Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / УГРОЗЫ / МИКРОСРЕДА / МАКРОСРЕДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рычкова Евгения Сергеевна

В работе представлены результаты оценки социально-экономической безопасности Амурской области, выявлены основные факторы, влияющие на развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SOCIO-ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

The paper presents the results of the assessment of the socio-economic security of the Amur region, identifies the main factors affecting the development of the region.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

УДК 332.1

Рычкова Евгения Сергеевна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: jenyaamur@rambler.ru Evgenia Rychkova Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: jenyaamur@rambler.ru

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА ASSESSMENT OF SOCIO-ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Аннотация. В работе представлены результаты оценки социально-экономической безопасности Амурской области, выявлены основные факторы, влияющие на развитие региона.

Abstract. The paper presents the results of the assessment of the socio-economic security of the Amur region, identifies the main factors affecting the development of the region.

Ключевые слова: социально-экономическая безопасность, регион, угрозы, микросреда, макросреда, экономический потенциал.

Key words: socio-economic security, region, threats, microenvironment, macroenvironment, economic potential.

DOI: 10.22250/20730268_2022_97_118

В системе экономической безопасности особое место занимает социальная безопасность, представляющая собой защищенность населения от возникающих социальных угроз как внутреннего, так и внешнего характера.

Актуальна система социальной защиты населения в рамках обеспечения региональной социально-экономической безопасности. Меры по социальной защите позволяют отдельным категориям граждан повысить уровень и улучшить качество жизни за счет социальных выплат, однако современная социальная система защиты населения в России характеризуется наличием множества проблем, не позволяющих в полной мере достигать поставленных Правительством РФ целей, а также негативно влияющих как на социальную, так и на экономическую безопасность регионов, что определяет необходимость совершенствовать действующую в Российской Федерации систему социальной защиты населения.

Обеспечение социально-экономической безопасности Амурской области, как субъекта Российской Федерации, является одной из основных задач государства на современном этапе развития. Уровень социально-экономического развития региона существенным образом отражается на основных социально-экономических показателях субъекта, в частности на объеме внутреннего производства, развитии внешней торговли, уровне доходов населения, развитии социальной сферы, а также многих других показателях инвестиционной привлекательности региона. Социально-экономическое состояние Амурской области отражается и на уровне экономической безопасности региона, что определяет необходимость достижения стабильного роста показателей и социально-экономического развития.

На современный уровень социально-экономического развития Амурской области существенное влияние оказывают внешние и внутренние факторы, формирующиеся под влиянием условий развития макро- и мезосреды. Так, среди внешних факторов в первую очередь следует назвать политику иностранных государств по отношению к России. Санкции Запада против РФ принимаются на протяжении многих лет, но в последнее время они прибрели невиданный прежде размах, непрерывно вводятся всё новые пакеты санкций. Правительство РФ, реализуя комплексы определенных мероприятий, стремится минимизировать потенциальные негативные последствия введенных санкций. Среди санкционных мер, направленных против нашей страны, особо следует отметить «замораживание» средств РФ на счетах Международного банка, отказ от покупки российского природного газа и нефти отдельными странами, а также отказ от оплаты этих природных ресурсов в рублях. Политические и экономические санкции иностранных государств ограничивают доступ России к отдельным группам товаров, продукции и услуг, реализуемых на международных рынках. В условиях тотальной глобализации внешнеэкономической деятельности оперативно обеспечить замену определенных групп товаров и продукции далеко не всегда представляется возможным в связи с необходимостью поиска новых каналов сбыта и поставок, что в корне меняет логистические связи и формирует определенные угрозы.

Помимо представленных угроз экономической безопасности, западные санкции создают ограничения доступа РФ к современным технологиям, что может негативно сказаться на развитии многих сфер экономики нашего государства. В целях минимизации отрицательного влияния на территории РФ в современных условиях реализуются программы, направленные на развитие сферы 1Т-технологий, как с использованием кадрового потенциала государства, так и с привлечением иностранных специалистов. В этих целях для организации сферы информационных технологий, а также населения, осуществляющего деятельность в указанной сфере, введены льготные условия, позволяющие сократить налоговое бремя и, соответственно, увеличить финансовые потоки, которые хозяйствующие субъекты смогут направить на оперативное и стратегическое развитие.

Наряду с негативным влиянием политических и экономических санкций, следует отметить и отрицательные последствия пандемии коронавирусной инфекции, начавшейся в конце 2019 г. Пандемия нанесла серьезный урон финансовым результатам деятельности организаций отдельных сфер (общественное питание, культурно-развлекательные мероприятия и др.). На государственном уровне была разработана система мер по поддержке организаций и населения. Государственную помощь получили семьи, относящиеся к категории малоимущих, семьи с детьми, а также отдельные категории граждан. Для хозяйствующих субъектов были введены налоговые каникулы, внедрена система льготного кредитования для организаций, пострадавших от пандемии. Благодаря государственным мерам экономика Амурской области смогла выстоять в сложный социально-экономический период.

Среди внутренних факторов, оказывающих отрицательное влияние на социально-экономическое развитие области, - стабильное снижение численности населения региона, несмотря на наличие государственных программ, направленных на увеличение рождаемости, а также повышения привлекательности Приамурья для населения других регионов РФ [1]. Помимо всего следует отметить дотационность бюджета Амурской области, что определяется выравниванием доходов и расходов бюджета региона и приводит к профициту бюджета.

Важное значение для социально-экономического развития региона имеют государственные программы, направленные на развитие сельского хозяйства, играющего существенную роль в экономике региона. На территории Амурской области реализуется множество региональных программ, связанных с поддержкой и развитием региональных сельхозтоваропроизводителей, а также импорто-замещением. Реализация подобных программ позволяет достигать стабильно высоких показателей роста и развития сферы сельского хозяйства.

По результатам проведенного PEST-анализа Амурской области социально-экономическое положение и развитие региона во многом зависит от технико-технологических факторов, среди которых особое значение имеют затраты организаций на информационно-коммуникационные технологии, технологические инновации, объем инновационных товаров, работ и услуг организаций. Существенная доля технических средств и технологий, используемых в деятельности предприятий региона, является импортной ввиду отсутствия должного уровня развития сферы информационных систем и технологий как на территории области, так и в России в целом, что делает многие отрасли экономики зависимыми от импорта соответствующих технологических средств. Это вызов экономической безопасности, формирующий существенные угрозы для развития отдельных сфер экономики региона.

Среди экономических факторов наибольшее влияние на социально-экономическое развитие Амурской области оказывают динамика и структура импорта, особенно из КНР, результаты работы промышленных производств, главным образом добывающих, а также развитие предприятий, оказывающих услуги связи. По результатам PEST-анализа, политические и социальные факторы оказывают наименьшее воздействие на социально-экономическое положение региона, при этом тенденции влияния указанных факторов характеризуются сравнительно стабильностью.

Следует отметить стабильное снижение численности населения региона, а также сокращение его реальных доходов в результате существенного темпа роста розничных цен, несмотря на рост средней заработной платы занятого населения.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что Амурская область обладает широкими возможностями для развития социально-экономического потенциала. Динамика показателей, отражающих текущий уровень и тенденции социально-экономического развития региона, представлена в таблице.

Показатели социально-экономического развития Амурской области за 2019 - 2021 гг.

Показатели Значения показателей Отклонение 2021 г. к 2019 г.

2019 г. 2020 г. 2021 г. абсолютное относительное, %

Численность населения, тыс. чел. 790,0 781,8 772,6 -17,4 -2,20

Численность родившихся, тыс. чел. 7,94 7,85 7,3 -0,64 -8,06

Численность умерших, тыс. чел. 11,10 12,68 14,30 3,2 28,83

Естественный прирост (убыль), тыс. чел. -3,16 -4,82 -6,96 -3,8 в 2,20 раза

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 387,9 387,7 371,45 -16,45 -4,24

Прибыло в Амурскую область, тыс. чел. 25,61 24,96 22,03 -3,58 -13,98

Выбыло из Амурской области, тыс. чел. 25,17 28,10 24,31 -0,86 -3,42

Миграционный прирост (убыль), тыс. чел. 0,44 -3,14 -2,28 -2,72 в 7,18 раза

Денежные доходы на душу населения в месяц, руб. 33304,0 35020,4 41604,2 4 8300,24 24,92

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 47234,4 52429,6 59152,9 11918,5 25,23

Валовой региональный продукт в текущих основных ценах, млн. руб. 395617, 2 449059, 2 499353, 8 103737 26,22

Продолжение таблицы

Показатели Значения показателей Отклонение 2021 г. к 2019 г.

2019 г. 2020 г. 2021 г. абсолютное относительное, %

На душу населения, руб. 419905,2 521060,1 646329,1 226424 53,92

Расходы на конечное потребление, млн. руб. 329945,1 361637,3 351403,6 21458,5 6,50

Основные фонды в экономике по полной учетной стоимости (на конец года), млн. руб. 1168547 1886666 2130046 961499 82,28

Продукция сельского хозяйства, млн. руб.: 44736,4 48273,4 66372,5 21636,1 48,36

продукция растениеводства 29365,9 37800,0 49795,9 20430 69,57

продукция животноводства 14704,1 15370,5 16576,6 1872,5 12,73

Объем работ по виду деятельности «строительство», млн. руб. 247162,0 266353,3 264594,2 17432,2 7,05

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 339933,6 343411,6 382154,2 42220,6 12,42

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м 204,9 156,1 226,3 21,4 10,44

Оборот розничной торговли, всего, млн. руб. 182953,4 192739,8 213516,6 30563,2 16,71

Внешнеторговый оборот, млн. долл. США 756,3 924,2 1025,8 269,5 35,63

экспорт 480,4 647,4 648,2 167,8 34,93

импорт 275,9 276,8 377,8 101,9 36,93

Сальдо внешнеторгового оборота 204,5 370,6 270,4 65,9 32,22

Составлена автором [2].

В анализируемом периоде наблюдается ухудшение демографической ситуации в Амурской области, что определяется снижением численности населения на 17,4 тыс. чел. (2,20%) в 2019 - 2021 гг. Причиной послужило превышение численности умерших (14,30 тыс. чел. в 2021 г.) над численностью родившихся (7,3 тыс. чел. в 2021 г.), что привело к формированию естественной убыли населения в 6,96 тыс. чел. в 2021 г. При этом следует отметить увеличение естественной убыли населения на 3,8 тыс. чел. (в 2,20 раза), что формирует негативные тенденции в демографической ситуации в Амурской области. Негативное влияние на демографию региона оказывает также снижение миграционного прироста и достижение миграционной убыли в 2020-2021 гг. (миграционная убыль в 2021 г. составила 2,28 тыс. чел.). Это негативным образом воздействует на демографическую ситуацию в регионе и формирует угрозы его демографической безопасности.

Важно отметить повышение уровня социальной безопасности Амурской области, что определяется увеличением среднедушевых доходов населения (на 8300,24 руб. в месяц, или на 24,92% за 2019 - 2021 гг.), а также увеличением среднемесячной заработной платы (на 11 918,5 руб., или на 25,23% за 2019 - 2021 гг.).

Среди показателей, характеризующих экономическое развитие Амурской области, определяются положительные тенденции в формировании валового регионального продукта, который увеличился в анализируемом периоде на 103 737 млн. руб. (26,22%). Представленные результаты позволяют сделать вывод об увеличении объемов внутреннего производства на территории региона, наблюдается и существенный рост ВРП на душу населения (на 53,92%).

Учитывая, что сельское хозяйство играет существенную роль в экономике Амурской области, следует отметить увеличение объемов сельскохозяйственного производства на 21 636,1 млн. руб. (48,36%), что в основном обусловлено увеличением объемов производства продукции растениеводства на 20 430 млн. руб. (69,57% за 2019 - 2021 гг.). Продукция животноводства имеет меньшие темпы роста: так, увеличение показателя составило 1 872,5 млн. руб. (12,73%). Представленные сведения позволяют говорить об улучшении продовольственной ситуации в регионе, а также о сокращении угроз продовольственной безопасности в Амурской области. Необходимо добавить, что увеличение объемов сельскохозяйственного производства в регионе является в основном следствием реализации региональных программ, направленных на поддержку отечественных сельхозтоваропроизводителей и на развитие импортозамещения.

За исследуемый период отмечается увеличение объемов строительной деятельности в Амурской области на 17 432,2 млн. руб. (7,05%), это позволяет сделать вывод о совершенствовании жилищной инфраструктуры на территории региона [3], увеличении объема инвестиций в основной капитал на 42 220,6 млн. руб. (12,42%), а также о повышении уровня инвестиционной привлекательности области.

Таким образом, результаты проведенного анализа свидетельствуют об улучшении уровня социально-экономического развития и социально-экономической безопасности Амурской области, несмотря на наличие негативного влияния факторов внешней и внутренней среды.

1. Рычкова, Е.С. Оценка демографической безопасности Амурской области / Е.С. Рычкова, М.С. Бальцежак // Вестник Амурского государственного университета. «Естественные и экономические науки». - 2019. - № 87. - С. 132-136. - DOI 10.22250/jasu.2019.87.132-136. - EDN SZHEKZ.

2. Амурстат: [сайт]. - URL: https://amurstat.gks.ru/ (дата обращения: 06.07.2022).

3. Рычкова, Е.С. Роль транспортной инфраструктуры в обеспечении экономической безопасности Амурской области / Е.С. Рычкова, Н.А. Бабкина // Вестник евразийской науки. - 2022. - Т. 14, № 2. - URL: https://esj .today/PDF/40ECVN222.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.