Д.А. ИЗОТОВ
Оценка
социально-экономического неравенства регионов Китая: факторный подход
Для Китая с его огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий одним из важнейших факторов экономической политики всегда являлись региональные подсистемы. Опыт пореформенного Китая свидетельствует о том, что поиски оптимальных методов развития региональной экономики, разработка региональной стратегии стали узловыми элементами теории и практики реформы и всего экономического строительства государства.
Отличительная черта китайской экономической реформы - неравномерное распространение экономических преобразований на территории страны. Вследствие этого на протяжении периода реформ (с 1978 г.) дореформенный паритет между регионами страны по ряду социально-экономических показателей подвергся трансформации, вызвав отрыв одних регионов (в которых первоначально стали проводиться рыночные реформы) от других. В настоящее время китайским руководством и научными кругами признается, что региональное неравенство является неблагоприятной ситуацией для экономического развития страны.
В КНР на современном этапе экономических реформ (с 1992 г. по настоящее время) формируются основные контуры региональной политики, направленной на сдерживание региональных неравенств. Одним из процессов, который определяет место и роль Китая в мировой экономике, является процесс региональной дифференциации, поэтому для того чтобы иметь полное представление о развитии страны в целом, необходимо видеть картину динамики социально-экономического неравенства регионов Китая. Поскольку усиление межрегиональных различий ведет
ИЗОТОВ Дмитрий Александрович - старший лаборант-исследователь Института экономической истории ДВО РАН, Хабаровск.
44
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(39)/2007
к ряду негативных социальных и экономических последствий1, представляется важным проанализировать процессы, происходящие в данной сфере в условиях переходной экономики в рамках долгосрочного периода 1979-2004 гг. (26 лет), оценив основные параметры процесса межрегионального расслоения, а также определив основные факторы, формирующие его динамику.
Традиционно при исследовании межрегиональных и межстрановых различий анализируется динамика среднедушевых показателей производства2. Другим показателем, характеризующим результаты экономической деятельности, являются среднедушевые доходы населения3. Теоретически оба показателя должны быть тесно связаны друг с другом, однако анализ показал, что в Китае регионы с более высоким уровнем доходов населения не обязательно имеют более высокий уровень среднедушевого производства. Исходя из этого оценка динамики регионального неравенства Китая проводилась по двум показателям: среднедушевому производству валового регионального продукта (ВРП) в сфере производства, и по заработной плате рабочих и служащих в сфере формирования доходов населения4.
Распределение региональных значений душевых объемов ВРП по отношению к среднему по Китаю уровню характеризуется нарастающей асимметричностью. На протяжении 26 лет рыночных
1 Варианты отрицательного воздействия неравенства (в т. ч. пространственного) на продуктивность экономики см.: Iradian, G. Inequality, Poverty, and Growth: Cross-Country Evidence. Middle East and Central Asia Department. IMF Working Paper. February 2005; Abreu, M.; Groot, H.L.F. de; Florax, R. (2005). Space and Growth: A Survey Of Empirical Evidence And Methods // Region Et Developpement №21; Chong, A.; Gradstein, M. Inequality, Institutions, and Informality. Inter-American Development Bank, Banco Interamericano de Desarrollo (BID), Research Department, Departamento de Investigation. Working Paper #516. September 2004.
2 См. например: Williamson, J.G. (1965). Regional Inequality and The Process Of National Development // Economic Development and Cultural Change, No. 13(2). - P. 3-83; Sala-i-Martin, X. (2002). The Disturbing “Rise” Of Global Income Inequality. NBER Working Paper Series. Working Paper 8904. Cambridge, April. [Электронный ресурс]. - www.fordham.edu/economi-cs/basu/trial_web /sala1.pdf; Milanovic, B. (2004). Half a World: Regional Inequality In Five Great Federations. World Bank and Carnegie Endowment for International Peace. April. [Электронный ресурс]. - ideas.repec.org/p/wpa/wuwpur/0404002.html; Kanbur, R.; ZhangX. (2003). Fifty Years Of Regional Inequality In China: A Journey Through Central Planning, Reform And Openness. [Электронный ресурс]. - http://people.cornell.edu/pages/sk145/papers/Halfcentury81.pdf. и др.
3 Поскольку в статистических ежегодниках Китая не содержится информации по значениям среднедушевого дохода по регионам страны в 1979-1994 гг., то в качестве «заменителя» данного показателя в исследовании выступит показатель «заработная плата рабочих и служащих», поскольку он тесно коррелирован (r=0,94) с доходом на промежутке 1995-2004 гг.
4 Поскольку только к 1997 г. в Китае стал насчитываться 31 регион, недостающая статистическая база с 1979 г. по 1996 г. была уточнена и представлена в China Compendium of Statistics (1949-2004). Compiled by Department of Comprehensive Statistics of National Bureau of Statistics of China. China Statistics Press, 2005.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
45
реформ среднедушевое производство валового регионального продукта примерно трети китайских регионов превышало средний по Китаю уровень, причем доля этой группы регионов в производстве суммарного ВРП страны увеличилась с 1/2 в 1979 г. до 3/4 в 2004 г. (табл. 1). В 1990-е годы сформировалась группа наиболее динамично развивающихся провинций Китая, к которой относятся: Гуандун, Цзянсу, Чжецзян, Фуцзянь и Шаньдун, причем первые три провинции к 2004 г. вошли в группу с самым высоким в стране значением ВРП на душу населения.
Заметно растет в Китае доля наиболее бедных регионов по ВРП на душу населения: к 2004 г. по сравнению с годом начала реформ (1979 г.) в два раза (с 8 до 16) увеличилось число регионов КНР, производящих менее 3/4 ВРП на душу населения. К этой группе регионов относятся провинции и автономные районы центральной и западной части Китая, в которых проживает около половины населения страны.
Таблица 1
Распределение ВРП по группам регионов КНР относительно средней по стране величины ВРП на душу населения
Группы регионов по отношению к среднему по стране ВРП на душу населения, % 1979 г. 1992 г. 2004 г.
число регионов в группе доля в суммарном ВРП, % доля в населении, % число регионов в группе доля в суммарном ВРП, % доля в населении, % число регионов в группе доля в суммарном ВРП, % доля в населении, %
Более 150 4 18,9 6,3 5 24,0 11,9 6 41,9 19,1
125-150 1 4,8 3,3 2 13,3 9,6 3 20,8 13,1
100-125 7 27,1 25,2 5 16,9 15,1 2 10,3 8,2
75-100 11 26,6 30,6 7 15,5 17,6 4 10,4 10,1
50-75 8 22,7 34,6 11 28,8 42,9 14 14,4 44,5
Менее 50 0 0 0 1 1,4 2,9 2 2,3 5,0
Всего 31 100 100 31 100 100 31 100 100
Рассчитано по: China Compendium of Statistics (1949-2004). Compiled by Department of Comprehensive Statistics of National Bureau of Statistics of China. China Statistics Press, 2005.
Следующим показателем, по которому проводилась оценка динамики регионального неравенства Китая, является заработная плата рабочих и служащих. Как и по показателю среднедушевого ВРП, по величине заработной платы устанавливается заметное расслоение между регионами КНР в условиях переходной экономики (табл. 2).
46
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(39)/2007
Таблица 2
Распределение заработной платы рабочих и служащих КНР по группам регионов относительно средней заработной платы по стране
в годы реформ
Группы регионов по отношению к средней зарплате по стране, % 1979 г. 1992 г. 2004 г.
число регионов в группе доля в фонде оплаты труда, % доля в рабочих и служащих, % число регионов в группе доля в фонде оплаты труда, % доля в рабочих и служащих, % число регионов в группе доля в фонде оплаты труда, % доля в рабочих и служащих, %
Более 150 0 0 0 1 5,4 3,4 3 12,8 7,0
125-150 2 1,0 0,7 3 12,7 9,1 3 18,8 13,4
100-125 14 50,5 46,4 9 26,7 25,7 2 6,5 5,8
75-100 15 48,5 52,9 18 55,2 61,8 21 56,8 66,8
50-75 0 0,0 0,0 0 0,0 0,0 2 5,2 7,0
Всего 31 100 100 31 100 100 31 100 100
Рассчитано по: China Compendium of Statistics (1949-2004). Compiled by Department of Comprehensive Statistics of National Bureau of Statistics of China. China Statistics Press, 2005.
За годы реформ число регионов, характеризующихся более высокой, чем в среднем по стране, заработной платой рабочих и служащих, сократилось в 2 раза: с 16 в 1979 г. до 8 в 2004 г. На начальном этапе реформ показатель заработной платы рабочих и служащих не был выше в тех регионах, где выше среднедушевой ВРП. Так, выделялся целый ряд наиболее отсталых в сфере производства регионов западной части страны (6 провинций и автономных районов), имеющих наибольшую в стране заработную плату рабочих и служащих, что было связано с доплатами из бюджетов страны различных уровней. К 2004 г. ситуация изменилась: в когорте регионов с наибольшим уровнем заработной платы рабочих и служащих из западной части страны осталось всего два региона - Тибет и Цинхай, а место прежних регионов заняли провинции приморской полосы с самым высоким в стране значением ВРП на душу населения - Гуандун, Цзянсу и Чжецзян. Главным источником увеличения неравенства являются регионы, расположенные в центре Китая: в 2004 г. в провинциях Цзянси и Хубэй была самая низкая в стране заработная плата рабочих и служащих (менее 3/4 от средней заработной платы по стране).
Безусловно, рассмотренная динамика межрегионального неравенства социально-экономического положения регионов Китая обусловлена изменениями, произошедшими в экономике КНР за время реформы, т. е. воздействием различных факторов. Набор факторов, рассматриваемых в литературе в качестве причин усиления или сокращения межрегиональных различий,
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
47
чрезвычайно обширен и включает факторы экономического, социального, политического характера.
Возможности выбора факторов, включаемых в исследование, ограничены доступной статистической базой. Региональная статистика в Китае беднее национальной, поэтому количество статистических показателей, включенных в рассмотрение и их набор были в значительной мере определены, помимо содержательных посылок исследования, наличием исходной информации. Автор располагал одним набором статистических данных для интервала 1979-2004 гг., включающим две группы факторов: 1) связанные с общим ходом экономических реформ (макроэкономические); 2) отражающие влияние центральных органов власти на динамику регионального неравенства.
К первой группе факторов были отнесены структурные переменные (значения производства в первичном, вторичном и третичном секторах), переменные, отражающие взаимодействие регионов с внешними рынками товаров и капитала (экспорт, прямые иностранные инвестиции), расходы на конечное потребление домашних хозяйств, динамика цен и инвестиции в основные фонды.
Во вторую группу входят факторы, связанные с государственной региональной политикой, которая осуществляется через множество параметров. К их числу относятся все виды государственных расходов, осуществляемых в регионе по различным каналам: социальные трансферты населению региона, межбюджетные трансферты, инвестиции из центрального и региональных бюджетов, из внебюджетных фондов. Но в региональной статистике КНР возможности измерения этого фактора весьма ограничены, поэтому нами были использованы доступные показатели, связанные с проводимой по отношению к региону экономической политикой центрального правительства. Наиболее подходящими в этой связи представляются показатели среднедушевых доходов и расходов региональных бюджетов, которые отражают доходную базу региона, межбюджетные трансферты и уровень государственных расходов в регионе; среднедушевые государственные расходы на конечное потребление (включающие расходы на «общественные» блага).
Для количественной оценки факторов, определяющих межрегиональное неравенство показателей ВРП и заработной платы рабочих и служащих, использовалась простая регрессионная модель:
N
Yrt = fit) + XfinrtXnrt + Srt
n-0
где r - регион, t - год, n - номер объясняющей переменной, Yt - отклонение регионального показателя от среднего (Y IY , ), X „ - объ-
ясняющие переменные, £rt - остаточный член.
48
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(39)/2007
Относительно характера действия этих факторов принята следующая гипотеза: и макроэкономические факторы, и факторы, связанные с региональной политикой, могут оказывать как стабилизирующее, так и дестабилизирующее влияние на региональное социально-экономическое неравенство КНР.
Анализ факторов показал, что региональная политика оказывает на региональные процессы меньшее влияние, чем макроэкономическая политика государства. В макроэкономической политике выделяются факторы, которые смягчают межрегиональное неравенство. В сфере производства это среднедушевые инвестиции, динамика розничных цен и расходы домашних хозяйств на конечное потребление; в сфере доходов - производство в промышленности и сфере услуг; в результате анализа выделен лишь один фактор региональной политики, снижающий межрегиональное неравенство в сфере производства и сфере доходов, - доходы региональных бюджетов.
Анализ процессов межрегиональной дифференциации регионов Китая показал, что за время экономических реформ имеется тенденция к усилению межрегиональных различий по объемам среднедушевого ВРП и доходам населения. Набор переменных, на основе которых проводилась оценка факторов, определяющих межрегиональную дифференциацию, включал две группы показателей: 1) связанные с результатами реформ в регионах, и 2) связанные с результатами региональной политики. Анализ факторов, воздействующих на межрегиональную дифференциацию КНР, свидетельствует об ограниченных возможностях воздействия на результирующие показатели неравенства мерами кратко- и среднесрочной региональной политики. Вероятно, проблема сглаживания межрегиональных различий Китая должна решатьсяна основе мер как долгосрочной региональной политики, так и структурной и инвестиционной.