Научная статья на тему 'Оценка современного состояния сферы туризма в Брянской области'

Оценка современного состояния сферы туризма в Брянской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
801
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Липская Л.М.

Проблема развития регионального туризма ся актуальной и требует изучения особенностей и предпосылок формирования инфраструктуры и повышения конкурентоспособности туристического бизнеса. В этой связи статья написана на актуальную тему, содержит материалы собственных исследований, их анализ и оценку спроса на туристические услуги в Брянской области и возможности его удовлетворения. Во время опроса клиентов туристических фирм, потенциальных потребителей и самих работников сферы туристических услуг автор выделяла их мнения, сравнивала отношение к проблеме, учитывала их пожелания при разработке программы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка современного состояния сферы туризма в Брянской области»

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Л. м. липская

Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

Высокие темпы развития мирового туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов.

Экстенсивный рост спроса на туристские услуги в России, обусловленный огромным количественным потенциалом, высоким уровнем образования населения, готовностью расходовать деньги на отдых и традиционной щедростью русских туристов во время отдыха в недалеком прошлом не являлись стимулами в активизации маркетинговой деятельности предприятий туризма. Вместе с тем индивидуализация потребительского спроса, использование как массово-стандартизо-ванного, так и дифференцированного предложения туристских товаров и услуг, концентрация капитала и технологические процессы в индустрии туризма обусловливают необходимость усиления внимания к проблемам маркетинговых исследований, стратегий и планирования. В современных условиях традиционные стратегии и тактики с опорой на административный ресурс исчерпали свою продуктивность. Экономика регионов остро нуждается в новой маркетинговой концепции, отвечающей новым реалиям и процессам глобализации, гиперконкуренции и растущего доминирования многонациональных и транснациональных корпораций, предстоящего вступления России в ВТО. По экспертным оценкам специалистов Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council, WTTC), в ближайшее десятилетие объем российского рынка туристских услуг практически удвоится. Эксперты рынка предполагают возрастание доходов туристской индустрии к 2016 г. до 20,4 млрд долл.

По нашему мнению, формирование новой маркетинговой концепции в туристской сфере воз-

можно лишь при условии полного представления о тенденциях развития регионального туристского рынка. Практическое значение данного исследования определяется возможностью использования его результатов с целью создания малозатратного механизма быстрой капитализации маркетинга и доступа к «дешевым деньгам» в условиях глобализации финансовых рынков, что актуально для сферы туристских услуг.

Объектом исследования является туристский рынок Брянской области. Исследование рынка туристских услуг Брянской области было проведено в ноябре—декабре 2007 г. с целью оценки конкурентной среды. В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

• изучение основных аспектов деятельности предприятий туристской отрасли;

• выявление лидеров отрасли и определение их конкурентных преимуществ;

• уточнение системы факторов конкурентоспособности туристских предприятий и обоснование варианты развития туристской отрасли Брянской области на основе синергетического маркетинга.

Методология исследования включала кабинетные и полевые методы:

• изучение статистической информации;

• изучение внутренней отчетной информации предприятий-лидеров туристской отрасли;

• опрос руководителей и специалистов предприятий туристской отрасли региона. Тип выборки — простая случайная, охват — 60 % предприятий туристской отрасли, реально занимающихся туристской деятельностью и имеющих соответствующую лицензию (36 фирм);

• опрос жителей Брянской области. Тип выборки — простая случайная, охват — 424 чел.

В результате исследования выявлено, что рынок туристских услуг Брянской области недостаточно развит (табл. 1).

Таблица 1

Общая информация о туристских фирмах Брянского региона

Характеристики Доля в объеме выборки, %

Продолжительность работы на рынке, лет:

менее 1 года 13

1—3 года 37

более 4 лет 50

Туристские направления (респонденты

указывали несколько вариантов):

внутренний туризм 47

выездной туризм 77

въездной туризм 13

Осуществляемая деятельность:

исключительно турагент 60

исключительно туроператор 0

туроператор и турагент 40

Фирм, имеющих опыт работы более 4 лет, насчитывается 50 %. В своей деятельности большинство туристских фирм продолжают ориентироваться на выездной туризм как наиболее выгодный в сложившихся условиях. Так, доля предприятий, занимающихся отправкой туристов за границу, составляет 77 %. Что касается характера деятельности, осуществляемой туристскими фирмами, то наблюдается отсутствие исключительно туроператоров, 40 % — сочетают как туроператорскую, так и тура-гентскую деятельность по различным туристским направлениям, а большинство (60 %) — турагенты.

Прочие 14%

"Здоровье" 7%

"Экспресс трэвэл1

"Весь мир" 10%

"Адмирал-тур" 33%

"Апекс-тур" 13%

"Мир путешествий" 15%

Рис. 1. Наиболее популярные туристских фирмы Брянского региона.

34%

57%

Рис. 2. Направления туристских потоков Брянской области.

Анализ результатов исследования показал (рис. 1), что тройку лидеров составляют компании «Адмирал-тур» (33 %), «Мир путешествий» (15 %) и «Апекс-тур» (13 %).

Направления туристских потоков Брянской области распределились следующим образом (рис. 2). Значительную долю (57 % за анализируемый период) в структуре занимают поездки за границу, что является не очень благоприятным фактором для экономики области. На втором месте в структуре поездок находятся поездки по России (около 34 %). Путешествия по Брянской области занимают крайне незначительную долю (9 %).

Также были определены тенденции в выездном туристском потоке Брянской области (рис. 3). Для брянских жителей наибольший интерес представляют такие страны, как Турция (100 %) и Египет (70 %). Среди других стран, в которые выезжали туристы из Брянской области, наибольшая доля таких стран, как Чехия, Греция, Кипр, Испания, Италия, Финляндия. Предпочтение российскому направлению туризма отдают 27 % туристских фирм.

Особый интерес представляет вопрос о том, на что опираются туристские фирмы в конкурентной борьбе. В качестве вариантов были предложены следующие параметры: низкий уровень цен, высокая культура обслуживания, широкий ассортимент, высокие качественные параметры туров, имидж фирмы, высокая квалификация персонала, гибкая политика скидок. Среди своих конкурентных преимуществ 80 % респондентов отметили низкий уровень цен, 60 % — высокие качественные параметры туров, 40 % — высокую квалификацию персонала и имидж фирмы, и лишь 10 % отметили широкий ассортимент. Стоит отметить, что, среди туристов, результаты опроса которых приведены далее, более всего ценится культура обслуживания — так ответили около половины тех, кто повторно обратился в одну и ту же туристскую фирму.

В ходе исследования респондентам было предложено оценить изменение динамики спроса на будущее. Прогнозные оценки оказались следующими. Около 80 % высказали мнение, что спрос на туристские услуги в Брянской области в ближайшие годы будет расти, а 20 % отметили, что никаких изменений на туристском рынке области не произойдет. Это говорит об оптимистическом настроении работников туристской отрасли. Никто из них не отметил, что динамика спроса снизится. Это подтверждает также рост уровня жизни населения Брянской области.

□ За границу

□ Поездки по России

□ Отдых в Брянской области

%

Рис. 3. Наиболее приоритетные направления туризма среди жителей Брянской области.

Распределение мнений экспертов относительно тенденций развития въездного туризма в Брянской области

Положительные тенденции в развитии туристской отрасли Брянского региона Доля, % Отрицательные тенденции в развитии туристской отрасли Брянского региона Доля, %

Реконструкция музеев, памятников культуры и искусства 3 Отсутствие инвестиций и государственной поддержки 66

Открытие и развитие новых туристских маршрутов 3 Отсутствие инфраструктуры 16

— — Низкий уровень сервиса 10

— — Высокий уровень конкуренции 2

Интересно мнение специалистов относительно тенденций развития въездного туризма в Брянской области. Небольшая часть экспертов (6 %) высказали мнение о перспективности данной отрасли. Однако большинство специалистов (94 %) были настроены пессимистично и ответили, что положительных тенденций развития туротрасли нет в силу ряда сдерживающих факторов (табл. 2).

Наряду с опросом руководителей туристских фирм, был проведен опрос жителей Брянской области, что позволило наиболее полно сформулировать выводы, необходимые для выбора направлений развития отрасли. Как показало исследование, 83 % выборки пользовались услугами туристских фирм Брянской области, 17 % — не пользовались. Из людей, не пользовавшихся услугами туристских предприятий, 55,6 % составляют мужчины, 44,4 %

Таблица 2 — женщины. Данные респонденты распределились по возрастным категориям следующим образом (табл. 3). Основную часть респондентов составляют в основном люди с доходом до 10 тыс. руб. (89 %). Этих людей туристские фирмы считают потенциальными клиентами. Данный сегмент потребителей необходимо изучить более подробно и выявить причины их недоверия к туристским фирмам с целью устранения барьеров. Так как целями исследований предусмотрено изучение мнения

Таблица 3

Распределение респондентов, не пользовавшихся услугами туристских фирм Брянской области в зависимости от пола и возраста, %

Возраст, лет Мужчины Женщины

До 20 22 —

20—30 22 11

30—40 — 34

40—50 11 —

Более 50 — —

Итого 100

Доля, % 70

60 50 40 30 20 10 0

58

42 -

□Женщины □ Мужчины

Рис. 4. Распределение респондентов в зависимости от пола.

11

19

23

□ До 20

□ 20-30

□ 30-40

□ 40-50

□ Более 50

Рис. 5. Распределение респондентов в зависимости от возраста.

Безработные 4%

Другие 1%

Студенты 15%

Рабочие 11%

Служащие 42%

Рис. 6. Распределение респондентов в зависимости от социального положени.я

людей, пользовавшихся услугами туристских фирм региона, дальнейший анализ основывается на выборке в 352 чел.

Социально-демографические характеристики выборки представлены на рисунках 4, 5, 6, 7. Как показывают данные, наибольшую часть выборки (38 %) представляют респонденты в возрасте 20—30 лет. Потребителей женского пола оказалось в выборке больше на 14 %, чем потребителей мужского пола. Как показано на рис. 6, туристские поездки совершаются чаще служащими и предпринимателями (55 % выборки), на втором месте — рабочие и студенты (26 %).

Исследование, 62 % опрошенных предпочитают отдыхать летом. На втором месте по популяр-

ности — осенний сезон (23 %). По 7,5 % респондентов назвали предпочтительными для отдыха весну и зиму. Данная тенденция соответствует общероссийской. При этом подавляющее большинство опрошенных жителей региона имеют возможность отдыхать один раз в год (68 %). 32 % респондентов отдыхают более двух раз в год.

Наиболее распространенным видом отдыха жителей области оказался пляжный. Его выбирают 40 % потребителей, обращаясь за путевкой в туристскую фирму. Почти одна треть опрошенных (34 %) отдают предпочтение познавательному отдыху. Определено, что отправляются на отдых с лечебно-оздоровительными целями 21 % респондентов. Оставшиеся 5 % выбирают походы, рыбалку или туризм.

Результаты обработки данных показали, что повторно услугами одной и той же фирмы пользовались 53 % участников выборки. Остальные респонденты либо пользовались услугами туристских фирм единожды, либо обращались в разные туристские фирмы. Весьма интересными оказались ответы на вопрос, что побудило потребителей повторно обратиться к услугам туристской фирмы (табл. 4). Полученные данные по этому вопросу позволяют сделать вывод, что качество оказания услуг является наиболее приоритетным по сравнению с ценовой политикой. Потребитель более всего ценит отношение к нему и только затем его интересует цена предложения.

Одной из основных задач исследования было выяснить, что является наиболее важным для потребителей при выборе туристской фирмы. Результаты обработки ранжированных данных представлены в табл. 5 (места между критериями распределены потребителями, по каждому критерию выведено среднее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприниматели 23%

Руководители 4%

Доля, % 45-| 40 35 30 25 20 15 10 5 0

-45-

25-

1=

□ До 5000

□ До 10000

□ До 20000

□ Более 20000

Рис. 7. Распределение респондентов в зависимости от дохода, руб.

9

Таблица 4

Причины повторного обращения в туристские фирмы Брянской области

Причина Доля респондентов, отметивших причину, %

Культура обслуживания 49

Приемлемый уровень цен 21

Широкий ассортимент предлагаемых услуг 19

Удобное месторасположение 7

Другое 4

Таблица 5 Ранжирование критериев, значимых для потребителя при выборе туристских фирмы

Место Критерий

1 Отзывы родственников

2 Низкие цены

3 Культура обслуживания

4 Реклама, имидж туристских фирмы

5 Широкий ассортимент предлагаемых услуг

6 Стаж работы на рынке

7 Удобное месторасположение

значение присвоенных ему мест). Как выяснилось, наиболее важным критерием выбора туристской фирмы являются отзывы родственников. На втором месте — низкие цены, что подтверждает данные о важности формирования положительного образа фирмы в глазах потребителей для предприятий, работающих на рынке услуг вообще и туристских, в частности. К важным критериям выбора потребители относят так же культуру обслуживания, рекламу и имидж туристских фирмы.

Планируя свой отдых, 85 % опрошенных отдают предпочтение отдыху за границей, причем все реже отмечают отдых в России (15 %). Никто из респондентов не выбрал в качестве варианта Брянскую область. Хотя среди тех, кто хотя бы раз в жизни отдыхал в Брянском регионе, оказалось 77 %. Они отметили наиболее часто посещаемые ими места. Так, самым популярным в Брянской области является пансионат «Салынь» в Дубровском районе (17 %). На втором месте — «Овстуг» в Жуковском районе (13 %). Чуть меньше опрошенных (11 %) отдыхали

в Жуковском санатории, пансионатах «Снежка» и «Красный Рог». Также в качестве вариантов были названы санаторий «Затишье» (Клинцовский район), усадьба А. К. Толстого в Красном Рогу, Партизанская поляна, база отдыха в Полужье.

Оценка качества отдыха на малой родине и ее обоснование представлены в табл. 6. Областным властям стоит обратить внимание на низкий рейтинг привлекательности региона в качестве места отдыха — 49 % потребителей, отдыхавших в Брянской области, назвали отдых неинтересным, а среди тех, кто только планирует отпуск, вообще не оказалось ни одного человека, отдавшего предпочтение местной туристской индустрии. В качестве главных причин недостаточной развитости туристского отдыха в области представители туристских фирм, результаты опроса которых были приведены в начале статьи, назвали отсутствие инвестиций и государственной поддержки (66 %), а также отсутствие инфраструктуры (16 %).

Какое число дней является оптимальным для Вашего отдыха? Самым частым ответом на этот вопрос у респондентов оказался временной промежуток 7—14 дней (64 %); 15—21 день предпочитают отдыхать 28 % опрошенных. Еще 8 % считают, что отдыху можно посвятить не более 7 дней. Около одной пятой части респондентов отправляются в путешествие с компанией (40 %), вдвоем любят отдохнуть 24 %, в одиночку — 19 %. Менее всего популярен отдых семьей — 17 %.

В анкете также был вопрос о числе посещений заграницы. Ни разу не выезжали за пределы России 38 %. Примерно столько же (32 %) были за рубежом более двух раз. Остальные путешествовали по одному или два раза. Большинство среди тех, кто ни разу не выезжал за границу, составили респонденты с доходом до 10 тыс. рублей (70 %) в статусе служащего (50 %). Местом для своего первого отдыха 25 % опрошенных выбрали Турцию, 15 % — Италию, чуть меньше упоминают Кипр и Англию. Иными словами, эти страны являются изначально привлекательными в сознании потребителей и хорошо разрекламированными.

Таблица 6

Оценка потребителями качества отдыха в Брянской области

Причины удовлетворенности отдыхом в Брянской области Доля, % Причины неудовлетворенности отдыхом в Брянской области Доля, %

Интерес к исторической культуре Брянской области 21 Отсутствие интереса 49

Ностальгия, тяга к природе 9 Низкий уровень сервиса 7

Оптимальное соотношение цены и качества 6 Несоответствие цен уровню обслуживания 2

Отсутствие туристских формальностей 4 — —

Более дешево 2 — —

Израиль 4%

Греция 4%

Франция 4%

Для понимания значимости путешествий потребителя среди его приоритетов в анкету был введен вопрос «Выбирая между драгоценностью и туристской путевкой, равными по стоимости, чтобы вы выбрали в первую очередь»? 60 % респондентов ответили, что в первую очередь купили бы путевку.

По поводу того, где опрошенные хотели бы провести свой отпуск в 2008 г., единого мнения не оказалось. Предпочтения были отданы как популярным европейским странам, так и экзотическим направлениям. Результаты анкетирования представлены на рис. 8.

Самыми популярными местами летнего отдыха в 2008 г. у респондентов стали Италия (13 %) и Турция (11 %). Стоит отметить, что эти страны также возглавили рейтинг предпочтений у тех, кто ни разу не отдыхал за границей. Среди экзотических направлений упоминались такие, как Куба, Аргентина, Бразилия, Таиланд, Китай.

Около одной трети опрошенных (32 %) собираются потратить на приобретение туристской путевки до 15 тыс. руб.; 30 % могут израсходовать до 7,5 тыс. руб. Сумму до 20 тыс. руб. на покупку турпутевки наметили 21 %, свыше этого — 15 %; 2 % респондентов рассчитывают потратить мене 5 тыс. рублей.

В целом по исследованию рынка туристских услуг Брянской области можно сделать следующие выводы:

• большинство фирм, работающих на рынке туристских услуг, имеют опыт работы более 4 лет;

• большинство туристских фирм области, вне зависимости от характера деятельности, ориентируются на отправку российских туристов за границу;

• внутренний и въездной туризм развит слабо; в выездном туристском потоке наиболее развитыми остаются такие направления, как Турция и Египет;

• основным преимуществом в конкурентной борьбе фирм является низкий уровень цен; рынок находится в ожидании роста спроса;

• развитие въездного туризма в Брянской области сдерживается рядом факторов: отсутствием инвестиций и государственной поддержки, отсутствием инфраструктуры, низким уровнем сервиса, высоким уровнем конкуренции;

• наиболее оптимальным для жителей области является пляжный отдых летом за границей продолжительностью 7—14 дней;

Индия 4%

Другие 21%

Италия 13%

Турция 11%

Хорватия 6%

Рис. 8. Популярные направления отдыха жителей Брянской области.

• около 83 % респондентов пользовались услугами туристских фирм Брянской области, 17 % — не пользовались; повторно услугами одной и той же фирмы пользовались 53 % опрошенных; среди причин, которые побудили потребителей повторно обратиться к услугам туристской фирмы, была названа культура обслуживания; качество оказания услуг является наиболее приоритетным для развития туристских фирм по сравнению с ценовой политикой;

• наиболее важным критерием выбора туристской фирмы являются отзывы родственников; среди тех, кто хотя бы раз в жизни отдыхал в Брянском регионе, оказалось 77 %. Самым популярным местом отдыха в Брянской области является пансионат «Салынь» (Дубровский район);

• областным властям стоит обратить внимание на низкий рейтинг привлекательности региона в качестве места отдыха. Около 49 % потребителей, отдыхавших в Брянской области, назвали отдых неинтересным.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено значение и востребованность туристских услуг в Брянской области. Как тенденцию стоит отметить, что туристские фирмы региона мало внимания уделяют вопросам повышения конкурентоспособности, не используют в своей деятельности маркетинговые подходы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Брянской области от 29.06.2006 № 42-З «О программе экономического и социального развития Брянской области на 2006—2008 годы».

2. Малхотра Н. Маркетинговые исследования и эффективный анализ данных /Под ред. В. Е. Момота. — М., 2002.

3.По России с любовью/ «ВВП (Валовой внутренний продукт)», № 21 (2006). С. 132—136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.