Научная статья на тему 'Оценка социальной стратификации российского общества в условиях социально-экономических преобразований (на примере Пензенской области)'

Оценка социальной стратификации российского общества в условиях социально-экономических преобразований (на примере Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
243
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чувакова С.Г.

Доказана необходимость оценки социального статуса индивида, являющегося индикатором способности человека удовлетворять различные виды потребностей и обусловливающего место человека в современном обществе. Предложена авторская методика определения социального статуса индивида. Представлены результаты оценки социальной стратификации общества, в результате которой выявлены и описаны социальные классы: низший, ниже среднего, средний, выше среднего и высший.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка социальной стратификации российского общества в условиях социально-экономических преобразований (на примере Пензенской области)»

ОЦЕНКАСОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

С. Г. ЧУВАКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и экономической теории E-mail:spi_sveta@ramЫer.ru Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Доказана необходимость оценки социального статуса индивида, являющегося индикатором способности человека удовлетворять различные виды потребностей и обусловливающего место человека в современном обществе. Предложена авторская методика определения социального статуса индивида. Представлены результаты оценки социальной стратификации общества, в результате которой выявлены и описаны социальные классы: низший, ниже среднего, средний, выше среднего и высший.

Ключевые слова: социальный статус; социальная стратификация; показатель социального статуса.

Одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем в российской экономике является выход из кризиса и достижение стабильно высоких темпов экономического роста. Однако за количественными показателями роста несколько потерялись качественные изменения, которые должны ему сопутствовать. Вместе с тем рост ради самого роста не может быть самоцелью. Более важно говорить о том, что могут дать нам высокие темпы экономического роста. Основной стимул, ради которого стоит наращивать темпы экономического роста, — это повышение за счет него качества и уровня жизни населения нашей страны. Однако имеется еще более субъективный и трудно измеряемый показатель, чем уровень жизни — это социальный статус индивида. Его очень трудно измерить, так как он определяется массой качественных и количественных показателей. Вместе с тем именно показатель социального статуса является индикатором способности человека удовлетворять различные виды

потребностей и демонстрировать индивидуальный тип поведения.

Более того, в современном мире место и роль человека в обществе во многом определяются именно его социальным статусом. Принадлежность к тому или иному социальному классу обусловливает круг общения индивида, манеру его поведения, стиль жизни, образ мышления. Несомненно, большинство людей стремятся принадлежать к высшим ступеням иерархической структуры общества и поэтому в течение жизни нацелены на повышение своего социального статуса. Это вполне объяснимо, так как представители среднего и высшего классов располагают более широкими возможностями для обеспечения достойного уровня жизни себе и своей семье, пользуются уважением со стороны общественности, тем самым удовлетворяя не только первичные потребности, но и потребности более высокого порядка.

Для разработки модели классовой структуры в сегодняшней России возникает необходимость выявления основных показателей социального статуса человека, определение степени их значимости и разработки методики социальной стратификации общества, адаптированной к российским условиям.

Проведенный автором экспертный опрос, в котором приняли участие видные ученые и практикующие специалисты г. Пензы, показал, что самую высокую степень влияния на социальный статус оказывают располагаемый доход, имущественный потенциал, жилищные условия и сфера деятельности. Такие показатели, как образование, занимаемая должность и возможность посещения культурных

и развлекательных центров, по мнению экспертов, имеют среднюю степень значимости. Низкая ранговая оценка была присвоена таким факторам, как район проживания и возможность приобретения товаров престижных торговых марок.

Для разработки авторской методики социальной стратификации общества были учтены как мнения экспертов, так и уже сложившиеся подходы западных ученых. Так, среди американских маркетологов и социологов часто используется показатель социальной позиции Холлингшеда, в основе которого лежат две шкалы — шкала занятости и образовательная шкала, имеющие различные весовые коэффициенты. Для коммерческих исследований потребителей используется показатель статуса Колемана, основанный на таких характеристиках, как образование, уровень престижа занятия главы семьи, район проживания и общий доход семьи. Таким образом, в западной практике большое значение придается таким переменным социального статуса, как образование и сфера занятости.

В результате, по мнению автора, в современных российских условиях при определении социального статуса индивида целесообразно принимать в расчет следующие переменные:

• доход как измеритель покупательной способности индивида;

• имущественный потенциал как символ классовой принадлежности;

• жилищные условия как демонстрационный показатель социального статуса;

• образование как прямой измеритель статуса индивида (оно влияет на вкусы, ценности и стиль обработки информации в процессе принятия решений);

• должность как показатель, позволяющий идентифицировать индивидуума, сделать вывод о его жизненном стиле (см. таблицу).

Так была получена система классификации социального статуса, для чего сначала были определены переменные социального статуса (доход, образование, должность, имущественный потенциал и жилищные условия), затем их расположили по шкале в соответствии с балльной оценкой значений, и была разработана формула расчета интегрального показателя социального статуса: И = Б -0,25 + Б -0,25 + Б -0,2 +

СОЦ. СТ Д о ' долж '

+ Б -0,15 + Б -0,15,

ж.у ' и.п ' '

где £д_баллдохода;

Бо- — балл образования; Б —баллдолжности;

долж '

Бжу— балл жилищных условий;

Методика оценки социального статуса индивида

Критерий Диапазон, характеристика Балл

Шкала дохода (на До 1 000 руб. 1

одного члена домохо- 1 ООО-ЗОООруб. 2

зяйства в месяц, вес 0,25) 3 000-5 000 руб. 3

5 000-7 000 руб. 4

7 000-10 000 руб. 5

10 000-20 000 руб. 6

20 000-30 000 руб. 7

Свыше 30 000 руб. 8

Шкала образования Средняя школа 1

(вес 0,25) Курсы профессиональной подготовки 2

Неоконченное высшее 3

Среднее специальное 4

Высшее образование 5

Ученая степень или звание 6

Шкала должности Безработный, домохозяйка 1

(вес 0,2) Студент (учащийся) 2

Пенсионер 3

Служащий 4

Рабочий 4

Частный предприниматель 5

Руководитель предприятия 5

или отдела

Чиновник 5

Шкала жилищных Арендованное жилье 1

условий (вес 0,15) Комната в общежитии 2

Коммунальная квартира 3

Квартира 4

Собственный дом 5

Коттедж 6

Шкала имуществен- Накопленные сбережения 1

ного потенциала в размере свыше 50тыс.

(вес 0,15) руб.

Подержанный отечествен- 2

ный автомобиль

Новый отечественный ав- 3

томобиль или подержанная

иномарка;

Новая иномарка 4

Зимний дачный дом 5

Ценные бумаги 6

Квартира (жилье) в собственности 7

Бжи — балл имущественного потенциала.

В соответствии с диапазоном баллов полученного интегрального показателя социального статуса определяется социальный класс: низший — 1—3; ниже среднего — 3—4; средний — 4—6; выше среднего — 6—7; высший — 7—8.

Разработанная методика была положена в основу формирования системы классификации

социального статуса населения Пензенской области. Для этого в Пензенской области был проведен анкетный опрос 625 представителей домашних хозяйств — жителей всех районов Пензенской области и г. Пензы. Он позволил выявить 5 социальных классов: низший (19%), ниже среднего (32%), средний (35%), выше среднего (9%), высший (5 %).

Низший социальный класс. Низший класс — по сути, это бедность, т.е. состояние, когда человек или семья не обладают достаточными ресурсами (денежными, имущественными, образовательными и т.п.) для удовлетворения своих потребностей. В современных условиях основными причинами бедности домохозяйств являются: относительно низкий уровень оплаты труда некоторых категорий работников, повышенная доля иждивенцев в семье, низкий уровень пенсий, низкий размер стипендий, недостаточность для полного содержания детей выплачиваемых на них пособий.

К низшему классу относятся домохозяйства Пензенской области, которые получают доход на одного члена семьи до 1 ООО руб. и от 1 ООО до 3 ООО руб. в месяц (см. таблицу). Это связано с тем, что доход поступает в виде фиксированной заработной платы, стипендий и пенсий. Наибольшая концентрация бедности сосредоточилась в группе молодежи (27 %), пенсионеров (32 %) и рабочих (41 %). Люди этого класса — «работающие в касках» — строители, подсобные рабочие и др. Труд многих из них начисто лишен творчества, наоборот, от них требуется лишь среднее образование и некоторые навыки. Поэтому более высок риск попадания в низший класс у лиц со средним специальным образованием (41 %), далее следуют лица с высшим (32%), незаконченным высшим образованием (11 %)и средней школой (16%).

Представители этого класса ведут обычную жизнь, заполненную повторяющимися изо дня в день событиями. Проживают эти люди в небольших домах (46 %) или квартирах (18 %), площадь которых не превышает 40 м2. В Пензе представителям данного класса приходится жить также в общежитиях (11 %) и коммунальных квартирах (27%). Имущественный потенциал низшего класса либо отсутствует (16 %), либо представлен квартирой или домом (57 %), и в редких случаях — подержанным отечественным автомобилем (27%).

Дореформенные стандарты потребления малоимущих семей в значительной степени обеспечивались за счет общественных фондов потребления, существенное сокращение которых в настоящее

время ничем не компенсировано. Следствием этого стала концентрация лишений, испытываемых бедными в сфере здравоохранения, коммунального хозяйства.

Социальный класс ниже среднего. К данному классу относится 32% населения Пензенской области. Это преимущественно служащие (34%), рабочие (19%), пенсионеры (19%), студенты (22%), а также безработные, домохозяйки (6%), доход которых составляет от 1 ООО до 5 ООО руб. Как видно, в эту группу вошли люди с фиксированной заработной платой, пенсиями и стипендиями.

Большинство людей класса ниже среднего проживают в собственных домах (31 %) и квартирах (31 %), остальные — в общежитиях (17%), коммунальных квартирах (17 %), а также арендуют жилье (4%). К последним относятся молодые семьи и студенты, которые еще не в состоянии накопить на собственное жилье без поддержки государства. Подавляющая часть дохода представителей данного класса тратится на оплату жилья, медицинские услуги и питание. У людей этого класса имеется в собственности дом или квартира (52%), 31% владеют еще и отечественным автомобилем или подержанной иномаркой, 16% населения ничего не имеют в собственности.

Образование у них различное: высшее (43 %), незаконченное высшее (12 %), среднее специальное (36%), средняя школа (7%) и курсы профессиональной подготовки (4 %).

Средний социальный класс. В современных условиях средний класс является главной социальной силой, обеспечивающей развитие материального производства, прирост национального богатства, осуществление научно-технических инноваций и культурный рост, а также служит гарантией стабильности в обществе.

В этот класс вошло население Пензенской области с доходом от 5 ООО до 10 ООО руб. на одного члена домашнего хозяйства в месяц. Представители среднего класса большое внимание уделяют образованию. Большинство из них закончили или заканчивают высшие учебные заведения (57%), остальные получили среднее специальное образование (12 %). Поэтому прослеживается такой разброс занимаемых должностей: частные предприниматели (13%), руководители (20%), служащие (31%), рабочие (14 %), пенсионеры (6 %), студенты (13 %) и безработные, домохозяйки (3 %). Появление в данном классе предпринимателей, обладающих доходно-имущественной самостоятельностью и опытом работы в условиях рынка — это лишь первый

этап формирования среднего класса России. Ведь средний класс должен объединять в себе общность и прочность экономических и политических позиций с достаточно высоким профессиональным и интеллектуальным потенциалом.

Большинство представителей этого класса живет в собственных домах (40 %) или квартирах (42 %) площадью более 40 м2, и лишь малая доля (6 %) проживает в общежитиях или арендует жилье. Рассматривая имущественный потенциал, можно сделать вывод, что 54 % домохозяйств этого класса имеют в собственности дом или квартиру и автомобиль, преимущественно новый отечественный или подержанную иномарку, 20 % — кроме этого владеют либо зимней дачей, либо имеют сбережения в размере свыше 50 ООО руб.

Представители среднего класса чаще экономят на одежде, чем на питании. Для потребительских ориентаций в этой группе характерна ярко выраженная направленность на приобретение недвижимости и автомобиля в ущерб текущему потреблению.

Класс выше среднего. В этот класс вошли 9 % населения Пензенской области, чей доход составляет от 10 ООО до 30 000 руб. на одного члена домохозяйства в месяц. Именно здесь появились люди с ученой степенью или званием (11 %), преобладают же пензенцы с высшим образованием (78 %). Именно высокое образование дает возможность занимать престижные и доходные должности. Среди таковых чиновники (И %), частные предприниматели (34 %), руководители (44 %) и служащие (11 %).

В основном представители данного класса проживают в собственных домах (44%), коттеджах (12%) и квартирах (44%) общей площадью от 100 м2. Для этой группы большое значение имеет не только размер домов, но и удобство подъезда, наличие гаража. Дом является для них главным признаком успеха семьи и ее достатка. Имущественный потенциал достаточно высокий, в наличии имеется собственное жилье (у некоторых не одно), новый отечественный автомобиль или новая иномарка, сбережения в размере свыше 50 000 руб., зимняя дача.

Высший класс. Падение реальных доходов подавляющего большинства и обнищание значительной части населения Пензенской области в последние годы сопровождается стремительным обогащением вновь созданного за годы реформ относительно немногочисленного слоя населения, объединяющего занятых в различных секторах экономики и сферах общественной жизни.

Формирование слоя богатых, как и части среднего слоя, в своей основе осуществлялось прежде всего за счет проведения законной и незаконной приватизации государственной собственности, а также перераспределения доходов с выдвижением на первый план доходов нетрудового характера.

К высшему классу относится лишь 5 % населения Пензенской области, доход которых составляет от 30 000 руб. и выше. Все они окончили высшие учебные заведения и занимают престижные и доходные должности: чиновники (20%), частные предприниматели (40%) и руководители (40%). Можно сделать вывод, что к представителям этого класса относятся профессионалы в своей области, получающие чрезвычайно высокий доход. Кто-то унаследовал свое положение, а другие заработали его.

Высший класс предпочитает покупать самые большие дома в лучших районах города или области, самые дорогие автомобили, бассейны и иные символы показательного потребления. Это делает таких людей потребителями-инноваторами и самыми подходящими клиентами для роскошных маркетинговых предложений. Они живут в собственных домах (40 %), коттеджах (40 %) и квартирах (20%).

Несомненными признаками представителей высшего класса Пензенской области являются:

• высокий уровень сбережений, особенно в твердой валюте;

• владение дорогим вторым жилищем (зимние дачи, загородные коттеджи);

• владение и частая смена автомобилей (преимущественно новых иномарок);

• поездки на отдых в дальнее зарубежье.

• наличие в собственности пакета ценных бумаг.

Таким образом, проведенный анализ социальной структуры Пензенской области позволяет сделать следующие выводы:

• пятая часть пензенцев живет сейчас ниже того стандарта, который считается пусть скромным, но все же хоть сколько-то приемлемым уровнем жизни населения;

• уровень жизни в Пензенской области невысок. Большинство семей проживают в квартире общей площадью не более 40 м2, имеют за городом огород без садового домика, тратят половину дохода на питание и почти не ходят в музеи, театры, посвящают все свободное время просмотру телевизора, не приходится говорить об отдыхе зарубежом;

• лишь около 14 % жителей Пензенской области являются обеспеченными (класс выше среднего, либо высший), т. е. имеютне одну собственную квартиру или дом, а также автомобиль, сбережения свыше 50 ООО руб. и ценные бумаги. Они предпочитают вкладывать деньги в недвижимость, драгоценности и в банки. Регулярно пользуются кредитными картами для оплаты товаров и услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Абрамов Р. ^.Профессиональный комплекс в социальной структуре общества // Социологические исследования. 2005. №1.С. 23—31.

2. Беленький В.Х. Социальная структура рос-

сийского общества: состояние и проблемы теоретической разработки // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 12-19.

3. Беляева Л. А. Социальная стратификация и бедность в регионах России // Социологические исследования. 2006. № 9. С. 62-75.

4. Беляева Л. А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа // Социологические исследования. 2005. № 12. С. 57-65.

5. Лукашова Е.В. Проблемы ценностного сегментирования российского потребительского рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. №1.С. 3-11.

6. Петросян Д. Экономическая эффективность и социальная справедливость // Общество и экономика. 2006. № 11—12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.