ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА INDUSTRY AND REGIONAL ECONOMY
Оценка социально-экономического развития городского округа Краснотурьинск Evaluation of the socio-economic development of the urban district Krasnoturyinsk
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ «УРНА/1
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11001 Рагозина Анастасия Юрьевна,
соискатель, ассистент кафедры экономики труда и управления персоналом. Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г.Екатеринбург, ул.8 Марта/Народной Воли, 62/45. Контактный телефон: 8(908)63-45-549. e-mail: Anastasia453@yandex. ru Ragozina A.Yu.,
applicant, assistant to chair of labour economics and human resource management, Urals State University of Economics 62/45 8 MartaNarodnoy Voli ul., Yekaterinburg, Russia, 620144, Phone: 8(908) 63-45-549, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты оценки социально-экономического развития городского округа Краснотурьинск. Положительная динамика большинства исследованных показателей характеризует социально-экономическое развитие городского округа Краснотурьинск как удовлетворительное, предложены направления для устранения выявленных проблем.
Summary. The article presents the results of the assessment of the socio-economic development of the urban district of Krasnoturyinsk. The positive dynamics of most of the studied indicators characterizes the socio-economic development of the urban district of Krasnoturyinsk as satisfactory, and suggested ways to eliminate the identified problems.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, состав населения, бюджет округа, безработица, оборот продукции, направления развития.
Key words: socio-economic development, population structure, district budget, unemployment, product turnover, development directions.
В соответствии со ст. 3 Устава городского округа Краснотурьинск, Краснотурьинск -это муниципальное образование, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
В состав муниципального образования городской округ Краснотурьинск входят населённые пункты: город Краснотурьинск, посёлок Прибрежный, посёлок Воронцовка, посёлок Шихан, рабочий посёлок Рудничный, посёлок Чернореченск, рабочий посёлок Воронцовка.
Выполним анализ количественного и качественного состава населения городского округа Краснотурьинск (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика численности и состава населения городского округа Краснотурьинск. 2015-2017 г., тыс. чел.
Категория 2015 2016 2017 Изменение, %,
населения 2017/2015
Трудоспособное 34,6 34,4 34,0 -1 = 7
население
Дета 14,2 14,4 14,5 2,1
Пенсионеры 12,9 12,7 12,6 -2,3
Всего населения: 61,7 61,5 61,1 -0,9
Составлено автором с не пользованием материалов сайта Администрации городского округа Краснотурьинск. Режии доступа - ЬйрУ/а^т.кгазпо^шшак.т/
Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что численность населения городского округа Краснотурьинск в исследуемом периоде снижается на 0,9%. Это обусловлено сокращением численности трудоспособного населения на 1,7% пенсионеров - на 2,3%. На рост численности населения практически не оказывает влияния увеличение количества детей на 2,1%.
На рисунке 1 покажем динамику численности населения городского округа Краснотурьинск за период 2015-2017 гг.
Из рисунка 1 наглядно видна тенденция к снижению общей численности населения городского округа Краснотурьинск в исследуемом периоде.
На долю трудоспособного населения в общей структуре населения в исследуемом периоде приходилось:
- в 2015 году - 56,1%,
- в 2016 году - 55,9%,
- в 2017 году - 55,6%.
В таблице 2 кратко охарактеризуем состояние бюджета городского округа Краснотурьинск за период 2015-2017 гг.
Таблица 2 - Характеристика бюджета городского округа
Краснотурьинск, 2015-2017 г.. млн. руб.
№= п-'п Показатель 2015 2016 Изменение, %. 2016/2015 2017 Изменение, %. 2017/2016
1. Доходы, всего: 905.6 954,7 5,1 1058,3
1.1 В т.ч. налоговые доходы 454,3 498Л 8,8 534,7 6,8
1.2 Неналоговые доходы 86,3 167,6 48,5 212,6 21,2
1.3 Безвозмездные поступления 274=0 289,0 5,2 311,0 in od'
2. Расходы, всего 974,2 996,1 2,3 1012,6 1,6
3 Дефицит (-)г профицит (+) -68,6 -41,4 -39:6 -45,7 9,4
Составлено автором с использованием Отчетов Главы городского округа Краснотурьинск оо исполнении бюджетов за 2015-2017 гг. Режим доступа -
http://adm.krasnoturiii3k.ru.'
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что бюджет городского округа Краснотурьинск в изучаемом периоде принимается с дефицитом, который составляет 7,6% от доходной части в 2015 году, 4,3% - в 2016 году, 4,3% - в 2017 году.
Доходная часть бюджета ежегодно увеличивается. В 2016 году такое увеличение составило 5,1% к уровню 2015 года, в 2017 году - 9,8% к уровню 2016 года. В доходной части бюджета преобладают налоговые поступления. Далее по объему следуют безвозмездные поступления и неналоговые доходы.
Расходная часть бюджета также имеет тенденцию к увеличению. Рост расходной части в 2016 году составил 2,3% по отношению к 2015 году, в 2017 году - 1,6% к уровню 2016 года.
Сокращение дефицита бюджета в 2016 и 2017 годах положительно характеризует экономическую основу местного самоуправления в городском округе Краснотурьинск.
В таблице 3 представлено изменение объема отгруженной продукции промышленных предприятий городского округа Краснотурьинск.
Таблица 3 - Объем отгруженной продукции промышленных
предприятий городского округа Краснотурьинск, 2015-2017 гт.; млн. руб
Показатель 2015 2016 2017 Темп роста, % (2017 к 2015)
Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг, млн. руб. 28-652 32758 36964 122,5
В т.ч. предприятия обрабатывающей промышленности 9841 11258 12321 120,1
Предприятия по добыче полезных ископаемых 11690 13629 15799 126,0
Предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды 7025 7737 8547 117,8
Прочие предприятия 96 134 297 167.7
Составлено автором на основании Публичных отчетов Главы городского округа Красногурьинск перед Крас ноту рьинской городской думой за 2015-2017 г. Режим доступа.
- Ьйр://аЛт.ктазпоЛлш5к.ги.''
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что в городском округе Краснотурьинск складывается благоприятная обстановка для деятельности промышленных предприятий. Это обусловлено увеличением объема отгруженной продукции в 2017 году на 122,5% к уровню 2015 года.
Как видно из таблицы 3, в общем объеме отгруженной промышленными предприятиями продукции доминируют предприятия по добыче полезных ископаемых. Наибольшую долю в объеме занимает ЗАО «Золото Северного Урала» - 83,5%. В 2017 году, по сравнению с 2015 годом, объем отгруженной продукции предприятия увеличился на 8%. Произведено 1269 кг серебра, что на 28% больше, чем в 2015 году. Производство золота снизилось на 5% к уровню 2015 года и составило 1219 кг.
Объем отгруженной продукции ОАО «Богословское рудоуправление» (16,4% от общего объема добывающих предприятий) за 2017 год составил 147% к уровню 2015 года. Предприятием произведено 316 тыс. тонн железорудного концентрата, что на 18% превышает показатель 2015 года.
Объем отгруженной продукции артели старателей «Южно-Заозерский прииск» (около 0,1% от общего объема отгрузки добывающих предприятий) за 2017 год снизился по отношению к 2015 году на 12%. Предприятием произведено 2,5 кг золота, что составляет 23% от уровня 2015 года.
Объем отгруженной продукции предприятий обрабатывающих производств в 2017 году увеличился на 120,1% к уровню 2015 года.
Наибольшую долю в объеме традиционно занимают предприятия металлургического производства - 93,8%. Это филиал «БАЗ-СУАЛ» ОАО «СУАЛ», филиал «СУАЛ-ПМ-Краснотурьинск» ООО «СУАЛ-ПМ».
Низкими темпами на территории городского округа Краснотурьинск осуществляется жилищное строительство. В 2017 году на территории городского округа введено в действие 4 индивидуальных жилых дома общей площадью 888 кв.м., что составляет 56% от уровня 2015 года, в том числе 96% жилых домов построено в городской местности.
В таблице 4 проанализируем оборот розничной торговли и общественного питания за 2015-2017 гг.
Таблица 4 - Оборот розничной торговли и общественного питания на территории городского округа Краснотурьннск за 2015-2017 гг.. млн. руб.
Показатель 2015 2016 2017 Темп роста, % (2017 к 2015)
Оборот всего 5036,0 5421,0 579&,0 113,1
В т.ч. оборот предприятий 3719,0 3897,0 3996,0 106,9
розннчнои
торговли
Оборот предприятий 1317,0 1524,0 1802,0 126,9
о ощественного
питания
Составлено авторои на основании Публичных отчетов Главы городского округа Краснотурьннск перед Крас ноту рышской городской думой за 2015-2017 г. Режим доступа
- Ь1тр:/.'adm.krasiiotiJTmsk.ru.'
В 2017 году за счет роста цен оборот розничной торговли и общественного питания вырос по сравнению с 2015 годом на 113,1% и составил 5798 млн. рублей, при этом оборот предприятий розничной торговли увеличился к уровню 2015 года на 106,9%, оборот предприятий общественного питания - на 126,9%.
Используя данные таблиц 1 и 4, модно определить, что в среднем на каждого жителя города в 2015 году продано товаров на сумму 86 тыс.руб., в 2016 году - 88 тыс. рублей, в 2017 году - 95 тыс. рублей.
В структуре оборота розничной торговли и общественного питания свыше 80% составляет доля оборота малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Одним из основных факторов, обеспечивающих положительное влияние на экономический рост, является улучшение ситуации на рынке труда.
Количество официально зарегистрированных безработных граждан представлено в таблице 5.
Таблица 5 — Количество официально зарегистрированных в органах
занятости безработных граждан в городском округе Краснотурьннск за 2015 2017 г.. чел.
Показ ате.тъ 2015 2016 2017 Теин роста. % (2017 к 2015)
Б езработные граждане 1412 13 79 1327 -0,0
В т.ч.
выев о оожденные с предприятий по 345 119 74 -78,6
с окр ащеншо
численно сти
штата
Иные категории безработных 1067 1260 1253 14,8
граждан
Составлено автором с использование!! ОтчетоЕ ГУ «Краснотл-'рышааш центр занятости населения» за 2015-2017 гг. Режим доступа - http :.7www_5zn-ural.ru^ome'slugbaíczü.aspx?CZNF=MzY40
На 01.01.2018 г. в службе занятости населения зарегистрировано 1372 безработных, уровень безработицы составил 3,5%, снизившись к уровню 2015 года на 3,3%.
Проанализируем затраты на реализацию мероприятий по Программе поддержки занятости населения Свердловской области за период 2015-2017гг. (рисунок 2).
В 2017 году затраты на реализацию мероприятий по Программе поддержки занятости населения Свердловской области составили 10,7 млн. руб., что превышает затраты 2015 года на 4,7%. Все предоставленные местному бюджету средства были освоены на 100%. В исследуемом периоде в общественных работах принимали участие:
- 2015 год - 198 человек;
- 2016 год - 214 человек;
- 2017 год - 222 человека.
Положительная динамика большинства исследованных показателей характеризует социально-экономическое развитие городского округа Краснотурьинск как удовлетворительное.
Для устранения выявленных «узких мест» можно выделить следующие приоритетные направления повышения качества жизни, реализация которых позволит наиболее результативно и эффективно повысить уровень воспроизводства населения городского округа Краснотурьинск.
Во-первых, органам местного самоуправления необходимо содействовать уменьшению уровня безработицы, в том числе за счёт поддержки малого бизнеса; целенаправленного инвестирования в отдельные перспективные области хозяйствования; проведения мероприятий по профессиональной ориентации безработных граждан, незанятого населения и учащихся образовательных учреждений; оказания государственных услуг по психологической поддержке и социальной адаптации
безработных граждан; оказания государственных услуг по профессиональному обучению безработных граждан профессиям, востребованным на рынке труда, с правом приоритетного направления на обучение особо нуждающихся в социальной защите граждан.
Данные мероприятия позволят существенно снизить уровень безработицы, величина которой в городском округе Краснотурьинск на сегодняшний день составляет 3,5%.
Во-вторых, органам местного самоуправления необходимо содействовать увеличению реальных доходов населения.
Несмотря на положительную динамику реальных денежных доходов населения городского округа в последние годы они пока отстают от аналогичных среднероссийских показателей. Значительная часть населения (19,5%) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума (по России - 13,2%).
Основные действия местных властей по повышению уровня доходов населения должны быть направлены на стимулирование роста объёмов производства; поддержание местных производителей; развитие инновационной активности предприятий; повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг; повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых инвестиционных программ; более эффективное использование всех имеющихся в городском округе ресурсов.
В-третьих, муниципальным органам власти необходимо повысить уровень обеспеченности граждан комфортным и доступным жильём.
Список литературы
1. Айвазян С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции // Уровень жизни регионов России. - 2012. - № 11. - С. 5-41
2. Баженов, С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С.А. Баженов. - М.: ЭКОС, 2010. - 178 с.
3. Васильев В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации / В.П. Васильев. - М.: ЭКОС, 2011. - 117 с.
4. Васильев А. Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. - М.: Стандарты и качество, 2011. - 211 с.
5. Годовые статистические отчеты Отдела статистики Администрации городского округа Краснотурьинск за 2015-2017 гг. Режим доступа -http://adm.krasnoturinsk.ru/
6. Давыдова Е.В., Давыдов А.А. Измерение качества жизни. - М.: Ин-т социол. РАН, 2009. - С.11-13.
7. Дробышева В.В., Герасимов Б.И. Интегральная оценка качества жизни населения региона. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2011. - 115 с.
8. Злобина Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития / Г.Ю. Злобина. - М.: Социум, 2012. - 96 с.
9. Косов В.В. Динамика качества жизни в субъектах РФ и направленность социальной политики // Мир России. - 2013. - № 2. - С. 50-66.
10. Мироедов А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития / А.А. Мироедов. - М.: Вопросы статистики, 2011. - 125 с.
11. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения / М.Н. Алферова, В.П. Бабинцев, А.А. Белов и др. // Технологии качества жизни. - 2012. - Т. 2. - № 2. - С. 1-10.
12. Отчеты Главы городского округа Краснотурьинск об исполнении бюджетов за 20152017 гг. Режим доступа - http://adm.krasnoturinsk.ru/
Literature
1. Ayvazyan S.A. Analysis of synthetic categories of quality of life of the population of the constituent entities of the Russian Federation: their measurement, dynamics, main trends // The standard of living of Russian regions. - 2012. - № 11. - P. 5-41
2. Bazhenov, S.A. Quality of life of the population: theory and practice / S.A. Bazhenov. - M .: ECOS, 2010. - 178 p.
3. Vasiliev, V.P. Quality and standard of living of the population of the Russian Federation / V.P. Vasiliev. - M .: ECOS, 2011. - 117 p.
4. Vasiliev, AL, Russia in the 21st Century. Quality of life and standardization. - M .: Standards and quality, 2011. - 211 p.
5. Annual statistical reports of the Statistics Department of the Administration of the Krasnoturinsk city district for 2015-2017. Access mode - http://adm.krasnoturinsk.ru/
6. Davydova E.V., Davydov A.A. Measuring the quality of life. - M .: In-t sociol. RAS, 2009. - P.11-13.
7. Drobysheva V.V., Gerasimov B.I. Integral assessment of the quality of life of the population of the region. - Tambov: Publishing House Tamb. state tech. University, 2011. - 115 p.
8. Zlobina G.Yu. Quality of life: structural components and perspective directions of development / G.Yu. Zlobin. - M .: Socium, 2012. - 96 p.
9. Kosov V.V. Dynamics of the quality of life in the subjects of the Russian Federation and the focus of social policy // World of Russia. - 2013. - № 2. - P. 50-66.
10. Miroedov A.A. Quality of life in statistical indicators of socio-economic development / A.A. Miroedov. - M .: Questions of statistics, 2011. - 125 p.
11. On a possible approach to the development of a regional concept and program to improve the quality of life of the population / M.N. Alferova, V.P. Babintsev, A.A. Belov and others. // Technologies of quality of life. - 2012. - V. 2. - № 2. - P. 1-10.
12. Reports on the execution of budgets for 2015-2017 by the Head of the Krasnoturinsk city district Access mode - http://adm.krasnoturinsk.ru/.