Научная статья на тему 'Оценка социально-экономической эффективности программы развития туризма в Белгородской области'

Оценка социально-экономической эффективности программы развития туризма в Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2277
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / региональная экономика / туристские ресурсы / эффективность развития туризма / туристский продукт / въездной туризм / программа развития туризма
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гущин А. К., Соловьев А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка социально-экономической эффективности программы развития туризма в Белгородской области»

УДК 338.486

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Вскрыты современные экономические аспекты развития туризма Белгородской области. Исследованы основные программы и направления развития туристского потенциала региона. Определена экономическая эффективность различных программ развития въездного туризма в регионе. Проведено обоснование и разработаны основные положения стратегии развития туризма в Белгородской области, ориентированной до 2015 года. Туристская стратегия Белгородской области должна преследовать двойную цель: сохранять и укреплять уже достигнутое положение в традиционной туристской области; формировать новый туристский продукт, выходящий за рамки традиционного представления о туристском предложении, который бы учитывал историкокультурную специфику муниципальных образований региона, а также позволял существенно разнообразить традиционное предложение, благодаря его комбинированию с услугами, ранее для него не характерными. В процессе исследования выявлено, что при условии активной государственной поддержки, предполагается достижение к 2015 году доли туризма во внутреннем региональном продукте до уровня 7-10% с возможным превращением его в дальнейшем в отрасль специализации Белгородской области.

Ключевые слова: регион, региональная экономика, туристские ресурсы, эффективность развития туризма, туристский продукт, въездной туризм, программа развития туризма.

В современных реалиях развитие регионального туризма в РФ идет ускоренными темпами, а возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привело к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

Переход к устойчивому комплексному развитию субъектов Российской Федерации в условиях стабилизации рыночных отношений определяет необходимость поиска направлений и формирования условий экономического роста за счет производства конкурентоспособной продукции на основе максимального использования преимуществ регионов, обусловленных их внутренними ресурсами. В связи с утратой зон рекреации, расположенных на территории бывших республик СССР, регионы России, обладающие значительным рекреационным потенциалом, получили существенные возможности развития экономики посредством формирования санаторнокурортных и туристских комплексов, способных стать отраслью специализации и, в силу наличия мультипликативного эффекта, стимулировать развитие других секторов региональной экономики.

Современное состояние, процессы становления и развития рыночных отношений в сфере туризма определяют острую необходимость разработки и реализации стратегии интенсивного развития данной отрасли региональной экономики. Слож-

А.К. ГУЩИН11 А. Б. СОЛОВЬЕВ21

Белгородский

государственный

университет

e-mail: Gushin@bsu.edu.ru

e-mail: Solovev@bsu.edu.ru

ность, изменчивость и подвижность рыночных условий обусловливают значимость использования адаптированных к специфике региона и деятельности субъектов сферы туризма (региональных и местных органов управления, туристских фирм, производителей туристских услуг, общественных организаций) рыночно ориентированных методологии и инструментария, учитывающих разнородность преследуемых участниками экономических отношений целей и способов их достижения. Вследствие этого, большое значение приобретают применение методов согласования целей и смещение акцентов на региональный уровень, формирующих основу механизма координации и интеграции, позволяющего обеспечить не только удовлетворение спроса, но и учет интересов всех участвующих в процессах взаимодействия сторон.

Так, в частности, в настоящее время на территории Белгородской области реализуются две программы и концепция развития въездного туризма.

Постановлением Правительства Белгородской области от 15 октября 2007 г. №237-пп была утверждена программа «Развитие сельского туризма на территории муниципальных районов «Белгородский район», «Город Валуйки и Валуйский район» и «Грайворонский район» на 2007 - 2010 годы» [1].

Программа развития сельского туризма предполагает осуществление следующих мероприятий:

- создание и совершенствование нормативной правовой базы для развития сельского туризм;

- разработка инструкций для ведения агротуристского бизнеса, в дальнейшем -сертификация агротуристских хозяйств;

- формирование и реализация туристских продуктов муниципальных районов и Белгородской области в целом;

- политическая, информационно-рекламная и иная поддержка инициатив местного сообщества в сфере агротуристского бизнеса;

- подготовка кадров для организации сельского туризма;

- работа с населением по формированию позитивного отношения к сельскому туризму;

- привлечение материально-технических, финансовых и людских ресурсов для совершенствования инфраструктуры сельского туризма;

- информационное обеспечение сельского туризма с применением информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации, телевидения и радио;

- создание новых рабочих мест в сельской местности.

Общий объем ресурсного обеспечения Программы за 2007 - 2010 годы по всем источникам финансирования составит 380,2 млн. рублей, в том числе - кредитные ресурсы коммерческих банков, средства областного бюджета, внебюджетные источники финансирования.

В результате реализации Программы прогнозируется:

- создание в 2007 - 2010 годах не менее 500 рабочих мест на территориях муниципальных районов, участвующих в Программе;

- увеличение туристского потока в Белгородскую область в 1,5 раза;

- увеличение доходов местного населения за счет оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, сувенирной продукции;

- расширение производства и рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в домашних хозяйствах, для удовлетворения потребности инфраструктуры сельского туризма;

- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет налоговых платежей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, вовлеченных в туристический бизнес;

- создание условий для удовлетворения потребностей граждан в активном и полноценном отдыхе, способствующем укреплению здоровья, приобщению к культурным и историческим ценностям, укладу жизни населения сельских территорий;

- организация туристско-оздоровительной, экскурсионной работы, лагерей труда и отдыха среди социально незащищенных детей и трудных подростков на базе фермерских хозяйств и сельских подворий Белгородской области не менее 30 человек ежегодно в течение срока реализации Программы;

- организация туристско-оздоровительной, экскурсионной работы, лагерей труда и отдыха для детей, подростков и молодежи г. Белгорода и крупных городов Белгородской области на базе фермерских хозяйств и сельских подворий Белгородской области не менее 60 человек ежегодно в течение срока реализации Программы;

- создание музейно-туристских комплексов: «Белгородская слобода» в муниципальном районе «Белгородский район» в муниципальном районе «Город Валуйки и Валуйский район» в районе подземного Храма Игнатия Богоносца, «Город мастеров» в муниципальном районе «Грайворонский район»;

- создание инфраструктуры сельского туризма.

Авторами были рассчитаны основные целевые показатели развития сельского туризма в Белгородской области (табл. 1).

Таблица 1

Целевые экономические индикаторы Программы развития сельского туризма в Белгородской области

Целевой индикатор 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

Размер выручки от реализации продукции и предоставления услуг в сфере сельского туризма, млн. руб. 14,8 45,5 75,0 90,0 120,5

Число лиц, занятых в сфере сельского туризма, включая самозанятых лиц, чел. 152 225 350 420 540

Число сельских жителей, занимающихся несельскохозяйственной деятельностью (отношение числа занятых несельскохозяйственной деятельностью, включая самозанятых, к численности сельского населения в регионе), % 0,03 0,04 0,05 0,06 0,08

Количество граждан, прошедших обучение (подготовку, переподготовку) по программам организации туризма в сельской местности, чел. 20 120 140 80 80

Создание музейно-туристских комплексов на территории муниципальных районов, где туристы могут приобщиться к атмосфере сельского образа жизни (покос, общение с домашними животными, самостоятельная работа в мастерских народных промыслов), даст возможность пропагандировать культурные, хозяйственные и другие традиции Белгородской области. По предварительным расчетам, срок окупаемости затрат на строительство таких объектов может составить от 3 до 5 лет

Механизмы государственной поддержки, предусмотренные программой: предоставление льготных субсидированных за счет средств областного бюджета кредитов и займов на развитие инфраструктуры сельского туризма; оказание субъектам сельского туризма безвозмездных информационно-образовательных услуг; содействие в привлечении инвестиций, в продвижении областного туристского продукта на российском и международном рынках. Наиболее слабым звеном в на-

стоящее время является отсутствие системы продвижения туристского продукта Белгородской области, что не способствует росту устойчивого туристского потока, направленного в область. Остро ощущается дефицит квалифицированных специалистов в отрасли, особенно в части обслуживания прибывающих в Белгородскую область туристов. Существующая инфраструктурная база не отвечает потребностям современного туризма, практически отсутствуют благоприятные условия для инвестиций в строительство и реконструкцию гостиниц и специализированных средств размещения (санаторно-оздоровительных организаций), благоустройство дорог и объекты туризма.

Экономический эффект реализации Программы развития сельского туризма ожидается получить в 2009 - 2010 годах, когда устойчивый экономический рост по международному въездному туризму достигнет 10 процентов в год, по внутреннему туризму - до 5 процентов в год.

Целью Программы развития школьного туризма (Постановление Правительства Белгородской области от 2 июня 2008 года N 136-пп) является создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своей Родины, формирования их нравственных качеств, воспитания уважения к истории, культуре своего народа, пропаганды здорового образа жизни, обеспечивающих всестороннее развитие личности и ее эффективную самореализацию в обществе[2].

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- разработка и осуществление системы мер по развитию массового школьного туризма в области;

- повышение уровня физической подготовки учащихся, развитие навыков работы в команде, приобщение к здоровому образу жизни через туризм и спортивное ориентирование, в том числе для подготовки к военной службе допризывной молодежи;

- формирование духовно-нравственной личности на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию своего края;

- профессиональная ориентация учащихся, осознанный выбор профессий, востребованных в регионе.

Для решения этих задач разработаны программные мероприятия, которые предполагается реализовать комплексно в течение 2008 - 2011 годов.

В результате реализации Программы ожидается достижение следующих показателей:

- ежегодное участие каждого школьника в массовых туристско-краеведческих мероприятиях (учебно-тематические экскурсии, походы, туристские слеты, краеведческие конкурсы и т.д.);

- разработка новых маршрутов учебно-тематических экскурсий по городу Белгороду, Белгородской области и Российской Федерации, связанных с профессиональной ориентацией учащихся:

- участие младших школьников 1-4 классов в комплексных учебнотематических экскурсиях по предметам школьной программы, в экологических экскурсиях, в походах выходного дня по родному краю;

- ежегодное участие школьников 5-9 классов в учебно-тематических экскурсиях по городу Белгороду и Белгородской области, участие в многодневных походах;

- ежегодное участие старших школьников 10-11 классов в категорийных походах и в учебно-тематических экскурсиях в город Москву с посещением национальных святынь России.

Концепцию модернизации отдыха, оздоровления населения и развития туризма Правительство Белгородской области утвердило в 2007 году (Постановление Правительства Белгородской области от 25 декабря 2006 года N 213-пп) [3]. На пер-

вом этапе (в течение 2-3 лет) в области будет проанализировано состояние материально-технической базы оздоровительных учреждений области, подготовлена программа развития оздоровительного отдыха и въездного туризма, создана сеть собственных предприятий по выпуску необходимой продукции туристского назначения. По нашему мнению, реализация программы может привести к тому, что Белгородская область станет одним из наиболее перспективных регионов развития туризма в России.

В качестве новых направлений развития туризма мы предлагаем обязать туристские фирмы разработать окупаемые туристские маршруты по Белгородской области, используя ряд практически никому неизвестных достопримечательностей нашего региона, таких как Валуйский подземный монастырь, месторождение редких солей, кратерную поляну.

Считаем, что на основе вышеназванной Концепции в регионе необходимо принять Программу развития регионального туризма, ориентированную до 2015 года. Ее целью является создание благоприятных экономических условий в Белгородской области для дальнейшего развития туризма и удовлетворение спроса потребителей на туристские услуги. Для этого необходимо принятие мер по созданию сбалансированного рынка туристских услуг на основе приоритетного развития въездного и внутреннего туризма [4].

Источниками финансирования Программы могут служить следующие ресурсы: средства федерального бюджета, средства бюджетов муниципальных районов и образований в соответствии с муниципальными программами развития туризма, средства инвесторов, средства туристских фирм, средства, привлекаемые на основе получения грантов от международных организаций.

Информация о предполагаемой динамике финансирования Программы развития туризма приведена в табл. 2.

Таблица 2

Предполагаемое финансирование мероприятий Программы развития туризма

в Белгородской области (тыс. руб.)

Источники финансирования/Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Бюджет Белгородской области 2255 2700 3080 9375 12300 15325

Дополнительные внебюджетные средства 745 1б00 2000 3125 4100 5105

Всего 3000 4300 5080 12500 16400 20430

Расчет необходимого ресурсного обеспечения реализации программных мероприятий из областного бюджета Белгородской области выполнен на основе сложившегося объема финансовых затрат предшествующей программы с применением коэффициента-дефлятора, утвержденного Правительством области.

Прогнозные результаты реализуемых мероприятий представлены в табл.3:

Таблица 3

Динамика экономических показателей развития туризма в Белгородской области (прогноз)

Показатели Базовый год 2008 Прогнозные данные по годам

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Въездной туризм (тыс.чел.) 11,5 12,8 13,7 14,0 14,5 15,5 18,0 20,0

Окончание табл. 3

Выездной туризм (тыс.чел.) 21,8 22,5 23,2 24,0 25,2 26,5 27,3 29,0

Внутренний туризм (тыс.чел.) 6,6 8,0 9,0 9,5 10,0 12,0 14,0 15,0

Объем предоставленных туристских услуг (млн.руб.) 245,0 270,0 296,0 325,0 357,0 392,0 430,0 470

Налоговые отчисления в бюджет области (млн.руб.) 49,0 54,0 59,0 65,0 71,0 78,0 86,0 94,0

Число турфирм (ед.) 68 69 72 75 78 81 86 90

В рамках предполагаемой Программы могут возникать два вида бюджетного эффекта: прирост налоговых поступлений и инвестиционный доход.

Прирост налоговых поступлений может быть достигнут за счет увеличения налогооблагаемой базы по следующим основным группам:

• отчисления во внебюджетные фонды и налог на доходы физических лиц;

• местные налоги за счет увеличения объема реализации туристских услуг;

• налог на прибыль предприятий туризма в части, зачисляемой в областной бюджет области.

На основании прогноза предполагается получить более семидесяти миллионов рублей налогов и сборов в бюджетную систему региона в 2012 году и 94 млн. руб. - к 2015 году. При этом индекс доходности составляет: 94 млн. руб.: 20,43 млн.руб. = 4,6, что показывает высокую эффективность предлагаемой Программы.

Инвестиционный доход определяется для мероприятий, предусматривающих прямые инвестиции. Из областного бюджета области в инфраструктуру туризма прямых инвестиций Программой не планируется. На основании этого расчет инвестиционного дохода проводить нецелесообразно.

В области имеется тенденция увеличения количества объектов размещения -гостиниц для летнего и зимнего отдыха - до 15 единиц в год. Эти цифры говорят о выгодности инвестиционных вложений в индустрию туризма. Поэтому одним из направлений реализации Программы является привлечение частных инвестиций за счет разработки и публикации инвестиционных проектов и предложений.

Затраты на строительство одной гостиницы составляют, в среднем, один миллион долларов, а затраты на реструктуризацию в целях создания нового туристского продукта на старом рынке составят около 8 миллионов долларов.

Выполнение системы намеченных мероприятий приведет к укреплению материальной базы туризма, расширению географии и многообразия туристских маршрутов, позволит существенно усовершенствовать нормативную и организационную базу для осуществления туристской деятельности.

Принимая во внимание, что туризм, как никакая другая сфера экономики, способен оказывать стимулирующее влияние на функционирование многих смежных отраслей (торговля, транспорт, связь, строительство, производство товаров потребительского характера и др.), реализация мероприятий по развитию въездного туризма будет способствовать модернизации экономики Белгородской области, созданию новых рабочих мест, увеличению финансовых поступлений в бюджеты всех уровней. Основной социальный эффект реализации стратегических мероприятий по развитию туризма региона - рост благосостояния населения Белгородской области, укрепление его здоровья.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Постановление Правительства Белгородской обл. «Об утверждении областной программы развития сельского туризма на 2007-2010 годы» [Текст]. N 237-пп от 15.10.2007 года.

2. Постановление Правительства Белгородской обл. «Об утверждении областной программы развития школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина -Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны на 2008 - 2011 годы» [Текст]. N 136-пп от 02.06.2008 года.

3. Постановление Правительства Белгородской обл. «Об утверждении Концепции модернизации отдыха, оздоровления населения и развития туризма» [Текст]. N 213-пп от 25 декабря 2006 года.

4. Соловьев, А.Б. Концепция развития внутреннего туризма в Белгородской области: практические рекомендации по реализации и экономическая эффективность [Текст] / А.Б. Соловьев // Общество. Личность. Культура (социально-гуманитарные исследования): Сб. научных трудов. Белгород - Санкт-Петербург, 2008. С. 597-608.

5. Соловьев А.Б. Современный потенциал и проблемы развития внутреннего туризма в Белгородской области [Текст] / А.Б. Соловьев // Материалы Международной научнопрактической конференции «Регион-2008: стратегия оптимального развития». Харьков, 2008. С. 61-64. - на рус. яз.

ESTIMATION OF SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF THE PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE BELGOROD REGION

A. K. GUSCHIN O. SOLOVYOV

Belgorod State University

1) e-mail: Gushin@bsu.edu.ru

2) e-mail: Solovev@bsu.edu.ru

Modern economic aspects of development of tourism of the Belgorod region are opened. The basic programs and directions of development of tourist potential of region are investigated. Economic efficiency of various programs of development of entrance tourism in region is determined. The substantiation is carried out and substantive provisions of strategy of development of tourism in the Belgorod region focused till 2015 are developed. Tourist strategy of the Belgorod region should pursue the double purpose: to keep and strengthen already achieved position in traditional tourist area; to form the new tourist product which is were beyond traditional representation about the tourist offer and which would take into account historical and cultural specificity of municipal formations of region, and also allowed to diversify essentially the traditional offer, thanking its combination with services, earlier for it not characteristic. During research it is revealed, that under condition of active state support, achievement by 2015 of a share of tourism in an internal regional product up to a level of 7-10 % with possible its transformation further in branch of specialize tion of the Belgorod region is supposed.

Key words: region, regional economy, tourist resources, efficiency of development of tourism, a tourist product, entrance tourism, the program of development of tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.