Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ БАЗОВЫХ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИИ'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ БАЗОВЫХ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / СОЦИАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / BUSINESS / BUSINESS SOCIALIZATION / REGION / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридов А. С.

В статье обоснован методический подход к разработке базовых стратегий управления процессами социализации бизнеса в регионах России. В качестве основных положений методического подхода определены: порядок установления сильных и слабых сторон регионов применительно к функциям социализации бизнеса; способы подтверждения статуса сильной или слабой стороны; установление основных ограничений, препятствующих развитию процессов социализации бизнеса в определенной группе регионов; основания для постановки ключевых задач управления развитием процессов социализации бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACH TO DEVELOPMENT OF BASIC STRATEGY OF MANAGEMENT OF PROCESSES OF SOCIALIZATION OF BUSINESS IN REGIONS OF RUSSIA

In article methodical approach to development of basic strategy of management of processes of socialization of business in regions of Russia is reasonable. As basic provisions of methodical approach are defined: an order of establishment strong and weaknesses of regions in relation to business socialization functions; ways of confirmation of the status strong or weakness; establishment of the main restrictions interfering development of processes of socialization of business in a certain group of regions; bases for statement of key problems of management of development of processes of socialization of business.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ БАЗОВЫХ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИИ»

УДК 338.242.4

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ БАЗОВЫХ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА

В РЕГИОНАХ РОССИИ

А. С. Свиридов

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

(Воронежский филиал)

Поступила в редакцию 24 августа 2015 г.

Аннотация: в статье обоснован методический подход к разработке базовых стратегий управления процессами социализации бизнеса в регионах России. В качестве основных положений методического подхода определены: порядок установления сильных и слабых сторон регионов применительно к функциям социализации бизнеса; способы подтверждения статуса сильной или слабой стороны; установление основных ограничений, препятствующих развитию процессов социализации бизнеса в определенной группе регионов; основания для постановки ключевых задач управления развитием процессов социализации бизнеса.

Ключевые слова: бизнес, социализация бизнеса, регион, стратегия.

Abstract: in article methodical approach to development of basic strategy of management ofprocesses of socialization of business in regions of Russia is reasonable. As basic provisions of methodical approach are defined: an order of establishment .strong and weaknesses of regions in relation to business socialization functions; ways of confirmation of the status strong or weakness; establishment of the main restrictions interfering development of processes of socialization of business in a certain group of regions; bases for statement of key problems of management of development ofprocesses of socialization of business. Key words: business, business socialization, region, strategy.

Предварим обоснование методического подхода к разработке базовых стратегий управления развитием процессов социализации бизнеса в регионах России определением авторской позиции, уточняющей суть стратегии, как основного инструмента проактивного управления изменениями в социально-экономических системах. Потребность в этом обусловлена, прежде всего, наличием различающихся трактовок понятия «стратегия». Их анализ и обобщение позволяют сфокусировать внимание на ряде положений, используемых исследователями для его идентификации [1-9]:

- стратегия является средством размещения ресурсов;

- стратегия обеспечивает определение условий конкурентоспособности экономической системы;

- стратегия представляет собой систему дифференцированных задач;

- стратегия определяет действия объекта управления по отношению к внешним возможностям и угрозам с учетом присущих ему сильных и слабых сторон;

- стратегия выступает в роли программного документа для всех ее участников.

© Свиридов А. С., 2015

Обоснование основных характеристик методического подхода к разработке базовых стратегий социализации бизнеса в регионах

По нашему мнению, при всей важности названных характеристик в этом перечне отсутствует ключевая, отражающая предназначение стратегии в практике проактивного управления. Полагаем, что стратегия, прежде всего, призвана зафиксировать комбинацию способов, посредством которых социально-экономическая система в целом, ее отдельные подсистемы и процессы могут развиваться по определенной траектории, достигая в заданные моменты времени запланированных эффектов, получаемых в результате реализации поставленных стратегических целей.

На наш взгляд, способы достижения стратегических целей могут различаться по многим основаниям:

- характеру воздействия на ключевые параметры управляемой социально-экономической системы. Это воздействие может быть сквозным, т.е. охватывать всю совокупность таких параметров, или избирательным, сфокусированным на некоторых из них; в последнем случае оно может осуществляться применительно только к «сильным»

или «слабым» сторонам управляемого процесса, или к определенной их совокупности;

- сфере воздействия на управляемый объект. Это воздействие может быть ограничено только его внутренней или внешней средой, или затрагивать обе сферы;

- уровню воздействия на управляемый объект (макро-, мезо-, микро-) и соответствующим ему субъектам. Это воздействие может осуществляться на макроэкономическом уровне (федеральным центром), мезоэкономическом уровне (федеральным центром и органами публичной власти субъекта РФ), микроэкономическом уровне (менеджментом организаций);

- типу воздействия (традиционный, инновационный). Это воздействие может осуществляться посредством апробированных на практике методов и инструментов, либо при их качественном обновлении, включая изменение алгоритмов использования;

- природе и составу используемых инструментов (институциональных, экономических, организационных).

Заметим, что в данном случае речь идет не об альтернативных вариантах достижения целей, а о разнообразии комбинаций способов, которые составляют основу той или иной стратегии управления развитием социально-экономической системы. Поэтому разработка стратегии управления всегда связана с определением избирательного состава способов достижения целей и обеспечением их непротиворечивого комплексирования.

Поскольку нашей задачей является разработка базовых региональных стратегий управления, сфокусируем внимание на отличительных характеристиках такой стратегии:

- адресована не конкретному субъекту РФ, а определенной относительно однородной группе регионов (выявленной в результате кластерного анализа);

- ее содержание является инвариантным для регионов конкретного кластера;

- цели, достижение которых призвана обеспечить ее реализация, будут иметь качественную определенность, поскольку фиксация их количественных значений сопряжена с анализом условий, факторов и ресурсов конкретного субъекта РФ.

Анализ научных публикаций свидетельствует о том, что в последние годы были предприняты единичные попытки разработки базовых региональных стратегий, ориентированные на определенные сферы социально-экономической системы региона. Их оценка, безусловно, полез-

на для выработки авторского подхода к формированию базовых региональных стратегий управления развитием процессов социализации бизнеса.

Д. Ю. Трещевский предложил и апробировал методический подход к разработке стратегий инновационного развития регионов страны, предусматривающий:

- формирование виртуальных кластеров, т.е. относительно однородных (по установленному перечню показателей) групп субъектов РФ;

- определение стратегии развития, избирательной для каждого кластера;

- выбор инструментария реализации определенного типа стратегии [10].

К сильным сторонам результата, полученного названным автором, следует, на наш взгляд, отнести избирательность стратегий инновационного развития регионов и инструментария их реализации. Заметен и его основной недостаток - неопределенность избирательного состава ключевых задач, с решением которых связана реализация конкретного типа стратегии и основных сфер ответственности субъектов управления.

В. М. Круглякова, Ю. И. Трещевский осуществили разработку стратегий развития инвестиционной деятельности в регионах Центрального федерального округа. Заслуживают внимания обоснованные ими теоретические и методические положения, раскрывающие особенности реализованного подхода:

- тип стратегии развития инвестиционной деятельности в регионах должен адекватно учитывать уровни развития и использования ее потенциала, характерные для относительно однородной их группы;

- стратегия должна определять действия субъектов управления инвестиционной деятельностью в двухмерном пространстве, охватывающем процессы наращивания ее ресурсного потенциала и повышения уровня его использования;

- для разработки базовой инвестиционной стратегии необходимо установить местоположение регионов в двухмерном пространстве. Для этого необходимо на каждой из линий (горизонтальная, вертикальная) этого пространства выделить три сектора, соответствующие уровню развития ресурсного потенциала и его использования (низкий, средний и высокий). Поэтому матрица, в которой по горизонтали отложено измерение уровня развития ресурсного потенциала, а по вертикали - уровня использования этого потенциала, будет иметь девять квадрантов;

- проведение стратегического анализа должно быть ориентировано на выявление общих (применительно к регионам, оказавшимся в одном квадранте) «сильных» и «слабых» сторон инвестиционной деятельности;

- выбор стратегии должен основываться на учете возможностей и рисков, являющихся инвариантными (поскольку речь идет о базовых стратегиях) для группы субъектов РФ;

- в идентификации возможностей и угроз, существующих и прогнозируемых во внешней среде инвестиционной деятельности, должны быть учтены: зоны повышенного внимания Федерального центра при разработке и реализации им стратегии социально-экономического развития России; существующие и формирующиеся конкурентные преимущества регионов; возможности развития межрегиональной интеграции и осуществления совместных инвестиционных проектов [11, 12].

Полагаем, что к достоинствам подхода этого автора нужно отнести, во-первых, избирательность стратегий, учитывающей стартовое состояние инвестиционной деятельности, как системы, отличающейся параметрами «входа» (ресурсы) и «выхода» (результаты); во-вторых, разработку стратегий с учетом возможностей и рисков, прогнозируемых во внутренней и внешней среде объекта управления; в-третьих, разнообразие аспектов стратегического анализа объекта управления (уровневый, пространственный).

Признавая целесообразность использования при разработке базовых региональных стратегий «двухмерной» оценки субъектов РФ (по уровню развития ресурсного потенциала и его использования), считаем, что указанный подход к ее получению не является единственно возможным.

На наш взгляд, параметры «входа» и «выхода» региональной социально-экономической системы, хотя и являются результатом действия разных процессов и механизмов, взаимосвязаны, а в ряде случаев детерминируют друг друга. Так, например, структура и источники привлеченных инвестиционных ресурсов (а соответственно, условия их мобилизации) влияют на качество результатов их использования. Полагаем, что раздельное «позиционирование» регионов по ресурсной базе и уровню ее использования не позволяет отразить реальную сложность существующих взаимосвязей, опосредующих изменение параметров «входа» и «выхода» системы «регион».

В связи с этим более предпочтительным выглядит предложенный и реализованный подход к кластеризации регионов, предусматривающий оперирование совокупностью показателей, призванных обеспечить системную оценку параметров «входа» и «выхода». Полагаем, что полученный нами вариант виртуальной кластеризации регионов России пригоден для разработки искомых стратегий [13, 14].

В характеристике авторского подхода к разработке базовых стратегий управления развитием процессов социализации бизнеса в регионах России, акцентируем, прежде всего, внимание на составе этапов и задач, решение которых обеспечивает получение искомого результата.

Этап 1. Предпроектный. Его предназначение - оценка стартового состояния управляемых процессов в регионах каждого кластера и возможностей его позитивных изменений в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В составе задач:

- обоснование стратегических целей и направлений развития процессов социализации бизнеса, являющихся общими для всех кластеров;

- идентификация сильных и слабых сторон процессов социализации бизнеса по каждому из полученных кластеров;

- определение основных ограничений, препятствующих развитию процессов социализации бизнеса в регионах каждого кластера.

Этап 2. Проектный. Его предназначение - моделирование изменений в состоянии процессов социализации бизнеса в регионах каждого кластера и определение комбинации способов их достижения. Задачи:

- постановка ключевых задач, с решением которых связывается реализация существующих и новых возможностей и противодействия возникающим угрозам для развития процессов социализации бизнеса в регионах каждого кластера;

- определение стратегии управления развитием процессов социализации бизнеса применительно к каждому кластеру.

Разработка стратегий должна сопровождаться моделированием изменений в содержании и инструментарии деятельности субъектов управления, участвующих в реализации стратегии. В составе задач, которые необходимо решить, следует назвать:

- определение стратегических зон деятельности субъектов управления;

- обоснование требований к механизму реализации стратегии.

Авторский подход к разработке региональных стратегий управления развитием процессов социализации бизнеса содержит также перечень требований, учет которых необходим при решении аналитических задач.

1. Проведение стратегического анализа регионов, оказавшихся в одном кластере, с целью определения присущих им общих характеристик, идентифицируемых в качестве «сильных» и «слабых» сторон процессов социализации бизнеса, предполагает реализацию следующих требований:

- установление «сильных» и «слабых» сторон осуществляется применительно не к отдельному параметру управляемого процесса, отражаемому соответствующим показателем (что отличает, например, подходы приведенных выше авторов), а к его функциям (в данном случае - к функциям социализации бизнеса);

- сторона определяется в качестве «сильной или «слабой» характеристики кластера, если этот статус подтверждается преобладающей частью показателей соответствующей функции;

- идентификация стороны в качестве «сильной» предполагает, что преобладающая часть показателей конкретной функции заметно опережает средние значения, присущие большинству других кластеров (поскольку проведенный нами кластерный анализ выявил пять виртуальных кластеров, то это условие выполняется, когда в трех кластерах значения соответствующих показателей оказываются ниже, чем в данном);

- идентификация стороны в качестве «слабой» предполагает, что преобладающая часть показателей конкретной функции заметно ниже средних значений, присущих большинству других кластеров (это условие выполняется, когда в трех кластерах значения соответствующих показателей оказываются выше, чем в данном).

2. Установление основных ограничений, препятствующих развитию процессов социализации бизнеса в регионах кластера, предполагает выявление:

- ограничений как существующих, так и прогнозируемых, связанных с новыми угрозами;

- ограничений, имманентно присущих как внутренней, так и внешней среде бизнеса.

3. Постановка ключевых задач управления развитием процессов социализации бизнеса должна учитывать, с одной стороны, «проблемное поле», выявленное при обосновании целей и направлений развития процессов социализации бизнеса, являющихся общими для всех кластеров, с другой - избирательный состав действующих в этой сфере ограничений, присущих конкретному кластеру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ан-софф. - М. : Экономика, 1989. - 519 с.

2. Кирьянчук В. Е. Инновации в системе государственного и муниципального управления / В. Е. Кирьянчук, И. Е. Рисин. - Воронеж : ВГПУ, 2015. - 350 с.

3. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию / Р. Кох. - СПб. : Питер, 2003.

- 320 с.

4. Рисин И. Е. Государственное и муниципальное стратегическое управление / И. Е. Рисин. - Воронеж, ВГПУ 2015. - 132 с.

5. Рисин И. Е. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский, Л. М. Никитина. - Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2004. - 176 с.

6. Сироткина Н. В. Необходимость и перспективы стратегического управления организациями системы образования / Н. В. Сироткина, С. А. Борисова, А. А. Рублевская // ФЭС : Финансы. Экономика. Стратегия. - 2011. - № 11. - С. 48-52.

7. Стратегическое планирование регионального развития / под ред. И. Е. Рисина, Ю. И. Трещевского. -Воронеж : ВГУ 2005. - 210 с.

8. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент : концепции и ситуации / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикенд.

- М. : ИНФРА-М, 2000. - 412 с.

9. Экономические стратегии активных городов / под ред. Б. М. Гринчеля, К. Шуссмана, Н. Е. Костылевой.

- СПб. : Наука, 2002. - 499 с.

10. Трещевский Д. Ю. Управление инновационным развитием регионов : принципы, стратегии, инструментарий / Д. Ю. Трещевский. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. - 176 с.

11. Круглякова В. М. Региональная инвестиционная политика : методологическое, концептуальное, методическое обеспечение / В. М. Круглякова. - Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012. - 300 с.

12. Трещевский Ю. И. Базовые стратегии развития инвестиционной деятельности в регионах ЦФО / Ю. И. Трещевский, В. М. Круглякова // Современная экономика : проблемы и решения. - 2012. - № 3. - С. 2738.

13. Свиридов А. С. Методы исследования процессов социализации бизнеса / А. С. Свиридов. - Воронеж : Научная книга, 2014. - 161 с.

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Воронежский филиал)

Свиридов А. С., заведующий кафедрой экономики и предпринимательской деятельности E-mail: sviridov2010@mail.ru Тел.: 8-960-122-60-98

14. Свиридов А. С. Социализация бизнеса в регионах России - начало процесса / А. С. Свиридов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. -2014. - № 3. - С. 50-56.

State University of Sea and River Fleet of a name of the admiral S. O. Makarov (Voronezh Branch)

Sviridov A. S., Head of the Economics and Business Activity Department

E-mail: sviridov2010@mail.ru Те1.: 8-960-122-60-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.