: spartatch@ya.ru Тел.: 8-910-746-83-64

15. Прогноз научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года. - Режим доступа: http://economy.govvrn.ru/index.php?jption=com_content& view=article&id=445

16. Региональная схема (план) развития и размещения производительных сил Воронежской области. - Режим доступа: /http://economy.govvrn.ru

17. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru /document/990308346

18. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года. - Режим доступа: http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/app/strategy/ strategy_SER2020_izm.doc

19. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года. - Режим доступа: http://cntd.ru /document/944926294

20. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года. - Режим доступа: http:/tconomy.midiral.ru

21. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года. - Режим доступа: http://stavinvest.ru?page-strategia-sotsialno-economicheskogo-razvitia-stavropol

22. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года. - Режим доступа: rkomi.ru/services/strategia/

23. Схема размещения и развития производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года : распоряжение Правительства РК от 14 февраля 2008 г. № 39-р. -Режим доступа: http://komi.org/2008/02/14/k50065.htm

24. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/strategiea.htm

Voronezh Institute of Economy and Law

Igolkin I. S., Lecturer

E-mail: spartatch@ya.ru

Tel.: 8-910-746-83-64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.