Научная статья на тему 'Оценка социально-экономического развития в модели опережающего управления'

Оценка социально-экономического развития в модели опережающего управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ / ПОДХОДЫ / ASSESSMENT / ANALYSIS / MODEL OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF ADVANCING MANAGEMENT / INDICATORS AND INDICATORS / APPROACHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышова Олеся Юрьевна

В данной статье приведена модель опережающего управления, направленная на оценку и анализ существующих рисков, поиск путей разрешения кризисных ситуаций. Анализ существующих рисков как на федеральном, так и на региональном уровнях методик оценки должен проводиться на основе каждого из четырех типов рисков: экономические, инвестиционные, предпринимательские и социальные. Система трендовых и факторных мини-моделей для решения оперативных задач опережающего краткосрочного планирования и управления должна функционировать на основе выявленных с помощью глубинного анализа данных в модели предусмотрен алгоритм балансировки результатов, получаемых на основе различных методов. Сбор, обработка и анализ информации, используемой трендовыми и факторными мини-моделями, должен осуществляться с помощью загрузчиков данных, методов многомерного статистического анализа. Алгоритмы ситуационного моделирования быстро развивающихся процессов должны рассматриваться в контексте моделирования развития социально-экономической системы в целом. При разработке индикаторов, определяющих кризисную ситуацию, должны быть рассмотрены различные подходы, применяемые как в отечественной, так и в международной практике. По оценке эффективности управленческих решений должны рассматриваться территории с различным уровнями социально-экономическим развития. Система показателей должна включать не менее 100 показателей. В концепции должно быть представлено общее описание взаимосвязей между показателями, как в текстовой, так и в графической форме. Также должны быть определены требования периодичности сбора данных по показателям. По результатам проведенного анализа должна быть разработана классификация (типологизация) субъектов РФ в зависимости от текущей ситуации и направлений социально-экономического развития и влияния внешних факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышова Олеся Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT IN MODEL OF ADVANCING MANAGEMENT

In this article the model of advancing management directed on assessment and analysis of existing risks, search of ways of permission of crisis situations is given. The analysis of existing risks both on federal, and on regional levels of assessment techniques has to be carried out on the basis of each of four types of risks: economic, investment, enterprise and social. The system of trend and factorial mini-models for the solution of operational problems of advancing short-term planning and management has to function on the basis of the data revealed by means of the deep analysis in model the algorithm of balancing of the results received on the basis of various methods is provided. Collecting, processing and analysis of information used by trend and factorial mini-models, has to be carried out by means of loaders of data, methods of the multidimensional statistical analysis. Algorithms of situational modeling of quickly developing processes have to be considered in a context of modeling of development of social and economic system as a whole. At developing of indicators defining crisis situation the various approaches applied both in domestic, and in the international practice have to be considered. According to efficiency of administrative decisions territories with various levels of social and economic developments have to be considered. The system of indicators has to include not less than 100 indicators. In the concept the general description of interrelations between indicators, both in text, and in a graphic form has to be presented. Also, requirements of frequency of data collection for indicators have to be defined. By results of the carried-out analysis classification (typologization) of territorial subjects of the Russian Federation depending on the current situation and the directions of social and economic development and influence of external factors has to be developed.

Текст научной работы на тему «Оценка социально-экономического развития в модели опережающего управления»

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МОДЕЛИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ

О. Ю. ЧЕРНЫШОВА

В данной статье приведена модель опережающего управления, направленная на оценку и анализ существующих рисков, поиск путей разрешения кризисных ситуаций. Анализ существующих рисков как на федеральном, так и на региональном уровнях методик оценки должен проводиться на основе каждого из четырех типов рисков: экономические, инвестиционные, предпринимательские и социальные. Система трендовых и факторных мини-моделей для решения оперативных задач опережающего краткосрочного планирования и управления должна функционировать на основе выявленных с помощью глубинного анализа данных в модели предусмотрен алгоритм балансировки результатов, получаемых на основе различных методов. Сбор, обработка и анализ информации, используемой трендовыми и факторными мини-моделями, должен осуществляться с помощью загрузчиков данных, методов многомерного статистического анализа. Алгоритмы ситуационного моделирования быстро развивающихся процессов должны рассматриваться в контексте моделирования развития социально-экономической системы в целом. При разработке индикаторов, определяющих кризисную ситуацию, должны быть рассмотрены различные подходы, применяемые как в отечественной, так и в международной практике. По оценке эффективности управленческих решений должны рассматриваться территории с различным уровнями социально-экономическим развития. Система показателей должна включать не менее 100 показателей. В концепции должно быть представлено общее описание взаимосвязей между показателями, как в текстовой, так и в графической форме. Также должны быть определены требования периодичности сбора данных по показателям. По результатам проведенного анализа должна быть разработана классификация (типологиза-ция) субъектов РФ в зависимости от текущей ситуации и направлений социально-экономического развития и влияния внешних факторов.

Ключевые слова: оценка, анализ, модель социально-экономического развития опережающего управления, показатели и индикаторы, подходы.

Оценка экономических, инвестиционных, предпринимательских и социальных рисков базируются на:

- результатах проведенного анализа существующих отечественных и зарубежных методик оценки экономических, инвестиционных, предпринимательских и социальных рисков;

- сущностных характеристиках рисков экономических, инвестиционных, предпринимательских и социальных;

- выявленных взаимосвязях между рисками как в рамках одной группы, так и между различными группами;

- влиянии рисков на модели управления;

- анализе информации, получаемой из неструктурированных данных;

- методиках количественной оценки рисков для каждой группы.

Анализ существующих рисков как на федеральном, так и на региональном уровнях методик оценки должен проводиться на основе каждого из четырех типов рисков (экономические, инвестиционные,

предпринимательские и социальные), и должны включать:

- условия изменения состава рисков;

- критерии добавления/удаления риска;

- порядок добавления/удаления риска.

Также оценка рисков должны проводиться отдельно для каждого из применяемого метода модели опережающего управления:

- для метода оперативного управления - на основе индикаторов экономической безопасности, устойчивого развития и опережающих индикаторов кризисных ситуаций по отношению к их пороговым значениям, степени влияния показателей внешней среды на принимаемые решения и вероятностей их возникновения для каждого значения из дискретного диапазона.

- для метода стратегического управления - на основе показателей социально-экономического развития с учетом устойчивости управленческих траекторий к влиянию показателей внешней среды;

- в методе оценки эффективности расчета рисков не предусмотрен.

Система трендовых и факторных мини-моделей для решения оперативных задач опережающего краткосрочного планирования и управления должна функционировать на основе выявленных с помощью глубинного анализа данных с помощью технологий Data Mining для поиска скрытых взаимосвязей [3].

Создание системы взаимосвязанных методов внутри модели опережающего управления позволит:

1) верификацию загруженных данных с учетом проверки корректности предопределенных взаимосвязей;

2) доопределить значение показателей на месте незаполненных и ошибочных ретроспективных данных на основе специальных расчетных алгоритмов;

3) произвести анализ закономерностей в матрице социально-экономического развития на основе организованной базы данных для проверки, сохранения или корректировки ранее найденных взаимосвязей и поиска новых зависимостей.

Модель опережающего управления включает использование различных технологий и методов моделирования и прогнозирования (в том числе трендовые, ситуационные, эконометрические и балансовые) [4] с целью нивелирования недостатков каждого варианта в отдельности. Кроме того, в модели предусмотрен алгоритм балансировки результатов, получаемых на основе различных методов.

Сбор, обработка и анализ информации, используемой трендовыми и факторными мини-моделями, должен осуществляться с помощью загрузчиков данных, методов многомерного статистического анализа, технологий Data Мш^с применением В1платформ.

К числу быстроразвивающихся процессов модели опережающего развития можно отнести:

- ажиотажный спрос;

- рост инфляционных ожиданий;

- распространение новых технологий;

- биржевые паники;

- банковские (финансовые) паники;

- валютные паники;

- изменение конъюнктуры на рынках отдельных товаров;

- рост денежной массы (например, в результате печатания);

- отток капитала.

Каждый вышеперечисленный процесс определяется:

- условием его возникновения и составом информации, свидетельствующей о начале процесса;

- экономическими и математическими законами, описывающими протекание процесса;

- составом информации, необходимой для моделирования процесса;

- способами определения временных характеристик процесса;

- взаимосвязью процесса с динамикой экономического развития и социальных изменений;

- возможностью влиянием процесса на показатели социально-экономического развитие региона;

- условиями остановки/замедления процесса.

Алгоритмы ситуационного моделирования бы-

строразвивающихся процессов должны рассматриваться в контексте моделирования развития социально-экономической системы в целом с учетом:

- макроэкономических процессов;

- динамики развития отдельных отраслей и секторов экономики;

- процессов, происходящих на рынке труда;

- естественного движения населения;

- социальных процессов в обществе;

- поведения населения.

В рамках модели опережающего управления должны осуществляться [1]:

1) навигация по данным с предусмотренными функциями:

- формирования и представления системы показателей в виде иерархического дерева показателей;

- формирования базы знаний, содержащей описание каждого показателя, а также сведения об источнике данных для показателя, способе расчета и т. п.;

- текстового поиска показателей.

2) аналитическое представление данных (в графическом, табличном и текстовом виде) с предусмотренными функциями:

- построения для выбранного пользователем показателя следующих видов отчетов: таблица, гистограмма, нормированная гистограмма, гистограмма с накоплением, круговая диаграмма, линейный график;

- формирования аналитических отчетов по выбранным показателям без применения программирования на основе многомерных массивов данных, позволяющих анализировать данные в разных разрезах;

- проведения сравнительного анализ нескольких показателей в рамках одного отчета;

- формирования и публикация регламентных отчетов.

3) отображение данных (в том числе представление с использованием ГИС-технологий) с предусмотренными функциями:

- территориальной привязки показателей и их отображение на карте с использованием подсветки и раскраски карты, согласно сформированной легенде и шкале значений показателей;

- задания и изменения правил цветовой индикации;

- создания оповещения, которое информирует пользователя о попадании абсолютной величины показателя или одного из рассчитываемых индикаторов в заданный диапазон значений, без применения программирования;

- создания оповещения, которое информирует пользователя о появлении объектов, для которых абсолютная величина или один из рассчитываемых индикаторов попадает в заданный диапазон значений, без применения программирования;

- отображения карточки оповещения с цветовой индикацией, информацией о событии и ссылкой на детализирующий отчет.

Алгоритмы поиска путей разрешения кризисных ситуаций должны основываться на:

1) результатах проведенного ранжирования угроз для региона для определения наиболее уязвимых сфер в социально-экономическом развитии.

Ранжирование должно проводиться по существующей базе угроз сбалансированному развитию. База угроз должна создаваться и обновляться на основе методики выявления кризисных ситуаций с использованием индикаторов экономической безопасности, устойчивого развития и индикаторов кризисных ситуаций и показателей внешней среды [2]. Актуализация и корректировка характеристик каждой угрозы (вероятность возникновения, степень тяжести последствий) должна проводиться с использованием полезной информации, получаемой из неструктурированных данных.

2) предварительно разработанной классификации (типологизации) субъектов РФ в зависимости от текущей ситуации в регионе и его устойчивости к кризисным ситуациям, направлений социально-экономического развития и влияния внешних факторов.

Количественные характеристики пороговых значений индикаторов экономической безопасности, устойчивого развития, опережающих индикаторов возникновения кризисных ситуаций должны определяться отдельно для различных групп, выявленных в новой синтетической классификации регионов.

3) индикаторах экономической безопасности, устойчивости развития и опережающих индикаторах наступления кризисных ситуаций (только для модели оперативного управления).

Индикаторы экономической безопасности, устойчивого развития и кризисных ситуаций должны строиться на основе показателей социально-экономического развития для целей оперативного управления и показателей внешней среды.

4) выявленных взаимосвязях между показателями (и индикаторами) мониторинга социальноэкономического развития.

Взаимосвязи в системе показателей и индикаторов (в модели оперативного управления) должны определяться на основе статистических оценок, полученных с помощью анализа данных с применением BI-технологий. Должны быть предусмотрены алгоритмы корректировки количественных оценок взаимосвязей с использованием неструктурированных данных в режиме реального времени.

5) построение системы анализа оценки индикаторов на основе показателей мониторинга.

6) специальных требованиях к аналитическому представлению значений индикаторов и динамики их изменения (только для модели оперативного управления).

Представление индикаторов должно осуществляться в табличной (с указанием их количественных значений) и графической (с указанием величины индикатора относительно его порогового значения) формах.

При разработке индикаторов, определяющих кризисную ситуацию, должны быть рассмотрены различные подходы, применяемые как в отечественной, так и в международной практике, в том числе:

- методика Стока и Уотсона;

- европейские методики Forni, Hallin, Lippi&Reichlin;

- индексы бизнесциклов Conference Bord;

- методики ОЭСР;

- индексы деловой активности PMI и Tankan;

- «сигнальные» подходы;

- методики, используемые Аналитическим центром при Правительстве РФ и российским Центром Развития.

Методики оценки эффективности принимаемых решений должны основываться на:

- результатах анализа существующего отечественного и международного опыта по оценке эффективности принимаемых решений;

- заданных критериях эффективности;

- определенной классификации (типология) решений, подлежащих рассмотрению и оценке;

- информационной и нормативной базе для проведения оценки (на основе исторического и зарубежного опыта);

- алгоритмах (методиках) оценки эффективности решений с учетом результатов решений и затрат на их реализацию;

- возможностях, условиях и границах использования результатов мониторинга, анализа и прогнозирования для оценки эффективности принимаемых решений;

- предложениях по разработке стимулирующих мер для повышения эффективности решений и механизмов контроля последствий и результативности принимаемых решений.

В рамках анализа существующего отечественного и международного опыта по оценке эффективности управленческих решений должны рассматриваться территории с различными уровнями социально-экономического развития, моделью управления.

Результаты анализа эффективности должны быть достаточными для классификации (типологиза-ции) решений, подлежащих рассмотрению и оценке.

Возможности применения существующего опыта должны проверяться с учетом особенностей экономического развития регионов, зависимости от значений показателей внешней среды, проводимой экономической и бюджетной политики (с помощью соответствующих значений управляющих параметров) [2].

Для существующих методик оценки эффективности управленческих решений должна быть создана пополняемая информационная база с возможностью внедрения наилучших практик регионального и зарубежного опыта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения критериев эффективности и разработки методики ее оценки должны использоваться различные критерии, применяемые как на государственном уровне (различные методики оценки эффективности органов власти), так и в бизнес-сообществах (например, для оценки эффективности деятельности банков или крупных корпораций с территориально-распределенной структурой).

Оценка эффективности социально-экономического развития должна строиться путем соизмерения ресурсов (затрат) на достижение результатов, следующих факторов:

- природных ресурсов (структура, качество ресурсов, их экономия в процессах управления, возможность пополнения и накопления);

- временных ресурсов (своевременность решений, экономия времени, использование новых технологий и кадрового потенциала органов власти);

- стратегии развития (реальность цели, учет конъюнктуры рынка, особенностей социальноэкономического развития территории и т. п.);

- производных ресурсов;

- интенсивности (соизмерение усилий и времени);

- производительности (соизмерение результата и времени);

- результативности (сравнение фактической отдачи решения с ожидаемой).

Классифицируется управленческие решения по сферам: экономическая; финансовая; налоговая; инвестиционная; политическая; социальная; технологическая; бюджетная.

Для повышения качества оценки эффективности принимаемых решений в основе ее информационной составляющей должны лежать результаты мониторинга, анализа и прогнозирования.

Предложения по разработке стимулирующих мер для повышения эффективности решений и механизмов контроля последствий и результативности принимаемых решений должны строиться на основе анализа:

- нормативно-правовой базы РФ и субъектов РФ;

- полномочий и ответственности органов исполнительной власти;

- порядка разработки стратегий и программ развития;

- лучших региональных и зарубежных практик.

Применение модели и опережающего стратегического управления возможно для территорий, заинтересованных в содействии социально-экономическому развитию субъектов РФ и России в целом.

Потенциальными потребителями модели являются:

- Федеральные и региональные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной экономической политики, формированию и реализации программ комплексного социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ, межрегиональному сотрудничеству, развитию предпринимательства, государственной поддержке инвестиционной деятельности и др.;

- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие руководство в области организации финансов;

- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения;

- Отраслевые объединения работодателей;

- Организации, обеспечивающие организацию и координацию работ по комплексному анализу и оценке социально-экономического развития территории (региона или федерального округа).

Предусмотрено несколько различных вариантов применения модели опережающего управления, это:

1) хранилище больших объемов структурированных и неструктурированных данных, импортируемых из внешних источников. Данные при поступлении из источников подвергаются автоматической

проверке на логику и корректность и приводятся к единому формату. База данных по каждому показателю имеет ссылки на источники;

2) средство представления данных. В данном варианте использования предусматривается возможность проведения графического анализа структурированных данных в виде таблиц, диаграмм, контрольных панелей соответствия пороговым значениям;

3) инструмент выявления устойчивых взаимосвязей, тенденций и закономерностей, в том числе латентных, в социально-экономической сфере;

4) инструмент для расчета комплексных интегральных показателей и индикаторов на основании уже существующих или на основе первичных данных, а также определения уровней пороговых значений;

5) информационно-аналитическая база для решения задач по мониторингу, анализу, выявлению отклонений и причин отклонений ключевых показателей

6) геоинформационная система. Имеется возможность привязки всех показателей и рассчитываемых на их основе индикаторов к географической карте Российской Федерации, а также зональное окрашивание субъектов РФ в зависимости от значений параметров социально-эконо-мического развития, уровня экономической безопасности и др.;

7) инструмент прогнозирования и ситуационного моделирования значений ключевых показателей и индикаторов;

8) информационно-аналитический портал поддержки принятия управленческих и инвестиционных решений.

Разработка модели опережающего управления базируется на проведение работ в несколько этапов.

1. Разработка концепции модели опережающего стратегического управления.

2.1. Разработка концепции и модели системного мониторинга социально-экономического развития субъектов РФ с учетом влияния внешних факторов.

2.2. Разработка алгоритма ситуационного моделирования быстро развивающихся процессов в социальной и экономической сферах:

- определение состава и структуры моделируемых процессов;

- формирование требований к входным и выходным данным, разработка алгоритма ситуационного моделирования социально-экономичес-ких процессов.

3. Разработка алгоритма (методики) оценки эффективности принимаемых стратегических решений учетом результатов мониторинга, интеллектуального анализа и ситуационного моделирования.

4. Разработка частного технического задания (далее - ЧТЗ) на подсистему сбора (импорта) структурированных и неструктурированных данных из различных источников (подсистема сбора данных).

5. Разработка ЧТЗ на подсистему обработки и анализа данных, построения прогнозных моделей и поиска оптимальных решений (подсистема обработки и анализа данных), в том числе разработка требований к модели опережающего стратегического управления.

6. Разработка ЧТЗ на подсистему отображения и представления данных пользователям (далее - подсистема отображения данных)

1. Разработка концепции экономической модели опережающего управления включает:

- разработку нескольких вариантов модели опережающего стратегического управления (например, для достижения сбалансированного развития, минимизации затрат, повышения эффективности и т. д.);

- проведение оценки условий реализации - для какого типа регионов, какая модель наиболее применима;

- проведение оценки преимуществ и недостатков модели опережающего развития;

- определение потенциала реализации концепции.

Концепция содержит подробное экономическое описание каждого из пунктов создания экономической модели опережающего управления и перечень процессов, подлежащих моделированию и автоматизации.

В рамках концепции проводиться анализ:

- влияния процессов глобализации на экономику и общество;

- плюсов и минусов вступления России в ВТО;

- существующих моделей стратегического управления, как в России, так и за рубежом;

- подходов и комплекса мер, принимаемых государственными органами власти для предотвращения и преодоления кризисных ситуаций;

- подходов и методов оценки эффективности управления экономической и социальной сферами;

- проблем конкурентоспособности экономики России и ее территорий;

- зависимости экономики России и региональных экономик от внешних факторов;

- экономической устойчивости и безопасности России и ее территорий.

Концепция модели опережающего управления предполагает разработку:

I. Методология подходов принятия решений, в рамках формирования модели опережающего управления включающие;

- методические основы и подходы к разработке модели опережающего управления;

- методические положения причинноследственного анализа в рамках опережающего управления;

- методические подходы выявления кризисных ситуаций и преодолению их последствий.

В связи с чем необходимо сформировать требования к:

- системе показателей для оценки факторов внешней среды, влияющих на социально-экономическое развитие территории;

- методикам интеллектуального анализа показателей и расчета их пороговых значений, свидетельствующих о возможном наступлении кризисных ситуаций;

- системе опережающих индикаторов наступления кризисных ситуаций на основе результатов интеллектуального анализа;

- методикам оценки экономических, инвестиционных, предпринимательских и социальных рисков, в том числе с учетом вступления России в ВТО;

- методикам оценки эффективности принимаемых стратегических решений;

- алгоритмам поиска путей разрешения кризисных ситуаций;

- ситуационным и эконометрическим моделям быстро развивающихся процессов в экономической и социальной сферах;

- системе взаимосвязанных трендовых и факторных мини-моделей для решения оперативных задач опережающего краткосрочного планирования и управления;

- модели опережающего стратегического управления для предотвращения и преодоления последствий кризисных ситуаций с минимальными затратами.

II. Мониторинг социально-экономического развития субъектов РФ и влияния внешних факторов включает:

- разработку нескольких вариантов проведения мониторинга и планов их реализации;

- проведение оценки ресурсов территории;

- проведение оценки преимуществ и недостатков.

Концепция должна содержать описание процессов и показателей, подлежащих мониторингу, моделированию и автоматизации.

В рамках концепции должен быть проведен анализ:

- существующих в России подходов к мониторингу (в том числе осуществляемых Минэкономразвития России) и систем мониторинга социально-

экономического развития территорий различного масштаба, их преимуществ и недостатков;

- информационной базы уже существующих (в РФ) автоматизированных систем сбора и представления данных (в том числе Росстат, ЕМИСС, ГАС «Управления» и т. д.);

- основных проблем и ограничений, возникающих при системном мониторинге;

- возможностей и преимуществ, которые дает системный мониторинг;

- деструктивных факторов, влияющих на социально-экономическое положение региона, способов их мониторинга и оценки.

Определены:

- цели и задачи системного мониторинга;

- структура и состав процессов и показателей социально-экономического развития, подлежащих мониторингу;

- источники необходимой информации и способы ее получения;

- принципиальные потоки для агрегирования необходимой информации для расчета основных показателей мониторинга.

Разработаны:

- методология мониторинга социальноэкономического развития региона;

- организационно-экономический механизм и структура управления процессом системного мониторинга.

Сформированы требования к:

- системе показателей оперативного мониторинга развития территорий, оценке текущей социально-экономической ситуации, перспектив и изменений;

- алгоритмам сбора пространственно-распределенных структурированных данных из различных источников;

- алгоритмам предобработки и верификации данных мониторинга с целью выявления скрытых взаимосвязей между данными и осуществления их проверки на корректность, полноту и логику.

В состав показателей оперативного мониторинга должны быть включены показатели, собираемые Федеральной службой государственной статистики, Банком России, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по труду и занятости и др.

Система показателей должна включать не менее 100 показателей, в том числе по следующим направлениям (группам):

- финансы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- цены;

- социальная сфера;

- показатели ЦБ РФ;

- денежно-кредитная финансовая статистика;

- показатели ликвидности банковского сектора;

- показатели платежного баланса;

- инструменты денежно-кредитной политики Банка России;

- показатели деятельности кредитных организаций;

- финансовые рынки;

- платежная система;

- промышленность;

- сельское хозяйство;

- строительство;

- транспорт;

- торговля;

- услуги;

- инвестиции;

- финансы;

- институциональные характеристики кредитных организаций;

- операции с иностранной валютой;

- привлеченные средства;

- размещенные средства;

- уровень жизни населения;

- занятость населения;

- институциональные преобразования;

- демография.

В концепции должны быть также представлено общее описание взаимосвязей между показателями (группами показателей) как в текстовой, так и в графической форме. Кроме того, должны быть определены требования периодичности сбора данных по показателям.

Для определения факторов внешней среды, подлежащих мониторингу, должны быть выполнены следующие работы:

- проведен анализ факторов внешней среды, оказывающих положительное влияние на социальноэкономическое развитие территории;

- проведен анализ деструктивных факторов социально-экономического развития;

- определены требования к составу и характеристикам показателей внешней среды, влияющих на развитие территории;

- выявлены взаимосвязи между показателями внешней среды и показателями социальноэкономического развития территорий.

По результатам проведенного анализа должна быть разработана классификация (типологизация) субъектов РФ в зависимости от текущей ситуации и направлений социально-экономического развития и влияния внешних факторов.

В результате могут стать:

- выявленные основные факторы опережающего развития;

- предложенные новые управленческие технологии, используемые для реализации задач опережающего управления.

Литература

1. Кривоножко В. Е., Пискунов А. А., Лычев А. В. Построение функции оценки деятельности сложных систем // Доклады Академии Наук. 2009. Т. 426. № 5. С. 612.

2. Щербак А. Д. Применение методологии анализа среды функционирования для оценки эффективности управления набором стратегических бизнес-единиц корпораций // Экономика и право. Удмуртский государственный Университет. Ижевск, 2012. Вып. 2.

3. Cooper W. W., Seiford L.S., Tone K. DEA. A Comprehensive Text with models. Springer, 2007. С. 336.

4. URL: http://mdvsn.com

* * *

ASSESSMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT IN MODEL OF ADVANCING MANAGEMENT

O. Yu. Chernyshova

In this article the model of advancing management directed on assessment and analysis of existing risks, search of ways of permission of crisis situations is given. The analysis of existing risks both on federal, and on regional levels of assessment techniques has to be carried out on the basis of each of four types of risks: economic, investment, enterprise and social. The system of trend and factorial mini-models for the solution of operational problems of advancing short-term planning and management has to function on the basis of the data revealed by means of the deep analysis in model the algorithm of balancing of the results received on the basis of various methods is provided. Collecting, processing and analysis of information used by trend and factorial minimodels, has to be carried out by means of loaders of data, methods of the multidimensional statistical analysis. Algorithms of situational modeling of quickly developing processes have to be considered in a context of modeling of development of social and economic system as a whole. At developing of indicators defining crisis situation the various approaches applied both in domestic, and in the international practice have to be considered. According to efficiency of administrative decisions territories with various levels of social and economic developments have to be considered. The system of indicators has to include not less than 100 indicators. In the concept the general description of interrelations between indicators, both in text, and in a graphic form has to be presented. Also, requirements of frequency of data collection for indicators have to be defined. By results of the carried-out analysis classification (typologization) of territorial subjects of the Russian Federation depending on the current situation and the directions of social and economic development and influence of external factors has to be developed.

Key words: assessment, analysis, model of social and economic development of advancing management, indicators and indicators, approaches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.