ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ОЗЕЛЕНЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ЧУП «ДИАРСАД» И ПЕРСПЕКТИВА ЕГО РАЗВИТИЯ
Гузаревич И.В.,Данилюк Т.А. (ПолесГУ, г. Пинск, Республика Беларусь) Guzarevich I.V., Daniliuk T.A. (Polessky State University, Republic of Belarus)
В работе рассматриваются вопросы состояния озеленения территории детского сада. Изучено распределение растений по группам возраста и классам состояния. Сделан вывод о необходимости увеличения плотности посадок.
Questions of analysis of state of landscaping kindergarten are examined in article. The held distribution of plants by age groups and category status. Conclusion about the need to increase the density of planting of made.
Ключевые слова: озеленение, детский сад
Key words: landscaping, kindergarten
Ежегодно в городах растет количество населения, также возрастает число детей дошкольного возраста. Вместе с этим увеличивается потребность в обустроенных детских дошкольных учреждениях. Территория детского сада -это место, где дети ежедневно проводят значительную часть своего времени, гуляя на свежем воздухе. Озеленение на территории детского сада несёт в себе особую важность, так как правильный подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растительного мира, а так же создаёт благоприятный микроклимат (температура воздуха, влажность, солнечная радиация), снижая его запыленность, загазованность, уровень шума.
Брест - административный центр Брестской области Республики Беларусь. Первое летописное упоминание относится к 1019 г. Территория современного города составляет 146,1 км . Он расположен в окружении широкой лесопарковой зоны (2500 га) на юго-западе Республики Беларусь по соседству с Польшей и Украиной, на правом берегу р. Западный Буг при впадении в неё р. Мухавец, на окраине зандровой равнины Брестского Полесья. Климат умеренно континентальный, с преобладающим влиянием морских воздушных масс с Атлантического океана.
Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь численность населения города Бреста с 2005 г по 2014 г возросла на 37 012 чел. и составляет 330 934 чел., при этом число детей посещающих дошкольные учреждения увеличилось на 2,3%.
Цель работы - оценка современного озеленения территории ЧУП «ДиАрСад» г. Бреста (2014 г.).
Объектом исследования являются элементы озеленение территории ЧУП «ДиАрСад» расположенного в г. Бресте по ул. 2/я Первомайская, 10. Представленное детское дошкольное учреждение посещает 12 воспитанников. Размер занимаемого земельного участка составляет 0,45 га, что соответствует нормам из расчета на одно место 35 м [1]. Вся территория подразделена на две функциональные зоны: зону детских площадок и хозяйственную. Взаимосвязь всех планировочных элементов осуществляется дорожкой ши-
риной 1,0 м, покрытие - тротуарная плитка. По периметру установлено ограждение в виде сплошного забора из металлопрофиля, высотой 1,7 м.
При исследовании применялись методы и классификации, рекомендованные инструкцией о порядке государственного учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, и обращения с ними. Разработанная в соответствии со статьей 65 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 г. «О растительном мире».
По функциональному назначению находящиеся на участке насаждения относятся к насаждениям ограниченного пользования. В ходе исследования на участке была проведена инвентаризация растительного мира. Общее количество произрастающих древесно-кустарниковых растений 13 шт., что не соответствует предъявляемым требованиям к озеленению территорий детских дошкольных учреждений [1]. Существующие насаждения представлены следующими ассортиментом: туя западная «Smaragd» и «Brabant», ель голубая, гортензия метельчатая, роза плетистая, персик декоративный, слива оттопыренная, яблоня садовая. Среди них преобладают деревья - 11 шт. или 85% от общего количества, кустарников - 2 шт. или 15%. Хвойных растений 8 шт. или 62%, лиственных - 5 шт. или 38%. Вид посадки - одиночная.
Для оценки состояния древесных насаждений использовалась пятибалльная шкала. 1 класс - 9 шт., 2 класс - 2 шт., деревья 3, 4 и 5 классов отсутствуют. Следовательно, преобладают здоровые растения, не имеющие внешних признаков повреждения кроны и ствола, мертвых и отмирающих ветвей нет, листья и хвоя имеют характерный породе цвет.
Для оценки состояния кустарников, цветников и газона использовалась трехбалльная шкала. Изучение кустарников показало, к 1 классу отнесено 2 растения - хорошее состояние, 2 и 3 класс - удовлетворительное и неудовлетворительное состояние отсутствуют, т.е. представленные растения не имеют поросли и отмерших частей.
Распределение древесно-кустарниковых элементов растительного мира по группам возраста показало, что на территории детского дошкольного учреждения произрастает 9 растений имоторной группы (до 5 лет после посадки) и 4 растения вергинильной (5 - 20 лет), что составляет 69% и 31% соответственно. Растения средневозрастные (20 - 40 лет) и старые (более 40 лет) отсутствуют, что объясняется непродолжительным периодом после ввода объекта в эксплуатацию.
Помимо древесно-кустарникового озеленения на участке имеются
2 2
2 клумбы площадью 4 м и 8 м , их ассортимент представлен однолетними культурами около 70% от общего количества, которые изменяются каждый вегетационный сезон, и многолетними - около 30%. Состояние цветников хорошее - без увядших растений и их частей, без сорняков.
л
Площадь газона 320 м . Состояние его хорошее - без пролысин и с хорошо развитым травостоем.
Для создания оптимальных экологических условий среды изучаемого участка необходимо существенно увеличить плотности посадок деревьев, кустарников и площади цветников. Согласно нормативам озеленения детских
дошкольных учреждений общее количество деревьев на изучаемом участке должно составлять 75 шт. (15 шт. - плодовые, 60 шт. - лиственные, 1 шт. -хвойные), кустарников - 625 шт., а суммарная площадь цветников 25 м2, т.е. на изучаемой территории нужно высадить 66 деревьев, 623 кустарника и соз-
Л
дать цветники суммарной площадью 13 м . Особое внимание следует уделить ассортименту. Для создания древесно-кустарниковых посадок рекомендовано использовать следующие породы: клен, липа, рябина, сирень, самшит, спирея, бирючина, форзиция, чубушник, гортензия; для цветников: бегонию, пеларгонию, агератум, эхеверия, пион, очиток, хоста, аллисум, виола, мискантус, целозия, хризантема, астильба, ирис, крокус, гвоздика. Все вышеуказанные растения не являются ядовитыми, не имеют колючек и шипов.
Таким образом, можно констатировать, что существующего озеленения детского сада недостаточно для создания оптимальных экологических условий на его территории. Требуется проведение специализированных мероприятий направленных на увеличение доли зеленых насаждений в общем балансе территории.
Список использованных источников
1. Боговая, И.О. Озеленение населенных мест: Учебное пособие. 2-е изд., стер. / И.О. Боговая, В.С. Теодоронский - СПб.: Издательство «Лань», 2012. - 240 с.