Научная статья на тему 'Оценка социально-экономического развития регионов России: инвентаризация подходов'

Оценка социально-экономического развития регионов России: инвентаризация подходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2106
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНЫ РОССИИ / SYSTEM APPROACH / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / REGIONS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюкина Татьяна Олеговна, Лукьянова Наталия Юрьевна

Представлены результаты систематизации основных подходов к оценке социально-экономического развития регионов Российской Федерации (административного, рейтингового и научного). Выявлены их специфические черты по признакам: субъект формирования, периодичность проведения, вид оценки, отличительные черты методики и другие. Акцентировано внимание на необходимости системного подхода к оценке социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами концепции устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дюкина Татьяна Олеговна, Лукьянова Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Socio-economic Development of Russian Regions: an Overview of Approaches

The authors present an overview of the main approaches to assessing the social and economic development of Russian regions. There are different types of assessment administrative, ranking and scientific ones. Each type of assessment has its own parameters the subject of assessment, frequency, tools, specific methodology, and others. The authors stress the necessity of a more systemic approach to assessing the socio-economic development of the Russian Federation based on the principles of sustainable development.

Текст научной работы на тему «Оценка социально-экономического развития регионов России: инвентаризация подходов»

УДК 338.1

Т. О. Дюкина, Н. Ю. Лукьянова

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ

Представлены результаты систематизации основных подходов к оценке социально-экономического развития регионов Российской Федерации (административного, рейтингового и научного). Выявлены их специфические черты по признакам: субъект формирования, периодичность проведения, вид оценки, отличительные черты методики и другие. Акцентировано внимание на необходимости системного подхода к оценке социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами концепции устойчивого развития.

61

The authors present an overview of the main approaches to assessing the social and economic development of Russian regions. There are different types of assessment - administrative, ranking and scientific ones. Each type of assessment has its own parameters - the subject of assessment, frequency, tools, specific methodology, and others. The authors stress the necessity of a more systemic approach to assessing the socio-economic development of the Russian Federation based on the principles of sustainable development.

Ключевые слова: системный подход, социально-экономическое развитие, устойчивое развитие, регионы России.

Key words: system approach, social and economic development, sustainable development, regions of Russia.

Современные вызовы и изменения, происходящие в мировом социальном и экономическом порядке, побуждают все ведущие страны мира к коренной модернизации своей экономической системы. Не является здесь исключением и Россия, экономика которой проходит этап глубокой трансформации, что наглядно демонстрируют темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) и индекса-дефлятора ВВП за период с 2000 по 2016 г. (рис. 1). В частности, тенденция динамики темпа роста как ВВП, так и индекса-дефлятора ВВП (к предыдущему году) в РФ за период 2000—2016 гг. имеет отрицательный наклон. Кризис 2008 г. оказал свое влияние, выразившееся в резком снижении в 2009 г. этих показателей. Следует отметить также, что в последние годы темпы роста ВВП и индекса-дефлятора ВВП (к предыдущему году) в РФ довольно близко приближались к отметке в 100 %, а в 2015 г. темпы роста ВВП даже перешагнули и ее, опустившись до 97,2 %. В этой связи объективная оценка социально-экономического развития регионов страны приобретает сегодня особую актуальность.

© Дюкина Т. О., Лукьянова Н. Ю., 2018

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 61-69.

140,0

90,0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 20! 1 2012 2013 2014 2015 2016 -♦-Темпы роста ВВП (в постоянных ценах), в процентах к предыдущему году Индекс-дефлятор ВВП, в процентах к предыдущему году

Рис. 1. Темпы роста ВВП и индекса-дефлятора ВВП (к предыдущему году) в РФ за период 2000-2016 гг.,%

Источник: составлено авторами на основе данных [1].

Примечание: индекс-дефлятор за 2011 г. отсутствует в связи с различной методологией расчета валовой добавленной стоимости в текущих ценах за 2010-2011 гг.

В качестве примера реализации подходов к оценке социально-экономического развития регионов возьмем три субъекта СевероЗападного федерального округа РФ. Для справки: в 2015 г. валовой региональный продукт (ВРП) Калининградской области составил 328 760,0 млн руб., Ленинградской области — 853 584,6 млн руб., г. Санкт-Петербурга - 3 023 972,3 млн руб. [2].

Следует отметить, что оценка социально-экономического развития регионов страны всегда была тесно связана с региональной спецификой, включая географические особенности субъектов РФ. Эта проблема и ее прикладные аспекты все время находились в поле зрения экономического научного сообщества [3 — 6; 12]. Причем в последние годы она приобрела чрезвычайную важность в связи с растущей потребностью своевременного и точного установления уровня социально-экономического развития регионов нашей страны, необходимого для гармоничного развития и решения проблемных вопросов в различных сферах экономики и общества. Так, согласно распоряжению Правительства РФ, в 2009 г. был утвержден перечень показателей мониторин-

га процессов в реальном секторе экономики во всех субъектах РФ [7]. Данный перечень включает в себя девять разделов, в каждом из которых установлено различное количество показателей (групп показателей), характеризующих социальное и экономическое положение регионов РФ (табл. 1).

Таблица 1

Направления и показатели (группы показателей) мониторинга [7]

Наименование Количество

1. Рынок труда, занятость и доходы населения 21

2. Производственный и технологический потенциал 29

3. Сфера услуг и цены 6

4. Внешнеэкономическая деятельность 2

5. Малое предпринимательство 2

6. Обеспечение устойчивости финансовой и банковской системы 3

7. Обеспечение сбалансированного развития регионов 16

8. Социальные последствия кризисных явлений 4

9. Сведения о принимаемых антикризисных мерах (представляется информация о наиболее успешных антикризисных мерах, рекомендуемых к применению на территориях других субъектов РФ, а также о мерах, применение которых не рекомендовано)

63

Министерство связи и массовых коммуникаций России совместно с Министерством регионального развития России обеспечивает сбор и обработку данных по всем установленным показателям посредством использования единой вертикально-интегрированной государственной автоматизированной системы «Управление». Министерство регионального развития России ежемесячно представляет Правительству и Администрации Президента РФ доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах каждого субъекта федерации [7].

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти представляют данные по установленным показателям по всем субъектам РФ, а также по 7 федеральным округам и РФ в целом. Эти данные характеризуют текущее социально-экономическое положение субъектов РФ. В результате Росстат формирует оперативные данные, включающие информацию для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов РФ, доклада «Социально-экономическое положение России» (с приложением «Некоторые статистические показатели социально-экономического положения субъектов РФ»), а также информационные статистические материалы о социально-экономическом положении регионов РФ. Кроме того, готовятся следующие издания: «Регионы России. Социально-экономические показатели», «Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ», «Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов», «Статистический бюллетень "Формирование местного самоуправления в РФ"» и «Статистический бюллетень "Социально-экономическое положение федеральных округов"».

Мониторинг социально-экономического положения субъектов РФ охватывает важнейшие социально-экономические показатели, позволяющие оценивать ежемесячные изменения, происходящие в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ. Он также включает статистические показатели, характеризующие реальный сектор экономики в субъектах РФ: индексы промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, оборота розничной торговли, инвестиций в основной капитал, платных услуг населению, потребительских цен; финансовую деятельность организаций, просроченную задолженность по заработной плате, денежные доходы населения, данные о динамике и структуре занятости.

Оценка социально-экономического развития и на ее основе прогноз показателей на долгосрочную перспективу осуществляется также при разработке стратегий развития территорий. Например, целевыми показателями социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 г. стали 13 экономических и 16 социальных показателей [8].

С другой стороны, сегодня различными рейтинговыми агентствами также формируются многочисленные рейтинги регионов РФ: по уровню экономического развития, успешности регионов, уровню жизни [9; 10]. Регионы страны оцениваются по совокупности параметров валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, уровня занятости, доли инвестиций ВРП, прибыли на одного занятого, среднедушевых доходов и другим, в том числе интегральным показателям.

Так, согласно рейтингу российских регионов, составленному по интегральному показателю (включающему совокупность параметров: ВРП на душу населения, уровень среднедушевых доходов, уровень занятости, доля инвестиций в ВРП, прибыль на одного занятого и другие показатели) и опубликованному в деловом еженедельнике «Профиль», в 2016 г. Ненецкий автономный округ занял первое место по уровню экономического развития. На втором месте — Мурманская область, на третьем — Архангельская. В то же время лидерство по уровню жизни было отдано другим регионам страны — Московской области, г. Санкт-Петербургу, Ямало-Ненецкому АО. В частности, в 2016 г. по уровню жизни Калининградская область находилась на 28-м месте, Ленинградская область — на 29-м, а г. Санкт-Петербург занимал 2-е. По уровню экономического развития Калининградская область была на 19-м месте, Ленинградская область — на 13-м, а г. Санкт-Петербург оказался на 18-м [9].

Параллельно с вышеописанными подходами к оценке социально-экономического развития регионов проводятся исследования различных научно-исследовательских организаций, авторских коллективов и отдельных ученых-экономистов, представляющие собой широкий спектр методик рейтинговой оценки, разработки сценариев, использования индикаторов, интегральных показателей, индексов и т.п. [11 — 12].

Примером может служить методика рейтинговой оценки инновационного потенциала субъектов РФ, разработанная НИУ ВШЭ, первый рейтинг по которой был составлен за 2008 г. Методика включает оценку

социально-экономических условий инновационной деятельности регионов. В частности, в 2015 г. по основным макроэкономическим показателям Калининградская область находилась на 22-м месте, Ленинградская область — на 47-м, а г. Санкт-Петербург занимал 6-е.

Подведем первые итоги. Фактически существует три подхода к оценке социально-экономического развития регионов страны, систематизация которых представлена в таблице 2. Первый подход, назовем его условно «административным», фактически представляет собой систему государственного мониторинга по значительному количеству социально-экономических показателей. Второй подход, назовем его «рейтинговым», позволяет выстроить регионы в условные рейтинги по ограниченному количеству социально-экономических интегральных показателей, полученных, в том числе и в процессе мониторинга в рамках первого подхода. Третий подход — «научный», к которому можно отнести методики различных научно-исследовательских организаций и отдельных ученых-экономистов.

65

Таблица 2

Подходы к оценке социально-экономического развития регионов страны

Вид подхода Субъект формирования Периодичность проведения Вид оценки Отличительные черты методики Источники (примеры)

Административный Минкомсвязи РФ, Минрегион РФ Раз в месяц, часть — раз в квартал (с 2009 г.) Мониторинг Девять разделов, 83 группы показателей [7]

Рейтинговый Рейтинговые агентства Раз в год Рейтинговая оценка Интегральные рейтинговые показатели Например, рейтинги делового еженедельника «Профиль» [9], медиагруппы МИА «Россия сегодня» [10]

Научный Научно-исследовательские организации, коллективы и отдельные ученые-экономисты Варьируется (чаще ежегодно или однократно) Рейтинги, индикаторы, интегральные показатели, сценарии и др. Авторские методики Например, рейтинг инновационного развития регионов НИУ ВШЭ [11]; сценарный подход и интегральный индекс Д. В. Ба-тейкина [12]

На наш взгляд, различие в рассмотренных подходах к оценке социально-экономического развития регионов РФ обусловлено прежде всего разным пониманием термина «социально-экономическое развитие» и вкладыванием в него различного содержания. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть дефиницию понятия «социально-экономическое развитие».

Довольно часто под социально-экономическим развитием понимают расширенное воспроизводство и положительные изменения структуры экономики, а также развитие социальной сферы, которые выражаются в сводных показателях экономики и социальной сферы.

Это определение нередко получает специфические коннотации. Так, в Законе г. Москвы от 24.10.2001 г. № 53 «Об основах научно-технической политики города Москвы» данное понятие раскрыто следующим образом: «...социально-экономическое развитие города — повышение качества жизни и культурного уровня населения города, уровня развития и конкурентоспособности сферы производства и услуг, эффективности управления жизнедеятельностью города...» [13, гл. 1, ст. 2, п. 1].

Иногда социально-экономическое развитие рассматривается как совокупность составных частей, имеющих также определенную специфику и включающих «рост производства, доходов и как результат повышение благосостояния населения; существенные сдвиги в социальной, институциональной, административной структурах общества; перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках; повышение уровня образования и улучшение здоровья и т.п.» [14, с. 34].

Наряду с описанными выше взглядами можно выделить еще один, рассматривающий это понятие как центральную функцию органов власти региона [16, с. 406].

Сегодня, с нашей точки зрения, основные акценты социально-экономического развития регионов следует перенести и на формирование условий и факторов, способствующих обеспечению высокого уровня и качества жизни населения, на поддержку каждой инициативы, обеспечивающей повышение ответственности за состояние окружающей среды, содействие развитию и распространению экологически безопасных технологий, а также на реализацию принципа предосторожности при решении экологических вопросов.

В конечном итоге социально-экономическое развитие регионов страны должно не только включать рост народного благосостояния, продолжительности жизни людей, улучшение здоровья, повышение качества жизни, но и учитывать удовлетворение потребностей настоящих поколений людей без ущерба для возможностей будущих поколений. В связи с этим, на наш взгляд, целевым ориентиром оценки социально-экономического развития региона должна быть оценка всех аспектов деятельности человека, степень ее соответствия современным тенденциям социально-экономического развития в мире и соотнесение с поставленными перед всем человечеством Глобальными целями устойчивого развития, разработанными под эгидой ООН и вступившими в силу в силу 1 января 2016 г. Речь идет о 17 целях, связанных:

• с ликвидацией нищеты и голода;

• с обеспечением продовольственной безопасности, здорового образа жизни, всеобщего образования, гендерного равенства, занятости, санитарии, доступности источников энергии, открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов;

• с развитием сельского хозяйства, рациональным использованием водных, лесных, земельных и биоресурсов, мерами по борьбе с изменением климата;

• с сокращением неравенства внутри стран и между ними;

• с рационализацией потребления и производства;

• с содействием экономическому росту, индустриализации и инновациям, построению миролюбивого и открытого общества;

• с укреплением средств осуществления и активизацией работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития [15].

С учетом отмеченных в настоящей работе и ряда других проанализированных методик оценки социально-экономического развития регионов страны предлагается формирование системы показателей оценки социально-экономического развития регионов РФ из трех основных блоков: социального, экономического и экологического содержания.

В блок социального развития регионов предлагается включить показатели, оценивающие: уровень благополучия разных поколений жителей региона, качество регионального образования, здравоохранения, их доступность на протяжении всей жизни, качество жилья и питания, долю населения, ведущего здоровый образ жизни и др.

Блок экономического развития регионов предлагается расширить показателями, позволяющими оценивать: уровень экономической безопасности, включая продовольственную, энергетическую, транспортную и др.

В блоке экологических показателей развития регионов необходимо оценивать: уровень экологической безопасности региона, рациональность использования региональных водных, лесных, земельных и биоресурсов, реализацию на территории региона мероприятий, связанных с изменением климата и др.

В заключение отметим, что при всем многообразии подходов к оценке социально-экономического развития регионов страны сегодня не существует универсальной методики, позволяющей комплексно оценить текущее социально-экономическое положение субъектов РФ. В то же время оценку социально-экономического развития регионов РФ представляется целесообразным осуществлять только на основе применения системного подхода. В данном контексте системный подход предполагает реализацию не только региональных и национальных целей развития, но и глобальных, стоящих сегодня перед ведущими мировыми державами и всем человечеством, целей устойчивого развития [15].

Таким образом, предложенный системный подход к оценке социально-экономического развития регионов, наиболее полно соответствующий принципам концепции устойчивого развития, будет способствовать разработке современного и эффективного инструментария, позволяющего объективно оценивать происходящие в субъектах РФ изменения в социально-экономическом развитии.

67

68

Список литературы

1. Социально-экономические показатели РФ в 1991 — 2016 гг. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ ru/ statistics/publications/ catalog/doc_1270707126016 (дата обращения: 12.12.2017).

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/cat alog/doc_1138623506156 (дата обращения: 12.12.2017).

3. Самарина В. П. Особенности оценки неравномерности социально-экономического развития регионов // Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 300 — 304.

4. Ферару Г. С., Орлова А. В. Методика оценки уровня устойчивого социально-экономического развития регионов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 1 — 7.

5. Рамазанова А. Г. Оценка уровня социально-экономического развития субъектов РФ // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 5. С. 64 — 67.

6. Фраймович Д. Ю. Методология оценки инновационного развития социально-экономических систем : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Ярославль, 2016.

7. Распоряжение Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 806-р Об утверждении перечня показателей мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 23.01.2018).

8. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 г. № 2074-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года». URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/econReg/ investproject/ doc20111118_022 (дата обращения: 23.01.2018).

9. Михайлов А. Лидеры на дотациях. URL: http://www.profile.ru/ economics/ item/113832-lidery-na-dotatsiyakh (дата обращения: 21.12.2016).

10. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2016 года. URL: http://riarating.ru/infografika/20170530/630063754. html (дата обращения: 23.01.2018).

11. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ. URL: https:// www. hse.ru/primarydata/rir (дата обращения: 16.01.2018).

12. Батейкин Д. В. Методология программно-целевого прогнозирования и планирования социально-экономического развития региона : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2016.

13. Закон г. Москвы от 24.10.2001 г. № 53 «Об основах научно-технической политики города Москвы».

14. Тагиев М. Х. Формы и методы регулирования социально-экономического развития регионов: существующая практика и перспективы развития // Вопросы структуризации экономики. 2003. № 3. С. 34—40.

15. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: http://www. globalcompact. ru/assets/uploads/ Povestka_dny_v_oblasti_UR_do_2030.pdf (дата обращения: 25.01.2018).

16. Меньщикова В. И. Управление социально-экономическим развитием региона: стратегический вектор // Вестник ТГу. 2010. Вып. 12. С. 399—408.

Об авторах

Татьяна Олеговна Дюжина — канд. экон. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный университет, Россия. E-mail: dtodom@mail.ru

Наталия Юрьевна Лукьянова — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия. E-mail: NLukyanova@kantiana.ru

The authors

Dr Tatiana Dukina, Associate Professor, Saint Petersburg State University, Russia. E-mail: dtodom@mail.ru

69

Dr Natalia Lukyanova, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.

E-mail: NLukyanova@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.